Труба и туба в чем разница

Обновлено: 07.07.2024

Разница между тубой и сузафоном

Ключевое различие - туба против сузафона

Туба и сузафон - два самых больших инструмента в семействе духовых. Туба - это медный инструмент с тремя-шестью клапанами и широким колоколом, обращенным вверх. Сузафон - разновидность тубы. Ключевое отличие тубы от сузафона - это их форма и внешний вид. Сузафон имеет широкий колокольчик, который обращен над головой игрока и выступает вперед, тогда как колокол в тубе меньше и не достигает головы игрока.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Обзор и основные отличия
2. Что такое туба
3. Что такое сузафон
4. Сравнение бок о бок - Туба и Сузафон
5. Резюме

Что такое туба?

Туба - это медный инструмент с тремя-шестью клапанами и широким раструбом, обычно обращенным вверх. Это самый большой инструмент в семействе духовых инструментов.Стандартная туба обычно имеет около шестнадцати футов труб. Это также самый низкочастотный инструмент, играющий на низких частотах. Туба внешне похожа на эуфониум. По сравнению с другими инструментами семейства медных духовых, он относительно новый.

На тубе дуют в инструмент, в результате чего воздух попадает в большой мундштук. Это один из самых громких инструментов в оркестрах; однако его также можно использовать для игры тихих партий. Туба используется в самых разных выступлениях, таких как оркестры, духовые ансамбли, концертные оркестры, джазовые оркестры и духовые оркестры. Оркестр обычно имеет одну тубу, тогда как духовые, концертные и военные оркестры используют от двух до четырех туб. Это основной инструмент в этих диапазонах.

Что такое сузафон?

Сузафон - это разновидность тубы с широким колокольчиком, направленным вперед над головой игрока. Он облегает тело игрока и должен поддерживаться левым плечом. На этом инструменте легче играть во время ходьбы или марша; таким образом, он широко используется в маршевых оркестрах и различных типах оркестров, выступающих на открытом воздухе. Этот инструмент назван в честь композитора и капельмейстера Джона Филиппа Соуза, который популяризировал его использование.

Основное отличие тубы от сузафона - их форма; Форма колокольчика в сузафоне находится над головой игрока и выступает вперед. Таким образом, звук направлен вперед, в отличие от традиционной вертикальной тубы. Этот звонок обычно можно отсоединить от инструмента для удобного хранения. Сузафон, хотя и отличается по форме и внешнему виду, имеет тот же музыкальный диапазон и ту же длину трубки, что и туба.

В чем разница между тубой и сузафоном?

Туба против Сузафона

Резюме - Туба против Сузафона

Туба и сузафон - два самых больших инструмента в семействе духовых. Сузафон - разновидность тубы. Основное отличие тубы от сузафона - их форма и внешний вид. Кроме того, сусафоны обычно используются в маршевых и других оркестрах, выступающих на открытом воздухе. Других заметных различий между ними по музыкальному диапазону или длине трубок нет.

Чем звук тубы отличается от звука трубы? Туба и труба - в чем разница?

Судя по происхождению названий, туба - это и есть труба, а труба - это "тромпет". Да, не всё так просто в этом мире.

Главное различие между данными духовыми инструментами заключается в том, что у тубы - самый низкий регистр звучания, а у трубы - самый высокий.

Послушайте, как звучит туба

А теперь послушайте, как звучит труба, и сравните с услышанным ранее

Вне всякого сомнения, туба и труба отличаются диапазоном, регистром и тембром звучания. Сравнивать эти два инструмента можно примерно так же, как можно сравнивать звучание скрипки и виолончели: и принцип извлечения звуков один и тот же, и материал вроде бы тот же, но результат разный, и размер имеет значение.

Для того чтобы сделать маракасы своими руками, можно взять пластиковые бутылки аккуратно покрасить акриловыми красками, только брать бутылки по 300-500 миллилитров. После этого берём небольшие камешки или цветной песок, засыпаем их в маракасы, закрываем, заливаем герметиком и стараемся готов.

1 год назад

Был бы. Но не будет. Слишком дорого стоит. 3000 долларов. Это электроаккордеон.

Когда я служил в армии, к нам в часть приехала с концертом группа. Которая состояла из певицы и одного исполнителя, который играл на баяне. Правда, недалеко от него стоял какой-то чёрный ящик. И ещё были две большие мощные колонки. Я подумал: что этот музыкант может на баяне сыграть? Но баян оказался не обычный, а электронный. Который, как я позже узнал, назывался "Эстрадин-8Б". И этот музыкант так дал оторваться, что мы очень долго ему аплодировали! Он один заменил целый ансамбль!

Правда, мне нравится и обычный аккордеон. Своей левой клавиатурой с кнопками. Так как при нажатии одной кнопки может зазвучать целый аккорд! А где Вы на других инструментах такое видели?

P.S. То же самое могу сказать за баян и обычную гармонь.

1 год назад

Ни для кого не секркт, что сегодня гитара — это самый популярный "народный" музыкальный инструмент. Существуют довольно различные способы игры на этом замечательном инструменте. Например, умелый гитарист может целый концерт играть очень серьёзную музыку. Это - классическая гитара. В эстрадном оркестре или каком-либо ансамбле звучит эстрадная или джазовая электрогитара. В компании или в кругу своих друзей, на вылазке наприроде мы довольно часто слышим, как поют бардовские песни под аккомпанемент гитары. Я не буду тут в ответ на ваш вопрос "лить воду". Попытаюсь просто ответить на поставленный вопрос. Если попроще, то вот пример (действительно - "три аккорда"):


Всё показано подробнейшим образом. Очень интересный материал. Хочу сказать вам спасибо, так как сам нашел этот сайт только потому, что искал ответ на ваш вопрос.

1 год назад

Нет. Игра на флейте никак не повлияет на состоянии зубов ребенка. Я сама играю на флейте и на саксофоне, и также была ребенком, когда начала обучение на этих замечательных инструментах. Кроме положительных результатов ничего не наблюдаю. Скажу вам из собственного опыта: вообще перестала болеть респираторными заболеваниями.

1 год назад

Ну наверное самым древним инструментом является камень (или пара камней) может быть дубинка и дерево. Я конечно сомневаюсь в хорошем музыкальном слухе доисторического человека, но более древние инструменты вряд ли существовали. А вообще если серьезно самый древний инструмент это барабан, так как не сложен в изготовлении и в способе игры на нем (имеется ввиду древний барабан, а не современные барабанные установки, которые довольно таки сложны в изготовлении и обращении)

статьи

Существует множество интересных данных и статистики про тубу. Среди большого разнообразия медных духовых инструментов туба занимает особое место. Кстати тот, кто играет на тубе, именуется Тубистом. Давайте познакомимся с некоторыми, самыми интересными фактами о тубе.

серпент музыкальный инструмент

Своё начало туба берёт в эпоху Ренессанса или Возрождения. Уже тогда музыканты использовали похожий инструмент Серпент (Serpent), который изготавливали из дерева и кожи. Конечно, до звука традиционной тубы было очень далеко и приблизительно, но Серпент стал основным "басовым" духовым инструментом, и часто использовался композиторами для камерных ансамблей.

вагнер туба

У Рихарда Вагнера была уникальная туба названная своим именем, изобрел этот инструмент Адольф Сакс. В музыкальных кругах этот инструмент имеет название — "вагнеровская туба". Далее появилось семейство "саксгорнов" - это не саксофоны, хотя автор именно Адольф Сакс, а медные, вентильные духовые инструменты разной тесситуры и мензуры. Конструкция инструмента предполагает игру левой рукой, как на валторне. Рихард Вагнер с большим удовольствием использовал неповторимый звук "тубы вагнера" в своих произведениях. Напоминает духовой тенор, с мундштуком от валторны.

музей тубы

Самый большой Музей туб находится в американском городе Дарем (Durham), штат Северная Каролина. Он хранит всю историю эволюции этого инструмента и насчитывает порядка трёхсот экземпляров. Музей расположен в доме Винсента и Этель Симонетти. Коллекция началась с уникального геликона Cerveny, датируемого примерно 1910 годом, найденный в Бостоне в 1965 году, когда автор коллекции играл на тубе в оркестре, во время гастролей по Северной Америке балета И. Моисеева. Экспозиция музея состоит из пяти комнат, где хранятся тубы самых разных времён — от зарождения инструмента (первая половина XIX века), до современных.

новогодняя туба

Рекорд по количеству туб в одном оркестре был установлен в декабре 2007 года в городе Анахайм (США) в предрождественскую ночь. Тогда более десятка рождественских мелодий сыграли одновременно 502 тубиста. Tuba Christmas - это музыкальный флешмоб, в котором участвуют только родственные инструменты семейства тубы, включая сузафоны, геликоны, баритоны и эуфониумы. Большой, сводный оркестр, состоящий из музыкантов любого возраста и профессионального уровня исполнения. Это массовое музицирование, уже переросло в международную традицию. "Туба Крисмас" был задуман в 1974 году Харви Филлипсом (Harvey Phillips), как дань уважения своему учителю и наставнику Уильяму Дж. Беллу (William J. Bell), рожденному в Рождество 1902 года.

туба коллекция и символика

Самая крупная коллекция вещей с символикой тубы, принадлежит американцу Ральфу Уинстону Моррису (Ralph Winston Morris), ученик Уильяма Дж. Белла (William J. Bell), который проживает в городе Куквилл (США). У него собрано 2286 предметов, относящихся к инструменту. Начало создания коллекции было положено около сорока лет назад. Ральф Уинстон Моррисон, профессор, преподаватель класса тубы в Музыкальном университете города Куквилл, штат Теннесси. Ральф Уинстон Моррисон редактор знаменитых изданий "The Tuba Source Book" и "The Euphonium Source Book". В 1967 году, будучи дирижером The Tennessee Tech Tuba Ensemble, он начал продвигать в ансамбль обучение по джазовой тубе.

международный день тубы

В календаре существует Международный день тубы (International Tuba Day). По всему миру его празднуют в первую пятницу мая. Джоэл Дэй (Joel Day) основал Международный день тубы в 1979 году, будучи студентом средней школы Нижнего Мериона в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания. Заметя неуважение и насмешки к тубе со стороны одногрупников, он решил посветить один день в году для инструмента. Продолжая учиться в университете Миллерсвилля, Джоэл стал организатором очень популярного празднования "Международного дня тубы" и ввел это событие в традицию. Сейчас этот день отмечается во всем мире среди тубистов и эуфониумистов.

самая большая туба

Самая большая туба в мире "Bohland & Fuchs", высотой 2.44 метра, раструбом 114 см, и массой 57 кг, строй Си-бемоль. Наиболее раннее упоминание о конкретном инструменте, которое удалось найти, содержится в издании The Music Trade Review от 25 августа 1928 года. "Bohland & Fuchs" это действующая гигантская туба, а не муляж. В 1976г, этот инструмент появился в известной Книге рекордов Гиннеса на стр.220. В настоящее время туба находится в музее фабрики "Amati-Denak" в городе Краслице, Чешская Республика. Музыкант выглядит рядом с такой гигантской тубой настоящим карликом.

Также есть один из недавно, в 2010г, сконструированных гигантских инструментов, Маркнойкирхен Ризентуба (Markneukirchen Riesentuba). Высота инструмента составляет 2,05 метра, вес почти 50 кг и на октаву ниже своего обычного аналога: самая большая в мире играемая туба прошла свое музыкальное боевое крещение 16 мая 2012г.

из чего делают тубу

Тубу изготавливают из латуни, металлического сплава на основе цинка и меди. Многие музыканты шутят, что тубу полезно принимать в пищу. Дело в том, что медь и цинк являются полезными витаминами для человека. Поэтому, со слов тубистов, если за всю жизнь съесть хотя бы один инструмент, то здоровье гарантировано. По рекомендации ВОЗ ежедневная норма для взрослых составляет 1,5 мг меди и 16 мг цинка соответственно. Красное мясо, печень, яйца и дары моря являются хорошими источниками цинка, а продукты из цельного зерна, бобов и мяса, содержат большее количество меди.

туба в джазе

Ранние джазовые ансамбли, вместо контрабаса, использовали как раз тубу. Когда в 1865 году в США закончилась Гражданская война, в Новом Орлеане и в других городах прекратили своё существование военные оркестры. На распродажах появилось много музыкальных инструментов, некогда принадлежавших расформированным оркестрам. В связи с тем, что цены на них были невысокими, многие из этих инструментов приобрели чернокожие любители музыки. Постепенно стали создаваться любительские оркестры афроамериканцев, названные «кантри-бэндами» из-за народного репертуара. В числе медных инструментов кантри-бэндов были две трубы, для игры мелодии, две тубы, играющие тему в среднем и опорные гармонические ноты в нижнем регистре. В промежутках — ответы на «вопросы» ведущего голоса, играл тромбон, роль которого состояла в обогащении мелодической линии и повышении выразительности ритмической пульсации.

купить тубу дорого

Туба является самым дорогим медным духовым инструментом. Например, профессиональные инструменты от известных фирм производителей, стоят, как новый легковой автомобиль Peugeot 207 или хэтчбек Volkswagen Polo. Высокая цена тубы объясняется не только большим весом от 7кг высококачественной латуни или узнаваемостью бренда, но и сложностью изготовления, т.к. все тубы собираются только вручную. Даже цена на OEM тубу, на которой можно сразу играть, начинается от $3000 USD. В последнее время появляются тубы сделанные из пластика, к сожалению это плохо звучащие инструменты, их тембр только похож на своих медных собратьев. Единственное преимущество пластиковых туб относительно медных инструментов - это вес.

туба для детей

Спрос на тубы, один из самых низких среди медных духовых инструментов. Востребованность уступает более популярным трубам и тромбонам. Многих начинающих духовиков отпугивает размер инструмента и его вес. А также редкое самовыражение, как солиста, в школьном оркестре, что очень важно на начальном этапе осваивания инструмента. Поэтому бытует такое мнение, что начинают учиться играть на тубе или крупные дети (проще говоря - полные), или неудачники.

факты про тубу

Подсчитано, что самое большое количество туб и сузафонов на душу населения находится в Новом Орлеане. Американский город считается колыбелью джазовой музыки, а джаз, как известно, вышел с улицы. В начале XX века, музыка была важной составной частью культуры города. Умение петь, играть на фортепиано или на каком-либо другом инструменте считалось среди жителей признаком хорошего воспитания, поэтому молодежь было принято учить музыке. Профессия музыканта в Америке прошлого века не была престижной, но темнокожий креол хотел, чтобы его ребенок был музыкально образован.

В наши дни музыка в Новом Орлеане звучит не только в питейных заведениях, которых огромное количество, но и на улице и это уже традиция. Порой несколько коллективов или сольных исполнителей могут звучать в одном квартале одновременно, не мешая друг другу.

туба в мультфильмах

Очень воспитанный и умный Гурвинек, мультипликационный герой из "Весёлых человечков" умел играть на тубе. За разносторонние знания в компании его ласково называют «почемучкой». А его друг Незнайка, который хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться, пытался играть на большой медной трубе - геликоне, родственном инструменте тубы. Когда его выгнали из солнечного городка за ужасные, ревущие звуки, то c тех пор Незнайка перестал играть на геликоне. "Моей музыки не понимают, - говорил он. Еще не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут - сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть."

туба в сказке Буратино

Владелец кукольного театра Карабас-Барабас из сказки "Золотой ключик, или приключения Буратино" тоже играл на геликоне, опять же, родственном инструменте тубы. А его знаменитая фраза "Это просто праздник какой-то", восторженно произнесённая после игры, стала частью неофициальной гордости за свой инструмент среди тубистов.

статьи

04.08.2010 Туба. Инструменты оркестра - медные духовые. Глава №15, из книги «Оркестровка», автор Уолтер Пистон

Туба - духовой инструмент, менее всего изученный композиторами. Каждый раз, когда по партитуре требуется туба, оркестранту или дирижеру приходится решать, какой именно из нескольких инструментов имеется в виду и какой из них будет больше всего отвечать тем музыкальным требованиям, которые заключены в партии, написанной для тубы.

глава №15, из книги «Оркестровка»
автор: Уолтер Пистон, перевод: К.Н.Иванова

туба_стас

Даже если инструмент конкретно обозначен, то есть бас-туба или контрабас-туба, часто приходится убеждаться, что партия более соответствует тубе другого размера. Так как настоящая басовая туба была в употреблении только примерно с 1875 года, она привлекается для исполнения партий, предназначавшихся не для нее, а для существовавших прежде инструментов, в частности, партий старинной малой тубы или вышедшего из употребления офиклеида.

Современный тубист может выбирать из четырех-пяти различных туб. Он приспосабливает для повседневного использования тот инструмент, который кажется ему самым подходящим для основного уровня исполняемых партий, в большинстве своем являющихся простыми басовыми партиями - не слишком высокими, не слишком низкими, не заключающими в себе каких-либо чрезвычайных технических или музыкальных особенностей. С другой стороны, в отдельных случаях оказывается резонным делать иной выбор, более пригодный для определенного произведения или специального сольного фрагмента. Бывает, что в одном концерте оркестрант использует до трех разных инструментов.

Применяются оба типа вентилей и поворотный, и пистонный, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Вентильная система состоит из обычных трех вентилей, плюс четвертый, иногда пятый, а в отдельных случаях даже шестой.

Четвертый вентиль

Как правило, четвертый вентиль понижает строй на два с половиной тона - чистую кварту. Интонационные трудности, встречающиеся при использовании третьего вентиля в сочетании с первым и вторым, на больших инструментах выражены резче, нежели, например, на трубе. А так как четвертый вентиль может быть сделан такой длины, которая точно соответствует понижению строя на чистую кварту, то он более всего пригоден для того, чтобы заменить собой комбинацию первого и третьего вентилей, корректируя интонацию шестой и седьмой вентильных позиций. Кроме того, он удобен для упрощения некоторых аппликатур.

Хотя и верно то, что четвертый вентиль предлагает расширение диапазона вниз, звуки, извлекаемые за счет комбинации четвертого вентиля с другими, безнадежно завышаются, если только инструмент не располагает автоматическим механизмом для удлинения трубки вентиля.

Аппликатура четвертого вентиля, ориентированная на первый обертон малой тубы in В (эуфониум), показана ниже. Партии тубы обычно пишутся в их реальном звучании.

К тому времени, когда достигается си, накопленное расхождение в длинах вентильной трубы обусловливает разницу, по меньшей мере в полутон, так что данная нота прозвучит как до, если не будет каким-то образом компенсирована.

Иногда добавляется пятый вентиль, чаще всего понижающий строй на чистую квинту и действующий по типу четвертого. Шестой вентиль может оказать помощь в аппликатуре при транспонировании вниз на полтона. Отдельные тубисты, в стремлении разрешить проблемы интонации и диапазона, придумывают разнообразные системы, включающие в себя трубки разной длины и даже сочетающие высокий и низкий инструменты в одной двойной тубе.

Первые три вентиля управляются пальцами правой руки, четвертый может быть тоже приспособлен для правой руки, но может располагаться и под левой, в ряд с другими добавочными вентилями.

Туба in В контроктавы

  • итал.: tuba bassa, flicorno basso;
  • фр.: tuba basse, tuba ordinaire;
  • нем.: Basstuba, Tenortuba;
  • англ.: bass flugelhorn.

Как правило, у нее четыре вентиля, иногда пять.

Длина трубки в 9 футов - такая же, как у тенорового тромбона и валторны in В-альт. Канал у нее значительно шире, чем у обоих этих инструментов, что опускает естественный диапазон несколько ниже в данном обертоновом звукоряде. Эуфониум - также инструмент с более широким каналом, чем у баритона - трехвентильного инструмента той же длины, но более подходящего для высоких партий.

Туба in F контроктавы

Этот инструмент, весьма многогранный по своим возможностям, распространен наиболее широко. Его часто называют оркестровой тубой in F, но кроме того он упоминается и как бомбардон, или басовая туба, или просто туба-бас. У нее может быть четыре или пять вентилей.

Педальные тоны звучат хорошо, но трудны для извлечения. При пяти вентилях отмеченные нижние фа, ми и ми-бемоль могут браться как вторые обертоны, без прибегания к основным тонам. Пишущий эти строки был свидетелем исполнения на такой тубе полного хроматического звукоряда из педальных тонов вниз до си-бемоль субконтроктавы включительно. Однако писать ниже ре рискованно. Ноты выше седьмого обертона не рекомендуются.

Туба in Es контроктавы

Эта туба известна как туба-бас in Es. У нее четыре или пять вентилей; некоторые предпочитают ее тубе in F благодаря более плотному звучанию и некоторому преимуществу в низких нотах.

Туба in С контроктавы

Это - инструмент, спроектированный Вагнером как контрабасовая туба и использовавшийся им в качестве баса группы вагнеровских туб, о которых речь будет идти дальше. Распространенное ее название - контрабасовая туба in С. Многие исполнители предпочитают этот большой инструмент для повседневного использования, несмотря на то, что его тяжеловесное звучание больше подходит для музыки в вагнеровском стиле, нежели, например, Дебюсси или Равеля.

Педальный тон извлечь можно, но очень трудно, а непосредственно соседствующие с ним звуки, берущиеся с помощью вентилей, ненадежны. Ноты выше восьмого обертона для этой тубы лучше не писать.

Туба in В субконтроктавы

Более свойственная военному духовому оркестру, эта громадная туба иногда применяется и в симфоническом оркестре. Она известна как контрабасовая туба in В.

Основной тон практически невозможен. Чрезвычайно тяжелое звучание этой тубы делает ее несколько неуклюжей в оркестровых комбинациях. Она способна на прекрасное пианиссимо, и если должным образом изучить ее возможности и искусно с ними обращаться, то лучшие ее свойства могут оказаться очень полезными для музыки.

Губная техника

При игре на тубе губы натянуты или напряжены только в высоком регистре. Нормально же они скорее мягки; самые низкие звуки требуют предельного расслабления губ, хотя, в то же время, способность последних вибрировать должна сохраняться.

Игра на тубе требует очень большого расхода воздуха, особенно на инструментах максимального размера. Поэтому взятие дыхания на каждой ноте в медленном движении басов non legato в низком регистре - явление обычное. Когда-то испытывали приспособление для облегчения выдерживания длинных басовых нот, с помощью которого воздух подавался ко рту через трубку, соединенную со своего рода мехами, работающими от ноги, но это изобретение, по-видимому, осталось курьезом. Большие лиги и длительно выдерживаемые ноты должны использоваться очень скупо.

Характер звучания

Благодаря особой глубине, конусообразности и величине чашки мундштука у тубы более однородное, округлое и не столь резкое звучание по сравнению с трубами или тромбонами. Действительно, по его характеру туба ближе к валторнам, но по звуковой массе она справедливо относится к «тяжелой меди» - группе, однородность которой отнюдь не совершенна.

Ярче всего красота звучания тубы раскрывается в тихих, спокойных легатных фразах в среднем регистре.

Пример 313. Вагнер - Увертюра «Фауст»

Нижние звуки могут быть мягкими и ненавязчивыми, но высокий регистр имеет тенденцию к крикливости, которую не так легко сгладить. При громких нюансах звучание плотное и сильное, способно пробивать собою оркестровое тутти.

Пример 314. Штраус - «Так говорил Заратустра»

Сурдина

Сурдина тубы - это обычно большой конус из картона или другого легкого материала более 60 см высоты. Она употребляется главным образом для уменьшения громкости. Звучание в результате становится несколько сдавленно-приглушенным, а в высоком регистре - и напряженным.

Пример 315. Стравинский - «Жар-Птица»

Беглость

Если бы не постоянная необходимость в пополнении запаса воздуха, тубу можно было бы назвать подвижным инструментом. Два нижеследующих примера демонстрируют ее замечательную способность к активному движению в низком регистре.

Пример 316. Хиндемит - «Симфонические метаморфозы»

Пример 317. Шостакович - «Симфония № 7»

Широкие скачки преодолеваются относительно легко и являются средством достижения интересного разнообразия в басовом голосе. Они могут играться как под лигой (прим. 314), так и раздельно (прим. 318).

Трели на тубе звучат хорошо, но в симфонической музыке применяются довольно редко.

Пример 319. Вагнер - «Майстерзингеры». Увертюра

Резонно ожидать, что теноровая туба может играть оживленные построения с большей легкостью и гибкостью, чем басовая. Приведем цитату из широко известной характеристики Санчо Панса Рихарда Штрауса. Теноровая туба записана здесь как транспонирующий инструмент, звучащий на большую секунду ниже. Это отход от обычной практики, в соответствии с которой партия записывается в реальном звучании.

Пример 320. Штраус - «Дон Кихот»

На тубе исполнимы штрихи как одинарным, так и двойным и тройным языком. Следующий пример фруллато достаточно уникален:

Пример 321. Шёнберг - «Ожидание»

Пианиссимо стаккато тубы можно сравнить с пиццикато контрабаса. Острые ритмические фигуры склонны утяжеляться и затормаживаться при продолжительной игре, особенно в форте.

Пример 322. Малер - «Симфония №8»


Оркестровое использование

Наиболее привычная функция тубы - способствовать массивной плотности баса оркестрового тутти, дублируя другие басовые инструменты в унисон или октавой ниже. В качестве баса она часто выступает в квартете с тремя тромбонами и во всей медной духовой группе, дублируя бас-тромбон или, например, четвертую валторну. Иногда туба одна обеспечивает поддержку духовой группе, как в следующем примере:

Пример 323. Стравинский - «Игра в карты»

Туба участвует в мелодических басах подчеркнуто экспрессивного характера (прим. 324) и является обязательным помощником в тяжелых мелодраматических ситуациях, подобных той, что в примере 325.

Пример 324. Прокофьев - «Симфония №5»

Пример 325. Респиги - «Фонтаны Рима»

Когда туба используется для соло, должно быть отмечено, какой конкретно инструмент требуется. В равелевской оркестровке «Картинок с выставки» соло тубы преимущественно играется на эуфониуме, то есть на малой тубе in В, хотя в остальной части партитуры данная партия подсказывает, что нужно использовать тубу больших размеров. Соло в примере 326 очень трудно для тубы in F, и исполнители регулярно применяют в этом сочинении две тубы.

Пример 326. Мусоргский-Равель-«Картинки с выставки»

Можно заключить, что туба in F, вероятно, наиболее многогранный оркестровый инструмент такого рода. Меньшую тубу следует рассматривать как инструмент дополнительный, который нужно специально помечать в партитуре. Es контроктавы (14-футовое Es) является надежной нижней границей для всех басовых туб. Как можно было видеть, их верхние пределы варьируются, будучи, в основном, восьмым обертоном каждой конкретной тубы.

Вагнеровские тубы

Вагнер предполагал составить группу медных духовых из четырех полных семейств, каждое из которых обладало бы своим отличительным тембром. Валторновая группа увеличивалась им до восьми инструментов, к трубам добавлялась басовая труба, к тромбонам подключался контрабасовый тромбон; и, наконец, самостоятельное семейство туб формировалось из двух теноровых и двух басовых особого типа, объединенных с контрабасовой тубой in С контроктавы.

Слева оркестровая туба in F; справа вагнеровская туба in F

Теноровые и басовые тубы, предложенные Вагнером и иногда называемые «байройтскими», а также - в Германии, как и в Италии - «валторновыми» (нем.: Waldhorntuben; итал.: corno tube), больше похожи на валторны. Они изготовляются в строях В контроктавы и F контроктавы; следовательно, длины их трубок идентичны валторнам in В-альт, in F, а также эуфониуму и тубе in F. Канал у них шире, чем у валторны, но уже, чем у тубы. Они снабжаются валторновыми мундштуками, и предполагалось, что играть на них будут, как на «сменном» инструменте, пятый, шестой, седьмой и восьмой валторнисты.

Вагнеровская туба делается эллиптической формы, с раструбом, направленным вверх и вбок (рис. 26). Четыре ее вентиля расположены под левой рукой, как на валторне. Четвертый из них служит для подстройки в низких вентильных позициях, аналогично функции правой руки в раструбе валторны. Диапазоны те же, что и у валторн такого же строя.

Звучание странное и своеобразное: более открытое, не такое концентрированное, как у валторны, и меньше поддается модификациям; его невозможно описать словами, но, однажды услышанное, оно уже не забывается. После Вагнера для этих туб писали немногие, и редкие оркестры располагают ими. Известные примеры использования, помимо «Кольца нибелунга»,- «Электра» Штрауса, Седьмая и Девятая симфонии Брукнера.

Нотация

Первоначальная вагнеровская нотация для этих туб вполне логично была точно такой, как для валторн in В-альт и in F, звучащих большой секундой (тенор) и чистой квинтой (бас) ниже. Басовый ключ применялся как в «старой нотации» для валторн. Позднее он изменил свою нотацию на Es для теноровых туб (звучащих большой секстой ниже) и В для басовых туб (звучащих большой ноной ниже). Однако инструменты оставались теми же самыми.

В Седьмой симфонии Брукнера и в «Электре» Штрауса теноровые тубы записаны in В, звуча большой ноной ниже, а басовые - in F, то есть чистой квинтой через октаву выше реального звучания (прим. 327).

В Девятой симфонии Брукнер записывал теноровые тубы in В созвучанием на большую секунду ниже, а басовые - все время в басовом ключе, что в реальности звучало чистой квартой выше написанного.

Ниже приводится хорошо знакомый фрагмент, в котором участвуют вагнеровские тубы (дублирование в унисон альтами, виолончелями и контрабасами в нотах опущено).

Значение слова «туба»


1. Самый низкий по регистру духовой медный музыкальный инструмент, состоящий из ряда изогнутых трубок с раструбом.

2. Спец. Мягкая металлическая трубка для хранения полужидких или вязких веществ (красок, специально приготовленной пищи для космонавтов, вазелина и т. п.); тюбик.

[От итал. tuba — труба]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ту́ба (итал. из латинского tuba — «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а также мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Все чаще используется в джазовой, а также камерной музыке.

ТУ'БА, ы, ж. [латин. tuba — труба]. 1. Медный духовой музыкальный инструмент в форме большой изогнутой трубы, с низким, мощным, несколько глуховатым по тембру звуком (муз.). 2. То же, что тюбик (спец.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ту́ба

2. спец. мягкая металлическая или пластмассовая трубка для хранения полужидких или вязких веществ (красок, вазелина, специально приготовленной пищи для космонавтов и т. п.); тюбик ◆ Тубу с зубной пастой не мешает положить во что-нибудь твёрдое, вроде деревянного круглого пенала, так как материал тубы довольно слаб. В. Семеновский, «Снаряжение туриста», 1929 г. (цитата из НКРЯ)

1. реки в России: впадает в Онежское озеро; притоки рек Енисей, Курзанка, Илим ◆ Туба — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: радиоактивный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Труба и туба в чем разница

Туба – инструмент, перешедший из военного оркестра в духовой, чтобы остаться там навсегда. Это самый молодой и самый низкозвучащий представитель семейства духовых. Без его баса часть музыкальных произведений потеряла бы первоначальную прелесть и смысл.

Что такое туба

Туба (tuba) в переводе с латинского означает труба. Действительно, по виду она очень похожа на трубу, только изогнутую, словно свернутую несколько раз.

Относится к группе медных духовых музыкальных инструментов. По регистру является наиболее низкой среди «собратьев», исполняет роль главного оркестрового баса. Сольно на ней не играют, но модель незаменима в симфонических, джазовых, духовых, эстрадных ансамблях.

Инструмент довольно велик – встречаются экземпляры, достигающие 2 метров, весом более 50 кг. Музыкант по сравнению с тубой всегда выглядит хрупким.

Музыкальный инструмент туба

Как звучит туба

Тональный диапазон тубы – примерно 3 октавы. Точного диапазона она не имеет, как и вся духовая группа. Виртуозы способны «выжимать» полную палитру существующих звуков.

Звуки, издаваемые инструментом – глубокие, богатые, низкие. Есть возможность брать верхние ноты, но осилить это в состоянии только опытные музыканты.

Технически сложные пассажи исполняются в среднем регистре. Тембр будет похож на тромбонный, но более насыщенный, ярко окрашенный. Верхние регистры звучат мягче, их звук приятнее для слуха.

Звучание тубы, диапазон частот зависят от разновидности. Выделяют инструменты четырех строев:

  • си-бемоль (BBb);
  • до (СС);
  • ми-бемоль (Eb);
  • фа (F).

В симфонических оркестрах используется вариант си-бемоль, ми-бемоль. Сольная игра возможна на модели строя Фа, способной брать более высокие ноты. До (СС) любят использовать джазовые музыканты.

Изменить звук, сделать звенящим, резким помогают сурдины. Конструкция вставляется внутрь раструба, частично перекрывая звукам выход.

Устройство инструмента

Главная составляющая – медная труба впечатляющих размеров. Ее длина в развернутом виде составляет приблизительно 6 метров. Заканчивается конструкция раструбом, имеющим коническую форму. Основная трубка устроена особым образом: чередующиеся конические, цилиндрические участки способствуют низкому, «суровому» звучанию.

Корпус оснащен четырьмя вентилями. Три способствуют понижению звука: открытие каждого понижает звукоряд на 1 тон. Последний полностью понижает звукоряд на целую кварту, позволяя извлекать звуки максимально низкого диапазона. Используется 4 вентиль редко.

Некоторые модели оснащены пятым вентилем, понижающим звукоряд на 3/4 (встречаются в единичных экземплярах).

Оканчивается инструмент мундштучной трубкой – внутрь трубки вставляется мундштук. Универсальных мундштуков не существует: музыканты подбирают размер индивидуально. Профессионалы приобретают несколько мундштуков, предназначенных для исполнения разных задач. Данная деталь тубы предельно важна – она влияет на строй, тембр, звучание инструмента.

Устройство тубы

История

История тубы уходит корнями в раннее Средневековье: Аналогичные инструменты существовали в эпоху Возрождения. Конструкция носила название серпент, изготавливалась из дерева, кожи, издавала низкие басовые звуки.

Изначально попытки усовершенствования старинных инструментов, создать нечто принципиально новое принадлежали немецким мастерам Виприхту, Морицу. Их эксперименты с предшественниками тубы (серпентами, офиклеидами) дали положительный результат. Изобретение запатентовали в 1835-м: модель обладала пятью клапанами, строем F.

Первоначально новшество особого распространения не получило. Мастера не довели дело до логического конца, модель требовала усовершенствования, чтобы стать полноправной частью симфонического оркестра. Продолжил работу знаменитый бельгиец Адольф Сакс, отец множества музыкальных конструкций. Его стараниями новинка зазвучала по-иному, расширила функционал, привлекла внимание композиторов, музыкантов.

Впервые туба в составе оркестра появилась в 1843-м, впоследствии заняв там важное место. Новая модель завершила формирование симфонического оркестра: после ее включения в состав ничего не менялся уже 2 столетия.

Техника игры на тубе

Музыкантам игра дается непросто, необходимы долгие тренировки. Инструмент вполне подвижен, поддается различным приемам, техникам, но предполагает серьезную работу. Огромный расход воздуха требует частых вдохов, порой музыканту приходится делать их на каждый следующий извлекаемый звук. Осилить подобное реально, постоянно тренируясь, развивая легкие, совершенствуя дыхательную технику.

Приспосабливаться приходится к гигантскому размеру, немалому весу предмета. Его ставят перед собой, направляя раструб вверх, изредка играющий сидит рядом. Стоящим музыкантам зачастую требуется поддерживающий ремень, помогающий удерживать громоздкую конструкцию.

Основные распространенные приемы игры:

Игра на тубе

Использование

Сфера использования – оркестры, ансамбли различных типов:

  • симфонические;
  • джазовые;
  • духовые.

Симфонические оркестры довольствуются наличием одного тубиста, духовые привлекают двух-трех музыкантов.

Инструмент исполняет роль баса. Обычно, партии под него пишутся небольшие, услышать сольное звучание – редкая удача.

Интересные факты

Любой инструмент способен похвастаться рядом связанных с ним интересных фактов. Туба – не исключение:

Туба (инструмент)

Туба является музыкальным инструментом , принадлежащим к латунной семье . По разнообразию размеров и форм он относится к подсемейству латуни.

Слово «туба» происходит от латинского языка и в римские времена относилось к большой изогнутой трубе ( туба курва ), используемой в военном контексте.

Общий термин «туба» сегодня охватывает большое разнообразие различных инструментов, характеристики которых существенно различаются в зависимости от параметров, связанных с нестабильным счетом с самого начала.

Резюме

Исторический

Изобретение исходит из тубы , что на поршне , который произвел революцию в производстве инструментов латуни семьи в первой трети XIX - го века . Около 1835 года Випрехт, генеральный директор военной музыки в Пруссии, попросил немецкого инженера Иоганна Готфрида Морица поработать над созданием басовой латуни с поршнями, которая могла бы иметь более однородный и мощный тембр, чем у офиклеидов и русских фаготов. С другой стороны, еще один фактор: В. Шустер разработал между 1830 и 1835 годами тубу с тремя бочками. Многие факторы будут способствовать развитию инструмента.


Туба Випрехта и Морица.

В то же время, Adolphe Sax работает над улучшением горн и разрабатывает ряд инструментов, имеющихся в семи размерах и различных тонов (бас в случае плоской сопранино в середине квартиры), он представляет в 1844. Успех его инструментов , как они известные как « саксорны », или медные духовые инструменты саксофона. Наряду с саксорнами Адольф Сакс разработал еще одно семейство инструментов: саксотромбы или сакстромбы , которые вышли из употребления, но которые придают большим медным духовым инструментам их современную продолговатую форму.

Гюстав-Огюст Бессон (1820–1874), еще один важный парижский фактор, перенес свою деятельность в Лондон в 1858 году после многочисленных судебных процессов с Саксом. По другую сторону Ла-Манша его компания играет важную роль в развитии духовых оркестров , где бас-саксофон превращается в эуфониум .

В настоящее время пересекаются несколько наименований. Это порождает некоторую путаницу и реальные трудности в понимании различий между различными формами инструментов. Используется множество вариантов терминов в зависимости от географического или исторического происхождения или точки зрения пользователя. На сегодняшний день ни одна стандартизованная система не позволяет удовлетворить наибольшее количество.

Сегодня она производит тубы в F , E квартиру , C и так плоско .

Звуковое производство

Туба - это самый низкий инструмент в семействе медных духовых инструментов, диапазон которого варьируется в зависимости от длины трубки. Звук меняется в зависимости от общей геометрии и, в частности, от соотношения конической или цилиндрической трубы по сравнению с общей длиной.

Чтобы изменить высоту звука, как и на других духовых инструментах, музыкант (тубист) вибрирует губами , воздействуя на различные параметры: напряжение лицевого мускульного аппарата ( скуловой мышцы ), количество и скорость выдыхаемого воздуха, все это. в соответствии с различными комбинациями аппликатуры. Использование 3-х, 4-х, 5-ти или даже 6-ти поршневых или поворотно-лопастных систем (от 3 до 6 ) позволяет изменять длину трубы. Шестипоршневой туба имеет теоретический диапазон 4 октавы, но это зависит от возможностей каждого тубиста.

Семья туба

Инструменты

Тубы в широком смысле принадлежат к двум различным семействам инструментов: тубам и саксгорнам, к которым добавляется вагнеровская туба (или «тубен»), которая не является тубой вопреки тому, на что указывает ее название, но принадлежит к семейству валторн : на самом деле это модифицированный рог, изменяющий его звук, «более прямой», «темный, чем у рожка, и кажущийся более отдаленным, но также более плотным» [уклончивый] , расположенный между звуком рожка, тромбона и рожка.

Читайте также: