Почему не справляется ливневая канализация

Обновлено: 04.07.2024

Как спасти ваш город от воды

Запомните, вода – враг города! От воды все беды: именно она разрушает тротуары и улицы, именно она является причиной грязи и плохого настроения у пешеходов. Я уже молчу про зиму, когда сосульки падают на головы, а снежные завалы лишают нас возможности нормально передвигаться по тротуарам. Поэтому задача города – воду как можно скорее увести с улиц.

В России с водоотводом сегодня огромная проблема. Старые советские системы ливневой канализации часто разрушены и засорены, они не справляются с нагрузкой. В новых районах ливнёвку вообще не делают. У нас вообще почему-то считается, что вода путь найдёт и сама куда-нибудь денется. В итоге даже после небольшого дождя города затапливает, дороги и новенькая плитка разрушаются, повсюду грязь, наледь и плохое настроение.

Почему так происходит? Дураки и экономия. С одной стороны мы имеем плохо образованного заказчика, который совершенно не думает об эксплуатации. С другой – желание побольше украсть. А на чём можно украсть, когда вы делаете новую улицу? Нельзя ведь не положить асфальт или не поставить фонари – это сразу все заметят. А вот не сделать ливневую канализацию можно. Её сразу не видно, а там разберёмся.

Сегодня я хотел бы рассказать, как проблему водоотвода решают в других странах. Может быть, кто-то из наших мэров задумается, и в России появится хоть один город, где обуздают стихию.

Поэтому к вам, как обычно, просьба: прочитал сам – отправь в администрацию! )

Итак, у нас прошёл дождь, и надо как-то отвести воду. Вне города всё понятно: там большая часть осадков впитывается и фильтруется землёй. А вот в городах, где всё залито асфальтом и бетоном, впитываться некуда. Отводить воду приходится с помощью системы стоков, и направляется вся эта вода прямиком в городскую канализацию.

И тут есть несколько проблем:

– Системы ливневой канализации не всегда справляются с нагрузкой, особенно если ливень сильный.
– Традиционные системы очень дорого строить.
– Вода с улиц вымывает грязь, песок, листья и другой мусор. Всё это быстро забивает коллекторы, и эффективность системы снижается.
– Через ливневую канализацию в реки и моря попадают и опасные вещества с улиц. Это тяжёлые металлы, капающие с машин жидкости (масло, бензин) и прочая дрянь. А фильтровать ливневые стоки очень дорого.

Годами вопрос водоотвода решали просто: строили подземные ливневые коллекторы. Там жили Черепашки-ниндзя, и всё было хорошо. Но за последний десяток лет тенденция изменилась.

Один из первых крупных примеров – Филадельфия. Изношенная канализация города не справлялась с частыми ливнями, так что город частенько превращался в огромный водоём. В 2006 году Департамент водоснабжения Филадельфии решил: хватит расширять "серую" инфраструктуру, давайте инвестировать в "зелёную"! Зачем бесконечно прокладывать, чинить и менять трубы и фильтры, если можно просто вернуть в город землю? Оказалось, что это ещё и экономически выгодно: на создание зелёной инфраструктуры уйдёт порядка 2,4 млрд долларов за 25 лет, серая же потребует гораздо больше – от 8 миллиардов.

Так родилась программа "Зелёный город, чистые воды". С 2006 года в Филадельфии законодательно установлено, что любые новые строительные объекты площадью более 1500 квадратных метров должны иметь зелёные зоны, способные поглощать до 3 см осадков. Этого вполне достаточно, чтобы к изношенной городской канализации можно было вообще не обращаться.

С тех пор город стал активно обрастать клумбами, дождевыми садами, зелёными крышами, искусственно заболоченными биотрясинами и так далее. Около 30% асфальта заменили на водопроницаемое дорожное покрытие, которое, кстати, было изобретено здесь же, в Филадельфии, Институтом Франклина аж в 1977 году. Вдоль дорог появилась сеть траншей, выложенных водопроницаемой геотканью, наполненных камнями или гравием и замаскированных сверху почвой и деревьями. Благодаря этому город кардинально преобразился, сравните правую часть фото (до) и левую (после):

За пять последующих лет Филадельфия снизила нагрузку на канализационную систему города почти на 30%. Эффект от "зелёной" инфраструктуры превзошел все ожидания, и Агентство по защите окружающей среды США (EPA) сделало её частью своей глобальной программы Storm Water Management Model (SWMM). SWMM – это компьютерная модель планирования, анализа и разработки проектов, связанных с управлением ливневыми стоками, которая используется по всему миру. С её помощью Америка помогает странам переходить на светлую зелёную сторону силы. Примеру уже последовали Австралия, Франция, Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия и так далее. Россия пока не в списке (((

На самом деле набор решений довольно простой:

Дождевые сады. Это земли внутри городского квартала, на которых высаживают травы и кустарники, приспособленные к существованию в загрязнённой среде. С помощью них можно искусственно воспроизвести природный круговорот воды: осадки впитаются в почву – естественный фильтр, который очистит их от токсичных веществ, и пополнят ресурс подземных вод.

Гренобль. Фото: green-city.su

Эти растительные боксы могут находиться как на уровне тротуара, являясь продолжением бордюра.

5 причин почему не работают ливневки. Показываю как мы утонули

Дождались весеннего солнышка и тепла. У нас в провинциальном городе в начале весны всегда коллапс. Мы так к этому привыкли, что не сильно уже возмущаемся. Вроде как это должно быть, мы же провинция. Откуда возьмутся здесь финансы для дорог, уличного освещения, озеленения и уборки города? Мы же не Москва и не Новосибирск какой-то, обойдёмся, потерпим.

О пяти причинах, почему мы утонули, напишу в конце статьи.

Всем привет! Рада приветствовать Вас на моем лайфстайл-канале. Здесь Вы найдете информацию о моей семье, детях и нашей обычной жизни. Делюсь событиями и личным опытом в разных сферах жизни.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, обсуждайте и вы не пропустите мои новые публикации.

Вернусь к весне. 😊😊 На дорогах, тротуарах, придомовых территориях весной лежит сплошное месиво из снега с талой водой.

Днём всё тает, ночью замерзает. Утром люди идут по улице просто ползком, можно сказать. Выходить из дома надо заранее, чтобы преодолеть то, что замёрзло вечером. А замёрзло месиво такое, что люди в прямом смысле слова выкручивают ноги на глубоко бугристом льду. Городской трав пункт просто задыхается от наплыва пациентов переломами, вывихами конечностей и сотрясениями голов от падения на льду.

Чем ярче солнышко и теплее погода, наступает другая напасть: мы ПОПЛЫЛИ . Поплыл весь город без исключения. А причина какая потопу, спросите какая? А такая причина, что зимой снег НЕ ВЫВОЗИТСЯ с улиц города, он просто с места на место гребётся тракторами. Создавая видимость заботы о горожанах, на центральных улицах приподняв лопаты, слегка снег сшибаю с дорог.

Вопрос: Хорошо, а весной, когда тает снег, он же уходит в ливневые канализации, скажите Вы. Ан, нет, не угадали. 😉 А нет у нас практически ливнёвок. По простой причине, что не хватает городских финансов. Когда-то были, но их ЗАКАТАЛИ В АСФАЛЬТ. Никто не знает, почему так сделали.

Тропический гидроудар: Эксперты объяснили, почему Москва не справляется с суперливнями

В понедельник изнуряющая жара в столице сменилась на ураган и мощный ливень. Город буквально поплыл: водой были затоплены дороги, станции метро, переходы и первые этажи некоторых зданий. Такая беда происходит регулярно, однако решения пока нет. Как выяснил Лайф, система ливневых стоков, разработанная ещё в 60-х годах под нужды и погоду того времени, технически устарела и просто не тянет нынешнюю нагрузку. Усугубляют ситуацию и нарушения при строительстве дорог, превращающие их в своеобразные каналы для воды.

28 июня, 14:40

<p><em style="font-style: italic;">Последствия ливня в Москве 28 июня 2021 года. </em>Фото © Агентство "Москва" / Денис Гришкин</p>

Последствия ливня в Москве 28 июня 2021 года. Фото © Агентство "Москва" / Денис Гришкин

Главная проблема Москвы связана с тем, что систему ливневых стоков рассчитывали по СНиПам ещё 1960–1980-х годов, а максимальное количество осадков для них определяли по метеорологическим наблюдениям того времени. С изменением климата дождей стало больше.

Видео © LIFE SHOT

За последние годы по выпавшим осадкам Москва побила сразу несколько рекордов. Лето прошлого года стало одним из самых дождливых за всю историю метеонаблюдений. Природа на планете изменилась, а столицу России до сих пор защищают ливневые стоки, рассчитанные на устаревшую нагрузку.

Улица Намёткина. Видео © LIFE SHOT

По данным мэрии Москвы, общая протяжённость трубопроводов системы сбора и транспортировки сточных вод сейчас составляет почти восемь тысяч километров. Это больше, чем расстояние от Калининграда до Владивостока по прямой. Диаметр дренажных труб в системе стока составляет от десяти сантиметров до нескольких метров.

Дерево упало на детскую площадку в Королёве. Видео © LIFE SHOT

В каком состоянии находятся эти магистрали? В постановлении "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Москвы на период до 2025 года" от сентября 2016 года отмечается, что более 70% трубопроводов "превысили нормативный срок эксплуатации, что негативно сказывается на надёжности городской канализации".

Работоспособность столичной ливнёвки

Последствия суперливня в Москве 28 июня 2021 года. Видео © LIFE

По мнению бывшего главы НИиПИ генплана Москвы заслуженного архитектора России Александра Ткаченко, сейчас на работоспособность ливнёвки влияет несколько факторов: актуальное состояние существующей системы, развитие города, обеспечивающее дальнейший рост нагрузки, и, как ни странно, благоустройство существующих улиц, особенно центральных.

— Складывается впечатление, что в последнее время всех больше интересует внешний вид Москвы, чем техническая сторона её жизни, инфраструктура, которая обеспечивает безопасность и комфорт жителей мегаполиса. К сожалению, вместе с Советским Союзом мы потеряли и хорошую школу проектировщиков. Посмотрите, что сейчас творится, к примеру, на улице Мясницкой. Никогда там луж не было, а сейчас реки текут после каждого дождя. Да, красиво сделали, идеально ровно. А ведь ошибка почти дилетантская. Любой специалист должен понимать, что такое вертикальное проектирование — учитывать в своей работе наклоны поверхностей для отвода воды. И подобного рода промахи в столице встречаются, — рассказал Ткаченко Лайфу.

Как правило, подобные ситуации возникают, когда подрядчики делают инженерные расчёты по загрузке существующих ливневых коммуникаций без учёта их состояния, просто вписывают свои архитектурные решения в старые системы, а они к этому моменту уже могут требовать капитального ремонта. В результате проблема вместо решения "цементируется" новостроем сверху. Кроме того, строителям выгодно быстро закрыть объект, получить свои деньги и перейти на новый проект, зачастую нарушая технологии и отклоняясь от заявленных технических заданий, в том числе и по строительству водоотводной инфраструктуры.

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Никеричев

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Никеричев

По мнению архитектора, на состоянии ливневых стоков отразилась и градостроительная активность столичных чиновников — особенно трубам и коллекторам досталось в нулевые, когда на строительных площадках куски кирпича, плитки, испорченные цемент и известь, арматура, доски и многое другое летело в канализацию. Таким нехитрым способом подрядчики, экономя на вывозе, утилизировали оставшийся после работы мусор.

Правда, по словам Ткаченко, в последнее время подобные инциденты почти исчезли — эксплуатирующие организации стали тщательнее следить за подрядчиками из-за драконовских штрафов. Но сейчас на повестке стоит расчистка оставшихся с тех времён завалов. А это большие деньги и время.

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Никеричев

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Никеричев

Ещё один фактор — урбанизация территорий сокращает природные дренажные системы. Воде, которая раньше просто уходила с поверхности через почву, теперь некуда деваться, кроме как собираться в естественные реки и озёра.

— Тут есть два подхода: либо добавлять к существующей трубе [ливневой системе] всё новые секции и усиливать нагрузку (то, что в столице делается сейчас). И второй подход, предусматривающий возможность не сбрасывать абсолютно всю воду в ливневую систему и не перегружать её. Часть воды, где это возможно, нужно уводить на газоны, откуда она будет уходить естественным образом. Конечно, потребуются вложения для решения ряда сопутствующих проблем, но наши расчёты говорят, что этот способ эффективен и может работать в Москве, — пояснил Лайфу профессор Высшей школы урбанистики Алексей Крашенинников.

Фото © Агентство "Москва" / Денис Гришкин

Фото © Агентство "Москва" / Денис Гришкин

Если посмотреть на участки дорог, которые постоянно затапливают дожди, и их инфраструктуру, то заметно, что многие из них представляют собой накопители воды.

— Один из главных факторов затопления московских дорог — это любовь градостроителей к высоким бордюрам. Посмотрите, например, на тротуары и пешеходные дорожки. Они в большинстве своём представляют собой естественный канал для воды: сама дорога находится ниже уровня газона, а по бокам стоят бордюры. Вода сливается на дорогу с двух сторон, и ей дальше попросту некуда деваться. Она разрушает покрытие, и очень скоро здесь возникают ямы, асфальт слезает. Как нужно делать? Правильный вариант — когда бордюр идёт вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона или грунта ниже на несколько сантиметров. В итоге влага будет уходить с тротуара на газон вместе с пылью и песком. Вода — это враг города, и задача города — как можно скорее увести её с улиц, — пояснил Лайфу архитектор и блогер Илья Варламов.


Эксперт Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская разделяет подобный подход. По её мнению, чтобы избавиться от потопов, нужно не усиливать существующую канализацию, а снимать с неё нагрузку.

— Главная проблема любого крупного мегаполиса, не только Москвы, — обилие водонепроницаемых поверхностей. Если раньше в столице было и асфальта меньше, и климат был суше, то сейчас погода в бетонном городе всё больше походит на субтропики с частыми и обильными дождями. У нас должны появляться накопительные резервуары — распределённые, а не централизованные. Это значит, что в каждом дворе могут стоять накопители (надземные, подземные), они будут собирать влагу, которую позже можно будет пустить, например, на полив газонов. В результате централизованная система не будет перегружаться. Кроме того, этот способ борьбы с потопами существенно дешевле традиционных методов — дальнейшего нагромождения коммуникаций под городом, — считает Ирбитская.

Люди, знающие систему ливнёвок в Москве, называют и другие причины регулярных потопов.

Мужчины толкают сломанный автомобиль на улице Вавилова. Видео © LIFE

— Пропускная способность труб может меняться в том числе и из-за движения грунта. Год за годом, хотим мы того или нет, Москва накапливает всё новые культурные слои. Посмотрите на старые строения, они же часто явно ниже сидят в земле, чем должны были бы. Первые этажи чем дальше, тем больше опускаются в подвал. Всё это говорит о том, что почва под нашими ногами постоянно меняется. Это приводит к изменениям в геометрии систем труб: где-то меняются углы залегания, тем самым в них меняется скорость течения воды; где-то под нагрузкой они лопаются и частично осыпаются, из-за этого также меняется их пропускная способность, — рассказал Лайфу председатель технического комитета № 418 "Дорожное хозяйство" Николай Быстров.

Для собственников: как решить проблемы с ливневой канализацией (ливнёвкой)


В этой статье постараюсь на основе личного положительного опыта дать ответ на вопросы, касающиеся ливневой канализации на территории многоквартирных домов, дорог и внешнего благоустройства (проезды в ЖК, улиц города).

Ливневая канализация, что это?

Ливневая канализация – наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод. Такое определение содержал старый СНиП 2.04.03 – 85. В ныне действующем СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения» словосочетание «ливневая канализация» не упоминается.

Главная роль ливневки – собирать воду (в виде осадков, например, после дождя) с дорог и проездов, в колодец. На дорогах много грязи и пыли – крупный мусор и грязь остается на решетке колодца. Таким образом, при хорошей и исправной ливневой канализации дороги и проезды осушаются вовремя, не образуются большие лужи. Многоквартирные дома и придомовая территория избегают подтоплений в сезон затяжных дождей. В каждом густозаселенном микрорайоне такая инженерная коммуникация есть.

Самые частые проблемы с ливневой канализацией

Разобьем проблемы по их содержанию: технические и юридические.

Технические:

  • колодцы и решетки не очищают – ливневая канализация забивается, что приводит к подтоплениям территорий. Если это дорога центральной улицы – то страдают автомобили;
  • неправильная установка колодцев дождеприемников – подрядчики, устанавливая колодец, могут упустить уровень расположения колодца и решетки. В итоге, решетка находится выше уровня полотна дороги. Осадки не могут стечь.
  • Отсутствие решеток на колодцах канализации – есть огромный риск угодить в «ловушку» водителю колесом автомобиля; для пешеходов – получить травму, или, по невнимательности, провалиться.

Юридические:

  • За инженерной системой не определено ответственное лицо (организация или администрация). Такая ситуация встречается часто, – это одна из самых основных проблем, из нее растут все остальные технического характера.

Кто несет ответственность за ливневую канализацию?

  • в муниципалитет или в администрацию города
  • в департамент имущественных отношений.
  • в обслуживающую (управляющую) организацию

Если проблемная ливневая канализация расположена на придомовой территории, являющейся общедомовым имуществом, то обратиться стоит в управляющую организацию.
Ливневые канализации на территории города – компетенция органов власти.

В моем городе, при администрации, создано 2 органа, в компетенции которых возможно решить вопрос с ливневками. Это: Комитет Администрации города по Центральному району. т.е. по местонахождению проблемы территориально; и Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города. Обе инстанции не всегда дают пояснения. Но есть огромное подспорье: все ливневки – находятся на территории города. И многие специалисты объединяют дороги и все что с ними связано в одну корзину (ссылаются на внутренние регламенты и постановления, которые действуют территориально по городу).

Запрос, или обращение может подать любой житель микрорайона. Составляем обращение, выделяем вопросы, подтверждаем фактами (делаем фото/видеофиксацию). Хорошо, когда таким вопросом занимается представитель от управляющей или ТСЖ. Особенно в случае, если территория, на которой расположена проблемная ливневка, находится на границе кадастровых участков, или на спорных территориях. Как подали наши запросы, – ждем месяц (доставка + регистрация обращений + 30 дней на рассмотрение).

После того, как нам приходят ответы – изучаем их. Если администрация отвечает, что произведет работы в определенный срок – то отслеживаем процесс. А в случае, если в официальных ответах прослеживается нежелание помочь нам, отказываются содействовать, или ссылаются на отсутствие финансирования, то можно уже с этими документами составлять заявление в прокуратуру.
Добавлю, административные подразделения, очень любят «отмахиваться» от таких проблем, перекладывая, ответственность друг на друга.
Единственный надзорный орган, который может принять сторону заявителя – это прокуратура. Сотрудники, в зависимости от ситуаций, могут представлять интересы заявителей в судебном процессе.

Таким же образом поступила и я. В моем случае, ливневыми колодцами по центральной улице в микрорайоне никто не хотел заниматься. Все ливневые стоки по микрорайону были без решеток, некоторые колодца представляли угрозу – т.к. вокруг них образовались дефекты – асфальт стал разрушаться.
Администрация района отвечала «территориально мы не можем заниматься, т.к. это не наше ведомство является юр. лицом».
Комитет дорог и внешнего благоустройства ссылался на «нецелесообразное расходование бюджетных средств» и проч.
Таких писем я получила немного, но для внимания прокуратуры – этого было достаточно. Составила заявление с просьбой о проверке в рамках полномочий для определения ответственного ведомства за содержание и ремонт ливневых стоков. Приложила фото каждого колодца и указала его местонахождение на карте. Карту взяла из Яндекс карт – использовала только территорию своего жилого комплекса. Для убедительности того, что нашей проблемой не хотят заниматься, т.к. жилой комплекс находится на границах территорий – использовала скрин – карту кадастровых участков. Приложенные фото, скрин – карты и письменные ответы от администрации и управления дорог были оформлены как «приложение к заявлению».

По возможности – задействуйте Росреестр. Сайт найти можно без труда. Не вся информация у них есть в свободном доступе. Более детальную информацию – они предоставляют по запросу. Карты станут главным инструментом спора.

После отправленного мной письма (оно составило 12 листов) – прокуратура назначила проверку. И в рамках этой проверки пригласила ОГИБДД УМВД для оценки безопасности и выявления нарушений. Результат оценки прикладываю ниже.


Проверки до сих пор продолжаются, так как в заявлении был описан ряд нарушений: пешеходные переходы, очистка тротуаров, зеленых зон и знаки дорожного движения. В зимний период времени выполнить часть работ невозможно – из-за низких температур. По пункту «ливневые колодцы»: решетки установлены осенью (в ноябре 2020), участки с обрушениями – приведены в нормативное состояние. Работы по колодцам выполнял комитет при администрации города, после вынесенного прокурором представления.
Очистку решеток ливневых колодцев, расположенных по главному проезду улицы микрорайона, выполняет теперь подрядчик по договору с комитетом города. Часть решеток установлено прорезиненных, часть – металлических.

Колодца, которые были вне зоны дорог, а за жилмасивом – были законсервированы – их полностью закрыли сотрудники комитета администрации. Подобного рода колодцы в траве тоже несут опасность. В обращении указала также то, что определить, кто их устанавливал, нет возможности, т.к. крышек люков на них нет. На колодцах должны быть люки. На крышках люков ставится название предприятия, которое использует коммуникацию. Это могут быть: водоканал, телесеть, провайдер или тепловые сети. Консервацию (закрытие) по моему обращению выполнили бетонными плитами. Такие шахты теперь визуально хорошо видно, нет риска, что кто-то из жителей провалится внутрь.

Бывают случаи, когда только суд может определить ответственную сторону за ливневую сеть. В моем случае сотрудники прокуратуры оказали огромное содействие в решении этого вопроса. И представлением практически заставили администрацию города выполнить все работы по содержанию ливневой канализации. Насколько качественно выполнили сотрудники работы – покажет теперь только ход эксплуатации и время.

Рекомендую подавать запросы по всему перечню органов одновременно, и подкреплять доводы доказательствами.

Почему ливневая канализация не выполняет свои функции?

- интересно когда в рашковании ливневой канализацией займутся?

- Россия. 21 век. Все средства на Олимпиаду и эстафету ОО.

- Ливневая канализация? Не, не слышали.

Как видите, веселье идет на полную катушку. Но ведь и не только эти маргиналы так говорят, но и многие люди постоянно ругают власти, когда после дождя по городским улицам можно не проходить, а только плыть.
Действительно, если ливневые канализации не справляются со своей работой, может их нужно переделать?
Но иногда причины неисправности канализации кроются в самих горожанах. Обычные граждане редко задумываются, что подчас именно их пренебрежительное поведение в будущем может стать причиной трагедии.

Для начала нужно разобраться, что собой представляет ливневая канализация. Эта конструкция предназначена для отвода талых или дождевых вод, там, где это невозможно естественным путем по условиям рельефа. В ливневых канализациях устанавливают КНС (канализационные насосы), которые доводят сточные воды до очистных сооружений.

Казалось бы, все просто – идет дождь, вода должна попасть в эти стоки – и нет луж. Но на деле, как можно заметить, не всегда так выходит. Почему? А замечал ли кто-нибудь такое поведение людей, когда нет дождя – та же мама покупает старшему мороженое, освобождает от фантика и… бросает обертку прямо в сточный колодец. До урны идти далеко, а колодец рядом. От одного фантика вреда не будет, думают люди. Поэтому систематически бросают в ливневую канализацию свой мусор. Да практически большинство мусора просто на тротуарах, после даже мелкого дождя, попадает в ливневую канализацию

А что в итоге? В результате ливневая система не может работать на полную мощность, так как насосы канализационные вынуждены фильтровать мусор. Кроме того, они забиваются и могут выйти из строя.

Так для чего нам все-таки нужна ливневая канализация? Для того, чтобы складировать в ней мусор? Почему же граждане, которые каждый день кидают обертки из под конфет и мороженого в сточные колодцы и на землю, потом винят именно коммунальщиков? А ведь трагедии можно избежать, если каждый, перед тем как кинуть бумажку в колодец, подумает – а что если пойдет дождь, и именно эта бумажка станет причиной плохой работы ливневого отвода.

Как это работает и почему иногда не работает: рассказываем о пермской «ливневке»

Главная функция ливневой канализации – отвод поверхностной воды, которая появляется после дождей или обильного таяния снега. Современные городские улицы, тротуары, дворы практически полностью покрыты асфальтом, и утекать воде некуда. И если часть осадков все же уходит в грунт, основная остается на поверхности в виде луж и ручейков. Для того чтобы город не превратился в одну большую лужу, и строят ливневую канализацию.

Сеть ливнеприемников охватывает все центральные улицы

В Перми систему ливневой канализации стали создавать в 1960-х годах. Вместе с застройкой города развивалось строительство ливневых коллекторов. Сейчас ливневка есть на большинстве улиц Перми.

– Как показывают наши раскопки, есть конструкции, которые созданы достаточно уникальным способом – это практически шахты, – рассказывает главный инженер МКУ «Пермблагоустройство» Матвей Чувашов. – Все это создавалось из монолитного бетона, опалубки делались на месте, и путем прохода ливневая канализация двигалась в сторону Камы. Массовое строительство началось в 1970-х годах.

Массовое строительство ливневок началось в 1970-х годах

Ливневка устроена так, что поступающая вода выводится по ней в реку. Если рядом нет реки или другого водоема, благоустроителям приходится строить коллекторы длиной вплоть до нескольких километров. При таком строительстве учитываются площадь водосбора и интенсивность осадков. После расчета строители определяются, какой ширины должен быть коллектор, а также сколько на его протяжении должно быть колодцев.

На некоторых улицах города, в основном в частном секторе и кварталах двухэтажной застройки, ливневая канализация так и не была построена. Здесь воде помогает утекать в землю отсутствие бордюра – она просто стекает с асфальтированной части. Впрочем, из-за этого на дорогах образуется грязь.

Сейчас застройщики экономят на строительстве ливневки

По нормативам при строительстве нового дома застройщики должны сами обеспечивать его дворы и улицы ливневкой. Однако, по словам Матвея Чувашова, на этом компании экономят и просто делают специальные уклоны, чтобы вода уходила на проезжую часть и оттуда – в городскую ливневую канализацию. Год от года нагрузка на коллекторы увеличивается, и сейчас в местах плотной застройки ливневки порой не справляются с большим объемом воды.

– Сейчас по сути получается так: существующая ливневая канализация, которая есть в дороге, не справляется с тем притоком воды, который существует. Потому что туда поступает не только вода с поверхности дорог, тротуаров, но и с крыш домов, со стоянок, с внутридомовой территории, которая в центральных кварталах заасфальтирована. Воде попросту некуда деваться – она либо течет в канализацию, поскольку попадаются люки фекальной канализации, либо вытекает на дорогу и уже по рельефу бежит до ближайшего колодца, – объясняет Матвей Чувашов.

Вода от жилых домов уходит по водостокам на проезжу часть

Яркий пример нарушения, допущенного при обустройстве ливневки, – перекресток Комсомольского проспекта и улицы Советской, где рельеф образует впадину. Во время сильного дождя вся влага стекает в самую нижнюю точку, образуя на перекрестке водоем. Здесь, как в ванной, вода уходит, но постепенно, затягиваясь в воронку. А если дождь идет продолжительное время, уходит она медленно. Этой проблемы бы не было, если бы вдоль проспекта по склону были сделаны ливнеприемники.

Огромная лужа на перекрестке образуется каждое лето после сильного ливня

– Когда выпадает сильный дождь, вода скапливается на перекрестке. Понятно, что это самая низкая точка на Комсомольском проспекте, и все стекает туда, вода там скапливается. Возникает эффект воронки за счет того, что приемный коллектор широкий. Он имеет диаметр 1,1 метра и вполне спокойно пропускает всю эту воду. Но из-за того, что в свое время на Комсомольском проспекте не сделали сеть ливнеприемников, получается, что точка сбора только одна, – рассказывает Матвей Чувашов.

Сейчас благоустроителей и застройщиков обязали решать проблему отвода поверхностной воды и строить ливневые канализации, систему ливневых лотков, которые отводят воду в ливневку, либо делать естественные водостоки, но с обязательной очисткой. Вся стекающая из ливневок в реку вода, согласно требованиям, должна обязательно очищаться.

Очистные сооружения ливневых вод строятся возле сквера Решетникова

К слову, сейчас новые очистные сооружения для ливневых вод строятся возле сквера Решетникова. В них будет попадать вода с улиц центрального района: Газеты Звезда, Сибирской, Советской, 25-го Октября. Вода будет проходить сорбционную очистку, отстойники и нефтемасляные фильтры и только после этого сбрасываться в Каму.

– При любом строительстве дороги мы всегда закладываем ливневую канализацию. Независимо от того, есть куда ее подключать или нет, мы ищем пути, иногда строим значительные ветки для того, чтобы притянуть ее к существующей канализации. В обязательном порядке делаем очистные сооружения, пусть небольшие или локальные, но которые на выходе позволяют обеспечить нормативный коэффициент очищенности воды, – заверяет главный инженер «Пермблагоустройства».

Сейчас ливневые воды стекают в Каму в районе городской набережной

Вместе с ливневыми водами в коллектор поступает земля и мусор с городских улиц, что может привести к его засорам. Поэтому в весенне-летний период с помощью специальных машин-илососов проводят его очистку. Во время очистки ливневой канализации рабочие находят различные предметы, иногда достаточно крупные и необычные. Так, несколько лет назад в одном из коллекторов обнаружили стиральную машину и аккуратно завернутый матрас. Благоустроители до сих пор не понимают, как столь крупные предметы могли там оказаться.

– В ливневках мы находили от самых маленьких предметов – деньги, телефоны, кости животных – до достаточно крупных. Там постоянно скапливаются подобные вещи. Если ливневая канализация проходит ближе к частному сектору или менее благоустроенным районам, там есть дворовые собаки, которые бегают, таскают мусор. Все это с весенним паводком уходит в ливневку и смывается в колодцы. Самое крупное, что мы встречали, – это стиральная машина, тумбочка из-под телевизора, свернутый матрас, – вспоминает Матвей Чувашов.

Прочистку ливневой канализации осуществляют специальными машинами-илососами

Для очистки ливневки в нее под давлением воды подается специальный снаряд. Он проходит определенное расстояние и вымывает под большим напором всю грязь, скопившуюся в водостоке. Всю собранную грязь выкачивают вакуумным насосом, находящимся на машине-илососе, а затем вывозят на специализированный полигон.

Работает ливневая канализация круглый год. Если весной, летом и осенью ее основная функция – сбор поверхностной воды, то зимой большая часть ливневки простаивает. Зимой тепловые сети иногда сбрасывают в ливневки накопившиеся дренажные воды. Когда горячая вода проходит по ливневой канализации при отрицательной температуре воздуха на улицах, горожане могут заметить пар из колодцев.

Решетки ливневой канализации больше не нужны!

Вот вы удивляетесь, чего это у нас в Москве решетки ливневой канализации делают не пойми как, а часто не делают вообще? Просто Москва уже одной ногой в будущем! В светлом будущем без ливневок и луж! А помогут нам голландцы.

В середине 2015 года на одной из дорог в Амстердаме сделали новое покрытие. До этого улица не справлялась с большим количеством дождевой воды, поэтому ее решено было переделать. В сотрудничестве с водопроводной компанией Waternet инженеры придумали для этой улицы новый экспериментальный способ укладки покрытия, который выводит воду с дороги и тротуаров без помощи ливневой канализации.

Так выглядит новая схема укладки покрытия.

В середине улицы под дорожным покрытием инженеры сделали дренаж.

Потом они замостили улицу плиткой, а узкую полосу над дренажной системой выложили водопроницаемыми блоками под названием Granudrain.

Блоки так хорошо пропускают воду, что дороге оказывается не нужна ливневая канализация. Смотрите, как круто.

Дорога проложена под небольшим уклоном к середине, поэтому вся вода во время дождя просто стекает в дренажную систему. Вот так это работает. Полностью убирать ливневки на этой улице не стали: она по-прежнему работает на тротуарах, где в нее по трубам стекает дождевая вода с крыш зданий. Но теоретически эти трубы тоже можно будет увести напрямую в дренажную систему.

Специалисты каждый год устраивают новой улице проверки. С помощью специального крана они имитируют дождь разной степени интенсивности и смотрят, как улица справляется с потоками воды. Заодно они проверяют функционирование дренажной системы.

Во время испытаний специалисты выяснили, что дренажная полоса немного засорилась. Тем не менее, тесты все равно продолжили, чтобы понять, как изменится работа системы в таком случае. Эта информация потом была использована для разработки плана техобслуживания новой улицы.

Такие проверки будут устраивать каждый год в течение пяти следующих лет. Если система будет хорошо работать, то ее начнут распространять и на другие улицы Амстердама. И возможно, что в будущем Амстердам станет первым городом, который будет нормально жить без решеток ливневой канализации.

Вода под ногами или Ливневка в опасности!

Ливневая канализация представляет собой разветвленную сеть водосборников и трубопроводов для приема и перемещения поверхностных вод. Тех вод, которые образовались на поверхности земли, дорог, искусственных покрытий в результате дождей или таяния снега.

дождеприемная решетка

Стоит отметить, что именно сбор поверхностных вод представлял собой самую первую в истории цивилизации систему канализации. Так что, вопрос водосбора талых и ливневых стоков можно отнести к самым древним.

Почему важно вовремя отводить воду из зоны подтоплений? Потому что это оказывает негативное влияние на фундаменты домов, сооружений. Это негативно влияет и на надземные сооружения, искусственные покрытия для транспорта и пешеходов. Да и в конце концов, это просто останавливает транспорт и создает большие проблемы в перемещении автомобилей по нашим дорогам.

Дождь – это, конечно, хорошо. Как говорится, у природы нет плохой погоды. Но все хорошо в меру. И после дождя хочется пройтись по свободной от воды улице, без грязи, без луж. Но к сожалению, не всегда это представляется возможным.

ливневые стоки в сельской местности

ливневые стоки в городе

В конечном счете, комфорт нашего проживания в том или ином районе зависит, в том числе, от качества устройства ливневой канализации. Наверняка у каждого человека, выросшем в российских реалиях, есть воспоминания, когда одна из улиц его города постоянно не справлялась с большими дождями или весенними паводками. Как правило, на таких улицах появлялось небольшое озеро или река, где проехать транспорту не представлялось возможным.

Так что же нужно, чтобы дождевые осадки не портили нам жизнь, а доставляли только положительные эмоции?

Безусловно – это вопрос грамотно устроенной ливневой канализации.

Под грамотно устроенной канализацией мы понимаем:

  • Технически обоснованный проект, исходя из нормы воды, поступающей на единицу площади в данном районе
  • Правильном расположении дождеприемников для максимального охвата площади осушения
  • Правильный, с учетом последних рекомендаций, выбор диаметров коллекторов и отводящих труб
  • Применение соответствующих по мощности насосных станций, готовых справляться с пиковыми нагрузками
  • Удобство обслуживания системы для борьбы с засорами

А что же нужно сделать, чтобы уже действующая канализация работала без сбоев и не доставляла проблем?

В первую очередь, вопросы с ливневой канализацией возникают в месяцы весенних паводков и больших дождей.

При весенних паводках коммунальные службы стараются вывезти максимум снега из зоны предполагаемого подтопления. Тем самым, сократив нагрузку на дождеприемники и сеть в целом. Чем больше будет вывезено снега из района потенциального подтопления – тем меньше будет последствий после весеннего снеготаяния.

Также очень важно, чтобы дождеприемники не были забиты льдом. Их нужно отмораживать, пробивать. Поэтому применяется так называемая протайка – пробивка ледяных заторов водой, в результате чего лед тает и образуются свободные каналы для беспрепятственного отвода воды.

Также очень опасны сильные дожди, которые приходят непрогнозируемо. Часто их невозможно предсказать сильно заранее. А соответственно, подготовиться к ливням очень сложно. Это не проблема только нашей страны, это проблема каждого более-менее цивильного города с развитой инфраструктурой. Так, на следующем видео показано, как в одном из городов Германии (Папенбург), численностью всего 35 тыс. человек, борются с последствиями ливневых дождей.

Рекомендация здесь может быть одна – содержать водоотводящую инфраструктуру в рабочем состоянии. Решетки дождеприемников не должны быть забиты. Коллекторы должны быть свободны от мусора. Трубы канализации также должны быть свободны и готовы принимать поступающие стоки. И это вопрос профилактической работы. За многие годы плановая работа по прочистке ливневой канализации стала нормой жизни для служб коммунального хозяйства. Вопрос только в том, чтобы эта работа проводилась качественно и в срок, причем не только на бумаге.

подготовка ЖКХ к паводкам

Также в сами моменты подтоплений должна работать спец бригада, которая оперативно очищала бы дождеприемники от грязи, мусора. На отдельных участках применяют илососы или мотопомпы для откачки и вывоза воды из зон подтопления. Важно, чтобы такая спецтехника была в городском хозяйстве и могла применяться в кратчайшие сроки.

откачка паводка илососом

Нашим гражданам рекомендуется ответственно относиться к наружным сетям канализации!

Не рекомендуется бросать в ливневые приемные решетки мусор. Не желательно оставлять припаркованную машину долгое время на дождеприемных решетках. Не засоряйте, не захламляйте и не заставляйте дождеприемники, особенно во время паводков и сильных дождей.

К сожалению, во многих городах нашей необъятной страны изношенность сетей ливневой канализации подходит к 100%. Многие водоотводы просто не работают, разрушены. Необходимо заново отстраивать целые сети канализации. Которые могли бы работать и сейчас и через 20 лет. А с учетом возможной реконструкции – через 50 лет и более.

Вода – источник жизни, это правда. Но иногда она доставляет много хлопот и проблем. Невозможно все решить и сразу. Но уже сейчас надо думать, в каких условиях будут жить наши дети и внуки. Какой будет он 21-век? Хотим ли мы постоянно бороться с грязью на своих улицах или хотим ощущать чистоту и свежесть окружающей среды? Приятно ли нам гулять вдоль нашей улицы, по кварталу? Что радует глаз, а что наоборот отталкивает? Возможно, это вопрос не одного дня, но начало должно быть положено именно сегодня!

В последнее время появилось много новых технологий, одна из новых идей – применение специального асфальта, способного за считанные минуты впитывать поступающую воду. Идея хорошая. Но чтобы полностью реализовать потенциал этого ноу-хау придется полностью переработать проекты поверхностного водоотвода на наших улицах. То есть, вопрос этот не быстрый. Но думать о будущем начинать надо сегодня!

Также, во многих городах отмечают сезонное увеличение объемов стоков в хозяйственно-бытовую канализацию. Дело в том, что некоторые собственники земель и недвижимости незаконно подключают свои территории к колодцам хоз бытовой канализации. Ливневые стоки направляют в колодцы, предназначенные для фекальных стоков. Это считается незаконной врезкой. Так, без ведома Водоканала, по сути, увеличивают объем стоков на 30-50%. В частных домовладениях должны быть установлены автономные системы канализации, инструкции по выбору септика можно почитать здесь.

Коммунальщики отметили, что такое увеличение объема приводит к отказам в работе трубопроводов хозяйственно-бытовой канализации и к значительному увеличению количества случаев вывода стоков на рельеф местности. Паводковые воды с мусором, ветками и прочим в состоянии принять только ливневая канализация, предназначенная для таких целей. Городская централизованная канализация, которую эксплуатирует водоканал, в случае попадания в неё паводковых вод не только не справится с таким объёмом, но и может выйти из строя. Кроме того, существенно увеличивается нагрузка на канализационные насосные станции(КНС), которые перекачивают растущий объем стоков, что снижает срок службы оборудования и провоцирует рост числа аварий.

Одним из самых серьезных последствий незаконного сброса в систему хозяйственно-бытовой канализации ливневых и талых вод в Водоканале называют нарушение режимов работы аэрационных станций очистки хозяйственно-бытовых стоков. «Такие нарушения могут стать причиной увеличения стоимости и снижения качества очистки», - подчеркнули представители предприятия Екатеринбургский Водоканал.

Относитесь ответственно к городским сооружениям и коммуникациям и они вам ответят взаимностью!

Читайте также: