Сборка труб в плети

Обновлено: 07.07.2024

Монтаж надземных трубопроводов

Комплекс строительно-монтажных работ по сооружению над­земных трубопроводов (разбивка оси трассы, устройство опор, монтаж трубных плетей и компенсаторов, регулировка положения трубопровода и т. п.) должен сопровождаться поэтапной исполни­тельной геодезической съемкой с целью недопущения сверхнорма­тивных отклонений параметров готового объекта от принятых в проекте.

Проект производства работ должен содержать указания о спо­собе и последовательности монтажа и укладки, обеспечивающих прочность, устойчивость и неизменяемость конструкций на всех стадиях строительства. При этом расчетная величина монтажных напряжений в трубопроводе должна быть не более 90 % от норма­тивного предела текучести материала трубы.

При сооружении надземных трубопроводов в зависимости от их диаметра, назначения, типа изоляции (антикоррозионной и тепловой), высоты опор, расстояний между компенсаторами, а также общей и локальной протяженности надземных участков могут быть применены следующие способы монтажа и укладки:

- продольная надвижка заранее заготовленных плетей на опоры;

- подъем с поверхности строительной полосы на опоры отдель­ных труб или заранее заготовленных секций с последующей свар­кой их между собой;

- укладка длинномерной плети с поверхности строительной по­лосы на опоры.

Способ монтажа и укладки должен быть указан в проекте; замена одного метода другим без согласования с проектной органи­зацией не допускается.

Пролетные строения в зависимости от их конструкции монти­руют различными методами с учетом местных условий.

Однопролетный балочный переход монтируют из трубной сек­ции, длина которой должна быть достаточной для перекрытия всего пролета. Многопролетные балочные переходы без промежуточных компенсаторов сооружают из плетей, заготовленных сразу на всю длину перехода. При большой длине препятствия, если условия строи­тельства позволяют вести монтаж пролетных строений непосредст­венно с земли или с лежневой дороги, целесообразно поднимать трубопровод на опоры отдельными секциями, длина которых зависит от расстояния между смежными промежуточными компенсаторами. Эту операцию обычно выполняют трубоукладчиками, реже стреловы­ми кранами, расстояние между которыми не должно превышать рас­четной длины пролетов. Причем свес консолей при монтаже секций ограничивается значением, равным 0,4 расчетной длины пролетов.

Если пролетное строение невозможно монтировать со дна пре­пятствий, трубную плеть надвигают (протаскивают) параллельно створу перехода с последующим подъемом ее на опоры трубоук­ладчиками, находящимися на берегах. Такой метод применяют при длине переходов до 40 м. При большей протяженности препятствия его используют в сочетании с методами, обеспечивающими поддер­жание головной части плети на заданном уровне (во избежание по­ломки монтируемого трубопровода). В таком случае, кроме тяговых средств, необходимо устанавливать стреловой кран или на каждом берегу по одному трубоукладчику, на стрелах которых закрепляют временный монтажный трос (рисунок 14.5, а, б).

Если возможно, монтаж трубных секций производят со спе­циально оборудованных понтонных опор (рисунок 14.5в).

Поперечные (кольцевые) сварные стыки должны находиться за пределами опорной части трубопровода и отстоять от нее на рас­стоянии не менее 200 мм.


Рисунок 14.5 – Схемы монтажа балочных переходов: I – протаскивание трубной секции через препятствие: а – с помощью стре­лового крана, б – с применением монтажного троса; в – с применением понтона; II – подъем трубной секции на опоры; 1– трубоукладчики; 2 трубная секция; 3– опоры; 4– монтажное полотенце; 5 – стреловой край; б –тяговый трос; 7–монтажный трос; 8 – ролик; 9 трактор; 10 якорь; 11 – понтон

После того как плети трубопровода займут на опорах предпроектное положение, под них следует подвести ригели с заданным усилием или на заданную высоту; величина того или другого пара­метра для каждой опоры в отдельности указывается в рабочих чер­тежах.

Установленное в соответствии с проектом положение трубопро­вода фиксируется на опорах путем затяжки охватывающих хомутов.

Сборка и сварка замыкающих стыков производятся при рас­четном интервале температур, который указывается в проекте.

После проведения испытаний трубопровода следует выполнить повторный геодезический контроль положения трубопровода; при необходимости по согласованию с эксплуатирующей организацией производится дополнительная регулировка положения трубопровода на опорных ригелях (в этом случае должны быть временно ослабле­ны хомуты, фиксирующие положение трубопровода на опоре).

Компенсаторы на опорах следует монтировать с таким расче­том, чтобы свое срединное положение они занимали при темпера­туре, указанной в проекте как усредненное значение температур­ного интервала; замыкающий стык выполняется за пределами П-образного компенсатора.

Монтаж трубопровода следует осуществлять из труб или сек­ций с заводским или базовым изоляционным покрытием, а тепло­изолированного трубопровода – из одиночных труб с тепловой изоляцией, нанесенной в базовых условиях.

Монтаж трубопровода производится либо на раскладочных леж­ках рядом со свайными опорами с последующим подъемом плетей на эксплуатационные опоры, либо непосредственно на эксплуатаци­онных опорах с использованием передвижных монтажных опор.

Монтаж трубопровода из труб с тепловой изоляцией следует выполнять на эксплуатационных опорах "с колес" без раскладки труб на строительной полосе.

Монтаж трубопроводов диаметром 530 мм и более допускается производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых усло­виях. Трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать из отдельных труб или двухтрубных секций.

В местах монтажа компенсаторов трубопроводов необходимо оставлять технологические разрывы. Сварочные работы при мон­таже компенсаторов следует выполнять с применением наружных центраторов.

Монтаж ригелей и опорных элементов выполняют после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.

Монтаж трубопроводов следует начинать от анкерных (непо­движных) опор в сторону компенсаторов.

Монтаж параллельных ниток трубопроводов начинают с даль­него по отношению к технологическому проезду трубопровода.

В процессе сварки прилегающие к стыку поверхности труб должны быть защищены термостойкими бандажами, предотвращаю­щими попадание на покрытие труб брызг расплавленного металла.

Подогрев стыков перед сваркой следует осуществлять внутрен­ними пламенными подогревателями или индукционными нагрева­телями.

Приварку трубных патрубков к ложементам для неподвижных (анкерных) опор производят в базовых условиях (с термообработ­кой до изоляции и теплоизоляции).

Перед вваркой компенсаторов в нитку их подвергают предва­рительной растяжке. Величина растяжки компенсатора зависит от температуры, при которой фактически осуществляется замыка­ние стыков; эту величину устанавливают по диаграмме, входящей в состав проекта.

Замыкающий стык следует выполнять на трубах с одинаковой толщиной стенки. Замыкающий стык нельзя выполнять на концах патрубков неподвижных опор.

Укладку смонтированных трубных плетей на эксплуатационные опоры выполняют после контроля качества кольцевых сварных стыков.

Укладку плетей из труб диаметром 530– 1020 мм на эксплуата­ционные опоры осуществляют с помощью колонны, состоящей из четырех трубоукладчиков. При укладке плетей из труб диаметром 530 и 720 мм применяются трубоукладчики с моментом устойчиво­сти 240 кН, при укладке плетей из труб диаметром 1020 мм – тру­боукладчики с моментом устойчивости 600 кН×м.

Используемые при укладке схемы должны обеспечивать как сохранность самого трубопровода от возможных изломов, так и неповреждаемость теплоизоляционного покрытия за счет исполь­зования специальной монтажной оснастки и контроля фактическо­го высотного положения плети, подверженной монтажному изгибу. При укладке не допускается соударение укладываемой плети с ме­таллоконструкциями эксплуатационных опор.

Укладку плетей осуществляют либо методом «перехвата», либо методом «переезда». При переходе одного из кранов-трубоукладчи­ков плеть поддерживают остальными тремя кранами-трубоуклад­чиками; непосредственно плети на опоры опускают всеми четырь­мя кранами-трубоукладчиками.

Надвижка плети на опоры в основном осуществляется двумя головными трубоукладчиками; два же последних трубоукладчика в колонне осуществляют только вертикальные перемещения плети.

В целях предупреждения повреждений гидро- и теплоизоляци­онного покрытия труб краны-трубоукладчики следует оснащать мягкими полотенцами. Ширина и количество лент в каждом мягком полотенце определяются исходя из максимальных нагрузок на кра­ны-трубоукладчики и прочностных свойств теплоизоляционного по­крытия. При этом для трубопроводов диаметром 530; 720 и 1020 мм максимальные нагрузки на трубоукладчики не должны превышать 36,71 и 155 кН соответственно.

Закрепление трубопровода в проектном положении на эксплуатационных опорах следует осуществлять с учетом его перемеще­ний при температурных перепадах, определяемых проектом.

Фиксация ложементов на подвижных опорах с помощью стяж­ных хомутов осуществляется со смещениями от центра опор с уче­том последующих продольных перемещений трубопровода в про­цессе эксплуатации.

Расчетные величины продольных смещений хомутов (монтаж­ные смещения), принимаемые при закреплении, следует опреде­лять в зависимости от максимального повышения температуры сте­нок труб (положительная температура эксплуатации), внутреннего давления (удлинение трубопровода), температуры, при которой производится замыкание монтажного стыка, и расстояния между каждой конкретной подвижной и неподвижной опорами.

Закрепление вылета компенсатора следует производить со сме­щениями от края фрикционной пластины. Величины смещений должны быть указаны в ППР.

Перед закреплением трубопровода на опорах необходимо выполнить регулировку высотного положения опор с целью устра­нения остаточных монтажных напряжений в трубопроводе, что достигается выравниванием нагрузок на опорах от веса трубопро­вода. Для этого кран-трубоукладчик, используемый на этой опера­ции, должен быть оснащен динамометром.

Закрепление трубопровода на подвижных опорах произво­дится прижатием опорных ложементов к трубе с помощью метал­лических хомутов.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта разработана на сборку и сварку 1 км трехтрубных секций в нитку на трассе при строительстве линейной части магистральных трубопроводов диаметром 720 мм.

1.2. При разработке карты приняты исходные данные:

трубы сварные прямошовные и спиральношовные из горячекатаных, нормализованных и термически упрочненных углеродистых, низколегированных сталей с нормативным значением временного сопротивления на разрыв до 588 МПа (60 кгс/мм 2 ); предусмотренные проектом, неизолированные;

толщина стенки труб

количество секций в 1 км

количество стыков в I км

сварка производится электродами с основным видов покрытия.

1.3. Машины и механизмы, применяемые при сборке и сварке, приняты в соответствии с отраслевыми "Схемами комплексной механизации работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов" и представлены в разделе "Материально-технические ресурсы".

1.4. Работы по сборке и сварке секций в нитку выполняются в летний период в условиях равнинной и слабопересеченной местности и ведутся в одну дневную смену продолжительностью 8 ч.

1.5. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

сборка секций труб в плеть с помощью внутреннего центратора и ручная электродуговая сварка первого (корневого) слоя шва;

ручная электродуговая сварка заполняющих и облицовочного слоев шва.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Выполнению работ по сборке и сварке секций труб в нитку предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ:

назначение лиц, ответственных за качественное и безопасное производство сварочно-монтажных работ (прораб, мастер, работник полевой испытательной лаборатории);

расчистка и планировка полосы отвода с устройством вдольтрассового проезда;

восстановление и закрепление на местности проектной оси строящегося трубопровода;

вывозка и укладка вдоль трассы секций труб на инвентарные лежки;

размещение в зоне производства работ всех необходимых машин, механизмов, оборудования и инструмента;

получение производственно-технической документации и ознакомление членов бригады с применяемой технологией сварочно-монтажных работ;

инструктаж членов бригады по технике безопасности и производственной санитарии, включая безопасность работ в охранных зонах действующих трубопроводов;

проверка и испытание грузозахватных приспособлений для подъема секций труб;

установка на полосе отвода в зоне производства работ вагончиков для хранения сварочных материалов, инструмента, инвентаря и обогрева людей. Необходимое количество электродов (в расчете на одну смену) должно быть просушено.

2.2. Перед сборкой и сваркой секций труб необходимо выполнить следующие работы:

очистить внутреннюю полость секций труб от попавших внутрь грунта, грязи и снега;

провести визуальный осмотр поверхностей труб и при обнаружении дефектов выполнить необходимый ремонт, в том числе:

устранить шлифованием царапины, риски и задиры на трубах глубиной свыше 0,2 мм, но не более 5% от толщины стенки трубы, которая не должна быть выведена за пределы минусового допуска;

Трубы с царапинами, рисками, задирами глубиной более 5% от толщины стенки, вмятинами с глубиной, превышающей 3,5% от диаметра трубы, или с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм ремонту не подлежат; дефектные участки труб следует обрезать.

2.3. Основной тип разделки кромок труб приведен на рис. 1.

Рис. 1. Основной тип разделки кромок для труб с толщиной стенки до 16 мм

2.4. Кромки труб и прилегающие к ним поверхности (внутренние и наружные) необходимо зачистить электрошлифовальной машинкой на ширину не менее 10 мм до металлического блеска.

2.5. Подготовленную к центровке и сборке секцию перемещают трубоукладчиком и пристыковывают к нитке трубопровода с зазором. Численные значения зазоров в стыках при сборке приведены в табл. 1.

Таблица 1

Диаметр электрода, мм

Значение зазора при толщине стенки труб, мм

Ручная дуговая сварка электродами

с основным видом покрытия

Центратор ЦВ-81, на штанге которого установлен ерш, выдвигают из полости трубопровода и устанавливают так, чтобы жимки первого ряда после полного разжатия были скрыты за кромкой трубы, при этом одновременно производится внутренняя очистка полости трубы от грязи, снега.

Смещение кромок электросварных труб не должно превышать 20% нормативной толщины стенки, но не более 3 мм. Измерение величины смещения кромок допускается проводить по наружным поверхностям труб сварочным шаблоном. Для труб с нормативной толщиной стенки до 10 мм допускается смещение кромок до 40% нормативной толщины стенки, но не более 2 мм.

2.6. Непосредственно перед сваркой производится просушка или подогрев кольцевыми нагревателями торцов труб и прилегающих к ним участков шириной не менее 150 мм.

2.7. Просушка торцов труб нагревом до температуры 20-50°С обязательна:

при наличии влаги на трубах независимо от способа сварки и прочности основного металла;

при температуре окружающего воздуха ниже +5°С в случае сварки труб с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм 2 ) и выше.

2.8. При сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия при температуре окружающего воздуха +5°С и ниже температура кромок труб стыка непосредственно перед сваркой должна быть не ниже +50°С, но не более +200°С. В карте предварительный подогрев не рассматривается. Необходимость подогрева и его режимы определяются по табл. 7 ВСН 006-89 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка" в зависимости от эквивалента углерода стали, толщины стенок стыкуемых труб и температуры окружающего воздуха.

Нормирование затрат труда и заработной платы производится по § B 10-1-19 сборника B 10 "Сооружение объектов нефтяной и газовой промышленности. Выпуск 1. Магистральные трубопроводы".

Если по условиям необходимы и просушка, и подогрев, то обязательной является только последняя операция.

2.9. После окончания сушки (подогрева) стыка производится сварка первого (корневого) слоя шва электродами с основным видом покрытия. Ручную дуговую сварку первого слоя шва следует выполнять электродами, указанными в табл. 2.

Таблица 2

Толщина стенки, мм

Нормативное значение временного сопротивления разрыву, МПа (кгс/мм 2 )

Для сварки, ремонта корневого слоя шва

Для сварки и ремонта заполняющих и облицовочного слоев шва

Перемещать внутренний центратор разрешается только после того, как корневой слой шва сварен на 3/4 периметра стыка. При сварке термоупрочненных труб при любых электродах корневой слой должен быть сварен полностью.

Рекомендуемые значения сварочного тока при сварке электродами с основным видом покрытия способом "на подъем" приведены в табл. 3.

Таблица 3

Диаметр электродов, мм

Сварочный ток в зависимости от пространственного положения шва, А

Ток постоянный, полярность обратная.

При вынужденных перерывах во время сварки первого (корневого) слоя шва необходимо поддерживать температуру торцов труб на уровне требуемой температуры предварительного подогрева. Если это условие было не соблюдено, то стык должен быть вырезан и заварен вновь.

После завершения сварки корневого слоя шва необходимо с помощью шлифовальной машинки тщательно очистить его от шлака.

Сварочно-монтажные работы следует производить с использованием инвентарных опор.

2.10. Сварку заполняющих и облицовочного слоев шва следует выполнять электродами, указанными в табл. 2.

2.11. Минимально допустимое число слоев шва при ручной дуговой сварке указано в табл. 4.

Таблица 4

Толщина стенки трубы, мм

Минимальное число слоев шва при сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия

2.12. Сварные соединения разрешается оставлять незаконченными только на одни сутки после окончания рабочего дня или при остановке работ, если число выполненных слоев шва соответствует данным табл. 5, в противном случае стык должен быть вырезан и заварен вновь.

Таблица 5

Толщина стенки трубы, мм

Необходимое число слоев при сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия

Стык заваривается полностью

2.13. Заполняющие слои шва должны обеспечить надежное сплавление отдельных слоев шва между собой и проплавление кромок свариваемых труб. После каждого слоя шва обязательно выполняют очистку поверхности шва от шлака. Облицовочный слой должен иметь плавное очертание и сопряжение с поверхностью трубы без подрезов и других видимых дефектов. Сварной шов облицовочного слоя должен перекрывать основной металл в каждую сторону от шва на 2,5-3,5 мм и иметь усиление высотой 1-3 мм.

2.14. Комплекс работ по сборке и сварке секций труб в нитку выполняет бригада, состоящая из двух звеньев:

по сборке секций труб в плеть - 7 чел.;

по сварке заполняющих и облицовочного слоев шва - 9 чел.

2.15. Схема сборки и сварки трехтрубных секций в нитку на трассе представлена на рис. 2 .

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1. Для обеспечения требуемого качества работ необходимо проводить:

проверку квалификации сварщиков;

контроль исходных сварочных материалов и труб (входной контроль);

систематический операционный (технологический) контроль, осуществляемый в процессе сборки и сварки;

визуальный контроль (внешний осмотр) и обмер готовых сварных соединений;

проверку сварных швов неразрушающими методами контроля.

3.2. Аттестацию и проверку квалификации сварщиков осуществляет постоянно действующая комиссия треста под председательством его главного инженера в объеме и с использованием методик, определяемых требованиями ВСН 006-89 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка" и СНиП III -42-80 "Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы".

Рис. 2. Схема сборки и сварки трехтрубных секций в нитку:

1 - бульдозер ДЗ-18; 2 - трубоукладчик Т-3560М; 3 - захват клещевой автоматический K 3-721; 4 - центратор внутренний ЦВ-81; 5 - сварочная установка УС-21; 6 - инвентарная опора; 7 - бровка траншеи; 8 - передвижные вагончики для обогрева людей и хранения сварочных материалов

3.3. Все трубы могут быть приняты для монтажа только после прохождения приемки и освидетельствования на соответствие их требованиям ВСН 012-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" (часть I , раздел 4), а также требованиям ВСН 006-89 .

3.4. Для проведения сварочных работ допускается применение электродов тех марок, которые регламентируются требованиями ВСН 006-89 .

3.5. Операционный контроль проводят мастера и производители работ. При этом проверяется правильность и последовательность выполнения технологических операций при сборке и сварке.

3.6. При сборке соединений под сварку проверяют: чистоту полости секций труб и степень зачистки кромок и прилегающих к ним внутренней и наружной поверхностей;

соблюдение допустимой разностенности свариваемых секций труб;

соблюдение допустимой величины смещения наружных кромок свариваемых секций труб;

величину технологического зазора в стыках.

Ведется контроль за температурой просушки или подогрева.

3.7. В процессе сварки проверяют:

порядок наложения слоев и их количество;

правильность выбора материалов, применяемых для сварки всех слоев шва.

3.8. При осмотре сварного стыка проверяют:

наличие на каждом стыке клейма сварщика или бригады;

наличие на конце каждой плети ее порядкового номера;

отсутствие наружных трещин, незаплавленных кратеров и выходящих на поверхность пор;

точность размеров сварных швов.

3.9. Сварные стыки, которые по результатам визуального контроля и обмера отвечают требованиям ВСН 006-89 и ВСН 012-88 (часть I ), подвергаются неразрушающему методу контроля.

3.10. Сварные стыки подвергаются неразрушающему контролю в объеме и методами, указанными в проекте, в соответствии с требованиями ВСН 012-88 , часть I .

Контроль качества сварных соединений неразрушающими методами проводится работниками службы контроля (ПИЛ, специализированных управлений по контролю и т.п.).

3.11. При выполнении сварочных работ следует своевременно оформлять исполнительную производственную документацию и акты промежуточной приемки в соответствии с перечнем, представленным в ВСН 012-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" (часть II ), в том числе:

список сварщиков, составляемый службой главного сварщика, форма № 2.3;

журнал сварки труб, который ведет производитель работ, форма № 2.6 (2.6а);

заключение по проверке качества сварных соединений физическими методами контроля, составляемое службой контроля качества, форма № 2.9;

заключение о результатах механических испытаний контрольных и допускных сварных соединений, составляемое службой контроля качества, форма № 2.12.

3.12. Технические критерии и средства контроля операций приводятся в табл. 6.

Таблица 6.

Наименование процессов подлежащих контролю

Инструмент и способ контроля

Технические критерии оценки качества

Дефекты поверхности стенок труб, овальность и разнотолщинность стыкуемых секций труб, косина торцов, разделка кромок

Шаблон, штанген-глубиномер, рейка нивелирная, рулетка, линейка

До начала сборки секций труб в нитку

Работник службы контроля, ПИЛ, Прораб

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , раздел 2.1, ВСН 012-88 , часть I , раздел 4

Выбор электродов, наличие сертификатов, соответствие маркировки, состояние упаковки и поверхности покрытия, разнотолщинность,

До начала работ по сборке и сварке

Прораб, сварочная служба, ПИЛ

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , приложение 4

сварочно-технологические свойства электродов

Просушка (прокаливание) электродов

Температура и время просушки

До начала работ по сварке

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , табл. 8

Очистка полости труб

До начала сборки

Не допускаются посторонние предметы

Зачистка кромок стыкуемых секций труб

Качество зачистки кромок с прилегающими цилиндрическими поясами

В процессе работ по сборке

Зачистка до металлического блеска кромок труб на ширину не менее 10 мм

Просушка или подогрев кромок труб

Режимы просушки или подогрева

Термометр ТП-1, ТП-2 термокарандаши

В процессе сборки перед сваркой

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , п.2.1.12, п.2.1.14

Центровка и сборка стыка

Точность зазора, соблюдение величины разностенности стыкуемых секций труб и величины смещения наружных кромок

Шаблон, щуп, линейка

В процессе сборки

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , раздел 2.2.

Сварка корневого слоя шва

Правильность выбора электродов, режимы сварки, технология сварки степень зачистки слоя шва

Амперметр, вольтметр, визуально

В процессе сварки

Соответствие требованиям ВСН 006-89 , раздел 2.4.

Сварка заполняющих и облицовочного слоев

Правильность выбора электродов, режимы сварки, степень зачистки каждого слоя

Визуальный контроль и обмер сварных соединений

Наличие клейма сварщиков (бригады сварщиков), отсутствие наружных трещин, незаплавленных кратеров и выходных пор, геометрические размеры шва

Визуально, шаблон, линейка

По окончании сварки облицовочного слоя шва

Прораб, сварочная служба, ПИЛ

Соответствие требованиям ВСН 012-88 , часть I , п.5.17 и п.5.18

4. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА, МАШИННОГО ВРЕМЕНИ, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА 1 км ТРУБОПРОВОДА

Таблица 7

Номер фасета для пересчета показателей

Обоснование (ЕНиР и др. нормы)

Норма времени, чел.-ч

Затраты труда, чел.-ч

Заработная плата, р.-к.

Время пребывания машин на объекте, маш.-ч

Заработная плата машинистов с учетом пребывания машин на объекте, р.-к.

Сборка секций труб в плеть с помощью внутреннего центратора

ВНиР § B 10-110, табл. 2, п. 2б

Электродуговая сварка заполняющих и облицовочного слоев шва

ЕНиР, § Е22-2-2, табл. 9, п. 2а К=0,82

Условные обозначения: А - трубоукладчик Т-3560М, Б - бульдозер ДЗ-Т8, В - сварочная установка УС-21

5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА 1 км ТРУБОПРОВОДА

Таблица 8

Затраты труда, чел.-ч

Принятый состав звена

Продолжительность работы, ч

Сборка секций труб в плеть с помощью внутреннего центратора

Монтажники наружн. трубопроводов:

Электросварщики ручной сварки

Электродуговая сварка заполнявших и облицовочного слоев шва

Электросварщики ручн.сварки 6 разр.-б Машинисты сварочных агрегатов 4 разр.-З

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Потребность в машинах, механизмах, оборудовании, инструменте и инвентаре приведена в табл. 9.

Таблица 9

Краткая техническая характеристика

Грузоподъемность - 35,0 т

Марка трактора -Т-100МГП Мощность - 79 (108) кВт (л.с.)

Сварочная двухпостовая установка

База установки -Т-100МГ

Источник питания сварочным током (при ПР 100%):

мощность - 6,9 кВт

сварочный ток - 230А

диаметр стыкуемой трубы -720-820 мм Длина штанги - 37 м

Общее усилие на один торец - 600 кН

Захват клещевой автоматический

диаметр поднимаемой трубы - 720 мм

Грузоподъемность - 7 т

Электрододержатель со сварочным кабелем

Универсальный шаблон сварщика для контроля параметров шва

Пенал для электродов

ЦНИИОМТП, р.ч. 3347.17.000

Щуп для определения зазора

Устройство для правки вмятин

Диаметр выправляемой трубы - 630-1420 мм

Потребность в материалах для выполнения работ по сборке и сварке 1 км трехтрубных секций в нитку на трассе приводится в табл. 10.

Таблица 10

на единицу измерения

7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При производстве работ по сборке и сварке секций в нитку в условиях трассы следует руководствоваться следующими нормативными документами:

СНиП III-4-80* . Техника безопасности в строительстве;

СНиП III -42-80 . Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;

РД 102-011-89 . Охрана труда. Организационно-методические документы;

Правилами техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов;

ГОСТ 12.3.003-86 . ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности;

ГОСТ 12.2.013 -87. ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования по безопасности и методы испытаний;

Правилами пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ. ППБ 05-86 , утвержденными ГУПО МВД СССР 26.02.1986 г.;

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

Типовой инструкцией для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, утвержденной Госгортехнадзором СССР, другими нормативно-техническими документами и справочной литературой, приведенной в приложении к РД 102-011-89 .

К сварке магистральных трубопроводов допускаются только квалифицированные сварщики в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие курс обучения и сдавшие испытание на право сварки труб в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора СССР и получившие удостоверение сварщика.

В зоне проведения работ по монтажу и сварке стыков запрещается находиться посторонним или не занятым непосредственно на этих работах лицам.

Члены сборочно-сварочной бригады должны быть обеспечены удобной, не стесняющей движений спецодеждой и спецобувью, а также индивидуальными средствами защиты.

Для безопасности и удобства работ при сварке неповоротных стыков должны устанавливаться инвентарные опоры в конце каждой пристыковываемой плети. Расстояние между поверхностью грунта и нижней образующей трубы должно быть не менее 500 мм. Проводить сварочные работы с использованием земляных и снежных призм запрещается.

Сваренную плеть трубопровода следует укладывать от бровки траншеи на расстояние. 1,5 м, а при поперечном уклоне местности более 7°, кроме того, укреплять против скатывания анкерными устройствами.

Рабочие должны выполнять в защитных очках следующие операции:

очистку внутренней и наружной поверхностей трубы от грязи, снега, льда и от посторонних предметов;

обработку торцов труб и правку на них вмятин.

При очистке внутренней полости трубы ершом, установленным на штанге, запрещается находиться между трактором и торцом трубы.

При стыковке труб запрещается держать руки в световом пространстве между торцами труб.

Электросварщики, кроме средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми отраслевыми нормами, должны пользоваться также защитными ковриками, защитными козырьками и шлемами.

В процессе работы необходимо следить за исправным состоянием изоляции токоведущих проводов, пусковых устройств и рукоятки электрододержателя. Не допускается попадание на изоляцию воды и масла, дизельного топлива и других нефтепродуктов.

Трубоукладчик должен быть оснащен исправно функционирующими: звуковой сигнализацией, осветительными приборами, устройством подачи сигнала тревоги о чрезмерной намотке грузового каната, указателем вылета стрелы и другими приборами безопасности.

Для приема пищи, обогрева и отдыха на трассе рабочих бригада должна быть обеспечена передвижным вагон-домиком. Запрещается рабочим располагаться на отдых в кустарнике, высокой траве и других плохо просматриваемых местах.

Сборка труб в плети

(Действующий) СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы Актуализированный СНиП.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Действующий

16.3.7 Готовность скважины к протаскиванию трубопровода устанавливается пропуском калибра.

16.4 Монтаж и сварка плети рабочего трубопровода

16.4.1 Трубы для участка ННБ должны иметь заводскую изоляцию специального типа по ГОСТ 31448 с трехслойным полимерным покрытием на основе полиэтилена или полипропилена. Сварные монтажные швы должны быть изолированы термоусаживающимися манжетами специального исполнения.

16.4.2 На переходе должно быть обеспечено выполнение следующих основных видов работ по монтажу рабочего трубопровода:

сварка рабочего трубопровода в плеть для протаскивания (в соответствии с требованиями раздела 9);

I этап гидравлического испытания плети рабочего трубопровода на монтажной площадке;

подготовка поверхности и изоляция сварных стыков термоусаживающимися муфтами;

Сборка труб в плети

(Действующий) СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы (пересмотр.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Действующий

17.3 Закрытый способ прокладки защитного футляра

17.3.1 Прокладка футляра через дороги закрытым способом должна осуществляться:

продавливанием - для трубопроводов диметром от 426 до 1420 мм в грунтах категорий I-III;

горизонтальным бурением - для трубопроводов диаметром от 219 до 1420 мм в грунтах категорий I-IV.

проколом - для трубопроводов диаметром до 530 мм в мягких суглинистых и глинистых грунтах нормальной влажности, не содержащих твердых включений;

Длина проходки для этих способов (50-100 м) определяется оборудованием.

В обоснованных проектной документацией случаях допускается применять метод микротоннелирования.

Работы по пересечению железных дорог должны выполняться с соблюдением требований СП 119.13330.

17.3.2 Работы по прокладке защитного футляра закрытым способом могут быть разделены на два этапа.

Первый этап (подготовительные и земляные работы) должен включать следующие операции:

геодезическую разбивку места перехода и установку предупредительных знаков;

водопонижение грунтовых вод (не менее 0,5 м от низа защитного футляра);

планировку участка по обе стороны дороги;

рытье рабочего и приемного котлованов с устройством необходимых креплений.

Второй этап (прокладка защитного футляра) должен включать следующие операции:

монтаж упорных стенок котлована;

монтаж буровой установки или оборудования для продавливания защитного футляра;

сварку защитного футляра из отдельных труб с усиленной изоляцией (или подготовку элементов сборного защитного футляра к монтажу с постепенным наращиванием в процессе проходки);

прокладку защитного футляра под насыпью дороги.

Во время прокладки защитного футляра под железнодорожными и автомобильными дорогами необходимо осуществлять постоянный геодезический надзор за осадками дорожной поверхности. Методика геодезических наблюдений устанавливается в ППР.

17.3.3 Рытье рабочего и приемного котлованов следует вести с устройством шпунта или других способов крепления.

Размеры рабочего котлована при закрытом способе прокладки выбирают в зависимости от диаметра трубопровода, глубины его заложения, вида применяемого оборудования и длины проталкиваемого защитного футляра. Ширину котлована подбирают с учетом обеспечения безопасного размещения людей, обслуживающих проходческое оборудование; в котловане устанавливают лестницу для подъема и спуска людей. При неустойчивых грунтах необходимо укрепить стенки котлована; при наличии воды - устроить водосборный приямок, откуда по мере накопления удаляют воду.

При продавливании должно уделяться внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи.

Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.

17.4 Монтаж рабочей трубной плети в защитном футляре

17.4.1 Перед протаскиванием трубной плети полость футляра должна быть очищена от мусора, неровности кольцевых стыков зашлифованы.

17.4.2 На трубной плети в пределах размера защитного футляра необходимо смонтировать опорно-центрирующие устройства.

17.4.3 Кабель связи должен размещаться в автономном футляре, располагаемом в верхней части плети. Допускается осуществлять прокладку футляра для кабеля связи методом прокола вне защитного футляра трубопровода.

17.4.4 Укладку трубной плети в защитный футляр следует осуществлять путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков, трактора или лебедки.

17.4.5 После размещения трубной плети в защитном футляре необходимо проверить отсутствие металлического контакта между трубопроводом и защитным футляром (сопротивление между ними должно быть более 0,25 Ом) и произвести второй этап испытаний на прочность и герметичность гидравлическим способом одновременно с прилегающими участками в зависимости от категории участка по требованиям раздела 19.

17.4.6 По окончании работ по прокладке плети в защитном футляре необходимо выполнить монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.

17.4.7 Перед засыпкой конца защитного футляра все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, следует изолировать, а части на поверхности покрыть краской.

17.5 Концевые манжеты. Проверка герметичности межтрубного пространства

17.5.1 Манжеты следует монтировать с условием образования гофры между плетью и футляром, которая должна служить компенсатором при осевых и радиальных перемещениях трубопровода, возникающих от изменения температуры и давления.

17.5.2 После установки манжет должна проверяться герметичность межтрубного пространства сжатым воздухом давлением 0,01 МПа в течение 6 ч. При этом потеря давления не должна превышать 1%.

17.5.3 При засыпке защитного футляра манжеты должны быть защищены от механических повреждений грунтом засыпки.

17.6 Строительство переходов без защитных футляров

17.6.1 Прокладку трубопровода без защитного футляра следует применять на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги, полевые, лесные и дороги с интенсивностью движения до 100 ед./сут и выполнять из труб с утолщенной стенкой или с принятием дополнительных мер по защите трубопровода (увеличенное заглубление, укрытие траншеи железобетонными плитами и установкой указательных знаков в местах пересечения грунтовых дорог с трубопроводом), которые определяются проектной документацией.

17.6.2 При открытом способе строительства переходов без защитного футляра следует применять два способа организации работ:

с временным перекрытием движения транспорта по дороге с устройством объезда;

с краткосрочным перекрытием движения без устройства объезда.

Работы по строительству перехода без защитного футляра с устройством объезда выполняются в следующей последовательности: разработка траншеи на прилегающих участках; устройство объезда; рытье траншеи на переходе дороги; укладка трубной плети в траншею; засыпка трубной плети с восстановлением насыпи.

17.6.3 При строительстве переходов трубопроводов через автомобильные дороги без устройства защитных футляров следует обеспечить:

соответствие заглубления трубопровода проектному с допуском не менее +5 см;

засыпка трубопровода последовательно в пределах насыпи дороги, а затем по всей его длине;

уплотнение грунта за пределами земляной насыпи дороги под трубопроводом в границах перехода до величины не менее 0,9 естественной плотности грунта;

уплотнение грунта рабочего слоя автодороги в соответствии с требованиями СП 34.13330.

18 Особенности строительства трубопроводов в сложных природных условиях

18.1 На многолетнемерзлых грунтах

18.1.1 Подготовительные трассовые работы и основные работы по сооружению трубопроводов, прокладываемых в многолетнемерзлых грунтах, должны выполняться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований по 1 принципу согласно СП 25.13330. В летний период года должны выполняться внетрассовые подготовительные работы, содержание которых приведено в разделе 7 настоящего свода правил.

Сборка труб в плети

(Действующий) СП 106-34-96 Укладка магистральных газопроводов из труб, изолированных.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Действующий

 соответствие положения газопровода в траншее проектному (отклонение оси газопровода от оси траншеи в каждую сторону недолжно превышать 100 мм, а на участках установки железобетонных пригрузов или анкерных устройств - 0,45D + 100 мм, где D -диаметр газопровода).

3.2. Укладка изолированного газопровода с бровки траншеи должна производиться в полностью подготовленную траншею (очищенную от снега, со спланированным дном, при необходимости, с устройством постели из мягкого грунта толщиной не менее 10 см) при соблюдении мер по предотвращению, оперативному обнаружению и устранению повреждений изоляционного покрытия.

3.3. На участках газопровода, где предусмотрено его закрепление анкерными устройствами, эти устройства должны быть установлены до опуска газопровода в траншею таким образом, чтобы при опуске исключить повреждение изоляционного покрытия.

3.4. Для предупреждения повреждений изоляционного покрытия газопровода при опуске его в траншею рекомендуется использовать:

 троллейные подвески скатками, облицованными эластичным материалом, например, полиуретаном (длягазопровода диаметром 1420 мм - ТПП - 1423) или другими материалами, а также с пневмобаллоном;

Сборка труб в плети

(Действующий) СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы Актуализированный СНиП.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Действующий

16.3.7 Готовность скважины к протаскиванию трубопровода устанавливается пропуском калибра.

16.4 Монтаж и сварка плети рабочего трубопровода

16.4.1 Трубы для участка ННБ должны иметь заводскую изоляцию специального типа по ГОСТ 31448 с трехслойным полимерным покрытием на основе полиэтилена или полипропилена. Сварные монтажные швы должны быть изолированы термоусаживающимися манжетами специального исполнения.

16.4.2 На переходе должно быть обеспечено выполнение следующих основных видов работ по монтажу рабочего трубопровода:

сварка рабочего трубопровода в плеть для протаскивания (в соответствии с требованиями раздела 9);

I этап гидравлического испытания плети рабочего трубопровода на монтажной площадке;

подготовка поверхности и изоляция сварных стыков термоусаживающимися муфтами;

Читайте также: