Монтаж уэцн на скважине

Обновлено: 07.07.2024

Эксплуатация скважин установками электрических погружных центробежных насосов (УЭЦН)

Установки электрических погружных центробежных насосов относятся к классу бесштанговых установок и играют в нефтедобывающей промышленности России определяющую роль по объему добываемой нефти. Они предназначены для эксплуатации добывающих скважин различной глубины с различными свойствами добываемой продукции: безводная маловязкая и средней вязкости нефть; обводненная нефть; смесь нефти, воды и газа. Естественно, что и эффективность эксплуатации скважин УЭЦН может существенно различаться, т.к. свойства откачиваемой продукции влияют на выходные параметры установки.

Кроме того, УЭЦН имеют неоспоримые преимущества перед штанговыми установками не только за счет переноса приводного электродвигателя на забой и ликвидации колонны штанг, что существенно повышает КПД системы, но и за счет значительного диапазона рабочих подач (от нескольких десятков до нескольких сотен м3/сут) и напоров (от нескольких сотен до нескольких тысяч метров) при сравнительно высокой наработке установки на отказ.

Рассмотрим более подробно принципиальную схему УЭЦН и назначение каждого из ее элементов.

Установка ЭЦН является сложной технической системой и, несмотря на широко известный принцип действия центробежного насоса, представляет собой совокупность оригинальных по конструкции элементов. Принципиальная схема УЭЦН приведена на рис. 6.1. Установка состоит из двух частей: наземной и погружной. Наземная часть включает автотрансформатор 1; станцию управления 2; кабельный барабан 3 и оборудование устья скважины 4. Погружная часть включает колонну НКТ 5, на которой погружной агрегат спускается в скважину; бронированный трехжильный электрический кабель 6, по которому подается питающее напряжение погружному электродвигателю и который крепится к колонне НКТ специальными зажимами 7.

Погружной агрегат состоит из многоступенчатого центробежного насоса 8, оборудованного приемной сеткой 9 и обратным клапаном 10. Часто в комплект погружной установки входит сливной клапан 11, через который сливается жидкость из НКТ при подъеме установки. В нижней части насос сочленен с узлом гидрозащиты (протектором) 12, который, в свою очередь, сочленен с погружным электродвигателем 13. В нижней части электродвигатель 13 имеет компенсатор 14.

Погружной центробежный насос конструктивно представляет собой совокупность ступеней небольшого диаметра, состоящих, в свою очередь, из рабочих колес и направляющих аппаратов, размещаемых в корпусе насоса (трубе). Рабочие колеса, изготавливаемые из чугуна, бронзы или пластических материалов, крепятся на валу насоса по скользящей посадке с помощью специальной шпонки. Верхняя часть сборки рабочих колес (вала насоса) имеет опорную пяту (подшипник скольжения), закрепляемую в корпусе насоса. Каждое рабочее колесо опирается на торцевую поверхность направляющего аппарата. Нижний конец насоса имеет подшипниковый узел, состоящий из радиально-упорных подшипников. Узел подшипников изолирован от откачиваемой жидкости и в некоторых конструкциях вал насоса уплотняется специальным сальником. Погружной центробежный насос выполняется в виде отдельных секций с большим числом ступеней в каждой секции (до 120), что позволяет собирать насос с необходимым напором.

Отечественная промышленность выпускает насосы обычного и износостойкого исполнения. Насосы износостойкого исполнения предназначены для откачки из скважин жидкостей с определенным количеством механических примесей (указывается в паспорте насоса). По поперечным габаритам (диаметру корпуса) выпускаются насосы нескольких групп, соответствующих номинальному диаметру обсадных колонн (в дюймах) добывающих скважин: 5, 5а, 6.

По рабочим параметрам (подаче Q и напору Н) выпускается широкая гамма погружных насосов, что позволяет использовать эти насосы для эксплуатации скважин различных категорий. Каждый погружной центробежный насос имеет свой шифр, в котором отражены диаметр эксплуатационной колонны, подача и напор при работе в оптимальном режиме. Например, насос ЭЦН6-500-750 — электрический центробежный насос для обсадных колонн диаметром 6", с оптимальной подачей 500 м3/сут при напоре 750 м.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Погружной электрический двигатель (ПЭД) — двигатель специальной конструкции и представляет собой асинхронный двухполюсный двигатель переменного тока с короткозамкнутым ротором. Двигатель заполнен маловязким маслом, которое выполняет функцию смазки подшипников ротора и отвода тепла к стенкам корпуса двигателя, омываемого потоком скважинной продукции.

Верхний конец вала электродвигателя подвешен на пяте скольжения. Ротор двигателя секционный; секции собраны на валу двигателя, изготовлены из пластин трансформаторного железа и имеют пазы, в которые вставлены алюминиевые стержни, закороченные с обеих сторон секции токопроводящими кольцами. Между секциями вал опирается на подшипники. По всей длине вал электродвигателя имеет отверстие для циркуляции масла внутри двигателя, осуществляемой также через паз статора. В нижней части двигателя имеется масляный фильтр. Секции статора разделены немагнитными пакетами, в которых расположены опорные радиальные подшипники. Нижний конец вала также закреплен в подшипнике.

Длина и диаметр двигателя определяют его мощность. Скорость вращения вала ПЭД зависит от частоты тока; при частоте переменного тока 50 Гц синхронная скорость составляет 3000 об/мин. Погружные электродвигатели маркируются с указанием мощности (в кВт) и наружного диаметра корпуса (мм), например, ПЭД 65-117—погружной электродвигатель мощностью 65 кВт и наружным диаметром 117 мм. Необходимая мощность электродвигателя зависит от подачи и напора погружного центробежного насоса и может достигать сотен кВт.

Современные погружные электродвигатели комплектуются системами датчиков давления, температуры и других параметров, фиксируемых на глубине спуска агрегата, с передачей сигналов по электрическому кабелю на поверхность (станцию управления).

Узел гидрозащиты размещается между насосом и двигателем и предназначен для защиты электродвигателя от попадания в него откачиваемой продукции и смазки радиально-упорного подшипника насоса (при необходимости). Основной объем узла гидрозащиты, формируемый эластичным мешком, заполнен жидким маслом. Через обратный клапан наружная поверхность мешка воспринимает давление продукции скважины на глубине спуска погружного агрегата. Таким образом, внутри эластичного мешка, заполненного жидким маслом, давление равно давлению погружения. Для создания избыточного давления внутри этого мешка на валу протектора имеется турбинка. Жидкое масло через систему каналов под избыточным давлением поступает во внутреннюю полость электродвигателя, что предотвращает попадание скважинной продукции внутрь электродвигателя.

Компенсатор предназначен для компенсации объема масла внутри двигателя при изменении температурного режима электродвигателя (нагревание и охлаждение) и представляет собой эластичный мешок, заполненный жидким маслом и расположенный в корпусе. Корпус компенсатора имеет отверстия, сообщающие наружную поверхность мешка со скважиной. Внутренняя полость мешка связана с электродвигателем, а внешняя — со скважиной. При охлаждении масла объем его уменьшается, и скважинная жидкость через отверстия в корпусе компенсатора входит в зазор между наружной поверхностью мешка и внутренней стенкой корпуса компенсатора, создавая тем самым условия полного заполнения внутренней полости погружного электродвигателя маслом. При нагревании масла в электродвигателе объем его увеличивается, и масло перетекает во внутреннюю полость мешка компенсатора; при этом скважинная жидкость из зазора между наружной поверхностью мешка и внутренней поверхностью корпуса выдавливается через отверстия в скважину.

Все корпуса элементов погружного агрегата соединяются между собой фланцами со шпильками. Валы погружного насоса, узла гидрозащиты и погружного электродвигателя соединяются между собой шлицевыми муфтами.

Таким образом, погружной агрегат УЭЦН представляет собой комплекс сложных электрических, механических и гидравлических устройств высокой надежности, что требует от персонала высокой квалификации.

Как уже отмечено, на выкиде погружного насоса устанавливаются обратный и сливной клапаны.

Обратный клапан размещается в головке насоса и предназначен для предотвращения слива жидкости через насос из колонны НКТ при остановках погружного агрегата. Остановки погружного агрегата происходят по многим причинам: отключение электроэнергии при аварии на силовой линии; отключение из-за срабатывания защиты ПЭД; отключение при периодической эксплуатации и т.п. При остановке (обесточивании) погружного агрегата столб жидкости из НКТ начинает стекать через насос в скважину, раскручивая вал насоса (а значит, и вал погружного электродвигателя) в обратном направлении. Если в этот период возобновляется подача электроэнергии, ПЭД начинает вращаться в прямом направлении, преодолевая огромную силу. Пусковой ток ПЭД в этот момент может превысить допустимые пределы, и, если не сработает защита, электродвигатель выходит из строя. Чтобы предотвратить это явление и сократить простои скважины, погружной насос оборудуют обратным клапаном.

С другой стороны, наличие обратного клапана при подъеме погружного агрегата не позволяет жидкости стекать из колонны НКТ. Подъем установки проводят, когда колонна НКТ заполнена скважинной продукцией, которая выливается на устье, создавая сверхтяжелые условия работы бригаде подземного ремонта и нарушая все условия обеспечения безопасности жизнедеятельности, противопожарной и экологической защиты, что недопустимо. Поэтому погружной насос оборудуют так называемым сливным клапаном.

Сливной клапан размещается в специальной муфте, соединяющей между собой насосно-компрессорные трубы, и представляет собой, как правило, бронзовую трубку, один конец которой запаян, а другой, открытый конец, на резьбе вворачивается в муфту изнутри. Сливной клапан располагается горизонтально по отношению к вертикальной колонне НКТ. При необходимости подъема установки из скважины в колонну НКТ сбрасывается небольшой груз, который обламывает бронзовую трубку сливного клапана, и жидкость из НКТ при подъеме сливается в затрубное пространство.

Электрический кабель предназначен для подачи питающего напряжения на клеммы погружного электродвигателя. Кабель трехжильный, с резиновой или полиэтиленовой изоляцией жил и сверху покрыт металлической броней. Поверхностное бронирование кабеля осуществляется стальной оцинкованной профилированной лентой, что предотвращает токоведущие жилы от механических повреждений при спуске и подъеме установки. Выпускаются кабели круглые и плоские. Плоский кабель имеет меньшие радиальные габариты. Кабели зашифрованы следующим образом: КРБК, КРБП, КПБК, КПБП — кабель с резиновой изоляцией, бронированный, круглый; кабель с резиновой изоляцией, бронированный, плоский; кабель с полиэтиленовой изоляцией, бронированный, круглый; кабель с полиэтиленовой изоляцией, бронированный, плоский.

Жилы медные, с различным сечением; например, КПБП 3x16: кабель с полиэтиленовой изоляцией, бронированный, плоский, трехжильный с площадью поперечного сечения каждой жилы 16 мм2.

Кабель крепится к колонне НКТ в двух местах: над муфтой и под муфтой. В настоящее время преимущественно применяются кабели с полиэтиленовой изоляцией.

Автотрансформатор предназначен для повышения напряжения, подаваемого на клеммы погружного электродвигателя. Сетевое напряжение составляет 380 В, а рабочее напряжение электродвигателей в зависимости от мощности изменяется от примерно 400 В до 2000 В. С помощью автотрансформатора напряжение промысловой сети 380 В повышается до рабочего напряжения каждого конкретного погружного электродвигателя с учетом потерь напряжения в подводящем кабеле. Типоразмер автотрансформатора соответствует мощности используемого погружного электродвигателя.

Станция управления предназначена для управления работой и защиты УЭЦН и может работать в ручном и автоматическом режимах. Станция оснащена необходимыми контрольно-измерительными системами, автоматами, всевозможными реле (максимальные, минимальные, промежуточные, реле времени и т.п.). При возникновении нештатных ситуаций срабатывают соответствующие системы защиты, и установка отключается.

Станция управления выполнена в металлическом ящике, может устанавливаться на открытом воздухе, но часто размещается в специальной будке.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Эксплуатация скважин установками электрических погружных центробежных насосов (УЭЦН)

Добыча нефти и газа

logo

1. Доставка УЭЦН на скважину производится только на специально оборудованном транспорте, с обязательным закреплением узлов всеми предусмотренными приспособлениями.

2. Разгрузка/погрузка УЭЦН на скважине осуществляется совместно бригадой ПКРС и монтажником ЦБПО ЭПУ с использованием грузоподъемных устройств спецтехники, доставившей установку. Разгрузка узлов УЭЦН производится на очищенные от нефтепродуктов и песка приемные мостки бригады ПКРС, а барабан с кабелем выгружается непосредственно на автовымотку. При отсутствии подъездов к мосткам или к автовымотке монтаж не производится. При разгрузке необходимо оберегать узлы УЭЦН и кабель от ударов и повреждений. Автовымотка размещается в 15-20 м от устья скважины в зоне видимости бригады. Кабель должен сходить с верхней части барабана. Между устьем скважины и автовымоткой через 2-3 метра должны быть установлены подставки под кабель высотой около 1 метра, препятствующие контакту кабеля с поверхностью земли. Кабельный ролик подвешивается на мачте подъемника на высоте 5-6 м. Оси вращения кабельного ролика и барабана должны быть перпендикулярны линии, условно проложенной от устья скважины к барабану, а центры ролика и барабана должны находиться на этой линии.
3. Монтажник ЦБПО ЭПУ передает бригаде исправные и проверенные хомуты для монтажа УЭЦН. Бригада ПКРС самостоятельно устанавливает (и снимает) хомуты на головки узлов УЭЦН а такж поднимает узлы над устьем скважины после готовности монтажника ЦБПО ЭПУ к выполнению операций, разматывает и прокладывает погружной кабель от автовымотки до устья скважины. При этом не допускается попадание песка, грязи на узлы УЭЦН, кабель. Во время спуско-подъемных операций монтажник не имеет права находиться в зоне работы подъемника. По окончании монтажа бригада ПКРС возвращает монтажнику чистые и исправные хомуты.
4. Монтаж УЭЦН производится в соответствии с технологическими инструкциями на производство работ, согласованными с АО ЮНГ. В процессе монтажа мастер ПКРС (бурильщик, ст. оператор) : сверяет соответствие привезенной установки заказанной и номеров узлов записаным в паспорте; контролирует опрессовку токоввода двигателя ПЭД (5 кгс/см2*10 минут - падение давления, течь масла и отпотевание не допускаются), установку шлицевых муфт и легкость вращения валов; проверяет сопротивление изоляции установки в сборе (не менее 50 МОм) и наличие маркировки и фазировки на конце кабеля; расписывается в эксплуатационном паспорте УЭЦН, подтверждая что оборудование к спуску принято, после этого заполненный паспорт остается в бригаде до окончания спуска. Резьба и состояние используемого при монтаже крепежа УЭЦН должны быть проверены на базе ЭПУ, рекомендуется использовать крепеж не более 3 раз.
5. Ответственность за качество монтажа возлагается на монтажника и начальника цеха проката ЦБПО ЭПУ, ответственность за безопасное производство работ на скважине несет мастер бригады ПКРС. В случае нарушения монтажником технологии монтажа, мастер бригады ПКРС имеет право приостановить производство работ с отметкой об этом в паспорте УЭЦН и немедленным извещением диспетчерской службы ЦБПО ЭПУ. Окончательное решение о необходимости замены оборудования в этом случае принимает руководство ЦБПО ЭПУ.


Спуск УЭЦН в скважину, герметизация, пробный запуск


1. Спуск установки производится со скоростью не выше 0,25 м/сек (

35 сек на 1 НКТ), а при прохождении УЭЦН через отмеченые в плане работ участки кривизны с темпом набора более 30' на 10 метров, скорость не должна быть выше 0,1 м/сек (1 НКТ примерно за 1,5 минуты). В процессе спуска необходимо периодически проверять центровку подъемника относительно устья, запрещается спуск УЭЦН с неотцентрованного подъемника.
2. Проворачивание УЭЦН и колонны подвески при спуске в скважину недопустимо, для этого крюко-блок подъемника должен быть застопорен от вращения.
3. При спуске недопустимы рывки кабеля или его натяжка, кабель от вымотки до устья должен быть постоянно провисшим под собственной тяжестью, но при этом не допускается волочение кабеля по земле.
4. На расстоянии 250-300 мм выше и ниже каждой муфты НКТ и каждого сростка кабель необходимо крепить стальными поясами (клямцами) не допуская при этом слабины и провисов кабеля внутри скважины. Клямцы затягивать до момента начальной деформации брони. Пряжку клямцы располагать в свободном пространстве между НКТ и кабелем, но ни в коем случае не на поверхности кабеля, загнутый конец клямцы плотно прижать к пряжке. Для крепления кабеля УЭЦН REDA использовать только клямцы фирмы REDA.
5. Обратный клапан устанавливается над 3 трубой НКТ либо выше, согласно расчета. Обратный клапан предназначен для предотвращения лавинообразного стока жидкости из НКТ через насос, вызывающего турбинное вращение ротора, и облегченного запуска установки, поэтому его конструкция допускает незначительный пропуск жидкости (примерно 15 капель в минуту). Следовательно нельзя расчитывать на качественную опрессовку лифта с данным клапаном. Сбивной клапан установить на следующей трубе, сам сбивной ввертыш должен быть изготовлен из латуни или чугуна и загерметизирован в отверстии корпуса клапана резиновым кольцом. Обеспечением бригад ПКРС качественными сбивными клапанами НГДУ занимается самостоятельно.
6. Через каждые 300 м спуска, бригада выполняющая его должна проверять сопротивление изоляции УЭЦН мегаомметром (V 1000 вольт) с записью в паспорте. При снижении изоляции ниже 1 Мом необходимо прекратить спуск, тщательно насухо протереть концы кабеля и если изоляция не восстановилась вызвать представителя ЦБПО ЭПУ, который принимает окончательное решение о возможности дальнейшего спуска или необходимости подъема установки.
7. После окончания спуска бригада замеряет сопротивление изоляции УЭЦН (не менее 1 Мом) до и после герметизации сальникового ввода, свободный конец брони кабеля закрепляет под гайкой устьевой арматуры и затягивает, прокладывает кабель от устья до СУ или клеммной коробки, заполняет эксплуатационный паспорт с указанием количества спущенных НКТ и глубины подвески (по мере труб), вызывает представителя ЦБПО ЭПУ и цеха добычи нефти для пробного запуска.
8. В процессе пробного запуска производится опрессовка лифта работающим насосом ЭЦН до давления примерно 60 атм, проверка герметичности устьевой арматуры и работоспособности обратного клапана затрубья и сбор жидкости глушения (при необходимости её повторного использования).
9. При отсутствии замечаний заполненный эксплуатационный паспорт УЭЦН передается бригадой ПКРС цеху добычи нефти. Паспорт остается в ЦДНГ до следующего ремонта скважины и выдачи бригаде ПКРС плана работ с целью подъема этой установки.
10. Ответственность за качество спуска УЭЦН в скважину возлагается на мастера бригады ПКРС и персонально на членов бригады производивших спуск.

Добыча нефти и газа

logo


Вы здесь: Оборудование, трубы, материалы для нефти и газа Монтаж УЭЦН

Монтаж УЭЦН

1. Доставка УЭЦН на скважину производится только на специально оборудованном транспорте, с обязательным закреплением узлов всеми предусмотренными приспособлениями.

2. Разгрузка/погрузка УЭЦН на скважине осуществляется совместно бригадой ПКРС и монтажником ЦБПО ЭПУ с использованием грузоподъемных устройств спецтехники, доставившей установку. Разгрузка узлов УЭЦН производится на очищенные от нефтепродуктов и песка приемные мостки бригады ПКРС, а барабан с кабелем выгружается непосредственно на автовымотку. При отсутствии подъездов к мосткам или к автовымотке монтаж не производится. При разгрузке необходимо оберегать узлы УЭЦН и кабель от ударов и повреждений. Автовымотка размещается в 15-20 м от устья скважины в зоне видимости бригады. Кабель должен сходить с верхней части барабана. Между устьем скважины и автовымоткой через 2-3 метра должны быть установлены подставки под кабель высотой около 1 метра, препятствующие контакту кабеля с поверхностью земли. Кабельный ролик подвешивается на мачте подъемника на высоте 5-6 м. Оси вращения кабельного ролика и барабана должны быть перпендикулярны линии, условно проложенной от устья скважины к барабану, а центры ролика и барабана должны находиться на этой линии.
3. Монтажник ЦБПО ЭПУ передает бригаде исправные и проверенные хомуты для монтажа УЭЦН. Бригада ПКРС самостоятельно устанавливает (и снимает) хомуты на головки узлов УЭЦН а такж поднимает узлы над устьем скважины после готовности монтажника ЦБПО ЭПУ к выполнению операций, разматывает и прокладывает погружной кабель от автовымотки до устья скважины. При этом не допускается попадание песка, грязи на узлы УЭЦН, кабель. Во время спуско-подъемных операций монтажник не имеет права находиться в зоне работы подъемника. По окончании монтажа бригада ПКРС возвращает монтажнику чистые и исправные хомуты.
4. Монтаж УЭЦН производится в соответствии с технологическими инструкциями на производство работ, согласованными с АО ЮНГ. В процессе монтажа мастер ПКРС (бурильщик, ст. оператор) : сверяет соответствие привезенной установки заказанной и номеров узлов записаным в паспорте; контролирует опрессовку токоввода двигателя ПЭД (5 кгс/см2*10 минут - падение давления, течь масла и отпотевание не допускаются), установку шлицевых муфт и легкость вращения валов; проверяет сопротивление изоляции установки в сборе (не менее 50 МОм) и наличие маркировки и фазировки на конце кабеля; расписывается в эксплуатационном паспорте УЭЦН, подтверждая что оборудование к спуску принято, после этого заполненный паспорт остается в бригаде до окончания спуска. Резьба и состояние используемого при монтаже крепежа УЭЦН должны быть проверены на базе ЭПУ, рекомендуется использовать крепеж не более 3 раз.
5. Ответственность за качество монтажа возлагается на монтажника и начальника цеха проката ЦБПО ЭПУ, ответственность за безопасное производство работ на скважине несет мастер бригады ПКРС. В случае нарушения монтажником технологии монтажа, мастер бригады ПКРС имеет право приостановить производство работ с отметкой об этом в паспорте УЭЦН и немедленным извещением диспетчерской службы ЦБПО ЭПУ. Окончательное решение о необходимости замены оборудования в этом случае принимает руководство ЦБПО ЭПУ.


Спуск УЭЦН в скважину, герметизация, пробный запуск


1. Спуск установки производится со скоростью не выше 0,25 м/сек (

35 сек на 1 НКТ), а при прохождении УЭЦН через отмеченые в плане работ участки кривизны с темпом набора более 30' на 10 метров, скорость не должна быть выше 0,1 м/сек (1 НКТ примерно за 1,5 минуты). В процессе спуска необходимо периодически проверять центровку подъемника относительно устья, запрещается спуск УЭЦН с неотцентрованного подъемника.
2. Проворачивание УЭЦН и колонны подвески при спуске в скважину недопустимо, для этого крюко-блок подъемника должен быть застопорен от вращения.
3. При спуске недопустимы рывки кабеля или его натяжка, кабель от вымотки до устья должен быть постоянно провисшим под собственной тяжестью, но при этом не допускается волочение кабеля по земле.
4. На расстоянии 250-300 мм выше и ниже каждой муфты НКТ и каждого сростка кабель необходимо крепить стальными поясами (клямцами) не допуская при этом слабины и провисов кабеля внутри скважины. Клямцы затягивать до момента начальной деформации брони. Пряжку клямцы располагать в свободном пространстве между НКТ и кабелем, но ни в коем случае не на поверхности кабеля, загнутый конец клямцы плотно прижать к пряжке. Для крепления кабеля УЭЦН REDA использовать только клямцы фирмы REDA.
5. Обратный клапан устанавливается над 3 трубой НКТ либо выше, согласно расчета. Обратный клапан предназначен для предотвращения лавинообразного стока жидкости из НКТ через насос, вызывающего турбинное вращение ротора, и облегченного запуска установки, поэтому его конструкция допускает незначительный пропуск жидкости (примерно 15 капель в минуту). Следовательно нельзя расчитывать на качественную опрессовку лифта с данным клапаном. Сбивной клапан установить на следующей трубе, сам сбивной ввертыш должен быть изготовлен из латуни или чугуна и загерметизирован в отверстии корпуса клапана резиновым кольцом. Обеспечением бригад ПКРС качественными сбивными клапанами НГДУ занимается самостоятельно.
6. Через каждые 300 м спуска, бригада выполняющая его должна проверять сопротивление изоляции УЭЦН мегаомметром (V 1000 вольт) с записью в паспорте. При снижении изоляции ниже 1 Мом необходимо прекратить спуск, тщательно насухо протереть концы кабеля и если изоляция не восстановилась вызвать представителя ЦБПО ЭПУ, который принимает окончательное решение о возможности дальнейшего спуска или необходимости подъема установки.
7. После окончания спуска бригада замеряет сопротивление изоляции УЭЦН (не менее 1 Мом) до и после герметизации сальникового ввода, свободный конец брони кабеля закрепляет под гайкой устьевой арматуры и затягивает, прокладывает кабель от устья до СУ или клеммной коробки, заполняет эксплуатационный паспорт с указанием количества спущенных НКТ и глубины подвески (по мере труб), вызывает представителя ЦБПО ЭПУ и цеха добычи нефти для пробного запуска.
8. В процессе пробного запуска производится опрессовка лифта работающим насосом ЭЦН до давления примерно 60 атм, проверка герметичности устьевой арматуры и работоспособности обратного клапана затрубья и сбор жидкости глушения (при необходимости её повторного использования).
9. При отсутствии замечаний заполненный эксплуатационный паспорт УЭЦН передается бригадой ПКРС цеху добычи нефти. Паспорт остается в ЦДНГ до следующего ремонта скважины и выдачи бригаде ПКРС плана работ с целью подъема этой установки.
10. Ответственность за качество спуска УЭЦН в скважину возлагается на мастера бригады ПКРС и персонально на членов бригады производивших спуск.

Добыча нефти и газа

logo

1. Доставка УЭЦН на скважину производится только на специально оборудованном транспорте, с обязательным закреплением узлов всеми предусмотренными приспособлениями.

2. Разгрузка/погрузка УЭЦН на скважине осуществляется совместно бригадой ПКРС и монтажником ЦБПО ЭПУ с использованием грузоподъемных устройств спецтехники, доставившей установку. Разгрузка узлов УЭЦН производится на очищенные от нефтепродуктов и песка приемные мостки бригады ПКРС, а барабан с кабелем выгружается непосредственно на автовымотку. При отсутствии подъездов к мосткам или к автовымотке монтаж не производится. При разгрузке необходимо оберегать узлы УЭЦН и кабель от ударов и повреждений. Автовымотка размещается в 15-20 м от устья скважины в зоне видимости бригады. Кабель должен сходить с верхней части барабана. Между устьем скважины и автовымоткой через 2-3 метра должны быть установлены подставки под кабель высотой около 1 метра, препятствующие контакту кабеля с поверхностью земли. Кабельный ролик подвешивается на мачте подъемника на высоте 5-6 м. Оси вращения кабельного ролика и барабана должны быть перпендикулярны линии, условно проложенной от устья скважины к барабану, а центры ролика и барабана должны находиться на этой линии.
3. Монтажник ЦБПО ЭПУ передает бригаде исправные и проверенные хомуты для монтажа УЭЦН. Бригада ПКРС самостоятельно устанавливает (и снимает) хомуты на головки узлов УЭЦН а такж поднимает узлы над устьем скважины после готовности монтажника ЦБПО ЭПУ к выполнению операций, разматывает и прокладывает погружной кабель от автовымотки до устья скважины. При этом не допускается попадание песка, грязи на узлы УЭЦН, кабель. Во время спуско-подъемных операций монтажник не имеет права находиться в зоне работы подъемника. По окончании монтажа бригада ПКРС возвращает монтажнику чистые и исправные хомуты.
4. Монтаж УЭЦН производится в соответствии с технологическими инструкциями на производство работ, согласованными с АО ЮНГ. В процессе монтажа мастер ПКРС (бурильщик, ст. оператор) : сверяет соответствие привезенной установки заказанной и номеров узлов записаным в паспорте; контролирует опрессовку токоввода двигателя ПЭД (5 кгс/см2*10 минут - падение давления, течь масла и отпотевание не допускаются), установку шлицевых муфт и легкость вращения валов; проверяет сопротивление изоляции установки в сборе (не менее 50 МОм) и наличие маркировки и фазировки на конце кабеля; расписывается в эксплуатационном паспорте УЭЦН, подтверждая что оборудование к спуску принято, после этого заполненный паспорт остается в бригаде до окончания спуска. Резьба и состояние используемого при монтаже крепежа УЭЦН должны быть проверены на базе ЭПУ, рекомендуется использовать крепеж не более 3 раз.
5. Ответственность за качество монтажа возлагается на монтажника и начальника цеха проката ЦБПО ЭПУ, ответственность за безопасное производство работ на скважине несет мастер бригады ПКРС. В случае нарушения монтажником технологии монтажа, мастер бригады ПКРС имеет право приостановить производство работ с отметкой об этом в паспорте УЭЦН и немедленным извещением диспетчерской службы ЦБПО ЭПУ. Окончательное решение о необходимости замены оборудования в этом случае принимает руководство ЦБПО ЭПУ.


Спуск УЭЦН в скважину, герметизация, пробный запуск


1. Спуск установки производится со скоростью не выше 0,25 м/сек (

35 сек на 1 НКТ), а при прохождении УЭЦН через отмеченые в плане работ участки кривизны с темпом набора более 30' на 10 метров, скорость не должна быть выше 0,1 м/сек (1 НКТ примерно за 1,5 минуты). В процессе спуска необходимо периодически проверять центровку подъемника относительно устья, запрещается спуск УЭЦН с неотцентрованного подъемника.
2. Проворачивание УЭЦН и колонны подвески при спуске в скважину недопустимо, для этого крюко-блок подъемника должен быть застопорен от вращения.
3. При спуске недопустимы рывки кабеля или его натяжка, кабель от вымотки до устья должен быть постоянно провисшим под собственной тяжестью, но при этом не допускается волочение кабеля по земле.
4. На расстоянии 250-300 мм выше и ниже каждой муфты НКТ и каждого сростка кабель необходимо крепить стальными поясами (клямцами) не допуская при этом слабины и провисов кабеля внутри скважины. Клямцы затягивать до момента начальной деформации брони. Пряжку клямцы располагать в свободном пространстве между НКТ и кабелем, но ни в коем случае не на поверхности кабеля, загнутый конец клямцы плотно прижать к пряжке. Для крепления кабеля УЭЦН REDA использовать только клямцы фирмы REDA.
5. Обратный клапан устанавливается над 3 трубой НКТ либо выше, согласно расчета. Обратный клапан предназначен для предотвращения лавинообразного стока жидкости из НКТ через насос, вызывающего турбинное вращение ротора, и облегченного запуска установки, поэтому его конструкция допускает незначительный пропуск жидкости (примерно 15 капель в минуту). Следовательно нельзя расчитывать на качественную опрессовку лифта с данным клапаном. Сбивной клапан установить на следующей трубе, сам сбивной ввертыш должен быть изготовлен из латуни или чугуна и загерметизирован в отверстии корпуса клапана резиновым кольцом. Обеспечением бригад ПКРС качественными сбивными клапанами НГДУ занимается самостоятельно.
6. Через каждые 300 м спуска, бригада выполняющая его должна проверять сопротивление изоляции УЭЦН мегаомметром (V 1000 вольт) с записью в паспорте. При снижении изоляции ниже 1 Мом необходимо прекратить спуск, тщательно насухо протереть концы кабеля и если изоляция не восстановилась вызвать представителя ЦБПО ЭПУ, который принимает окончательное решение о возможности дальнейшего спуска или необходимости подъема установки.
7. После окончания спуска бригада замеряет сопротивление изоляции УЭЦН (не менее 1 Мом) до и после герметизации сальникового ввода, свободный конец брони кабеля закрепляет под гайкой устьевой арматуры и затягивает, прокладывает кабель от устья до СУ или клеммной коробки, заполняет эксплуатационный паспорт с указанием количества спущенных НКТ и глубины подвески (по мере труб), вызывает представителя ЦБПО ЭПУ и цеха добычи нефти для пробного запуска.
8. В процессе пробного запуска производится опрессовка лифта работающим насосом ЭЦН до давления примерно 60 атм, проверка герметичности устьевой арматуры и работоспособности обратного клапана затрубья и сбор жидкости глушения (при необходимости её повторного использования).
9. При отсутствии замечаний заполненный эксплуатационный паспорт УЭЦН передается бригадой ПКРС цеху добычи нефти. Паспорт остается в ЦДНГ до следующего ремонта скважины и выдачи бригаде ПКРС плана работ с целью подъема этой установки.
10. Ответственность за качество спуска УЭЦН в скважину возлагается на мастера бригады ПКРС и персонально на членов бригады производивших спуск.

Нефть, Газ и Энергетика

Подготавливается площадка для разгрузки узлов УЭЦН, подъезд к этой площадке.

👉При этом не допускается попадание песка, грязи на узлы УЭЦН и кабель. Во время спус ко-подъёмных операций с НКТ слесарь-электромонтажник не должен находиться в зоне перемещения труб и работы персонала бригады ТКРС (освоения).

В процессе монтажа мастер (бурильщик, старший оператор) бригады ТКРС (освоения):

- контролирует опрессовку токоввода ПЭД на величину 5 кгс/см 2 в течение 10 минут, при
которой не допускаются падение давления, течь масла и запотевание;

- проверяет установку шлицевых муфт и лёгкость вращения валов;

- проверяет сопротивление изоляции установки в сборе, которое должно составить не
менее 100 МОм, наличие маркировки и фазировки концов кабеля;

- проверяет длину кабеля по записям в протоколе на кабель и на бирке (клейме) кабеля
с отметкой об этом в эксплуатационном паспорте УЭЦН;

- при монтаже УЭЦН с ПЭД мощностью 90 кВт и выше требует выполнения фазировки на
устье; .

- контролирует использование при монтаже нового крепежа (болтов, гаек, винтов, пру жинных шайб) взамен транспортировочного и производства их затяжки моментными ключами с величиной усилия, равной 5 кгс для гаек М12 и 3,5 кгс - М10;

- подтверждает качество выполненного монтажа и готовность оборудования УЭЦН к спус ку, о чём расписывается в эксплуатационном паспорте УЭЦН.

Ответственность за качество монтажа УЭЦН на устье скважины возлагается на слесаря- электромонтажника и начальника цеха проката ЦБПО ЭПУ, ответственность за безопасное производство работ на скважине несёт мастер бригады ТКРС (освоения).

В случае неподготовленности скважины или бригады ТКРС (освоения) к монтажу УЭЦН (наличие замазученности, неправильная расстановка оборудования, неполный состав вахты и т.п.) слесарь-электромонтажник сообщает об этом диспетчеру ЦБПО ЭПУ с указанием причины невозможности производства работ.

- сопротивление изоляции ПЭД (> 100 МОм);

- сопротивление изоляции кабельной линии (> 100 МОм);

- наличие шлицевых муфт в соединениях валов;

- наличие свободного вращения валов оборудования по отдельности и в сборе;

- полная замена межсекционных уплотнительных колец;

- наличие стопорных элементов в крепёжных соединениях;

- исправность и герметичность обратного клапана;

- исправность сливного клапана;

- наличие маркировки на конце кабельной линии;

- использование при монтаже нового крепежа.

При обнаружении некачественного оборудования составляется акт с представителем ЭМЦ и сообщается об этом диспетчеру ЦБПО ЭПУ. Решение о замене некачественного оборудо вания принимает инженер-технолог ЦБПО ЭПУ, а е ночное время, выходные и праздничные дни - инженер-диспетчер базы.

Случаи ожидания монтажа УЭЦН по вине одной из сторон (монтажная бригада ЦБПО ЭПУ, бригада ТКРС, освоения) более 1 часа оформляются двухсторонним актом.

Работы по монтажу УЭЦН не производятся при ливнях, метелях, пылевых и песчаных бурях, скорости ветра, более 15 м/сек и температуре окружающего воздуха ниже -35*С.

При возникновении спорных ситуаций о производстве монтажа по погодным условиям или другим причинам решение о монтаже принимает начальник ЭМЦ совместно с ЦИТС НГДУ.

Нефть, Газ и Энергетика

Наземное оборудование электронасосов не требует монтажа фундаментов и других сооружений.

Погружной насосный агрегат в собранном виде спускают на насосно-компрессорных трубах.

Перед спуском на устье необходимо выполнить следующие работы:

1) установить хомут-элеватор на электродвигателе, поднять электродвигатель с мостков, спустить его на устье скважины и снять предохранительную крышку;

2) установить хомут-элеватор на протекторе, поднять протектор над скважиной, снять предохранительную крышку с нижнего конца протектора, проверить вращение вала протектора и электродвигателя шлицевым ключом, установить свинцовую прокладку на электродвигатель, соединить вал протектора с валом двигателя шлицевой муфтой, соединить протектор с электродвигателем;

3) снять хомут-элеватор с электродвигателя и опустить двигатель с протектором в устье скважины;

4) снять предохранительную крышку с верхнего конца протектора и проверить вращение вала шлицевым ключом;

5) поднять электродвигатель с протектором над фланцем обсадной колонны и снять упаковочные крышки с кабельного ввода электродвигателя и кабельной муфты, проверить изоляцию;

6) установить свинцовую прокладку в паз кабельного ввода, соединить кабельную муфту с концами обмотки статора электродвигателя и слегка закрепить гайками, не допуская полного уплотнения;

7) вывинтить пробку для выпуска воздуха из нижней камеры протектора и пробку обратного клапана в головке двигателя, ввинтить на место пробки штуцер напорного шланга заправочного насоса; закачать в двигатель жидкое масло до появления его в отверстии нижней камеры протектора и в зазоре неплотно затянутой кабельной муфты; вывинтить штуцер заправочного насоса и ввинтить на место пробку обратного клапана головки двигателя;

8) ввинтить пробку в протектор и затянуть гайки, с помощью которых кабельная муфта крепится к двигателю; опустить двигатель с протектором в скважину до посадки хомута на протекторе на фланец обсадной колонны и проверить вращение двигателя включением в электросеть;

9) навинтить патрубок-проводник на насос, поднять насос с мостков, снять предохранительную крышку с конца насоса, вывинтитьь пробку в основании насоса, проверить вращение вала насоса шлицевым ключом; установить свинцовую прокладку и шлицевую муфту на вал протектора и соединить насос с протектором;

10) снять хомут-элеватор с протектора, поднять протектор над фланцем обсадной колонны; вывинтить пробку обратного клапана протектора и ввинтить на ее место штуцер заправочного насоса с жидким маслом; вывинтить пробку из спускного отверстия протектора и закачать жидкое масло до его появления в спускном отверстии протектора;

11) ввинтить пробку в спускное отверстие протектора продолжать закачивать жидкое масло до появления его в отверстии основания насоса;

12) ввинтить в отверстие основания насоса манометр и опрессовать агрегат;

13) при отсутствии течек масла в соединениях вывинтить манометр и штуцер заправочного бачка;

14) ввинтить воздушную пробку протектора и открыть перепускной клапан протектора на 1,5-2 оборота;

15) при появлении густого масла в отверстии основания насоса закрыть пробку, спустить агрегат и установить предохранительные кожухи;

16) подключить кабель и произвести пробный запуск насоса.

Так как к насосно-компрессорным трубам необходимо хомутами крепить кабель питания электродвигателя, обычный автомат АПР-2ВБ не может быть применен для свинчивания труб. Для механизации работ по спуску погружных электроцентробежных агрегатов ВНИИнефтемашем разработан автомат АПР-2ЭПН, представляющий собой сочетание автомата АПР-2 с автоматической приставкой, оснащенной автоматическим центрирующим устройством и системой съема и надевания хомутов.

После спуска труб при их подвеске на планшайбе следует провести заключительные операции:

1) ввинтить подъемный патрубок в планшайбу, поднять ее с мостков и навинтить на колонну труб;

2) приподнять колонну труб и снять приспособление для защиты кабеля с устья скважины и посадить колонну труб на колонный фланец;

3) вывинтить подъемный патрубок из муфты планшайбы;

4) установить и закрепить сектор планшайбы;

5) поднять и вывинтить арматуру (тройник и задвижку) в муфту планшайбы;

6) соединить нагнетательную линию арматуры и проверить работу насоса и станции управления.

При подвеске труб и переводной катушки необходимо:

1) снять кабель с подвесного ролика;

2) поднять переводной патрубок вместе с переводной катушкой и навинтить на колонну труб;

3) приподнять колонну труб и снять приспособление для защиты кабеля с устья скважины;

4) протащить свободный конец кабеля в отверстие катушки;

5) посадить колонну труб на крестовик и закрепить переводную катушку с крестовиком болтами;

6) установить сальниковое уплотнение;

7) отсоединить переводной патрубок от переводной катушки;

8) поднять елку арматуры и соединить ее с переводной катушкой;

9) соединить нагнетательные линии арматуры.

Автотрансформатор и станция управления имеют салазки, и для них не требуется изготовлять фундаменты. Их устанавливают на полу дощатой будки, которая защищает их от атмосферных осадков и заносов зимой.

В последнее время для скважин, эксплуатируемых погружными центробежными электронасосами (ПЭЦН), вместо планшайб применяют специальную арматуру, которая отличается от обычной фонтанной конструкцией катушки, предназначенной для пропуска кабеля. Для этого в катушку вварена сальниковая камера, уплотненная набивкой. Подвеска насосных труб аналогична подвеске подъемных труб в фонтанных скважинах. Эту арматуру выпускают тройниковой и крестовой.

Для транспортировки оборудования погружных центробежных электронасосов используют специальные агрегаты. Погружное оборудование (насос, двигатель и гидрозащиту) доставляют на скважину не соединенными друг с другом. Все перевозимое оборудование должно быть закреплено. При отсутствии специальных машин оборудование установок погружных центробежных электронасосов перевозят на бортовых машинах с длинным кузовом, при этом насос и двигатель должны транспортироваться в специальных футлярах. Можно использовать для перевозки ПЭЦН специально изготовленные сани. Кабель перевозят намотанным на барабан.

Кантовать и сбрасывать оборудование установок погружных центробежных электронасосов категорически запрещается.

Станции управления необходимо перевозить, соблюдая правила транспортировки контрольно-измерительной и релейной аппаратуры.

Погрузку и разгрузку двигателей и секций насоса производят специальным приспособлением с захватом в двух местах (расстояние между точками захвата должно быть не менее 1,5 мм).

Читайте также: