Укажите правильную последовательность работ при заделке швов в железобетонных трубах

Обновлено: 30.06.2024

Гидропломба для заделки течей в бетоне и колодце

Один из лучших способов ликвидировать течь в бетонных стенах или колодце — гидропломба, которая достаточно дешёва и проста в применении. Не только в ветхих бетонных сооружениях приходится бороться с протечками, это также справедливо и для новостроек, где нарушалась технология заливки или сборки железобетонных конструкций.

  • Что такое гидропломба
  • Вопросы выбора и покупки
  • Как действует состав
  • Заделка брешей и холодных швов в монолите
  • Уплотнение стыков и замковых соединений
  • Ликвидация напорной течи

Что такое гидропломба

Мы же сегодня рассмотрим другой, более специфичный путь для влаги через ограждающие конструкции — сквозные течи. Суть: монолитная на первый взгляд конструкция имеет брешь или свищ, через который под давлением свободно протекает вода. Пропускная способность этого канала может быть абсолютно разной: от трещины, через которую проступают капли, до разлома, из которого вода хлещет под напором.

Основным средством для устранения дефектов второго рода служат гидропломбы. Это специальный пластичный наполнитель, демонстрирующий отличную адгезию к бетону и камню, высокую гидрофобность, а также обладающий очень быстрым временем схватывания. Гидропломбы могут применяться как для экстренного ремонта, так и в качестве превентивной меры — для обработки конструкций, в которых бреши фигурируют как специфичный недостаток технологии производства или строительства. Классический пример последнего применения — обработка швов в сборных железобетонных конструкциях, а также монолитные бетонные ограждения, в которых присутствуют так называемые холодные швы.

Вопросы выбора и покупки

Гидропломбы пользуются высоким спросом, в связи с чем возник обширный перечень торговых марок и типов смесей. Пользуясь возможностью, кустарные производители приписывают и без того эффективному средству совершенно фантастические качества, но о такого рода «гербалайфе» речи сегодня идти не будет. Речь пойдёт о материалах, рекомендованных профессиональными мастерами в реалиях российского строительства.

Пальму лидерства в этом плане традиционно занимает Henkel с продуктом Ceresit CX 1. Состав обладает одним из наиболее высоких показателей скорости схватывания, при этом не содержит хлоридов и агрессивных соединений, способных испортить стальное армирование. Более того, эта гидропломба успешно прошла проверку на контакт с питьевой водой, то есть средство можно применять для гидроизоляции колодцев и резервуаров хранения.

При устранении течей в септиках , технических резервуарах и фундаментах могут применяться средства из средней ценовой категории, известные под такими названиями как «Акватрон», «Пенетрон» или «Пенеплаг». Ничего негативного сказать об этих гидропломбах нельзя: в общей своей массе они соответствуют заявленным характеристикам. Но повторимся: с такими задачами как закупорка трещин, швов между железобетонными изделиями или мест технологических проходов бюджетная линия вполне хорошо справляется, главное, верно определить степень насыщенности влагой и напор окружающих вод.

Чтобы не нарушать обещания тишины по поводу подделок и низкокачественной продукции, дадим лишь несколько советов, как избежать однозначно невыгодной покупки:

  • Не рассматривать смеси, для которых не заявлены такие характеристики, как марка по водопроницаемости, спектр материала основания, время схватывания, прочность сцепления, диапазон рабочих температур и прочие.
  • Не приобретать товар, не имеющий указанного срока изготовления, либо в ручной расфасовке.
  • Не рассчитывать, что более-менее качественная гидропломба будет стоить менее 200–250 руб. за кг.
  • Если производитель смеси не проверен на личном опыте, приобрести сначала пробную порцию и испытать средство в реальных условиях.

Как действует состав

По принципу своего действия гидропломба представляет быстротвердеющий состав на цементной основе с добавлением широкого ряда модификаторов и пластификаторов. Способ отверждения смеси — гидратационный, причём процесс форсируется высокой концентрацией активных соединений. Иными словами, чем плотнее контакт смеси с жидкостью, тем быстрее протекает процесс отверждения.

Твёрдость гидропломбы возрастает скачкообразно, спустя 40–300 секунд с момента затворения сухой смеси водой. В этом аспекте использования очень важно ознакомиться с инструкцией: составы имеют разную зависимость времени отверждения от степени первоначального смачивания. Скорость отверждения всегда нужно выбирать индивидуально в зависимости от размеров бреши и сложности её формы.

Протекание химических реакций в составе гидропломбы возможно только при соблюдении некоторых условий, в особенности важен температурный режим использования. Некоторые виды пломб рассчитаны на применение при пониженных, но не отрицательных температурах — от +2 до +5 °С. Однако стоит помнить, что в таких условиях скорость отверждения неизбежно снижается и это следует учитывать при планировании технологии работ, например, разрабатывать методы удержания пломбы до её полного отверждения.

Характерной особенностью гидравлических пломб считается нулевая усадка, а для наиболее качественных составов — умеренное и нормированное увеличение в объёме. Также важен тот факт, что материал заглушки не образует питательной среды для водорослей и микрорганизмов, чего нельзя сказать о натуральных материалах. Дополнительно отметим, что для применения такого метода гидроизоляции не требуется дополнительное оборудование и профессиональная квалификация, достаточно понимать принцип работы и правильно применять его в зависимости от условий использования.

Заделка брешей и холодных швов в монолите

Существует три категории сквозных брешей в конструкциях, которые отличаются не только размером и особенностями генезиса, но также по периоду эксплуатации строительной или технологической конструкции. Свищи и трещины могут быть либо одним из этапов обработки, либо составляющей монтажно-строительного процесса, а могут также возникать аварийно.

За примером далеко ходить не надо: при условии использования гидропломбы допускается заливать бетонные изделия порциями с интервалом по времени более 8–12 часов в зависимости от марки бетона. В технологических справочниках по изготовлению бетонных изделий такой способ не обеспечивает должных гидроизоляционных качеств, что может быть компенсировано устранением холодных швов после застывания железобетонного массива.

Как это выполняется? Из необходимых требований можно выделить обеспечение доступа к обеим поверхностям ограждающей конструкции. То есть практически все проекты НЗЛФ пригодны для применения гидропломб, что делает требование одноэтапной заливки не таким строгим при относительно небольших дополнительных вложениях средств. Однако при этом важно, чтобы соблюдалось требование по водостойкости и морозостойкости основной массы бетона, иначе применение гидропломбы ничего не даст.

Для установки гидропломбы в шов его нужно предварительно разделать. С обеих сторон по линии холодного шва производится вырезка канавки в бетоне. Канавка должна иметь края, скошенные под обратный конус (он же «ласточкин хвост») под углом около 5°. Для изготовления такого профиля требуется выполнить три параллельных надреза: два скошенных крайних, образующих кромки, а также третий, предназначенный для удаления материала из штробы. Дальнейшая техника понятна: согласно инструкции смесь разводится до консистенции, имеющей время отверждения 200–250 сек, после чего материал пломбы плотно забивается в канавку, выступающие излишки счищаются для выравнивания заделки заподлицо с основной поверхностью.

Уплотнение стыков и замковых соединений

В сборных бетонных конструкциях требуется несколько иная последовательность применения. Основная трудность в том, что отсутствие монолитной связи между элементами конструкции обуславливает риск подвижек и смещений. Другой особенностью считается высокая протяженность и глубина швов, в то время как гидропломбу можно готовить только небольшими порциями, исходя из времени твердения.

Работу по заделке швов в сборных бетонных и железобетонных конструкциях облегчает возможность предварительной подготовки. Блоки, кольца и прочие изделия можно обработать до их сборки — элементарно снять фаски на краях шириной 15–20 мм. При монтаже блоков наиболее предпочтительным способом их обездвиживания считается закладка двух-трёх арматурных нагелей, забитых в предварительно просверленные и очищенные отверстия. Дополнительно может быть вырезана канавка точно по центру для закладки бетонитового шнура: капиллярные течи он не устранит, но с напорными справится практически гарантированно.

В остальном применение гидробломбы в таких случаях во многом походит на заделку трещин в бетонном монолите. Мы имеем канавку треугольного сечения, которая быстро заделывается пломбой участками по 30–40 см, при этом состав готовится более густым, с расчётом на отверждение за 60–90 сек. Предварительно не упустите возможность тщательно отмыть стыки от бетонной пыли, заодно хорошо увлажнив их. При нанесении гидропломбы на стыках остаются небольшие выступы, которые не счищают, просто по мере нанесения немного растягивают в обе стороны от стыка, чем достигается более качественная сцепка. Также следует помнить, что если гидропломбой обрабатываются колодцы или резервуары для хранения, состав должен быть рассчитан на применение в контакте с питьевой водой.

Ликвидация напорной течи

Если из бреши в бетонном ограждении вода поступает под напором, устраняется сей дефект, соответственно, пломбой напорного применения. Не будет лишним хотя бы предварительно рассчитать высоту водяного столба и определить давление в месте протечки. Современные гидропломбы уверенно справляются с потоком воды до 5–8 атм.

Как правило, вода поступает не по всей протяжённости трещины, а только в том месте, где образовался сквозной свищ. Необходимо расширить отверстие, иначе работа с тугопластичным составом не будет достаточно удобной. Расширение проводят сверлением до диаметра 30–35 мм, инструмент защищается мембраной-брызговиком. Если имеется доступ к обратной стороне стенки ёмкости, отверстие временно можно закрыть отрезом полиэтиленовой плёнки.

Пломба готовится после сверления, ведь невозможно предсказать, сколько времени займёт расширение бреши. Состав смешивается до консистенции пластилина, с расчётом на твердение в течение 30–40 сек. Из смоченной смеси формируется конус, имеющий в широкой части диаметр, вдвое превышающий ширину отверстия. Полученную пробку с силой забивают в канал, что можно сделать даже при поступлении воды под напором, а после этого плотно трамбуют в отверстие, пока пластичность не снизится слишком сильно.

После этого необходимо стабилизировать пломбу — прижать её плоским твёрдым предметом к бетонной поверхности и выдержать около 20–30 сек. Устранение напорных течей требует определённой сноровки, в то же время технология не запрещает расширить отверстие снова и повторить операцию пломбирования.

Укажите правильную последовательность работ при заделке швов в железобетонных трубах


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ЗАДЕЛКА ШВОВ МЕЖДУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами.

Рис.1. Сборная железобетонная водопропускная труба

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии заделки швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами.

Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности заделки швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами.

2.2. Работы по заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих -10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при заделке швов между железобетонными изделиями (лекальными блоками, портальными стенками и откосными крыльями, звеньями трубы) при строительстве сборных, железобетонных водопропускных труб под автомобильными дорогами, входят следующие технологические операции:

- заделка швов между лекальными фундаментными блоками;

- заделка швов между портальной стенкой и откосными крыльями;

- заделка швов между звеньями тела трубы.

2.4. Для заделки швов между железобетонными изделиями применяются следующие строительные материалы; цементно-песчаный раствор М150 отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98; пакля строительная; битумно-масляная морозостойкая мастика МБ 50 отвечающая требованиям ГОСТ 6997-77 (состоит из битумного вяжущего, трансформаторных масел и модифицирующих добавок); просмоленный канат отвечающий требованиям ГОСТ 483-55.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ с применением передвижного битумоварочного котла емкостью 0,4 м.

Рис.2. Битумоварочный котел

2.6. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Укажите правильную последовательность работ при заделке швов в железобетонных трубах

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Бетонные и железобетонные конструкции сборные

Дата введения 1974-01-01

ВНЕСЕНЫ ЦНИИОМТП Госстроя СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 18 декабря 1973 г.

Глава СНиП III-16-73 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные. Правила производства и приемки работ" разработана Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР.

С введением в действие главы СНиП III-16-73 отменяется глава СНиП III-B.3-62 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные. Правила производства и приемки монтажных работ"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений. При монтаже конструкций должны также соблюдаться требования глав СНиП по организации строительства и технике безопасности в строительстве, государственных стандартов на железобетонные и бетонные изделия, Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

Примечание. При монтаже конструкций гидротехнических, энергетических, сельскохозяйственных, водохозяйственных и транспортных сооружений, а также конструкций зданий и сооружений, возводимых в районах распространения вечномерзлых и просадочных грунтов, горных выработок и в сейсмических районах, должны, кроме того, соблюдаться соответствующие требования других глав СНиП и специальные требования проекта.

1.2. В технологической части проекта производства работ по монтажу конструкций следует предусматривать мероприятия по обеспечению требуемой точности монтажа, пространственной неизменяемости конструкций в процессе их сборки и устойчивости сооружения в целом, порядок совмещения монтажа конструкций и технологического оборудования, а также дополнительные требования к производству общестроительных работ и изготовлению элементов конструкций, связанные с местными особенностями условий монтажа.

1.3. Во всех случаях, подтвержденных соответствующими технико-экономическими расчетами, должны применяться методы монтажа с пространственной самофиксацией конструкций, с применением систем группового монтажного оснащения и с предварительным укрупнением монтируемых конструкций, обеспечивающие повышение производительности труда и точности монтажа.

1.4. До начала монтажа должны быть выполнены работы по наладке и приемке монтажных механизмов и оборудования, устройству сборочных подмостей, кружал, стендов, стеллажей, опор, накаточных путей и т.д.

1.5. При проверке правильности выбора кранов, монтажных приспособлений, оснастки и методов монтажа следует исходить из количества, габаритов и веса монтируемых элементов, конфигурации и размеров возводимых зданий и сооружений, температурно-климатических условий района строительства, а также требований обеспечения устойчивости кранов.

1.6. Монтаж конструкций должен, как правило, производиться непосредственно с транспортных средств или стендов укрупнения. Размещение элементов на транспортных средствах должно обеспечивать предусмотренную проектом последовательность монтажа.

Устройство приобъектных складов допускается только для мелких элементов при соответствующем технико-экономическом обосновании и с размещением преимущественно в зоне действия монтажных механизмов.

1.7. Во всех случаях, обоснованных проектом производства работ, конструкции следует монтировать плоскими или пространственными блоками, включающими технологическое, санитарно-техническое и другое инженерное оборудование.

1.8. Поставка конструкций на строительную площадку должна производиться при условии соответствия фактической прочности бетона отпускной прочности, которая устанавливается на основе ГОСТа предприятием-изготовителем по согласованию с потребителем и проектной организацией и указывается в паспорте.

На строительной площадке должны быть предусмотрены условия достижения бетоном проектной прочности ко времени полного загружения конструкций.

1.9. Работы по монтажу конструкций, сварке и антикоррозионной защите связей, а также герметизации стыков и швов должны выполняться под руководством лиц, имеющих соответствующую техническую подготовку.

2. ПРИЕМКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ

2.1. При приемке сборных железобетонных и бетонных конструкций, поступающих на строительную площадку, следует проверять наличие паспорта, соответствие указанных в паспорте и фактических параметров конструкций, а также отсутствие повреждений закладных, фиксирующих и строповочных устройств, соответствие качества конструкций требованиям стандартов и технических условий или утвержденным образцам (эталонам).

2.2. Конструкции несущего каркаса ответственных сооружений и фундаментов под тяжелое оборудование, фермы и балки длиной 18 м и более, а также объемные блоки зданий при приемке проверяются поштучно. Все остальные конструкции - в выборочном порядке, в соответствии с требованиями стандарта или технических условий.

2.3. При приемке конструкций, поставляемых на строительную площадку, должна проверяться их комплектность, в том числе наличие стальных деталей, необходимых для монтажных соединений.

2.4. Приемка конструкций должна осуществляться с учетом того, что правильность укладки их на транспортные средства при отпуске обеспечивает предприятие-изготовитель; ответственность за сохранность конструкций в пути несет транспортирующая организация.

2.5. При погрузке и разгрузке конструкций должна соблюдаться указанная в проекте схема их строповки и расположения на транспортных средствах.

2.6. При перевозке и складировании конструкций необходимо учитывать следующие требования:

а) конструкции должны находиться, как правило, в положении, близком к проектному или удобном для передачи в монтаж;

б) конструкции должны опираться на инвентарные подкладки и прокладки прямоугольного сечения, располагаемые в местах, указанных в проекте; толщина подкладок и прокладок должна быть не менее 25 мм и не менее высоты петель и других выступающих частей конструкций; при многоярусной погрузке однотипных конструкций подкладки и прокладки должны располагаться по одной вертикали;

в) конструкции должны быть надежно укреплены для предохранения от опрокидывания, продольного и поперечного смещения, взаимных ударов между собой или о конструкции транспортных средств; крепление должно обеспечивать возможность разгрузки каждого элемента с транспортных средств без нарушения устойчивости остальных;

г) объемные блоки зданий, элементы конструкций из ячеистых легких бетонов и открытые поверхности утепляющих слоев стеновых панелей должны быть защищены от увлажнения; офактуренные поверхности необходимо защищать от повреждения, загрязнения и обледенения;

д) выпуски арматуры, закладные и приваренные детали должны быть предохранены от повреждения;

е) укладка конструкций должна обеспечивать возможность свободного захвата и подъема их;

ж) заводская маркировка должна быть всегда доступна для осмотра.

3. УКРУПНИТЕЛЬНАЯ СБОРКА

3.1. Укрупнительная сборка железобетонных и бетонных конструкций должна производиться на стендах, позволяющих закреплять конструкции и осуществлять тщательную их выверку и рихтовку в процессе сборки. Предварительно следует проверять размеры укрупняемых конструкций, наличие и правильность расположения закладных деталей и каналов для рабочей арматуры.

3.2. Укрупнительную сборку конструкций, имеющих в стыках выпуски арматуры, необходимо производить, проверяя правильность установки элементов и соосность выпусков арматуры; при этом должны быть приняты меры к тому, чтобы выпуски не были погнуты.

В случае необходимости правку выпусков арматуры следует производить, не нарушая проектного положения стержней и не допуская скалывания бетона. Стыкование погнутых стержней и накладок, если это специально не оговорено проектом, запрещается.

3.3. Натяжение арматуры при укрупнительной сборке конструкций должно производиться только после достижения раствором в швах прочности, указанной в проекте. Контроль натяжения арматуры следует производить тарированными приборами одновременно по усилию и вытяжке.

3.4. Заполнение каналов при укрупнительной сборке конструкций должно производиться нагнетанием раствора, осуществляемым без перерывов. Запрещается нагнетание раствора и его выдерживание в каналах при отрицательной температуре окружающего воздуха. Для приготовления раствора следует применять портландцемент марки 400 и выше. Применение химических ускорителей твердения раствора не разрешается.

3.5. Отклонения фактических размеров укрупненных конструкций от проектных не должны превышать величин, установленных соответствующими государственными стандартами или техническими условиями на изготовление укрупняемых конструкций и изделий.

4. МОНТАЖ КОНСТРУКЦИЙ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

4.1. Монтаж конструкций разрешается производить только после инструментальной проверки соответствия проекту планового и высотного положения фундаментов и других опорных элементов. Проверка оформляется актом.

4.2. При монтаже конструкций должен осуществляться постоянный геодезический контроль за соответствием их положения проектному. Результаты геодезического контроля монтажа отдельных участков и ярусов должны оформляться исполнительной схемой.

4.3. При монтаже должна быть обеспечена устойчивость конструкций под действием собственного веса, монтажных нагрузок и ветра, что достигается правильной последовательностью монтажа, соблюдением проектных размеров опорных площадок и сопряжений, своевременной установкой предусмотренных в проекте постоянных или временных связей и креплений.

4.4. Монтаж конструкции необходимо начинать с части здания или сооружения, обеспечивающей его пространственную жесткость и устойчивость.

4.5. Монтаж конструкций каждого вышележащего этажа (яруса) многоэтажного здания должен производиться после полного окончательного закрепления всех конструкций нижележащего этажа и достижения бетоном замоноличенных стыков несущих конструкций прочности, указанной в проекте, а в случае отсутствия такого указания - не менее 70% проектной.

Примечание. В случаях, когда прочность и устойчивость смонтированных конструкций от нагрузок, действующих во время монтажа, обеспечиваются сваркой монтажных соединений, допускается при соответствующем указании в проекте, осуществлять работу по монтажу конструкций нескольких этажей (ярусов) здания без замоноличивания стыков. При этом в проекте должны быть приведены необходимые указания о порядке монтажа конструкций, сварки соединений и замоноличивания стыков.

4.6. Монтаж каркаса многоэтажных зданий, устойчивость которого в период монтажа обеспечивается креплением к кирпичным или блочным стенам, должен производиться одновременно с возведением стен или при условии, что кладка стен отстает от монтажа каркаса не более чем на один этаж; прочность раствора в швах кладки стен к моменту монтажа конструкций вышележащего этажа должна быть указана в проекте.

В зимний период устойчивость такого каркаса разрешается обеспечивать временными монтажными связями, если они предусмотрены проектом; снимать эти связи допускается только после возведения стен на данном этаже, закрепления конструкций каркаса к стенам и достижения раствором в швах кладки стен прочности, указанной в проекте.

4.7. Совмещенный монтаж конструкций и оборудования должен производиться по технологической карте, содержащей схему монтажных ярусов и зон, график подъемов конструкций и оборудования, а также дополнительные мероприятия по технике безопасности.

4.8. Перед подъемом конструкций следует:

а) очистить поднимаемые, а также установленные ранее смежные конструкции от грязи, мусора, снега, наледи, а металлические детали - от наплывов бетона и ржавчины.

Примечание. Не разрешается удалять наледь горячей водой, паром, раствором поваренной соли; запрещается применение огневого способа удаления наледи с поверхности панелей, имеющих теплоизоляционные вкладыши и содержащих сгораемые материалы;

б) проверить положение закладных деталей и наличие всех необходимых рисок;

в) оснастить конструкции монтажными подмостями и лестницами и подготовить рабочее место к приему конструкций с проверкой наличия на рабочем месте соединительных деталей и необходимых вспомогательных материалов;

г) проверить правильность и надежность закрепления грузозахватных устройств.

4.9. Строповка конструкций должна производиться в местах, указанных в проекте, и обеспечивать подачу конструкций к месту установки (укладки) в положении, соответствующем проектному. Запрещается строповка конструкций в произвольных местах, а также за арматурные выпуски. Грузозахватные приспособления и схема строповки укрупненных плоских и пространственных блоков должны обеспечивать при подъеме и подаче к месту монтажа неизменяемость геометрических размеров и формы этих блоков.

4.10. Выпуски арматуры и закладные детали не должны быть погнутыми; в случае необходимости правку следует производить способами, исключающими нарушение их проектного положения, а также скалывание бетона.

4.11. При подъеме и подаче не следует допускать рывков, раскачивания и вращения конструкций, а также перемещения их подтягиванием (волоком).

4.12. Установка монтируемых конструкций в проектное положение должна производиться по принятым ориентирам (рискам, штырям, упорам, граням и т.п.). Конструкции, имеющие специальные закладные или другие фиксирующие устройства, устанавливаются по этим устройствам.

4.13. Расстроповка установленных на место конструкций разрешается только после надежного их крепления. Временное крепление установленных конструкций должно обеспечивать их устойчивость до выполнения постоянного крепления, а также возможность выверки положения конструкций.

4.14. До устройства постоянного крепления конструкций должны быть проверены соответствие их расположения проектному и готовность монтажных сопряжений под сварку и заделку стыков.

4.15. Марка и подвижность растворов, применяемых при монтаже конструкций, устанавливаются проектом. Применение раствора, процесс схватывания которого уже начался, не разрешается.

Конструкции, смещенные с растворной постели в период твердения раствора, должны быть подняты и после очистки опорных поверхностей от старого раствора вновь установлены на свежий раствор.

4.16. Не допускается производить монтаж всех конструкций в открытых местах при силе ветра 6 баллов и более, а вертикальных глухих панелей и других конструкций с большой парусностью - при ветре 5 баллов и более.

4.17. Использование смонтированных конструкций для крепления к ним грузоподъемных приспособлений и их деталей допускается только по согласованию с проектной организацией.

4.18. Устанавливаются следующие допускаемые отклонения при монтаже сборных железобетонных и бетонных конструкций зданий и сооружений в мм:

1. Смещение осей фундаментных блоков и стаканов фундаментов относительно разбивочных осей

2. Отклонение отметок верхних опорных поверхностей элементов фундаментов

3. Отклонение отметок дна стаканов фундаментов

4. Смещение осей или граней панелей стен, колонн и объемных блоков в нижнем сечении относительно разбивочных осей или геометрических осей нижеустановленных конструкций

5. Отклонение осей колонн одноэтажных зданий и сооружений в верхнем сечении от вертикали при высоте колонн в м:

0,001, но не более 35

6. Смещение осей колонн многоэтажных зданий и сооружений в верхнем сечении относительно разбивочных осей для колонн высотой в м:

7. Смещение осей ригелей и прогонов, а также ферм (балок) по нижнему поясу, относительно геометрических осей опорных конструкций

8. Отклонение расстояний между осями ферм (балок) покрытий и перекрытий в уровне верхних поясов

9. Отклонение плоскостей стеновых панелей в верхнем сечении от вертикали (на высоту этажа или яруса)

10. Разность отметок верха смежных колонн или опорных площадок (кронштейнов, консолей), а также верха панелей стен

11. Разность отметок верха колонн или опорных площадок, а также верха стеновых панелей каждого яруса или этажа в пределах выверяемого участка:

при контактной установке

где - порядковый номер яруса

при установке по маякам

12. Разность отметок лицевых поверхностей двух смежных плит перекрытий (покрытий) в стыке

13. Смещение в плане плит покрытий или перекрытий относительно их проектного положения на опорных поверхностях и узлах ферм и других несущих конструкций (вдоль опорных сторон плит)

Читайте также: