Требования к качеству сточных вод сбрасываемых в канализацию

Обновлено: 07.07.2024

Требования к качеству сточных вод сбрасываемых в канализацию

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Мы ответственны по своей природе

Ваш регион - г. Москва?

Сервисы и госуслуги

  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Последнее обновление: 22.09.2020

Часто задаваемые вопросы

  • Государственные услуги
    • Ведение реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду
    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными
    • Выдача удостоверений общественных инспекторов по по охране окружающей среды
    • Проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
    • Регулирование в сфере обращения с отходами
    • Паспортизация отходов I-IV классов опасности и подтверждение отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности
    • Реестр лицензий
    • Трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
    • Ввод в Российскую Федерацию или транзит через территоию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотическх веществ и психотропных препаратов
    • Трансграничное перемещение отходов
    • Выдача разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры

    Какие документы подтверждают выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров?

    Кто становится обязанным обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в случае производства товаров, входящих в перечень товаров, под заказ третьего лица?

    Учитывая позицию, изложенную в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2017 № 09-47/8797 «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров», на организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в перечень товаров, и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.), обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется. Выполнение нормативов в отношении упаковки, поставляемой производителями, импортерами таким организациям, исполняется производителями, импортерами упаковки, которая в этом случае для них является товаром. В случае, если производство товара осуществляется под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведённую продукцию принадлежит третьему лицу – заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию, обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию. В случае если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме off-take, когда сырье производителю не предоставляется), он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.

    Какая административная ответственность предусмотрена за невыполнение установленных нормативов утилизации?

    Административная ответственность установлена за: неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ; представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ.

    Возникает ли обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров в случае импорта их для собственных нужд или в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов)?

    Требования к качеству сточных вод сбрасываемых в канализацию

    (см. текст в предыдущей редакции )

    II. Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных ливневых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения)

    Взвешенные вещества

    Азот аммонийный

    Нефтепродукты

    Водородный показатель (pH)

    1 (при 5,5 < pH < 6 и 9 < pH < 10),

    2 (при 10 pH < 11),

    3 (при 5 < pH 5,5 и 11 pH 12),

    5 (при 4,5 pH 5)

    значения показателя менее 5 и более 11

    Температура

    0,5 (+40 < ФК < +50),

    1 (+50 ФК < +60),

    значение показателя +60 и более

    <1> ФК i - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, указанные абонентом в декларации либо установленные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб. дм). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых абонентом было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышение максимальных допустимых значений.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

    (см. текст в предыдущей редакции )

    <2> ДКi - максимально допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод, предусмотренные настоящим приложением (мг/куб. дм).

    <3> Требования, установленные для сброса в централизованную общесплавную систему водоотведения.

    <4> Показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм 3 . Для сбросов в общесплавную централизованную систему водоотведения показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 700 мг/дм 3 .

    <5> Требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети.

    <6> При применении организацией, осуществляющей водоотведение, термических методов обезвреживания осадка сточных вод.

    <7> Применяется до 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г. применяется коэффициент воздействия 0,9, с 1 января 2019 г. - 1,2.

    Требования к качеству сточных вод сбрасываемых в канализацию

    167. В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

    Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

    на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

    на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

    168. Нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).

    169. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в том числе не являющихся собственниками или иными законными владельцами выпусков сточных вод в водный объект.

    170. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил).

    171. Основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.

    Основанием для корректировки нормативов состава сточных вод по отдельным загрязняющим веществам является также изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 процентов по сравнению с ранее определенным значением такого показателя.

    До подачи организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду или выдачи такой организации комплексного экологического разрешения нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, установленных в отношении соответствующих объектов организации, осуществляющей водоотведение.

    172. Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.

    173. Орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).

    174. Основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются:

    отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод;

    рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам;

    рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176 - 181 настоящих Правил;

    отсутствие предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).

    175. В случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 настоящих Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе.

    176. Норматив состава сточных вод i-го загрязняющего вещества () (мг/дм 3 ) рассчитывается по формуле:

    НДС i - норматив допустимого сброса i-го загрязняющего вещества, установленный (рассчитанный, представленный) для объектов данной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) (мг/дм 3 );

    Э i - показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение (процентов).

    В случае если расчетные значения больше максимальных допустимых значений показателей и концентраций по соответствующим загрязняющим веществам (показателям), указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам, за величину принимаются значения, указанные в этом приложении.

    177. Показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение (Э i ) (процентов), определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле:

    Расчет приложению N 6 к настоящим Правилам - за период не менее 8 календарных месяцев), предшествующих первому числу месяца представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, либо за фактическое время работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение, - в случае, если такие очистные сооружения эксплуатируются организацией, осуществляющей водоотведение, менее 12 календарных месяцев до даты представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. Периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для определения указанных усредненных значений концентрации, приведена в приложении N 6 к настоящим Правилам. При этом для загрязняющих веществ, определение усредненных значений концентрации которых требует отбора проб сточных вод 1 раз в 3 месяца в соответствии с приложением N 6 к настоящим Правилам, интервал между датами отборов проб должен составлять не менее 30 календарных дней.

    При представлении организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, до 1 января 2021 г. расчет приложением N 6 к настоящим Правилам

    В случае если результат анализа пробы сточных вод, поступающих на очистные сооружения, или результат анализа пробы сточных вод на выпуске сточных вод в водный объект по конкретному показателю находятся вне диапазона измерений, предусмотренного нормативным документом, регулирующим методы определения конкретных показателей, или включенного в область аккредитации лаборатории, выполнившей исследование, в качестве результата анализа для определения показателя эффективности удаления загрязняющего вещества используется значение ближайшей границы соответствующего диапазона измерений.

    В случае если определенное в соответствии с настоящим пунктом значение Э i составляет более 99 процентов, значение данного показателя принимается равным 99 процентам. В случае если определенное в соответствии с настоящим пунктом значение Э i является отрицательной величиной, значение этого показателя принимается равным нулю.

    В случае если в централизованной системе водоотведения или технологической зоне водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) сточные воды, сбрасываемые в водные объекты, не проходят очистку на очистных сооружениях, осуществляющих очистку сточных вод перед их сбросом в водный объект, значение Э i принимается равным нулю.

    178. В случае если в централизованной системе водоотведения или технологической зоне водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) очистка сточных вод осуществляется на 2 и более очистных сооружениях организации, осуществляющей водоотведение, либо часть сточных вод не проходит очистку на очистных сооружениях организации, осуществляющей водоотведение, показатель Э i определяется по формуле:

    j - очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, или выпуск сточных вод, не прошедших очистку (количество j принимает значения от 1 до n);

    Q j - объем сточных вод, очищаемых на j-х очистных сооружениях организации, осуществляющей водоотведение, за период не менее 12 календарных месяцев, предшествующих первому числу месяца представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, либо за фактическое время работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение, в случае, если очистные сооружения введены в эксплуатацию менее чем за 12 календарных месяцев до даты представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, либо объем сточных вод, не прошедших очистку на очистных сооружениях организации, осуществляющей водоотведение, за период не менее 12 календарных месяцев до даты представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод (куб. метров);

    - показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества на j-х очистных сооружениях организации, осуществляющей водоотведение (процентов) или на j-м выпуске сточных вод, не прошедших очистку.

    В случае если определенное в соответствии с настоящим пунктом значение оставляет более 99 процентов, значение данного показателя принимается равным 99 процентов. В случае если определенное в соответствии с настоящим пунктом значение является отрицательной величиной, значение этого показателя принимается равным нулю.

    В случае если в централизованной системе водоотведения или технологической зоне водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) часть сточных вод, сбрасываемых в водный объект, не проходит очистку на очистных сооружениях, обеспечивающих очистку сточных вод перед их сбросом в водный объект, значение для данного объема сточных вод принимается равным нулю.

    179. В случае если объектами одной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) сброс сточных вод осуществляется в разные водные объекты, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные нормативы допустимых сбросов и (или) установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ), или сброс сточных вод осуществляется в один и тот же водный объект, но из разных выпусков сточных вод, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные нормативы допустимых сбросов или установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ), расчет норматива состава сточных вод i-го загрязняющего вещества () (мг/дм 3 ) осуществляется по формуле (за исключением установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ в соответствии с пунктом 180 настоящих Правил):

    k - выпуск сточных вод в водный объект, для которого по i-му загрязняющему веществу установлен (рассчитан, представлен) норматив допустимого сброса и (или) установлен технологический норматив (в отношении технологически нормируемого вещества), значение которого отличается от установленного (рассчитанного, представленного) норматива допустимого сброса и (или) установленного технологического норматива (в отношении технологически нормируемого вещества) для другого выпуска сточных вод (количество k принимает значения от 1 до n);

    Q k - объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект через выпуск сточных вод k (тыс. м 3 /сут).

    В случае если объектами одной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) сброс сточных вод осуществляется в разные водные объекты, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные нормативы допустимых сбросов и (или) установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ), или сброс сточных вод осуществляется в один и тот же водный объект, но из разных выпусков сточных вод, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные нормативы допустимых сбросов и (или) установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ), для целей расчета норматива состава сточных вод в соответствии с настоящим пунктом по i-му загрязняющему веществу не учитываются значения Q k и Э i выпусков сточных вод в водный объект одной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), для которых по i-му загрязняющему веществу отсутствуют установленные (рассчитанные, представленные) нормативы допустимых сбросов или установленные технологические нормативы.

    В случае если расчетные значения больше максимальных допустимых значений показателей и концентраций по соответствующим загрязняющим веществам (показателям), указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам, за величину принимаются значения, указанные в этом приложении.

    180. Нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (взвешенные вещества, БПК5, ХПК, аммоний-ион, фосфор фосфатов), а также нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные ливневые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (ХПК, БПК5, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфор фосфатов) устанавливаются равными значениям нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов согласно приложению N 7.

    Нормативы состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются в соответствии с настоящим пунктом для объектов абонентов централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в случае наличия у организации, эксплуатирующей данную централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в отношении всех объектов такой системы (зоны) действующего комплексного экологического разрешения или поданной декларации о воздействии на окружающую среду и согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды в случае, если разработка такого плана необходима в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

    181. При сбросе сточных вод через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов нормативы состава сточных вод в отношении нитрат-аниона и нитрит-аниона не устанавливаются.

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:

    Главная Взаимодействие со СМИ Лента новостей региональных прокуратур Природоохранный прокурор разъясняет: с 1 июля вступают в действие новые единые правила контроля состава и свойств сточных вод

    Природоохранный прокурор разъясняет: с 1 июля вступают в действие новые единые правила контроля состава и свойств сточных вод

    Прокуратура области (Сахалинская область). 22 июня 2020

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, которые вступают в силу с 1 июля 2020 года. Постановление правительства устанавливает новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты, а также обновляет существующую систему компенсации наносимого экологического ущерба. Важное нововведение — утверждение правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями. Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность, то теперь для всей страны будет действовать единый прозрачный и понятный порядок расчета нормативов и исчисления платы. До 1 июля органы местного самоуправления должны утвердить нормативы состава сточных вод абонентов, рассчитанные по единой, предусмотренной правилами формуле. После указанной даты водоканалы смогут рассчитывать плату за превышение абонентами установленных показателей загрязнения сточных вод. Для минимизации экологического ущерба установлены требования к содержанию плана снижения сбросов сточных вод, а также порядок и сроки его согласования. Помимо этого, постановление закрепило порядок начисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах и превышающих установленные допустимые нормативы. В случае, если абонент не превысил плановые нормативы загрязнения, то плата может быть уменьшена на величину произведенных на эти цели затрат.

    • Twitter
    • LiveJournal
    • Facebook
    • ВКонтакте
    • Прямая ссылка

    Мероприятия
    и встречи


    09 декабря 2020, 12:17

    Интервью
    и выступления

    Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

    08 декабря 2020, 21:00

    Видео


    Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

    Контроль состава и свойств сточных вод по новым правилам

    Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 (далее — Постановление № 728) обновлен порядок контроля состава и свойств сточных вод. Предлагаем разобраться, как в новых условиях будет осуществляться контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ).

    Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в ЦСВ, проводится организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством РФ[1].

    До 03.06.2020 действовали Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила № 525), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525, однако на смену им пришли Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила № 728), утвержденные Постановлением № 728.

    Предмет контроля

    Предмет контроля остается прежним — состав и свойства сточных вод, которые абоненты отводят в ЦСВ. Здесь же наблюдается разница в том, что Правила № 525 выделяли два типа абонентов:

    1) абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС) в ЦСВ;

    2) абоненты, для объектов которых НДС в ЦСВ не устанавливаются.

    Словарь

    Абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

    Согласно п. 1 Правил № 728 контролю подлежат состав и свойства сточных вод, которые сбрасываются всеми абонентами в ЦСВ без разбивки на «установлены НДС» или «НДС не установлены».

    Напомним, согласно ранней редакции Федерального закона № 416-ФЗ (ст. 30), действовавшей до 01.01.2019, контроль состава и свойств сточных вод осуществлялся в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, в которую включался перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. При этом НДС устанавливались для определенных категорий абонентов согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 (далее — Постановление № 230), которое было принято на основании ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ, а программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывалась и согласовывалась в соответствии с Правилами № 525.

    Статьи 27 и 30 Федерального закона № 416-ФЗ утратили силу с 01.01.2019. Постановление № 230 утратило силу с 03.06.2020 на основании Постановления № 728. Правила № 728 не предусматривают разработку и согласование программы контроля состава и свойств сточных вод, как это предусматривали ранее Правила № 525.

    Исходя из этого делаем следующие выводы:

    • НДС для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в ЦСВ, не устанавливаются;

    • программа контроля состава и свойств сточных вод больше не разрабатывается и не согласовывается.

    В связи с этим состав и свойства сточных вод будут проверяться только на соответствие:

    • фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация);

    • и/или нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644).

    Порядок контроля

    Согласно Правилам № 525 контроль состава и свойств сточных вод включал в себя только две процедуры:

    1) отбор проб сточных вод;

    2) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

    С момента вступления в силу Правил № 728 к уже существовавшим процедурам добавился визуальный контроль.

    Словарь

    Визуальный контроль — обследование объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в ЦСВ веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ в соответствии с Правилами № 644, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (п. 3 Правил № 728).

    Такой контроль будет проводиться в тех случаях, когда визуально можно обнаружить вещества, материалы, отходы и/или сточные воды, запрещенные к сбросу (далее — запрещенный сброс) в ЦСВ, из перечня приложения № 4 к Правилам № 644, не прибегая к отбору и анализу отобранных проб сточных вод.

    [1] Пункт 1 ст. 30.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01.04.2020; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ).

    А.И. Эндеко, эксперт-эколог

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

    Контроль состава и свойств сточных вод 2020: изучаем новые правила

    22 мая 2020 года Правительство России Постановлением №728 утвердило принятие измененных и отредактированных Правил контроля состава и свойств сточных вод и поправки в Правила холодного водоснабжения и водоотведения — 2020.

    В документе прописали алгоритм действия контролирующих органов. Основных пунктов три:

    • взятие проб;
    • их анализ;
    • визуальный контроль.

    Что изменилось?

    Специалисты называют поправки, дополнения и новые условия контроля масштабными и кардинальными. Порядок проведения контрольных мероприятий и нормативы состава сточных вод дополнились семью нововведениями:

    1. Установлена периодичность плановых контрольных проверок — они должны проводиться ежемесячно, а не ежеквартально, как было раньше.
    2. Введен визуальный контроль сточных вод — осмотр и проверка наличия посторонних материалов, веществ или отходов в сбрасываемых водах. Их наличие проверяется без взятия проб на анализ, если они визуально замечены специалистом. Для того чтобы определить состав стоков, у водопроводно-коммунальной организации должно быть в наличии специальное оборудование.
    3. Регламентировано использование автоматических устройств для проведения исследований забранной воды.
    4. Уточнены условия забора проб.
    5. Для специалистов представлены конкретные методы и регламенты исследований взятой на пробы сточной воды.
    6. За стоками транзитных организаций будут следить в усиленном режиме. Также ужесточен контроль за системами стоков, не подключенных к центральной магистрали водоотведения.
    7. Подробно разъяснены основания для контроля сточных вод. Обязательно должны проводиться внеплановые проверки в следующих случаях:
      • аварийные происшествия;
      • угроза аварийных ситуаций, при которой допустимые нормы загрязнения превышаются;
      • отсутствие доступа специалистов проверяющих органов к колодцам.

    Что нужно знать о нормативах состава сточных вод?

    Порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирует глава XIII Правил. В ней прописаны нормы стоков, алгоритм контроля за соблюдением норм и перечень лиц, ответственных за проведение контрольных мероприятий.

    1. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ установлены нормативы допустимых сбросов, а также технологические нормативы.
    2. Расчет норм возложен на водопроводно-коммунальные предприятия, действующие на территории. Для точности подсчетов предложена специальная формула, которая включена в содержание документа.
    3. Нормативы состава сточных вод утверждают муниципалитеты или региональные правительства.
    4. Для бытовой и ливневой канализаций установлены технологически нормируемые вещества и элементы.

    Как исчисляется плата за сброс сверх нормативов?

    Вопрос платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод регламентирует глава XV документа.

    1. Размер платежей за сброс сверх нормативов состава сточных вод базируется на тарифах платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которым могут применяться уточняющие коэффициентов.
    2. Выплату всеми пользователями компенсаций за принесенный вред централизованной системе водоотведения, если конкретный виновник не установлен.

    Правила устанавливают размеры штрафов за различные виды нарушений. Но окончательного варианта еще нет. Документ продолжает дополняться новой информацией.

    Цель нововведений

    Целью внесения изменений в Правила водоснабжения и водоотведения — 2020 является улучшение экологической обстановки.

    Так, по Федеральному законодательству, пользователи, превысившие в течение года более двух раз норму сброса по одному и тому же загрязняющему веществу, либо однократно в 3 раза превысившие этот норматив, должны разработать программу, реализация которой позволит снизить вредные сбросы. Затраты на ее выполнение будут вычтены из их оплаты за сверхнормативные сбросы.

    Рекомендуем

    Эксперты-практики дадут рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков, подготовке к получению комплексного экологического разрешения в 2020 году, правилам установления временно разрешенных сбросов, расчету платежей за негативное воздействие на ЦСВ, реализации мероприятий по снижению сбросов с целью уменьшения абонентской платы, другим актуальным вопросам в сфере водоснабжения и водоотведения в 2020 году.

    Читайте также: