Труба фазоинвертора своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Изготовление фазоинверторов

Изготовление фазоинверторов

Может была уже такая тема здрасти. Но Если есть умы хорошие, то подскажите как сделать в дом. условиях порт нужного диаметра и формы. Мне надо фазики с концами как воронка. Ну короче что бы конца увеличивались плавно. Не помня как они точно называются.

Hard, Ну из хозбыта и поищи - лейки, воронки, вазы.
А вообще, со сложными образующими - токарный станок.

Бог создал мир. Остальное сделано в Китае.

Троелс трубы нагревал строительным феном и на стеклянные банки-бутылки одевал.

Какой нафиг рупор ? - местная кличка этого типа фазонверторов - песочные часы .

Троелс трубы нагревал строительным феном и на стеклянные банки-бутылки одевал.

подручный вариант газовая плита и бутулка от лимонада или шампанского(промазать горло бутыля каплей масла) и трубы для канализации и вентиляции(эти дешевле и много малых диаметров).

Мне это предстоит, расскажите 11 сантиметровую трубу реально до 13 раскатать?

Мне это предстоит, расскажите 11 сантиметровую трубу реально до 13 раскатать?

в общем реально раструб делаеться от D > 1,5D

А фрезерованием не проще сделать раструб? Можно прям на лицевой стенке сразу. Но я наборные трубы как то делал из колец MDF плиты вообще простыми круговыми пилами. Но можно обычным ручным фрезером сотворить всё что угодно и раструб в том числе.

Последний раз редактировалось igorevich; 11.03.2011 в 00:40 .

А фрезерованием не проще сделать раструб? Можно прям на лицевой стенке сразу. Но я наборные трубы как то делал из колец MDF плиты вообще простыми круговыми пилами. Но можно обычным ручным фрезером сотворить всё что угодно и раструб в том числе.

По трудоёмкости ну очень не проще, как переходную технологию могу предложить бумажные трубы(основа рулонов с разными материалами) + усиливающее крепёжноё кольцо изнутри панели, в которое садится труба по наружнему диаметру, а раструб пройтись 20-м радиусом фрезой(для диапазона диаметров 50-100) - так может быть проще, особенно если передняя панель под покраску.

Автор темы

Идея с нагреванием пластмас. труб более легкая вроде. Но кто знает есть ли в природе диаметры не только 50 и 110 мм. Есть ли 60, 70, 85 мм и т.д.

Идея с нагреванием пластмас. труб более легкая вроде. Но кто знает есть ли в природе диаметры не только 50 и 110 мм. Есть ли 60, 70, 85 мм и т.д.

Вентиляционные и для электрики есть много довольно типоразмеров.

крепёжноё кольцо изнутри панели, в которое садится труба по наружнему диаметру, а раструб пройтись 20-м радиусом фрезой(для диапазона диаметров 50-100) - так может быть проще, особенно если передняя панель под покраску.

Миниатюры

Миниатюры

Раскрыв, раструб для фазоинвертора


Всем привет.
После покупки сабвуфера и усилителя, поездив понял что короб гaвнo (купил уже с коробом), посоветовался со знакомым SPL'щиком решили что надо делать фазоинвертор на 160 мм с рскрывами. Трубу думаю ладно подгонит отец, работает в ЖКХ, а вот раскрывы или покупать по 250 р. шт. или самому делать — второй вариант намного интереснее))
Начал потихоньку собирать комплектующие.
Трубу привез отец, дело было за феном. Давно хотел себе приобрести строительный фен, штука нужная и многофункциональная. Присмотрел в в LEROY MERLIN Фен интерскол фэ-2000 с кейсом и набором насадок за 1600 хороший вариант, глянул не все инструменты там 2040 р. Съездил купил)
Побаловался, и приступил изготовлению балванки.
Спиленные бревна лежали метром 80 от дома (остались от учений МЧС, мы спросили про них сказали не нужны мы их стаскали поближе на патриоте отца ) нашли подходящее по диаметру размотали все удлинители что были и отпилили электропилой.


В лес по дрова)

Далее начали потихоньку формовать болванку, с начало топором, потом делали запилы сабельной пилой под начало и конец скругления и потом опять все срубали топором.

Делаем раскрыв 250 трубы. Чертеж, секреты, процесс.


Сделать раскрыв 250 трубы для сабвуфера самому — это не сложно!
Но довольно затратное дело, если нету ничего.
Для того чтобы сделать раскрыв с 0. Нам потребуется…
1) Сама труба диаметр 250мм. (Внутренний диаметр трубы 238мм)
2) Болванка для раскрыва.
3) "Стэнд" — приспособления для фиксирования болванки и трубы.
4) Строительный фен. У меня не было купил самый дешевый за 1000р и он справляется…
Это 4 основные вещи, которые нужны для изготовления раскрыва.
Затраты на изготовление раскрывов около 2000 рублей. И это сам материал. Инструмент не учитывается…

Первый делом необходимо сделать болванку для раскрывов.
Мнений каким должен быть раскрыв много… Элипсный или радиусный, большой или маленький.
По мне радиусный раскрыв наиболее правильный. Поэтому делал именно его.
Но какой радиус? Радиус я выбирал, из расчета получения раскрыва на 330мм. Поэтому радиус получился 25мм.
Сделал простенький чертеж.


Полный размер Чертеж болванки с радиусом раскрытия 25мм

После чего приступаем к распилу дисков для болванки.
Диски пилились фрезером.


Полный размер


Полный размер


Полный размер

Скос нижнего диска сделал сразу фрезером.
После чего с помощью шкурки и цилиндра диаметром 5 см сточил до нужной формы.
Самый верхний диск толщиной 12мм. диаметром 350мм. Сделал два таких второй будет нужен что-бы толкать трубу на болванку.
Скручиваем все диски. Просверливаем отверстие 12мм в центре.
Вот такая болванка получилась.


Полный размер

Болванку одеваем на шпильку в моем случае длина шпильки 1метр.
С двух сторон фиксируем гайками…
Все готово для раскрытия.
Для удобства можно сделать "Стенд" из всякого мусора. Ибо делать одному на весу будет не очень удобно, но если есть помощник можно не заморачиваться.
Приступаем к раскрытию. Одеваем трубу на болванку. С другой стороны поджимаем большим диском.


Полный размер


Полный размер

Для удобства снятия раскрыва с болванки смажте болванку. Я использовал графитку. Ну и начинаем прогревать трубу строительным феном. Прогреваем только 2-3 см края трубы. Тут нужен навык) Греем 1-2 минуты стягиваем. Стягивает, пока закручивается легко.


Полный размер

Потом процедуру повторяем.И так до тех пор пока не получим необходимый раскрыв.


Полный размер Готовый раскрыв.

И небольшой секрет)))
Сделать большую полку, чтобы потом без проблем крепить трубу сложно. Труба начинает загибаться в другую сторону. Для того чтобы полка была ровной, я выпилил кольцо 340мм наружный диаметр и 320мм внутренний.
И в момент, когда труба раскрыта до конца прижимаем край кольцом и фиксируем например струбцинами.


Полный размер


Полный размер

После чего получаем ровную и большую полку, которую будет удобно крепить.


Полный размер


Полный размер


Полный размер

Вот такие раскрывы получились у меня. Всем Удачи! И хорошей музыки!

Метки: раскрыв, 250, труба, болванка, чертеж, фазоинвертор, делаем

Комментарии 87


а саму трубу где можно купить и где она в основном применяется ну кроме саба конечно



Труба 110…радиус 25…



Зачем тебе передняя плоскость такая большая? Там максимум 1см надо сделать чтобы на коробе закрепить








Это перегрев и переиянул




А ещё другая была труба такой тяжёлый на вес оранжевый…чем этот с середино белой…он на 17 см раскрывается…но я незнаю какой фирмы этот труба…просто я кусочек нашел…там ничего не написано


Мужики здорова всем! Какую ПВХ трубу использовать для раскрыва…у меня рвутся при раскрыве на 16см… использовал оранжевый химкор…где середина белая по краям опанж


Это самая хорошая. Плохо греешь. Сильно греть нельзя.


Без машины

Чем лучше соединить две трубы вместе, часто видел скотчем


Поэтому лучше им. А именно алюминиевым он не тянется.


Без машины

А если, допустим, прога посчитала трубу длиной 500 мм без раскрывов. Я хочу с раскрывом. Мне раскатывать именно 500 мм? Или прибавлять с обеих сторон расстояние для раскрывов?


ХЗ что за прога… Раскрыв обычно прибавляется к длине порта.


Радиус раскрыва у тебя какой? Как бы должен быть 50мм. Просто судя по чертежу у тебя 50 это диаметр а радиус выходит уже 25. Поясни это косяк на чертеже или правда радиус у тебя 25))


Так 25мм читай хоть немного там все расписано. Но какой радиус? Радиус я выбирал, из расчета получения раскрыва на 330мм. Поэтому радиус получился 25мм. Даже картинка подписана: Чертеж болванки с радиусом раскрытия 25мм. Такой маленький раскрыв нужен был чтобы сабы 15" и труба в одной плоскости были…


Все не прочитал)))


И как рабочий порт?немного не понимаю разницы между экспонентой, а так все вообще просто


Эспонента на увеличение идет. Да отличный порт.


Где ты у нас в городе 250 купил?неделю ищу уже)))))и кстати, ты написал что угол делал фрезой, какой фрезой с каким градусом?и про цилиндр ты его прикладывал для плавного перехода?


Фрезой четверной. С трубой 250 проблема в Твери тоже долго искал. Покупал в сантехнике какой то на заказ. В наличии не найдешь скорее всего. Да цилиндром и шкуркой вывел ровный переход. Если токарь есть, то вообще не проблема руками делать конечно напряг…


Да токарь есть, но это не точно


Где ты у нас в городе 250 купил?неделю ищу уже)))))и кстати, ты написал что угол делал фрезой, какой фрезой с каким градусом?и про цилиндр ты его прикладывал для плавного перехода?

Ты так по приколу решил заморочится на один раз? Если не получится напиши я тебе свою установку для раскрытия одолжу. Она правда в Торжке.


Понял, учту, от души))))


Привет а как ты соединяешь две трубы между собой ?


Тут никак. А вообще скотч армированный.


Че прям просто обмотал скотчем и держаться ?)


Ну можно ещё стык использовать. В так и тупо на скотче норм. Не в один слой конечно. Да и армированный скотч крепкий.



Без машины

хе хе у нас есть такая штука)) но чертеж я все равно украду))


Да специально и разместил


Без машины

спасибо, полезная штука для тех у кого есть руки и время, и желания их применять, а не нести денежки кому то)



Стоит у меня такой усь аудио пайп 1500d1 уже три раза полил им дин сандаль са15 вроде бы все на мин геин стоит на процентов 15 А-всё остальное в ноль проводка вся хорошая стоит +кг два провода по35 и минус также стоит! два акб стоит дубляж на ген и также минус дубляж думал проблема в самом дин то что рмс маленький всего650 !сегодня купил в магазине новый дин прайд бб 15 рмс1500 думал ну всё вот оно будет долбить!посадил в один ом три песни и дин опять згорел да и кстати сандаль садился как и один ом так и в четыре ома всё равно хватало на пару песен !думал проблема в просаде как оказалось нет 13,8падает на максимуме до13 но всё же как минимум он не должен убивать саб за три песни тем более эт не просадка до того как делал разминусовку под капотом просадка была до 10,5в пике так-сказать и все равно играло да и кстати усь нагревается что аш руку не преложить! Я в глубоком отчаинье народ подскажите может эт проблема в самом усе что он палит Дины на раз!


С первого раза и не поймешь про что написано!
Да и со второго то же!


Стоит у меня такой усь аудио пайп 1500d1 уже три раза полил им дин сандаль са15 вроде бы все на мин геин стоит на процентов 15 А-всё остальное в ноль проводка вся хорошая стоит +кг два провода по35 и минус также стоит! два акб стоит дубляж на ген и также минус дубляж думал проблема в самом дин то что рмс маленький всего650 !сегодня купил в магазине новый дин прайд бб 15 рмс1500 думал ну всё вот оно будет долбить!посадил в один ом три песни и дин опять згорел да и кстати сандаль садился как и один ом так и в четыре ома всё равно хватало на пару песен !думал проблема в просаде как оказалось нет 13,8падает на максимуме до13 но всё же как минимум он не должен убивать саб за три песни тем более эт не просадка до того как делал разминусовку под капотом просадка была до 10,5в пике так-сказать и все равно играло да и кстати усь нагревается что аш руку не преложить! Я в глубоком отчаинье народ подскажите может эт проблема в самом усе что он палит Дины на раз!

Лучше отдай усилитель в ремонт пусть проверяют. Не должен он за 10 минут нагреваться что рукой не дотронуться. Возможно регулятор сломан и усь валит в шишку. Можешь конечно же сам проверить выкрутив гейн в 0, подключи тестер и измерь вольтаж переменного тока на выходе из усилителя должен быть близок к 0 накручивай гейн потихоньку и смотри рост вольтажа. Желательно делать на синусе там показания будут адекватные. На музыке не понятно будет… И где меришь вольтаж не клеммах усилителя или под капотом?


Без машины

Стоит у меня такой усь аудио пайп 1500d1 уже три раза полил им дин сандаль са15 вроде бы все на мин геин стоит на процентов 15 А-всё остальное в ноль проводка вся хорошая стоит +кг два провода по35 и минус также стоит! два акб стоит дубляж на ген и также минус дубляж думал проблема в самом дин то что рмс маленький всего650 !сегодня купил в магазине новый дин прайд бб 15 рмс1500 думал ну всё вот оно будет долбить!посадил в один ом три песни и дин опять згорел да и кстати сандаль садился как и один ом так и в четыре ома всё равно хватало на пару песен !думал проблема в просаде как оказалось нет 13,8падает на максимуме до13 но всё же как минимум он не должен убивать саб за три песни тем более эт не просадка до того как делал разминусовку под капотом просадка была до 10,5в пике так-сказать и все равно играло да и кстати усь нагревается что аш руку не преложить! Я в глубоком отчаинье народ подскажите может эт проблема в самом усе что он палит Дины на раз!


Всем привет разговор конечно будет не в тему но всё же спрошу!


скругление делал и шлифовал вручную прям? не на станке?


Ну типа того… основное сразу убрал фрезером… На первом фото видно. А так и руками потер и с помощью дрели.


Да оно и руками не сложно главное чтобы ровно было


Главное не торопиться и все получится) Так и вышло.


а фото самой насадки на фрезер нету? не знаю какой купить


Смотря для чего у меня их 6. И все для разных дел.


тем что заворот делал


конусная фреза по дереву



Первый год на трубах! Буду экспериментировать. Все впереди)


При правильной голове все будет отлично


))) Ну вроде на голову не жалуюсь… Для меня автозвук и машина это отдых от работы)))

Фазоинвертор не на бумаге. Задачи с трубами. Журнал "Автозвук"

Толщина имеет значение

Если тоннель действительно труба (есть ведь и варианты), какой она должна быть в диаметре? Самый общий и самый грубый ответ: чем больше, тем лучше. Совет действительно радикален и может вызвать протестную реакцию: а если я возьму и сделаю тоннель диаметром вдвое больше динамика? Не возьмете и не сделаете, как бы ни старались, об этом больше ста лет назад позаботился некто Герман Гельмгольц, резонатором имени которого фазоинвертор и является, а позже — создатели автомобилей, сделавшие их по габаритам меньше существовавших в то время паровозов. Итак, по порядку, почему больше и почему что-то этот процесс остановит.

Во время работы вблизи частоты настройки, где, собственно, и выполняет свои функции тоннель фазоинвертора, добавляя от себя к звуковым волнам, порождаемым колебаниями диффузора, внутри тоннеля движется воздух. Движется колебательно, туда-сюда. Объём движущегося воздуха — точно такой же, какой во время каждого колебания приводится в движение диффузором, он равен произведению площади диффузора на его ход. Для тоннеля этот объём — произведение площади сечения на ход воздуха внутри тоннеля. Площадь сечения реально всегда меньше площади диффузора (если кто ещё не отказался от угрозы сделать такой же, а то и больше, скоро никуда не денутся и откажутся), и, чтобы переместить такой же объём, воздуху надо двигаться быстрее, скорость в тоннеле с уменьшением диаметра возрастает пропорционально уменьшению площади его сечения. Чем это плохо? Всем сразу. Прежде всего тем, что модель резонатора Гельмгольца, на которой всё основано, предполагает, что потери энергии на трение воздуха о стенки тоннеля отсутствует. Это, разумеется, идеальный случай, но чем дальше мы от него отойдём, тем меньше работа фазоинвертора будет походить на то, чего мы от него ожидаем. А потери на трение в тоннеле тем выше, чем больше скорость воздуха внутри. Теоретически формула, да и несложная программа, на ней основанная, этих потерь не учитывает и безропотно выдаст вам расчётную длину тоннеля при диаметре хоть в палец, но работать такой фазоинвертор не будет, всё умрёт в завихрениях воздуха, пытающегося стремительно летать по тесному тоннелю взад-вперёд. Текст когда-то виденного мной агитационного плаката ГАИ «Скорость это смерть» к движению воздуха в тоннеле подходит безусловно, если смерть отнести к эффективности фазоинвертора.

Впрочем, намного раньше, чем фазик погибнет как средство звуковоспроизведения, он станет источником звуков, для которых не предназначен, вихри, возникающие при излишне высокой скорости движения воздуха, создадут струйные шумы, нарушающие гармонию басовых звуков самым бессовестным и неэстетичным образом.

7 см, для 12-ти и больше — 10 см. Можно ли больше? Даже нужно, но вот именно сейчас нас кое-что остановит. А именно — длина тоннеля. Дело в том, что.

Длина имеет значение

Как и было сказано, её скомандует великий Герман фон Гельмгольц. Вот он, у доски в Гейдельбергском университете, а на доске — та самая формула. Ну ладно, в этот раз её написал я, но придумал — он и написал бы точно так же. Эта немудрёная, поскольку выведена для идеального случая, зависимость показывает, какова будет частота резонанса некоей полости (нам привычнее ящик, хотя Герман фон делал эдакие пузыри с трубами-хвостиками) в зависимости от объёма V, длины L и площади сечения хвостика. Обратите внимание: параметров динамика здесь нет, и было бы странно, если бы они были. В любом случае полезно запомнить и никогда не поддаваться на провокации: настройка фазоинвертора полностью и исчерпывающе определяется размерами ящика и характеристиками тоннеля, соединяющего этот ящик с окружающей средой. Помимо этого в формулу входят только скорость звука в атмосфере планеты Земля, обозначенная «с», и число «пи», не зависящее даже от планеты.

Для практических целей, а именно — вычисления длины тоннеля по известным данным, формулу легко преобразовать, вспомнив родную школу, а константы подставить в виде чисел. Это делали многие. Многие же публиковали результаты этого волнующего процесса, и автору немного удивительно, как можно было зрелищно обделаться при операции с тремя-четырьмя числами. В общем, треть опубликованных на бумаге и в Сети преобразованных формул непостижимым образом являются ахинеей. Правильная приводится здесь, если подставлять величины в показанных чёрным единицах.

Эта же формула плюс некоторые поправки заложена и во все известные программы по расчёту фазоинверторов, но прямо сейчас формула для нас удобнее, всё на виду. Смотрите: что будет, если вместо минималистского тоннеля поставить другой, попросторнее (и потому получше)? Потребная длина возрастёт пропорционально квадрату диаметра (или пропорционально площади, но ведь мы трубу-то собрались по диаметру покупать, по-другому не продают). Перешли от 5-сантиметровой трубы к 7-сантиметровой, это к примеру, длина при той же настройке понадобится вдвое больше. Перешли на 10 см — вчетверо. Беда? Пока — полбеды. Дело в том, что.

Калибр имеет значение

Беда сейчас будет. Ещё раз глядим на формулу, на этот раз — в знаменатель, фокусируйте зрение. При всех прочих равных длина тоннеля будет тем больше, чем меньше объём ящика. Если для того, чтобы настроить на 30 Гц 100-литровый объём, имея в распоряжении 100-миллиметровую сантехническую трубу, надо открыжить и вклеить в ящик отрезок говнопровода протяжённостью 25 сантиметров, то при объёме ящика 50 л это будет полметра (что уже не меньше, чем полбеды), и при довольно распространённых 25 л тоннель такой толщины должен будет иметь метровую длину. Это уже беда, без вариантов.

В наших, практических условиях объём ящика в первую очередь определяется параметрами динамика, и в силу причин, читателям этой серии уже хорошо известных, для головок калибра 8 дюймов оптимальный объём редко превышает 20 л, для «десяток» — 30 — 40, лишь когда дело доходит до 12-дюймового калибра, мы начинаем иметь дело с объёмами порядка 50 — 60 л, и то не всегда.

Вот и получается какой-то парад суверенитетов: частота настройки ФИ определяется тем басом, который мы от него хотим получить, будь он на «восьмёрке» или на «пятнашке» — не важно. А частота настройки ящика опять не зависит от динамика, чем меньше объём, тем длиннее подавай тоннель. Итог парада: как мы неоднократно замечали в тестах малокалиберных сабвуферов, желательный и многообещающий вариант оформления в ФИ физически невозможно (или затруднительно) реализовать. Даже если не жалко места в багажнике, нельзя объём ящика ФИ делать больше оптимального, а оптимальный нередко оказывается настолько мал, что настроить его на инвариантную к прочим факторам частоту 30 — 40 Гц немыслимо. Вот пример из недавнего теста 10-дюймовых сабвуферных головок («А3» №11/2006): если взять за аксиому диаметр трубы 7 см, то для того, чтобы сделать фазоинвертор на головке Boston, понадобился бы её кусок длиной 50 см, для Rainbow — 70 см, А для Rockford Fosgate и Lightning Audio — около метра. Сравните с рекомендациями в тесте этого номера, относящимися к 15-дюймовым головкам: ни у одной таких проблем не отмечено. Почему? Не из-за динамика, как такового, а из-за исходного объёма, выбранного по параметрам динамика. Что делать? Встречать беду во всеоружии. Оружие нам выковали поколения специалистов (и не только). Знаете, в чём тут дело?

Форма имеет значение

Вы едва ли могли не заметить: я очень люблю копаться в патентах, поскольку считаю, пусть дорога от изобретения к реальной жизни не столь уж коротка, патент — отражение мысли в виде вектора, то есть — с учётом направления. Большинство новаций, предложенных (и неуклонно предлагаемых) неутомимыми умами в отношении фазоинвертора, сконцентрировано на борьбе с двумя мешающими факторами: длина тоннеля, когда его сечение велико, и струйные шумы, когда его сечение, стремясь сократить длину, попытались уменьшить. Первое, простейшее решение, о допустимости которого нас спрашивают в редакционной почте раз по пять в месяц: можно ли тоннель поместить не внутрь ящика, а снаружи? Вот ответ, окончательный, фактический и настоящий, как бумага на квартиру профессора Преображенского: можно. Хоть частично, хоть целиком, внутрь ящика тоннель запихнули исключительно из эстетических соображений, у фон Гельмгольца он торчал снаружи, и ничего, он это пережил. Да и современность наша даёт примеры: вот, скажем, ветераны car audio не могут не помнить (многие, честно говоря, не могут забыть) «басовые трубы» фирмы SAS Bazooka. Они ведь начались с патента на сабвуфер, который удобно поместить за сиденьем грузовика — любимого транспорта американцев. Для этого изобретатель протянул трубу фазоинвертора вдоль корпуса снаружи, заодно уж придав её распластанную по поверхности цилиндрического корпуса форму. Это — один пример, есть другой: некоторые фирмы, выпускающие встроенные сабвуферы для домашних кинотеатров, выводят наружу трубу-тоннель полосового сабвуфера-бандпасса. Тип сабвуфера в данном случае значения не имеет: это тот же резонатор имени сами знаете кого. Ещё одно решение тоже, судя по письмам, ищут, но опасаются. «Можно ли гнуть тоннель?» Ответ — в стиле Филиппа Филипповича и очевиден. Иначе не выпускали бы сразу несколько компаний (DLS, JL Audio, Autoleads, etc. etc.) гибкие трубы специально для этой цели. А в области патентной документации есть даже интересная подсказка, как можно эту задачу решить не без изящества и материальной экономии: была в своё время предложена конструкция модельного тоннеля, который бы собирался из типовых элементов в любой желаемой форме, иллюстрация поведает об остальном. От себя добавлю: большая часть изображённых в патенте деталей трогательно напоминает номенклатуру элементов канализационных сетей местного значения, что и является практическим рецептом внедрения интеллектуального эксцесса американского изобретателя.

Борясь с неуместной длиной тоннеля, часто идут по пути строительства так называемых «щелевых портов», их достоинство — в конструктивной интеграции с корпусом, что позволяет, при известном воображении, сделать тоннель довольно протяжённым, на прилагаемой схеме — сразу несколько вариантов, которым вопрос, разумеется, далеко не исчерпывается (три верхних эскиза принадлежат перу известного хай-эндщика Александра Клячина, остальное было делом техники).

Недостаток же щелей — в трудности подгонки длины, это не сантехнический ПВХ — махнул пилой, и дело в шляпе. Но есть решения и здесь: не так давно один из героев рубрики «Своя игра» пермяк Александр Султанбеков (не грех лишний раз напомнить стране имена её героев) продемонстрировал на практике, как можно настраивать щелевой порт, изменяя его сечение при неизменной длине, он это делал, укладывая внутрь фанерные проставки, как показано на фото где-то поблизости, поищите.

В сворачивании тоннеля фазоинвертора некоторые светлые умы дошли до крайностей: один светлый предложил, например, свернуть тоннель в виде спирали вокруг цилиндрического корпуса громкоговорителя, другой на хитрую формулу Гельмгольца ответил тоннелем-винтом, такая концепция нам здесь, в России, знакома.

Но вообще-то все эти решения (даже с винтом) — лобовые, здесь тоннель неизменной длины просто приделывается или складывается так, чтобы не мешал. Известны (и даже продаются в товарных количествах) реализации другого принципа. Здесь дело вот в чём.

Сечение имеет значение

Не площадь, как таковая, а характер её изменения по длине тоннеля. До сих пор мы, ведомые учением фон Гельмгольца в его самой простой, школьной форме, считали непременным, что поперечное сечение тоннеля постоянно. А нашлись люди, которые это условие нарушили и даже нажили на этом денег.

Уход от цилиндра как формы тоннеля предлагали очень и очень многие. Кто — в стиле Матарацци с вариациями, кто — в скромном, локальном масштабе, ограничиваясь приданием криволинейных обводов концам цилиндрического тоннеля с целью снижения струйных шумов от завихрений. Наиболее же радикальное средство борьбы и с длиной, и с шумами не только придумал, но и эксклюзивно пользуется им уже не один год Мэттью Полк, основатель компании своего имени. Суть устройства под названием PowerPort такова: часть функций тоннеля берёт на себя одна или две, на каждом конце трубы, кольцевая щель между стенкой ящика и поставленным на строго рассчитанном расстоянии от неё «грибком», впрочем, на рисунке всё видно. Такими тоннелями снабжаются практически все домашние громкоговорители Polk Audio. И ежели только кто покусится, плакали его 32 цента плюс ещё кое-что. Для себя же, любимых, никто не запретит такую штуку попробовать, тем более что когда-то давно Полк выложил на свой корпоративный сайт таблицу в «Экселе», по которой можно всё рассчитать, я её тогда же с этого сайта попёр (получив на это позже, задним числом, благословение автора — я же не с целью наживы) и даже перевёл сопроводительные инструкции на великий и могучий, это всё лежит у нас на сайте.

A propos, и труды профессора Матарацци, и революционная разработка Мэттью Полка напоминают нам вот о чём: гимназическая формула Гельмгольца, помимо прочего, не учитывает очень существенный для практики эффект: в огромном большинстве случаев (практически — всегда) один из концов тоннеля прилегает к стенке корпуса сабвуфера, это касается как круглых труб, отпиленных заподлицо со стенкой, так и труб, снабжённых аэродинамической законцовкой, а в ещё большей степени — щелевых портов, прилепившихся к стенке. Близость стенки создаёт концевой эффект, напоминающий то, чего намеренно добивался автор PowerPort — виртуального удлинения тоннеля. Поэтому-то к формуле, непосредственно произведенной из трудов фон Гельмгольца современные прикладные спецы рекомендуют вводить поправку, чисто эмпирическую, но оттого не менее нужную, она выделена красным, чтобы было ясно, где классик XIX века, а где — практика XX.

А вообще-то, друзья дорогие, пора браться за дело, не век же в бумажках копаться. Дело-то как раз в этом.



К вопросу о толщине: проталкивая тот же объём воздуха через более тесный тоннель, его придётся разгонять до более высокой скорости. А «скорость — это смерть»


Гельмгольц написал бы свою формулу точно так же, просто в тот момент не было фотографа


Окончательная и фактическая формула, заменяющая компьютерную программу. Она правильная, проверили неоднократно. Смысл выделенного красным «хвостика» будет объяснен в тексте




Может ли тоннель находиться снаружи ящика? Да целая фирма на этом построила свой бизнес, патент на удобный для размещения сабвуфер был растиражирован стонями тысяч басовых труб SAS Bazooka. А производители встроенных сабвуферов для домашних театров вообще не парятся.



Можно ли тоннель оставить внутри, но согнуть как удобнее? Вот вам ответ



Экзотические, отчаянные решения: свернуть тоннель спиралью или винтом


Щелевой тоннель интегрирован с ящиком, от этого его можно сделать длиннее обычного, «вставного», подгонять длину, правда, гораздо труднее.


Значит, надо подгонять не длину, а сечение: вот как это делал один житель столицы Пермского края



Уход от цилиндрической формы тоннеля предлагался и для сокращения его длины, и в виде локальной «аэродинамической обработки», для снижения струйных шумов





Самое эффектное решение в этой области: PowerPort Мэттью Полка. Изобретение не осталось на бумаге, оно — составная часть почти всей акустики Polk Audio

Расчет акустического фазоинвертора

Предлагаемые методы расчета фазоинвертора основан на простейших измерениях, проводимых с вполне определенным экземпляром громкоговорителя, устанавливаемым в акустический фазоинвертор и на номографическом определении размеров последнего. А также варианты расчета фазоинвертора с использованием технических параметров динамиков от производителя.

Что такое Фазоинвертор?

Фазоинвертор это пневмо-акустический резонатор Гельмгольца.

И как у всякого резонатора у него есть резонанс, весьма выраженный, с высокой добротностью и крутыми склонами. Так, что в корпусе саба у нас два резонатора: активный (динамик) и пассивный (фазоинвертор). Оба они влияют друг на друга через упругую среду (воздух).

Назначение ФИ — уменьшение нижней рабочей частоты сабвуфера, добавить низких частот.

Какой должна быть частота резонанса фазоинвертора?

Частота резонанса фазоинвертора (в общем случае) должна быть на 1/3 (на 33 %) ниже, частоты резонанса того же динамика в том же ящике при закрытом отверстии фазоинвертора.

Пример:
Fрез. динамика в ЗЯ = 60 Гц.
60 х 0,33 = 20гц.
60-20 = 40 Гц.

Расчётная резонансная частота ФИ в данном примере должна быть 40 Гц.

Для этой частоты, а считаю далее диаметр и длина фазоинвертора под объём данного ящика. А теперь рассмотрим более научные варианты расчета фазоинвертора.

Вариант №1. Простой вариант расчета размеров фазоинвертора

Это вариант подойдет для ленивых. Нам надо знать частоту настройки фазоинвертора для данного динамика. Его часто указывают производители динамиков в технических характеристиках, например на упаковке.

  • F — частота настройки ФИ;
  • C — скорость звука;
  • п — число = 3,14…;
  • S — площадь отверстия;
  • L — эффективная длина трубы (длина трубы плюс процентов 5);
  • V — объем корпуса.

Везде метры и герцы.

Соответственно отношение площади отверстия к длине фазоинвертора:

то есть при увеличении площади отверстия вдвое (два порта) — вдвое растет длина каждого из фазоинвертора. Делать узкий фазоинвертор чтобы уменьшить длину трубы нецелесообразно — возрастает скорость потока в нем (там должно быть не более 5% от скорости звука! я ошибся по памяти)

Одновременно сделать очень широкий и длинный фазоинвертор также не имеет смысла — его длина не должна быть больше длины волны на частоте резонанса, чтобы не было стоячих волн, но вообще-то это несколько метров получается, так что тут ошибиться трудно.

Вариант №2

В первую очередь, руководствуясь рис. 1 и таблицей, необходимо изготовить «стандартный объем» — герметичный фанерный ящик, все стыки которого во избежание утечек воздуха тщательно подогнаны, проклеены и промазаны пластилином.


рис. 1

Диаметр диффузора
громкоговорителя, мм
Размеры, мм
А В С
200 255 220 170
250 360 220 220
300 360 220 270
375 510 220 335

Далее измеряют собственную частоту резонанса громкоговорителя, находящегося в свободном пространстве. Для этого его подвешивают в воздухе вдалеке от крупных предметов (мебели, стен, потолка). Схема измерений приведена на рис. 2.

Здесь ЗГ — градуированный звуковой генератор, V — ламповый вольтметр переменного тока и R — резистор сопротивлением 100–1000 ом (при больших значениях сопротивления измерение оказывается более точным).

Вращая ручку настройки частоты звукового генератора в пределах от 15-20 до 200-250 гц, добиваются максимального отклонения стрелки вольтметра. Частота, при которой отклонение максимально и является резонансной частотой громкоговорителя в свободном пространстве Fв.

Следующий этап — определение резонансной частоты громкоговорителя Fв при его работе на «стандартный объем». Для этого громкоговоритель кладут диффузором на отверстие «стандартного объема» и слегка прижимают, во избежание утечек воздуха в месте стыка поверхностей. Метод определения частоты резонанса прежний, но в этом случае она будет в 2–4 раза выше.

Зная эти две частоты, с помощью номограмм находят размеры фазоинвертора. В зависимости от диаметра диффузора громкоговорителя выбирают номограмму, приведенную на рис. 3 (для диаметра ,200 мм), на рис. 4 (для диаметра 250 и 300 мм) или на рис. 5 (для диаметра 375 мм). По выбранной номограмме определяют объем фазоинвертора, для чего соединяют прямой линией точки, соответствующие найденным частотам, на осях «Резонансная частота»

Fв (см. рис. 4 точка А) и «Резонансная частота» Fя (точка В). Отмечают точку пересечения С с вспомогательной осью и отсюда ведут вторую прямую линию через точку D до оси «оптимальный объем». Значение, соответствующее новой точке пересечения Е, и является искомым объемом.

Если нет каких-либо особых соображений для конструирования ящика специальной конфигурации, то расчет внутренних размеров его при заданной объеме может быть сделан по номограмме, показанной на рис. 6. Ширина фазоинвертора будет равна 1,4 высоты, а высота — 1,4 глубины. Пользование номограммой не представляет трудностей: проводят прямую линию между крайними осями, на которых нанесены величины объемов. Точки пересечения прямой с осями А, В, С определят ширину, высоту и глубину ящика. Диаметр выреза для громкоговорителя берется равным размеру С, указанному в таблице.

Далее, задавшись диаметром туннеля, необходимо определить его длину и проверить вмещается ли он в ящик фазоинвертора. Длину туннеля находят из графиков, приведенных на рис. 7, для трех внутренних диаметров: графики А — для диаметра 50 мм, В — для диаметра 75 мм и В — для диаметра 120 мм. Выбрав соответствующие графики, по частоте Fв и объему фазоинвертора, определенным ранее, находят длину туннеля (пример на рис. 7,В). Она должна быть на 35–40 мм меньше внутренней глубины ящика. Если этого не получается, можно нисколько изменить конфигурацию ящика, сохранив его объем, или взять Другой диаметр туннеля.

Фазоинвертор изготавливают из фанеры толщиной около 30 мм. Если нет такой толстой фанеры, то для повышения жесткости нужно приклеить внутри ящика по диагонали или крестообразно бруски размером 25x75 мм. Ящик собирают на винтах и клее и все швы герметизируют. Заднюю стенку рекомендуется крепить шурупами (по пять штук на одну сторону) с фетровой прокладкой. Туннель делают из толстостенной картонной трубки.

Изготовив фазоинвертор и установив в него громкоговоритель, приступают к его демпфированию. Для этого громкоговоритель рекомендуется полностью закрыть с задней стороны слоем стекловаты толщиной 25–50 мм, прикрепляя ее к доске вокруг диффузородержателя с помощью кольца, привинченного шурупами или винтами.

Достаточность демпфирования проверяется с помощью схемы, приведенной на рис. 8. Сопротивление резистора Я берется около 0,5 ом. Если же известен коэффициент демпфирования К усилителя, с которым будет работать агрегат, и сопротивление звуковой катушки громкоговорителя переменному току r, то его можно определять из формулы R=r/K ом.

Переводи переключатель из одного положения в другое, прислушиваются к щелчку в громкоговорителе. Если он вполне отчетлив я нет «бубнения» или «звона», значит демпфирование достаточно. Окончательное решение принимают после прослушивания оркестровой музыки с хорошо выраженными басами и верхними котами.

Вариант №3. Расчет размера фазоинвертора по номограмме

Расчет акустического фазоинвертора по номограмме


рис. 9. Номограмма

В области низких частот работа громкоговорителя не зависит от формы ящика или типа фазоинвертора, а определяется лишь двумя параметрами акустического оформления — объемом ящика-фазоинвертора V и частотой его настройки Fb. К нахождению этих величин и сводится в основном расчет акустического оформления.

Для того чтобы уяснить методику расчета громкоговорителей с помощью номограммы, рассмотрим несколько примеров.

Пример 1.Рассчитать оптимальное акустическое оформление для известной низкочастотной головки. Допустим, что с помощью измерений параметры головки определены: Qa=3,2, Qe=0,33, Vas=0,120м 3 , fs=40 Гц. При работе от усилителя с нулевым выходным сопротивлением (Rg=0) Qt головки составит 0,3. Отметим на оси абсцисс точку Qt=0,3, проведем через нее перпендикулярную оси прямую и найдем ординаты точек пересечения прямой с кривыми в верхней и нижней частях номограммы: Vas/V=3, fb/fs=1,25, f3/fs=1,47. Подставляя в полученные отношения измеренные значения параметров головки Vas=0,120м3, fs=40 Гц, находим: V=0,04 м 3 , fb=50 Гц, f3=59 Гц. Таким образом, если не принимать мер к дополнительному регулированию Qt, для получения гладкой частотной характеристики громкоговорителя заданную головку достаточно поместить в ящик-фазоинвертор объемом 0,04 м 3 и настроить его на частоту 50 Гц. Частота среза громкоговорителя при этом окажется равной 59 Гц.

Пример 2.Для той же исходной головки с Qa=3,2, Qe=0,33, Vas=0,120м 3 , fs=40 Гц требуется так рассчитать параметры ящика-фазоинвертора, чтобы частота среза громкоговорителя оказалась равной 35 Гц. При оговоренной частоте среза расчет начинается с определения f3/fs. В рассматриваемом случае f3/fs=0,875. Далее через точку с ординатой 0,875 на кривой f3/fs проводится прямая, перпендикулярная оси абсцисс, и определяются координаты точек пересечения ее с кривыми Vas/V и fb/fs , т. е. Qt=0,415, Vas/V=1.05, fb/fs =0.93. Подставляя в полученные отношения значения параметров головки Vas=0,12м 3 , fs=40 Гц, находим V=0,114 м 3 , fb=37 Гц. Следовательно, для того чтобы получить гладкую частотную характеристику громкоговорителя с частотой среза f3=35 Гц, объем ящика-фазоинвертора должен составлять 0,114 м 3 , а частота настройки — 37 Гц. Кроме того, поскольку требуемое значение общего Q головки отличается от измеренного (при работе от усилителя с нулевым выходным сопротивлением Qt=0.3), для достижения желаемой формы частотной характеристики потребуется дополнительное регулирование этого параметра.

Пример 3.Дана низкочастотная головка (Qa=3,2, Qe=0,33, Vas=0,12м 3 , fs=40 Гц) и задан объем акустического оформления 19 V=0,06 м 3 . Требуется рассчитать громкоговоритель, обладающий гладкой частотной характеристикой. Определим отношение Vas/V =2. Через точку с ординатой 2 на кривой Vas/V проведем прямую, перпендикулярную оси абсцисс, и найдем координаты точек пересечения ее с кривыми fb/fs и f3/fs : Qt=0,345; fb/fs=1,1; f3/fs=1,2. Подставляя в последние отношения значения параметров головки, находим fb=44 Гц, f3=48 Гц. Таким образом, чтобы с данной головкой и в ящике оговоренных размеров получить гладкую частотную характеристику громкоговорителя, потребуется настроить ящик-фазоинвертор на частоту fb=44 Гц и с помощью средств регулирования довести общее Q головки до значения 0,345.

Калькуляторы фазоинвертора онлайн

В калькуляторе фазоинвертора Параметры набирать через точку, ноль перед точкой вводить не обязательно.

Тема: Изготовление фазоинверторов

Изготовление фазоинверторов

Может была уже такая тема здрасти. Но Если есть умы хорошие, то подскажите как сделать в дом. условиях порт нужного диаметра и формы. Мне надо фазики с концами как воронка. Ну короче что бы конца увеличивались плавно. Не помня как они точно называются.

Hard, Ну из хозбыта и поищи - лейки, воронки, вазы.
А вообще, со сложными образующими - токарный станок.

Бог создал мир. Остальное сделано в Китае.

Троелс трубы нагревал строительным феном и на стеклянные банки-бутылки одевал.

Какой нафиг рупор ? - местная кличка этого типа фазонверторов - песочные часы .

Троелс трубы нагревал строительным феном и на стеклянные банки-бутылки одевал.

подручный вариант газовая плита и бутулка от лимонада или шампанского(промазать горло бутыля каплей масла) и трубы для канализации и вентиляции(эти дешевле и много малых диаметров).

Мне это предстоит, расскажите 11 сантиметровую трубу реально до 13 раскатать?

Мне это предстоит, расскажите 11 сантиметровую трубу реально до 13 раскатать?

в общем реально раструб делаеться от D > 1,5D

А фрезерованием не проще сделать раструб? Можно прям на лицевой стенке сразу. Но я наборные трубы как то делал из колец MDF плиты вообще простыми круговыми пилами. Но можно обычным ручным фрезером сотворить всё что угодно и раструб в том числе.

Последний раз редактировалось igorevich; 11.03.2011 в 00:40 .

А фрезерованием не проще сделать раструб? Можно прям на лицевой стенке сразу. Но я наборные трубы как то делал из колец MDF плиты вообще простыми круговыми пилами. Но можно обычным ручным фрезером сотворить всё что угодно и раструб в том числе.

По трудоёмкости ну очень не проще, как переходную технологию могу предложить бумажные трубы(основа рулонов с разными материалами) + усиливающее крепёжноё кольцо изнутри панели, в которое садится труба по наружнему диаметру, а раструб пройтись 20-м радиусом фрезой(для диапазона диаметров 50-100) - так может быть проще, особенно если передняя панель под покраску.

Автор темы

Идея с нагреванием пластмас. труб более легкая вроде. Но кто знает есть ли в природе диаметры не только 50 и 110 мм. Есть ли 60, 70, 85 мм и т.д.

Идея с нагреванием пластмас. труб более легкая вроде. Но кто знает есть ли в природе диаметры не только 50 и 110 мм. Есть ли 60, 70, 85 мм и т.д.

Вентиляционные и для электрики есть много довольно типоразмеров.

крепёжноё кольцо изнутри панели, в которое садится труба по наружнему диаметру, а раструб пройтись 20-м радиусом фрезой(для диапазона диаметров 50-100) - так может быть проще, особенно если передняя панель под покраску.

Миниатюры

Миниатюры

Читайте также: