Сколько фортуна уложила труб на сегодня 14 июля 2021г

Обновлено: 04.07.2024

Забытый «Черский», усталая «Фортуна». Июльские хроники «Северного потока»

Без оглядки на нефть

1–5 июля 2021 г. Нефтяной рынок отреагировал на отмену министерской встречи ОПЕК+ 5 июля очень неоднозначно. Скачка цен не случилось, но и тенденция на снижение не наметилась.

Поначалу все усилия США устранить противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ не увенчались успехом. К тому же более отчётливой стала необходимость учитывать прибавку в добыче, а главное – в реализации в обход санкций излишков иранской нефти.

Однако уже 18 июля участники нефтяной сделки согласовали компромиссное решение по плавному возвращению к докризисным объёмам добычи нефти в период до 2023 года. В Минэнерго США отметили по этому поводу, что вместе с увеличением добычи сланцевой нефти в США это вновь приведет к росту запасов нефти в мире и снижению цен.

Тем временем в строительстве «Северного потока-2» был пройден ещё один важный психологический рубеж – осталось уложить менее 50 км труб. Трубоукладочная баржа (ТУБ) «Фортуна» снова вела укладку труб на высокой скорости, а краново-монтажное трубоукладочное судно КМТУС «Академик Черский» изготовилось к переходу в воды исключительной экономической зоны Германии.

В то же время первые 50 км труб были уложены в Балтийском море на строительстве магистрального трубопровода Baltic Pipe, который некоторые называют конкурентом потока.

Забытый «Черский», усталая «Фортуна». Июльские хроники «Северного потока»

Baltic Pipe идёт из Дании в Польшу с пересечением обеих «Северных потоков», но сильно уступает по мощности каждому из них. Часть отрезка Baltic Pipe на суше в Дании по-прежнему заблокирована, начало её строительства ожидается весной 2022 года.

На газовых перекрёстках

8 июля. В район строительства вновь зашли военные корабли, на этот раз - российские и шведские, но флот достройки МГП продолжал стабильно работать.


9 июля. ТУБ «Фортуна» продолжала строительство газопровода в ИЭЗ Дании.
КМТУС «Академик Черский» оставался в режиме ожидания, но с 17 июля начал строить отрезок первой нитки «Северного потока-2» длиной в 2,6 км в ИЭЗ Германии.

11 июля. Исполнительный директор оператора проекта по строительству газопровода – компании Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг сообщил в интервью газете Handelsblatt, что строительные работы на «Северном потоке-2» будут завершены в августе 2021 года.

Он отметил, что строительство газопровода завершено на 98 %, и ещё около трёх месяцев потребуется на сертификацию и проведение тестов. По второй нитке этот процесс уже начался.

12 июля. К строительству газопровода Baltic Pipe присоединилось трубоукладочное судно Castoro Sei, которое вошло в территориальные воды Дании к западу от о. Борнхольм. В то же время судно Castorone продолжило строительство в ИЭЗ Швеции.

Полупогружное трубоукладочное судно Castoro Sei компании Saipem – подрядчика по строительству морского участка Baltic Pipe, прибыло к месту работ 9 июля 2021 года. Известно, что газопровод Baltic Pipe в водах Дании и Польши имеет два сложных подводных перехода: через две нитки – действующего «Северного потока» и две нитки – строящегося «Северного потока-2».


13 июля. ТУБ «Фортуна» миновала район пересечения «Северного потока-2» с газопроводом Baltic Pipe. Участок вдоль трассы первой нитки протяжённостью 2,376 км был преодолён за четверо суток. Причиной снижения темпов работ в очередной раз стали погодные условия.

К середине июля оставалось уложить чуть более 40 км труб первой нитки, из них «Фортуне» – около 25 км в ИЭЗ Дании и 13 км в ИЭЗ Германии, «Черскому – не более 2,6 км в ИЭЗ и германских территориальных водах.

19 июля. Работы по строительству «Северного потока-2» приостановились, но КМТУС «Академик Черский» с опозданием на одни сутки прибыл на место завершения укладки в ИЭЗ Германии. Это означало, что возобновляются работы на двух участках одновременно, что и произошло 22 июля.

Российские трубоукладчики в это время находились на расстоянии 32 км друг от друга.

26 июля. Расстояние между российскими трубоукладочными судами сократилось до 27 км. КМТУС «Академик Черский» уложило уже более 2 км из 2,6-километрового отрезка «Северного потока-2» в ИЭЗ Германии. ТУБ «Фортуна» в ИЭЗ Дании приближалась к точке пересечения с газопроводом «Северный поток».

27 июля. КМТУС «Академик Черский» завершило укладку труб на 2,6-километровом участке в ИЭЗ Германии, и 29 июля покинуло этот район. ТУБ «Фортуна» готовилась к строительству перехода через две нитки действующего газопровода «Северный поток».

В то же время трубоукладчик Castorone итальянской компании Saipem, работающий на газопроводе Baltic Pipe к югу от о. Борнхольм, уже пересёк «Северный поток».

Во что обходятся санкции

Перед строителями «Северного потока-2» уже не ставится задача построить его как можно скорее. Возможно, есть планы отчитаться непосредственно перед выборами – и в российскую Госдуму, и в немецкий Бундестаг.

И в Германии, и в России правящие партии вряд ли рассчитывают набрать за счёт потока много «лишних» голосов, тем более что сам по себе проект не сулит конкретных выгод. Но продемонстрировать свою политическую стойкость и мощь индустрии он, разумеется, поможет.

По оценке Маттиаса Варнига (на фото), который весьма убедительно доказал свою роль ключевого топ-менеджера проекта, санкции США стоили проекту задержки в полтора года и спровоцировали удорожание в трехзначном миллионном порядке. Перед оператором проекта сейчас стоит цель – уже в 2021 году принять газопровод в эксплуатацию.

В то же время руководитель компании-оператора не сомневается, что транзит российского газа по газотранспортной системе Украины в Европу будет продолжен в 2024 году. То есть даже после истечения заключенного в конце 2019 году пятилетнего контракта, как часть путей транспортировки российского газа.

Санкционное давление США существенно отразилось на стоимости амбициозного проекта, что в итоге уже привело к значительному росту мировых цен на газ. Причём это произошло вопреки традиционной зависимости газовых котировок от цен на нефть, которые, как известно, в последние месяцы достаточно стабильны.

Фортуна достроила самый длинный отрезок Северного потока-2 в водах Дании. Хроники проекта за 14-15 июля 2021 г.

Трубоукладчики в районе строительства Line A (1 я нитка, 2 я по степени готовности) в ИЭЗ Дании

Фортуна 14 июля 2021 г. завершила строительство самого протяженного отрезка 1 й нитки в ИЭЗ Дании и плавно повернула, двигаясь практически точно на запад.
Строительство данного участка, 4 го из 6 отрезков, на которые разбит датский участок 1 й нитки, Фортуна начала 17 июня.
Протяженность отрезка - 25,034 км, на него Фортуне потребовался почти 1 месяц, средняя скорость строительства составила 0,894 м/сутки из-за штормовой паузы и неточности, которую пришлось исправлять.
За 2,5 последних дня Фортуна прошла 2,612 км, удерживая скорость строительства порядка 1 км/сутки.
Погода хорошая ( скорость ветра 5 узлов, 2 балла по шкале Бофорта), что в принципе позволяет ожидать от Фортуны более высокой скорости трубоукладки.

Черский все еще стоит в 14 км севернее трассы МГП Северный поток-2 у границы территориальных вод Дании у о. Борнхольм.
Это странно, поскольку ожидалось, что завтра, 17 июля трубоукладчик может начать работы в ИЭЗ Германии, где судну в период с 17 июля по 15 августа 2021 г. предстоит построить отрезок протяженностью 2,57 км на мелководье южнее отмели Адлергрунд с использованием якорной системы позиционирования.
Впрочем, волноваться рано, поскольку пока времени на этот отрезок предостаточно.

В ИЭЗ Дании Фортуне осталось уложить 2 отрезка 1 й нитки протяженностью 16,448 км и 7,617 км.
На предпоследнем участке предстоит строительство переходов через обе нитки МГП Северный поток, что по достроенной 2 й нитке заняло порядка 1 суток на каждый.
С учетом уже построенного начала 5 го отрезка, на данный момент Фортуне остается уложить 22,308 км в водах Дании 1 й нитки, завершения можно ожидать 7 августа 2021 г.

В целом Фортуне предстоит достроить 36,208 км 1 й нитки в ИЭЗ Дании и Германии с ожидаемым завершением трубоукладки 19 августа, еще 6 дней может потребоваться на надводный захлест.
К этому времени Черский, теоретически, должен закончить строительство участка 2,5 км на мелководье.
Таким образом, полного завершения строительства МГП Северный поток-2 по обеим ниткам следует ожидать 25 августа 2021 г.
Еще порядка 2-2,5 месяцев потребует пусконаладочные работы, то есть достроенная в июне 2021 г. 2 я нитка может быть готова к эксплуатации в августе-сентябре, а достраивающаяся 1 я - в конце октября - середине ноября.

Вспомогательные суда в районе строительства МГП Северный поток-2

В районе строительства находятся 10 судов флота достройки МГП Северный поток-2 из 17, включая трубоукладчики.
Непосредственно с ТУБ Фортуна работают 4 судна - 3 судна обеспечения (СО), выполняющие функции якорезаводчиков и судно-наблюдатель.
Якорезаводчиками работают Катунь, Венгери и Сивуч, наблюдателем остается судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.
За прошедшие 2,5 дня состав якорезаводчиков сменился практически полностью, вместе с Фортуной остался лишь Венгери.
Катунь 13 июля вернулась из Ростока, зашла к Черскому и 14 июля начала работать с Фортуной, сменив Умку, которая совершила челночный рейс в порт Мукран, где расположен логистический терминал МГП Северный поток-2, и уже вернулась в район строительства.
Редко работающий якорезаводчиком Сивуч начал работать с Фортуной 13 июля, а до этого контролировал охранную зону к северу от района работ, однако сейчас это направление не прикрыто.
С южной стороны охранную зону контролирует СО Капитан Беклемишев.

Также в районе работ находится еще 1 СО - Оссой.
12-13 июля судно сходило от Фортуны к Черскому и с тех пор остается рядом с трубоукладчиком.

Неподалеку от Фортуны также находится СО Остап Шеремета, осуществляющее курьерскую функцию, а также наряду с многофункциональными ледокольными судами (МФЛС) Владислав Стрижов и Юрий Топчев, участвующее доставку труб из порта Муркан.
За 2,5 дня судно совершило 2 челночных рейса между портом Мукран и районом работ.
Юрий Топчев 12 июля вернулся из порта Калининград в район работ, затем ушел в порт Мукран, откуда совершил 2 рейс с трубами к Фортуне и вернулся для новой погрузки.
А Владислав Стрижов 12 июля ушел в порт Калининград.

Фортуна прошла точку пересечения Северного потока-2 и Baltic Pipe. Хроники проекта за 9-13 июня

Трубоукладчики в районе строительства Line A (1 я нитка, 2 я по степени готовности) в ИЭЗ Дании

  • Фортуне - в ИЭЗ Дании - 24,919 км труб, 13,9 км - в ИЭЗ Германии;
  • Черскому - 2,5 км в ИЭЗ Германии.
  • Baltic Pipe использует как базовый Северный терминал;
  • Северный поток-2 - Южный терминал.

Вспомогательные суда в районе строительства МГП Северный поток-2

  • якорезаводчки - СО Умка, Вени и Венгери:
    • Вени и Венгери работали с Фортуной в течение всех последних 3,5 дней,
    • Умка вернулась 13 июля из порта Росток на севере Германии, сменив СО Сивуч, который, в свою очередь, заменял ушедшую в Росток Катунь.
    • СО Капитан Беклемишев, охранявший Фортуну с севера, 11 июля перешел южнее района работ;
    • многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Спасатель Карев, контролировавшее охранную зону с юга, 10 июля ушло в Калининград, где остается на данный момент.
    • с севера охранную зону прикрывает СО Сивуч, до прихода Умки выполнявший роль якорезаводчика.

    Неподалеку от Фортуны также находятся многофункциональные ледокольные суда (МФЛС) Владислав Стрижов и Юрий Топчев, обычно обеспечивающие доставку труб с логистического терминала Юг порта Муркан.
    В связи с паузой в строительстве Владислав Стрижов за 3,5 дня совершил 2 рейса между Мукраном и Фортуной и готовится передать трубы на Фортуну.
    Юрий Топчев в доставке труб за эти дни вообще не участвовал, вернувшись 13 июля из Калининграда, и после захода к Фортуне сейчас следует в Мукран.

    «СП-2» против Baltic Pipe: Русские укладывают в сутки 1,3 км трубы, а поляки — 4 км

    У Москвы нет шанса распространить полученный опыт на другие международные проекты

    Александр Ситников

    На фото: российское прокладочное судно «Фортуна» в Балтийском море

    На фото: российское прокладочное судно «Фортуна» в Балтийском море (Фото: Bernd Wüstneck/dpa-Zentralbild/dpa/TASS)

    По данным портала MarineTraffic, утром 11 июля трубоукладочная баржа «Фортуна» имела статус «ограниченная маневренность». Тем не менее погода в Балтийском море благоприятствует, и можно предположить, что скорость строительства линии «А» (1-й по проекту ветки) «СП-2» по 1,3 км в сутки сохранится в ближайшее время.

    Напомним, 2-я ветка (линия «Б») была достроена 10 июня, и сейчас на ней ведутся пусконаладочные работы. Рабочие производят очистку, испытания на прочность и герметичность, после чего начнется наполнение трубы газом. Параллельно оператор «СП-2» Nord Stream 2 AG занимается процедурными вопросами, включая сертификацию и разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию. Сколько это займет времени, не совсем понятно. Но точно не долгие месяцы, хотя в наш беспокойный и переменчивый век возможны любые сюрпризы.

    Второй российский трубоукладчик — судно «Академик Черский» находится в режиме ожидания, но 17 июля может приступить к укладке трубы в исключительной экономической зоне Германии южнее мелководного района Адлергрунд. Ему предстоить достроить часть ветки длиной 2,6 км.

    По меркам западных компаний, речь идет о совсем небольшом объеме работ, но «Черский» зарекомендовал себя, как ну очень медлительный подрядчик. Эксперты считают, что у трубоукладчика имеются технические проблемы и, возможно, невысокая квалификация экипажа. Именно поэтому ему отведена роль дублера, тогда как основная нагрузка лежит на «Фортуне».

    Конечно, можно было бы оставить участок в районе Адлергрунд за баржей, но, похоже, Nord Stream 2 AG торопится и отчаянно ломает голову над скорым завершением строительства. Оно и понятно: напряженность вокруг проекта никуда не делась, поэтому каждый выигранный день имеет очень большую цену.

    Судя по набранному темпу, а также с учетом подключения «Черского», 1-я ветка будет готова ориентировочно в 20-х числах августа, конечно, если не подведет погода. Осталось уложить примерно 40 км трубы, в том числе 25 км в исключительной экономической зоне Дании. Не так уж и много даже для медленных российских трубоукладчиков.

    Любопытно, что доставка труб к «Фортуне» осуществляется с южного терминала порта Мукран, а его северный терминал используют корабли, строящие газопровод Baltic Pipe, который является прямым конкурентом «СП-2». Этот проект мощностью 10 млрд кубометров, реализуемый датским оператором газотранспортной системы EnergiNet и польским оператором ГТС Gaz-System, является для Варшавы стратегически важным — своего рода фигой, показанной Москве.

    Суда обеспечения, как «СП-2», так и Baltic Pipe, действуют в отношении друг друга предельно корректно. Во всяком случае не строят козни, а просто работают, тогда как Варшава не скрывает свою лютую ненависть к Москве. Очевидно, что немцам удается держать ситуацию под контролем, несмотря на перегруженную логистику и напряженность между двумя трубоукладочными флотами — российским и польско-датским.

    Тут надо учитывать тот момент, что Дания, казалось бы, верный союзник и экономический партнер Польши, фактически заблокировала строительство сухопутного участка Baltic Pipe. Всего по решению Апелляционного совета по окружающей среде и продовольствию Дании, запрет распространяется на 49-километровый участок в западной части острова Фюн и в восточной части полустрова Ютландия от существующей компрессорной станции «Эгтвед» до пролива Малый Бельт.

    То, что поляками ведутся работы в море, ровным счетом ничего не означает. Копенгаген упорно настаивает на соблюдении своего жесткого природоохранного законодательства. Дескать, если на пути трубы имеется хотя бы одно гнездышко пташек, вредить им не моги. Пшеки, понятное дело, в этом запрете видят подлую руку Москвы и слышат гаденький смех Берлина. И все-таки Варшава надеется уломать Копенгаген и даже подала новую заявку. Ответ должен быть где-то через 8 месяцев, и не факт, что положительный.

    Так, аналитическое издание Energetyka 24. pl с горечью пишет: «Неминуемое завершение Nord Stream 2 будет означать ни больше, ни меньше, как фиксацию, известной со времен Бисмарка немецко-российской кооперации. В то же время блокировка Baltic Pipe являет собой отсутствие альтернативы для Польши». Ситуация подается так, что бывшие сталинисты и гитлеровские потомки договорились между собой, чтобы сорвать срок завершения строительства польской трубы, назначенный на октябрь 2022 года. Типа, датчане прогнулись и вероломно подставили ляхов.

    Смотрите также

    Короче, если пшеки не успеют к началу 2023 года, то им придется опять заключать контракт с Газпромом. Однако можно прочесть в прессе датского королевства, что не так уж много хотят экологи. Уже есть предварительные оценки, во сколько обойдется компаниям EnergiNet и Gaz-System соблюдение природоохранных норм на сухопутном участке. Мол, проект подорожает всего на 80 млн евро — сущие копейки на фоне общих затрат. Гораздо важнее упущенное время, но и здесь все не так трагично, как подают польские СМИ. Срок ввода Baltic Pipe может сдвинуться вправо на 3 месяца. Так что чисто теоретически Варшава укладывается в дедлайн. Так ли это на самом деле, покажет время.

    Что касается текущей укладки трубы Baltic Pipe на морском участке, то сейчас работы ведутся в исключительной экономической зоне Швеции, но на днях перейдут в ИЭЗ Дании. Строительство ведет трубоукладчик ледового класса «Castorone» компании Saipem. Его средняя скорость укладки труб составляет 4,325 км/сутки — более чем в 3 раза быстрее рекорда «Фортуны».

    В отличие от нашей баржи с якорным позиционированием, «Castorone» имеет динамическое позиционирование. Плюс к этому, при приемке труб от судна обеспечения трубоукладчик не останавливается.

    Если наш трубоукладочный флот, включая якорезаводчиков, составляет в общей сложности 17 кораблей, то платформу «Castorone» сопровождает 5 вспомогательных судов. В ближайшее время к строительству Baltic Pipe подключится еще один трубоукладчик «Castoro Sei». Именно ему предстоит выполнить 4 сложнейших перехода через нитки «СП-2» и «СП».
    Между тем, это произойдет очень скоро. Теоретически пшеки заинтересованы в том, чтобы «нечаянно» повредить нашу трубу и сорвать завершение работ в конце августа. А там, глядишь, погода испортится и к власти в ФРГ придет 40-летняя Анналена Бербок, позиционирующая себя как русофобку.

    Немцам, похоже, этого очень не хочется. Там, где Baltic Pipe ляжет на «СП-2» — южнее острова Борнхольм — не так давно находилось германское исследовательское судно Noor Supply, которое якобы искало оставшиеся со 2-й Мировой боеприпасы. Однако европейские эксперты полагают, что корабль готовил «место встречи» и изучал риски аварии. Возможно, именно поэтому подключили судно «Castoro Sei», которое строило первым «Северный поток» и не так давно закончило укладку труб на морском участке Трансадриатического газопровода. Выбор в его пользу логично расценивать, как наличие у проекта «СП-2» сильных сторонников среди европейцев.

    В целом картина видится не такая уж плохая для Москвы. Все указывает на то, что «СП-2» скоро достроят. Но очевидно и то, что баржа «Фортуна», и уж тем более «Академик Черский» не будут востребованы в других международных проектах. Они строят очень медленно и на мелководье.

    Трубоукладочная баржа «Фортуна» начала достройку немецкого участка «Северного потока - 2»


    "Фортуна" приступила к укладке двухкилометрового участка газопровода в исключительной экономической зоне Германии, против строительства которого выступали немецкие экологи. Ранее Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии ФРГ распорядилось о немедленном исполнении разрешения на строительство этого участка. Работы должны были начаться в конце мая.

    Таким образом, "Фортуна" должна уложить оставшиеся трубы на участке пока действует разрешение, а оно действительно до сентября.

    Между тем как сообщают некоторые СМИ, "Фортуна" уже полностью завершила укладку нитки В газопровода в водах Дании и перешла в немецкую экономическую зону на достройку оставшегося участка. До "золотого стыка" ей осталось уложить чуть больше 13 км, после чего строительство нитки В будет завершено.

    Подчеркивается, что "Фортуна" идет с максимальной скоростью 1500 метров труб в сутки, если погода останется благоприятной, нитку могут уложить уже к началу июня. Баржу сопровождают девять судов, четыре из которых обеспечивают охрану, пять занимаются доставкой труб и необходимого оборудования.

    Второй трубоукладчик "Академик Черский" ведет укладку труб на нитке А. На сегодняшний день ему осталось пройти около 78 км, работы планируется завершить в сентябре.

    Северный поток -2 : Фортуна завершила половину участка


    Предыдущее обновление мы делали 8 июля. На тот момент трубоукладочная баржа Фортуна закончила работы на 39,5 километрах второй линии Северного потока-2 из 85 необходимых.

    С того момента произошли следующие изменения:

    Итого за четверо суток Фортуна прошла примерно три километра. Таким образом, общее пройденное расстояние составляет практически ровно половину (42,5 км) из необходимых 85 километров.

    Как видим, 9 июля Фортуна резко сбавила темп, а 10 июля и вовсе не проводила работы. Подобная задержка связана с погодными условиями, которые внезапно ухудшились.

    Впрочем, абсолютно ничего страшного нет. Сейчас уже не февраль, не март, и не апрель, когда штормы на Балтике "заставляли" Фортуну регулярно сбрасывать трубу.

    В это же время, в Nord Stream-2 подтвердили наш прогноз, который гласит, что работы по второй нитке Северного потока-2 будут закончены в августе. То есть, через месяц.

    Смеем предположить, что к этому же времени на первой нитке Северного потока-2 закончатся работы по пусконаладке и сертификации, что позволит пустить газ в Европу.

    Что касается второй нитке, то берем рабочее время два месяца. Соответственно, полностью Северный поток-2 должен быть введен в середине - второй половине осени.

    На этом фоне цена на газ в Европе продолжает оставаться на великолепном для России уровне в 450$ за тысячу кубометров. В июне федеральный бюджет от газовой отрасли получил следующие цифры.

    47,2 млрд рублей НДПИ и 65,6 млрд рублей от экспортных пошлин. Итого 112,8 млрд рублей всего лишь за один месяц. Такого не было, надо сказать давно. Тем не менее, в июле мы ожидаем еще более впечатляющие цифры.

    На этом фоне стоимость акций Газпрома бьет рекорд. К настоящему моменту Газпром стал самой дорогой российской компанией с капитализацией под 7 трлн рублей.

    Стоимость одной акции перешагнула отметку в 295 рублей. Хотя еще в ноябре прошлого года цена акции болталась в районе 160 рублей. Итого за 7,5 месяцев мы имеет плюс 84%.

    Результат, согласитесь, впечатляющий. Впрочем, к реальному сектору экономики все это имеет лишь слабое отношение. Газпром в этом году, однозначно, получит сверхприбыли. И основной вопрос заключается в том, как именно Газпром ей распорядится.

    В феврале этого года вице-премьер по энергетике Александр Новак заявил, что на полную газификацию страны (от возможного). Не хватает примерно 500-600 млрд рублей.

    Конечно, учитывая прямое поручение Президента, Новак пообещал найти эти деньги. Рассматривался, в том числе, вариант активных займов через размещение облигаций.

    Однако, судя по всему, проблема решилась сама собой. Непредусмотренный ранее доход Газпрома в этом году как раз составит примерно пол триллиона рублей.

    Да, газификация будет идти не за один год. Процесс затянется за 5-7 лет, и за этого время, учитывая инфляцию, часть этих 500 млрд может сгореть. Но для этого и нужны аналитики, которые смогут размещать деньги так, чтобы Газпром еще и заработал с них дополнительные проценты.

    Все же, компания в России ключевая. Должна обладать такими специалистами.

    Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

    «СП-2» построен: Как баржа «Фортуна» разгромила великие США

    Американцы были уверены, что русским не по плечу такие сложные проекты

    Александр Ситников

    "СП-2" построен: Как баржа «Фортуна» разгромила великие США

    Фото: DPA/Picture-alliance / ТАСС

    Различные источники сообщили, что утром в понедельник 6 сентября завершена укладка линии «A» магистрального трубопровода «Северный поток-2» (1-й по проекту трубы, 2-я линия — «В» — построена). Осталось провести операцию под названием «подводный захлест», которая, как правило, занимает несколько дней. Трубоукладчику «Фортуна» вместе с судами поддержки предстоит предельно аккуратно поднять с морского дна более 400 тонн лежащих рядышком труб, обрезать их, соединить и тщательно проверить шов. И после того, как произойдет обратная укладка дугой трубы, можно считать, что «золотой шов» сварен.

    Напомним, 2-я ветка (линия «Б») была достроена 10 июня, и, по последним данным, в конце сентября или начале октября по ней пустят газ. Судя по всему, пусконаладочные работы подходят к концу, а оператор «СП-2» Nord Stream 2 AG заканчивает процедурные вопросы, включая сертификацию и разрешение на ввод в эксплуатацию. Во всяком случае, сигналов о том, что что-то пошло не так, пока не было, более того Газпром уже заявил, что в этому году прокачает через новую трубу 5,6 млрд кубометров.

    Значит, где-то три-четыре месяца уйдет и на пуск 1-й ветки (линии «А»). Следовательно ближе к новому году можно считать, что многострадальный проект «СП-2» полностью завершен.

    Похоже, что завершение работ в Европе встречено со вздохом облегчения. До отопительного сезона осталось меньше двух месяцев, а газохранилища заполнены на 67%. Адекватные аналитики Газпром в этом положении дел не винят, а в качестве главной причины называют бизнес по-американски. Янки за последние 8 месяцев снизили продажи своего СПГ европейским заказчикам на 17 млрд кубов в пользу Азии и Южной Америки.

    Вполне возможно, что европейцы, прежде всего немцы, прогнозировали такое развитие событий еще пару лет назад, когда из-за угрозы американских санкций швейцарский подрядчик Газпрома компания Allseas Group S (или Allseas) 21 декабря 2019 года прекратила работы по «СП-2». Уже тогда бросалось в глаза, что Газпром не выдвигал претензий к компании Allseas, будто были достигнуты некие закулисные договоренности. Участвовали в них янки? — другой интересный вопрос.

    Дело в том, что швейцарский трубоукладчик Pioneering Spirit («Новаторский дух») остановился фактически в прибрежных водах, где глубина укладки не превышала 200 метров. Как раз там, где могла вести работы российская шельфовая баржа «Фортуна». Если бы Allseas сошла с дистанции чуть раньше, у магистрали «СП-2» могла быть совершенно другая судьба. Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.

    Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что именно «Фортуне» было предназначено победить США в санкционной газовой войне против России. По сравнению с Pioneering Spirit наша трубоукладочная баржа является карликом. Приведем сравнительные цифры, которые, похоже, ввели Вашингтон в заблуждение. «Новаторский дух» являет собой двухкорпусное судно длиной 382 м и шириной 124 м. К слову, авианосец «Нимиц» значительно меньше. Такие солидные габариты позволяют «швейцарцу» быть устойчивым даже при волне 3,5 метра и сильном боковом течении. В частности, на сайте компании Allseas говорится, что столь большие размеры судна, наряду с 12-ю азимутальными двигателями, дают возможность строить самые глубоководные магистральные трубопроводы.

    Смотрите также

    Если взять «Фортуну», она, повторимся, намного скромнее: ее длина составляет 169 метров, а ширина — 46 м. Плюс к этому баржа оснащена устаревшей 12-якорной системой позиционирования, что пару лет назад по мнению заокеанских экспертов вызвало большие сомнения в ее возможности укладывать трубу со скоростью 1 км в сутки. Дескать, меньше нельзя, иначе «СП-2» ожидает судьба долгостроя со всеми вытекающими последствиями.

    На Западе по этой причине после введенных санкций пошли разговоры о том, что американцы все-таки погубят трубу. Дескать, если европейцы не помогут, русские сами не справятся. В частности, в январе 2020 году Deutschland Radio рассказала своим слушателям, что у проекта очень грустные перспективы. Так, Клаудия Кемферт, ведущий эксперт по энергетике берлинского Института экономических исследований, пояснила DR, что крупные трубопроводы, как морские, так и сухопутные, восстанавливались только в том случае, если они самостоятельно эксплуатировались в течение десятилетий. В противном случае, трубу просто «замораживали навсегда», причем таких историй много. Значит, Газпром тоже не справится и бросит «СП-2».

    Кстати, Кемферт указала на очень теплую погоду, стоявшую в декабре 2019 года в Германии. Типа, генерал Мороз, вечный союзник Москвы, отныне не на стороне русских. Именно поэтому в свете очевидного потепления климата немцам лучше воздержаться от битвы с американцами за газ.

    Но, как говорится, «накаркала тетя Мотя». Зима 2020/2021 года в северной Европе напоминала малый ледниковый период. Как итог 13 февраля 2021 года в газовых хранилищах компаний Astera и VNG Gaschämer GmbH, которые наполняет Газпром, голубого топлива оказалось критически мало — 30% и 35% соответственно.

    Уже тогда из-за фактического прекращения поставок американского СПГ цена на газ на бирже ICE Futures взлетела до $ 206 за тысячу кубов, что вызвало панику и истерику немецких политиков. На самом деле, на фоне нынешних $ 600 тогдашняя цена, напугавшая бюргеров, кажется смешной. То ли еще будет, если зима 2021/2022 окажется такой же холодной, как и предшествующая.

    Текущим летом, по данным портала MarineTraffic, трубоукладочная баржа показывала темпы строительства по 1,3 км в сутки, что, с одной стороны, несколько успокоило немцев, с другой — ввело в ступор американцев и украинцев. Стало ясно, что в целом картина с укладкой трубы для Москвы видится не такая уж плохая и уж точно не такая грустная, как зимой 2019/2020 года.

    После того, как 7−8 августа был осуществлен переход через обе нитки «Северного потока», появились прогнозы, что «СП-2» закончат в конце лета. Помешала погода, но не критично.

    Что любопытно: совсем недавно преобладающее большинство западных экспертов считало, что Кремль объявит о сварке «золотого шва» аккурат к 19 сентября. Сделает это, чтобы приурочить победу в газовой войне над американцами к выборам в Госдуму. Однако, если посмотреть на динамику строительства, отчетливо видно, что «Фортуна» притормаживала только в штормы или в сильные волнения.

    Более того, работы велись в очень напряженном ритме, причем немцы делали все, чтобы не сорвать набранный темп. Наблюдатели отмечают, что доставка труб к «Фортуне» осуществлялась с южного терминала германского порта Мукран без задержек и почти в авральном режиме.

    С учетом сроков уже проведенных «Фортуной» операций «подводный захлест», можно с большой долей уверенности сказать, что о «золотом шве» Москва объявит до конца этой недели (если, не дай бог, не случится форс-мажора). Не исключено, что Кремль наградит строителей трубы как победителей в газовой войне с американцами, тем более что они этого заслуживают.

    Фортуна закончила работы над Северным потоком-2 в водах Дании


    Баржа приступила к достройке в немецкой зоне
    Несмотря на все перипетии и бесконечные санкции западных государств, строительство российской газовой магистрали "Северный поток – 2" успешно продвигается и уверенно подходит к концу. Так, судно-трубоукладчик "Фортуна" уже отработало в датских водах и перешло на территорию Германии.

    За минувшие сутки баржа уложила около 700 метров газопровода и покинула воды Дании, войдя в зону немцев.

    К сожалению, внешние факторы пока не позволяют "Фортуне" выйти на прежние темпы работы. При благоприятных условиях баржа может укладывать 1100 метров трубы в сутки.

    Как подсчитали аналитики, если текущая ситуация не изменится, трубоукладчик не успеет достроить газопровод в ранее обозначенные сроки. Сейчас в южной части Балтийского моря бушуют штормы.

    При этом барже осталось проложить всего около 13 километров второй нитки газовой магистрали, пишет EАdaily.

    Ранее сообщалось, что работы в водах Германии ориентировочно должны закончиться к 12 сентября. Впрочем, разрешение на возведение трубопровода в немецких водах будет действовать до конца месяца.

    Тем временем, Соединенные Штаты Америки не оставляют попытки насолить нашему государству. Недавно Вашингтон нанес новый удар по российскому газопроводу. Америка решила воспользоваться своим излюбленным способом и объявила об очередных санкциях, связанных с проектом.

    Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

    Ситуация с Северным Потоком-2: Половина второй линии завершена


    За прошедшие 24 часа трубоукладчик "Фортуна" уложил 1100 метров магистрального трубопровода "Северный поток-2". Это на 200 метров больше, чем в марте 2021 года, когда "Фортуна" здесь же прокладывала другую нитку. Всего в исключительной экономической зоне Королевства Дания осталось уложить 24,5 километра, а учитывая немецкую исключительную экономическую зону - 41 километр. Половина нитки "А" уже достроена, дело за второй.

    Погодные условия в районе проведения работ не самые приятные для строителей, но тем не менее не катастрофические: температура воздуха - 20 градусов по Цельсию, скорость ветра - более 6 метров в секунду с порывами до 11 метров в секунду, высота волн - 0,7 метра. Работы проводятся на глубине 59-60 метров. К слову, завтра и в пятницу метеорологический прогноз крайне позитивный - ветер практически спадет. И это хорошо.

    А что "Академик Черский"? Краново-монтажное трубоукладочное судно пока остается севернее "Фортуны" и её вспомогательного флота. Как уже говорилось, к работам в водах Германии ему предстоит приступить с 17 июля. Ждать осталось недолго.

    Владимир Путин ответил Зеленскому на довольно глупое предложение "обсудить проект Nord Stream 2" в рамках "Нормандского формата". По мнению российского президента, смешивать коммерческий проект России и Германии с войной на Донбассе неприемлемо. С этим трудно не согласиться.

    Украина тем временем выкачала новые претензии в адрес Берлина. Зеленский потребовал компенсации за "Северный поток-2" в 2-3 миллиарда евро, плюс предоставление крупного кредита и продление газового контракта с Россией на 10 лет. Но самое смешное: "возврат оккупированных территорий". Представляю, как Путин читает всё это и говорит: "Ок, давайте вернем им Крым, сдадим Донбасс, перечислим на счет пару миллиардов". Хотя нет, не представляю. Такое может себе представить, видимо, только Зеленский.

    Меркель и немецкое руководство тактично молчат и повторяют одно и то же: транзит газа через территорию Украины должен сохраниться. Но при этом, заметьте, никто не говорит про объемы. Почему - ясно. Украина покупает российский газ по реверсу. Сколько захочет приобрести газа - столько ей и отвалят. Вот такой вот будет "транзит", а немцы разведут руками - транзит-то сохраняется.

    Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

    Читайте также: