Сколько осталось проложить труб северного потока 2 на сегодня

Обновлено: 07.07.2024

Осталось менее 5 км. Хроники МГП Северный поток-2 за 2 сентября 2021 г.

Окончания трубоукладки МГП Северный поток-2 можно ожидать 6 сентября, а полного завершения строительства с учетом надводного захлеста - 12 сентября 2021 г.

Фортуна, район строительства Line A (1 я нитка, 2 я по степени готовности) в ИЭЗ Германии

ТУБ Фортуна, после паузы в строительстве 30-31 августа 2021 г., вернулась к работе на высокой для себя скорости.
За прошедшие сутки баржа уложила 1,265 км труб, что не является рекордом, но все равно очень хороший результат.
Скорость ветра в районе работ немного усилилась и на данный момент составляет 10 узлов (3 балла по шкале Бофорта).
В ближайшие сутки ветер усилится до 16 узлов (4 балла), что может обернутся очередной паузой.
Формально, баржа может работать и при скорости ветра выше 20 узлов, но после входа в ИЭЗ Германии 21 августа 2021 г. Фортуна не рискует и останавливается уже при скорости ветра в 17 узлов.

  • окончание трубоукладки - ориентировочно 6 сентября,
  • полное завершение строительства с учетом надводного захлеста - 12 сентября 2021 г.

Вспомогательные суда в районе строительства

  • якорезаводчики - СО Венгери, Оссой и Катунь;
  • наблюдатель - судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь;
  • доставка труб из логистического хаба - многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Юрий Топчев и недавно вернувшееся из порта Калининград МФЛС Владислав Стрижов:
    • за сутки оба судна совершили по 1 челночному рейсу между Мукраном и баржей;
    • судно вроде как собиралось в датский порт Кеге, обозначив его как порт захода, но никуда не ушло,
    • осталось 2,6 км севернее Фортуны, указывая пунктом назначения неопределенное «шельф»;
    • СО Капитан Беклемишев,
    • 2 судна под флагом Германии - Bleibtreu и Christin Bettina.

    Другие локации

    В района перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток в ИЭЗ Дании продолжает дежурить рыболовецкое судно под флагом Германии Westbank.
    Изучавшее этот район многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман, второе судно-наблюдатель проекта, вечером 1 сентября отбыло в порт Росток на севере Германии.

    «Северный поток — 2» оставили камнеукладчикам и исследовательским судам

    Флот «Северного потока — 2» покинул трассу газопровода и возвращается в Россию. К газопроводу подходят исследовательские суда и камнеукладчики, которые завершат работы — укрепят магистраль на дне Балтийского моря в датских и немецких водах.

    Баржа «Фортуна», которая на прошлой неделе завершила строительство «Северного потока — 2», покинула трассу газопровода и направляется в Россию. По данным навигационного портала Marinetraffic, трубоукладчик и вспомогательные суда «Катунь» и «Юрий Топчев» сегодня утром, 14 сентября, проходили мимо Калининградской области и направлялись в сторону Санкт-Петербурга. «Фортуна» стала основным достройщиком «Северного потока — 2». С февраля баржа уложила около 150 километров обеих ниток газопровода в немецких и датских водах.

    Трубоукладчик «Академик Черский», который почти не участвовал в строительстве, с 23 августа находится в немецком Киле. Также в немецких портах находится часть вспомогательного флота «Северного потока — 2». Так, Росток покинул «Остап Шеремета», а захода в порт ждут «Балтийский исследователь» и «Мурман». Возможно, суда возвращают на берег использовавшееся во время строительства оборудование и оказывают поддержку судам, которые вышли на трассу «Северного потока — 2».

    Сегодня утром к участку газопровода в немецкой экономической зоне направился ультрасовременный камнеукладчик Bravenes. Он прибыл из Норвегии и уже участвовал в проекте. Полтора года назад стабилизировал газопровод на дне Балтийского моря каменной засыпкой в финских и шведских водах. Судно указывает, что направляется на ректификационные операции. Если газопровод провисает из-за неровностей дна, его укрепляют каменной засыпкой. К обеду судно подошло к точке, где сварили «золотой» стык на второй нитке «Северного потока — 2».

    Камнеукладчику чуть больше трех лет. На работу он заступил с мая 2018 года и считается ультрасовременным и инновационным. Судно может набрасывать камни тремя способами.

    Bravenes находится в управлении нидерландского совместного предприятия Boskalis-Vаn Oord. Оператор проекта Nord Stream 2 AG сообщал в июле 2017 года, что подписал соглашение о намерениях с СП по осуществлению работ по устройству каменной наброски для строительства газопровода «Северный поток — 2». Стоимость работ на магистрали протяженностью 1 230 километров оценивали в 250 млн евро. «В рамках контракта будут определены источники поставок каменной наброски из Балтийского региона и специализированные суда, отвечающие необходимым техническим и экологическим стандартам. Для обеспечения стабильности газопровода на морском дне вдоль всего маршрута до и после укладки будут сделаны каменные подсыпки в местах с неровным дном», — сообщал Nord Stream 2 AG.

    В датские воды для засыпки газопровода выходит судно Blue Ship. Датское морское ведомство указывало, что камнеукладчик будет работать на трассе газопровода протяженностью 65 километров до конца февраля.

    Также в датских водах над трассой газопровода сейчас работает исследовательское судно Goe Ocean IV. Оно совершает проходы над участком «Северного потока — 2» у границы с немецкой экономической зоной.

    Как сообщало EADaily , Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) сообщило, что начало экспертизу документов Nord Stream 2 AG для сертификации его независимым оператором «Северного потока — 2» только на прошлой неделе. У регулятора есть четыре месяца, чтобы подготовить проект решения, после чего документы рассмотрит Еврокомиссия. Таким образом, запуск балтийского газопровода может состояться и в следующем году. Эксперты отмечают, что регулятор оказался между молотом и наковальней и необходимо политическое решение Берлина.

    Немецкий регулятор подвесил сроки запуска «Северного потока — 2»


    Иллюстрация: bundesnetzagentur.de.

    Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) сообщило, что начало экспертизу документов Nord Stream 2 AG для сертификации его независимым оператором «Северного потока — 2» только на прошлой неделе. У регулятора есть четыре месяца, чтобы подготовить проект решения, после чего документы рассмотрит Еврокомиссия. Таким образом, запуск балтийского газопровода, строительство которого завершили, может состояться и в следующем году. Эксперты отмечают, что регулятор оказался между молотом и наковальней и необходимо политическое решение Берлина.

    Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) сообщило, что оператор Nord Stream 2 AG подал заявку на сертификацию в качестве независимого оператора транспортной сети и на прошлой неделе представил все документы, необходимые для официальной экспертизы.

    «Период экспертизы начался 08.09.21. У Федерального сетевого агентства теперь есть четыре месяца, чтобы подготовить проект решения и представить его в Европейскую комиссию», — сообщили в BNetzA.

    В конце июня оператор проекта Nord Stream 2 AG сообщил, что подал заявку на проведение в предупредительном порядке сертификации в качестве независимого оператора. Это необходимо, так как «Северный поток — 2» подпадает под Третий энергопакет ЕС и оператор должен доказать свою независимость от поставщика.

    Таким образом, сертификация может затянуться, однако без нее «Северный поток — 2» запустить будет невозможно.

    «Эксплуатация газопровода без сертификации может быть наказана процедурой несоответствия», — уточнял на прошлой неделе EADaily представитель BNetzA Фите Вульф.

    На прошлой неделе оператор балтийского газопровода сообщил, что «Северный поток — 2» полностью достроили и компания рассчитывает запустить его до конца года. «Газпром» прогнозировал, что подаст по первой нитке 5,6 млрд кубометров до 1 января. Эти поставки как никогда важны для Европы, которая испытывает нехватку газа в хранилищах.

    «Немецкого регулятора можно понять. Он оказался между молотом и наковальней. Разумеется, требуется политическое решение от руководства Германии и ЕС. Бюрократические процедуры они могут провести гораздо быстрее», — заметил замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

    Как сообщало EADaily, в 2019 году в ЕС внесли изменения в газовую директиву, чтобы газопроводы из третьих стран подпадали под европейское законодательство. В результате ограничения коснутся «Северного потока — 2». Оператор проекта опротестовывает решение в судах, однако пока безуспешно. Поэтому подал заявление на сертификацию независимым оператором.

    Против уже выступила Польша. «Nord Stream 2 AG не желает соблюдать общие принципы Третьего энергопакета, которые направлены на обеспечение конкуренции и равных условий для всех участников рынка. В частности, владелец „Северного потока — 2“ хочет избежать применения правил по разукрупнению собственности, доступу третьих лиц к инфраструктуре и прозрачным тарифам. Негативное влияние газопровода на энергетическую безопасность Евросоюза и отдельных государств — членов ЕС также является важным обстоятельством. Вот почему PGNiG решила присоединиться к процедуре сертификации, проводимой BNetzA, и уведомить Европейскую комиссию о своей позиции. После решения суда ЕС по OPAL никто не может игнорировать принцип энергетической солидарности и последствия своих решений для безопасности других стран ЕС», — заявил председатель правления PGNiG Павел Маевский.

    В PGNiG считают, что июньская заявка Nord Stream 2 AG должна быть отклонена немецким регулятором, так как не произойдет полного отделения оператора от поставщика газа, «Газпрома», как того требует Третий энергопакет.

    Польская госкомпания уже не первый раз пытается поставить подножку российско-германским газопроводным проектам в Балтийском море, и ей это пока удается.

    Так, суд ЕС отказал немецкому правительству в том, чтобы сухопутное продолжение «Северного потока», газопровод OPAL, работало на полную мощность и подтвердило отмену решения Еврокомиссии об исключении к проекту. Инициатором судебных разбирательств и активным их участником выступила PGNiG. Также PGNiG участвовало в судебном разбирательстве в Высшем земельном суде Дюссельдорфа, где рассматривалась жалоба Nord Stream 2 AG на отказ регулятора BNetzA дать проекту исключения из Третьего энергопакета.

    Политика

    «Северный поток — 2» достроен. Многие опасаются, что Европа будет еще больше зависеть от российского газа, а Кремль воспользуется трубопроводом как геополитическим оружием. Но, по мнению эксперта, выгоду от запуска «Северного потока — 2» получат обе стороны. Однако и новых конфликтов не избежать.

    «Северный поток — 2» готов. Нас ждет ценовое цунами: новый газопровод может угрожать ЕС, как предсказывает эксперт (DenníkN, Словакия)

    «Мы все, кто потребляет в Европе газ, очень дорого заплатим за новый российский газопровод, а заработает на нем Газпром и его партнеры», — предсказывает эксперт в области энергетики Карел Гирман.

    Мы побеседовали с экспертом в области энергетики Карелом Гирманом о том, почему «Северный поток — 2» не чисто коммерческий проект, и узнали, пользуется ли Кремль газом как геополитическим оружием. Также эксперт поделился своими опасениями насчет ситуации, которая может возникнуть, если ударят морозы. Гирман рассказал, почему ждет цунами в виде резкого роста цен на газ, и указал на те европейские столицы, которые несут за это ответственность. Кроме того, эксперт поведал о российских ухищрениях при поставке газа в Европу, и о том, почему немцы и их партнеры ни за что не хотят отказываться от проекта, который ЕС не был нужен и даже представляет для него опасность.

    Dennik N: «Северный поток — 2» уже полностью готов?

    Карел Гирман: По доступной информации, в основном от российской стороны, похоже, что недавно была завершена вторая часть этого газопровода, который состоит из двух линейных трубопроводов. Инвестор, то есть компания Nord Stream 2, а также, что интересно, Кремль и российское Министерство иностранных дел утверждают, что поставки газа из России в Германию могут технически начаться первого октября как минимум по первому трубопроводу, который недавно был завершен.

    — Какая у него мощность, и кто может его использовать?

    — Общая годовая мощность двух трубопроводов составляет 55 миллиардов кубометров газа (такая же точно мощность у первого «Северного потока»). Для сравнения: мощность транзитной системы Украины на всех направлениях в Европу достигает 130 миллиардов кубометров. Газопровод «Ямал — Европа», который ведет из России в Германию через Белоруссию и Польшу, может доставлять почти 35 миллиардов кубометров газа в год, а словацкая транзитная система — около 70 миллиардов кубометров в год.

    — Удалось ли Газпрому уже обойти все препятствия?

    — Газпрому и его дочерней компании, которой является упомянутая инвесторская компания, удалось преодолеть не только технические и строительные препятствия, но и санкции Соединенных Штатов, введенные против его строительства. Они очень усложнили работу и отсрочили завершение газопровода почти на два года, что, кстати, заставило россиян подписать новый транзитный контракт с Украиной, но саму стройку не остановило. Так же когда-то американские и британские санкции не помешали построить транзитный газопровод из Советского Союза в Западную Германию и Францию в начале 80-х годов во времена холодной войны.

    — Таким образом, проект «Северный поток — 2» выдержал все?

    — Сейчас начинается не менее сложная фаза, связанная с разрешением на эксплуатацию, а также с условиями работы газопровода. Летом Суд Европейского Союза, как и несколько немецких судов, вынес ряд важных вердиктов, касающихся непосредственно газопровода, тем самым ясно дав понять, что условия его эксплуатации на территории Германии, включая его морскую часть, должны полностью подчиняться законодательству и правилам Европейского Союза.

    Контекст

    Уложена последняя труба

    FT: Кремль знает, как снизить цены на газ в Европе

    УП: Европарламент призвал отказаться от российских нефти, газа и металлов

    Главред: Киев по заданию Зеленского начал борьбу с трубой «Газпрома»

    — А в чем проблема?

    — Это означает, что оператором газопровода не может быть Газпром и его стопроцентная дочерняя фирма, а также то, что газопровод не может быть полностью заполнен только газом Газпрома. Как минимум половина его мощности должна использоваться для транспортировки другими поставщиками. Сейчас это станет предметом жестокой политической борьбы, что подтверждают уже упомянутые заявления Кремля и МИДа РФ. Они откровенно давят на немецкого регулятора, чтобы он вопреки этим нормам в ускоренном режиме разрешил открыть газопровод. Вот вам еще одно доказательство того, что «Северный поток — 2» совсем не исключительно коммерческий проект, как нас уверяют Москва и Берлин.

    — Почему Кремль так беспокоят решения европейских и немецких судов?

    — В соответствии с действующими российскими законами, экспортной монополией на трубопроводный газ из России обладает только Газпром. Поэтому в газопровод на выходе из России не может попасть ни кубометра газа других поставщиков, и для Газпрома, учитывая упомянутые вердикты, сейчас это главная проблема. Пошли разговоры о том, что российский концерн может формально выполнить эти ограничительные предписания так, чтобы сохранить монополию. Речь идет в основном о двух вариантах: виртуальная передача газа его европейским заказчикам уже на морском участке при входе в немецкие воды или формальная передача половины объема другому российскому подконтрольному государству субъекту. Например, концерну «Роснефть». Оставим в стороне формальную сторону этих шагов, которые немецкий регулятор, возможно, еще как-то и пропустил бы, хотя они все равно были бы оспорены в суде. Но эти решения потребуют принципиальных изменений в действующих контрактах Газпрома с его европейскими заказчиками. А это, учитывая кредитные условия банков при строительстве газопровода, был бы не самый простой и не самый быстрый процесс.

    — Поэтому вы ожидаете очередного конфликта?

    — Ясно, что мы переходим к фазе, которую предсказывали многие критики проекта уже давно. Они говорили, что Берлин и Москва вступят в прямую конфронтацию, а последствия скажутся на нас всех. Кстати, первое ощутимое последствие уже есть. Я говорю об аномально высоких ценах на газ, которые лягут бременем на всех европейских потребителей газа до конца этого года и как минимум в течение первого полугодия будущего.

    — На сколько лет у Российской Федерации еще запасов газа?

    — У Российской Федерации в географической доступности от европейского рынка запасов хватит еще на десятки лет. Проблема в том, что добыча и строительство газопроводов все больше вторгается в хрупкую арктическую экосистему, что вместе со значительными выбросами метана, который во много раз вреднее такого парникового газа, как СО2, вызывает большие сомнения насчет экологичности природного газа как такового.

    — Реально ли найти экологичную альтернативу газу?

    — Лично я считаю «зеленую энергетику» в Европе не только решением климатических проблем, но и выходом из нынешней ситуации, когда растет наша зависимость от импорта традиционных углеводородов (в последнее время это преимущественно газ). Его добыча на территории Европейского Союза резко сокращается по природным геологическим причинам. Но его замена импортом, на мой взгляд, — это еще большая экономическая, политическая и экологическо-климатическая проблема. Замена газа более экологичными и безопасными вариантами — это такая же серьезная проблема, как и замена нефти и угля. Более того, мы сами усложняем ситуацию своим отношением к атомной энергетике.

    — Разве «Фукусима» не послужила предостережением?

    — Авария на японской АЭС «Фукусима» произошла из-за необычайного цунами. Япония, которая, кстати, будучи развитой экономикой, еще более зависима от импорта энергоносителей, чем ЕС, извлекла уроки из аварии и усилила безопасность на своих АЭС, но не закрыла их, и подавляющее большинство японских АЭС продолжают работать. Однако значительная часть европейской общественности и политических элит в Германии после аварии на АЭС «Фукусима» решила ограничить работу своих атомных электростанций, которые всегда безопасно работали, или даже просто остановить их как можно скорее. Встает логичный вопрос, кто же мудрее, рациональнее и адекватнее при решении энергетических проблем? Зеленая, или точнее сказать безуглеродная, энергетика, конечно, — правильная и рациональная цель. Но это долгосрочная перспектива. Чтобы достигнуть этой долгосрочной цели, мы сначала должны пережить без особых потрясений переходный период. Думаю, что без атомной энергетики тут не обойтись, но также мы должны приступить к обсуждению конкретных совместных общеевропейских «зеленых» проектов. Мы знаем, что эта энергетика очень зависима от природных условий. В Скандинавии бесполезно строить солнечные электростанции, а на большей части внутриконтинентальной Европы нет подходящих условий для ветряных электростанций. Поэтому лучше обсуждать совместные инвестиции, например, в большие ветряные парки в Северном море. Этот процесс уже начался в области производства и импорта «зеленого» водорода с Украины, где в обширных безлюдных степях близ Черного моря довольно хорошие условия для солнечных и ветряных электростанций.

    — После подписания контрактов с Турцией Газпром стал самым крупным поставщиком газа в Азию. Может ли кто-то конкурировать с Газпромом в Европе?

    — Контракты на поставки в Турцию Газпром подписывает уже несколько десятилетий. Это не новость. Вот уже два года он поставляет постепенно растущие объемы газа и в Китай по совершенно новому трубопроводу из Восточной Сибири. В форме СПГ Газпром отправляет газ с российских месторождений, доля в которых уже есть у многих иностранных инвесторов и других российских добытчиков, то есть речи о монополии Газпрома там не идет, на Дальний Восток и в Европу. Именно на рынке СПГ, который за последние годы стал глобальным, как и рынок нефти, российский газ столкнулся с жесткой конкуренцией. Прежде всего, на азиатском рынке. В Европе, включая упомянутую Турцию, по-прежнему доминируют трубопроводные поставки. Помимо России, это поставки из Норвегии, Северной Африки, а в последнее время и из Азербайджана. Доля российского газа на европейском рынке достигает около одной трети. Проблема в том, что у нас очень сокращается добыча на территории самого Европейского Союза, прежде всего в Нидерландах и Германии, что делает рынок газа более уязвимым и нестабильным. Сейчас именно это мы и наблюдаем в «шахматной партии» вокруг запуска «Северного потока — 2».

    — Почему «Северный поток — 2» — такой спорный проект? В чем его главная опасность?

    — Нужно сказать, что проекты обоих газопроводов «Северный поток» на дне Балтийского моря родились еще во второй половине 90-х годов. Мне лично о них говорил в Москве глава Газэкспорта, дочерней компании Газпрома по продаже газа за рубеж, господин Комаров. Они ожидали резкого роста потребления газа в Европе, а также резкого роста его добычи в российской Арктике. Но эти прогнозы не оправдались, и стало понятно, что достаточно уже существующей инфраструктуры.

    — Тогда откуда взялся «Северный поток — 2»?

    — Постепенно на первый план для Москвы вышел геополитический приоритет — максимально обойти транзитные страны между Россией и Германией. Этот вопрос встал ребром после 2014 года, когда Россия вступила в вооруженный конфликт с Украиной. Неоднозначно выглядело и подписание договора о строительстве «Северного потока — 2» в конце правления канцлера Герхарда Шредера, который буквально через пару месяцев после завершения своего мандата стал представителем самой инвесторской компании газопровода. Тем временем принципиальным образом поменялось европейское законодательство, которое окажет огромное влияние на транспортировку, а значит, и на рентабельность этого проекта.

    — То есть теперь Европа еще больше будет зависеть от российского газа?

    — Запуск газопровода «Северный поток — 2» не усугубит зависимость Европейского Союза от российского газа как такового, поскольку это, по крайней мере пока, не связано с новыми контрактами на его закупку. Тут нужно подчеркнуть, что значительная часть газа, которая будет поступать по нему, не останется в Германии, а отправится к заказчикам Газпрома в Италию, а в нашем регионе, в том числе, в Словакию. Именно поэтому против него громче всех протестуют украинцы. Они обоснованно боятся, что полностью лишатся доходов от транзита, а это очень ослабит их экономику и сделает еще более беззащитными перед лицом Москвы. Кроме того, они опасаются за коммерческую и техническую составляющую реверсных поставок из Европы.

    — Как это коснется Словакии?

    — Что касается Словакии, то ситуация тут совсем другая и не только потому, что мы члены Европейского Союза. Компании Eustream удалось заключить с Газпромом долгосрочный контракт на переправку газа из «Северного потока — 2» через Чехию в направлении на юг — в Австрию и Италию. Это сохранит доходы компании на достойном уровне, что, разумеется, благоприятно и для государственного бюджета. Но если транзит из России через Украину полностью остановится, это, несомненно, негативно скажется и на нас. В наших экономических и политических интересах, чтобы газ из Сибири в Европу шел через Ужгород в максимально возможном объеме и после 2024 года, когда закончится действующий сейчас контракт между Газпромом и украинским Нафтогазом.

    — Почему ограничение транзита через Украину так повлияло бы на нас?

    — Сейчас между украинцами и россиянами существует контракт, который действует о 2024 года. Словацкая компания Eustream также заключила контракт с Газпромом, точнее Газпромэкспортом, на поставки из Украины до 2028 года. Кроме того, у словацкой компании подписан уже действующий контракт на ближайшие 30 лет на переправку газа из «Северного потока — 2», который будет поступать через Чехию и далее на юг в Австрию. Из-за оптимальной загруженности газотранспортной системы от границ Украины для нас было бы лучше, чтобы транзит сибирского газа через Ужгород — Велке-Капушаны продолжался как можно дольше и в как можно больших объемах. Это помогло бы нам стабильно обеспечивать реверсные поставки газа на Украину и транзит с севера на юг. В выгоде была бы не только компания Eustream, но и государственный бюджет Словакии. Варианты без транзита газа через Украину с этой точки зрения для Словакии, несомненно, куда хуже.

    Статьи по теме

    Газораспределительная станция

    Forbes: Украина боится, что «Газпром» снова закрутит вентиль зимой

    УП: Украина трясет партнеров из-за гарантий по «Северному потоку — 2»

    Главред: Киев по заданию Зеленского начал борьбу с трубой «Газпрома»

    — Какими, по-вашему, будут ближайшие месяцы после пуска «Северного потока — 2»?

    — Приближающаяся зима может стать по многим причинам очень суровой. И именно немцы подготовили для этого «благоприятную почву» своими недавними решениями. Помимо спорного договора о «Северном потоке — 2», роль играет и ускоренный отказ от всех атомных электростанций к первому января будущего года. Резкий рост цен на газ, а также электроэнергию в Европе сейчас в значительной мере вызван именно этими двумя причинами. Если зима выдастся морозной и долгой, то не исключены сложности с электроснабжением. Уже сегодня мы знаем, что нам придется платить за электричество намного больше по всем этим причинам. Другой вопрос, будет ли у нас достаточно электроэнергии или газа. Боюсь, что мы приближаемся к пограничной ситуации, которая при стечении неблагоприятных обстоятельств может всерьез угрожать проекту Европейского Союза как таковому и стабильности на европейском пространстве.

    — Пользуется ли Россия своими энергоносителями как геополитическим оружием?

    — Объективности ради надо сказать, что стратегическое значение энергоносителей в мировой политике впервые проявилось еще во время Первой мировой войны, а затем только возрастать. Причем на первый план постепенно выходила нефть. Советский Союз, а затем Россия пользовались этим аспектом в своей внешней политике, хотя Москва была и есть крайне зависима от цен на энергоносители. Если бы во второй половине 80-х годов цены на нефть не рухнули, то, возможно, не распался бы и Советский Союз и его империя, частью которой мы были. Банкротство России при Ельцине тоже спровоцировало, прежде всего, падение цен на нефть и газ. А вот своим экономическим и политическим успехом Путин в значительной мере обязан благоприятной ценовой конъюнктуре после того, как он пришел к власти. Ему повезло, что цены на нефть выросли примерно с десяти долларов до ста. Путин понимает и пользуется значением нефти и газа при продвижении геостратегических интересов Москвы не только на постсоветском пространстве, но и в отношениях с Европой и Китаем, в том числе на фоне российского участия в конфликтах в Сирии, Ливии и на Украине.

    — Если бы Россия воспользовалась «Северным потоком — 2» как оружием, как следовало бы отреагировать Европейскому Союзу?

    Сейчас самое главное, на каких условиях «Северный поток — 2» будет запускаться и эксплуатироваться. Будут ли соблюдены правила Европейского Союза, подтвержденные вердиктами разных судов, или Газпрому и Кремлю удастся с помощью их коммерческих и политико-лоббистских европейских партнеров добиться для себя каких-то исключений. Именно это будет иметь непредсказуемые последствия для будущего Европейского Союза в целом и отношений с Москвой. Немцы угодили в собственную ловушку: с одной стороны на них давят русские, а с другой — не только бунтующие поляки и прибалты, но и элементарные правила Европейского Союза. Судя по заявлениям, поступающим от Москвы, россияне все лето мудрили с поставками газа в Европу, чтобы добиться запуска «Северного потока — 2». Теперь их поддержали европейские газовые партнеры. Боюсь, что вся эта «игра» может навредить репутации газа как такового в Европе еще больше, чем газовый кризис 2009 года, когда Газпром внезапно остановил поставки газа через Украину. Теперь же в августе без явных причин он резко сократил поставки по газопроводу «Ямал — Европа», и цены на газ взлетели у нас до невиданных высот.

    — ЕС был недоволен, но ему так и не удалось убедить Берлин отказаться от проекта. Почему немецкие политики не захотели ни в коем случае «дать задний ход»?

    — Объективности ради стоит сказать, что проект «Северный поток— 2» продвигают не только немцы. Участниками и соинвесторами проекта является, в том числе, нидерландско-британский концерн Shell, австрийская OMV и французская Engie. Однако явную политическую поддержку ему давно оказывают только Берлин и Вена. После Нового года мы все будем платить за газ намного больше, чем могли бы, если бы к повышению цен привела только нормальная рыночная конъюнктура. К тому, что рост цен на спотовых рынках сейчас невозможно остановить, привели именно спекуляции вокруг пуска «Северного потока 2», за что часть политической ответственности несут упомянутые европейские столицы. Уже сегодня за этот проект очень дорого заплатим мы все, кто пользуется газом в Европе. Ведь ценообразование зависит именно от цен на спотовых рынках. А вот Газпром и некоторые его стратегические коммерческие партнеры отлично на этом заработают. В ближайшие месяцы, когда в полный рост поднимется «ценовое цунами», интересно будет наблюдать за реакцией Брюсселя, европейских правительств и, не в последнюю очередь, всех потребителей газа, начиная бизнесом и заканчивая домохозяйствами. Сейчас это цунами как раз на нас идет.

    — Если цены на газ очень выросли, то как вы прогнозируете их развитие после Нового года?

    — Цены на природный газ сейчас буквально бьют исторические рекорды. В начале месяца они превысили 50 евро за мегаватт-час и продолжают быстро расти. Таких цен у нас не было даже в рекордно морозные месяцы, и понятно, что по мере приближения зимы рынок лихорадит все сильнее. Ведь еще в середине лета цена держалась на уровне 35 евро, хотя для этого времени года она была необычно высока. Я только напомню, что год назад летом цены на газ на спотовых рынках не превышали пяти евро за мегаватт-час, и это было отклонение в другую сторону (нормальная цена для этого сезона прежде всегда держалась в районе 15 евро, а зимой — на десять евро больше). Таким образом, мы видим, что цены у нас стремительно выросли, и началось все в августе, когда Газпром начал внезапно резко ограничивать поставки по газопроводу «Ямал — Европа». Их он компенсировал из своих запасов в европейских хранилищах в Германии и Нидерландах. Правда, они предназначены для удовлетворения спроса во время сильных морозов, а летом, напротив, должны пополняться газом из России.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    Текущее положение дел на проекте Северный поток-2 на 2 сентября 2021. Фортуна идет прекрасным темпом!

    Продолжаем наблюдать за финальной стадией реализации проекта по строительству магистрального газопровода по дну Балтийского моря из России в Германию , который на слуху у всей планеты под названием "Северный поток-2" . Самое интересное нас ждет в ближайшие дни.

    В хронологии выхода статей на эту тему вышел небольшой сбой из-за дня знаний, и событий, связанных с этим прекрасным праздником. Поэтому статья от 1-го сентября ушла в ленту только к полуночи 1-го числа. А текущая статья уже освещает события именно текущего 2-го сентября.

    В общем смотрите, что имеем:

    ТУБ "Фортуна" ТУБ "Фортуна"

    Сразу же смотрим погоду - ветер 2,8 метра в секунду, высота волны 0,6 метра. Температура воздуха 16 градусов. Погода прекрасная. А будет еще лучше! На ближайшие 4 дня штормов не предвидится, и будем надеяться, что прогноз в этот раз верный.

    Флотилия в полном составе. Якорезаводчиками сегодня работают Katun , Vengery и Ossoy . Очень давно не показывал как выглядит их работа, а сегодня покажу:

    Ситуация с Северным потоком-2 на 30 августа. Осталось 6 км.


    Одна из финальных серий сериала про строительство магистрального газопровода Северный поток-2, который прокладывает трубоукладочная баржа Фортуна из России в Германию по дну Балтийского моря. С каждым днем оставшееся расстояние уменьшается и сегодня смотрим очередную серию о том, как прошли последние сутки.

    В первую очередь смотрим погоду, потому что синоптики вчера были крайне неоднозначны:

    На текущий момент: 7.03 (UTC), или 10.03 по Мск, в районе проведения работ дует ветер с силой 8,7 метра в секунду, который силой своей нагоняет волну высотой 1,1 метра. Условия не самые приятные, но пока позволяющие работать. Давайте посмотрим прогноз . А давайте я вам прямо наглядно покажу суть моих переживаний.

    Расшифрую - зелененькое это по сути можно работать, оранжевенькое - нельзя работать. Фортуна четко посередине, и мы с вами прекрасно понимаем, что синоптики с точностью до километра угадывать не умеют, да и ветер вполне способен плюс минус десяток километров повести себя как ему самому заблагорассудится. Вопрос как поведет себя экипаж Фортуны с таким прогнозом погоды на ближайшие сутки.

    Специально для тех, кого этот вопрос наиболее интересует - глубина моря в районе проведения работ сейчас составляет около 25-ти метров.

    Решил сегодняшнюю статью по большей части посвятить описанию процесса расчета координат, пройденных расстояний, скоростей и оставшегося расстояния. Раскрыть, так сказать, все свои секретики.

    Самое главное во всей этой истории - координаты. Вот например смотрим где Фортуна находится прямо сейчас:

    Важный нюанс - "прямо сейчас" это координаты последней точки в которой сервис мониторинга судов видел судно. На этом скриншоте видим, что последний раз координаты Фортуны были зафиксированы в 8.31 утра по Мск 29-го августа, то есть сегодня утром. Последние 2 часа движений не было. Либо консервируют трубу, либо пережидают порывы ветра. И тут же сразу на треке видим, что был маневр "переделки", значит о рекорде мечтать уже тоже не приходится.

    Фиксируем координаты: 54.58930 СШ и 14.37928 ВД, и это на 8.31 утра.

    Чтобы узнать суточную скорость, отматываем на 24 часа назад:

    Сервис мониторинга фиксирует координаты не ежесекундно - такая точность просто не требуется, поэтому поймать туже самую минуту сутки назад невозможно, да и ни к чему это. Видим, что вчера в 8.29 утра Фортуна была в координатах: 54.59293 СШ и 14.39448 ВД.

    Чтобы узнать расстояние пройденное Фортуной за сутки идем в сервис расчета расстояний по координатам:

    Получается, что за последние сутки, с 8.29 утра вчера до 8.31 утра сегодня прошли 1050 метров.

    А левая нижняя точка это координаты точки, в которой Академик Черский 27-го июля закончил работы. На всякий случай напомню этот знаменательный момент, вот он:

    В этой точке Академик Черский завершил работы

    Соответственно смотрим расстояние между текущим положением Фортуны и точкой окончания работ Академиком Черским:

    6300 метров осталось проложить. Почему я округляю? Все просто, длина Фортуны 165 метров, точное местоположение датчика GPS на борту мы не знаем. Точность определения координат самого GPS в гражданском режиме примерно 10 метров. Все это дает нам точность ну скажем плюс минус 100 метров. Учитывая скорость укладки 50 метров в час, то по сути разговор идет о плюс минус двух часах.

    Кстати, примерно столько времени уходит на написание каждой статьи. То есть сначала изучаем обстановку, находим интересное, фиксируем это, потом описываем, редактируем, правим, переписываем. Потом отправляем в публикацию. Сначала модерация, потом предварительная оценка CTR платформой и только потом полноценный вывод в ленту. То есть, с момента начала написания статьи до появления ее в ленте проходит часа 3-4.

    Не знаю насколько вам все это интересно, но почему-то сегодня решил поделиться. Ну и основные параметры как обычно описал - глубина, пройденное расстояние, скорость, остаток.

    Завтра более подробно поговорим про работу судов сопровождения, а то сегодня про них совсем ни слова. И да, Академик Черский все там же, не беспокойтесь.

    Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

    Осталось менее 20 км. Хроники МГП Северный поток-2 за 11-13 августа 2021 г.

    Осталось менее 20 км. Хроники МГП Северный поток-2 за 11-13 августа 2021 г.

    Фортуна, район строительства Line A (1 я нитка, 2 я по степени готовности) в ИЭЗ Дании

    • трубоукладка идет со скоростью более 1 км/сутки;
    • за последние 3 дня пройдено 3,251 км;
    • средняя скорость трубоукладки - почти 1,1 км/сутки.
    • до границы ИЭЗ Дании и Германии Фортуне осталось преодолеть 3,945 км;
    • еще 13,83 км необходимо построить в ИЭЗ Германии.
    • собственно трубоукладка - 30 августа,
    • полное завершение строительства с учетом надводного захлеста - 5 сентября.
    • в прошлый раз к речи В. Путина 4 июня 2021 г. строители не успели завершить строительство надводного захлеста отрезков 2 й нитки, и он ограничился анонсированием только завершения ее трубоукладки;
    • ныне трубоукладка 1 й нитки идет с запасом;
    • смена власти в Германии - это серьезный инфоповод, и вероятно:
        власти РФ приурочат какое-то событие со строительством МГП Северный поток -2;
      • хотя привлекать внимание к смене власти в Германии- это лишнее в условиях несменяемости власти в РФ, поэтому любопытно, как встретят А. Меркель в России;

      Вспомогательные суда в районе строительства

      • якорезаводчики - СО Катунь, Венгери и Оссой, состав группы за прошедшие 3 дня не поменялся;
      • судна-наблюдателя на данный момент у Фортуны нет:
        • ранее эту функцию до середины дня 12 августа выполняло судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь, но затем судно отошло от баржи, несколько часов пробыло в районе работ, а затем ушло в порт Росток на севере Германии, где сейчас и находится;
        • другое судно-наблюдатель проекта - многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман - остается в районе строительства, но с Фортуной не работает:
          • 11-12 августа Мурман совершил рейс в порт Росток,
          • после возвращения сходил к точке перехода 1 й нитки МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток, где сейчас дежурит рыболовецкое судно под флагом Германии SAS 1O7 Crampas;
          • в настоящее время Мурман находится в 2,5 км на юго-запад от Фортуны, неподалеку от будущей точки пересечения МГП Северный поток-2 границы ИЭЗ Дании и Германии;
          • за 3 дня:
            • Топчев совершил 2 челночных рейса,
            • Стрижов, находящийся сейчас под загрузкой в порту Мукран - 3 рейса;
            • СО Сивуч и Остап Шеремета, пришедшие из порта Росток 8 и 10 августа соответственно,
            • судно-курьер проекта Artemis Offshore, 12 августа вышедшее из порта Калининград в традиционный рейс в порт Росток;
            • СО Капитан Беклемишев,
            • 3 рыболовецких судна под флагом Германии - SAS 295 Bluewal, SAS 1O7 Crampas и Antares.

            Другие локации

            Дорогостоящие (около 100 тыс долл США/ сутки для судов такого типа) каникулы Черского продолжаются.
            Трубоукладчик остается в режиме ожидания в ИЭЗ Германии, немного западнее морского ветропарка Аркона.
            Вспомогательные суда проекта к Черскому за прошедшие дни не заходили.
            СО Умка, ушедшая от Фортуны 10 августа, сходила в порт Росток, а оттуда вернулась ненадолго к Фортуне и ушла в порт Калининград, куда прибыла вечером 12 августа.
            В порту Калининград остаются СО Вени и Иван Сидоренко, активное участие в проекте они скорее всего принимать уже не будут.

            Подготовка к сертификации

            СО Марлин продолжает геодезические работы на построенных участках МГП Северный поток-2.
            Судно имеет все необходимое исследовательское оборудование и может проводить работы по инспекции и техническому обслуживанию подводной инфраструктуры.
            Под российский флаг Марлин (ранее Olympic Intervention IV) перешел весной 2021 г., когда его владельцем после серии сделок стала Transadria, а оператором - Марлин Шиппинг с 26 марта 2021 г.
            После отказа в январе 2021 г. DNV GL от сертификации МГП Северный поток-2 после завершения строительства из-за санкций США, потребовался другой сертификатор и суда для проведения необходимых для сертификации исследований.
            После договоренностей США и Германии, санкционные риски для МГП Северный поток-2 снизились, но окончательно сняты не были.