С какой периодичностью должен проводиться текущий ремонт наружных сетей водопровода и канализации

Обновлено: 07.07.2024

С какой периодичностью должен проводиться текущий ремонт наружных сетей водопровода и канализации

Каждое лето, ресурсоснабжающими организациями проводятся профилактические работы в системах горячего водоснабжения, что приводит к отсутствию горячей воды в квартирах граждан длительное время.

Продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с проведением ежегодных профилактических ремонтов в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения регламентируется требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего и водоснабжения не должно превышать 14 суток.

В соответствии с п.п. 5.1.3., 5.1.5 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, для надежной эксплуатации систем теплоснабжения организуют своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности систем ГВС с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.

Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время.

В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления и обязательно информируется население в средствах массовой информации, на сайтах муниципальных образований.

На основании раздела Х и приложения № 1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, плата за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должна быть уменьшена.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период. Кроме того, исполнитель должен выплатить неустойку (штраф, пени), если перерывы не связаны с отсутствием технической возможности оказания коммунальных услуг без перерывов.

Для этого необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением для проведения перерасчета платежа за коммунальную услугу, предоставленную с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

- «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

-«Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.

- СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

С какой периодичностью должен проводиться текущий ремонт наружных сетей водопровода и канализации

Методические рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем проведения освидетельствования (далее - Рекомендации) устанавливают порядок и методы технического освидетельствования трубопроводных сетей и оборудования.

1.2. Техническое освидетельствование трубопроводов проводится лицом или группой лиц, ответственными за их исправное состояние и безопасную эксплуатацию.

1.3. На основе настоящих Рекомендаций теплоэнергетические предприятия составляют стандарт организации, либо местные инструкции по техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей с учетом особенностей и конкретных условий эксплуатации.

1.4. Техническое диагностирование трубопроводов III категории, отработавших расчетный срок службы, осуществляется по программам, согласованным с территориальными органами Ростехнадзора.

1.5. В настоящих Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

аварийное состояние трубопровода - повреждение трубопровода (нарушение его герметичности) или повреждение без нарушения герметичности, которое может спровоцировать аварию (сдавливание трубы, наличие коверн, износ любой части трубы до недопустимых величин для рабочего давления);

аварийное состояние запорно-регулирующей арматуры - любые физические повреждения, через которые вытекает транспортируемая жидкость; заклинивание запорно-регулирующей арматуры в любом положении (открытом, закрытом, промежуточном), остаточная толщина корпуса задвижки меньше допустимой для рабочего давления, износ рамы для щитовых затворов/шиберов;

аварийное состояние прочих объектов и оборудования коммунальных инфраструктур - такое состояние объекта/оборудования, при котором его эксплуатация опасна для обслуживающего персонала и/или прочего населения/потребителей; состояние, при котором оборудование не выполняет свои функции и не способно в требуемый момент произвести действия, направленные на включение и (или) отключение и (или) переключение всех видов;

долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта;

допустимая толщина стенки - толщина стенки, при которой возможна работа трубопровода на расчетных параметрах в течение расчетного ресурса; она является критерием для определения достаточных значений фактической толщины стенки;

критерий предельного состояния - признак (совокупность признаков) предельного состояния объекта, установленный нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией;

надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств;

наработка - продолжительность или объем работы объекта. Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах, километраж пробега), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков);

несплошность сварного соединения - обобщенное наименование всех нарушений сплошности и формы сварного соединения (трещины, непровары, несплавления, включения);

не устранимые аварийные состояния трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, прочих объектов и оборудования коммунальных инфраструктур - состояния трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, прочих объектов и оборудования коммунальных инфраструктур, при которых ремонт не возможен и/или ремонт сопоставим с 70% или более от стоимости нового оборудования (той же модели или тех же технических характеристик);

остаточный ресурс - суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние;

предельное состояние - состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

пробное давление - избыточное давление, при котором должно производиться гидравлическое испытание трубопровода или его фасонной части (детали) на прочность и плотность;

рабочее давление в элементе трубопровода - максимальное избыточное давление на входе в элемент, определяемое по рабочему давлению трубопровода с учетом сопротивления и гидростатического давления (по величине рабочего давления в элементе трубопровода следует определять область применения материала);

разрешенное давление - максимально допустимое избыточное давление в трубопроводе или его фасонной детали, установленное по результатам технического освидетельствования или контрольного расчета на прочность;

расчетное давление - максимальное избыточное давление в расчетной детали, на которое производится расчет на прочность при обосновании основных размеров, обеспечивающих надежную эксплуатацию в течение расчетного ресурса;

ресурс - суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновление после ремонта до перехода в предельное состояние;

расчетный срок службы - срок службы в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа;

устранимые аварийные состояния трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, прочих объектов и оборудования коммунальных инфраструктур - состояния трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, прочих объектов и оборудования коммунальных инфраструктур, при которых текущие ремонтные работы способны восстановить требуемые минимальные параметры;

фактическая толщина стенки - толщина стенки, измеренная на определяющем параметры эксплуатации конкретном участке детали при изготовлении или в эксплуатации.

2. Рекомендации по проведению технического освидетельствования трубопроводов

2.2. Категория трубопровода, определяемая по рабочим параметрам транспортируемой среды на входе в него (при отсутствии на нем устройств, изменяющих эти параметры), относится ко всему трубопроводу, независимо от его протяженности, и указывается в проектной документации и паспорте трубопровода.

2.3. Трубопроводы теплоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения (напорные) - подвергаются следующим видам технического освидетельствования: наружному осмотру и гидравлическому испытанию.

2.4. Наружный осмотр трубопроводов может производиться без снятия изоляции или со снятием изоляции.

Наружный осмотр трубопроводов, производимый без снятия изоляции, имеет целью проверку: отсутствия видимой течи из трубопровода и защемления трубопровода в компенсаторах (для теплоснабжения), в местах прохода трубопровода через стенки камер, площадки, состояния подвижных и неподвижных опор.

Наружный осмотр трубопроводов, производимый со снятием изоляции, имеет целью выявление изменений формы трубопровода, поверхностных дефектов в основном металле трубопровода и сварных соединениях, образовавшихся в процессе эксплуатации (трещин всех видов и направлений, коррозионного износа поверхностей), и включает визуальный и измерительный контроль.

Решение о необходимости снятия изоляции и проведения измерительного контроля, а также его объемах принимает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода.

Другие критерии, определяющие периодичность проверки трубопроводов со снятием изоляции и/или раскопки, в том числе с вскрытием проходных и непроходных каналов описаны в настоящих Рекомендациях.

2.5. Техническое освидетельствование при наружном осмотре в процессе эксплуатации трубопроводов проводится лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, со следующей периодичностью:

- не реже одного раза в год (за исключением особых случаев);

- не реже одного раза в полгода для сетей холодного водоснабжения, диаметром от 600 мм и более;

- не реже одного раза в полгода для сетей водоотведения (напорных), диаметром от 800 мм и более;

- не реже одного раза в полгода для паровых и водяных сетей всех стандартных диаметров;

- упреждающие локальные наружные осмотры сетей (мест подземной прокладки сетей) в местах проведения мероприятий подразумевающих массовые скопления людей. Об указанных мероприятиях органы местного самоуправления уведомляют эксплуатирующую организацию не менее чем за 7 календарных дней до даты их проведения;

- наружный осмотр и гидравлическое испытание трубопроводов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, - перед пуском в эксплуатацию после монтажа, ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске трубопроводов после нахождения их в состоянии консервации свыше двух лет.

Наружный осмотр трубопроводов холодного водоснабжения и напорных трубопроводов канализации после ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске трубопроводов после нахождения их в состоянии консервации свыше 6 месяцев производится с обязательной проверкой запорно-регулирующей арматуры в колодцах и камерах (задвижки: отсекающие, связи, выпускные, сливные).

- наружному осмотру и гидравлическому испытанию перед пуском вновь смонтированного трубопровода (наружный осмотр в этом случае производится до нанесения изоляции и включает визуальный и измерительный контроль), после ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске трубопровода после нахождения в состоянии консервации свыше двух лет;

- наружному осмотру не реже одного раза в три года.

2.7. Наружный осмотр в процессе работы трубопроводов тепловых сетей в недоступных для осмотра местах (при прокладке в непроходных каналах, бесканальной прокладке) рекомендуется осуществлять путем осмотра трубопроводов в пределах камер и смотровых колодцев без снятия изоляции. Наружный осмотр таких трубопроводов, включающий визуальный и (по решению лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода) измерительный контроль, с вскрытием грунта и снятием изоляции должен производиться при обнаружении течи или парения из трубопровода, нерасчетных смещений трубопровода, разрушения или увлажнения изоляции и других дефектов.

Для обнаружения дефектов трубопроводов косвенными методами рекомендуется использовать современные методы неразрушающего контроля состояния трубопроводов тепловых сетей: инфракрасная техника, акустические и ультразвуковые течеискатели, методы корреляции, магнитные методы, методы акустической эмиссии, вихретоковые методы, длинноволновые ультразвуковые методы и другие.

2.8. При снятии тепловой изоляции и наружном осмотре трубопроводов следует руководствоваться Методическими указаниями по проведению шурфовок в тепловых сетях, разработанных ПО "Союзтехэнерго" 16 декабря 1986 года [8].

2.9. Вновь смонтированные трубопроводы тепловых сетей подвергаются наружному осмотру и гидравлическому испытанию и (или) 100-процентному неразрушающему контролю монтажных сварных соединений до наложения тепловой изоляции на трубы, а в случае применения труб, поставляемых с завода с теплоизоляцией, - до нанесения изоляции на сварные стыки.

2.10. Перед первичным техническим освидетельствованием проверяется:

- регистрационный номер трубопровода, записанный в паспорте;

- наличие приказа о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода, а также наличие аттестованного обслуживающего персонала;

- наличие инструкции по пуску и обслуживанию трубопровода;

- наличие паспорта трубопровода с основными данными;

- наличие должностной инструкции лица, ответственного за ведение технической документации и паспортизации.

2.11. Осмотр водопроводных сетей и колодцев осуществляется с обязательными замерами загазованности колодцев, обязательной вентиляции колодцев в ключевых камерах с задвижками и осушением камер, в случае наличия в них воды.

2.12. Осмотр канализационных напорных сетей и колодцев осуществляется с обязательными замерами загазованности колодцев, обязательной вентиляции колодцев в ключевых камерах с задвижками и осушением камер, в случае наличия в них воды.

2.13. Осмотр запорно-регулирующей арматуры в камерах и (или) колодцах с прокруткой задвижек осуществляется в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, но не реже чем 1 раз в 2 года для отсекающих и 1 раз в 3 года для задвижек на связках.

2.14. Осмотр сетей, проложенных под землей (в грунтах, в непроходных каналах), осуществляется обходчиками по поверхности. Осмотр заключается в установлении отсутствия фактов провалов грунта, котлованов, нетипичного подтопления, парения (не замерзающие локальные участки земли над теплотрассами или трассами теплоснабжения в зимний период), отсутствия воды в колодцах (для водоснабжения и водоотведения).

Рекомендуется контролировать соблюдение защитных зон прохождения трубопроводов - отсутствия незаконных строений, складирования, парковки тяжелой техники, раскопок, прокладки дорог и (или) временных проездов, высадки деревьев или создания иных видов благоустройств, препятствующих в случае необходимости аварийным раскопкам.

3. Подготовка трубопроводов к наружному осмотру

3.1. Подготовка трубопроводов к наружному осмотру выполняется предприятием-владельцем или организацией, эксплуатирующей тепловые сети.

3.2. Трубопроводы холодного водоснабжения и водоотведения могут подвергаться наружному осмотру, в том числе толщинометрии, без отключения.

Для тепловых сетей подземной прокладки, проложенных в каналах, признаками опасности наружной коррозии трубопроводов являются:

- наличие воды в канале или занос канала грунтом, когда вода или грунт достигают изоляционного слоя;

- увлажнение теплоизоляционной конструкции капельной влагой с перекрытия канала или влагой, стекающей по щитовой опоре;

- наличие на поверхности труб следов коррозии в виде язв или пятен с продуктами коррозии на отдельных участках поверхности металла труб.

Для подземных тепловых сетей канальной прокладки при наличии в канале воды или грунта, достигающих изоляционной конструкции, наличие опасного влияния постоянного или переменного блуждающего тока увеличивает скорость коррозии наружной поверхности труб.

Раскопки для осмотра трубопровода производятся, в первую очередь, в местах просадки почвы и (или) подтопления близлежащих строений.

С какой периодичностью должен проводиться текущий ремонт наружных сетей водопровода и канализации

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ И СООРУЖЕНИЙ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ

СОГЛАСОВАНЫ с Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России); Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России; Государственной противопожарной службой МВД России

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 30.12.99 г. N 168

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью настоящих Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшения организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечения энергоресурсосбережения.

Необходимость переработки Правил возникла в связи с развитием науки и техники в области водоснабжения и канализации, совершенствованием процессов транспортирования, очистки природных и сточных вод, обработки осадков, а также с учетом новых экономических отношений, принятого Гражданского и Водного Кодексов Российской Федерации, нового законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования с учетом положений законов Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Постановлений Правительства РФ: "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг" от 2 февраля 1998 г. N 113, "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" от 12 февраля 1999 г. и рекомендаций Международных стандартов ИСО серии 9000*, указания которых направлены на предупреждение поступления потребителю несоответствующей продукции.

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Переработка Правил произведена в соответствии с техническим заданием, утвержденным Управлением жилищно-коммунальной сферы Госстроя России 30.12.98 г.

При составлении настоящих Правил были использованы материалы 1-й редакции проекта Правил, разработанных НИИ КВОВ в 1996 г. по заданию Госстроя России, а также замечания и предложения ряда научно-исследовательских, проектных, производственных или других организаций.

С изданием настоящих Правил утрачивают силу "Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест", утвержденные МЖКД РСФСР N 164 от 30 марта 1977 г.

Настоящие Правила являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население независимо от их ведомственной принадлежности.

Все ведомственные Правила, Инструкции, Указания, касающиеся технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации, обслуживающих население, должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами.

Правила переработаны в Государственном научном Центре Российской Федерации, государственном предприятии ордена Трудового Красного Знамени комплексном научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии (ГНЦ РФ НИИ ВОДГЕО) Госстроя России творческим коллективом в составе д-ров техн. наук Алексеева В.С, Журбы М.Г., Лезнова Б.С., Мошнина Л.Ф., Нечаева А.П., Пономарева В.Г., Скирдова И.В., Швецова В.Н. и канд. техн. наук Двинских Е.В., Демидова О.В., Лобачева П.В., Мотинова А.М., канд. техн. наук Сомова М.А. (МГСУ) и канд. техн. наук Пальгунова П.П., Примина О.Г., канд. хим. наук Христиановой Л.А. (Институт МосводоканалНИИпроект), Мирончика Г.М. (ГП "Союзводоканалпроект") под руководством академика РАН Яковлева С.В.

Раздел 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Основные положения

1.1.1. Настоящие Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - ПТЭ) регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствие санитарным нормам.

Неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами и рационального использования водных, сырьевых, энергетических и других материальных ресурсов.

1.1.2. ПТЭ распространяются на права и обязанности эксплуатационного персонала по содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения ВКХ, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях.

1.1.3. ПТЭ не распространяются на эксплуатацию гидротехнических, теплоэнергетических, электрических сооружений, установок и оборудования, регламентируемую специальными правилами [1], [2], [39].

1.1.4. ПТЭ действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.

1.1.5. Эксплуатация систем и сооружений ВКХ осуществляется организацией ВКХ в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации [3].

1.1.6. Организация ВКХ осуществляет эксплуатацию и обеспечивает функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с договором, заключенным между собственниками этих систем и организацией ВКХ.

Организация, содержание и развитие муниципального водоснабжения и канализации отнесены федеральным законом N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. [4] к вопросам местного значения.

Предоставление услуг водоснабжения и канализации должно осуществляться при соблюдении обязательных требований нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, значений параметров потребительских свойств этих услуг, пределов их отклонений и условий договора.

Соблюдение необходимых стандартов может быть обеспечено при определенном состоянии инженерной инфраструктуры (мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения и пр.), уровня финансирования и других местных условий населенного пункта [5].

Эти параметры должны быть отражены в соответствующих договорах на предоставление услуг и обслуживание объектов, сооружений и установок для обеззараживания воды и сточных вод, насосных станций и др. как гарантированный уровень качества, обеспечены соответствующим финансированием за счет всех источников, включая бюджетные средства [3].

1.1.7. Организация ВКХ при отпуске воды из системы водоснабжения и (или) приеме сточных вод в систему канализации организует и проводит свою деятельность в соответствии с "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 [3].

1.1.8. Организация ВКХ, отнесенная федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.97 г. [40] к опасным производственным объектам, осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями этого закона.

1.1.9. Эксплуатация систем и сооружений ВКХ допускается только при наличии у организации ВКХ лицензии на лицензируемые виды деятельности [6].

1.1.10. Вся продукция, материалы, оборудования, вещества, реагенты, фильтрующие загрузки применяются в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения только при наличии гигиенического заключения на продукцию и сертификатов соответствия [7].

1.1.11. Все производственные лаборатории, осуществляющие контроль качества воды и испытания полученной продукции, должны быть аттестованы в обязательном порядке в соответствии с рекомендациями МИ 2427-97 "Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях" и аккредитованы (в добровольном порядке) в соответствии с ГОСТ 851000.3-96* "Общие требования к испытательным лабораториям".

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 51000.3-96. - Примечание изготовителя базы данных.

1.1.12. Все измерения в лаборатории должны проводиться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками, перечень которых дан в ГОСТ Р 51232-98.

1.1.13. В лаборатории должны быть установлены критерии соответствия качества питьевой воды и очищенной сточной воды нормативным требованиям.

1.1.14. Результаты контроля испытания воды регистрируются и вводятся в банк данных.

1.1.15. Руководство организациями ВКХ:

а) доводит до сведения всех исполнителей понимание необходимости выпуска качественной продукции - питьевой воды и очищенной сточной воды;

б) анализирует деятельность всех подразделений организации с точки зрения обеспечения требуемого качества питьевой воды и очищенной сточной воды, услуг;

в) своевременно корректирует работу подразделений, допускающих снижение исполнительской ответственности; совместно с инженерным персоналом выявляет критические точки (узлы) технологического, эксплуатационного процесса и устанавливает параметры и правила неукоснительного наблюдения за ними.

1.1.16. Для обеспечения эффективной работы всех подразделений ВКХ в организации должна быть техническая, эксплуатационная и исполнительская документация, включающая в том числе документацию трех уровней:

а) документация, устанавливающая задачи и обязательства организации в области качества питьевой воды, очищенной сточной воды и условия реализации задач в области обеспечения качества продукции;

б) положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных и влияющих на качество готовой продукции;

в) рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы, протоколы проверок и другая рабочая документация.

1.1.17. Вся документация пересматривается по мере истечения срока действия, обновляется, в ее структуру вводятся параметры, ориентированные на обеспечение качества питьевой воды, очищенной сточной воды с учетом назначения и области деятельности конкретного подразделения.

1.1.18. В организации ВКХ должно постоянно осуществляться управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, средствами измерений, предназначенными для подтверждения соответствия качества воды установленным требованиям.

1.1.19. Используемые оборудование и средства измерения должны быть адекватны контрольным функциям. Погрешность измерений не должна выходить за установленные границы (допустимые значения).

1.1.20. Закупка испытательного, измерительного оборудования и средств измерения проводится только при наличии сертификатов соответствия при условии регистрации в Государственном реестре средств измерений.

1.1.21. Организация ВКХ должна разработать инструкцию, содержащую перечень мероприятий, направленных на обеспечение требуемого количества питьевой воды или очищенной сточной воды в случаях несоответствия их качества установленным нормам и правилам.

1.1.22. В организациях ВКХ должна постоянно осуществляться прослеживаемость на всех этапах технологического цикла выполнения организационно-технических мероприятий по обеспечению качества воды и очищенных сточных вод; в необходимых случаях разрабатываются инструкции, содержащие указания по процедуре прослеживания за качеством воды.

1.1.23. Руководство организации ВКХ устанавливает (определяет) потребность организации в специальной подготовке кадров. С этой целью разрабатываются планы подготовки, переподготовки исполнителей различных уровней; подготавливаются программы обучения исполнителей различных уровней и профилей, в том числе по вопросам лицензирования и сертификации.

1.1.24. Для обеспечения эффективности работы организации, стабильности показателей качества полученной питьевой воды и очищенной сточной воды, потребительских свойств и режимов предоставления услуг рекомендуется всем организациям ВКХ приступить к внедрению системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 в 2000-2005 гг. С этой целью при внедрении настоящих ПТЭ организационно-техническая и нормативно-методическая документация организации ВКХ должна быть откорректирована с учетом рекомендаций стандартов ИСО серии 9000 [8].

1.1.25. Организация ВКХ должна быть специализированной, иметь в своем составе штат лиц, обученных в соответствии с "Методическим пособием по сертификации специалистов жилищно-коммунального хозяйства России. Направление деятельности "Эксплуатация внешних систем водоснабжения и водоотведения"" [9] и допущенных к выполнению требуемых работ, а также необходимую материально-техническую базу.

1.1.26. В зависимости от структуры организации ВКХ, определяемой Уставом организации, эксплуатация объектов ВКХ проводится подразделениями, состав и численность работников которых определяются организацией ВКХ самостоятельно, с учетом "Методических рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства" [10].

1.1.27. Для обеспечения эффективной работы администрация организации ВКХ обязана:

а) требовать от персонала безусловного выполнения возложенных на него обязанностей и распоряжений администрации, не оставлять без рассмотрения и дисциплинарных мер воздействия нарушения технической и производственной дисциплины;

б) способствовать повышению технических знаний эксплуатационного персонала путем организации технического обучения, инструктажа на рабочих местах, обмена передовым опытом, общественного разбора рационализаторских предложений и др.;

в) проводить анализ и обсуждение причин нарушений и аварий в работе сетей и сооружений и рассматривать мероприятия по их предотвращению с участием эксплуатационного персонала и ремонтных бригад;

г) проводить с эксплуатационным персоналом и ремонтными бригадами занятия по обнаружению, локализации и ликвидации наиболее характерных аварий и противоаварийные тренировки;

д) соблюдать установленные лимиты водопользования;

е) проверять знания ПТЭ и Правил техники безопасности рабочими и инженерно-техническим персоналом и проводить обучение;

ж) соблюдать лицензионные требования и условия осуществления эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, в том числе экологические, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления.

1.1.28. В функции организации ВКХ входят:

а) административно-хозяйственное и техническое руководство всеми подразделениями и предприятиями, находящимися в ее ведении;

б) разработка планов организационно-технических мероприятий и систематический контроль за их выполнением по повышению надежности, экономичности и качества представления услуг;

в) содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования;

г) систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки;

д) ведение учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;

е) разработка и осуществления мероприятий по предупреждению аварий и брака в работе, по улучшению состояния техники безопасности, производственной санитарии и охраны труда, учет неполадок, случаев травматизма и аварий;

ж) организация капитального и планово-предупредительных ремонтов;

з) обеспечение подразделений документацией: общей нормативной, специальной технической и технологической, инструкциями по эксплуатации приборов, механизмов и сооружений, рабочей документацией, документацией по охране труда, а также необходимыми материалами, запасными частями, механизмами, спецодеждой [41], инструментами и т.д.;

и) технический надзор за строительством и реконструкцией и техническая приемка в эксплуатацию новых и реконструируемых сооружений, коммуникаций и оборудования;

к) хранение технической документации (материалов изысканий, проектов, исполнительных чертежей и пр.);

л) проведение паспортизации и инвентаризации сооружений, коммуникаций и оборудования;

С какой периодичностью должен проводиться текущий ремонт наружных сетей водопровода и канализации

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8

Арбитражные споры:

- Абонент хочет взыскать убытки, вызванные прекращением водоснабжения организацией ВКХ

- Абонент хочет обязать организацию ВКХ, необоснованно прекратившую подавать холодную воду абоненту, возобновить поставку воды

- Владелец имущества хочет взыскать убытки, причиненные при затоплении

- Организация не согласна содержать и обслуживать бесхозяйную сеть

- Организация не согласна с бездействием уполномоченного органа при постановке бесхозяйных сетей на учет

См. все ситуации, связанные со ст. 8

Споры в суде общей юрисдикции:

- Административный истец не согласен с непринятием мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет

1. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2. Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.

3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

4. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством .

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Системы водоснабжения и водоотведения

Необходимо регулярно проверять работу систем водоснабжения и водоотведения – они должны быть исправны и работоспособны ( абз. 2 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

  • насосов,
  • запорной арматуры,
  • контрольно-измерительных приборов,
  • автоматических регуляторов и устройств,
  • общедомовых приборов учёта,
  • расширительных баков,
  • элементов, скрытых от постоянного наблюдения: разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах.

По результатам осмотров каждого элемента и выполненных работ составляют соответствующие акты осмотров и технического обслуживания.

Нужен постоянный контроль параметров воды – давления, температуры, расхода. В случае обнаружения несоответствия, необходимо незамедлительно принять меры и восстановить требуемые параметры водоснабжения и герметичности систем ( абз. 3 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ). Для фиксации результатов контроля необходимо вести журналы контроля за работой инженерного оборудования МКД.

Кроме того, нужно следить за исправностью контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.д.) и вовремя производить их замену. Результаты осмотра оформляются актами осмотра контрольно-измерительных приборов ( абз. 4 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

При необходимости следует проводить ремонт и замену смесителей и кранов, которые относятся к общему имуществу в МКД ( абз. 5 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

Необходимо следить за сохранностью герметичностью трубопровода и его соединительных элементов ( абз. 6 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ). Результаты осмотров оформляются в акте осмотра систем водоснабжения и водоотведения МКД.

После выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе необходимо промыть отремонтированные участки водопровода ( абз. 9 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ), в системе водоснабжения должны быть удалены накипь и коррозионные отложения ( абз. 12 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

  • контролировать состояние канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации ( абз. 7 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 );
  • переключать в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока гидравлический затвор ( абз. 8 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 );
  • промывать и очищать водонапорные баки, проверять и обеспечивать работоспособность септиков и дворовых туалетов ( абз. 10, 11 п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

Все результаты осмотров оформляются соответствующими актами, а работы по устранению неисправностей оформляются актами выполненных работ.

Читайте также: