Технологическая карта на изготовление свай из труб

Обновлено: 07.07.2024

1. Область применения

1.1. Технологическая карта составлена на производство работ по забивке составных железобетонных свай на объектах Главмосстроя.

1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входя т:

геодезическая разбивка осей и мест забивки свай;

погружение нижней сваи;

стыковка нижней и верхней свай;

окончательное погружение составной железобетонной сваи.

1.3. Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.4. При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2. Назначение составных железобетонных свай

2.1. Составные железобетонные сваи применяют в тех случаях, когда использование свай длиной менее 12 м по грунтовым условиям невозможно.

2.2. Составные сваи применяются для устройства фундаментов жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений для условий г. Москвы.

2.3. Составные сваи могут применяться во всех видах грунтов. Опирание свай, когда на глубине более 9 - 11 м залегают прослойки слабых грунтов, невозможно по условиям деформативности.

2.4 Составные сваи предназначены для использования в фундаментах зданий и сооружений с передачей на них вертикальных сжимающих нагрузок.

2.5. Для работы на выдерживающие нагрузки составные сваи могут использоваться только в качестве анкерных при проведении статических испытаний.

Стыки составных свай также проверяются на выдерживающую нагрузку.

2.8. Составные сваи могут применяться как в виде висячих, так и в виде свай-стоек.

2.7. Применение составных железобетонных свай для фундаментов под оборудование с большими динамическими нагрузками не рекомендуетс я.

3. Испытание свай

3.1. Проверка несущей способности свай на стадии пробной бойки осуществляется динамическими и статическими испытаниями.

Если указанное соотношение масс не соблюдается, рекомендуется назначить статические испытания свай, а данные динамических испытаний использовать только в качестве контрольных.

3.3. Проведение динамических испытаний составных свай должно быть предусмотрено проектом после «отдыха», минимальная продолжительность которого (п. 6.2 главы СНиП 11-Б.5-67) - 3 суток в песчаных грунтах, 6 суток - в глинистых.

3.4. Определение несущей способности составных свай по результатам динамических испытаний производится по СНиП 11-Б.5-67 и «Указаниям по контролю за динамическими испытаниями свай», выпущенным управлением «Моспроект».

3.5. При строительстве уникальных зданий и сооружений, а также при количестве свай под одним корпусом более 500 статические испытания составных свай обязательны.

Статические испытания проводятся в соответствии с ГОСТ 3688 -69 «Сваи и сваи-оболочки. Методы полевых испытаний».

3.6. Если проектом предусмотрены составные сваи-стойки и погружение их производится легкими молотами, в связи с чем нет уверенности, что они обеспечивают требуемое заглубление свай в слой крупнообломочного грунта, - несущая способность таких свай должна быть проверена статическими испытаниями.

3.7. При проведении динамических испытаний свай рекомендуется руководствоваться и разработками института «НИИМосстрой» Главмосстроя (ВСН 156-79).

4. Конструктивная схема составных свай

4.1. Составная свая состоит из элементов 2-х видов - н ижнего и верхнего. Номенклатура элементов составных свай приведена на листе 1.

4.2. Нижний элемент составной сваи ( ССН) изготавливается с острием и имеет в верхней части закладную деталь для соединения. Верхний элемент составной сваи (ССВ) имеет анкерную деталь на нижнем конце для соединения.

4.3. Конструктивная схема стыка составной сваи при помощи сварки приведена на листе 1.

4.4. Защита элемента стыка выпол няется:

кузбасслаком за 2 раза при грунтах без агрессивного воздействия;

эпоксидной краской ЭФАЖС (ВСН 007-67, ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, Ленинград, 1967) при грунтах с сильным агрессивным воздействием;

5. Организация и технология строительного процесса

5.1. При производстве работ по забивке составных железобетонных свай необходимо руководствоваться «Техническими указаниями по применению составных железобетонных свай для условий г. Москвы» Моспроекта-1 (1978), СНиП III-9-74 «Основания и фундаменты. Производство и приемка работ», технологической картой треста Мосоргстрой на забивку свай для домов повышенной этажности с проведением динамических и статических испытаний свай (арх. № 7935), ВСН 91-74, ВСН 157-79; ВСН 156-79; ВСН 124-76, разработанным НИИМосстроем, СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и другими нормативными документами.

5.2. До начала работ по забивке свай должен быть составлен и согласован с заводом-изготовителем график поставки комплектов свай на строительную площадку.

5.4. Складирование элементов свай по номенклатуре на стройплощадки должно производиться в штабеля. Элементы свай в штабеле допускается укладывать в два ряда по пять штук.

5.5. Для забивки составных свай могут использоваться подвесные молоты, дизель-молоты (штанговые и трубчатые) и паровоздушные молоты.

Рекомендуется преимущественно попользовать штанговые дизель-молоты. Погружение составных свай вибропогружателями не допускается.

5.6. После установки сваи на точку забивки отклонение острия сваи от проектного положения в плане должно быть не более 1 см. Копровая стрела и свая должны быть приведены в вертикальное положение с соблюдением соосности сваи и молота.

5.7. Начало погружения нижнего элемента должно производиться одиночными ударами с небольшой высоты падения ударной частью молота. При этом особенно строго необходимо следить за правильным положением элемента как в плане, так и по вертикали. К полной забивке мо жно переходить только после того, как будет обеспечено погружение элемента в заданной точке и в заданном направлении.

5.8. В процессе забивки элементов сваи должно вестись наблюдение за соответствием скорости погружения характеру грунтовых пластований. Быстрое погружение сваи, когда ее острие проходит плотные слои грунта, может свидетельствовать об ее изломе. В этом случае следует прекратить забивку и вызвать представителя проектной организации для принятия соответствующего решения.

5.9. Наращивание сваи и соединение элементов между собой производится по мере погружения каждого предыдущего элемента ССН на высоту 0,7 - 1,0 м от поверхности грунта. Соединение нижней и верхней свай производятся посредством электродуговой сварки закладных деталей. Сварной стык составной сваи приведен на листе 1.

5.10. В процессе забивки составных свай особое внимание должно быть уделено техническому состоянию молота, так как для передачи на сваю всей энергии удара продольные оси ударной части молота и элемента свай должны совпадать, т.е. удар должен быть центральным.

5.11. В случае, если при забивке составной сваи нижний элемент отклонился от проектного положения, необходимо:

чтобы ось молота совпала с осью сваи, если позволяет конструкция стрелы в соответствии с наклоном сваи;

либо передвинуть копер и продолжать забивку сваи в данном положении.

5.12. Число забивных свай, имеющих тангенс угла наклона продольной оси и вертикали (1/100), не должно превышать 25 % от общего количества свай под здание или сооружение.

Если сваи, погруженные с наклоном в одну сторону, расположены в свайном поле группами, необхо димо забить до полнительные сваи. При расположении в отдельных местах свай с наклоном дополнительные меры по усилению свайного поля не требуются.

Если сваи при однорядном расположении погружены по всему ряду или частично с наклоном в одну сторону, необходимо забить дополнительные сваи по второму ряду в направлении, противоположном отклонявшемуся ряду свай, с таким расчетом, чтобы дополнительными сваями создавалось шахматное расположение свай.

5.13. Применение каких-либо прокладок в стыках составных свай, как правило, не допускается.

5.14. При погружении составных свай в сложных инженерно-геологических условиях (наличие прослоек плотного песка толщиной от 2 до 10 м), когда невозможно погрузить составные сваи за требуемую глубину имеющимся оборудованием, могут быть предусмотрены следующие меры, облегчающие погружение свай:

применение более тяжелого молота,

погружение свай с лидерным бурением.

5.15. При погружении составных свай в зимнее время слой промерзшего грунта в точке засыпки должен быть пройден пробойником, бурением.

При глубине промерзания более 0,3 м рекомендуется производить или оттаивание грунта в местах забивки прогревом с помощью ТЭНов, или пробивку лидирующих отверстий специальной желонкой конструкции СУ-24 Главмосстроя, или бурение ямобуром.

5.16. Забивка железобетонных составных свай-стоек, прорезающих толщину слабых грунтов и опирающихся на скалу, должна производиться с осторожностью во избежание разрушения свай. При резком и внезапном уменьшении отказов следует прекратить бойку, если по данным проекта острие свая близко к кровле скалы.

5.17. Погружение составных железобетонных свай с лидерным бурением необходимо выполнять в следующей последовательности.

С помощью буров вращательного движения (ямобура и других специальных установок) устраивается скважина глубиной и диаметром в строгом соответствии с рекомендациями проекта.

Устанавливается элемент нижней составной сваи в скважину сваебойным агрегатом (или краном), при необходимости проводится его добивка на высоту 0,7 - 1,0 м от поверхности грунта.

Производится соединение элементов нижней (погруженной) и верхней составной сваи на сварке.

При соединении верхний элемент сваи удерживается копром.

По окончании работ по устройству стыка свай производится полное погружение составной сваи на проектную отметку.

Далее работы выполняются в той же последовательности.

Схемы организации работ по погружению составных железобетонных свай приведены на листах 2 - 7.

5.18. В процессе погружения составных свай необходимо вести журнал забивки свай (приложение 1).

5.19. Приемка погруженных составных свай должна произ водиться на основании:

проекта свайных фундаментов;

рабочих чертежей элементов составных свай;

паспортов на изготовление элементов составных свай;

актов геодезической разбивки свайных фундаментов;

исполнительных планов забивки свай;

журнала забивки свай.

5.20. Отклонения составных свай от проектного положения в плане не должны превышать приведенных в СНиП III-9-74 «Основания и фундаменты. Правила производства и приемки работ».

5.21. Приемка фундамента на составных сваях оформляется актом, в котором должны быть указаны все дефекты, выявленные в процессе приемки, и срок их устранения и дана оценка качества работ.

5.22. Забивка составных железобетонных свай выполняется составом звена, приведенным в графике выполнения работ (приложение 2).

5.23. Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3.

5.24. Операционный контроль качества работ по забивке составных железобетонных свай выполняется в соответствии с требованиями СНиП III -1-76 «Организация строительного производства», СНиП III-9-74 «Основания и фундаменты», инструкции СН 47-74 и др. нормативных документов.

Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

5.25. При производстве работ следует строго соблюдать правила по технике безопасности согласно СНиП III-4-80, системе стандартов безопасности труда (ССБТ) и «Правилам устройства и безопасной эксплуатация грузоподъемных машин».

Технологическая карта на изготовление свай из труб

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Забивка свай заводского изготовления


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на забивку свай заводского изготовления.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При забивке сваи происходит превращение потенциальной энергии молота в кинетическую энергию удара, приводящую к упруго-пластическим перемещениям сваи в грунте. При этом энергия удара молота частично теряется при соударении, колебаниях окружающего грунта, и только часть вызывает перемещение сваи (ее продавливание).

На рис.1 представлена диаграмма перемещения сваи относительно мачты (стойки) копра после каждого удара молота. Свая после каждого удара перемещается в три этапа: вначале она перемещается на некоторую максимальную глубину, затем упругими силами грунта выталкивается вверх и после быстрозатухающих колебаний останавливается в грунте на отметке, отличающейся от положения ее до удара на величину S, называемую остаточным отказом. Разность величин погружения свай на максимальную глубину и остаточного отказа называют упругим отказом S.


Рис.1. Диаграмма перемещения сваи при ударном погружении:

Н, см - глубина погружения сваи; Т, с - время погружения; S, см - остаточный отказ; S, см - упругий отказ

За один удар для упрощения технологического проектирования под отказом принимают погружение сваи от одного удара. При этом различают конечный и контрольный (проектный) отказы.

На практике применяется понятие "ложного" отказа, когда сваи погружают маломощным молотом. Например, для погружения составной сваи длиной 20-25 м необходимо достичь более 1000 (обычно до 700) ударов, при этом фиксируются "ложные" отказы порядка 3 мм, не отражающие действительной несущей способности свай, а их нижние концы не достигают проектных отметок, так как малая энергия молота расходуется в основном на разрушение голов свай, а не на погружение.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Забивка свай состоит из следующих технологических этапов:

1) раскладка (подача) свай краном в зоне действия копра (рис.2);

2) установка копра на точку погружения сваи;

3) подтаскивание и подъем сваи на мачту копра (рис.3, а);

4) забивка сваи (рис.3, б);

5) перемещение копра на следующую точку погружения;

6) вырубки бетона голов свай для оголения рабочей арматуры.


Рис.2. План-схема организации работ забивки свай:

1 - сваи, разложенные к подаче на копер; 2 - штабель свай на прокладках; 3 - гусеничный кран; 4 - автотранспорт доставки свай; 5 - траектория перемещения свай краном; 6 - копер


Рис.3. Схема организации работ по погружению свай:

а - подтаскивание и подъем сваи на мачту копра; б - забивка сваи

Подача свай в котлован (зону забивки) и их раскладка осуществляется кранами с соответствующей грузоподъемностью и вылетом. Раскладка допускается на расстояние до 10 м от точки забивки, при этом для простых (стоечных) копров сваи необходимо раскладывать строго по оси движения копра.

Подтаскивание и подъем сваи осуществляется рабочим тросом копра по спланированной поверхности и прямой траектории в зоне видимости машиниста копра. В поднятом состоянии на мачте универсального копра при повороте платформы свая должна фиксироваться на нижней части мачты механическим захватом.

Установив сваю острием на грунт, проверяют вертикальность и соосность ее с молотом. Первые удары по свае выполняют с небольшой высоты, следя за правильным погружением сваи. Затем можно перейти к забивке сваи с нормальной высоты падения ударной части.

Глубина погружения сваи (отметка острия) назначается в проекте. Сваи погружаются на заданную отметку или до расчетного отказа. Процесс определения замера отказов называют также залоговым контролем. Этот контроль осуществляется путем измерения глубины погружения свай от каждого удара в залоге, состоящем из 10 ударов. В качестве отказа принимается максимальная величина погружения сваи от одного удара залоговой серии. Для удобства измерения свая размечается горизонтальными рисками через 1 м, а на последнем метре - через 10 см.

При перемещении копров на слабых водонасыщенных грунтах в технологической карте необходимо предусмотреть усиление основания песчаной или щебеночной подсыпкой толщиной до 300 мм по геотекстилю (дорнит), выполнить системы водоотведения и предусмотреть передвижение копров по деревометаллическим или железобетонным настилам.

Перемещение копра можно задавать по дну котлована на уровне низа ростверка либо по поверхности земли. Во втором случае производится допогружение свай на глубину до 3 м на проектную отметку в следующей последовательности: свая погружается до уровня земли (рис.4, а), на голову сваи устанавливается металлический инвентарный добойник (рис.4, б), ударами молота по добойнику свая погружается ниже уровня стоянки копра на проектную отметку (рис.4, в), извлечение добойника производится рабочим тросом копра (рис.4, г).


Рис.4. Схема погружения сваи ниже уровня стоянки копра:

а - погружение сваи до уровня земли; б - установка на голову сваи добойника; в - забивка сваи через добойник; г - извлечение добойника; 1 - копер; 2 - свая; 3 - инвентарный металлический добойник

Самые распространенные схемы движения копра (проходки) при устройстве свайных оснований:

а) продольная или поперечная (рядовая) - вдоль или поперек свайного поля, при ширине здания свыше 10 м возможно организовать параллельное движение нескольких копров с обеспечением безопасного расстояния между точками погружения свай не менее 30 м (рис.5, а-в);

б) спиральная - для круглых в плане зданий во избежание переуплотнения грунтов и исключения отжатия свай в плане рекомендуется погружение в направлении от центра (рис.5, г).


Рис.5. Схемы движения копров: а, б, в - продольные и поперечные (рядовые) схемы движения; г - спиральная схема

Технологическая карта на изготовление свай из труб


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ ПОД ЗАЩИТОЙ ОБСАДНОЙ ТРУБЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАЙ "ATLAS"


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по устройству буронабивных свай без выемки грунта в слабых, водонасыщенных грунтах под защитой обсадных труб, препятствующих обрушению стенок скважины при бурении, с использованием винтового теряемого наконечника - по технологии изготовления свай “Atlas”.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН - 2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб.

2.2. Работы по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве буронабивных свай под защитой обсадных труб входят:

- геодезическая разбивка рядов и местоположения свай;

- погружение арматурного каркаса;

- заполнение скважины бетоном.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: буровая установка JUNTTAN РМ-25 (максимальная глубина бурения 21,6 м, максимальный крутящий момент 160 кНм), в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Буровая установка JUNTTAN PM-25

2.5. При устройстве буронабивных свай под защитой обсадных труб в качестве основных материалов используются: пластичный бетон класса В 22,5 с содержанием цемента не менее 340 кг/м, на мелком заполнителе 5-20 мм, марка по прочности 50-60 МПа с осадкой конуса 12-14 см и сварной пространственный каркас из арматурной стали класса А-III диаметром 18 мм.

2.6. Работы по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

- CНиП 3.03.02-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии со СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству буронабивных свай под защитой обсадных труб необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед устройством буронабивных свай под защитой обсадных труб должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- принят от заказчика по акту участок свайного поля для устройства БНС;

- приняты от заказчика оси сооружения (здания);

- спланирована строительная площадка по заданным отметкам;

- устроены копровые ходы с покрытием из дорожных плит;

- разбиты оси свайного поля и места погружения свай.

3.3.1. Приём осей сооружения (здания) следует оформлять актом, к которому прилагаются схемы расположения знаков разбивки, данные о привязке к базисной линии и к высотной опорной сети. Правильность разбивки следует систематически контролировать в процессе производства работ, а также в каждом случае смещения точек, закрепляющих оси.

СТО 43.99.30 Производство работ по изготовлению буронабивных свай с применением обсадных труб

1.1. Типовая технологическая карта составлена на один из вариантов производства работ по устройству буронабивных свай в водонасыщенных мелких песках и илах с применением обсадных труб и извлечением грунта.

1.2. Типовые технологические карты предназначены для использования при разработке проектов производства работ (ППР), проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3. На базе типовых технологических карт (ТТК) в составе ППР (как обязательные составляющие проекта производства работ) разрабатываются технологические карты на выполнение отдельных видов работ.

1.4. Все технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта и регламентируют средства технологического обеспечения, правила выполнения технологических процессов при возведении, реконструкции зданий и сооружений.

1.5. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.6. Типовая технологическая карта, как правило, составляется по рабочим чертежам типовых проектов зданий, сооружений, отдельных видов работ на строительные процессы, части зданий и сооружений. При отсутствии таковых возможно составление ТТК на какой-то определенной вид специальных работ.

1.8. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в проекте производства работ, устанавливаются соответствующей подрядной строительно-монтажной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

1.9. Проект производства работ (в том числе и технологическая карта, как часть ППР) утверждается руководителем генеральной подрядной строительно-монтажной организации, а по производству монтажных и специальных работ - руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованию с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.

1.10. Буронабивные сваи используются для ограждения стен котлованов вблизи зданий и сооружений, на плотно застроенных территориях, а также в качестве несущих конструкций для фундаментов малоэтажных зданий, опор мостов и других инженерных сооружений.

1.11. Выбор вида буронабивных свай и технологии изготовления определяется по результатам инженерно-геологических изысканий, которые должны обеспечить комплексное изучение инженерно-геологических условий района (площадки, участка, трассы) проектируемого строительства, дать прогноз возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой.

1.12. Изыскания для свайных фундаментов должны обеспечивать получение данных, необходимых для расчетов фундаментных конструкций по I и II группам предельного состояния, и, как минимум, следующих характеристик: плотность и крупность песчаных грунтов, число пластичности, влажность, показатель текучести и плотность глинистых грунтов в пределах всей изучаемой толщи грунтов; прочностные характеристики (удельное сцепление и угол внутреннего трения) грунта, залегающего непосредственно под нижними концами сваи, и угол внутреннего трения грунтов, примыкающих к боковой поверхности свай; модуль деформации грунтов, залегающих под нижними концами свай в пределах сжимаемой толщи.

Изыскания должны быть выполнены таким образом, чтобы были изучены все разновидности грунтов, встречающиеся на площадке строительства в пределах исследуемой толщи, и общее количество данных для каждого инженерно-геологического элемента было достаточно для их статистической обработки в соответствии с ГОСТ 20522-96.

1.13. Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий для проектирования свайных фундаментов должен содержать:

- схематический план здания с указанием поперечных и продольных граничных осей, расположения скважин, точек зондирования, мест испытания грунтов, опытных работ, линий профилей;

- геолого-литологическое описание строительной площадки и инженерно-геологические разрезы, привязанные к осям здания;

- сведения о нормативных и расчетных характеристиках грунтов каждого инженерно-геологического элемента активной зоны;

- сведения о максимальной глубине промерзания грунтов площадки;

- характеристику гидрогеологических условий площадки, включая данные о количестве и положении горизонтов подземных вод, источниках их питания, связи с ближайшими водоемами, направлении потоков, мест разгрузки, степени агрессивности подземных вод, характере их агрессивности - природной или в результате инфильтрации в грунт производственных или сточных вод, прогноз изменения уровней подземных вод в процессе эксплуатации здания;

- материалы лабораторных, полевых исследований грунтов и опытных работ;

- рекомендации по антикоррозийной защите свай.

Все характеристики грунтов должны приводиться в отчете с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации здания) инженерно-геологических и гидрогеологических условий площадки.

1.14. Инженерно-геологические изыскания для строительства должны выполняться в порядке, установленном действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в соответствии с требованиями СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства".

1.15. В условиях, когда строительная площадка сложена водонасыщенными неоднородными глинистыми грунтами текучей консистенции с прослойками песков и супесей, рекомендуется устраивать буронабивные сваи с креплением стенок скважин обсадными трубами.

1.16. Технология устройства буронабивных свай в водонасыщенных грунтах включает следующие основные операции:

- установка бурильно-крановой машины и погружение обсадной трубы;

- извлечение грунта из обсадной трубы с помощью бурового снаряда;

- установка в скважину внутри обсадной трубы арматурного каркаса;

- бетонирование скважины и извлечение обсадной трубы.

Рисунок 1. Технологическая схема устройства буронабивных свай с применением обсадных труб:

а - установка кондуктора и забуривание скважины; б - погружение обсадной трубы; в - проходка скважины; г - наращивание следующего звена обсадной трубы; д - зачистка забоя скважины; е - установка арматурного каркаса; ж - заполнение скважины бетонной смесью и извлечение обсадной трубы; 1 - рабочий орган для бурения скважины; 2 - скважина; 3 - кондуктор; 4 - буровая установка;

5 - обсадная труба; 6 - арматурный каркас; 7 - бетонолитная труба; 8 - вибробункер

1.17. Обсадную трубу допускается оставлять в грунте только в обоснованных проектом случаях, когда исключена возможность применения других решений конструкции фундаментов.

1.18. По способу бурения для такой технологии устройства буронабивных свай чаще всего применяются установки вибробурения, которыми бурение скважин осуществляют погружением обсадной трубы. Труба погружается под действием виброимпульсов.

1.19. При необходимости технологией работ может быть предусмотрено устройство уширения в нижней части скважины для увеличения площади опирания сваи на грунт. Его можно осуществить специальными уширителями, втрамбовыванием бетонной или щебеночной смеси в дно скважины.

1.20. По своей надежности буронабивные сваи практически не уступают забивным сваям. Прочность буронабивной сваи усиливают арматурным каркасом. Кроме того, арматура служит связующим звеном между буронабивной сваей и железобетонным ростверком, превращая в единое целое надземную и подземную части фундамента. Арматурный каркас также служит гарантией от возможного разрыва фундамента силами морозного пучения. При установке каркаса следует принять меры, не допускающие его сдвига.

1.21. Бетон, применяемый для заполнения скважины, обязательно должен быть "тяжелым", то есть при его приготовлении нужно применять "тяжелые" заполнители - кварцевый песок, гравий или щебень из прочных горных пород. Бетонирование каждой буронабивной сваи должно быть непрерывным, перерывы между укладкой отдельных порций бетона не должны быть более одного часа.

1.22. Нагружать фундамент из буронабивных свай можно только после полного схватывания бетона.

1.23. Устройство буронабивных свай в обсадной трубе с извлечением грунта, практически, можно осуществлять в любых условиях, поэтому такая технология доминирует в передовых зарубежных строительных фирмах.

1.24. Буронабивные сваи являются фактически опорами, воспринимающими вертикальные и горизонтальные нагрузки, а также моментные воздействия. Поэтому они должны также отвечать всем требованиям, предъявляемым к железобетонным конструкциям типа колонн, согласно СНиП 2.03.01-84 "Бетонные и железобетонные конструкции".

1.25. Все работы по устройству буронабивных свай осуществляют в соответствии с требованиями действующих нормативных документов СНиПы: 11-02-96, 3.01.03-84, 2.02.01-83*, 2.02.03-85, 3.02.01-87.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Перед началом производства работ по устройству буронабивных свай необходимо выполнить работы по подготовке строительной площадки:

2.2.1. Уточнение расположения надземных и подземных инженерных коммуникаций в пределах расположения свайного поля. Отключение и перенос их из рабочей зоны, если это предусмотрено проектом производства работ.

2.2.2. Уточнение расположения наружных граней существующих фундаментов зданий.

2.2.3. Согласование с органами государственного надзора, местной администрацией схем движения транспорта и пешеходов (с обеспечением безопасных подъездов и подходов к действующим предприятиям, зданиям и сооружениям), технологию производства работ (с выделением опасных зон, границ и осей подземных сооружений и коммуникаций).

Читайте также: