Можно ли сливать воду с автомойки в канализацию

Обновлено: 04.07.2024

Можно ли сливать воду с автомойки в канализацию

Преимущества Очистных станций «Три Кита» серии «М» и «К»

В связи с разработкой новых автомоек были разработаны новые очистные сооружения «Три Кита» УКО-1м, УКО-2м, а затем и УКО-1м05. Теперь необходимо разобраться, а что лучше выбрать: УКО-1к или УКО-1м, УКО-2к или УКО-2м. Необходимо начать с того, что очистные станции «Три Кита» УКО «К» – серии (УКО-1к, УКО-2к и другие) в производстве уже свыше 10 лет. За это время конструкция перетерпела некоторые изменения, но естественно придерживаясь выбранных ранее технологий очистки.

В начале 2009 года специалистами была разработана технология очистки воды с использованием нового фильтра. Это оказалось большим прорывом в данном направлении и на сегодняшний день фильтр позволяет более качественно очистить воду. Кроме того, он удобен в эксплуатации: фильтрующий материал засыпается на весь долгий период службы, а также есть быстрая и удобная промывка без лишних усилий. В предыдущей модели «Три Кита» для промывки фильтра необходимо поднимать на себя 25-28 килограммовый модуль, а затем промывать его шлангом вручную, при этом из модуля вода льётся под ноги и без спецодежды данную процедуру выполнить было бы достаточно сложно. В очистных сооружениях «Три Кита» УКО нового поколения всё проще: поворачиваем тумблер, нажимаем кнопку, фильтр промывается внутри очистных.

Используя насос Pedrollo, удалось перейти с 380в на 220в, а соответственно монтаж электрической части сводится к подсоединению УКО к розетке и к заземлению. Помимо этого, насосы Pedrollo оказались во много раз надёжнее старых насосов, используемых в старой версии очистных станций. Очистные сооружения нового поколения для автомоек удалось сделать меньшими по размерам, что позволяет им проходить в обычный дверной проём, а также более облегчёнными – это крайне удобно при транспортировке и монтаже.

Несколько важных преимуществ очистных станций «Три Кита» УКО-1м, УКО-2м и УКО-1м05:

невысокая стоимость
более быстрая (1-1,5 минуты) промывка фильтрующего элемента
экономное потребление электроэнергии

Очистные станции «Три Кита» для автомоечных комплексов на один пост УКО-1м05 не имеют аналога в К - сериях. Это очистные производительностью 500 л/час и имеют применение в автомойках с небольшой проходимостью, ориентировочно 10 – 15 автомобилей в сутки, как это бывает, например, в автосервисах или автосалонах.

На сегодняшний день очистные станции «Три Кита» серий «М» и «К» имеют каждая свои преимущества и какую выбрать, зависит от того что конкретно Вы хотите получить, максимально чистую воду, малые габариты, удобную эксплуатацию, экономию на водоочистке, простоту конструкции, разрешительную документацию, со все этим Вам поможет разобраться специалист компании «Гидротэк».

Мы ждём Вашего звонка и с удовольствием проведём консультацию по телефону или устроим презентацию в офисе.
7 (981) 716 - 40-37
С уважением Василина
менеджер по проектам компании Гидротэк

Канализация автомойки: устройство и особенности

канализация автомойки

Полезно

В отличие от обычных бытовых или промышленных систем, канализация автомойки работает на замкнутом цикле. Сточные воды содержат большое количество соединений тяжелых металлов, органических веществ и нефтепродуктов. Производить сброс таких жидкостей в общественные сети нельзя, этого не допустят органы санитарного надзора.

Поэтому системы водоочистки для автомоек располагаются прямо на рабочем месте и обрабатывают стоки сразу после слива из моечных камер. Рассмотрим особенности таких комплексов:

Содержание

Устройство, способ очистки стоков

Автомойка без канализации и водопровода работать не сможет, но использовать обычные сети ей запрещено. Машины, поступающие для помывки, несут на корпусе большое количество песка, пыли, твердых частиц и нефтепродуктов. Кроме этого, имеются налипшие почки или листья растений, трупики насекомых и прочая органика. Согласно требованиям санитарно-экологического контроля, удаление вредных компонентов из сточной жидкости должно производиться прямо на месте.

Канализация для автомойки представляет собой очистной комплекс, устройство которого напоминает обычный септик. Изначально вода набирается из центрального водопровода, но после прохождения рабочего цикла не сбрасывается в канализацию, а поступает в приемную секцию очистных сооружений. После очистки она вновь используется для мойки автомобилей. По мере снижения объема производится подпитка из водопроводной сети.

Автомойка

Несмотря на схожесть конструкции, современные очистные комплексы для автомоек отличаются значительными преимуществами:

Рассмотрим, какую канализацию используют автомойки. Используются разные методики очистки:

  • гравитационный. Стоки отстаиваются в емкостях, твердые частицы и взвеси оседают на дно;
  • фильтрование. Применяются разные конструкции фильтров, способные удерживать мельчайшие частицы минерального типа или органики;
  • химический метод. В сточную воду вводятся специальные реагенты, нейтрализующие или связывающие химические компоненты стоков;
  • физико-химический. Вместе с введением реагентов, стоки обрабатывают во флотационных установках.

Существует масса готовых комплектов для очистки воды на автомойках. Они эффективны, но дорого стоят и нуждаются в постоянном обслуживании. Готовая автомойка без канализации нуждается в грамотном подключении, обслуживании, требует ремонта и прочих забот. Кроме этого, очистная система нуждается в подключении электропитания, что означает дополнительные расходы на ее оплату. Если возможности позволяют, лучше приобрести готовый комплект оборудования, так как с ним будет меньше хлопот. Кроме того, работникам надзорных органов такой вариант покажется допустимым, в отличие от самодельных систем очистки.

Почему запрещен сброс стоков в общественные линии

Сброс с автомойки в хозбытовую канализацию запрещен. Это обоснованное требование, так как жидкость несет вредные компоненты. Попадая в очистные сооружения, они отрицательно воздействуют на активный ил, убивая бактерии. Это приводит к остановке процесса биоочистки воды и требует откачки ила, замены микрофлоры. Процедура трудоемкая и затратная, а повторная настройка режима работы очистных сооружений требует времени и усилий. Поэтому очистка стоков с автомоек производится на собственных мощностях и постоянно контролируется органами санитарного и экологического надзора. Подключать сливной патрубок моечного комплекса к центральной канализации строго запрещено.

Любая канализация для автомойки, требования к качеству которой весьма высоки, удаляет все посторонние компоненты с использованием современных технологий. Единственный способ, не используемый в подобных сооружениях — биологическая очистка. Активный ил не может сохранять свою деятельность, контактируя с химическими компонентами стоков.

Отстойники воды для автомойки

Самостоятельное изготовление очистной системы

Стоимость готовых комплектов довольно высока. Самые дешевые модели для автомоек на 2 поста, пригодные только для очистки жидкостей, обходятся от 22 тыс. руб. Если комплект позволяет производить повторное использование очищенной воды — то значительно дороже. Приобретение стандартных наборов оборудования не всегда по силам владельцам небольших предприятий. Рассмотрим, как сделать мойку без водопровода и канализации самостоятельно.

Принцип работы самодельных очистных сооружений аналогичен устройству септика. В качестве резервуаров используются стандартные бетонные кольца. Необходимо подсчитать их объем, с учетом размеров и особенностей режима работы автомойки. Важно учесть ее параметры:

Так как сделать канализацию для автомойки без последующего сброса очищенной жидкости невозможно, надо заранее определить способ утилизации. Возможны два варианта:

  • слив в канализацию. Этот способ подойдет, если качество очистки будет достаточно высоким. Недостатком метода станет постоянный контроль со стороны санэпидстанции;
  • повторное использование для мойки машин. Здесь также важно качество очистки, поскольку жидкость с химическими компонентами или твердыми частицами станет разрушать лакокрасочное покрытие кузова автомобилей.

Эти сложности надо учесть, когда настанет время сделать тщательный расчет параметров комплекса. Важно правильно оценить свои возможности, поскольку ошибки при сборке комплекса повлекут серьезные штрафные санкции. Как бы качественно ни очищала стоки автомойка, слив воды в канализацию всегда будет расцениваться работниками надзорных органов как опасное и нежелательное действие. Поэтому правильнее строить комплекс, работающий на замкнутом цикле. Нужна методика очистки без сброса жидкости в центральную канализационную систему.

Видеообзор:

Форум для экологов


Попытайтесь найти ответ на сайте очистных установок серии «АРГО»- наши водники обычно её используют при проектировании автомоек.

Параметры на входе:
Взвешенные вещества – 3000 мг/л
Нефтепродукты – 500 мг/л

На выходе:
Взвешенные вещества – менее 3 мг/л
Нефтепродукты – менее 5 мг/л

очистные сооружения для автомоек

Подскажите пожалуйста, какова необходимость оборудовать автомойки очистными сооружениями. Необходимо обоснование нормативными документами. Необходимость проста- качественные показатели воды после мойки автомобиля зачастую несоответствуют показателям, предъявляемым к воде для мойки автомобиля. Если порыться, то можно найти в нормативке данные по концентрациям и опереться на них, но можно и не искать, т.к. это, на мой взгляд, очевидно. Т.е все владельцы должны оборудовать автомойки очистными сооружениями. А как их заставить это сделать? это вопрос к надзорным органам.

Автомойка и система ливневой канализации.

Заранее благодарен за любые советы [!excellent] [!excellent] [!excellent]

вообще система очистки стоков от автомойки должна быть оборотной. как такового слива от автомойки нет. попробуйте исходить из этого.
РД 152-001-94 "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА"
2.2.5. Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву.
2.2.6. Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС.
2.2.7. Моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды.

ГОСТ 17.1.3.13-86 ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА
5. На промышленных предприятиях при соответствующем технико-экономическом обосновании должны создаваться замкнутые системы водоснабжения.

единственное, как можно использовать ливневые воды - собирать, и потом использовать для подпитки системы оборотного водоснабжения атомойки

летаю на метле обычно ставится оборотная система на мойку, сертифицированные для сброса в канализацию или водоём. а на ливнёвку что-то совсем простое типа патронов. мойка работает в обороте а при накоплении соли, сбрасывается через очистные согласно сертификату.

Спасибо большое за советы! Оксанка, вы читаете мои мысли, система конечно же оборотная, и как раз хотим замкнуть цепь типа: Вода от мойки+ливневка---->в очистное сооружение----->в систему оборотного.

Раз преград нет тогда обосновать такую систему легко, да и в экологическом отношении мне кажется лучше будет.

Ответственность

- исключительное право на воспроизведение;
- исключительное право на распространение;
- исключительное право на публичный показ;
- исключительное право на доведение до всеобщего сведения

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

Требования надзорных органов к автомойке

При открытии автомойки бизнес согласовывается с учетом требований следующих организаций:

  1. С Роспотребнадзором (СЭС).
  2. Министерством чрезвычайных ситуаций (МЧС).
  3. Госпожнадзором.
  4. Архитектурным управлением.
  5. Экологами.
  6. ГИБДД.

Каждая их этих служб имеет свои требования к территории, помещению/строению, персоналу (при его наличии), оборудованию предприятия.

При оказании услуг организация будет использовать соответствующие инженерные сети:

  • канализационные;
  • водопровод;
  • электросети.

Соответствующие службы будут предъявлять определенные требования к оборудованию, подключенному к этим сетям, помещению (его расположению) и другим параметрам. Например, СЭС тщательно следит за качеством воды поступающей из водопровода и стоковой, а также за освещением на рабочем месте персонала, если это не мобильная мойка. МЧС будит бдительно следить за техникой безопасности при работе с электросетями, пожарная безопасность и все связанное с ней оборудование находится под надзором пожарного инспектора.

Требования Роспотребнадзора и экологов

В эту группу входят требования экологов и Роспотребнадзора, касающиеся:

  • освещения;
  • вентиляции;
  • качества воды;
  • обеспечения безопасности персоналу и клиентам автомойки;
  • обеспечения безопасности и комфорта населению в плане экологической безопасности.

Проверка работниками СЭС уровня шума, вибрации, ультра-, инфразвука и других элементов проводится по жалобе населения. имее6т право данная организация брать пробы воздуха. Вредные вещества в нем не могут превышать установленные ГОСТами ПДК.

Регламентирующие работу автомоек законодательные акты

Основным документом, с которым стоит ознакомиться владельцу автомойки является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Стоит также ознакомиться:

  • с ФЗ 53 от 30 марта 1999 года. от 24 июня 2000 года.
  • c Постановлением Главного санврача №38 от 10 апреля 2003.

На эти документы опиралась комиссия, разрабатывающая данный СанПиН. Кроме этого, деятельность автомобильных моек регламентируется:

    . от 19 декабря 1991 года. от 16 ноября 1995 года. . .

Последние акты касаются воды, как расходного материала для работы предприятия.

Требования к персоналу моечного предприятия регламентируется Постановлением Главврача СЭС № 100 от 26 мая 2003 года.

Система освещения регламентируется как по испускаемому свету, так и по возможности выбора оборудования. Документы, на которые стоит обратить внимание следующие:

Требования я системе вентиляции на мойках для автомобилей регламентируются СниПом2.01.57-85.

Проектирование данной системы регламентируется:

Все бытовые помещения при стационарных автомойках проектируются согласно тех же СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.01.57-85, а также СНиПу 2.09.04-87.

Требования к оборудованию

Санитарные органы в основном предъявляют требования:

  • к водоочистному оборудованию;
  • освещению в рабочей зоне.

Так, после мытья автотранспорта вода загрязняется моющими средствами, механическими элементами (грязь, пыль, песок и т. д.), поступая в канализацию она должна быть очищена до разрешенных степеней загрязнения.

В городскую канализацию сбрасывать сточные воды запрещено. Поэтому автомойки:

  • либо используют специальное очистное оборудование;
  • либо устанавливают системы рециклинга воды.

Выбор моечного оборудования проводится на усмотрение владельца. Популярными на сегодня марками считаются: ФлоТенк, Арос, Скат, УКО, Фоламинго. На любое оборудование ( в том числе очистительное) обязательны:

  • Сертификаты.
  • Разрешительное заключение от СЭС.
  • Паспорта установок.

Но при начале работы и приеме-сдачи смены все оборудование должно быть исправным. Работник, приступающий к труду, должен перед его началом рабочего цикла удостовериться в целостности шлангов высокого давления и водопылесоса(если такое оборудование имеется), и емкость для стоковой воды (она должна быть пустой и очищенной). Эти требования должны оговариваться инструкцией по технике безопасности.

Требования к персоналу

Основное требование к персоналу от СЭС - это прохождение медицинских осмотров:

  • при поступлении на работу;
  • периодических.

Это связано с тем, что данный вид труда относится к работам с вредностями. Считается, что такие условия труда неблагоприятны для сотрудников. И их здоровье должна контролировать медицинская комиссия.

Требования к воде

Воду используют техническую. Но так как на многих автомойках предусмотрен контакт человека с водой, проверяется не только вода "на выходе" то есть сточная, но и "на входе", то есть используемая для мытья автомобилей. И она не должна быть невредной для человека. Требования к воде указаны в МУ 2.1.5.1183-03.

Требования к стокам

Владелец автомойки или лицо, которому делегированы данные полномочия из числа персонала, должен регулярно проверять сточные воды на содержание в них:

  • взвесей;
  • нефтепродуктов;
  • количество колибактерий и колифагов;
  • термофильных бактерий.

Проверяется также цвет, запах, прозрачность воды и ее био- и химпотребность в кислороде. Нормативы по данным параметрам содержатся в МУ 2.1.5.1183-03. Основные загрязняющие вещества воды при работе данных предприятий это:

  • нефтепродукты;
  • взвешенные вещества;
  • моющие средства.

Если использованная и загрязненная вода поступает в общую канализацию владельцу автомойки нужно следить, чтобы содержание в ней газов, способных образовывать взрывоопасные соединения (цианиды, окисел углерода, сероводород) содержались в стоках на уровне ПДК. Указанным в нормативах пределах должны содержаться в сточных водах:

  • вещества, склонные к горению, в том числе ГСМ;
  • соединения, откладывающиеся на стенках труб и ухудшающие работу канализационной системы (различные моющие средства, механический мусор разной степени дисперсии);
  • радиоактивные соединения;
  • химэлементы, разрушающие или катализирующие разрушение системы канализации;
  • трудно окисляемы биометодом соединения.

Ни в коем случае нельзя сбрасывать в канализацию стоки, содержащие компоненты ненормированные экологическими службами. В этих стоках не должны содержаться вещества, способные при химических реакциях выделять эфир (более 20 мг/л), сульфаты в количестве, превышающем 500 мг/л и хлориды от 350 мг/л. При заборе проб воды весь сухой остаток не может превышать 2000 мг/л.

Схема водоочистки на автомойке

Требования к помещению, участку и санитарной зоне

Требования к санзоне (СЗЗ) указаны в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03. Некоторые владельцы интересуются, можно ли пересмотреть размеры этой зоны в сторону их снижения. Согласно изменениям, внесенным Главным санврачом в 2007 году это возможно. Но требует обоснований для размещения данного объекта в указанном месте и расчета загрязнения воздуха.

Размер защитной санитарной зоны определяется степенью опасности производства. Всего их пять. Автомойки относят к 4-5 классу опасности, в зависимости от количества установленных постов:

  • пять и более - V класс опасности и соответственно должна соблюдаться СЗЗ в 100 м;
  • от двух до пяти постов - считается IV классом опасности и, соответственно, СЗЗ должна быть размером не менее 50 м.

Это довольно строгие требования, учитывая, что автомойки располагают обычно не в поле, а в черте города, среди жилых и офисных построек.

Земля под постройку мойки для автомашин может быть только технического назначения.

Требования к освещению

Система освещения на мойке для автомобилей должна быть:

  • эргономичной;
  • эффективной;
  • во взрывобезопасном исполнении.

Комфорт сотрудников в процессе труда помогает достичь высокого уровня обслуживания клиентов за счет качества выполнения работы. Это повышает клиентопоток. В случае освещения нормируется:

  • естественное (если таковое предусмотрено), искусственное;
  • верхнее, боковое и комбинирование, при комбинированном освещении учитывается коэффициент поступления естественного света (КЕО);
  • определяется показатель пульсации, равномерность освещения.
  • пульсация в виде индекса (ИП) не более 10%;
  • индекс цветопередачи (ИЦ) на уровне - 80 Ra;
  • коэффициент дискомфорта 22 UGR;
  • уровень освещенности - 750 лк;
  • его неравномерность - 0,70.

Для помещений, которые по длине дважды не перекрывают собственную высоту дискомфорт не нормируется, по европейским стандартам этого коэффициента лучше придерживаться, но СЭС его проверять не будет.

Из-за высокой агрессивности среды автомойки: влажности воздуха, насыщенности его водной пылью, взвесью моющих средств и грязи, условия эксплуатации осветителей считаются тяжелыми. Поэтому и требования к осветительным приборам довольно строги:

  1. Класс защиты не ниже первого (от поражения током).
  2. Наличие металлического взровобезопасного корпуса на лампах.
  3. Уровень влаго-, пылезащиты от IP 65.

Ни один осветитель не должен ослеплять работников, тот есть надлежит предусмотреть защиту от слепящего эффекта. Как пример, можно рассмотреть поликарбонатовый монолитный рассеиватель. Он ударопрочен и хорошо рассеивает свет. При использовании переносных осветителей, они должны иметь поворотные крепления. Для изменения угла подсветки.

Из-за условий работы, сопряженных с опасностью получения электротравмы персоналом, при приеме смены работники должны проверять целостность и исправность щитового и силового оборудования (при его наличии), осветителей. Оно должно быть в рабочем состоянии и не иметь видимых повреждений. К работе нельзя приступать при повреждении изоляции электроосветительного оборудования.

Требования к вентиляции

Учитывая, что влажность, загазованность и наличие в воздухе различных агрессивных химических элементов в помещении будет высока, оно должно оборудоваться вентиляцией не только с приточным но и с вытяжным элементом. Все элементы этой системы:

  • должны быть защищены от коррозии;
  • пластик в качестве воздуховода не используется;
  • соединения уплотняются, в том числе и каждая резьба;
  • стыки на воздуховодах гермитизируются спецсоставами (герметиками).

Воздухообмен при работе мойки в стандартном режиме составляет порядка 5 обменных прогонов воздуха/час. Это меньше требований, заложенных в СниПе. При расчете газообмена для этого предприятия учитывают ассимиляционные процессы по:

  • теловыделению;
  • влаговыделению;
  • вредным газам.

Если предполагается специальная обработка транспорта, вентиляция обустраивается по следующему принципу использование приточно-вытяжного механизма:

  • с поддержанием температуры воздуха (в холодное время не менее +15оС;
  • подачей воздуха в "чистую зону";
  • организацией вытяжки с преобладающим удалением воздуха из загрязненной зоны (до 2/3);
  • преобладанием вытяжки над подачей воздушных масс (до 20%);
  • кратность обмена воздуха в час не менее 10.

Стандартную автомойку можно оснастить дополнительным вентиляторным оборудованием для перехода ее в режим санобработки транспорта. Вентиляционная система проектируется индивидуально под ваше помещение. Обычно проект заказывают специализирующейся на этой работе организациям. Перед началом работы обязательны пуско-наладочные работы по системе вентиляции.

Требования к оформлению уголка потребителя

Любая компания независимо от формы собственности должна иметь так называемый уголок потребителя:

  • Стенд (предпочтительно).
  • Папку, если под стенд отсутствует место.

На стенде размещается:

  1. Информация о компании (наименование, форма собственности, ИНН, адрес и телефон).
  2. Регистрационные сведения (копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет).
  3. Копия закона о защите прав потребителей.
  4. Книга отзывов, предложений и жалоб.
  5. График работы предприятия.
  6. Прайс, заверенный первым лицом организации и печатью.

Книга жалоб и предложений оформляется по определенным правилам:

  1. Титул содержит: название предприятия, дату открытия книги и подпись первого лица.
  2. Первая страница является инструкцией к ее заполнению.
  3. Вторая - содержит информацию о лицах, к которым можно обратиться с жалобой и их контактных данных (директор, заместитель, руководители подразделений).
  4. Третья - оповещает клиента об органах, осуществляющих надзор за деятельностью данной компании, в том числе адрес и телефон Потребнадзора РФ.
  5. Далее книга формируется по схеме, которую можно посмотреть здесь.

Дополнительная информация

В процессе работы моек для автомашин образуются отходы, разные по степени твердости и опасности:

  • люминесцентные лампочки;
  • мусор, полученный после уборки бытовых комнат и помещений для персонала;
  • мусор, полученный после уборки территории (смет);
  • нефтешлам;
  • осадок, полученный в ходе очистки сточных вод;
  • отходы очистной конструкции в жидком виде.

Роспотребнадзор вправе затребовать договора по уборке и утилизации всех этих видов мусора и отходов деятельности предприятия.

Требования Госпожинспекции и МЧС

Пожарная инспекция предъявляет требования к наличию у предприятия средств пожаротушения, наличию журнала инструктажа работников по данному вопросу, правильной разработке системы вентиляции, установлению защитной арматуры на осветительное оборудование. Отдельным вопросом является тема оснащения автомойки средствами АПС.

Регламентирующие документы

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться при организации работы автомойки следующие:

    от 22 июля 2008 года (таким объектам нет необходимости в подаче декларации о пожбезопасности в МЧС). На этапе возведения автомойки нужно четко соблюсти п. 12. статьи № 69 от 21 декабря 1994 года (особое внимание нужно уделить правам и обязанностям предпринимателя, указанным в статье 37). . .

Это далеко не все, а лишь базовые документы.

Требования к помещению

Согласно 69 статье (п. 12) ФЗ №123 от 22 июля 2008 года Расстояние от любых соседствующих строений временной постройки, каковой обычно является автомойка должно быть в диапазоне 6-15 метров. Конкретное расстояние определяется материалом, задействованным при ее возведении.

Согласно статье 28 ФЗ№123 автомойка принадлежит по классу функциональной безопасности к Ф5.1.

Требования к работникам

Работники должны пройти инструктаж по мерам безопасности на предприятии, ознакомиться с инструкцией и соблюдать в течение рабочего дня все предписанные правила. Они должны знать:

  • где находятся средства пожаротушения;
  • каковы их действия в случае возгорания;
  • план эвакуации при нахождении в бытовом помещении и в рабочей зоне в закрытых автомойках;
  • при приеме смены нужно проверять кабель электропитания на наличие повреждений.

Последнее позволит избежать электротравмы, и минимизирует риск возгорания.

Требования к противопожарному оборудованию

Стандартные средства тушения пожара (огнетушитель с татой поверки, рукав для подачи воды, ломик ведро с песком) должны присутствовать в любой автомойке, несмотря на то что сам технологический процесс предполагает наличие средств, способных погасить пламя.

Много вопросов возникает у предпринимателей при открытии моечных предприятий по оборудованию их системами оповещения о возгорании и дымоуловителями. Законодательного акта, обязывающего все автмойки оборудовать АУПС, нет. Но соответствующие структуры могут в процессе рассмотрения проекта вашего предприятия определить для него класс опасности. Класс пожароопасности зависит от:

  • Капитальности/временности строения.
  • Его габаритов.
  • Этажности здания.
  • Некоторых других аспектов.

Помещения с мокрыми процессами АУПС не защищаются, согласно п.А4 СП 5.13130, если оно менее 50 м2. Если ваша мойка имеет значительные габариты, ее можно разделить перегородками на боксы с отдельными въездами, тогда каждый бокс будет подпадать под указанный акт. Можно апеллировать к СП.12, п. 4.2 (к технологическим процессам). Процесс мойки - это чуть ли не способ потушить пожар. И о пожароопасности речь может не идти вообще. Но чаще ответственные структуры указывают класс по опасности возгорания В2 (при габаритах до 50 м2) сигнализация не требуется. Если мойка рассчитана на обработку длинномерных автомобилей, при присвоении ей класса В4 может потребоваться пожарная сигнализация и установка дымоуловителей (согласно СП7.13130).

Минимальные требования к сигнализации, предупреждающей о пожаре, фактические значения защиты от дыма, пределы огнестойкости и способности оборудования противостоять дымо- и газопроникновению устанавливаются экспериментально, сообразуюсь с методами, указанными в нормативах.

Требования к вентиляции

Основные требования к этой системе (противодымной вентиляции, системе притока и вытяжки воздушных масс, транзитным каналам, фланцам и т. п.) следующие:

  • высокая способность сопротивления огню;
  • все материалы должны быть негорючими;
  • каналы и швы должны по пределу прочности отвечать нормативам, указанным в регламентирующих документах и быть герметичными.

Все фактические параметры расчетные и зависят от объема помещения, проводимых в нем работ (мойка, обработка и т.д.), машинопотока.

Дополнительная информация

Приятным моментом для собственников автомойки является тот факт, что ГСК РФ (кодекс градостроителей) позволяет, согласно статье 51, п. 17, не получать разрешение от органов исполнительной власти для возведения данной постройки, так как она не считается капитальной. Права на данный объект также не нужно регистрировать по статье 120 ГК РФ (п.2).

Вся приведенная информация универсальна и касается любое моечных предприятий. Однако:

  • при организации постов подвижного состава грузового транспорта;
  • его санитарной обработке;
  • обустройстве габаритных капитальных моечных центров;
  • совмещения магазина, автомойки, сервиса.

И в некоторых других случаях к данного рода предприятиям предъявляются более строгие требования. Проект на обустройство вентиляции будет сложнее, потребуется обеспечение пожарной безопасности и противодействия задымлению. Могут потребоваться дополнительные согласования с разными органами и структурами, применяться будут и дополнительные регламентирующие акты.

Автомойка: с чего начать, как преуспеть.

10. Очистное оборудование и система оборотного водоснабжения.

Один из самых частых вопросов, которые возникают у предпринимателей, желающих открыть мойку: куда девать грязную воду? Само собой, просто так ее в канаву выливать нельзя, и у Роспотребнадзора есть требования как к степени очистки оборотной и сбросной воды, так и к организации моечных процессов. Без соблюдения этих требований вам не согласуют проект и не позволят ввести мойку в эксплуатацию. А если найдут нарушения уже во время работы, грозит нехилый штраф.

В чем состоит основная проблема? По нашим законам, вы не можете сливать грязную воду в канализацию – ни в хозбытовую, ни тем более в ливневую. Существуют достаточно жесткие требования к качеству сточных вод, поступающих в эти системы. Никому не нужно, чтобы ваша грязная вода попала в систему очистных сооружений города, которые, как правило, изношены и работают на пределе, а потому есть вероятность различных эксцессов. Например, нефтяные загрязнения должны быть удалены до попадания в городские сети. Это прежде всего связано с тем, что сооружения биологической очистки городской канализации не предназначены для очистки стоков от нефтепродуктов, а их попадание в систему губительно действует на бактерии, которые очищают стоки от органических загрязнений. Ливневая же канализация очень часто вообще не имеет очистных сооружений, и все нефтепродукты прямиком попадут в реку. Таким образом, для мойки возможны следующие варианты работы.

1. Сделать абсолютно герметичные емкости для грязной воды и по мере заполнения вывозить эту воду машинами Спецтранса. Не факт, что проект такой мойки согласуют, хотя все возможно. Гораздо более важный момент – стоимость вывоза грязной воды просто съест всю прибыль автомойки. На мытье машины в зависимости от сезона и погоды уходит 100–200 литров воды. Утилизация кубометра воды стоит около 2 тыс. руб. Получается, что к себестоимости каждой мойки добавляется около 300 руб. Тут даже не прибыль, тут уже одни убытки.

2. Использовать систему оборотного водоснабжения, когда вода после мойки проходит очистку и ее можно использовать снова. Общий принцип работы системы оборотного водоснабжения: грязная вода после мойки стекает в водосборный лоток на полу, а оттуда попадает в специальный отстойник, который еще называют кессоном. Точнее говоря, это должен быть не один отстойник, а два-три, соединенные между собой трубами. В первом отстойнике оседает песок и крупные частицы грязи, во втором – нефтепродукты, а из третьего отстойника, который также называют насосной емкостью, первично очищенная вода забирается погружным насосом и подается в очистную установку. Там она проходит глубокую очистку и поступает обратно на вход АВД. Ополаскивание автомобиля делается свежей водой, чтобы не оставалось разводов. Чтобы система не переполнилась, расход свежей воды на ополаскивание составляет 10–15 % от общего расхода воды на мойку. Если используется 150 литров, то на ополаскивание нужно примерно 15 литров свежей воды. Стандартные очистные установки позволяют использовать воду до 50-100 циклов, после чего ее нужно утилизировать. По мере использования оборотной воды в процессе мойки в ней постепенно накапливаются соли, особенно зимой, когда дороги поливают антигололедной химией. Когда солей накопится сверх нормы, тогда и меняют воду. В этом случае стоимость утилизации уже не бьет по карману, да и за водопотребление платить нужно меньше.

В некоторых случаях чиновники могут разрешить сброс очищенной воды в ливневую канализацию после дополнительной доочистки, об этом нужно узнавать в местных инстанциях. Нормативами это запрещено, и если такие вещи согласуют, то это должностное преступление как со стороны чиновника, так и со стороны владельца мойки. Выданное разрешение, которое противоречит нормативам, не освобождает от ответственности. Есть нормативы качества сточных вод, которые могут быть сброшены в водосток, единые для всей территории РФ. Но также есть запрет на сброс производственных сточных вод в ливневую канализацию, а стоки от мойки машин – это производственные стоки.

Штрафы за превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) различных веществ в стоках могут быть очень существенными – до 300 тыс. руб. за каждый обнаруженный факт сброса (пятикратная стоимость потребленной за полгода воды). Более подробно об этом вы можете узнать в местном отделении Роспотребнадзора и Водоканала. Разное превышение ПДК может стоить разных денег в зависимости от того, какой параметр превышен. Превышение по нефтепродуктам – одна сумма штрафа. По жирам – другая. Также на штраф влияет количество потребленной воды.

Однако же с обороткой есть существенные проблемы. Во-первых, оборотная вода чаще всего со временем начинает тухнуть и приобретает характерный запах, и чем дольше вода стоит в отстойниках, тем сильнее запах. Способы борьбы с запахом есть разные: озонирование, ультрафиолет, добавление в оборотную воду хлора и перекиси водорода. Обычно обходятся только перекисью и плюс к этому периодически добавляют в отстойники водопроводную воду. Либо можно использовать ультрафиолет + перескись. А вот озонирование для автомойки выходит слишком накладным.

Второй момент: сложности с оборудованием. Во-первых, оборотная вода не всегда очищается до качества водопроводной и сильно снижает ресурс АВД. Вода, прошедшая через дешевую очистную установку, содержит мелкие взвеси, которые работают как абразив и изнашивают движущиеся части насосов высокого давления, засоряют форсунки моечного оборудования и портят ЛКП моющихся автомобилей. Поэтому нужно мудрить с дополнительной фильтрацией на входе в аппарат. Во-вторых, нужно настраивать систему переключения подачи чистой воды и оборотной, причем желательно с пульта дистанционного управления, чтобы мойщику не нужно было никуда бегать: помыл обороткой, нажал кнопку на брелоке, сполоснул чистой.

Все это приводит к тому, что большинство владельцев моек, особенно ручных, покупают очистную установку только для того, чтобы согласовать проект и ввести мойку в эксплуатацию. То есть, грубо говоря, очистная стоит, но не работает, машины полностью моют водопроводной водой, а в отстойниках делают секретную сливную пробку и грязную воду сбрасывают в канализацию. Это, само собой, незаконно.

При этом очистная установка покупается исходя из простых соображений: все равно работать на оборотке не буду, поэтому смысла тратить много денег на нее нет, главное, чтобы СЭС одобрила. То есть покупается за $3–4 тыс. груда железа, которая даже в теории не работает, но зато с бумажкой-сертификатом.

Если вы не хотите иметь проблем с контролирующими организациями, придется использовать оборотную воду и вызывать илосос для откачивания осадка. В среднем илосос вызывают от одного раза в месяц до одного раза в полгода. Это зависит от объема отстойников, погоды и загруженности мойки.

Более или менее приличная очистная установка стоит минимум $10–15 тыс. Предложений на российском рынке достаточно много – «АРОС», «АРГО», «СОРВ-2», «КАСКАД». Перед тем как выбирать очистную, нужно сходить в местное отделение Роспотребнадзора и узнать, какую очистную установку они точно готовы согласовать, и уже после этого думать над выбором.

С автоматическими мойками ситуация получше, потому как там расход воды намного больше и нормальная система оборотного водоснабжения просто необходима. Например, на большинстве российских автоматических моек, использующих оборудование «Сhrist», очистные установки не просто стоят, но и работают. Как правило, это установки «Сhrist Fоntis» с автоматической промывкой фильтров.

От типа мойки, числа постов и потока машин зависит необходимая производительность системы очистки. Обычно на двухпостовую ручную мойку достаточно производительности 1,2 м 3 /ч. В общем, для ручной мойки можно считать по 0,6 м 3 /ч на один пост. Для портальных и туннельных моек соответственно производительность должна приниматься по паспорту моечной установки.

Если отстойники располагаются под землей, они полезной площади не занимают, сверху будут только люки. Однако бывают и надземные отстойники. Чтобы решить проблемы с запахом оборотной воды, можно располагать отстойники вне помещения мойки, а если это технически невозможно, нужно продумать их вентиляцию.

С кессонами главный принцип – чем больше, тем лучше. Оптимально, когда объем отстойников позволяет обеспечить время отстаивания не менее 8 часов – от момента попадания воды в первый отстойник до момента ее забора на очистную установку. Например, при сбросе около 40 литров в минуту объем получается порядка 20 кубов, но в любом случае нужно делать расчеты с учетом геометрии отстойника. Оптимальный размер отстойников для ручных и портальных моек – 15–25 кубометров. Для конвейеров и грузовых моек отстойники могут быть в два-три раза больше. Первый отстойник должен быть самым большим и как минимум не меньше рабочего объема илососа.

А вообще, при строительстве стоит обратиться в вашу местную профильную организацию, которая уже имеет опыт по автомойкам в вашем городе или районе и может сделать все необходимые расчеты.

Читайте также: