Почему мусульмане моют ноги в раковине

Обновлено: 07.07.2024

Исламский туалетный этикет

Мусульманину шариатом предписаны определенные этикетные правила, которых он должен придерживаться, посещая туалет и во время испражнения и мочеиспускания. Свод этих правил составляет так называемый исламский туалетный этикет.

Правила туалетного этикета

Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:

  • Мусульманин должен перед тем, как войти в туалет, произнести одно из двух дуа или молитвы-обращения, которые выражают просьбу к Аллаху защитить верующего от проклятого, злого и скверного шайтана и защитить и уберечь от дурных поступков и порочности. Поскольку эти дуа относятся к категории необязательных, то произносить их можно и на своем родном языке. Это такие дуа, как: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от шайтана мужского и женского пола /Аллахумма, ин-ни а‘узу бикя мин аль-хубси ва-ль-хабаиси/» и «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от нечисти и нечистот и проклятого шайтана /Аллахумма, ин-ни а‘узу бикя минарридж-си аннаджисиль-ха-бисиль-мухбиси шайтани-рраджим»;
  • после завершения испражнения и мочеиспускания мусульманин должен левой рукой вымыть водой органы, подтереть их не менее, чем тремя подтирочными камнями либо туалетной бумагой. С этой целью можно также использовать подручный материал, исключая навоз и кости, избегая использовать вещи, представляющие ценность;
  • покидая туалет, мусульманин должен вымыть руки тщательно, а, выходя из помещения, произнести «Аллах, прости меня /Гуфранакя/».

Что нельзя делать в туалете

Существует в исламском туалетном этикете ряд запретов:

  • В туалет запрещено вносить Коран;
  • нельзя заходить в туалет босиком, однако на современные уборные, оборудованные по последнему слову техники и дизайна, это не всегда распространяется;
  • в туалете запрещено мочиться и испражняться стоя. На этот счет, правда, есть как подтверждающие хадисы, к примеру, слова Умара ибн Хаттаба(رَضِيَ اللهُ عَنه) : «Пророк застал меня за этим и запретил мочиться стоя», так и обратное подтверждающие. Однако, общепринятым является мнение, что справление естественных надобностей сидя - предпочтительнее;
  • по исламским этикетным правилам, в туалете запрещено приветствовать человека, который мочится или справляет естественные потребности в данный момент.

Общие правила того, что делать нельзя при справлении нужды

Что же касается справления не в помещении туалета, а где-то на улице в открытом пространстве без специально оборудованного помещения, то на этот счет этика также устанавливает целый ряд запретов и правил:

  • в стоячую воду либо в воду, которая может быть в последствие использована кем-то для чего-то, мочиться запрещено;
  • запрещено мочиться под дерево, которое плодоносит, а также в нору и в тех местах, где могут собираться люди – к таким местам относятся и дороги;

Мусульманин должен также знать харам в исламском туалетном этикете – то, что запрещено человеку, который собирается сходить в туалет;

О том, что нельзя мочиться в бассейны, озера, колодцы и другую стоячую воду, говорится в хадисе Джабира, упоминая запрет на это от Пророка ﷺ. Точно также нельзя ходить и по-большому и по-маленькому в общественном месте, на дорогах, в тени, а также под теми деревьями, которые приносят плоды, и эти плоды потом люди употребляют в пищу. На этот счет есть свидетельство Му‘аза (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) о том, что Пророкﷺ завещал бояться трех вещей: «справлять большую нужду в источники, на используемых людьми дорогах и в тени». Об этом же свидетельствует и хадис Абу Хурейры (رَضِيَ اللهُ عَنهُ);

точно такой же запрет касается и тех мест, где человек может согреться в холод и мороз в зимнее время года – в таких местах оправляться категорически не разрешается круглый год. Другими словами, все те действия, связанные с отправлением естественных надобностей, которые способны вызвать недовольство людей, причинить им неприятности и неудобства, а также нанести хоть малейший ущерб флоре и фауне, не поощряются и крайне осуждаются;

в согласованном хадисе Бухари говорится также о запрете держать во время мочеиспускания половой член правой рукой, также как запрет на совершение правой рукой истинджа;

по передаваемому хадису от Джабира(رَضِيَ اللهُ عَنه), в туалет нельзя заходить с Кораном и тем более нельзя его там читать. Однако, в определенных случаях оставить Коран снаружи без присмотра, когда входишь в отхожее место, может быть более опасным и нежелательным – снаружи могут быть люди, которые способны надругаться над Кораном. В данных случаях взять Коран с собой в отхожее место будет меньшим оскорблением, нежели оставить его снаружи;

нельзя справлять малую и большую нужду возле могил мусульман. Нежелательно во время того, как оправляешься разговаривать, если нет такой необходимости. Важно следить, чтобы не находиться передом навстречу ветру, чтобы моча не попала на самого человека, который оправляется;

в качестве свидетельства в хадисе от Муслима есть комментарий относительно того, что, когда мужчина проходил мимо Пророка Мухаммада ﷺ и поприветствовал его, Пророк не ответил, так как в этот момент справлял малую нужду;

особое внимание в исламском туалетном этикете уделяется тому, что не следует мусульманину мочиться в норы, дыры или какие-либо трещины в земле. Об этом говорится в хадисе Катады от Абдуллы ибн Сарджиса: «Что в том, чтобы мочиться в норы?» — «Сказано: «Поистине это места обитания джиннов». Объясняется это так: в норе может обитать животное, которому причинит страдания тот, кто оправляется. Если же эта трещина или дыра является жильем джиннов, то они могут причинить страдание оправляющемуся;

следует обратить внимание и на вот такой момент: в туалет не следует входить с вещью, на которой каким-либо образом упомянуто имя Всевышнего: это могут быть надписи, бумажные деньги, на которых стоит имя Аллаха. Если же нет возможности оставить эту вещь снаружи и приходится вносить ее в туалет, то желательно прикрыть саму надпись на тот период времени, пока мусульманин находится в туалете. Это касается всех бумаг, на которых может быть упомянуто имя Аллаха – Коран, аяты, хадисы, тексты, имеющие отношение к шариатским наукам – в этом случае ислам строг и непреклонен.

Истиджмар и истинджа

кувшин для подмывания

Исламский туалетный этикет тесно связан с такими понятиями, как истиджмар и истинджа. Истиджмар означает подтирание камнями, бумагой, глиной или чем-то из числа дозволенного и очищающего. К числу этикетных исключений в данном случае относится навоз и кости – ими нельзя осуществлять истиджмар.

Истинджа означает подмывание, то есть очищение от испражнений обоих выводящих путей посредством воды. В традиции туалетного этикета мусульман использовать для подмывания специальный сосуд, называющимся кумган (на фотографии слева), такие сосуды или кувшины можно встретить в большинстве туалетах при мечетях, а также во многих туалетных комнатах в мусульманских странах: в торговых центрах, общественных учреждениях, некоторые туалеты оборудованы специальными шлангами для подмывания.

Разрешается делать не то и другое, а что-то одно, и на этот счет есть свидетельство: по свидетельству Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) Пророк ﷺ уединялся с этой целью в отхожее место, ему приносили мальчики «бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой».

Аиша(رَضِيَ اللهُ عَنها) , третья жена Пророка Мухаммада ﷺ, также говорила в связи с этикетными положениями и правилами, что тот, кто отправляется уединиться по большой нужде, должен очиститься тремя камнями, и «поистине это замещает его (т.е. очищение водой)».

У мусульманских ученых существует единое мнение, что лучше всего объединить процедуры истиджмар и истинджа.

Для истиджмара можно применять не только камни или глину, но и все то, что для этих целей подойдет, но только при условии, что это будут дозволенные материалы, чистые и очищающие. К таким материалам могут относиться дерево или бумага, салфетки или листья. Сам Посланник ﷺ совершал истиджмар как с помощью камней, так и с помощью материалов, подходящих для этого. И, как подтверждал и свидетельствовал Сальман (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) менее, чем тремя подтираниями, нельзя совершать истиджмар. Этикетный запрет также гласит, что нельзя совершать подтирания правой рукой.

Правила подмывания

Относительно истинджа также существует ряд подробных этикетных указаний:

  • проводить истинджа или подмывание следует обязательно, дабы удалить из переднего и заднего проходов остатков всех выделений. Это могут быть как обычные естественные выделения, так и остатки мази или вадьи;
  • подмывание необязательно проводить тем, кто только испустил газы;
  • относиться к процедуре подмывания следует очень ответственно: избегать того, чтобы капли мочи попали на тело и одежду, не мочиться стоя, чтобы избегать брызг;
  • по словам Посланника Аллаха ﷺ, тело и одежду следует оберегать от попадания брызг мочи, и нельзя относиться к этому вопросу пренебрежительно, потому что такое отношение является одной из наиболее частых причин всех тех мучений, которые ждут человека в могиле;
  • По окончании мочеиспускания, чтобы полностью удостовериться в избавлении от всех остатков мочи, выполняют истибра, приседая, сдавливая мочеиспускательный канал, откашливаясь. По исламскому этикету не стоит лишний раз без необходимости смотреть на органы при очищении – так предписывают исламские этикетные правила;
  • во время отправления малой или большой естественной потребности исламский этикет предписывает определить киблу, и поворачиваться к ней передом или задом запрещено, если вас застала нужда в открытом пространстве - на пустыре, посреди пустыни или в степной местности, когда между вами и киблой нет никаких видимых преград;
  • на этот счет в хадисе Абу Айуба аль-Ансарий (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) сказано, что Пророк ﷺ, говорил «не обращайтесь к Каабе ни передом, ни задом, а поворачивайтесь на восток или на запад», когда пришли справлять нужду;
  • если же вы справляете нужду в здании, то между вами и киблой преграда есть, а значит данный исламский этикетный запрет в помещении не действует, вернее, особой беды не будет в этом.

Пока вы оправляетесь, вам обязательно следует делать следующее:

  • перед самим входом в то место, где вы будете справлять нужду, следует сказать «Аллахума инни а‘узу бикя мина-ль-хубси уа-ль-хабаис». Выходя же из отхожего места, скажите «Гуфранакя»;
  • следите за тем, чтобы в помещение туалета заходить именно с левой ноги, а выходить из туалета с правой ноги, а также за тем, чтобы ‘аурат, или участки тела, которые предписано скрывать, не открылись до того момента, пока человек не скроется от людских глаз в туалете. Если же возникла необходимость помочиться или же сходить по-большому не в помещении, а в открытом пространстве, то исламский туалетный этикет предписывает мусульманину отдалиться настолько, чтобы он никому не был виден.

Об этом говорится в хадисе Джабира (رَضِيَ اللهُ عَنهُ): Пророк ﷺ не начинал оправление, пока не был уверен, что никто его не видит. Али (رَضِيَ اللهُ عَنه ُ ) также в хадисе говорил, что преградой между «… джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место — произнесение «Бисмиллях»». О том, что Пророк ﷺ при выходе из отхожего места всегда произносил «Гуфранакя», свидетельствовала Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها).

О том, что Посланник Аллаха ﷺ не поднимал своей длинной рубахи или сауба до тех пор, пока не опустится к земле, при оправлении, говорится в хадисе ибн Умар(رَضِيَ اللهُ عَنه) .

Поскольку Пророк ﷺ преимущественно оправлялся именно в положении сидя, и лишь иногда делал это стоя – об этом упоминается в некоторых хадисах. Поэтому в туалетном исламском этикете разрешены обе позиции, но предпочтение отдается именно позиции сидя.

Наджаса в исламе: виды нечистот и способы устранения

Во время выполнения намаза верующему большое внимание следует уделять чистоте одежды, а также места совершения молитвы. Нечистоты, препятствующие полноценному выполнению главного столпа ислама, именуются наджаса.

При наличии нечистот на теле, одежде или месте поклонения мусульманин обязан устранить их перед молитвой, а иначе намаз может оказаться недействительным.

Виды наджаса

1. Кал

В первую очередь следует упомянуть именно этот вид экскрементов, являющийся продуктом жизнедеятельности человека, а также животных – как разрешённых (баран, корова, лошадь), так и запрещённых (осёл, свинья). Его наличие в любом количестве препятствует выполнению молитвы.

В качестве способа очищения от фекалий могут служить либо современные химические средства (порошок, хозяйственное и туалетное мыло), либо обычная земля. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Если Вы наступите на кал, то очищайте нечистоту землей» (Абу Дауд).

Исключением служит кал дозволенных в пищу некрупных птиц – голубей и воробьёв, который не считается наджасом.

2. Моча

Наличие этого вида так же препятствует выполнению молитвы. Однако здесь имеются некоторые оговорки. Если богословы едины во мнении, что содержимое мочевого пузыря человека и запретных в пищу животных – скверна, то в отношении мочи дозволенного скота есть небольшие разногласия. Ханафитские учёные наряду с обычным наджасом выделяют и облегчённый. Мочу второй группы животных они относят именно к облегчённым нечистотам, наличие которых на поверхности менее 25% не нарушает молитву. Богословы других мазхабов считают мочу любых зверей недопустимой в месте совершения намаза.

Способ очищения от мочи такой же, как и от кала, но имеется одно исключение – моча младенца. Как-то одна женщина дала подержать Посланнику Аллаха (с.г.в.) своего новорождённого ребёнка. Через некоторое время на одежде появилось пятно, и тогда Мухаммад (с.г.в.) полил на пятно водой, не стирая его при этом (хадис приводит Бухари). Исходя из этого, при попадании мочи маленьких детей достаточно полить сверху водой, но всё же постирать одежду будет лучше.

3. Всё, что имеет отношение к свиньям

Это мясо, жир, кожа, шерсть, копыта и т.д. В суре «Скот» сказано:

«Я нахожу запрещённым. мясо свиньи, которая является скверной» (6:145)

Исходя из этого аята учёные сделали вывод, что всё связанное с этим животным – наджаса. Отсюда следует простой вывод: нельзя совершать намаз в одежде, содержащей свиную кожу.

4. Спирт

К нечистотам Шариат относит и алькогольные напитки, а также иные средства личной гигиены, содержащие спирт. Обоснование этому встречается в суре «Трапеза»:

«Воистину, опьяняющие напитки. являются скверной. » (5:90)

В случае, если мусульманин пользуется спиртосодержащим дезодорантом, то перед совершением молитвы его желательно смыть с кожи.

5. Кровь

Также к наджаса относится кровь человека и животных (как разрешенных, так и запрещённых). При её попадании на одежду или на тело необходимо смыть. Исключением служит содержимое кровеносной системы обитателей воды, а также представителей фауны, чья кровь не течёт (муравьи, блохи).

Нередко бывает и такое, что следы от крови на предметах гардероба остаются даже после полноценной стирки. В такой одежде мусульманину молиться дозволено. Однажды Посланнику Всевышнего (с.г.в.) задали похожий вопрос, на что он ответил: «Достаточно будет воды и не повредят следы крови» (Абу Дауд).

Если в отношении кровянистых выделений во время менструации и после родов у женщин богословы едины в мнении об их скверности, то по поводу обычной крови некоторые учёные полагают, что в небольшом количестве она чиста. В качестве подтверждения в таких случаях приводится хадис из свода имама аль-Бухари, в котором говорится, что «мусульмане молились во время войн с кровоточащими ранами». Однако такой позиции придерживаются не все алимы. Например, имамы ан-Навави и Куртуби считали кровь наджасом в любом объёме.

6. Гной

С отнесением данного вида биологической жидкости к наджасу согласны не все исламские учёные. Так, часть из них опираются на высказывание того же ан-Навави, который приводит иджму (единогласное мнение богословов) о нечистотности гноя. Противники же этой позиции ссылаются на известного табиина (сподвижника сахабов) Абу Муджлаза, утверждавшего, что гной не считается наджасой. Существует также точка зрения о том, что гной обретает статус нечистот, только если он выделяется через половые органы или из прямой кишки.

7. Мертвечина

К нечистотам относится мясо, кровь, внутренние органы животных, которые умерли естественной смертью или были убиты другими животными и людьми, но без соблюдения требований Шариата. Исключением в данном случае служат рыбы и саранча. Считается, что кожа таких животных после обработки становится чистой и теряет статус наджаса. Иными словами, мусульманин может спокойно носить одежду из кожи или меха животного, заколотого без соблюдения требований исламских канонов. Дискуссии по этой теме вызывает лишь шкура собаки. Дело в том, что богословы-шафииты относят её к нечистотам, так как собака, по их мнению, обладающая нечистой слюной, постоянно умывается ею, а значит, делает нечистой и шерсть. Учёные других мазхабов не считают шерсть псины скверной.

8. Слюна собаки

По этой причине всем, кто держит в доме собаку, необходимо обязательно использовать специальный молитвенный коврик (намазлык) и переодеть одежду, если в ней был контакт с собакой. Это связано с тем, что изо рта собак постоянно капают слюни, которые попадают на пол или одежду хозяина. Если же слюна животного попала на посуду, то ей тоже нельзя пользоваться, тщательно не промыв. В одном из хадисов сказано: «Если собака поела из вашей посуды, то помойте её 7 раз, один из которых – землёй» (Бухари, Муслим). Что касается одежды, на которую попала слюна собаки, то её достаточно постирать с порошком.

9. Рвотные массы

Большинство богословов относят рвоту тоже к нечистотам. Основным доводом в пользу этой позиции служит хадис, в котором говорится, что одежду нужно очищать от пяти веществ, одним из которых названа и рвота. Но немало авторитетных учёных (таких как Альбани, Байхаки, ан-Навави) назвали этот хадис сомнительным. В связи с чем они утверждали, что рвота не может считаться скверной, так как отсутствуют достоверные доводы в пользу этого. Существует также мнение о том, что если во время рвотного рефлекса еда изменила свои свойства, то она нечиста, а если нет – то она не наджаса.

10. Сперма, ва́ди, мази́

Ещё одним видом наджаса считается мужское семя – сперма, а также ва́ди (выделения из полового члена, возникающие при болезни в результате большого напряжения мышц) и мази́ (выделения, выделяющиеся в результате возбуждения). Такого мнения, например, придерживаются учёные ханафитского и маликитского мазхабов. Ханбалиты считают их чистыми. Также существует мнение, что если человек после справления нужды не промыл половой орган и у него появились выделения, то они скверны, а если же он помыл – то они чисты.

Очищение в данном случае зависит от того, в каком виде они остались на одежде. Если в жидком, то необходимо хорошо промыть водой так, чтобы не осталось следов. Если же в сухом виде, то достаточно будет содрать засохшую сперму при помощи ногтей или иных подручных средств. Подтверждением тому служат слова Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я соскабливала сперму с одежды Пророка, а потом он в ней молился» (Бухари).

Лечение наджасой

Современные лекарственные препараты содержат немало веществ, которые относятся в исламе к нечистотам (взять, к примеру, тот же спирт – прим. Islam.Global). Исходя из этого, возникает вопрос о дозволенности лечения подобными целебными средствами. На данный счёт существует несколько мнений. Одни богословы уверены, что не возбраняется лечиться лекарствами, содержащими любые виды нечистот, за исключением спиртосодержащих. Другие же считают, что они дозволены только в том случае, если нет чистых с канонической точки зрения аналогов этого препарата. Третьи утверждают, что наджасой лечиться не дозволено, а необходимо искать исключительно разрешённые способы лечения.

А истина известна одному лишь Аллаху.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Аля 17.09.2021 04:16:18 2021-09-17 04:16:18

Ассалям 1алейкум! Недавно читала, что есть обувь из свиной шкуры и решила проверить свою обувь. У нескольких пар обуви оказалось внутри полностью свиная кожа. Что делать? Считается ли это наджасом если я о нем не знала и как очиститься, а эту обувь я не ношу уже 2-3 месяца

Порядок омовения умершего и его захоронения

Когда становится понятным, что человек близок к смерти, важной задачей является напоминание умирающему о его вере. Это связано с тем, что на смертном одре особую активность начинает проявлять Иблис, который стремится сбить человека с верного пути. Поэтому покидающего наш мир верующего следует положить на правый бок по направлению к Каабе и проговаривать рядом с его ухом шахаду:

«Лээ илэхэ иллэ-лЛахи, Мухаммаду-р-расулулЛахи»

«Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник»

Будет большим благом, если последними словами человека будет именно шахада. В этом случае, как говорится в приведённом аль-Бухари хадисе Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), покойный попадёт в Рай.

Согласно нормам Шариата, мусульманина следует придать земле в день смерти до захода солнца (кремация и иные виды похорон не допустимы!). Если же человек ушёл в мир иной ночью, его необходимо похоронить в течение суток до полудня.

Правила и порядок омовения умершего

1. После того, как станет понятно, что человек умер, необходимо перевязать его голову от подбородка до макушки, дабы не открывался рот, а также закрыть его глаза. Это касается не только мужчин, но и женщин.

2. Непосредственное мытьё покойного. Для этого его кладут на специальное корыто, которое следует перед омовением обработать чем-то ароматическим. В хадисе, который приводится в сборнике аль-Хакима, говорится, что обрабатывать корыто необходимо нечётное число раз. Надлежит снять одежду с покойного и закрыть его аурат (постыдные места). Мужчины омывают покойных мужчин, женщины – женщин.

3. Умершего кладут на корыто. Здесь следует совершить малое омовение, но без полоскания рта и носа. После этого покойному моют бороду (если она есть) с головой и обрабатывают ароматическими средствами. Затем тело кладётся на левый бок и полностью омывается водой. Далее всё повторяется, но только покойника необходимо повернуть на правый бок.

4. Придать трупу сидячее положение и надавить на его живот, чтобы выделились нечистоты, после чего следует их смыть водой. Вслед за этими действиями следует новое поливание водой всего тела. Труп вытирают, а использованную для покрытия постыдных мест материю меняют. Желательно добавить в воду ароматические средства. При мытье покойника можно использовать мыло.

Как завернуть покойника в саван?

Погребальное одеяние мужчин в исламе состоит из трёх частей, которые носят названия изар (штаны), камис (рубашка) и лифафа (покрывало).

Длина изара и лифафы одинаковая – они должны быть больше роста человека примерно на 30 см как со стороны головы, так и со стороны ног.

Камис – это отрезок материала в две длины от шеи человека до его стоп. Посередине этой материи имеется Т-образный вырез.

Считается, что изара и лифафы вполне достаточно, чтобы соблюсти правильную процедуру погребения покойника, однако ограничиваться только этими двумя частями савана в обычных условиях нежелательно (в степени макрух). Это одобряется только в экстраординарных случаях.

Части савана необходимо расстилать в следующем порядке: сначала расстилается лифафа, далее на неё стелится изар и, наконец, завершает всё камис. Предварительно саван необходимо обработать благовониями. Также это следует сделать с головой трупа, ладонями, ступнями и коленями. Покойника помещают головой на Т-образный разъём, после чего тело укрывают камисом вплоть до стоп. Потом наматывается изар (справа налево) и лифафа. При наличии опасений, что саван может размотаться, можно перевязать его под стопами, над макушкой головы и посередине туловища.

Не следует стричь ногти покойных людей, расчёсывать им бороду и волосы.

Саван женщины отличается от мужского. Он состоит из 5 частей: дирг, хымар, хырка, лифафа и изар.

Дирг – это то, что у мужчин называется камисом.

Хымар представляет собой ткань, заменяющую платок.

Хырка – это ткань, которая оборачивает грудь. Её ширина – от груди до бёдер.

В случае нехватки соответствующих материалов достаточно лифафы, изара и хымара.

Части савана расстилаются аналогично мужскому варианту. Порядок завёртывания женщины в саван также не сильно отличается. Сначала расстилается лифафа, далее – изар и дирг. Голову покойницы продевают сквозь Т-образный разъём. Далее волосы сплетаются в две косы, складываются на груди и обматываются хыркой. Потом волосы покрываются хымаром. Далее покойную завёртывают в изар и лифафу. Как и в случае с мужчинами, тело можно завязать в трёх местах. Предварительно части погребального одеяния можно обработать благовониями.

После этого можно совершать похоронную молитву (джаназа). Следует учитывать, что тело усопшего выносят из дома ногами вперёд.

mogila.jpg

mogila.jpg

Порядок похоронного обряда

В исламе непосредственно в процессе похорон участвуют только мужчины, женщины на кладбище не идут.

Носилки с покойником берут как минимум четверо человек – по четырём углам. Они должны идти быстро, но без лишней суеты, неся усопшего головой вперёд. Во время шествия можно поменяться местами. Сначала подменяется идущий спереди с правой стороны, остальные – по ходу часовой стрелки. В условиях, когда до ближайшего кладбища идти далеко, допускается использовать для транспортировки транспортные средства.

На кладбище можно присесть, однако нежелательно делать это до того, как будут поставлены носилки.

Могила копается, как минимум, в половину роста человека, но лучше делать яму более глубокой. Её необходимо рыть перпендикулярно по отношению к Каабе. В самом низу по направлению к главной мусульманской святыне прокапывается специальная ниша, которая носит название ляхд. Именно туда помещают покойника. Его кладут правым боком лицом к Каабе, при этом три повязки, которые накладывали во избежание развязывание савана, убирают.

При опускании в ляхд необходимо произнести слова:

«БисмилЛяхи ва билЛяхи ва галя милляти расулилЛяхи»

«С именем Аллаха и с Аллахом, и в общине Посланника Аллаха»

После этого ляхд нужно заложить каким-нибудь недорогим материалом (например, досками). Запрещается заливать её цементом или гипсом. Могилу закапывают, образуя над ней небольшой холмик высотой 20-25 см.

Затем присутствующие на похоронах родственники и близкие покойного могут прочитать специальное дуа, попросив Всевышнего простить его грехи и сделать обитателем Рая.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

CАЛТУША 27.01.2021 17:48:32 2021-01-27 17:48:32

у меня умерла тетя . вот сижу и учусь как омывать ее завтра.как заворачивать ее в саванну. Cпасибо за информацию

Омовение в исламе: гусль, тахарат, порядок их совершения

Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.

Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).

Тахарат

Малое омовение – разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.

В каких случаях необходимо совершать тахарат:

  • перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
  • перед чтением Священного Корана;
  • перед началом обхода вокруг Каабы.

Процедура выполнения вуду:

1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.

2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).

3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).

4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.

5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения – левой.

6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.

7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.

8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу). После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал. В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.

9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.

Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)

Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.

Wudu.jpg

Wudu.jpg

Что нарушает малое омовение:

  • справление нужды, включая выход газов;
  • потеря сознания;
  • сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
  • выделение нечистот из тела человека в больших количествах (кровь, гной и т.д.);
  • прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
  • сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).

Гусль

Полное омовение – разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:

«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)

Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:

  • после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
  • после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
  • постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и соблюдать пост. После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
  • послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
  • после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
  • смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)

Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:

  • читать и прикасаться к Священному Корану (если его текст полностью на арабском языке);
  • выполнять намаз;
  • посещать мечеть;
  • совершать обход вокруг Каабы.

Порядок совершения полного омовения:

Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;

Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;

Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);

Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;

Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;

Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;

Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;

Троекратное обливание левой стороны тела;

Мытьё ног (включая участки между пальцами).

Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения. Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе – намерение, устранение нечистот и полное обливание.

Достоинства омовения

Совершать омовение верующим предписывается не только перед выполнением религиозных практик – состояние ритуальной чистоты должно быть присуще любому мусульманину практически постоянно. Тахарат и гусль в исламе считается благим делом, за выполнение которого полагается награда. Известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) гласит: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет 10 добрых дел» (ат-Тирмизи).

Кроме того, ритуальное очищение способствует стиранию грехов верующего, о чём говорится в следующем хадисе: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов» (приводят Муслим и ат-Тирмизи).

Ещё одним достоинством омовения можно назвать тот факт, что оно способно ввести верующего в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) однажды напутствовал: «Кто из вас совершит омовение, потом произнесёт слова шахады, для того откроются все восемь райских врат» (хадис от Муслима).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Здравствуйте.Скажите,пожалуйста,если я пролежала сутки с высокой температурой,то после улучшения самочувствия мне принимать гусль или достаточно тахарата перед совершением намаза?

Мыть ноги в детской раковине - не правильно: ДУМК о случае в MEGA

В Духовном управлении мусульман Казахстана разъяснили, насколько этично мыть ноги в детской раковине, передает корреспондент Тengrinews.kz.

Ранее в Сети появилась информация о том, что мужчина в ТРЦ MEGA мыл свои ноги в детской раковине. Это вызвало вопросы у пользователей Сети. По словам автора поста, мывший ноги в детской раковине мужчина заявил, что получил на это разрешение от руководства ТРЦ.

В ДУМК в свою очередь заявили, что мыть ноги в детской раковине - не правильно.

"Мы считаем поступок мужчины с точки зрения этики и культуры неправильным. В Казахстане проживают представители разных национальностей и религий. И к ним нужно относиться с уважением. С другой стороны, автор поста должен был на месте решить с ним вопрос. А после публикации в социальной сети некоторые поддерживают человека, который омывал ноги, другие критикуют его. Пользователи, не зная друг друга, высказывают нелицеприятные вещи друг другу. Мусульманин - тот человек, который не должен приносить вред другим людям и окружающей среде", - рассказал пресс-секретарь ДУМК Агабек Конарбайулы.

В администрации MEGA пояснили, что разрешения для омывания ног в мужском общественном туалете никому не давали.

"Обращение о данном инциденте поступило постфактум, поэтому мы не смогли связаться с этим мужчиной. Мы не преследуем цели наказывать таких посетителей. Мы светское общество и должны терпимо относиться друг к другу, находить компромиссы, проявлять уважение к окружающим и соблюдать общепринятые нормы поведения. Над детскими раковинами установлена соответствующая табличка, где написано, что она для детей, чтобы посетители понимали ее предназначение", - заявили в администрации.

В ТРЦ, как подчеркивается, имеются комнаты для молитв мужчин и женщин. В коридорах и на навигационных панелях есть соответствующие указатели. "Просим всех наших посетителей: если вы стали свидетелем подобных действий, вы всегда можете сообщить администрации об этом. Наши сотрудники будут готовы проводить посетителя в намазхану и объяснить, что мыть ноги в общественном туалете неприемлемо", - добавили в администрации.

Как отмечают в ДУМК, согласно мусульманским правилам перед совершением молитвы человеку необходимо пройти обряд омовения. Он включает в себя и процесс мытья ног. Однако не во многих общественных местах предусмотрены комнаты для намаза и омовения.

"Во многих торгово-развлекательных центрах есть комнаты для молитв, и лучше омываться в уборных, которые там находятся. Учитывая, что около 70 процентов нашего населения являются мусульманами, было бы хорошо открыть побольше молельных комнат и помещений для омовения в общественных местах. Потому что в Европе очень многое делается для удобства мусульман. Недавно в Японии в общественных местах открыли 170 молельных комнат. Поэтому на это нужно смотреть цивилизованно", - добавил Конарбайулы.

В свою очередь в администрации MEGA Alma-Ata сообщили, что до конца мая в ТРЦ планируют установить специальные раковины для омовения в рамках завершения проекта по расширению торгового центра. При этом отмечается, что в специально оборудованных комнатах для молитвы есть все необходимое для совершения намаза.

Тайны мусульманского омовения

– Мы знаем, что все, что имеет отношение к обязательным и рекомендуемым вопросам в Исламе в том числе, к омовению и намазу, направлено на поддержание и на повышение работоспособности.

Давно известно, как на организм действует тепло – вызывает расслабление мышц, понижение артериального давления, снижение активности обменных процессов и, соответственно, снижение умственной и физической работоспособности.

Омовение

Кроме того, если оценивать морфологическую характеристику кожи и количественное соотношение тепловых и холодовых рецепторов, становится ясно, что рецепторов, реагирующих на холод, намного больше, чем рецепторов, реагирующих на тепло . И когда мы совершаем омовение холодной водой, то импульсы, идущие в ЦНС от холодовых терморецепторов, напоминают пулеметную очередь, в сравнении с редкими импульсами от тепловых терморецепторов. Выбирающий для омовения холодную воду, быстрее входит в состояние особого настроя к омовению и молитве.

– Есть рекомендация, чтобы после омовения не вытирали те части тела, которые указаны в известном аяте суры «Аль-Маидат». Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

– После омовения действительно не рекомендуют вытирать омытые части тела. И, слава Аллаху, что такая рекомендация есть. Из физики мы знаем, что с любой поверхности, откуда идет испарение выделяется холод. Соответственно сигналы от холодовых рецепторов продолжают поступать в мозг до тех пор, пока не высохнут омытые части тела. По времени это приблизительно равно времени совершения всего намаза, включая даже и азкары. Пока идут сигналы в КБП (см. схему У. Пенфильда), центры, находящиеся в ней, будут в активном функциональном состоянии, что обеспечивает контроль разума не только над нашими инстинктами, но и над формированием мысли. А это одна из гарантий отдаленности от греховных мыслей и поступков.

– После семяизвержения предписано искупаться, а перед купанием сделать омовение, которое начинается с полоскания ротовой и носовой полостей. Есть этому научное толкование?

– Семяизвержение - настолько сильное возбуждение коры головного мозга, что вызывает торможение всех других доминантов в КБП, и на этот процесс реагирует каждая клеточка организма. Пока не будет совершено полное омовение всего тела, клетка не в состоянии адекватно реагировать на любое внешнее воздействие. То есть купание возвращает каждой клеточке и организму в целом его первоначальное физиологическое состояние и, стимулируя через кожу кору головного мозга, приводит к нормализации тонуса ЦНС.

Омовение

Но так как тело в целом расслаблено и не в состоянии адекватно реагировать на внешние раздражители, в том числе и на термические, омовение и полоскание глотки и носа подготавливает организм к купанию. Ведь вода может быть и холодная.

– Считаете ли вы, что в намазе и омовении все научно открыто?

– В этом плане работы непочатый край.

Когда смотрим с Махачкалы на гору Тарки-Тау, у нас такое ощущение, что видим вершину мира. Но достигнув вершины Тарки-Тау, понимаем, что это высота с трудом тянет даже на уровень первой ступени мировых высот.

– Какой вывод вытекает из сказанного?

Омовение

Главное не успокаиваться на достигнутом. Наука еще откроет много интересного в этой области.

С пожеланием успехов от всей души с удовольствием уступаю дорогу к вершинам науки молодому поколению.

– Как мог Пророк Мухаммад ﷺ знать обо всем этом?

– Однозначно, что ни приборы, ни уровень науки тогда не позволяли узнать все это, и, безо всякого сомнения, все знания он получил от Всевышнего. Иначе он никак не мог бы на 14 веков опередить современную науку. Это все поражает учёных и все больше деятелей науки, не боясь, открыто принимают Ислам.

На вопросы отвечал Магомед Магомедов, декан медико-профилактического факультета ДГМА, доктор медицинских наук.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте также: