Оголовок трубы водопропускной своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Оголовки водопропускных труб что это такое

Оголовки водопропускных труб.Оголовки выполняют двоякую роль: во-первых, они служат для обеспечения сопряжения тела трубы с насыпью, а во-вторых — для создания благоприятных условий протекания воды. Оголовки труб могут быть портальными, раструбными, воротниковыми и обтекаемыми (рис. 16).

Наиболее широкое распространение в настоящее время получили портальные и раструбные оголовки. Портальные оголовки (рис 16, а)

более просты в изготовлении, но не обеспечивают плавного протекания воды, вследствие чего их применяют при малых расходах и небольших скоростях течения для труб с отверстием 0,5 — 0,75 м.

Раструбные оголовки (рис. 16, б), состоящие из портальной стенки и двух открылков, развернутых в плане относительно продольной оси трубы под углом 20-30°, обеспечивают более благоприятные условия протекания воды и широко применяются как в безнапорных, так и в напорных трубах. Для того чтобы более полно использовать поперечное сечение трубы при пропуске водного потока, у входного оголовка иногда устраивают конические (в круглых трубах) или повышенные (в прямоугольных трубах) звенья.

У воротникового оголовка (рис. 16, в) крайнее звено трубы срезано по полости откоса и окаймлено поясом-воротником.

Обтекаемый оголовок (рис. 16, г) имеет форму усеченного конуса или пирамиды. Этот оголовок обеспечивает наиболее благоприятные условия протекания воды, но сложен в изготовлении.


Рис. 16. Типы оголовков водопропускных труб:

В практике дорожного строительства находят применение трубы без оголовков. Принципиальная возможность такого конструктивного решения может быть аргументирована следующими соображениями. Расчеты показывают, что пропускная способность безоголовочных труб при безнапорном режиме по сравнению с трубами, имеющими раструбные оголовки без конического звена, меньше лишь на 6 — 9 %. Это подтверждается также гидравлическими данными типового проекта круглых гофрированных труб, которые, как известно, не имеют оголовков.

Еcли же принять во внимание точность определения расчетных расходов, которая, по данным профессоров А.В. Огниевского и Л.Л. Соколовского, составляет 30 — 50 %, то можно считать, что по пропускной способности трубы без оголовков мало отличаются от типовых труб, имеющих специальные оголовки. В случае применения безоголовочных труб из длинномерных звеньев, о чем речь будет идти дальше, их роль как подпорного элемента автоматически исключается, так как концевые звенья защемляются насыпью.

Русло водотока у входного и выходного оголовков, а также откосы насыпи около трубы укрепляют от возможного размыва каменной отмосткой, сборными слабо армированными железобетонными плитами, устраивают покрытие из цементобетона или асфальтобетона по слою щебеночной (гравийной) подготовки.

Фундаменты труб.Типовыми проектами рекомендуются два типа водопропускных труб: бесфундаментные и фундаментные. Выбор типа фундамента для труб зависит прежде всего от инженерно-геологических условий, а также от отверстия трубы. В бесфундаментных трубах звенья опираются на естественное грунтовое основание (рис. 17,а) либо на специальную грунтовую подушку из щебеночно-песчаной или гравийно-песчаной смеси (рис. 17,б). Трубы этого типа применяют при крупнообломочных и плотных песчаных грунтах (не пылеватых), а также при твердых и полутвердых глинистых грунтах.

При грунтах всех наименований, имеющих условное расчетное сопротивление не ниже давления под подошвой фундамента от действующих внешних нагрузок, звенья труб непосредственно опираются на специальные жесткие фундаменты из сборных железобетонных элементов или из монолитного бетона (рис. 17, в, г). Эти фундаменты применяют также при скальном основании.

При проектировании водопропускных труб в сложных инженерно-геологических условиях заключение о необходимости устройства специальных фундаментов и выбор конструктивного решения


Рис. 17. Типы фундаментов труб:

3. Прикладные вопросы механики грунтов

Минимальные размеры труб на автомобильных дорогах

Наименование
Откосное крыло серия 3.501-104 Заказать

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

  • Установка труб проходит без повреждения земляного полотна.
  • Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
  • При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

Элементы оголовка водопропускных труб

Строительство автомагистралей и железных дорог не обходится без железобетонных откосных стенок. С их помощью укрепляются обочины и устанавливаются водопропускные трубы.

Основными конструктивными элементами, из которых состоят водопропускные трубы, являются:

  • тело трубы, состоящее из звеньев и предназначенное для восприятия внешних нагрузок, образования необходимого отверстия и защиты содержимого трубы;
  • фундамент, представляющий собой массивную плиту;
  • входной и выходной оголовки, располагающиеся у концов трубы. Оголовки осуществляют сопряжение трубы с откосами земляного полотна и обеспечивают благоприятные условия для беспрерывного пропуска воды через трубу.

Откосные стенки, или откосные крылья (открылки), изготавливаемые согласно регламенту серии 3.501-59, замененной на серию 3.501.1-144, относят к базовым деталям оголовка железобетонных труб. Вместе с портальной стенкой они используются для пропуска водных потоков через железобетонные водопропускные сооружения.

Оголовки водопропускных труб бывают портальными, раструбными, воротниковыми и обтекаемыми.

Наиболее широкое распространение получили раструбные оголовки, состоящие из одной портальной и двух откосных стенок. Раструбные оголовки применяются как для прямоугольных, так и для круглых труб.

Откосное крыло — это прямоугольная железобетонная плита со скошенным краем. Наклон грани совпадает с наклоном дорожной насыпи. На одной из вертикальных граней предусмотрен конструкционный вырез для сопоставления с портальной плитой. Открылки присоединяются к лицевой поверхности портальной стенки с двух сторон, создавая при этом воронку.

Откосные крылья выпускают в двух исполнениях: правое и левое. Они выполняют как укрепительную, так и направляющую функцию: обеспечивают движение водного потока в трубопровод. Защитная функция заключается в удержании грунта по краям дорожной насыпи и предотвращении закупоривания просвета трубы. Водопропускные сооружения способствуют долговременной эксплуатации дорожного полотна.

Откосные и портальные стенки для труб ЗК, ЗП, ЗКП представляют собой массивные блоки прямоугольной формы с отверстием для стыкуемых звеньев. Портальные стенки крепятся к звеньям труб на концах трубопроводов. Способные выдерживать большие нагрузки, они применяются для защиты выхода водопропускной трубы от обрушения на него грунта, откосные крылья в свою очередь предотвращают обрушение почвы по торцевым сторонам конструкции. Если стенки представляют собой единое изделие, то откосные крылья могут подразделяться на цельные и сборные.

При изготовлении откосных стенок используется тяжелый бетон M250 — класса не ниже В30 морозостойкостью F200 и водонепроницаемостью W6. Производятся откосные стенки из тяжелого бетона класса не ниже В30. Для придания изделию большей прочности и надежности осуществляется армирование с помощью высококачественной стали. Стальные стержни свариваются в специальные стальные сетки и каркасы. Конструкция откосных и портальных стенок также предусматривает наличие специальных закладных изделий, которые служат для стыковки с фундаментами труб.

Для облегчения монтажа, процессов погрузки и разгрузки предусмотрено наличие специальных монтажных петель, изготовленных из стали.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Виды оголовков

Есть несколько типов оголовков. Отличия заключаются в материале изделия и режиме эксплуатации, а базис их конструкции остается неизменным.

  • Наиболее востребованными являются чугунные и стальные оголовки. Для неглубоких скважин такие крышки изготавливаются из пластика.
  • При проектировании конструкции изделия предусмотрена весовая нагрузка оборудования, устанавливаемого в процессе эксплуатации скважины. Свойства пластика позволяют выдержать нагрузку до 200 кг, а метала – до 500 кг.
  • Кроме того, выбор материала определяется глубиной скважины. Если ее глубина не превышает 50 м, то минимальный вес оборудования составляет 100 кг. В случае глубоких скважин необходимо использовать мощный глубинный насос, а также стальной трос и провода, длина которых может составить десятки и сотни метров. Вес такого комплексного оборудования иногда бывает больше 250 кг.

Маркировка

Обозначение оголовка содержит ряд букв и цифр, указывающих на его параметры.

Например, ОС-152-32П (или ОС-152/32П), где:

  • ОС – оголовок скважинный;
  • 152 –диаметр обсадной трубы в мм;
  • 32 – диаметр переходника для подсоединения водозаборной трубы;
  • П – материал оголовка (пластик), если «П» отсутствует, значит, оголовок выполнен из металла.

Некоторые оголовки могут быть рассчитаны для нескольких диаметров обсадных труб. В этом случае указывается диапазон размеров. Оголовок, имеющий обозначения ОС 140-160/32П, подходит для труб диаметром 140…160 мм.

Монтаж оголовка

Монтаж оголовка на обсадную трубу особой сложности не представляет. Нет необходимости в сварочных работах и прочих сложных операциях. И все же прежде чем приступать к установке, желательно познакомиться с последовательностью и характером работы.

  • Прежде всего, нужно подготовить край обсадной трубы. Ее торец должен быть строго перпендикулярен оси, на нем не должно быть заусенцев. Если труба металлическая, для предохранения от коррозии ее желательно прогрунтовать и покрасить подходящей краской для металла. Обрезать (если потребуется) и зачищать трубу лучше всего болгаркой с соответствующим материалу трубы кругом.
  • На трубу надевается фланец буртиком вниз, затем уплотнительное кольцо. Если оно надевается и продвигается по трубе с трудом, ее можно аккуратно смазать маслом или автолом.
  • Теперь нужно прикрепить к крышке все элементы. Трос для подвешивания насоса крепится одним концом к карабину, который прикреплен к рым-болту, завернутому в крышку снизу, другим – к насосу. Его, кстати, желательно приобретать в исполнении, защищенном от коррозии, – т.е. покрытым пластиком.
  • Электропитающий кабель пропускается через предназначенный для него ввод в крышке. Зажим кабельного ввода нужно ослабить, чтобы провод легко скользил в отверстии. Один конец шланга прикрепляем к насосу, второй – к штуцеру, установленному в центре крышки.
  • Насос нужно опускать в скважину, держа его за трос. Как только он опустится на нужную глубину, и трос натянется, крышка аккуратно устанавливается на обсадную трубу. Уплотнительное кольцо подтягивается вверх к крышке и поджимается фланцем. При этом нужно проследить, чтобы отверстия на крышке и фланце совпали.
  • Теперь необходимо установить соединительные болты в отверстия фланца и крышки и равномерно со всех сторон затянуть их. При этом кольцо попадет в канавку на крышке и немного расплющится, плотно герметизируя зазор между трубой и крышкой.

Внимание: Не нужно чрезмерно затягивать болты. Это может привести к повреждению резинового кольца и разгерметизации. В то же время кольцо должно быть достаточно сильно зажато, чтобы не было возможности снять оголовок руками без ослабления болтов.

Подключение оголовка к системе водоснабжения

В заключение выбирается провисание электрокабеля, который фиксируется специальным зажимом на вводе. Подключаются трубы к переходнику, и проверяется правильность сборки.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Бетонные.
  • Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).
  • Железобетонные.
  • Каменные.
  • Металлические.
  • Стеклопластиковые.

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

По принципу работы сечения:

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Минимальные размеры труб на автомобильных дорогах

Требования к размерам труб на автомобильных дорогах приведены в СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84. Согласно п.5.13 СП 35.13330.2011 отверстие (и высоту в свету) труб следует назначать, как правило, не менее, м:

  • 1,0 — при длине трубы (или при расстоянии между смотровыми колодцами в междупутье на станциях) до 20 м;
  • 1,25 — при длине трубы 20 м и более.

Отверстия труб на автомобильных дорогах ниже II категории допускается принимать равными, м:

  • 1,0 — при длине трубы до 30 м;
  • 0,75 — при длине трубы до 15 м;
  • 0,5 — на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока (уклон 10‰ и более) и ограждений на входе.

В обоснованных случаях на улицах и дорогах местного значения, а также в районах орошаемого земледелия, в поселках и сельских населенных пунктах на автомобильных дорогах ниже II-с категории допускается применение труб отверстием 0,5 м при длине трубы до 15 м, устройство в пределах трубы быстротока (уклон 10‰ и более) и ограждения на входе.

Отверстия труб на внутрихозяйственных автомобильных дорогах при длине трубы 10 м и менее допускается принимать 0,5 м.

Отверстия труб на железных дорогах общей сети и автомобильных дорогах общего пользования в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С (с обеспеченностью 0,92 по СП 131.13330) следует назначать не менее 1,5 м независимо от длины трубы.

Отверстия труб и малых мостов допускается увеличивать для использования их в качестве пешеходных переходов, скотопрогонов и для пропуска сельскохозяйственных машин с обеспечением соответствующих габаритов.

Согласно п.5.14 СП 35.13330.2011 для водопропускных труб следует, как правило, предусматривать безнапорный режим работы. Допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы водопропускных труб, располагаемых на железных дорогах общей сети, для пропуска только наибольшего расхода, на всех остальных дорогах — расчетного расхода по 5.25. При этом под оголовками и звеньями следует предусматривать фундаменты, а при необходимости — также противофильтрационные экраны. При напорном режиме следует предусматривать специальные входные оголовки и обеспечивать водонепроницаемость швов между торцами звеньев и секциями фундаментов, надежное укрепление русла, устойчивость насыпи против напора и фильтрации воды.

Для труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С, не допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы, за исключением случаев расположения труб на скальных грунтах.

Согласно п.5.15 СП 35.13330.2011 водопропускные трубы, как правило, следует проектировать с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.

Согласно п.5.16 СП 35.13330.2011 применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи.

В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.

При этом боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными.

Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.

Заливка оголовков водопропускных труб своими руками

Портальные и откосные стенки (откосные крылья) водопропускных труб

Виды водопропускных труб

В зависимости от материалов изготовления данная трубная продукция бывает:

Помимо этого, водопропускные трубы отличаются по ряду параметров:

  • форме поперечного сечения – оно бывает круглым, прямоугольным и овальным;
  • количеству очков в сечении – одно, два и больше;
  • особенности функционирования поперечного сечения.

Что касается последнего параметра, то они могут быть:

  • напорными трубами, которые работают полным сечением по всей протяженности;
  • полунапорными изделиями, функционирующими полным сечением лишь у входного оголовка;
  • безнапорной продукцией, работающей по всей протяженности неполным сечением.

В свою очередь железобетонную продукцию различают по величине диаметра отверстия:

  • когда длина изделия не превышает 30 метров, его размер должен быть минимум 100 сантиметров;
  • при протяженности до 15 метров– от 50 сантиметров;
  • устройство водопропускной трубы для внутрихозяйственной дороги позволяет использовать изделия с 50-сантиметровым диаметром отверстия при условии, что их длина не больше 10 метров (прочитайте: «Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов»).

Как правило, данный вид трубной продукции обустраивают в безнапорном режиме, а два других варианта задействуют при необходимости пропускать определенный (расчетный) объем воды.

Законодательством запрещена укладка водопропускных труб при наличии на местности наледей или ледохода. Что касается укладки на речках, где нереститься рыба, то для этого потребуется разрешение, выданное инспекцией рыбнадзора.

Блоки оголовков

Блоки оголовков – важные составные части водопропускных труб, замыкающие её тело. Эти устройства, независимо от геометрической формы, выполняют ряд одинаковых функций. Во-первых, они способствуют равномерному втеканию и вытеканию вод различного происхождения. Во-вторых, несут укрепительную функцию, поддерживая откосы насыпей. Немаловажной задачей является защита входного и выходного просвета сооружения от закупоривания грунтом.

Оголовки определяют режим гидравлической работы трубопровода: напорный, полунапорный и безнапорный. Различают входную секцию, размещённую с верховой стороны насыпи, и выходную, расположенную с низовой стороны. По конструкции оголовочные части классифицируют на: портальные, коридорные, раструбные, воротниковые, обтекаемые.

Портальные оголовки имеют самое простое строение. Они представлены в виде подпорного блока, необходимого для поддержания откоса дорожной насыпи. По отношению к продольной оси трубы стенка устанавливается перпендикулярно. Такая конструкция пригодна при небольшой скорости течения и малых расхода.

Особенностью коридорного оголовка являются развернутые в своем начале параллельные блоки, высота которых постоянна.

В составе раструбного оголовка входят блок портальной стенки и откосные крылья. Такое строение улучшает условия протекания жидкости. Устройство предназначено для работы труб в безнапорном и напорном режимах. Раструбные головки в сочетании с повышенными звеньями устанавливают в прямоугольных трубах, а в комбинации с коническими – для круглых.

Воротниковые оголовки – это концевые звенья эллиптической формы, расположенные в плоскости откоса насыпи.

В форме усечённой пирамиды выполняется обтекаемый оголовок. Его сложная конструкция позволяет эффективно функционировать трубопроводу в паводок полным сечением. Эти оголовки пригодны для оборудования круглых напорных труб.

В типовых проектах предусмотрены конструкции труб для работы в разных режимах, а также для районов вечной мерзлоты, наледеобразования и на косогорах. Основываясь на расчётах силы водного потока, его ширины, периодичности, а также на особенностях грунта, выбирают подходящую форму оголовка. Ширина оголовка, соответствующая водотоку, захватывает поток воды и предотвращает размыв значительной части дорожной насыпи.

Завод ЖБИ МАРКЕТ успешно проводит продажу железобетонных оголовков. Производство блоков оголовков базируется на различных типовых проектах. Возможно изготовление ЖБИ по рабочей документации, предоставленной заказчиками. Купить продукцию от завода-изготовителя для оснащения дорожных объектов Санкт-Петербурга и других регионов можно по доступным ценам.


Монтаж водопропускных систем

При проведении расчетов для прокладки водопропускных систем в обязательном порядке учитывают ряд нюансов:

  1. Бровка земполотна в местах подхода к конструкции должна располагаться минимум на 50 сантиметров выше уровня потока. Если трубы будут функционировать в напорном и полунапорном режиме, тогда этот параметр увеличивается до 1 метра.
  2. У оголовков должны присутствовать некоторые элементы водопропускных труб, а именно 2 откосных крыла и портальная стенка. Их в процессе строительства нужно заглубить в почву на 25 сантиметров ниже, чем уровень промерзания грунта. Монтаж производят на 10-сантиметровое основание из щебня. При этом находящийся ниже отметки промерзания природный грунт меняют на смесь, состоящую из песка и гравия.

В зависимости от несущей способности изделия делят на 3 группы:

  • первая – высота засыпки их грунтом равна 2 метра;
  • во второй этот параметр –4 метра;
  • в третьей –6 метров.

Но согласно условиям отдельных проектов при обустройстве перехода через водяной поток или препятствия иного вида допускается использование труб, для которых применяют иную расчетную высоту засыпки землей.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Обустройство котлованов

Обычно крепление при подготовке котлованов для укладки таких изделий не задействуют. В данном случае устойчивость стенок нет возможности обеспечить только, если грунт является водонасыщенным, а объем притока воды в нем значителен. Для решения проблемы потребуется разработка почвы и защита ее крепежной конструкцией.

Кроме этого, крепление котлована предусматривают, когда укладка водопропускных труб производится на близком расстоянии от эксплуатируемых построек.

На характеристику котлована влияют следующие нюансы:

  1. При проектировании работ технология разработки объекта и его очертаний зависят от конструкционных особенностей трубы, а также от характеристик грунтов основания.
  2. При вычислении крутизны откосов принимают во внимание глубину котлована и состояние имеющихся грунтов.
  3. При необходимости нанесения на трубы слоя гидроизоляции или выполнения других видов работ, во время проведения которых в котловане будут находиться рабочие, вертикально расположенная стенка объекта должна располагаться на расстоянии не меньше 70 сантиметров от боковой поверхности фундамента. Когда такие мероприятия не запланированы, этот параметр можно сократить до 10 сантиметров.
  4. При безопалочном методе бетонирования параметры котлована должны соответствовать параметрам фундамента.
  5. При обустройстве котлована, имеющего откосы, расстояние от их подошвы до фундамента не может составлять менее 30 сантиметров.

Размеры котлована следует сопоставлять с возможностями землеройной спецтехники. При обустройстве котлованов необходимо предотвращать заполнение их водами — поверхностными или грунтовыми – для этого вдоль их периметра насыпают небольшие земляные валы.

Если труба сооружается в местах с постоянным водотоком, строят запруды, либо русло речки отводят в сторону, прокладывая канавы.

Удалить воду из котлована можно одним из следующих способов:

  1. В его низовой части сооружают выпуск в канаву – этот метод задействуют при прокладке косогорных труб.
  2. Обустраивают водоотлив механического типа. Для этого в низовой части оборудуют ограждаемый приямок, а воду из него откачивают насосом.

Обустройство фундамента

Сооружение фундамента для прокладки труб с использованием сборных элементов осуществляют в определенном порядке:

  1. Укладывают фундаментные блоки оголовков, доведя их до подошвы основания трубы.
  2. Засыпают пазухи фундаментов оголовков до получения равного уровня.
  3. Делают засыпку пазух оголовочного фундамента, задействуя местный грунт.
  4. В места, где фундаменты сопрягаются с разными глубинами заложения, насыпают смесь песка с гравием или со щебнем.
  5. Засыпку сначала уплотняют послойно и потом заливают цементный раствор.
  6. Создание фундаментов для оголовков и посекционную укладку фундамента трубы делают одновременно.

Работу начинают с места расположения выходного оголовка трубы, передвигаясь в сторону входного оголовка.

  1. Монолитный фундамент обустраивают поэтапно:
  2. Изготавливают и устанавливают опалубку.
  3. Приготавливают бетонную смесь и заливают ее.
  4. Ухаживают за уложенным слоем бетона.
  5. Демонтируют опалубку.
  6. Засыпают пазухи.

При обустройстве оснований сборно-монолитного типа сначала готовят подушку или основу и в межсекционные швы помещают опалубку. Имеющиеся пустые промежутки заполняют бетонной смесью. На местности со слабыми грунтами строят свайный фундамент.

После завершения обустройства основания и засыпки пазух приступают к укладке сборных оголовков и тела трубы.

Чтобы выполнить укладку сборной конструкции, например из стальных водопропускных труб, нужны самоходные краны. Последовательность и порядок проведения монтажа зависят от особенностей местности и вида выбранной конструкции для оголовочного участка.

Гидротехнические объекты из водопропускных изделий

Такого типа строения возводят либо непосредственно на водоеме, либо на незначительном удалении от него. Чаще всего можно увидеть водопропускные конструкции из трубной продукции над полотном дорог.

Нередко трубы водопропускные бетонные задействуют для изменения направления русла небольшой реки.

Строительство гидротехнических сооружений в настоящее время обычно выполняют с применением металлических гофрированных конструкций (сокращенно МГК).

Их используют в определенных случаях:

  1. При создании водопропускных объектов, предназначенных для укрепления и изменения русла малых рек.
  2. При строительстве альтернативы мостовым переходам, имеющим один пролет в форме арки.
  3. При укладке труб в полотне автомагистралей или железных дорог в качестве замены бетонных колец.
  4. Для возведения многопролетных мостов, в которых промежуток между пролетами достигает 18 метров, в качестве альтернативы мостовым переходам из металла или бетона.

Серии и маркировка железобетонных откосных стенок

Железобетонные откосные стенки изготавливаются в соответствии с ГОСТ 24547-81, ОСТ 35-27.0-85, сериями: 3.501.1-179.94 «Трубы водопропускные прямоугольные бетонные для железных и автомобильных дорог», Шифр 1484 «Трубы водопропускные круглые железобетонные сборные для железных и автомобильных дорог», Шифр 2119РЧ «Трубы водопропускные железобетонные прямоугольные для железных и автомобильных дорог», Шифр 2175РЧ «Трубы водопропускные железобетонные круглые с плоским основанием для железных и автомобильных дорог».

Откосные стенки маркируются буквенно-числовым обозначением, содержащим сокращенное наименование типа изделия (СТ – стенка откосная) и номер его типоразмера. Буквы «п» и «л» обозначают, соответственно, правую и левую ориентацию установки изделия по отношению к продольной оси трубы. «М» в марке откосных стенок — обозначение возможности эксплуатироваться в особо суровых условиях.

Поставим по Вашей заявке стенки портальные и откосные для железобетонных труб (производитель) необходимого типоразмера, а также различные железобетонные изделия. Отработана доставка автомобильным, железнодорожным и водным транспортом в любой регион России по самой выгодной схеме. Отправляйте заявку, запрашивайте актуальные цены и сроки поставки.

Сборные МГК

Сборного типа гофрированные металлоконструкции (сокращенно СМГК), используемые при обустройстве водопропускных сооружений, имеют меньшую стоимость по сравнению с железобетонной продукцией.

Они обладают рядом преимуществ:

  1. Благодаря наличию разнообразных поперечных сечений можно легко подобрать изделия для проведения конкретных строительных работ.
  2. Незначительный вес позволяет без проблем транспортировать листы СМГК, а возможность их упаковывать в паллеты уменьшает заполняемое ими пространство.
  3. Несложный монтаж позволяет укладывать трубы из листов СМГК без наличия специальной квалификации и особых навыков.
  4. Гибкость и прочность получаемой конструкции, обеспечиваемая при их применении вместе с засыпным грунтом. Благодаря этому возведенное строение имеет большую сейсмостойкость по сравнению с сооружениями из бетона.
  5. Продолжительный срок эксплуатации, который может достигать 80-100 лет, подтверждением чему является многолетний опыт использования конструкций.
  6. Невысокая цена позволяет снизить сумму затрат за счет использования СМГК примерно на 30-50%, если сравнивать с применением других материалов.
  7. Выполнять работы по прокладке труб из СМГК можно в различных климатических условиях.

Водопропускные металлические трубы гофрированные по мнению специалистов являются наиболее выносливыми к нагрузкам. Это преимущество объясняется тем, что железо как материал лучше всего справляется с внешними воздействиями по сравнению с бетоном и пластиком.

Существенным недостатком, который препятствует повсеместному распространению труб из данного материала, является то, что они в большой степени подвержены коррозийным процессам, а значит, боятся влаги.

Технические и конструкционные изюминки

Водопропускная труба – это особое цилиндрическое сооружение определённых размеров, которое устанавливается в основании дорожного полотна и есть необычным туннелем для протекающего под ним водяного потока. Другими словами, в случае если имеется, к примеру, ручей, через который нужно проложить качественную дорогу, в его русло монтируется обрисовываемая конструкция, и уже по ней выполняются запланированные работы.

направляться знать: пропусканием воды функциональность таких труб не исчерпывается, и время от времени они употребляются для скотопрогона или других путепроводов.

Сравнение с мостом

В случае если, по сути, главной задачей разглядываемого изделия есть прокладка дороги через водное препятствие, то из-за чего бы не установить для этого небольшой мост?

Дело в том, что при приблизительно однообразных затратах на постройку у трубы имеется пара преимуществ:

  • Отсутствует нарушение целостности структуры и земляного полотна прокладываемого пути.
  • Довольно низкое содержание водопропускных труб. техническое обслуживание и Ремонт обходятся дешевле, чем у мостов.
  • Уменьшение нагрузок на трубу пропорционально повышению толщины насыпи грунта, начиная от двух метров.
  • Приемлемая цена всей конструкции.

Так, возможно заключить , что при громадного расстояния между берегами мост остаётся единственно вероятной постройкой, а вот при малом – значительно более рациональной станет установка водопропускной трубы.

Разновидности

Существует множество видов разглядываемых конструкций, их отличительные черты возможно выделить в следующую таблицу:

  • бетонные,
  • цементные,
  • полимерные,
  • железные
  • прямоугольные,
  • круглые,
  • овоидальные
  • одноочковые,
  • двухочковые,
  • многоочковые
  • напорные – реализовывают работу полным сечением на протяжении всей трубы,
  • полунапорные – реализовывают работу полным сечением лишь на выходе,
  • безнапорные – реализовывают работу неполным сечением на протяжении всей трубы

Размеры

Рекомендуемое длины и соотношение диаметра водосточной трубы выглядят так:

Читайте также: