Укладка труб на земляные призмы

Обновлено: 02.07.2024

СНиП III-42-80 : Прокладка трубопроводов в особых природных условиях

9.1. Болота по характеру передвижения по ним строительной техники делятся на следующие типы:

1-й — болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением 0,02—0,03 МПа (0,2—0,3 кгс/см2) или работу обычной техники с помощью щитов, сланей или дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);

2-й — болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по щитам, сланям или дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);

3-й — болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой, допускающие работу только специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств.

9.2. Подземная прокладка трубопроводов в зависимости от времени года, методов производства работ, степени обводненности, несущей способности грунта и оснащенности строительного участка оборудованием осуществляется следующими способами:

укладкой с бермы траншеи или лежневой дороги;

протаскиванием по дну траншеи;

укладкой в специально создаваемую в пределах болота насыпь.

Способ прокладки трубопровода определяется проектом.

9.3. Прокладку трубопроводов на болотах и обводненных участках следует производить преимущественно в зимнее время после замерзания верхнего торфяного покрова; при этом необходимо предусматривать мероприятия по ускорению промерзания грунта на полосе дороги для передвижения машин, а также выполнять мероприятия по уменьшению промерзания грунта на полосе рытья траншеи.

9.4. Для устройства основания и засыпки наземного трубопровода запрещается использовать мерзлый грунт с комьями размером более 50 мм в поперечнике.

9.5. При сооружении подземных трубопроводов на болотах, обводненных участках трассы и участках с высоким уровнем грунтовых вод допускается укладка трубопровода непосредственно на воду с последующим погружением на проектные отметки и закреплением. Методы укладки и конкретные места балластировки таких трубопроводов определяются проектом и уточняются проектом производства работ.

9.6. Засыпка трубопроводов, уложенных в траншею на болотах в летнее время, осуществляется: бульдозерами на болотном ходу; одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах, перемещающихся вдоль трассовой дороги; одноковшовыми экскаваторами на сланях с перемещением непосредственно вдоль траншеи; с помощью легких передвижных гидромониторов путем смыва грунта в траншею, а в зимнее время после промерзания грунта—бульдозерами, одноковшовыми экскаваторами и роторными траншеезасыпателями.

9.7. Работы в горных условиях следует выполнять в период наименьшей вероятности появления на каждом участке производства работ селевых потоков, горных паводков, камнепадов, продолжительных ливней и снежных лавин.

9.8. На период строительства должны быть организованы службы безопасности, оповещения, аварийно-спасательная, медобслуживания и др. При появлении признаков возможного стихийного бедствия (сель, паводок, лавина и т.д.) или предупреждении об этом спецслужб люди и машины должны быть немедленно вывезены в безопасное место.

9.9. При работе на продольных уклонах более 15° следует производить анкеровку машин. Количество анкеров и метод их закрепления определяются проектом.

Допускается работа бульдозера на продольных уклонах до 35° без анкеровки.

При работе в скальных грунтах на продольных уклонах более 10° устойчивость экскаваторов должна проверяться на скольжение.

9.10. На участках трассы, пересекающих горные реки, русла и поймы селевых потоков, не допускаются разработка траншей, вывозка и раскладка труб и секций трубопроводов в задел.

9.11. Направление валки деревьев на склонах крутизной до 15° назначается в зависимости от наклона дерева и способа дальнейшей транспортировки хлыстов.

На уклонах крутизной свыше 15° валка деревьев должна производиться только вершиной к подошве склона.

9.12. На уклонах с крутизной более 22°, а в зимнее время более 15° трелевка хлыстов деревьев вдоль склона тракторами не допускается.

9.13. При строительстве трубопроводов на косогорных участках с поперечным уклоном более 8° должны устраиваться полки со съездами и въездами согласно проекту.

Для возможности разъезда встречных машин на полках должны предусматриваться устройства съездов (въездов) не реже, чем через 600 м, или уширения протяженностью не менее 15 м.

9.14. В случае появления оползневых процессов или обнаружения несоответствия состава грунта проектным данным во время производства работ все работы необходимо прекратить и на место вызвать представителей проектной организации и заказчика для принятия соответствующих решений.

9.15. При срезке склонов балок и оврагов разработанный грунт должен удаляться в места, предусмотренные проектом.

9.16. Разработку грунта (не требующего предварительного рыхления или после рыхления) при сооружении полок на косогорах с поперечным уклоном от 8 до 18° следует производить бульдозерами; с поперечным уклоном более 18°—одноковшовыми экскаваторами с прямой лопатой; при необходимости работу экскаватора можно совмещать с работой бульдозера.

9.17. Рыхление скальных грунтов при разработке полок следует выполнять взрывами шпуровых зарядов, исключающих возможность появления трещин в породах, прилегающих к месту взрыва.

Масса допустимого эквивалентного заряда одновременно взрываемой группы одиночных шпуровых зарядов должна определяться проектом производства работ.

Применение массовых взрывов на выброс для образования полок не допускается.

9.18. Рыхление скальных грунтов взрывами шпуровым методом производится одновременно под траншеи для трубопровода и кабеля связи.

Разработка траншеи под кабель связи производится после засыпки трубопровода.

Крутизна откосов траншей в скальных грунтах устанавливается проектом.

При производстве взрывных работ по устройству траншей и полок для вторых ниток трубопроводов величину зарядов следует назначать с учетом сейсмического воздействия на действующий трубопровод.

9.19. Разработку траншей на продольных уклонах до 35° в грунтах, не требующих рыхления, следует производить одноковшовыми или роторными экскаваторами, в предварительно разрыхленных грунтах — одноковшовыми экскаваторами. При продольных уклонах более 35°— бульдозерами (ширина траншей по дну принимается равной ширине ножа бульдозера) или специальными приемами, разрабатываемыми в проекте и в проекте производства работ.

На уклонах более 22° для обеспечения устойчивости одноковшовых экскаваторов их работа допускается при прямой лопате только снизу вверх по склону, ковшом вперед по ходу работ, а при обратной лопате—только сверху вниз по склону, ковшом назад по ходу работ.

Работа роторных экскаваторов должна во всех случаях производиться сверху вниз.

9.20. В местах сварки потолочных стыков и захлестов в траншее необходимо устраивать уширения в сторону верхнего откоса косогора, принимая необходимые меры против обрушения стенок траншей.

9.21. Вывозка труб на полки до разработки траншей не допускается.

При расположении отвала грунта из траншей в зоне проезда для обеспечения работы машин должна выполняться предварительная планировка отвала по полке.

9.22. При работах по очистке, изоляции и опусканию трубопровода раздельным или совмещенным методом на продольных уклонах свыше 15° должны приниматься меры против продольного смещения трубопровода, трубоукладчиков, очистных и изоляционных машин.

Количество трубоукладчиков в колонне при очистке и изоляции трубопроводов на уклонах более 30° должно быть больше не менее чем на 1 трубоукладчик по сравнению с их количеством при нормальных условиях производства работ.

9.23. Сборку и сварку труб и секций трубопроводов в нитку на уклонах до 20° следует производить снизу вверх по склону, подавая трубы или секции сверху вниз, при большей крутизне — на промежуточных горизонтальных площадках или на горизонтальных площадках вершины гор с последующим протаскиванием подготовленной плети трубопровода.

9.24. Сборка и сварка плетей трубопровода на поперечных лежках, уложенных над траншеей, допускается на участках с крутизной косогора более 18°, где использование полунасыпи для пропуска механизмов невозможно; в этих случаях сварка труб в секции может также производиться на соседних с косогором удобных участках с последующей доставкой секций трубопровода к месту укладки.

9.25. Проходческие и общестроительные работы по устройству тоннелей, а также их временное крепление необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП II-44-78, СНиП III-44-77.

9.26. После производства взрывных работ в тоннелях следует устраивать искусственную вентиляцию.

9.27. Монтаж трубопроводов в тоннелях должен производиться протаскиванием постепенно наращиваемой снаружи тоннеля плети по постоянным или временным опорам.

9.28. Предварительное гидравлическое испытание трубопровода следует производить непосредственно в тоннеле.

9.29. Рытье траншей в грунтах II типа просадочности разрешается после окончания предусмотренных проектом работ, обеспечивающих сток поверхностных вод и предотвращение попадания их в траншею как в период строительства, так и в период эксплуатации.

Рытье траншей в грунтах II типа просадочности должно выполняться с расчетом немедленной (не более одной смены) укладки и засыпки трубопровода.

9.30. В грунтах I типа просадочности рытье траншей ведется как на обычных непросадочных грунтах.

9.31. Засыпка траншей грунтом II типа просадочности должна производиться с уплотнением до естественной плотности грунта.

9.32. В барханных и грядовых песках по всей ширине строительной полосы должна выполняться планировка с целью удаления подверженных выдуванию частей барханов до уровня межгрядовых понижений, а также обеспечения беспрепятственного прохода строительных колонн и транспортных средств.

Удаляемая часть барханов должна складываться в межгрядовых понижениях вне строительной полосы. Объем планировки устанавливается проектом.

9.33. В сухих сыпучих песках, во избежание заносов траншей, их рытье следует производить с заделом не более чем на одну смену.

9.34. На поливных землях работы, как правило, должны производиться в периоды полного прекращения поливов, в другие промежутки времени — по согласованию с землепользователем.

9.35. До начала работ по сооружению трубопроводов на поливных землях должны быть проведены мероприятия по предохранению строительной полосы от поливных вод, а также по пропуску через нее воды, поступающей из каналов и других сооружений пересекаемой оросительной системы.

9.36. Насыпи на сорах следует возводить в два этапа, сначала на высоту до проектной отметки низа трубы с обеспечением сквозного проезда по насыпи, затем, после укладки трубопровода в проектное положение, насыпь необходимо досыпать до проектной отметки.

9.37. Для производства строительно-монтажных работ должны использоваться машины, как правило, в северном исполнении, предназначенные для работы при низких температурах и в специфических условиях вечномерзлых грунтов.

9.38*. При составлении технологических карт (схем) на разработку траншей на конкретных участках необходимо учитывать прочностные свойства вечномерзлых грунтов, параметры траншеи, оснащенность землеройной и буровой техникой, ее производительность, а также установленные темпы работ.

9.39*. При механической обработке торцов труб под сварку минусовые допуски размеров конструктивных элементов подготавливаемых кромок не допускаются.

При необходимости вварки в трубопровод патрубков (прямых вставок) форма подготавливаемых кромок труб и патрубков должна соответствовать требованиям ГОСТ 16037—80 и технических условий на трубы.

9.40*. В проектах производства работ на строительство подводных переходов на участках вечномерзлых грунтов должны быть учтены:

характеристики вечномерзлых грунтов (состав, структура залегания, температурный режим, наличие подземных льдов и термокарстов, наличие наледей и их режим и др.);

состояние вечномерзлых грунтов после оттаивания;

температурный режим района;

мощность, характер и время образования снежного покрова;

толщина, прочность и несущая способность ледяного покрова;

продолжительность летнего периода;

необходимость сохранения растительного покрова на пойменных участках залегания ледонасыщенных грунтов.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Ведомственные нормы (ВСН) распространяются на сооружение в условиях вечной мерзлоты магистральных стальных трубопроводов в соответствии с п. 1.1. СНиП III-42-80, а также промысловых стальных трубопроводов в соответствии с пп. 1.1. и 1.2. "Строительство промысловых стальных трубопроводов. Технология и организация" ВСН 005-88/Миннефтегазстрой.

1.2. Требования настоящих ВСН не распространяются на сооружение подводных трубопроводов, выполняемых с применением специальных подводно-технических средств, а также на внутриплощадочные трубопроводы газовых и нефтяных месторождений, сооружение которых должно осуществляться в соответствии с действующими нормами.

1.3. При выполнении взрывных работ следует руководствоваться "Едиными правилами безопасности при взрывных работах", утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Внесены отделом технологии строительства

Утверждены приказом Миннефтегазстроя № 332
от 1 декабря 1988 г.

Срок введения в действие
1 января 1989 г.

1.4. Требования к технологическим процессам сварки, сооружения подводных переходов, очистки полости и испытания, а также контроля качества регламентируются в следующих ВСН:

"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка" ВСН 006-88/Миннефтегазстрой; "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" ВСН 012-88/Миннефтегазстрой, "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание" ВСН 011-88/Миннефтегазстрой, "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы" ВСН 010-88/Миннефтегазстрой.

1.5. Ширина полосы отвода земель на период строительства магистральных и промысловых трубопроводов определяется проектом в соответствии с требованиями СН 452-73, специфики их сооружения и способов прокладки, необходимости проведения мероприятий по защите от снегозаноса.

транспортировка труб, грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;

заготовка грунта в резервах для отсыпки насыпей под поверхностные опоры;

сварка и изоляция труб в секции на стационарных базах;

изготовление и изоляция гнутых отводов и кривых вставок;

сборка, изоляция и испытания укрупненных линейных крановых узлов, узлов подключения КС и других конструкций;

ремонт и подготовка строительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях.

В зимний период при промерзании деятельного слоя осуществляются линейные трассовые работы:

расчистка и планировка строительной полосы;

развозка секций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;

бурение скважин под установку свай;

установка свайных и устройство поверхностных опор;

сварочно-монтажные работы на трассе, трассовая изоляция стыков труб, изоляция, укладка и закрепление трубопровода в проектном положении, теплоизоляция трубопровода, очистка полости и испытание.

2. ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Транспортные, погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с требованиями разд. 5 СНиП III-42-80.

2.2. На участках транспортировки грузов со спусками и подъемами 10 - 20° необходимо применять дежурные гусеничные тракторы, с помощью которых транспортные средства преодолевают эти участки.

2.3. При эксплуатации транспортных средств в зимний период для повышения тягово-сцепных свойств допускается применять шины с шипами противоскольжения, разработанные в отрасли.

2.4. Трубы (секции) малых диаметров (32 - 325 мм) следует перевозить пакетами или в контейнерах в соответствии с государственными стандартами и технологическими условиями на трубы.

2.5. Складирование труб осуществляют на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотрены водоотводы от поверхностного стока. При укладке в штабеля трубы располагают в поперечном направлении к проезжей части склада. Внутренняя полость трубных секций должна быть защищена от попадания снега с помощью инвентарных заглушек.

2.6. Транспортировка теплоизолированных трубных секций с целью исключения повреждения тепловой изоляции должна осуществляться в специальных кассетах, исключающих их продольное и поперечное перемещения, а также деформации тепловой изоляции в местах опирания.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3.1. Дополнительно к работам, изложенным в разд. 2 СНиП 3.01.01-85 и разд. 2 СНиП III-42-80, в районах распространения вечномерзлых грунтов проводятся следующие работы: геодезические разбивочные с восстановлением и закреплением оси зимней технологической дороги; разбивка и закрепление размещения карьеров, находящихся за пределами строительной полосы; заготовка и осушение грунта в карьерах; укрупнение и повышение технологической готовности конструкций и материалов; промораживание или осушение заболоченных и переувлажненных плохозамерзающих участков, подготовка оснований под насыпи; сооружение зимних технологических дорог.

3.2. Временные реперы на вечномерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работ устраиваются в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней. Глубина заложения и конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должна обеспечивать отсутствие их вертикальных перемещений при процессах лучения.

3.3. Перед началом строительных работ необходимо: а) провести обследование трассы визуальным осмотром в натуре, инструментальными замерами для уточнения характера местности и мерзлотно-грунтово-геологических: критериев (в частности, группы грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков, протяженности участков с льдонасышенными грунтами, наличия ледяных линз и погребенных льдов); б) определить возможность применения местных грунтов для сооружения дорог, подсыпки траншей и присыпки трубопроводов, глубину оттаивания грунтов, залесенность, глубину и ширину зеркала воды на переходах.

Результаты обследования необходимо сравнить с проектными данными, и если отклонения существенные, то необходимо скорректировать объемы работ и технологические решения, заложенные в проектах организации и производства работ, и при необходимости разработать дополнительные мероприятия по выполнению неучтенных видов строительно-монтажных работ.

3.4. Заготовку и осушение грунта для производства работ в зимний период производят преимущественно в карьерах в летний период послойной разработкой и формированием буртов.

3.5. На лесных участках трансы должны быть проведены работы по вырубке леса. Расчистку полосы строительства от леса и кустарника осуществляют с сохранением корневой системы за исключением зоны расположения траншеи под трубопровод.

3.6. Планировку полосы отвода для прохода строительной техники следует осуществлять в основном за счет устройства грунтовых насыпей из привозного грунта. Планировка микрорельефа со срезкой неровностей допускается только по полосе будущей траншеи; на остальной части полосы отвода планировка микрорельефа осуществляется за счет формирования уплотненного снежного покрова. Уплотнение насыпного грунта следует выполнять послойно путем многократных проходов колесных или гусеничных транспортных средств.

3.7. Защиту строительной полосы от снежных заносов, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с требованиями проекта производства работ на основании данных о розе ветров и объемах снегопереноса.

Для расчистки снега могут быть использованы шнекороторные снегоочистные машины, бульдозеры, путепрокладчики типа БАТ, прицепные снегоочистительные угольники.

3.8. Промораживание плохозамерзающих участков трассы осуществляют проминкой мохорастительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 кгс/см 2 и удалением оседающего на полосе отвода снежного покрова. При этом убираемый снег необходимо разравнивать. Снежные отвалы высотой более 1 м рекомендуется осуществлять с откосами 1:6.

3.9. Устройство временных дорог на вечномерзлых грунтах следует проводить без снятия мохорастительного покрова. Зимние снеголедовые дороги в зависимости от их расположения на местности и величины снегопереноса сооружают в нулевых отметках или насыпях.

3.10. При строительстве зимних технологических дорог в нулевых отметках следует преимущественно ограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующим уплотнением снежного покрова до плотности не ниже 0,6 г/м 3 .

Ширину проезжей части технологических дорог определяют проектом с учетом технико-экономического обоснования и местных условий (розы ветров, снегопереноса. рельефа местности, направления прокладки и поперечного профиля дороги), наличия строительных и дорожных машин, комплекса выполняемых снегозащитных мероприятий.

3.11. Сооружение зимних снеголедовых дорог в насыпи из снега производится в условиях повышенного снегопереноса (более 600 м 3 /м). Крутизна откосов должна составлять 1:6.

3.12. На залесенных участках трассы при наличии лесопорубочных материалов необходимо сооружать зимние технологические дороги продленного срока эксплуатации с устройством теплоизолирующего слоя из лесопорубочных остатков (древесные опилки, щепа, ветки деревьев и тонкомерная древесина). Слой укладывают на промороженное естественное основание зимней дороги толщиной 0,15 - 0,20 м, затем производят отсыпку на этот слой снегольда или смеси снегольда с добавками мохового очеса, древесных опилок или щепы. Толщина снегольда или смеси снегольда с опилками должна быть не менее 0,3 - 0,4 м (при плотности не менее 0,7 г/см 3 в верхних слоях и не менее 0,5 г/см 3 в нижних слоях покрытия).

3.13. При строительстве и эксплуатации ледовых переправ через реки, ручьи, озера несущая способность льда определяется в соответствии с "Инструкцией по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и северо-востока СССР ВСН 137-77/Минтрансстрой.

При толщине льда меньше минимально допустимой усиление переправы проводится армированием или намораживанием. Толщина намороженного слоя льда не должна превышать 40 % от толщины естественного слоя.

4. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

4.1. Для обеспечения одновременного производства буровзрывных и сварочно-монтажных работ, подвоза грунта для устройства мягкого основания дна траншеи и выполнения работ по очистке траншеи от снега монтаж нитки трубопровода допускается на расстоянии 10 - 12 м от бровки траншеи, но в пределах полосы отвода.

4.2. Монтаж нитки трубопровода на снежных или грунтовых опорах должен осуществляться с обязательным применением страховочных опор, устанавливаемых под монтируемым стыком.

4.3. Монтаж ригелей и опорных элементов надземного трубопровода должен выполняться после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.

4.4. Монтаж надземных трубопроводов диаметром 530 мм и более разрешается производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать из отдельных труб или двухтрубных секций.

4.5. В местах монтажа компенсаторов надземных трубопроводов необходимо оставлять технологические разрывы. Сварочные работы при монтаже компенсаторов должны выполняться с применением наружных центраторов.

4.6. Сварку замыкающих стыков следует производить при температуре окружающего воздуха, регламентированной в проектной документации.

Замыкающий шов запрещено выполнять на трубах с различной толщиной стенки, а также в составе компенсатора.

4.7. После завершения монтажа трубопровода на опорах выполняется подводка ригелей под трубопровод с заданным усилием, величина которого указывается в рабочих чертежах.

4.8. Монтаж трубопроводов диаметром до 89 мм (метанолопроводы, ингибиторопроводы и т.д.) осуществляют с одновременным протягиванием нитки трубопровода вдоль опор, после чего осуществляется укладка ее на опоры.

5. ОЧИСТКА И ЗАЩИТА ПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГА И НАЛЕДИ

5.1. Очистка полости труб от снега и наледи, как правило, должна производиться на трубосварочной базе до сварки одиночных труб в секции. Очистка может осуществляться либо механическим способом, либо с применением импульсного или теплового воздействия.

5.2. Полость секций труб после их сварки на трубосварочной базе защищается установкой инвентарных внутритрубных заглушек. Инвентарными внутритрубными заглушками защищаются также полости укрупненных трубных блоков и крановых узлов.

5.3. Секции труб вывозят на трассу с установленными внутритрубными заглушками. Снимают заглушки непосредственно перед установкой секций труб на штангу центратора или сварочной машины. Допускается вынимать заглушки перед вывозкой секций труб. В этом случае раскладку секций труб осуществляют встык с установкой между ними прокладки, обеспечивающих сохранность торцов, а также выполняют мероприятия, обеспечивающие защиту полости от снегозаноса.

5.4. После окончания сварочно-монтажных работ в свободный конец монтируемого трубопровода устанавливают инвентарную внутритрубную заглушку для предохранения от попадания снега в период между рабочими сменами.

5.5. Снятые на трассе при монтаже трубопровода заглушки собирают и вывозят на трубосварочную базу.

6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

6.1. Земляные работы при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов следует выполнять в соответствии с разд. 3 СНиП III 42-80 и настоящим разделом.

6.2. Предварительное рыхление грунта необходимо осуществлять одноковшовыми экскаваторами при разработке грунта под траншею в зимний период.

6.3. Предварительное рыхление грунта, как правило, должно осуществляться буровзрывным или щелевзрывным способом. При глубине разработки грунта менее 1,3 м и его прочности до 300 ударов по плотномеру ДорНИИ допускается механическое рыхление грунта бульдозерами-рыхлителями.

6.4. Определение наиболее целесообразных параметров взрыва для каждых конкретных условий рыхления вечномерзлого грунта осуществляется пробным взрыванием. Основные расчетные параметры взрыва для рыхления вечномерзлых грунтов, подлежащие уточнению опытным взрыванием, приведены в табл. 1.

6.5. Разработка траншей в зимний период землеройной техникой непрерывного действия осуществляется без предварительного рыхления грунта. Если разработка траншеи требуемого профиля за один проход невозможна, рекомендуется применять дифференцированный способ рытья роторными экскаваторами с различной шириной рабочих органов.

Укладка труб на земляные призмы

ОТВЕТ ИНЖЕНЕРУ – будьте первым.

Укладочные работы

  • Процесс укладки трубопровода в траншею может осуществляться либо цикличным методом, либо непрерывно.
  • В первом случае трубоукладчики, входящие в состав колонны, оснащаются мягкими монтажными полотенцами, во втором случае – грузозахватной оснасткой роликового типа (троллейными подвесками или катковыми полотенцами). Ролики (катки) этих устройств должны иметь эластичную контактную поверхность (например, за счет использования полиуретановых бандажей, в виде авиашин или так называемых «массивных шин»).
  • При использовании цикличных методов возможны два способа:

Призмы разрешается использовать при соблюдении следующих условий:

а) должно быть обеспечено устойчивое положение монтируемого трубопровода;

б) сооружение должно быть из грунта с использованием экскаватора с уплотнением их при помощи ковша экскаватора (надавливание сверху).

В качестве материала призм запрещается использовать:

Коэффициент уплотнения грунта призмы должен быть не менее 0,8. Плотность –
не менее 1,4 т/м 3 . Физико-механические свойства грунтов определяются исходя из данных инженерных изысканий по трассе трубопровода.

Проверку уплотнения и плотности грунта призм необходимо осуществлять
в следующих объемах:

Размеры призмы должны быть не менее 1,7х1,7 м в нижнем основании и не менее
1,2х1,2 м в верхнем основании.

Расстояние между призмами не более 6,5 м.

Высота призм должна обеспечивать минимальное расстояние 0,5 м от нижнего края трубы до поверхности земли независимо от профиля трассы.

В случае применения грунта с фракциями от 20 до 40 мм с целью исключения повреждения изоляции обязательно применение прокладки между телом трубы и призмой из тканных или нетканых синтетических материалов толщиной не менее 3 мм или мешков, наполненных песчаным грунтом размером, превышающим пятно опирания тела трубы на призму в поперечном направлении не менее чем на 100 мм, в продольном направлении не менее чем на 200 мм.

Укладка труб на земляные призмы

(Действующий) СТО 42.21.21 Укладка трубопроводов из железобетонных труб диаметром.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Действующий

Наиболее сложными работами в зимний период являются отрывка и обратная засыпка траншей, а также нанесение изоляции и укладка труб в траншею.

Сварочные работы зимой могут выполняться при соблюдении необходимых требований как к применяемым сварочным материалам, так и к режимам сварки. Последовательность и технология нанесения на трубу изоляционного покрытия зимой практически мало чем отличаются от обычных условий. Однако лучше всего наносить изоляцию на специальных трубосварочно-изоляционных базах, где и в зимний период созданы условия для качественного производства этих работ. Но иногда изоляционные работы приходится выполнять и на трассе. Применяемые при этом битумные мастики должны удовлетворять повышенным требованиям. При необходимости в них вводят пластифицирующие добавки (чтобы сохранить их пластические свойства при отрицательных температурах). Особое внимание зимой уделяют очистке труб от снега, наледи и инея с помощью передвижных обогревательных устройств. В зимний период целесообразно вместо разогреваемых битумных мастик использовать для изоляции труб липкие полимерные ленты.

Для обеспечения сохранности изоляционного покрытия труб изоляционно-укладочные работы в зимний период лучше всего производить сразу же после отрытия траншеи. Оставлять зимой, изолированные трубы или секции на длительное время на берме не допускается. Поэтому комплексное выполнение сварочных и изоляционно-укладочных работ в этих условиях является крайне необходимым. Операции по подготовке траншеи, укладке трубопровода и обратной засыпке при этом выполняют без больших перерывов во времени. Трубопровод в траншею при отрицательных температурах следует опускать с особой осторожностью, учитывая пониженные в этих условиях пластические свойства изоляции и материала труб. Трубопровод перед укладкой в траншею, во избежание его примерзания к грунту или вмерзания в снег, укладывают на высокие деревянные подкладки (лежки) или на земляные призмы.

СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗНАПОРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Монтаж трубопроводов из неметаллических труб

Монтаж безнапорных трубопроводов из бетонных и железобетонных труб выполняют на муфтовых, раструбных и фальцевых стыковых соединениях. Укладку труб ведут монтажными самоходными кранами и трубоукладчиками с использованием строп и захватных приспособлений (рис.7). Уложенные на основание трубы выверяют и приступают к заделке стыковых соединений. Муфтовые стыковые соединения и раструбные, уплотняемые с помощью пеньковой пряди и заделываемые асбестоцементной смесью, выполняются по технологии изложенной выше. Фальцевые соединения труб выполняют следующим образом. На фальцы уложенных труб диаметром 400. 800 мм наносят цементный раствор, после чего укладываемую трубу плотно придвигают к уложенной, а вытесненный раствор заглаживают. Трубы диаметрам более 1000 мм заделывают по всему периметру пеньковой прядью и затирают цементным раствором (1:1), затем с наружной стороны стыка устанавливают кольцевую опалубку, укладывают арматурную сетку и наносят цементный раствор.

Монтаж трубопроводов из раструбных труб с уплотнением стыков резиновыми кольцами имеет свои особенности и рассматривается при изучении монтажа напорных трубопроводов.

Колодцы на безнапорных трубопроводах монтируют, как правило, из сборные элементов

в соответствии с проектом. Монтаж элементов выполняют кранами. Установка элементов колодца производится на цементном растворе (1:2). Внутри колодца самотечные трубы соединяют открытым лоткам высотой не менее 0,8 диаметра трубы. Борта лотка представляют собой вертикальные стенки, переходящие в полуокружность, диаметром, равным прокладываемому трубопроводу. Лоток выполняется из бетона той же марки, что и рабочая часть.

При установке люков в колодцах верх люка должен быть на одном уровне с усовершенствованным покрытием (не выше 2 см над поверхностью мощения к не выше 5 см при отсутствии покрытия). Люки колодцев на незастроенной территории должны быть выше поверхности земли на 20 см.

Укладка трубопроводов звеньями. Для ускорения укладки труб в траншею и заделки их стыков их предварительно укрупняют в звенья (секции) по две, три или пять труб. Укладывать звенья из двух-трех труб диаметром до 250 мм можно вручную, а звенья из труб больших диаметров укладывают краном с помощью траверсы, обеспечивающей фиксированное горизонтальное положение звеньев при их опускании и сохранность стыков. Для ускорения заделки стыков при сборке звеньев на трассе или укладки отдельных труб в траншею иногда к керамическим трубам заранее приделывают кольца конической формы из асфальтовой мастики на внутренней поверхности раструба и на внешней поверхности гладкого конца трубы, покрывают расплавленным горячим битумом или растворителем (бензином, бензолом), размягчающим поверхность мастиковых колец. Благодаря конической форме прилитых асфальтовых колец и размягченности их поверхности трубы легко соединяют так называемым холодным способом. После испарения растворителя и отвердения мастики получается прочный и герметичный стык

Монтаж труб введут стреловыми кранами, причем трубы с бермы траншеи подают раструбом вперед по ходу монтажа, обязательно против течения жидкости. Перед укладкой первой трубы в начале трассы устанавливают бетонный упор, обеспечивающий устойчивое положение первым двум- трем трубам при их соединении враструб.

Рекомендуемая схема расстановки механизмов, рабочих-трубоукладчиков и раскладки труб при монтаже трубопровода показана на рис.8.

Рис.8. Общая схема организации работ (Т1чТ5 - места монтажников

трубопродов) 1 - кран; 2 - трубы; 3 - траншея

При укладке трубы вначале по шаблону отмечают на ее гладком конце глубину заводки его в раструб уложенной трубы. Установив кран посередине укладываемой трубы и застропив ее полуавтоматическим захватом, при помощи стропов, или траверсы трубу подают траншею.

На высоте 0,5 м от ее дна опускание трубы приостанавливают и на гладкий конец ее надевают резиновое кольцо, после чего заводят ее в раструб ранее уложенной трубы (рис.9) и опускают на подготовленное основание.

00Рис.9. Введение гладкого конца трубы в раструб 1 - клещевой захват; 2 - уложенная раструбная труба; 3 - укладываемая труба; 4- приямки00Рис.9. Введение гладкого конца трубы в раструб 1 - клещевой захват; 2 - уложенная раструбная труба; 3 - укладываемая труба; 4- приямкиДля выверки положения укладываемой трубы на ее лоток опирают ходовую визирку и затем следят, чтобы верх этой визирки находился на общей линии визирования с двумя неподвижными визирками на обносках (рис.10).

Рис.10. Выверка положения трубы в плане по вешкам 1 - трубы; 2 - траншея; 3 - клещевой захват; 4 - уложенная раструбная труба; 5 -укладываемая труба; 6 - приямки; 7 - лестница; 8 - неподвижные визирки; 9 - переносная (ходовая) визирка

После выверки трубы по вертикали с нее снимают захват, освобождают кран для монтажа следующей трубы и приступают к выверке положения трубы в плане. С этой целью устанавливают по отвесу инвентарные вешки: одну из них на конец укладываемой трубы, а другою - на ранее уложенную.

При этом особое внимание уделяют центрированию втулочного конца вводимой трубы с резиновым кольцом относительно заходной фаски раструба ранее уложенной трубы (рис.11).

Рис.11. Центровка трубы и инвентарная вешка с отвесом 1 - трубы; 2 - уложенная раструбная труба; 3 - укладываемая труба; 4 -инвентарные вешки; 5 - натяжной винт

Монтаж безнапорных трубопроводов осуществляется из бетонных и железобетонных труб на раструбных, муфтовых или фальцевых стыковых соединениях. Стыки раструбных труб уплотняют пеньковой прядью или другими герметиками с заделкой асбестоцементом или резиновыми кольцами, а фальцевых труб - асфальтовой мастикой, битумно-резиновыми прокладками и другими герметиками с заделкой цементно-песчаным раствором. Безнапорные раструбные железобетонные и бетонные трубы диаметром до 700 мм соединяют с зазором между гладким концом трубы и поверхностью раструба, равным 8 ч12 мм. Монтаж безнапорных трубопроводов из раструбных и муфтовых труб с уплотнением резиновыми кольцами ведут теми же методами, что и напорных (рис.12 -16).

00Рис.12. Общая схема размещения механизмов и исполнителей при прокладкетрубопровода1 - раструб; 2 - основание под трубу; 3 - грейфер; 4 - уложенная труба; 5 -укладываемая труба; 6 - кран-трубоукладчик; 7 - приямок; М1+ М5 - рабочие места монтажников00Рис.12. Общая схема размещения механизмов и исполнителей при прокладкетрубопровода1 - раструб; 2 - основание под трубу; 3 - грейфер; 4 - уложенная труба; 5 -укладываемая труба; 6 - кран-трубоукладчик; 7 - приямок; М1+ М5 - рабочие места монтажниковЗаделку стыков пеньковой прядью производят путем конопатки раструба на половину его глубины двумя-тремя витками просмоленной или битуминизированной пеньковой пряди с зачеканкой асбестоцементной смесью (30% асбеста, 70% цемента). Монтаж трубопроводов и коллекторов из фальцевых безнапорных труб сопряжен с необходимостью заделки фальцевых стыков.

Рис.13. Проверка величины срезки и подача грейфером песчано-гравийной смеси для устройства основания

Монтаж труб краном с помощью монтажной скобы ведут в такой последовательности: размечают положение трубы па основании; стропуют трубу и опускают ее в траншею; укладывают трубу на основание и выверяют ее положение (зазор между ними не должен превышать 25 мм); конопатят стык просмоленной прядью и заделывают цементным раствором; обертывают стык арматурной сеткой и омоноличивают его.

Рис.14. Разметка центра тяжести трубы, строповка трубы и подводка гладкого конца трубы к раструбу ранее уложенной

Рис.15. Выверка положения трубы по вертикали с помощью визирок

Качественные трубы раскладывают вдоль траншеи па расстоянии не ближе 1м от ее бровки. Трубы диаметром до 150 мм, а также муфты укладывают в штабелях высотой до 1 м на расстоянии друг от друга до 100 м. Трубы больших диаметров раскладывают так, чтобы при их укладке в траншею не возникло необходимости в дополнительных их перемещениях.

Рис.16. Выверка положения трубы по горизонтали

Разбивка трассы трубопроводов

Перед началом земляных работ разбивают трассу трубопровода на местности. Положение оси трассы прочно закрепляют знаками, обеспечивающими возможность быстрого и точного проведения работ. Разбивку трассы трубопровода выполняют с соблюдением следующих требований:

вдоль трассы должны быть установлены временные реперы, связанные нивелирными ходами с постоянными реперами;

разбивочные оси и вершины углов поворота трассы должны быть закреплены и привязаны к постоянным объектам на местности (зданиям, сооружениям, опорам линий электропередачи или связи и др.) или к установленным на трассе столбам;

- пересечения трассы трубопровода с существующими подземными сооружениями должны быть отмечены на поверхности земли особыми знаками;

- места расположения колодцев следует отметить столбиками, устанавливаемыми в стороне от трассы; на столбиках пишется номер колодца и расстояние от него до оси;

- разбивка трассы должна быть оформлена актом с приложением ведомости реперов, углов поворотов и привязок.

Представители строительной организации и заказчик до начала производства земляных работ должны совместно освидетельствовать рабочую разбивку сооружений (траншей и котлованов), выполненную подрядчиком, установить ее соответствие проектной документации и составить акт с приложением к нему схем разбивки и привязки к опорной геодезической сети.

При производстве земляных работ строительная организация должна обеспечить сохранность всех разбивочных и геодезических знаков.

Для разбивки трассы трубопровода по профилю используют обноски с неподвижными визирками, устанавливаемые в местах расположения колодцев и на вершинах углов поворота. Длина ходовой визирки принимается кратной 0,5 м для удобства визирования; длина неподвижной визирки принимается в зависимости от принятой длины ходовой визирки. На верхнем ребре обноски строго по оси забивают гвоздь, который служит для провешивания оси трубопровода и для определения центра колодца.

Пересечение трубопровода с подземными коммуникациями

Подземные коммуникации и сооружения должны быть нанесены на рабочих чертежах с указанием высотных отметок и расстояний в плане до оси трубопровода. Перед началом работ расположение этих препятствий должно быть уточнено строителями и закреплено на трассе специальными знаками.

Читайте также: