Обследования мостов и труб находящихся в эксплуатации следует проводить

Обновлено: 04.07.2024

Временные нормативы объемов работ и периодичности диагностики и обследования автомобильных дорог и мостовВременные нормативы объемов работ и периодичности диагностики и обследования автомобильных дорог и мостов

УТВЕРЖДЕНЫ
Федеральным дорожным
департаментом
Минтранса России
22 декабря 1993 г.

МОСКВА - 1993 г.

Настоящие Нормативы вводятся с целью упорядочения планирования, финансирования и организации работ по диагностике и обследованию федеральных автомобильных дорог в Российской Федерации, улучшения системы надзора за мостовыми сооружениями за счет введения нового обязательного вида и специального осмотра - диагностики для оперативного управления эксплуатацией мостовых сооружений, а также регулярного обновления информации, содержащейся в автоматизированном банке дорожных и мостовых данных.

Нормативами следует руководствоваться соответствующим подразделениям Федерального дорожного департамента (ФДД), дорожным организациям, которым ФДД делегировал функции государственного управления состоянием дорог, а также организациям, непосредственно осуществляющим диагностику и обследование дорог и мостов.

Нормативы разработали специалисты НПО РосдорНИИ, кандидаты техн. наук А.Я. Эрастов, В.В. Чванов, В.П. Расников, В.И. Шестериков и инж. В.В. Мусохранов.

1. Общие положения

1.1 . Настоящие Нормативы предназначены для планирования, финансирования и организации работ по сбору и анализу объективной информации о состоянии автомобильных дорог и мостов и условиях движения, обеспечивающей возможность принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию и развитию дорожной сети.

1.2 . Нормативы распространяются на сеть федеральных дорог России. Их рекомендуется также использовать с аналогичной целью и на территориальной (местной) сети дорог субъектов Федерации.

1.3 . При проведении диагностики состояния дорог в соответствии с настоящими Нормативами следует руководствоваться положениями действующих Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.

1.4 . Перечень показателей состояния автомобильных дорог, для которых нормируются объемы работ по обследованию и диагностике, а также их периодичность, соответствует номенклатуре показателей, приведенных в Правилах диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.

1.5 . При составлении настоящих Нормативов использованы положения действующих в отрасли документов, регламентирующих сроки службы конструктивных элементов автомобильных дорог, а также современный отечественный и зарубежный опыт планирования, финансирования и организации работ по диагностике и обследованию дорог и мостов.

2. Нормативы объемов и периодичности работ по обследованию и диагностике состояния дорог

2.1 . Нормативы объемов и периодичности работ по обследованию и диагностике состояния дорог приведены в Таблице 1 .

2.2 . При повторном обследовании и диагностике состояния участков дорог, параметры геометрических элементов которых претерпели изменения в результате работ по реконструкции или ремонту, одновременно фиксируют изменения всех других параметров состояния таких участков, приведенных в Таблице 1 .

2.3 . Если в результате ежегодной визуальной оценки состояния выявлены дефекты, свидетельствующие о наступлении предельного состояния покрытия по ровности и сцепным качествам или предельного состояния по прочности, то инструментальная оценка указанных параметров обязательна в течение года обнаружения дефектов.

2.4 . Первичный учет интенсивности и состава транспортных потоков на вновь построенных или реконструированных дорогах должен быть выполнен в течение года, следующего за годом их ввода в эксплуатацию.

объемов работ и периодичность диагностики и обследования автомобильных дорог

Параметры и элементы

Федеральные дороги

Местные дороги (территориальные)

Магистральные

Геометрические параметры плана и профиля (ширина проезжей части и обочин, продольные и поперечные уклоны, радиусы горизонтальных кривых, ширина разделительной полосы и др.)

При первичной диагностике эксплуатируемых дорог.

При повторной диагностике только на участках изменения геометрических параметров после проведения соответствующих ремонтных мероприятий или реконструкции

Ровность покрытия проезжей части:

на участках с неудовлетворительной ровностью,

на остальных участках

Сцепные свойства дорожных покрытий

Визуальная регистрация дефектов дорожных одежд и покрытий с целью определения их состояния

Прочность дорожной одежды, оценка состояния земляного полотна и системы водоотвода:

• на участках с Кпр < 0,80

• на остальных участках

а также после проведения работ по ремонту и реконструкции

Состояние дорожных устройств и обстановки дороги (площадки отдыха, площадки для стоянки автомобилей, автобусные остановки и автопавильоны, дорожные знаки и указатели, ограждения и др.).

Состояние водопропускных труб

Учет интенсивности движения и состава транспорта потока

Сбор информации об аварийности с выявлением участков концентрации ДТП и их детальным обследованием

Формирование и обновление банка данных о состоянии дорог

2.5 . Если протяженность участков концентрации ДТП составляет более 40 % длины рассматриваемой дороги, то ежегодную диагностику проводят на всей протяженности дороги.

2.6 . Решение о проведении повторной диагностики федеральных дорог в сроки, меньшие указанных в Таблице 1 , принимает Федеральный дорожный департамент на основе анализа информации о состоянии конкретных дорог, содержащейся в отраслевом банке дорожных данных.

3. Нормативы объемов и периодичности работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах

3.1 . Настоящие нормативы распространяются на вид обследований мостовых сооружений на автомобильных дорогах, именуемый в дальнейшем «диагностика», позволяющий выявить действительное состояние сооружения, дать ему оценку и определить режим его эксплуатации (нагрузки, скорости, интервалы движения и др.), а также составить паспорт сооружения. Диагностика дополняет в системе надзора за сооружениями виды осмотров, предусмотренные ВСН-24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» и ВСН-4-81 «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» и выполняемые в соответствии с требованиями СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний».

3.2 . Разработанные нормативы периодичности проведения диагностики учитывают проведение в соответствии с ВСН-4-81 и СНиП 3.06.07-86 специальных осмотров (обследований) мостовых сооружений в плановом порядке в следующие сроки:

деревянные мосты - один раз в 5 лет;

капитальные мосты - один раз в 10 лет.

Кроме того, нормативы учитывают: внеплановые обследования, предусмотренные ВСН-4-81 после восстановления, усиления и реконструкции сооружений, а также сооружений, состояние которых по результатам текущего и периодического осмотров или диагностики не установлено, определено как аварийное или неудовлетворительное; в соответствии с СНиП 3.06.07-86 все законченные строительством мостовые сооружения также должны быть обследованы.

3.3 . Результаты диагностики заносятся в паспорт моста. Результаты обследований по СНиП 3.06.07-86 также должны использоваться до оформления (обновления, корректировки) паспорта моста, так как при обследовании получают более полный и более обоснованный материал, необходимый для оценки состояния сооружений, чем при диагностике. Например, обследование может включать испытание сооружения на статические и динамические нагрузки, специальные исследования для установления глубины заложения фундамента, забивки свай, напряженного состояния конструкций, прочностных и деформативных свойств материалов, расположения арматуры в бетоне. В результате анализа материалов обследований выявляют причины появления дефектов и дают предложения по конструктивно-технологическим решениям или методам устранения опасных дефектов.

3.4 . Диагностику проводят в соответствии с «Временной инструкцией по сбору информации и оформлению паспорта автодорожного моста», утвержденной 23.06.93 г. Федеральным дорожным департаментом Минтранса России, где определены объемы работ.

Основной перечень работ по диагностике включает:

• изучение технической документации на сооружение (проектной, исполнительной, результатов эксплуатации и предшествующих обследований);

• обследование русла (зеркала воды, глубины и т.п.);

• замеры основных конструктивных элементов моста и подмостового пространства;

• обследование всех элементов сооружения (мостового полотна пролетных строений, опор и фундаментов, подходов, откосов и конусов);

• фотографирование сооружений, отдельных элементов;

• обработка материалов, анализ, составление паспорта;

• ввод паспортных данных в ЭВМ;

• статистический анализ данных диагностики по маршрутам.

3.5 . Периодичность работ по диагностике мостовых сооружений приведена в Таблице 2 .

Нормативы объемов работ и периодичности диагностики мостовых сооружений

Обследования мостов и труб находящихся в эксплуатации следует проводить

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СНиП 3.06.07-86 с СП 79.13330.2012 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 1987-07-01

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минтрансстроя (инженеры В.В.Васильев - руководитель темы, П.В.Рутгерс, Е.А.Теняев, И.Л.Кацман) и ЦНИИС Минтрансстроя (кандидаты техн. наук В.П.Польевко - руководитель темы, И.И.Казей, П.М.Зелевич; инж. В.П.Бойчун) с участием НИИмостов ЛИИЖТ МПС, Гипродорнии Минавтодора РСФСР и Гипрокоммундортранса Минжилкомхоза РСФСР.

ВНЕСЕНЫ Минтрансстроем СССР.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР (В.И.Чуев, М.М.Борисова).

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР от 31 декабря 1986 г. N 77.

С введением в действие СНиП 3.06.07-86 "Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний" с 1 июля 1987 г. "Инструкция по обследованию и испытаниям мостов и труб" (ВСН 122-65), утвержденная Минтрансстроем, МПС, Минавтодором РСФСР и Минкомхозом РСФСР, не применяется.

При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале "Бюллетень строительной техники" и информационном указателе "Государственные стандарты" Госстандарта России.

Настоящие нормы и правила распространяются на обследования, статические и динамические испытания и обкатку мостов (путепроводов, виадуков, эстакад) и труб под насыпями, запроектированных под подвижные временные нагрузки и расположенных на железных дорогах, линиях метрополитена и трамвая, автомобильных дорогах (включая дороги промышленных предприятий, а также внутрихозяйственные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях), на улицах и дорогах городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы и правила распространяются на обследования и испытания, выполняемые после завершения строительства (при приемке сооружений в постоянную или временную эксплуатацию), после реконструкции (усиления) и могут использоваться при обследованиях и испытаниях сооружений, находящихся в эксплуатации, а также при обследованиях мостов, запроектированных под особые виды нагрузок (от трубопроводов, каналов и др.).

Нормы и правила не распространяются:

на неполные обследования, проводимые проектными, научно-исследовательскими и другими организациями для получения ограниченных данных;

на исследовательские испытания, проводимые до разрушения конструкций;

на контрольные обследования и испытания конструкций, узлов и деталей, выполняемые при их изготовлении и монтаже.

При выполнении работ по обследованию законченных строительством и реконструированных мостов и труб необходимо руководствоваться также требованиями СНиП III-43-75 и СНиП 2.05.03-84.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Обследования и испытания мостов и труб проводятся для выявления состояния и изучения работы этих сооружений.

Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ (без проведения испытаний) .

Испытания и обкатку сооружений допускается проводить только после выполнения обследований (см. п.3.1) и с учетом полученных по ним данных.

1.2. Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб должны выполняться специализированными подразделениями (мостоиспытательными станциями, мостоиспытательными лабораториями*) министерств и ведомств, осуществляющих строительство или эксплуатацию мостов и труб.

* В дальнейшем организации, проводящие работы, именуются мостостанциями.

К выполнению работ по обследованиям с испытаниями или обкаткой могут привлекаться исследовательские подразделения вузов, имеющих кафедры мостов. Вопросы о возможности привлечения к испытаниям вузов, не имеющих кафедр мостов, должны решаться госстроями союзных республик по представлениям минвузов.

Обследования мостов и труб как самостоятельный вид работ допускается проводить также комиссиями, назначенными приказами руководителей министерств и ведомств, осуществляющих строительство или эксплуатацию сооружений.

1.3. Для решения отдельных вопросов, возникших при проведении обследований и испытаний, заказчик указанных работ по предложению мостостанции должен привлекать к совместной работе с ней организации, осуществляющие специальные виды работ (водолазные станции, буровые партии, грунтовые лаборатории, группы по контролю технического состояния и правильности эксплуатации электрических и контактных сетей и др.), а также представителей Госавтоинспекции и других органов государственного надзора.

Привлеченные организации должны работать под общим методическим руководством мостостанций, а полученные ими данные (материалы) должны учитываться при принятии решений мостостанциями.

1.4. При приемке в эксплуатацию все законченные строительством мосты и трубы должны быть обследованы; мосты, указанные в п.1.5, должны быть, кроме того, испытаны, а мосты, указанные в п.1.6, - обкатаны.

1.5. Испытаниям при приемке в эксплуатацию должны, как правило, подвергаться мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями.

Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в указанных случаях должна быть обоснована.

1.6. Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям (по п.1.5) железнодорожные мосты и мосты под пути метрополитена, а также автодорожные мосты под нагрузки АБ (см. СНиП 2.05.03-84) должны быть обкатаны.

1.7. Обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, должны проводиться регулярно (в плановом порядке) с периодичностью, установленной в ведомственных руководствах (инструкциях) по текущему содержанию сооружений.

1.8. Испытания эксплуатируемых сооружений должны проводиться в случаях, когда решение вопросов, связанных с эксплуатацией сооружений, не может быть получено только расчетным путем по данным обследований.

Потребность в проведении испытаний эксплуатируемых сооружений может возникнуть также после их капитального ремонта или реконструкции (усиления), при наличии в частях или элементах неисправностей, в случаях уточнения расчетной грузоподъемности, оценки эффективности мер, предусматриваемых для обеспечения безопасного пропуска отдельных тяжелых нагрузок, а также в других обоснованных случаях.

Необходимость проведения испытаний обосновывается мостостанциями, выполняющими обследования; решения о проведении испытаний принимаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сооружений.

1.9. Обследования и испытания мостов и труб следует проводить по заранее разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций.

В программах должны быть отражены основные задачи и общая цель предпринимаемых работ, приведены содержание и объемы работ по обследованию, намечены конструкции и их элементы (сечения), подвергаемые исследованию при испытаниях, указаны нагрузки для статических и динамических испытаний, определены виды и состав отчетных технических документов.

Положения программ испытаний автодорожных и городских мостов в части определения величины испытательной нагрузки и схем намечаемых загружений должны разрабатываться на основании проектных расчетных материалов.

Программы согласовываются с заказчиком - организацией, осуществляющей строительство или эксплуатацию сооружения, и утверждаются руководителем организации, в подчинении которой находятся исполнители работ.

Примечания: 1. Для обследований, проводимых мостостанциями ведомств, эксплуатирующих сооружения, и осуществляемых в порядке ведения текущего содержания сооружений, составление программ работ не является обязательным.

2. Для разработки программ испытаний мостов проектные организации обязаны по запросам мостостанций предоставлять им необходимые для испытаний расчеты.

1.10. Руководитель работ мостостанции может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ (см. п.2.3), определить состав и объем подготовительных работ, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.

Проводимые уточнения и дополнения должны быть направлены на решение основных задач, намеченных программой.

1.11. Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться:

на вновь построенных сооружениях - строительной организацией, возводившей объект;

на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект.

1.12. Обследование и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа устанавливаемых измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.

Не следует проводить обследования и испытания в ненастную погоду, при температуре наружного воздуха при испытаниях ниже минус 20 °С, при обследовании ниже минус 30 °С, при наличии на конструкциях снежного покрова, инея, наледи, а также над рекой во время ледостава и ледохода.

1.13. Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП III-4-80*, а также правил, приведенных в обязательном приложении 1.

* Здесь и далее. На территории Российской Федерации действуют СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.


2. ОБСЛЕДОВАНИЕ МОСТОВ И ТРУБ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

2.1. Основной задачей обследования построенных мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям СНиП III-43-75 к качеству работ.

Основными задачами регулярно осуществляемых обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их состояния и проверка соответствия его установленным требованиям. Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться также для решения специальных вопросов, например, для разработки проектов ремонта и реконструкции (усиления) сооружений, уточнения их расчетной грузоподъемности и в других целях.

2.2. При обследовании мостов и труб выполняются следующие основные виды работ:

а) ознакомление с технической документацией;

б) осмотр сооружения;

в) контрольные измерения и инструментальные съемки.

2.3. В зависимости от состояния сооружения и поставленных при обследовании задач могут также выполняться дополнительные виды работ:

контроль качества материалов с помощью неразрушающих методов (например, ультразвуковых, склерометрических, метода акустической эмиссии и др.);

местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления состояния арматуры, а также подтверждения результатов, полученных посредством неразрушающих методов);

изъятие образцов материалов для выполнения лабораторных испытаний (при обнаружении несоответствия примененных материалов установленным требованиям);

изучение состояния русла;

организация длительных инструментальных наблюдений;

местные вскрытия элементов мостового полотна автодорожных и городских мостов (для уточнения их толщины и выявления состояния гидроизоляции) ;

другие работы, в том числе проводимые с участием привлекаемых специализированных организаций (см. п.1.3).

Примечания: 1. При проведении контроля качества материалов неразрушающими методами, а также при изъятии образцов материалов для лабораторных исследований необходимо руководствоваться требованиями и указаниями действующих государственных стандартов, приведенных в справочном приложении 2.

2. Изъятие образцов материалов может проводиться только из второстепенных и ненапряженных частей и элементов сооружения. Места в конструкции, где изъяты образцы, должны быть заделаны (перекрыты), а при необходимости - усилены.

2.4. При обследовании мостов и труб следует применять систему обозначений и счета элементов сооружения, принятую в технической документации. Эта система должна использоваться как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.

2.5. При обследовании мостов и труб должны быть отмечены и оценены по их значимости неисправности (недоделки, дефекты, повреждения), обнаруженные в сооружениях.

Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, с указанием наиболее вероятных причин их происхождения приведены в рекомендуемом приложении 3.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

2.6. При выполнении обследований и испытаний степень подробности рассмотрения технической документации применительно к конкретным объектам определяется руководителем работ мостостанции исходя из задач, поставленных в программе работ.

Предоставление необходимой технической документации для ознакомления осуществляется при обследованиях и испытаниях:

сооружений, законченных строительством, - генподрядчиком строительства или по его поручению строительной организацией, выполнявшей строительство;

эксплуатируемых сооружений - организацией, в ведении которой находится сооружение.

2.7. При ознакомлении с технической документацией законченных строительством сооружений, как правило, следует обращать внимание:

на правильность оформления отступлений от утвержденного проекта и действующих нормативных документов;

Обследования мостов и труб находящихся в эксплуатации следует проводить

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Техническое состояние мостового сооружения - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения (надежность, долговечность, безопасность, ремонтопригодность и др.), характеризуемая в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на этот объект.

Транспортно-эксплуатационные показатели мостовых сооружений - показатели, отражающие влияние на условия движения фактических геометрических параметров сооружения и состояния элементов мостового полотна. К таким показателям относятся обеспечиваемая безопасная скорость и фактические создаваемые перегрузки в несущих конструкциях из-за изменившегося состояния элементов мостового полотна.

Общая оценка состояния сооружения (обобщенный показатель состояния) - общая оценка состояния сооружения в баллах, определяющая степень соответствия показателей сооружения требуемым, обеспечивающим безопасную и длительную работу под эксплуатационными нагрузками с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения. Общая оценка состояния дается по результатам комплексной оценки основных показателей мостового сооружения с учетом результатов анализа и классификации имеющихся дефектов.

Исправное состояние - состояние мостового сооружения, при котором оно соответствует нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Дефект - каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Критический дефект - дефект, при наличии которого эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например закрытие движения по полосам, либо вовсе недопустима. К этой категории относятся дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов и др.

Опасный дефект - дефект, который в значительной степени снижает один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не является критическим. При наличии опасных дефектов требуется введение ограничений движения.

Значительный дефект - дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не представляет непосредственной опасности для эксплуатации сооружения.

Малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет на основные показатели мостового сооружения. При отсутствии более значимых дефектов сооружение может считаться исправным.

Несущественный дефект - дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели мостового сооружения или существующая степень развития которого допускается нормами.

Устранимый дефект - дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.

Неустранимый дефект - дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Остаточный ресурс сооружения - суммарная наработка сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Остаточный срок службы сооружения - календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Фактическая грузоподъемность мостового сооружения - величина полезной максимальной нагрузки, которую может воспринять сооружение исходя из расчетов по первой группе предельного состояния с учетом имеющихся дефектов в элементах сооружения при фактических постоянных нагрузках.

Износ - показатель состояния элемента, отражающий степень снижения его функциональных качеств.

Обобщенный показатель износа сооружения - характеристика, отражающая степень снижения первоначальной стоимости сооружения по снижению основных функциональных качеств его конструкций.

Диагностика - обследование, выполняемое специализированной организацией, в объеме, требуемом для заполнения автоматизированного банка данных и составления или уточнения технического паспорта, с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки. Диагностика выполняется согласно отраслевым нормативным документам и инструкциям Заказчика.

Раздел 4. Общие положения, основные типы обследований

Обследования мостовых сооружений проводят с целью определения технического состояния, выявления дефектов, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, реконструкции сооружений, назначения режима движения и в других целях.

Обследования являются составляющей частью надзора за мостовыми сооружениями.

Обследование включает сбор необходимой информации о мостовом сооружении в объеме, предусмотренном техническим заданием, необходимом для достижения поставленных целей. При обследовании может производиться анализ причин возникновения дефектов, установление ремонтопригодности элементов, исследоваться возможность усиления, уширения и пр.

Обследования проводятся с соблюдением нормативных документов, действующих на момент обследования, а также документов, оговоренных в техническом задании.

Обследование мостовых сооружений проводят:

при сдаче мостовых сооружений в эксплуатацию после строительства или реконструкции;

после выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту;

периодически в процессе эксплуатации для контроля состояния и планирования ремонтных работ;

при разработке проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции;

по результатам осмотров эксплуатирующих организаций.

В зависимости от поставленных целей, характера и полноты получаемых сведений, величины трудозатрат обследования мостовых сооружений удобно разделить на девять основных типов, представленных в таблице 4.1.

Основные типы обследования

Название и описание типов обследования

Периодическая диагностика эксплуатируемых мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность - 1 раз в 5 лет) с целью выявления их состояния, проверки соответствия сооружений установленным требованиям и внесения изменений в банк данных. Отчетная документация - технический паспорт мостового сооружения

Первичная диагностика новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров нового сооружения в банк данных. Отчетная документация - первичный технический паспорт мостового сооружения

Диагностика мостовых сооружений после проведения капитального ремонта. Проводится с целью установления соответствия выполненных работ проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров отремонтированного сооружения в банке данных. Отчетная документация - технический паспорт мостового сооружения

Диагностика мостовых сооружений после проведения ремонта. Производится с целью уточнения технического состояния сооружения после выполнения ремонтных работ, внесения этих уточнений в банк данных и корректировки технического паспорта. Отчетная документация - уточнения в техническом паспорте мостового сооружения

Периодическое обследование мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность - 1 раз в 10 лет, а для деревянных мостов - 1 раз в 5 лет). Мостовые сооружения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, до начала восстановительных работ следует обследовать ежегодно. Основными задачами регулярно осуществляемых периодических обследований эксплуатируемых мостовых сооружений являются оценка, контроль их состояния и проверка его соответствия установленным требованиям. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и технический паспорт мостового сооружения

Первичное обследование новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ. По требованию проектной организации или территориального органа управления сооружение может быть испытано, как это предусмотрено СНиП 3.06.07-86. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и первичный технический паспорт мостового сооружения

Обследование мостовых сооружений после проведения ремонта, капитального ремонта. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений и может сопровождаться проведением испытаний. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и дополненный или исправленный технический паспорт мостового сооружения

Предпроектное обследование. Обязательный вид обследования перед составлением технического задания на проектирование ремонта, капитального ремонта или реконструкции мостового сооружения, проводимый с целью определения ремонтопригодности его элементов и сбора необходимой информации для разработки проекта, принятия правильной стратегии по модернизации сооружения. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. При необходимости, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов. Отчетная документация - отчет о предпроектном обследовании

Специальные внеплановые обследования, неполные обследования. Необходимость проведения, цели, задачи внеплановых и неполных обследований устанавливаются индивидуально для каждого конкретного сооружения для решения специальных вопросов, например с целью уточнения расчетной грузоподъемности, обследования аварийных конструкций, обследования при организации пропуска сверхнормативных нагрузок по сооружению для определения возможности и условий их проезда и выявления повреждений после их прохода и т.д. Отчетная документация - заключение либо отчет о результатах обследования

При приемке в эксплуатацию все законченные строительством мостовые вооружения рекомендуется обследовать.

Периодические обследования, периодическая диагностика, выполняемые в период эксплуатации, являются основой управления состоянием мостовых сооружений и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию мостовых сооружений. Периодические обследования мостовых сооружений и оценка их технического состояния проводятся регулярно (в плановом порядке) на протяжении всего срока эксплуатации сооружений с периодичностью, установленной в отраслевых нормативных документах.

По результатам диагностики, в случаях, когда полученных данных недостаточно для определения грузоподъемности и оценки состояния сооружения, может быть сделан вывод о необходимости проведения дополнительного обследования и испытаний.

Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ без проведения испытаний, так и с испытаниями.

Испытаниям при приемке в эксплуатацию, как правило, подвергаются мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями. Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решению приемочных комиссий, по требованию проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в указанных случаях обосновывается.

Обследования мостов и труб находящихся в эксплуатации следует проводить

4.2 Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб должны выполняться специализированными организациями, независимыми от проектных и строительных организаций, обеспеченными необходимым контрольно-измерительным оборудованием и квалифицированными специалистами.

Обследования и испытания мостов и труб следует проводить по предварительно разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций. Программы обследований и испытаний мостов и труб, должны быть согласованы с заказчиком и утверждены руководителем организации-исполнителя работ. Программы обследований и испытаний мостов и труб, впервые принимаемых в эксплуатацию или принимаемых в эксплуатацию после проведения реконструкции, согласовываются с организацией, разработавшей проект.

Программы для мостов, принимаемых в эксплуатацию, должны быть согласованы с заказчиком и проектной организацией и утверждены руководителем организации - исполнителя работ.

В программах должны быть отражены общая цель и основные задачи предпринимаемых работ, приведены содержание и объемы работ по обследованию, намечены конструкции и их элементы (сечения), подвергаемые исследованию при испытаниях, указаны нагрузки для статических и динамических испытаний, определены виды и состав отчетных технических документов.

Положения программ в части определения величины испытательной нагрузки и намечаемых схем загружений следует разрабатывать на основании расчетного анализа с учетом дефектов и повреждений несущей конструкции.

При наличии на мосту нескольких одинаковых конструкций (пролетных строений, опор), изучение работы которых требуется по 4.5 или 4.6, испытания в полном объеме допускается проводить на одной из конструкций. Остальные конструкции могут подвергаться (выборочно) менее подробным испытаниям (измерение прогибов).

4.3 Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ (см. 5.4), определить состав и объем подготовительных работ, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.

Уточнения и дополнения должны быть согласованы с заказчиком.

4.4 При проведении специальных обследований, при необходимости, организации-исполнители привлекают к совместной работе соответствующие профильные организации (водолазные станции, буровые партии, грунтовые лаборатории, группы по контролю технического состояния и правильности эксплуатации электрических и контактных сетей и др.).

Привлекаемые организации должны работать под общим методическим руководством организации, проводящей обследования, а полученные данные (материалы) следует учитывать при принятии решений.

4.5 Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами; мосты сложных статически неопределимых систем (в том числе вантовые и висячие); совмещенные и разводные мосты; стальные мосты - с пролетами свыше 100 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 60 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м; пешеходные мосты; мосты и трубы из композитных материалов.

Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большую повторяемость основных несущих элементов, а также при возникновении в процессе обследований опасений за надежность конструкций и т.д.) проводят по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатирующих организаций. Необходимость проведения испытаний в этих случаях должна быть обоснована.

4.6 Испытания эксплуатируемых сооружений следует проводить в случаях, когда грузоподъемность сооружения не может быть определена по результатам обследования.

Необходимость проведения испытаний обосновывает организация, выполняющая обследование. Решение о проведении испытаний принимает организация, осуществляющая эксплуатацию сооружения, по результатам проведенного обследования.

4.7 Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям железнодорожные мосты, мосты под пути метрополитена, автодорожные мосты под нагрузки АБ (см. СП 35.13330) должны быть обкатаны.

4.8 Обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, следует проводить регулярно (в плановом порядке). Периодичность обследования установлена в документах по текущему содержанию сооружений [1-3, 7-10].

4.9 Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться:

на вновь построенных сооружениях - строительной организацией;

на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект.

4.10 Обследования и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.

Не допускается проводить обследования и испытания: при температуре наружного воздуха при испытаниях ниже минус 20 °С и при обследовании ниже минус 25 °С, при наличии на обследуемых конструкциях снежного покрова, инея, наледи, а также над рекой во время ледостава и ледохода.

4.11 Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП 12-03, и правил, приведенных в разделе 9.

4.12 Пожарная безопасность обеспечивается средствами профилактики возгорания и пожаротушения, которые должны быть предусмотрены при проектировании и осуществляться в процессе строительства и эксплуатации транспортных сооружений согласно требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

4.13 При выполнении работ по обследованию и испытаниям законченных строительством, реконструированных, отремонтированных и эксплуатируемых мостов и труб следует руководствоваться требованиями СП 35.13330 и СП 46.13330.

5 Обследование мостов и труб

Общие требования

5.1 Основной задачей обследования мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям действующих нормативных документов. Обследование может включать испытания (полные или частичные) с целью уточнения напряженно-деформированного состояния и фактической грузоподъемности.

Основными задачами обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их фактического состояния, проверка соответствия установленным требованиям, уточнение их грузоподъемности, определение условий дальнейшей эксплуатации. Обследования эксплуатируемых сооружений следует проводить также для решения специальных задач (разработки проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции сооружений, пропуска тяжеловесных транспортных средств и т.д.).

5.2 Различают следующие виды обследований и испытаний:

а) приемочные, после завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта);

б) периодические (в том числе диагностика), регулярно не реже одного раза в 5-7 лет, в зависимости от сложности конструкций и состояния моста или трубы, для выявления их фактического состояния, проверки соответствия установленным требованиям, уточнения их грузоподъемности и определения условий дальнейшей эксплуатации;

в) в целях разработки проекта ремонта, капитального ремонта или реконструкции и определения объемов ремонтных работ;

г) специальные, для оценки состояния отдельных конструктивных элементов (в т.ч. фундаментов) или поведения моста под нагрузками и воздействиями.

5.3 При обследовании мостов и труб выполняются следующие основные виды работ:

Читайте также: