Рука бабы яги из колодца

Обновлено: 07.07.2024

Избушка Бабы-Яги

Сегодня будем делать декоративную избушку Бабы- Яги.

Как всегда начнём с каркаса из брусков 50×50мм. К сожалению сам каркас я сфотать забыл, поэтому сразу будет обшитый доской 25×100 короб.Все доски зарезаны в четверть, поэтому сквозных щелей нет

такая вот конструкция

такая вот конструкция

Далее обошью крышу, дощечки ложу в нахлёсть, чтоб чуть съэмитировать черепицу, домик будет стоять в саду, тоесть на улице всесезонно, поэтому сильной точности не нужно, но и похабно тоже😂

Рука бабы яги из колодца

Образ Бабы-Яги-воительницы во многих своих чертах соотносится с эпическими богатырскими персонажами, имеющими мифологическую природу. Прежде всего, она, несмотря на свою возрастную характеристику, наделяется непомерной силой. Так, она может держать «лясиночку» в тридцать пудов, бороться одновременно с двумя богатырями: в одной из сказок она двух «молодцов по чашше ташшила и била». При этом Баба-Яга не чувствует ударов русского богатыря, воспринимая их как комариные укусы: «Эх, как русские комарики покусывают!»

В сказках Баба-Яга обладает умениями, которые в народном сознании квалифицируются как магические. Она, например, может переносить силу с одного существа на другое; так, одна из кобылиц, дочерей Бабы-Яги, рассказывает герою о чудесном жеребенке, своем брате: «А есть у нас брат, в конюшне лежит в гною и на ём шкура сосьмула, — ну, нас баба-яга бье и силу вынимая, а яму укладая». К подобным умениям относится и способность Бабы-Яги насылать сон на героев. Иногда, чтобы герой не смог решить поставленную ему задачу — выпасти необычный табун лошадей, — она усыпляет его с помощью волшебных предметов: «сыра сонливого и хлеба дранливого». В других сказках в состояние временного бездействия, подобного сну, Баба-Яга вводит героя и его охоту (охотничьих животных), превращая их в камень. Она же затем дует на камни, и камни оживают. В народных представлениях сон воспринимался как временная смерть. И в сказочной реальности Баба-Яга оказывается тем существом, которое распоряжается жизнью и смертью персонажей. Во многих сказках она даже является хранительницей силы и жизненной субстанции, воплощающейся в образе волшебной воды. В одних сюжетах это две бочки — с сильной и слабой водой, — которые герой меняет местами, чтобы одолеть Бабу-Ягу или другого противника. В других сюжетах это два источника или колодца: в одном из них мертвая вода, в которой все живое погибает, а в другом — живая (целящая, молодая) вода, в которой мертвая птичка оживает, засохшая ветка пускает ростки и цветет, у безрукого отрастают руки, а у ослепшего восстанавливается зрение.

Сивка-бурка. В. Васнецов (1926).

Помимо того что Баба-Яга владеет источником жизни, она также является и обладательницей самых разнообразных волшебных предметов. Это и клубочек, который показывает дорогу; и необычные животные и средства передвижения — Сивка-Бурка, крылатый конь, ковер-самолет, сапожки-самоходки. Это и всевозможные диковинки: гусли-самогуды — «сами пляшут, сами песни играют», серебряное блюдечко и золотое яблочко — «само катается», серебряное намыко и золотое веретенце — «само прядется», золотые пяльца и серебряная иголка — «сама шьется», золотые яблоки, меч-кладенец и другие. Многие из предметов, принадлежащих Бабе-Яге, имеют золотую окраску. Даже некоторые животные на службе у старухи отмечены этим признаком: золотая птичка или золотой зайчик приводят героя прямо к ней. По мнению исследователей, золото и золотая окраска предметов — это знак их принадлежности к потустороннему миру, что еще раз свидетельствует о причастности Бабы-Яги к «иному» сказочному миру. Этот мир может находиться не только «далеко», но и «глубоко», под землей. И в некоторых сказках в подземном царстве у Бабы-Яги, воюющей с русскими богатырями, имеются работники, которые изготавливают для нее войско. Это волшебные кузнецы, портные, ткачи, сапожники. Кузнец раз стукнет молотком о кувалду — солдат, еще стукнет — другой. Портной или швея «раз кольнет к себе и от себя иглой — солдат с конем», над «пялами» (пяльцами) «взмахнет иглой — выскочит богатырь» или «казак с пикою». Девушка-ткачиха «как бросит утоцину — выскочит богатырь» или «махнет челноком, так и выскочит солдат с тесаком». Сапожник «шилом кольнет, то и солдат с ружьем, на коня садится, в строй становится».

Каковы же функции Бабы-Яги в сказке? Образ Бабы-Яги чрезвычайно противоречив. В зависимости от сюжета сказки, она может выступать и в «положительной» и в «отрицательной» роли, то есть быть или врагом, или помощником главного героя. Исследователи, в частности известный ученый-фольклорист В. Я. Пропп, выделил в сказках три основных типа этого персонажа: Яга-дарительница, Яга-похитительница, Яга-воительница. Наиболее древним представляется тип Яги-дарительницы. Ее функцией в сказке являются давание герою или героине добрых советов, вручение чудесных предметов, дарение волшебного коня, помощь во время бегства. Обычно Баба-Яга чувствует появление героя в ее владениях по запаху. В своем госте она чует «русский дух» или «русскую коску», что в мифопоэтическом сознании воспринимается как «человечий дух». С детства из сказок все помнят восклицание Бабы-Яги по поводу прихода героя в избушку: «Фу-фу-фу! Бывало, русского духа слыхом не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух в ложку садится и в рот валится». Этот возглас еще раз напоминает о том, что Баба-Яга — людоедка. Чаще всего Баба-Яга начинает разговор с героем с вопроса: «Дела пытаешь иль от дела лытаешь?» — или: «По охоте, молодец, ходишь, але по неволе?» Но, прежде чем ответить на вопрос, герой требует, чтобы хозяйка соблюла правила гостеприимства: «Бабушка-сударушка, напой, накорми, тогда вести расспроси!» Подчас герой отвечает старухе грубо, даже обзывая ее ругательными словами и требуя: «А ты должна баньку истопить, выпарить, вымыть и спросить: где ты проживался?» Если Баба-Яга сразу грозит его съесть, он отвечает: «Полно, старая, я с дороги — пылен и гадок. Ты должна меня сначала вымыть, накормить, напоить, а потом есть. Да еще ты должна спросить: иду ли я по своей воле или по неволе». В некоторых сказках герой на угрозу Бабы-Яги сам грозит убить ее, а кости придавить камнем, и хозяйка смиряется и угощает гостя. Демонстрация героем знания этикетных норм заставляет Бабу-Ягу изменить свое поведение. Иногда же в сказках она сама как будто спохватывается: «Старушка скочила со стула, себе по щеке ударила, по другой прибавила: «Фу-фу, не накормила я, не напоила, а стала вести выспрашивать»». Таким образом, в сказке нашли отражение особенности старинного русского гостеприимства, оказываемого путнику: мытье в бане и угощение.

Баба-Яга. И. Билибин (1900).

Яга-дарительница дает герою предметы и волшебного коня, без которых в тридесятом царстве не добраться до цели. Путеводный клубочек указывает направление: «Клубочек покатился через горы, через долы, по полям, по лугам, по сыпучим пескам». Конь преодолевает непреодолимые преграды: «Этот конь подскакивает, мха, болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает». Баба-Яга вручает герою вещи — платок или салфетку, — по которым он должен быть опознан его невестой, или волшебные предметы, которые помогают ему в путешествии и в выполнении заданий. Таким образом, только Баба-Яга может указать герою путь в «чужое» царство и условия для достижения цели его странствий. Кроме того, в некоторых сказочных сюжетах Баба-Яга приходит на выручку Ивану-царевичу и на обратном пути из тридесятого царства: она помогает герою избавиться от преследования грозной Царь-девицы, его будущей жены, у которой во время ее сна он ворует чудесные вещи и «творит с ней грех». Во время погони Баба-Яга и ее сестры поочередно сменяют герою коня и задерживают грозную Царь-девицу, предлагая ей отдохнуть и помыться в бане.

Текст книги "Как Бабы-Яги сказку спасали"

Никто не знал, кто, когда, а главное – зачем вырыл этот колодец. Воды в нём сроду не было, тропинок к нему тоже не было. Совершенно бесполезный колодец. Полуобвалившаяся кладка из чёрных булыжников вросла в землю. Какой-то синюшный мох покрывал камни, а вокруг ни цветочка, ни ягодки, один сухой лес.

Возле колодца на корточках сидела Лихо Одноглазое и руками разгребала опавшие листья. Что-то искала.

Тут из лесу прямо к колодцу выкатился Колобок. Колобок увидал Лихо, подпрыгнул и испуганно запел:

Я – Колобок, Колобок,
Я румяный бок…

Допеть свой шлягер он не успел. Лихо подняла его, обтёрла грязным рукавом: «Действительно румяный», – сказала она и тут же Колобок съела.

«Его сказочка кончилась, а мне свою продолжать надо, – подумала Лихо и опять принялась шарить около колодца. – Куда мог запропаститься этот меч клятый!» – ворчала она себе под нос.

Вдруг в лесу послышался треск. Мокей продирался сквозь густые заросли, поспешая за клубочком-Колобком.

«Вот это удача!» Злодейка Лихо прикрыла безглазую часть лица волосами и со скорбным видом присела на край колодца.

Мокей вылез из чащи и в нерешительности остановился. Перед ним сидела ветхая старуха и глядела на него молодым сверкающим глазом.

«Это ещё кто?» – подумал Мокей.

– А я странница-путешественница. Природу русского леса изучаю! – сказала Лихо и вдруг заревела во весь голос: – Жажда меня замучила, а вот водицы из колодца достать сил нету. Помоги, солдатик!


У неё в руках появилось ведёрко. Мокей уже ничему не удивлялся. Кого только не встретишь и чего только не увидишь в сказочном лесу! Он молча взял ведёрко и наклонился над колодцем. Лихо тут же вскочила, схватила солдата за ноги и сбросила его в колодец. Мокей полетел вниз, ударяясь о мягкие, покрытые густым мхом стены колодца. Пролетев метров четырнадцать, он упал на кучу, как ему показалось, хвороста и отключился.

Лихо запрыгала от радости. Из этого колодца выбраться было невозможно. Она это знала точно, потому что сама его вырыла.

С ней в сказочном лесу никто не дружил, и от скуки Лихо решила устроить себе театр. Она вырыла этот самый колодец и соединила с подземным ходом, который вёл в Кощеев замок. В былые времена она по нему проникала в темницу и смотрела, как добры молодцы своих невест освобождают. Вернее, пытаются. А чтобы больше никто не мог туда пробраться, Лихо закрыла подземный ход огромным камнем, сдвинуть который было невозможно, потому что она наложила на него заклятие. Камень отвалился бы только в том случае, если встать к нему лицом и топнуть сорок раз левой ногой. Заклятие, конечно, дурацкое, но зато никому в голову не придёт стоять у камня и топать.

Когда-то, воспользовавшись подземным ходом, Лихо Одноглазое украла у Кощея меч-самосек. Зачем? Она и сама этого не знала. Очень уж гадость какую-нибудь сделать захотелось.

И вот сейчас она никак не могла меч найти. Она хотела вернуть его Кощею, чтобы тот мог Мокея победить. Да теперь уж в этом не было необходимости: Мокея ждала мучительная смерть.

«Пойду к Кощею, погляжу, как Маша в камень превратится», – решила Лихо. И тут увидела то, что искала. Из земли, недалеко от неё, торчала золотая рукоятка меча.

– Вот ты где! – крикнула Лихо, выдернула из земли меч и, размахнувшись, ударила по огромной сосне.

Меч-самосек ярко сверкнул и прошёл сквозь толстое дерево, как сквозь масло, сосна рухнула, чуть не прибив Лихо.

– Ещё действует! – обрадовалась она и, завернув чудесный меч в какую-то грязную тряпку, направилась к Кощееву замку.

У колодца остались одиноко лежать автомат и вещмешок Мокея.

Глава пятая. В замке Кощея

Маша сидела в темнице на большом сундуке. Кроме этого сундука, никакой мебели не было. Не выбраться ей отсюда… Вместо двери тяжёлая чугунная решётка, запертая на огромный висячий замок. Где-то под потолком единственное маленькое окошечко, через которое медленно вползал в темницу последний луч заходящего солнца. Сначала Кощей приходил каждые десять минут и, как попугай, который знает только одну фразу, требовал, чтобы Маша вышла за него замуж. Но вот он пропал, и Маше стало ещё страшней. «Неужели с заходом солнца я действительно превращусь в камень?» – с ужасом подумала она. Открыла свою сумку: вот пирожки, которые она напекла для Мокея. Только на них взглянула, и из глаз потекли слёзы. Как она готовилась к встрече! А теперь всё так глупо и нелепо кончается. Маша достала из сумки приёмник, который везла Мокею в подарок, включила его. Из приёмника донеслись звуки выстрелов и крики. «Радиопостановка какая-то», – подумала Маша и увеличила громкость. Ей очень хотелось отвлечься от своих мыслей. Голос ведущего объявил: «А в это время, в небольшой деревушке шёл неравный бой». Затарахтели пулемётные очереди, солдаты кричали:

– Стреляй! Марию прикрой!

– Живыми мы им не дадимся!

Когда из приёмника раздались крики: «Ур-ра!», решётка открылась и в темницу осторожно вошёл Кощей.

– Кто это кричит? – испуганно спросил он.

– А это меня солдаты выручать пришли. Сейчас тебе не поздоровится, старый таракан!

– А почему я их не вижу? – Кощей затрясся от страха.

– А потому что они в шапках-невидимках. Пришла смерть твоя!


С этими словами Маша ещё прибавила звук. Из приёмника загромыхало: «Заходи справа!» – Кощей закрутился вокруг себя, – «Сейчас я его прикончу!» – Кощей рухнул на пол. Солдаты, видимо, перешли в наступление. Кощей прыгал по темнице, как лягушка, то влево, то вправо, бегал по стенам и по потолку. Зрелище было забавное, и Маша, забыв своё горе, весело захохотала, отчего Кощей забегал и запрыгал быстрее. Вдруг в приёмнике всё стихло, и диктор произнёс:

– Мы передавали радиоспектакль по повести Дениса Пунцового «Подвиг Дениса Пунцового». А сейчас в нашей программе перерыв.

Приёмник замолчал. Кощей сидел на полу и тяжело дышал.

– У них перерыв, – сказала Маша и спрятала приёмник в сумку, – сейчас пообедают и вернутся!

Кощей с трудом поднялся с пола. Давненько он так не бегал! Решётка была открыта. И тут у Маши в ушах явственно зазвучал знакомый голос Бабушки-Забавушки: «„Спи глазок, спи другой“, – приговаривала Настенька. И чтобы чудище крепче заснуло, стала рассказывать ему сказку. Она рассказывала до тех пор, пока глаза чудища не закрылись.

Настенька тихонько встала и выбежала из пещеры…»

Маша призадумалась, потом подошла к Кощею и как можно ласковее произнесла:

– Бедненький, убегался. Приляг на сундучок, я тебе сказочку расскажу.

– Ты чего это вдруг? – Кощей подозрительно посмотрел на неё.

– Да жалко мне тебя стало. Человек ты пожилой, в твоём возрасте так прыгать противопоказано. Вон как вспотел, бедняжка, видать, лёгкие у тебя слабые.

– Может, всё-таки поженимся? – с надеждой спросил Кощей. – Скоро ведь солнце зайдёт… Ну что ты нашла в своём Мокее? Гол, как сокол, никакого положения. Второй год в армии служит, а всё в рядовых ходит…

– А откуда ты это знаешь? – удивилась Маша.

Кощей смутился и суетливо произнёс:

– Это неважно. Ты, кажется, сказку какую-то старику хотела рассказать?

– Да, сейчас, устраивайся поудобнее на сундучке. Что бы тебе такое рассказать?

Кощей прилёг на сундук и приготовился слушать.

– Вот дом, который построил Джек… – начала Маша.

– Какой такой Джек? – рассердился Кощей. – Ты мне русскую сказку рассказывай…

– Хорошо, хорошо, – быстро согласилась Маша. – Вот замок, который построил Кощей…

– Вот это другое дело! – самодовольно сказал Кощей и устроился поудобнее.

– А это – девица, которая в тёмной темнице томится, в замке, который построил Кощей.

– Какая хорошая сказка! Никогда не слышал, – сказал Кощей и прикрыл глаза.

– А это – Жар-птица, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей. А вот молодец-удалец светлолицый, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей.

Кощей улыбнулся и начал посапывать. Маша продолжала:

– А вот огнедышащий змей трёхголовый. Он хочет убить молодца удалого, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей.

Кощей начал умиротворённо похрапывать.

При этих словах Кощей вдруг открыл глаза и вскрикнул:

– Где мой самосек?

– В сказке, в сказке, – успокоила его Маша. – Спи, ветеран мой ненаглядный. Не нравится «самосек», пусть будет кладенец. Вот меч-кладенец. Не жалея, он может убить трёхголового змея, который, летая везде, без конца, желает убить молодца-удальца, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей.

Кощей начал храпеть. Маша с ненавистью посмотрела на него и продолжала:

– А вот сам Кощей – хулиган и подлец, который запрятал меч-кладенец, который решительно и не жалея может убить трёхголового змея, который, летая везде, без конца, хочет убить молодца-удальца, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей.

Кощей спал. Маша на цыпочках пошла к двери. Кощей зашевелился.

– А это – яйцо… – Маша вернулась на место и продолжала: – А в яйце, не старея, находится смерть хулигана Кощея. Который (мерзавец, нахал и подлец!) запрятал куда-то меч-кладенец. Который решительно и не жалея может убить трёхголового змея, который, летая везде, без конца, желает убить молодца-удальца, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей.


Кощей крепко спал. Тут бы Маше и надо было бежать. За пределами Кощеева царства его проклятия не действовали, и она бы никогда не превратилась в камень, но всё получилось иначе. Маше очень захотелось закончить только что придуманную сказку. И она мстительно продолжала:

– А это – проказница мышка-норушка. Она появилась из старой кадушки. Махнула хвостом – сразу всё изменилось! Яичко с Кощеевой смертью разбилось! И тут же Кощею приходит конец! И вот появляется меч-кладенец, который решительно и не жалея срубает башки трёхголовому змею, который не ведал такого конца и не сожрал молодца-удальца, который с улыбкой своей светлолицей похитил перо у раззявы Жар-птицы, поэтому та проморгала девицу, которая вышла из тёмной темницы… – Увлёкшись и забыв об осторожности, Маша радостно закричала: – А тут появился Мокей-удалец! Они поженились – и сказке конец.

Кощей вскочил с сундука и с испугом воскликнул:

Маша побежала к открытой решётке. Кощей одним прыжком преградил ей дорогу.

– Перехитрить вздумала? Не выйдет! До захода солнца совсем немного осталось. Посиди, подумай!

С этими словами он вышел из темницы и закрыл решётку на замок.

Глава шестая. Подземный ход

В колодце было темно, холодно. Мокей пришёл в себя и огляделся. Сверху еле пробивался свет, но до дна не доставал: очень уж колодец был глубокий. Сначала Мокей попытался вылезти из колодца, цепляясь за стены, но все его усилия были напрасны. Руки скользили по мокрому мху. Стены были гладкие и скользкие, зацепиться было не за что: ни выступа, ни трещины. Мокей посветил себе зажигалкой и ужаснулся. Под ногами у него был не хворост. Это была груда человеческих костей. «Сколько же здесь полегло, – с тоской подумал он. – Надо отсюда выбираться!» Мокей стал отчаянно карабкаться вверх, но опять ничего не получалось. Тогда он стал звать на помощь. Крик его, усиленный эхом, вырвался из колодца, как из трубы, и разнёсся над лесом. Кое-кто услышал этот крик, но об этом – позже. Мокей совсем сник. Он перебирал в памяти весь сегодняшний день. Сначала его лишили увольнения… Потом он попал в сказку и встретился с Бабой-Ягой, потом сестрица этой Бабы-Яги зачем-то стала его дурачить в образе Маши… И тут он вспомнил: если он до захода солнца не освободит Машу, то она превратится в камень!

«Зачем эта старуха бросила меня сюда? – в ярости думал Мокей. – И вообще кто она такая?» Он опять посветил зажигалкой, пытаясь найти хоть что-нибудь, что помогло бы ему выбраться отсюда. Вдруг он заметил, что огонёк колеблется и отклоняется в сторону. Мокей стал водить зажигалкой по стенам колодца, чтобы определить, откуда дует ветерок. Он сообразил: где дует, там должен быть выход. Неожиданно Мокей увидел огромный камень; когда он поднёс к нему зажигалку, огонёк затрепетал и потух. Дуло из-под этого камня.

«За этим камнем есть выход!» – с бьющимся сердцем подумал Мокей. Он попытался его сдвинуть, но камень даже не шелохнулся. Мокей обессиленно привалился к камню. Его трясло – от безнадёжности происходящего или от холода? Почему-то вспомнились слова старшины Кащеева: «Не забывай царицу наук – строевую подготовку. От неё мысли яснеют!»

«Сейчас согреюсь, а там и мысли, может, прояснятся».

– Смирно! – скомандовал сам себе солдат. – Не падать духом! На месте – шагом марш! Песню запе-вай!

И Мокей с песней стал маршировать на месте. Плечи его распрямились, глаза загорелись. Песня гремела в колодце, вырываясь наружу и разносясь над лесом. И опять кое-кто услышал Мокея, но об этом – дальше.

– Выше голову! – командовал себе солдат. – Левой! Левой! Левой!

Сам того не подозревая, он снимал заклятие с камня, потому что стоял к нему лицом и топал левой ногой:

– Раз, два, левой, левой, левой!

Как только левая нога топнула в сороковой раз, произошло чудо: камень медленно и со скрипом отодвинулся. Открылся подземный ход! Стены его слабо светились голубоватым светом. Это сияние излучали тысячи светлячков, сидевших на стенах.


«Выход!» – обрадовался Мокей.

Мокей не долго думая побежал по подземному ходу.


Глава седьмая. Солдатская смекалка

Солдаты, которых майор Чумаков послал на поиски Мокея, рассредоточились и прочёсывали лес. Это они услышали призыв о помощи и побежали на крик. Через некоторое время они в нерешительности остановились. Куда бежать? Но тут опять услышали голос. Мокей пел их строевую песню. Солдаты снова побежали на голос и оказались у заброшенного колодца. Песня пропала. У колодца лежал автомат и вещмешок.


– Всё ясно! – сказал усатый сержант. – С Мокеем случилась беда. Не мог он так просто оставить вещмешок с едой и оружие.

– Может, его похитили? – спросил высокий рыжий солдат.

– Это вряд ли. Тогда бы и оружие забрали и тем более продовольствие.

– А может быть, он решил из армии сбежать? – не унимался рыжий.

– Да ты что? Не такой Мокей солдат! К тому же зачем бы ему тогда звать на помощь и песни распевать?! – сказал усатый сержант и заглянул в колодец.

За ним заглянули и все солдаты.

– А может, он в этот колодец прыгнул? – задумчиво произнёс сержант.

– Может, он противника преследует!

– Воображаемого? – спросил рыжий.

– Нет, настоящего, – серьёзно ответил сержант, – надо туда спуститься и посмотреть. Есть верёвка?

Солдаты помотали головами. Веревки ни у кого не было. Сержант задумался на секунду и тут же принял единственно правильное решение.

– Всем снять штаны! – приказал он.

Приказ был несколько странный. Но всё же это был приказ, и все солдаты сняли штаны, оставшись в длинных синих трусах. И только рыжий солдат заинтересовался:

– Мы их свяжем и по ним спустимся в колодец, – объяснил сержант.

Из солдатских штанов получилась довольно длинная верёвка.

Сержант сбросил один конец в колодец, а другой привязал к дереву.

– Спускайся! – приказал он рыжему солдату.

– А почему я? Я что, рыжий, что ли?

– А что, нет? – резонно просил сержант. Ответить было нечего, и солдат стал спускаться.


Через некоторое время из колодца донеслось:

– Ребята! Давай сюда! Тут подземный ход!

– Вперёд! – крикнул сержант, и солдаты один за другим скатились по верёвке в колодец.

Глава восьмая. Что будет?

Кощей метался по своему тронному залу. По сказочным законам он должен был радоваться, что победит не добро, а зло и Маша превратится в камень, но с другой стороны – не было ещё такой сказки, чтобы он победил. Кощею не хотелось нарушать эту традицию. Он должен сразиться в жестоком бою и погибнуть. Ведь в каждой новой сказке он появлялся снова и как ни в чём не бывало принимался за свои козни.

«Какая-то нелепая сказка получилась… Хоть бы кто-нибудь вмешался. А может, сделать что-нибудь новенькое? – размышлял Кощей. – Может, мне самому взять яйцо, в коем смерть моя скрыта, вытащить из него иглу да и сломать?»

Тут он услышал громкий стук в ворота. «Неужели Мокей?» Кощей со всех ног кинулся открывать.

На пороге стояла Лихо и улыбалась во всё своё безодноглазое лицо.


– Привет, Коша! Я тебе подарочек принесла. – Она развернула тряпку и вытащила меч-самосек.

– Ты мне посмотреть дозволишь, а я тебе меч верну, – заискивающе улыбнулась Лихо.

– На что посмотреть? – не понял Кощей.

– Как Маша окаменеет!

– Иди лучше отсюда! – злобно сказал Кощей. – Это тебе не парк аттракционов.

В тронном зале темнело. До захода солнца оставалось минут шесть.

Лихо Одноглазое протянула Кощею меч:

– На, забирай, сквалыга!

– А если я тебя этим мечом да по башке? – сурово сказал Кощей.

– Тогда уж совсем дурацкая сказка получится. Маша окаменела, Кощей Лихо прибил, Мокей в колодце сгнил.

– В каком колодце? – насторожился Кощей.

– «В каком, в каком». Много будешь знать – скоро состаришься, – сказала Лихо с недобрым смешком.


Глава девятая. Шесть минут


У себя в избушке Бабушка-Забавушка сидела перед компьютером, уставившись в монитор, и не знала, что ей дальше писать…

А Маша сидела на сундуке и плакала. Вдруг сундук под ней зашевелился. Маша вскочила и забилась в угол. Сундук со скрежетом отодвинулся, и обнаружилось большое круглое отверстие. Оттуда показались две руки, они оперлись на края, и прямо из-под земли стало вылезать какое-то существо, чёрное и всё в паутине. Маша в ужасе закричала и зажмурилась.

Понемногу она пришла в себя и открыла глаза. Существо, которое вылезло из-под сундука, стояло перед ней на коленях и обнимало её чёрными руками. Маша стала вырываться.

– Маша, это ведь я! – крикнуло существо голосом Мокея.

Да, это был Мокей! Весь в паутине, весь в земле. Узнать его было действительно трудно.

– Это я, Маша! – повторил Мокей.

Маша бросилась к нему, прижалась к его чумазой щеке.

– Бежим скорее, солнце заходит!

– Нет, Мокей, не выбраться нам отсюда.

– Есть подземный ход! Надо успеть до заката добраться до колодца, там Кощеевы заклятия не действуют.

– Мокей, – прошептала Маша, – что-то у меня ноги тяжёлыми стали.

– Я тебя на руках понесу! – крикнул Мокей и попытался подхватить свою невесту на руки. Но тут с ужасом почувствовал, что сделать этого не может. Маша с каждой секундой становилась всё тяжелее и тяжелее.

– Победил нас Кощей! – еле выговорила она. – Видно, стоять мне здесь камнем, пока смерть его не придёт, а она не придёт никогда, потому что он вечен…

Мокей прижал её к себе, но внезапно понял, что обнимает камень.


– МА-А-А-ША-А-А. – Мокей кричал, не веря в то, что произошло.

Вдруг раздался лязг открывающегося замка и на пороге появился Кощей. У него из-за спины выглядывала Лихо.

– Ну вот и кончилась сказочка, – уныло сказал Кощей. – А как хорошо было раньше?!

– Бывало, заточишь ты девицу в темницу, – поддакнула Лихо, – а тут её добрый молодец выручать спешит. Теперь же ни красной девицы, ни добра молодца.

Мокей рванулся к вошедшим:

– Ребята, помогите. Невеста моя окаменела! Надо что-то делать!

– Так его невеста окаменела? – с притворным удивлением спросила Лихо. – И что же можно сделать?

– Я – Кощей Бессмертный!

Мокей понял, кто перед ним стоит.

– А я солдат российский Мокей Бедных. Сейчас я тебя убивать буду!

И Мокей стремительно бросился на Кощея. Но тот выхватил меч и замахнулся.

– Теперь я в этой сказке поставлю последнюю точку! – крикнул Кощей.

Но в это время из дыры в полу стали один за одним вылезать солдаты. Они светились от светлячков, которые облепляли их тела. Кощею стало жутко. Такого даже он никогда не видел. Солдаты стремительно атаковали, и Кощей стал пятиться к двери. Тут у него из-за спины выпрыгнула Лихо Одноглазое и заорала:

– Кощей, руби их! Секи! Кроши! У тебя же меч-самосек! Приканчивай сказку!

Чудовищный гром и скрежет потряс стены замка – это смеялся Кощей. Солдаты от неожиданности остановились. Мокей закрыл собою окаменевшую Машу…

Бабушка-Забавушка горько вздохнула и опять поставила было на компьютере точку. К ней подошёл дед и спросил:

– Ну что? Всё?

– Нет, не всё! – упрямо сказала она и исправила точку на запятую.

Кощей смеялся так, что дрожали стены.

– Прощайте, солдатики! – крикнул он.

В это время раздался свист ветра и в темницу влетели три Бабы-Яги.

Средняя тут же оценила обстановку и крикнула:

– Солдатик, держи яйцо!

Она швырнула яйцо со смертью Кощея прямо Мокею в руки.

Мокей с силой ударил яйцо о каменную стену. Яйцо раскололось, и на землю упала золотая игла.

– Не трогай иглу! – истошно завопил Кощей.

Но Мокей поднял иглу над головой. Кощей задрожал и уронил меч, Лихо в ужасе бросилась вон, Бабы-Яги радостно закричали: «Ура!», солдаты вообще не понимали, что происходит.

Мокей сломал иглу. Стены замка затряслись, раздался страшный грохот, и всё померкло.

Замок исчез. Вместо него была полянка, залитая лунным светом. На полянке стояли солдаты. Рядом с ними стоял Мокей и сжимал в руках обломки золотой иглы. Бабы-Яги отряхивались от пыли. Там, где был Кощей, стоял старшина Кащеев и чихал.

Маша постепенно оживала. Лицо её засияло румянцем, глаза открылись.

– Мокеюшка! – Она пошатнулась.

– Маша! – Мокей подхватил её и крепко обнял.

У себя в избушке Бабушка-Забавушка поставила точку и сказала старику:

– Ну вот теперь – ВСЁ! Дальше пусть сами разбираются. Иди ужин готовь!

Старик пошёл чистить картошку, а она улеглась на печи.

Мокей прижимал к себе Машу, целовал её и успокаивал. Маша плакала от счастья. Солдаты с удовольствием смотрели на эту картину. Бабы-Яги смущённо отвернулись.

Непонятно откуда взявшийся старшина Кащеев скомандовал:

– Товарищ старшина, а вы как здесь оказались? – Он оглянулся. – А где тело Кощея?

Тут к нему подошла старшая Баба-Яга, положила руку ему на плечо и ласково сказала:

– Дело в том, сынок, что он и есть Кощей.

К ним подошла младшая:

– Давно в нашем лесу сказки не случалось, вот он от безделья и пошёл в старшины…

– Да и не он один, – добавила средняя. – Майора Чумакова знаете?

– А как же? – закричали солдаты.

– Так это же наш, сказочный. Это же Анчутка.

– Ну, чудеса! – изумился Мокей.

– Вот именно что чудеса! – подтвердила старшая Баба-Яга. – Без чудес не прожить ни вам, ни тем более нам. Много у вас сказочного народа служит. А коль сказка в нашем лесу ожила, они все назад вернутся…

Рука бабы яги из колодца

Украинские пограничники поймали афганского подростка, ехавшего под грузовиком

Украинские пограничники поймали афганского подростка, ехавшего под грузовиком

Продолжения фильмов и кинофраншиз, в которых на роль главного героя выбрали новых актеров

Продолжения фильмов и кинофраншиз, в которых на роль главного героя выбрали новых актеров

Самые дикие виды транспорта в истории

Самые дикие виды транспорта в истории

Как Николас Кейдж охотился за Граалем и почему стал сниматься в плохих фильмах

Пользователи делятся фото начала 2000-х, за которые им сейчас стыдно

Пользователи делятся фото начала 2000-х, за которые им сейчас стыдно

Как носорог с машинками решил поиграть

Как носорог с машинками решил поиграть

Трагедия и одиночество актрисы Натальи Фатеевой (24 фото)

Трагедия и одиночество актрисы Натальи Фатеевой (24 фото)

Дань подвигу: в Москве открыт памятник врачам, побеждающим коронавирус

Дань подвигу: в Москве открыт памятник врачам, побеждающим коронавирус

В Дрездене полицейский автомобиль не смог преодолеть трамвайные пути

В Дрездене полицейский автомобиль не смог преодолеть трамвайные пути

Чем отличаются девочки от женщин

Чем отличаются девочки от женщин

Швейцарцы заворачивают ледники в "одеяла", чтобы они не таяли

Швейцарцы заворачивают ледники в "одеяла", чтобы они не таяли

Красавица, несчастная в любви: личные драмы Натальи Варлей (8 фото + 1 видео)

Красавица, несчастная в любви: личные драмы Натальи Варлей (8 фото + 1 видео)

Простаивающие тайские такси становятся зелеными мини-огородами

Простаивающие тайские такси становятся зелеными мини-огородами

Нетрезвый судья устроил шоу на турнире по детскому хоккею

Нетрезвый судья устроил шоу на турнире по детскому хоккею

Гертруда Шиллинг - королева шляпок

Гертруда Шиллинг - королева шляпок

Удивительные снимки уличной жизни Нью-Йорка в 1930-х - 1940-х годах

Удивительные снимки уличной жизни Нью-Йорка в 1930-х - 1940-х годах

«Ты ездишь на шушлайке, мальчик»: очередная пьяная пассажирка устроила скандал в такси

«Ты ездишь на шушлайке, мальчик»: очередная пьяная пассажирка устроила скандал в такси

Международная федерация гимнастики назвала сальто именем спортсмена Никиты Нагорного

Международная федерация гимнастики назвала сальто именем спортсмена Никиты Нагорного

Правительством утверждён производственный календарь на 2022 год

Правительством утверждён производственный календарь на 2022 год

Простые, но гениальные лайфхаки, которые действительно работают

Простые, но гениальные лайфхаки, которые действительно работают

Бунтарка Лурдес Леон — дочь королевы поп-музыки Мадонны

Бунтарка Лурдес Леон — дочь королевы поп-музыки Мадонны

Почему Николас Кейдж снимается в плохих фильмах

Почему Николас Кейдж снимается в плохих фильмах

Такому кораблю океан маловат!

Такому кораблю океан маловат!

Как выглядела Шотландия 20 000 лет назад

Как выглядела Шотландия 20 000 лет назад

Как выглядели первые вертикальные парковки, 1920-1960 годы

Как выглядели первые вертикальные парковки, 1920-1960 годы

Автоинспектор на ходу запрыгнул на мотоцикл пьяного лихача

Автоинспектор на ходу запрыгнул на мотоцикл пьяного лихача

Кинематографическая и киберпанковская городская фотография от Фелипе ОА

Кинематографическая и киберпанковская городская фотография от Фелипе ОА

20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом

20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом

Дрон перепутал тюрьму и школу и сбросил пакет с наркотиками не туда

Дрон перепутал тюрьму и школу и сбросил пакет с наркотиками не туда

Фотографии модных людей, сделанные на улицах Москвы

Фотографии модных людей, сделанные на улицах Москвы

15 поразительных вещей, которые не встретишь каждый день

15 поразительных вещей, которые не встретишь каждый день

30 вещей, создатели которых не задумались о том, что кому-то придется их чистить

30 вещей, создатели которых не задумались о том, что кому-то придется их чистить

Техника подвела: самые впечатляющие катастрофы современности

Техника подвела: самые впечатляющие катастрофы современности

Скоро во всех смартфонах мира: эмодзи "беременный мужчина" уже на подходе

Скоро во всех смартфонах мира: эмодзи "беременный мужчина" уже на подходе

12 кадров, на которых разыгрывается нешуточная драма

12 кадров, на которых разыгрывается нешуточная драма

Дельфин по имени Питер, убивший себя из-за разбитого сердца

Дельфин по имени Питер, убивший себя из-за разбитого сердца

Авария недели. Пять автомобилей столкнулись в тоннеле

Авария недели. Пять автомобилей столкнулись в тоннеле

Мода на кринолины убила тысячи женщин

Мода на кринолины убила тысячи женщин

Лошади, верблюды, еноты и другой зоопарк первого дня голосования в одном флаконе

Лошади, верблюды, еноты и другой зоопарк первого дня голосования в одном флаконе

Когда все фиолетово: откуда пошло это выражение

Когда все фиолетово: откуда пошло это выражение

Победители конкурса астрофотографии "Astronomy Photographer of the Year 2021"

Победители конкурса астрофотографии "Astronomy Photographer of the Year 2021"

Рука бабы яги из колодца

Светлана Шторм

И ступа в данном случае – достаточно серьезный аргумент, поскольку ведь она была атрибутом богини Макоши. Кроме того, во многих сказках Баба Яга выступает пряхой или ткачихой – а эти профессии были характерны для богинь судьбы. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта – символизировавшего мужское, – то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее: «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает»; «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать».

В древние времена духи стихий также связывались со ступой и пестом. В частности, грозовые облака уподоблялись ступе, а молнии – песту, ударявшему по ней. Кстати, на Руси и Бабу Ягу считали причастной к грозовым явлениям, – уж не была ли она предшественницей громовника Перуна в женской ипостаси?

Наконец, жуткие гастрономические предпочтения старушки, якобы похищавшей, жарившей в печке и поедавшей детей, тоже содержат в себе отголоски древнего обряда «перепекания» ребенка в лечебных целях, а это свидетельствует о принадлежности Бабы Яги к народной медицине. И бабой допрежь страшилок русичи именовали старшую в роду женщину, а также знахарку, лекарку, повитуху. Было даже слово «бабничать», означавшее «принимать роды, лечить, ворожить».

Нравится Показать список оценивших

Светлана Шторм

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно магильные избушки.
Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.
Внутри находилась деревянная кукла иттарма – вместилище души предка – в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Только ли чудом можно объяснить подобное?
Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры – те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Нравится Показать список оценивших

Светлана Шторм

лежачее толстое дерево, бревно или немалый и толстый отрубок, срубленое голомя, лежачее дерево в лесу. Пень да колода. болван разного вида,
Лежит колода поперек дороги; в колоде 12 гнезд, в гнезде, по 4 яичка, в яичке по семи зародышков, что выйдет? год.

Выражению «дуба дать» мы обязаны именно этому обычаю, который сохранился до той поры, пока Петр I не издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Но за шесть веков существования колод-ступ за Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде. И это не могло не способствовать трансформации образа лесной хозяйки в отрицательную сторону. Вот так.
Убеждалась не раз, что многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия – страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой – там.

Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже – сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее – связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси – золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности – не человек, а дух.

Если стопа- это нога – то в пятке- пяточная кость- душа человека.
А если в ступе то где? Может это маленькая ступка? Т.е. когда ступку наряжают человеком?
Пятка управляет стопой от нее идет ахиллесово сухожилие- слабое место.

Рука бабы яги из колодца

Наталья Лобанова


Наталья Лобанова

Описание бабы-яги:
Нос крючком,глаза большие словно угольки горят,фу сердитая какая дыбом волосы стоят . ))))))))

Нравится Показать список оценивших

Марина Ларионова


Марина Ларионова ответила Наталье

Баба Яга - злобная горбатая старуха или молодая красавица?

С самых малых лет каждый человек, живущий в нашей стране слышал о старушке, что живет в избушке на курьих ножках, летает в ступе и заметает следы метлой. Наиболее часто в воображении детей формируют образ страшной и озлобленной горбатой старухи с костяной ногой. Она является хранительницей тайных знаний и могущественных артефактов. Наделена могущественными сверхъестественными способностями и любит полакомиться детьми и добрыми молодцами. Но такой зловещий образ ужасной колдуньи не столь однозначен. Ведь к ней нередко обращаются за помощью многие герои русских народных сказок. В разных частях нашей страны она известна под именами: Ягиха, Ягишна, Яговивна. Однако большинству знакома, как Баба Яга.

У исследователей русского фольклора нет однозначного мнения по поводу Бабы Яги. Существует много различных версий о том, кто она такая, почему ее так зовут и как попала в русские сказки? По одной из них, Баба Яга - это, своего рода, проводник между миром живых и царством мёртвых. И живёт она в тридевятом царстве, как раз на границе двух миров.

Баба Яга - старая ведьма. Баба Яга - старая ведьма.

Баба Яга красивая и молодая девица?

Популярна версия, что Баба Яга - это дочь Вия и жена Велеса. В ней она предстает совсем не старухой с горбом, а молодой красавицей, обладающей способностью перемещаться между двумя мирами: живых и мертвых. Она понимала язык всех порождений тьмы. И считалась могущественной воительницей, которая способна противостоять целому войску в одиночку. Жениться на ней мог только тот, кто способен одержать над ней верх в честном поединке. Им оказался славянский бог Велес. Но как же такая Красная девица обратилась в ужасную старуху, нагоняющую страх на всех живых? Некоторые объясняют это проклятьем, которое было на нее наложено светлыми силами за свершение какого-то поступка. Какого? Предположений нет. И с тех пор она питается душами умерших, пытаясь вернуть былую красоту.

Или красавица. Или красавица.

Баба Яга охраняет мир мертвых?

В следующей версии Баба Яга вновь предстаёт как проводник между двумя мирами. А избушка на курьих ножках - это непосредственный вход в подземное царство. И именно поэтому, в нее невозможно войти, когда она повернута к лесу передом. Фактически, в этой теории Баба Яга - это оживший мертвец, ведь её избушка на курьих ножках - это славянские курны, то есть "избы смерти", в которые помещался прах умерших. Данные избы помещались на столбы и окуривались дымом. Отсюда и название курны и избушка на "курьих ножках". Кроме того у славян был обычай хоронить умерших в домовинах. Это деревянный гроб, он устанавливался на двух высоких пнях, которые напоминали куриные ноги. Кроме того, Баба Яга лохматая. Косы же славяне расплетали только умершим женщинам. Безусловно, народ боялся мертвецов, и ими нередко пугали детей, как и Бабой Ягой в частности. Однако кроме страха, славяне испытывали к ним еще и уважение. Часто обращались за той или иной помощью. Как и герои русских народных сказок. Так она помогла одолеть и Змея Горыныча и Кощея Бессмертного.

А может бескорыстная помощница? А может бескорыстная помощница?

Баба Яга лечит людей и помогает им?

По другой версии, образ Бабы Яги тесно связан с ведуньями и знахарками, которые лечили людей. Здесь просматривается прямая связь имени старухи со словом Яза, что в прошлом означало болезнь и хворь. Отсюда и популярное поверье, что Баба Яга может замаскироваться среди жителей любой деревни. Как и все, она может ухаживать за скотом, заниматься воспитанием детей, готовить еду и собрать урожай. А вот её любовь к зажариванию молодцев в печке, приписывают к древнему русскому обычаю, который назывался обрядом припекания. С его помощью, люди пытались излечить детский рахит. Ребенка обволакивали тестом, клали на большую и широкую деревянную лопату. Затем трижды всовывали в горячую печь. После чего тесто разворачивали и отдавали на корм собакам. Тем самым прогревали организм ребенка. Тесто впитывало болезнь в себя и её съедали животные. Однако в сказках сей обычай приобрел негативный окрас.

Или знахарка? Или знахарка?

Кто же она такая?

В целом, собирательный образ Бабы Яги сейчас отрицательный. Её используют в современном творчестве как главного антагониста историй. И изображают отвратительной злобной и опасной старухой. Однако, всё, что касается мифологии и народного фольклора, зачастую оказывается далеко неоднозначным, в особенности это можно сказать про русские и славянские сказки и легенды. Есть мнение, что все ненормальные и асоциальные действия персонажей славянских сказок и легенд активно приписывались им во времена христианизации Руси, чтобы искоренить язычество полностью и безвозвратно.

Читайте также: