Поднятие горловин колодцев при ремонте дорог

Обновлено: 16.07.2024

Кто должен поднять канализационный колодец, после ремонта дороги?

Кто должен поднять канализационный колодец, после ремонта дороги? Кто врезан (именно в этот колодец 2 собственника, линия общая на всю улицу) или же водоканал, или подрядчик который ремонтировал дороги?

Ответы на вопрос:

При выполнении комплексных работ по ремонту дорожного полотна ответственность за люки лежит на подрядной организации.

Вам помог ответ? Да Нет

Собственники - частные лица не смогут поднять колодец, поскольку не имеют возможности на проведение такого вида работ. Ни технических, ни правовых. Обратитесь в водоканал.

Вам помог ответ? Да Нет

Данные работы это прямая обязанность подрядчика, выполнявшего ремонт автодороги.

Вам помог ответ? Да Нет Консультация по Вашему вопросу 8 800 505-91-11 звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России Вопрос №18615309

Да не люки! А поднять колодец канализации. Все что прям на дороге они подняли, а то что осталось в клумбах у соседей, хотя все бордюром обложенно и везде асфальт ложится новый, они оставили как есть. Куда обратиться?

Похожие вопросы

Вопрос №17118070

Канализационный колодец находится в пределах границ балансовой принадлежности бюджетного учреждения, но права на собственность у него нет. Кто должен им заниматься (откачивание воды, ремонт и ТД.)?

Вопрос №18146367

Кто должен выравнивать люки колодцев на проезжей части дороги при перекладке асфальтового покрытия, колодец принадлежит частнику?

Вопрос №18568835

Соседи построили канализационный колодец посередине общей дороги. Он очень высокий, проехать на пустом автомобиле (Рио, Нексия) не задев дном или порогом невозможно. С каждым годом колодец поднимают все выше и выше (разбивается из-за того, что проезжают по крышке). Подсыпать отказываются. Как можно решить проблему?

Вопрос №13532073

Я проживаю в частном доме. Дому уже более 50 лет. Около 15 лет назад мы завели воду в дом. Примерно лет 7 назад установили счетчик водоснабжения в доме. В настоящее время в доме никто не проживает с 2013 года. Когда я приехала проверить дом, я узнала, что водоканал заставляет копать колодец за пределами моего участка и устанавливать счетчик на улице. Возможности выкопать и обложить самостоятельно колодец, а также траншею у меня нет. Причем не физической. Не финансовой. Снимать показания счетчика установленного дома они отказываются. Заставляю заключить договор и выкопать колодец. Ссылаются на ст. 20 п. 5 Федерального закона №4165-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Скажите пожалуйста правомерны ли их действия? И если нет, то на какую норму действующего законодательства мне ссылаться?

Вопрос №16278088

Кто отвечает за люки на проезжей части в частном сектора, водоканал или дорожники.

Вопрос №15846790

Федеральная антимонопольная служба предписала в месячный срок отозвать уведомления, понуждающие жителей города Шахты устанавливать водомеры в колодцах посреди улицы, и опломбировать приборы учета, установленные в жилых домах.

С требованием ООО 'Водоканал' к владельцам частных домов устанавливать водомеры исключительно в колодцах на границе раздела в уличной сети шахтинцы борются уже не первый год. Эту проблему пытался решить мэр города Шахты, предлагая домовладельцам официально писать заявления о передаче городу трубы от уличной врезки до дома. Эту проблему пыталась решить городская прокуратура, обратившись в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Но все было тщетно. Руководство ООО 'Водоканал' стояло на своем и, ссылаясь на требования пункта 7 Постановления РФ от 23.05.2006 года N 307, отказывало всем владельцам частных домов в опломбировке водомеров, если водомеры эти установлены не в колодце на врезке. Единственной возможностью защитить установленный 'не там' водомер было личное обращение в суд заинтересованного домовладельца.

Именно так, через суд, защищались от понуждений ООО 'Водоканал' оборудовать смотровые колодцы на границе присоединения к городским водопроводным сетям и установить водомеры для своих домов в этих колодцах двое жителей улицы Дачной: Л.М.Иванова и В.В. Земляков. Шахтинский городской суд решил дело в их пользу, решение вступило в законную силу. Но заявители на этом не успокоились, а обратились в Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы России. Приказом N 597 от 1 октября 2009 года Ростовское ФАС возбудило дело N 863 по признакам нарушения ООО 'Водоканал' статьи 10 Федерального закона от 26..07.2006 года 'О защите конкуренции'.

Комиссия ФАС по Ростовской области под председательством заместителя руководителя управления Е.Г.Молчанова 13 июля этого года рассмотрела представленные документы и пояснения сторон. И не согласилась с тем, как ООО 'Водоканал' трактует положения Правил N 307, констатировала, что из абзаца 2 пункта 7 Правил 307 следует, что владелец жилого дома должен устанавливать прибор учета не на границе водопровода, эксплуатируемого ООО 'Водоканал', а на границе своих собственных сетей.

Приказом ФАС по Ростовской области N70/61 от 2.12. 2009 года ООО 'Водоканал' включено в Реестр хозяйствующих субъектов, как доминирующее в области оказания услуг водоснабжения и водоотведения в городе Шахты. Как монополист на указанном рынке (с долей более 50 процентов) ООО 'Водоканал' попадает под статью 10 ФЗ 'О защите конкуренции', устанавливающую запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

'В соответствии в пунктом 7 Правил N 307, собственники жилых домов заключают договор о приобретении холодной воды непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, - говорится в решении ФАС по Ростовской области N 863 от 13.06.2010 года. - В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов.

Таким образом, пункт 7 Правил N 307 определяет возможность установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства, а на границе балансовой принадлежности сетей абонента.

Таким образом, счетчик холодной воды не может быть установлен в уличном люке, где отсутствует освещение и невозможно обеспечить температуру не ниже 5 градусов.

Также, в соответствии с подпунктом 'г' пункта 52 Правил N 307, абонент обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Из данного положения следует, что индивидуальный прибор учета может быть установлен только в жилом помещении. Следовательно, с учетом указанных нормативно-правовых актов, требования ООО 'Водоканал' об установке приборов учета в колодце за пределами внешних границ жилого помещения незаконны.

Вышеуказанный вывод подтверждается вступившим в законную силу решением Шахтинского городского суда от 14 апреля 2010 года.

Таким образом, действия ООО 'Водоканал', выразившиеся в понуждении жителей города Шахты Ростовской области обустраивать колодцы и устанавливать в них приборы учета холодного водоснабжения на границе сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства, нарушают часть 1 статьи 10 ФЗ 'О защите конкуренции', в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц'.

ФАС России по Ростовской области выдало ООО 'Водоканал' следующее ПРЕДПИСАНИЕ N 308

ООО 'Водоканал' прекратить нарушение части 1 ст. 10 ФЗ 'О защите конкуренции', выразившееся в понуждении жителей города Шахты Ростовской области обустраивать колодцы и устанавливать в них приборы учета холодного водоснабжения на границе сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Во исполнение пункта 1 настоящего предписания ООО 'Водоканал' в месячный срок с момента получения настоящего предписания, отозвать письма, уведомления о понуждении жителей города Шахты Ростовской области обустраивать колодцы и устанавливать в них приборы учета холодного водоснабжения на границе сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства (в колодцах на врезке), направленных собственникам жилых домов города Шахты Ростовской области.

В месячный срок опломбировать приборы учета холодного водоснабжения жителей города Шахты Ростовской области, установленные в жилых домах, обратившихся с заявлением на опломбировку приборов учета холодного водоснабжения в ООО 'Водоканал'.

О выполнении настоящего предписания ООО 'Водоканал' сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в 5-дневный срок с момента исполнения п.п. 2. 3 настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

За невыполнение данного предписания в указанный срок следует административная ответственность. Но ООО 'Водоканал' вправе обжаловать это предписание в арбитражном суде в трехмесячный срок.

Поднятие горловин колодцев при ремонте дорог

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог

УТВЕРЖДЕНЫ Управлением развития Генплана "22" июля 1997 г.

Инструкция по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог разработана кандидатом технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега, А.М.Балашовым (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя), кандидатом технических наук А.Н.Дмитриевым (Управление развития Генплана г.Москвы).

Инструкция составлена на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта строительства, эксплуатации и ремонта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект и ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая "Инструкция" распространяется на работы по устройству сопряжений дорожных одежд со смотровыми колодцами при новом строительстве, реконструкции и ремонте городских дорог.

Жесткость существующих конструкций колодцев значительно превышает жесткость дорожных одежд, что не позволяет обеспечить совместную их работу, в результате чего места сопряжений подвергаются многочисленным разрушениям.

Проблема решается путем уменьшения жесткости оголовка колодца, в этом случае, он становится частью дорожной одежды, вместе с которой деформируется под действием подвижных, температурных и других нагрузок, - или значительным увеличением прочности и жесткости основания и земляного полотна дороги вокруг колодца. Первый вариант наиболее эффективный и экономичный, второй - более дорогой и трудоемкий, менее эффективный, но необходимый в местах расположения кустов колодцев, где горловины колодцев расположены почти вплотную.

Наиболее предпочтительно при новом строительстве выносить подземные коммуникации за пределы проезжей части.

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции регулируемых оголовков смотровых колодцев, опирающихся на упругое основание дорожной одежды, разработаны институтами НИИМосстрой и Мосинжпроект и представлены в альбоме типовых проектов 1997 года.

2.2. Регулируемый оголовок предназначен для установки на проезжей части дорог и может быть установлен как на строящихся, так и на реконструируемых и ремонтируемых участках подземных коммуникаций. Установка регулируемого оголовка производится на стандартную горловину, имеющую внутренний диаметр 700 мм. Максимальная величина регулирования по высоте 130 мм.

2.3. Если при ремонте или реконструкции встречаются колодцы с горловиной из кирпичной кладки, то для сопряжения их с новой конструкцией оголовка необходимо разобрать верхнюю часть кладки и установить стандартное кольцо или полукольцо горловины.

2.4. Регулируемый оголовок состоит из двух изделий. Нижняя часть - опорная плита (рис.2.1), верхняя - поворотное кольцо (рис.2.2). Опорная плита диаметром 2300 мм имеет два среза, позволяющие перевозить его в автомобилях с шириной кузова 2150 мм. Внутренний диаметр опорной плиты составляет 882 мм, что несколько больше наружного диаметра железобетонных колец горловины, входящей внутрь опорного кольца. Горловина может входить внутрь опорной плиты на расстояние до 200 мм.

Рис.2.1. Опорная плита оголовка

Рис.2.2. Поворотное кольцо

2.5. Опорная плита выполнена переменной жесткости с изменением толщины от 100 мм у краев до 200 мм у гнезда под поворотное кольцо.

Гнездо под поворотное кольцо расположено в центре опорной плиты и имеет защитный буртик и клиновые опорные площадки, по которым происходит перемещение аналогичных клиновых площадок поворотного кольца при регулировании высоты оголовка.

2.6. Поворотное кольцо выполнено в виде полого усеченного конуса, в верхней части которого замоноличена обечайка чугунного люка, а нижняя часть имеет три клиновых выступа.

Все элементы регулируемого оголовка рассчитаны на нагрузки по схемам Н-30 и НК-80. На рис.2.3 показана конструкция сопряжения такого оголовка с дорожной одеждой и горловиной колодца.

Рис.2.3. Сопряжение оголовка колодца с дорожной одеждой и горловиной:

1 - регулировочное кольцо с вбетонированной обечайкой; 2 - крышка люка; 3 - опорная плита; 4 - горловина колодца; 5 - два слоя асфальтобетона; 6 - слой основания дорожной одежды (укатываемый бетон, щебень, крупнозернистый асфальтобетон и др.); 7 - песчаный подстилающий слой; 8 - грунт земляного полотна

2.7. При расположении горловин колодцев вплотную и при отсутствии возможности применить оголовок, опирающийся на основание дороги, необходимо значительное увеличение прочности и жесткости дорожной одежды и земляного полотна на глубину 2,2 метра (рис.2.4).

Рис.2.4. Усиление дорожной одежды вокруг колодца:

1 - асфальтобетонное покрытие; 2 - основание; 3 - щебень или уплотненный послойно укатываемый тощий бетон марки 100

2.8. Усиление основания выполняется из уплотняемого послойно укатываемого (тощего) бетона, щебня или цементно-песчаной смеси.

2.9. Заглубление усиленного основания должно превышать глубину промерзания на 30-50 см. Расстояние от кромки колодца до границы укрепления основания определяется углом внутреннего трения грунта земляного полотна, но не должно быть менее четырех значений упругой характеристики покрытия:

где - толщина покрытия;

, и , - модули упругости и коэффициенты Пуассона материала плиты и упругого основания.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, БЕТОННОЙ СМЕСИ И БЕТОНУ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОГОЛОВКОВ

3.2. Для приготовления бетонной смеси применяются природные, кварцевые и полевошпатовые пески или с добавками. В качестве добавок могут применяться искусственные пески, получаемые дроблением прочных морозостойких пород.

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 8736-93. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Щебень для приготовления бетонной смеси следует применять из горных пород по ГОСТ 8267-82* с размером зерен не более 20 мм. Содержание глинистых, илистых и пылевидных частиц не должно превышать 1% по массе. Марка щебня по прочности должна быть Др 14-16 120-140 МПА).

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 8267-93. - Примечание изготовителя базы данных.

Поднятие горловин колодцев при ремонте дорог

ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОЧНОСТИ И МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
НА ПУЧИНИСТЫХ УЧАСТКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

РАЗРАБОТАНЫ ОАО Гипродорнии, ГП Росдорнии

Типовые решения по восстановлению несущей способности земляного полотна и обеспечению прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистых участках автомобильных дорог разработаны в соответствии с заданием Федеральной автомобильно-дорожной службы России (в настоящем Российское дорожное агентство).

Настоящие типовые решения предназначены для использования при ремонте или реконструкции пучинистых участков автомобильных дорог с одеждами нежесткого типа в районах сезонного промерзания грунтов на территории Российской Федерации. Типовые решения разработаны с учетом действующих нормативных документов, методических указаний и рекомендаций. В настоящей работе использованы типовые строительные конструкции ранее разработанных типовых проектов. В типовые решения вошли конструкции и мероприятия, проверенные временем, зарекомендовавшие себя при эксплуатации дорог и наиболее эффективные при выполнении затрат.

В данных типовых решениях в первую очередь рассматриваются вопросы снижения влажности грунтов земляного полотна как одной из основных причин пучинообразования с помощью дренажа, гидроизоляции и совершенствования конструкций. Представлены также конструкции с морозозащитными и теплоизолирующими слоями и армирующими прослойками для обеспечения морозоустойчивости дорожной одежды и усиления несущей способности земляного полотна на пучинистых участках автомобильных дорог.

Исходными данными для выбора и разработки противопучинных мероприятий являются результаты обследования пучинистых участков, методика выявления и обследования которых описана ниже.

Типовые решения разработаны Гипродорнии и Росдорнии при участии д-ра техн. наук Рувинского В.И. (Союздорнии). В разработке типовых решений принимали участие: канд. техн. наук Перков Ю.Р. и Смуров Н.М., инж. Дугин Л.В. и Березняк В.А.

В работе использованы отдельные материалы исследований канд. техн. наук Пшеничниковой Е.С. (Союздорнии).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Проектирование мероприятий по ремонту (реконструкции) пучинистых участков дороги следует начинать с установления требований по прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на таких участках. Для установления этих требований нужно иметь следующую информацию: количество пучинистых участков на 1 км дороги и их суммарную протяженность, коэффициенты прочности дорожной одежды и сроки ее усиления на здоровых (непучинистых) участках дороги. На основе этой информации назначают тип требований к пучинистому участку дороги.

К первому типу относят отдельные участки автодороги, подверженные пучинообразованию и требующие ремонта, которые расположены на дороге, находящейся в удовлетворительном состоянии. В рамках этих требований конструкция дорожной одежды на пучинистом участке должна быть равноценна по прочности и морозоустойчивости конструкции на здоровых участках дороги. В этом случае требуемый модуль упругости дорожной конструкции на пучинистом участке должен быть не менее общего модуля упругости конструкции на соседнем здоровом участке дороги. Пучение грунта в местах сопряжения со здоровым участком дороги должно быть равным значению пучения на этом здоровом участке. Пучение грунта в средней части ремонтируемого (реконструируемого) участка не должно превышать допустимого значения для принятого типа покрытия. Интенсивность изменения величины пучения грунта по длине пучинистого участка не должна превышать допустимого значения. При выполнении этих требований повышается долговечность дорожной одежды и предотвращается появление трещин в покрытии в местах сопряжения со здоровым участком дороги из-за различий в величине пучения грунтов.

В расчет следует включать значение общего модуля упругости дорожной конструкции, полученное по данным испытания на здоровых участках дороги. Ожидаемое значение пучения грунтов на этих участках определяют по номограммам, приведенным ниже.

Ко второму типу относят участки автодороги, подверженные пучинообразованию, которые расположены на дороге, находящейся в неудовлетворительном состоянии и требуется усиление дорожной одежды в ближайшее время. В этом случае требуемый модуль упругости дорожной конструкции на пучинистом участке нужно принимать равным проектному значению общего модуля упругости конструкции на здоровых участках дороги после усиления дорожной одежды. При отсутствии таких данных требуемое значение модуля упругости дорожной одежды на пучинистом участке следует принимать по табл.3.3 ВСН 46-83 "Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа".

Допустимая величина пучения грунтов на пучинистом участке должна быть равна ожидаемой величине пучения грунтов на соседнем здоровом участке дороги после усиления дорожной одежды. При отсутствии таких данных следует принимать допустимую величину пучения грунтов на пучинистом участке с учетом ожидаемой величины пучения грунтов на здоровом участке дороги до усиления дорожной одежды.

Ожидаемую величину пучения грунтов на здоровом (непучинистом) участке дороги определяют по номограммам. Независимо от результатов расчета допустимая величина пучения грунтов на пучинистом участке дороги не должна превышать: 4 см при устройстве дорожной одежды капитального типа с асфальтобетонным покрытием и 6 см при устройстве дорожной одежды облегченного типа с асфальтобетонным покрытием.

При полном переустройстве дорожной одежды с заменой переувлажненных и разуплотненных грунтов на участке ремонта (реконструкции) дороги другим грунтом толщиной не менее 2/3 глубины промерзания земляного полотна и уплотнении этого грунта до нормативной плотности уменьшается неравномерность пучения. В этом случае можно принять допустимую величину пучения грунта равную 6 см при устройстве дорожной одежды капитального типа с асфальтобетонным покрытием.

Неравномерность пучения грунта уменьшается также под влиянием нагрузки от веса вышележащих мерзлых слоев земляного полотна и дорожной одежды. За счет этого можно повысить допустимую величину пучения грунта. Значения повышающих коэффициентов () приведены в табл.5.

1.2. Для установления причин повреждения дорожной одежды на пучинистом участке необходимо провести обследование дороги (методика обследования приведена ниже) и сопоставить между собой конструкцию дорожной одежды и грунтово-гидрологические условия на пучинистом и здоровом участках дороги. При этом необходимо обратить внимание на:

- наличие подземных вод и глубину их залегания от низа дорожной одежды;

- участки с необеспеченным поверхностным стоком с определением расстояния от уреза воды до бровки земляного полотна;

- места с вогнутыми вертикальными кривыми и места уменьшения уклонов на участках с затяжными продольными уклонами, превышающими поперечные, где возможно движение воды в дренирующем слое вдоль дороги;

- наличие пучинистых грунтов и глубины их залегания от низа дорожной одежды.

На основе полученной информации следует установить источник переувлажнения грунтов или выявить другие причины повреждения дорожной одежды на пучинистом участке дороги.

1.3. В зависимости от выявленных причин повреждения дорожной одежды на пучинистом участке дороги назначают мероприятия по улучшению водно-теплового режима земляного полотна, к которым относятся:

- устройство по перехвату и отводу воды, поступающей с верховой стороны по слоям дорожной одежды из зернистых материалов, при наличии затяжных продольных уклонов и обратных уклонов (поперечные дрены);

- устройство по устранению влияния поверхностных вод на влажность грунтов рабочего слоя на участках с необеспеченным поверхностным стоком (бермы, уположенные откосы, экраны, кюветы);

- устройство по устранению влияния подземных вод на влажность грунтов рабочего слоя на участках с верховодкой и близким залеганием грунтовых вод (дренажи глубокого заложения, гидроизолирующие и капилляропрерывающие прослойки);

- устройство по уменьшению глубины промерзания земляного полотна (теплоизолирующие слои из пенопласта);

- замена пучинистых грунтов (песком, гравием и другими непучинистыми материалами).

1.4. Величина пучения грунтов на пучинистом участке дороги определяется по данным натурных обследований. Ожидаемую величину пучения с учетом расчетного срока службы дорожной одежды определяют по номограммам, представленным в настоящих типовых решениях. Методика расчета величины пучения по номограммам изложена в разделе 2.3. Для последующих расчетов при проектировании противопучинных мероприятий принимается максимальная величина пучения.

1.5. Для предварительной оценки эффективности того или иного мероприятия приведены коэффициенты снижения пучения для различных дорожно-климатических зон, типов увлажнения и видов грунтов. Значения коэффициентов снижения пучения представлены в таблицах раздела 4.

1.6. При разработке варианта дорожной одежды по условиям прочности он должен быть проверен на морозоустойчивость. Морозоустойчивость обеспечивается в том случае, когда пучение грунтов земляного полотна не превышает допустимой величины. Ожидаемую величину пучения грунтов устанавливают по номограммам в зависимости от местоположения пучинистого участка, конструкции дорожной одежды (наименование и толщина слоев), необходимой по условиям прочности, типа увлажнения рабочего слоя земляного полотна, глубины залегания расчетного уровня подземных вод от низа дорожной одежды в случае 3-го типа увлажнения, наименования грунта земляного полотна, определяемых по результатам детального обследования дороги.

При превышении величины пучения грунтов допустимого значения следует увеличить толщину покрытия или основания дорожной одежды или ввести в дорожную конструкцию дополнительный слой: морозозащитный или теплоизолирущий. Грунты и материалы, применяемые для устройства этих слоев, выбирают из перечня, приведенного в приложении 7.

1.7. Дорожная одежда на пучинистом участке должна предусматривать устройство дренирующего слоя из зернистых материалов с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут или устройство дренирующей прослойки из геотекстиля толщиной не менее 4 мм и водопроницаемостью 50 м/сут и более.

Дренирующий слой на пучинистых участках проектируют по принципу осушения. На таких участках не допускается устраивать дренирующий слой по принципу поглощения. Вода из-под дорожной одежды должна отводиться путем устройства дренирующих слоев, размещаемых на полную ширину земляного полотна, или с помощью трубчатых дрен за пределы земляного полотна. При устройстве дренирующей прослойки из геотекстильного материала нужно обеспечить выпуски полотнищ на откосы насыпи не менее чем на 0,5 м.

1.8. Проектирование дорожной одежды на пучинистом участке дороги следует проводить в следующем порядке. Нужно определить требуемое значение модуля упругости дорожной конструкции и допустимое значение пучения грунтов на пучинистом участке дороги. Кроме того, нужно установить причины повреждения дорожной одежды на основе результатов обследования дороги. После чего следует назначить мероприятия по устранению этих причин. С учетом этих мероприятий принимают расчетное значение модуля упругости грунтов рабочего слоя земляного полотна.

При проведении мероприятий по восстановлению несущей способности земляного полотна, не затрагивающих самой конструкции существующей дорожной одежды, которое возможно за счет продольного и поперечного водоотвода и защиты рабочего слоя земляного полотна от воды, проектирование мероприятий по обеспечению прочности дорожной одежды следует проводить в соответствии с ВСН 52-89 "Указания по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд". Проектирование новой дорожной одежды следует вести в соответствии с ВСН 46-83 "Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа".

Далее переходят к оценке морозоустойчивости выбранного варианта конструкции дорожной одежды. При ожидаемой величине пучения грунтов, установленной по номограмме, более допустимого значения увеличивают толщину покрытия или основания дорожной одежды или включают в конструкцию морозозащитный или теплоизолирующий слой. Толщину этого слоя вычисляют исходя из того, чтобы пучение грунтов не превышало допустимого значения.

Следует разработать несколько вариантов конструкции дорожной одежды при различных способах регулирования водно-теплового режима земляного полотна. Эти конструкции нужно сравнить между собой по стоимостным показателям, технологичности, наличию потребных дорожно-строительных материалов и требуемым срокам строительства. По результатам такого сравнения вариантов нужно выбрать наиболее подходящую для конкретных условий строительства конструкцию дорожной одежды на пучинистом участке дороги.

2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКОВ ПУЧИНООБРАЗОВАНИЯ

2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

2.1.1. Пучинами называют деформации дорожных одежд и земляного полотна, проявляющиеся зимой во взбугривании и потере ровности покрытия, а в период оттаивания при проезде автомобилей - в проломах одежды, вызванных снижением прочности переувлажненных грунтов.

2.1.2. Внешними признаками пучинистых мест в зимний период являются неравномерное поднятие участков покрытия, образование отдельных бугров или группы бугров на покрытии, развитых по площади проезжей части с различной степенью интенсивности. Значительная часть из них, как правило, имеет сетку трещин, концентрирующуюся у вершины бугров пучения, которые разрушают покрытие на отдельные куски различной величины и формы. Образование пучин может развиваться как по ширине проезжей части, так и вдоль нее. Иногда пучины в большей степени развиваются на обочинах, и их поднятие может оказаться больше чем в зоне проезжей части. В весенний период после схода снега на пучинистых участках могут появляться влажные пятна, наблюдается иногда выход вместе с водой мелких частиц дренирующего слоя или грунта земляного полотна, а также волнообразные колебания дорожной конструкции при наезде транспортных средств. Эти участки имеют, как правило, значительно пониженную прочность и интенсивно разрушаются (образование выбоин, просадок и т.д.).

2.1.3. По относительному превышению пучинистых участков (по сравнению с зоной равномерного пучения) их делят на: бугры, впадины, перепады.


Рис.1. Разновидности пучин:

а - равномерное пучение; б - бугор пучения; в - впадина; г - перепад;

1 - положение дорожной одежды после пучения; 2 - то же, до пучения; , , , - величины соответственно равномерного пучения, бугра пучения, впадин, перепада. Бугром называют вспученный локальный участок. Впадиной называют локальный участок с меньшим по сравнению с равномерным или нулевым поднятием, а границу между двумя зонами равномерного
пучения с разной высотой поднятия - перепадом.

2.1.4. Наиболее пучиноопасными являются насыпи и выемки в пылеватых грунтах. Кроме того, опасны с позиций пучинообразования по:

а) гидрологическим и гидрогеологическим признакам:

- равнинные участки с поверхностным застоем воды в придорожной полосе;

- то же, с торфо-растительной прослойкой в основании насыпи;

- то же с высоко расположенным горизонтом грунтовых вод;

б) по орографическим, грунтовым, конструктивным и технологическим признакам:

- выпуклые и вогнутые переломы продольного профиля;

- затяжные уклоны автомобильных дорог;

- места пересечения микрологов, узких складок местности;

- места примыкания съездов или других нарушений режима потока поверхностной воды по кюветам или боковым канавам;

- места водосбросов, малых искусственных сооружений;

- места выхода грунтовых и наледных вод;

- места с дефектами при строительстве: перебор в скальной выемке, неправильное взаиморасположение грунтов в насыпи и т.д.;

- места пересечения автомобильных дорог с подземными инженерными коммуникациями;

- места натечных промышленно-хозяйственных вод и стоков.

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТКОВ ПУЧИНООБРАЗОВАНИЯ И ИХ ОБСЛЕДОВАНИЕ

2.2.1. Выявление и обследование пучинистых участков на предварительной стадии проводят визуальным осмотром дороги в весенний период после того, как покрытие очистилось от снега.

Существование пучин на данном участке дороги определяют по наличию характерных деформаций (см. пп.2.1.2 и 2.1.3).

При обследовании в летний период выявление пучинистых участков возможно по наличию характерных трещин (см. п.2.1.2).

2.2.2. Работы по п.2.2.1. проводят для определения характера поражения участков дороги пучинами, степени их развития, состояния покрытия; оценивают возможные причины образования пучин (состояние водоотвода, наличие общей трещиноватости покрытия проезжей части, состояние обочин, рельеф местности и т.д.), необходимость введения неотложных мероприятий (закрытие дороги, ограничение движения и т.д.) для исключения интенсивного разрушения дорожной конструкции.

2.2.3. После выявления пучинистого участка ему присваивают номер и определяют его протяженность (от КМ+. до КМ+).

2.2.4. По данным паспорта дороги и проектным данным на обследуемом участке выясняют дополнительные данные (толщину конструктивных слоев дорожной одежды, наличие и характеристики дренирующего слоя, вид подстилающего грунта, уровень грунтовых вод и т.д.).

Способ замены опорной плиты колодца в проезжей части автомобильных дорог

Способ замены опорной плиты колодца в проезжей части автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству и непосредственно касается конструкции люка для смотровых колодцев различных подземных коммуникаций. Способ замены опорной плиты колодца в проезжей части автомобильных дорог включает демонтаж перекрытия старого колодца, установку конусной опоры, нижний диаметр которой больше диаметра выходящей на поверхность части колодца, снабженной седловиной люка. Перекрытие старого колодца фрезеруют фрезой с профилем, соответствующим профилю нижней части устанавливаемой конусной опоры. Фрезерование осуществляют на глубину, превышающую высоту опоры, при этом образуя выемку. Конусную опору устанавливают над образованной выемкой. Пространство между опорой и выемкой заполняют твердеющим материалом. Изобретение обеспечивает повышение морозоустойчивости и долговечности прилегающего к колодцу дорожного покрытия. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к дорожному строительству и непосредственно касается конструкции люка для смотровых колодцев различных подземных коммуникаций.

Известен «Способ возведения опускного колодца», SU 1516580 [1], включающий монтаж на поверхности грунта ножевой части и оболочки. Грунт разрабатывают под ножевой частью, после разработки под ножевую часть укладывают слой пластичной глины

Недостатком известного способа является его высокая трудоемкость и недостаточное сопротивление колодца ударным нагрузкам.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является «Колодец канализации и способ ремонта колодцев системы водоотведения», RU 2374398 [2], включающий демонтаж перекрытия старого колодца, установку конусной опоры, нижний диаметр которой больше диаметра выходящей на поверхность части колодца, снабженной седловиной люка.

Известное устройство [2] обладает повышенным сопротивлением ударным нагрузкам.

Недостатком известного способа является высокая трудоемкость, низкая морозоустойчивость и низкая долговечность прилегающего к люку дорожного покрытия. Высокая трудоемкость обусловлена большим количеством вынимаемого грунта при проведении работ. Высокая трудоемкость приводит к пониженной экономической эффективности. Низкая морозоустойчивость обусловлена неравномерным промерзанием конструкции относительно окружающего колодец слоев дорожного покрытия. Низкая долговечность покрытия обусловлена неравномерностью сжатия при проезде большегрузного транспорта колодца и слоев грунта и дорожной одежды, прилегающих к колодцу.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение экономической эффективности, повышение морозоустойчивости, повышение долговечности прилегающего к колодцу дорожного покрытия.

Технический результат достигается тем, что перекрытие старого колодца фрезеруют фрезой с профилем, соответствующим профилю нижней части устанавливаемой конусной опоры, на глубину, превышающую высоту конусной опоры, при этом образуя выемку, конусную опору устанавливают над выемкой, пространство между конусной опорой и выемкой заполняют твердеющим материалом.

Конусную опору можно юстировать таким образом, что верхняя плоскость обрамления люка расположена в верхней плоскости основного дорожного покрытия. Указанная операция приводит к уменьшению динамических нагрузок при проезде большегрузного транспорта.

До заливки твердеющего материала во внутренней части колодца между конусной опорой и верхней частью старого колодца можно установить надувную подушку, удаляемую после затвердевания твердеющего материала. Надувная подушка в этом случае служит временной опалубкой, легко устанавливаемой при накачивании подушки и легко удаляемой при снижении давления в подушке.

После затвердения твердеющего материала можно уложить ремонтное покрытие на прилегающее к люку пространство, верхняя плоскость покрытия совпадает с плоскостью основного дорожного покрытия. Укладка ремонтного покрытия позволит произвести плавный переход между основным покрытием и люком, что обеспечит повышение длительности эксплуатации дорожного покрытия с установленным колодцем.

Во время фрезерования перекрытия отверстие горловины колодца можно закрывать временной крышкой, расположенной ниже уровня фрезерования. Применение временной крышки позволит уменьшить или исключить попадание продуктов фрезерования в колодец.

Пример выполнения способа замены опорной плиты колодца в проезжей части автомобильных дорог изображен на:

фиг.1 (до демонтажа старой опорной плиты),

фиг.2 (подготовка посадочного места механизированным способом),

фиг.3 (установленная опорная плита в проезжей части автодороги),

1 - существующее асфальтовое покрытие;

2 - дорожная одежда;

3 - земляное полотно;

4 - горловина колодца;

5 - старая опорная плита с люком;

7 - временная крышка;

8 - твердеющий состав;

9 - новая опорная плита с люком;

10 - ремонтное асфальтовое покрытие.

Способ осуществляют следующим образом.

Фрезой 6 удаляется существующее асфальтовое покрытие 1, частично удаляется дорожная одежда 2, лежащая на земляном полотне 3. Также удаляется старая опорная плита с люком 5 до горловины колодца 4. Горловина колодца 4 может быть закрыта временной крышкой (заглушкой) 7 для предотвращения попадания обломков фрезерованных материалов в колодец. После фрезерования устанавливается любым известным способом новая опорная плита с люком 9. Между дном новой опорной плиты 9 и дном выемки, образованной фрезерованием, заливают твердеющий состав 8. После затвердевания состава для образования ровной поверхности дороги наносят ремонтное асфальтовое покрытие 10.

Повышение экономической эффективности происходит благодаря меньшему объему удаляемого материала и возможности механизации работ (фрезерованием механизированным устройством) по выемке старого покрытия с включениями бетона и металла.

Плита устанавливается в уплотненную в процессе эксплуатации часть дорожной одежды, что обеспечивает высокую морозоустойчивость и повышение долговечности прилегающего к люку дорожного покрытия. Высокая морозоустойчивость обеспечивается равномерностью промерзания опорной плиты и прилегающих слоев дорожной одежды и земляного полотна, что обеспечивает отсутствие «выпирания» люка при замораживании и оттаивании. Равномерная просадка дорожной одежды и установленной в ней опорной плиты, что особенно важно при проезде большегрузного транспорта, минимизирует механическое смещение между опорной плитой и асфальтовым покрытием, что обеспечивает повышение долговечности дорожного покрытия.

Юстировка плиты относительно поверхности дорожного покрытия дополнительно уменьшает динамические нагрузки при проезде транспорта, что дополнительно повышает долговечность дорожного покрытия

Промышленное применение. Предлагаемое изобретение может быть с успехом применено для массовой замены опорных плит в процессе дорожного строительства и реконструкции инженерных сооружений, использующих подземные колодцы.

1. Способ замены опорной плиты колодца в проезжей части автомобильных дорог, включающий демонтаж перекрытия старого колодца, установку конусной опоры, нижний диаметр которой больше диаметра выходящей на поверхность части колодца, снабженной седловиной люка, отличающийся тем, что перекрытие старого колодца фрезеруют фрезой с профилем, соответствующим профилю нижней части устанавливаемой конусной опоры, на глубину, превышающую высоту конусной опоры, при этом образуя выемку, конусную опору устанавливают над образованной выемкой, пространство между конусной опорой и выемкой заполняют твердеющим материалом.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что конусную опору юстируют таким образом, что верхняя плоскость обрамления люка расположена в верхней плоскости основного дорожного покрытия.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что до заливки твердеющего материала во внутренней части колодца, между конусной опорой и верхней частью старого колодца устанавливают надувную подушку, удаляемую после затвердевания твердеющего материала.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что после затвердения твердеющего материала производят укладку ремонтного покрытия на прилегающее к люку пространство, верхняя плоскость покрытия совпадает с плоскостью основного дорожного покрытия.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что во время фрезерования перекрытия отверстие горловины колодца ниже уровня фрезерования закрывают временной крышкой.

Подъём и опускание люков на проектную высоту

В ходе перепланировки улиц и площадей, устройстве новых и замене существующих цементобетонных покрытий аэродромов и автодорог, изменяющих высотное положение поверхности бетона, возникает необходимость в подъеме или опускании люков колодцев и усилении перекрытия.

Поднятие люка смотрового колодца подразумевает увеличение горловины этого колодца. Для этого необходимо или нарастить ее высоту или переустроить перекрытие и сам колодец. Если люк необходимо поднять на высоту не превышающую 50 см, то комплекс работ не включает в себя расширение нижней части горловины и переустройства перекрытия. В таких ситуациях с помощью нарезчика швов вокруг люка нарезают паз на всю глубину покрытия квадратного или прямоугольного очертания. Далее производят нарезку на более мелкие сегменты и дальше осуществляют разборку покрытия со всех сторон люка в пределах нарезанного контура. Можно производить разборку прилегающего к колодцу бетону с помощью гидромолотов легкой серии установленных на минипогрузчики и трактора. Люк демонтируется , поверхность очищается от остатков бетона, песка и прочего мусора . После этого горловину наращивают дополнительными железобетонными кольцами и посредством устройства кирпичной кладки до проектной отметки. Завершающим этапом является установка люка на цементный раствор или бетон в уровень с поверхностью нового покрытия. Поверхность горловины штукатурят с двух сторон, а с внутренней стороны к тому же обжимают железными обручами. На практике зачастую по периметру люка устраивается пространственный арматурный каркас и затем производится бетонирование участков демонтажа.

В случаях подъема люка , когда общая высота горловины будет превышать 50 см, необходимо выполнять комплекс ремонтных мероприятий по расширению нижней части горловины или поднятию перекрытия самого колодца. В первом случае уширения, горловину необходимо выполнить в виде кирпичной кладки в форме конуса. В противном случае разбирают перекрытие и поднимают стены колодца кирпичной кладкой или ж/б плитами. При наборе необходимой высоты на наращенные стены монтируется перекрытие с последующей установкой ж/б колец и люка. Опускание люка производится по такому же принципу как и наращивание, только после демонтажа и разборки удаляются лишние кольца либо при значительном понижении опускается само основание.

Читайте также: