Монтаж стальных дымовых труб

Обновлено: 07.07.2024

Как смонтировать дымоход из стальной трубы своими руками: чертежи и схемы + правила установки

Если Ваш дом не подключён к центральной системе отопления, придётся устанавливать индивидуальный теплогенерирующий прибор. Что бы это ни было котёл, печь, камин или комплекс, состоящий из нескольких приборов сразу, придётся продумывать концепцию отведения продуктов сгорания топлива. И в данной статье мы расскажем, как обустроить дымоход из стальной трубы своими руками.

Что это такое и для чего он нужен

Стальной дымоход – основной конструктивный элемент отопительного прибора, представляющий собой железный трубопровод по которому посредством естественной силы тяги удаляются образовавшиеся в процессе горения газы и дым.

Как устроен дымоход

Дымоход выполняется в форме металлической трубы, отходящей от камеры сгорания теплогенерирующего агрегата и собранной из нескольких элементов, герметично соединённых между собой. Тем не менее его конструкция и конфигурация может видоизменяться в зависимости от особенностей помещения, места его расположения и схемы разводки.


Принцип работы

  • Сгорающее в топке топливо поднимает температуру порой до 1000⁰C, при этом горячий воздух становится лёгким и устремляется вверх.
  • Поступающий извне прохладный воздух, насыщенный кислородом, наоборот тяжелее.
  • Эта температурная разница запускает процесс естественной конвекции.
  • В результате в контуре возникает так называемая сила тяги, выводящая наружу вредные газы, дым и сажу.

Виды и конструкции

Дымовые трубы производятся из следующих типов стали:

  • Легированной (с эмалевым покрытием и без).
  • Зеркальной нержавейки.
  • Оцинкованной.

Стальные дымоходы бывают 2 моделей:

  • Одностенные (однотрубные).

Простые жёсткие или гибкие гофрированные трубы и фасонные элементы к ним толщиной в одну стенку (0,5 – 1,5 мм) способны выдерживать нагрев до 1100⁰C. Преимущественно используются в качестве вкладышей в кирпичные дымоходные шахты. Могут выступать и в роли самостоятельного конструктивного элемента, однако в данном случае потребуется проведение дополнительных работ по их термоизоляции и утеплению.


  • Двустенные (двухтрубные).

Так называемые сэндвич-дымоходы или коаксиальные состоят из двух труб разного диаметра и, как правило, разного уровня термоустойчивости, вставленных одна в другую. Пространство между ними заполняется огнестойким изоляционным материалом (чаще всего базальтовой минеральной ватой), выполняющим несколько функций:

  1. Утепление трубопровода при его размещении на улице.
  2. Предотвращение образования конденсата.
  3. Обеспечение нормального уровня тяги.

Отличаются более длительным периодом эксплуатации, а также самобытностью и эстетичностью, что избавляет от необходимости их закрытия декоративным кожухом.


Различаются дымоходы и по типу конструкционного решения:

  • Расположение дымоходного контура внутри или снаружи помещения.

Размещение дымоотвода в доме более трудоёмкий процесс, предполагающий его прокладку сквозь перекрытия и вывод через кровлю. Во многом такая концепция оправдана большим коэффициентом теплосбережения, возможностью обустроить самую простую и более эффективную прямую строго вертикальную конфигурацию. Однако этот способ самый пожароопасный, кроме того труба съедает полезную площадь в комнатах, через которые она проходит.


Вывод трубы на улицу через отверстие в стене дома и крепление к фасаду посредством кронштейнов существенно снижает индекс пожароопасности. Однако в данном случае потребуется проведение дополнительных работ по утеплению контура, а в районах с сильными морозами возникает необходимость строительства внешней кирпичной шахты в качестве комплементарного утепляющего кожуха.


  • По углу наклона контура на: прямостоящие (строго вертикальные), наклонные и содержащие горизонтальные участки.

Самой эффективной признаётся первый вариант. Наклоны и горизонтальные плоскости ухудшают тягу в контуре, поэтому их установка должна осуществляться в строгом соответствии со строительными нормативами.


  • По форме дымоходы могут быть круглыми, овальными, квадратными и прямоугольными.

Наилучшим считается круглое сечение, обладающее превосходными аэродинамическими характеристиками. Квадратные и прямоугольные форматы способствуют снижению скорости движения воздушной массы внутри контура из-за образования в углах завихрений. Кроме того именно по углам откладывается большее количество сажи.


Преимущества и недостатки

У стальных дымоходов масса достоинств:

  • Гладкость внутренних стенок минимизирует оседание сажи.
  • Высокие прочностные характеристики и долговечность.
  • Незначительный вес конструкции и, как следствие, отсутствие необходимости в обустройстве отдельной фундаментной платформы.
  • Эстетичность и возможность реализации любых конфигурационных решений.
  • Лёгкость монтажа и возможность осуществления монтажных работ без привлечения узкоспециализированных профессионалов (сборка происходит по принципу конструктора).
  • Ремонтопригодность, простота в обслуживании и уходе.
  • Самая низкая цена по сравнению с дымоходами из других материалов.

Конечно же, железные конструкции обладают и некоторыми недостатками:

  • Металл склонен к коррозии, поэтому образование в контуре конденсата способно сократить срок его эксплуатации.
  • Долговременное воздействие слишком высоких температур может привести к оплавлению и прогоранию трубы.


Срок службы стального дымохода

В среднем период эксплуатации стальных каналов дымоудаления составляет порядка 50 лет. Однако следует отметить, что характеристики стали предопределяют и срок службы дымохода:

  • Оцинковка менее устойчива к коррозии. Образование внутри оцинкованного дымохода конденсата неизбежно сокращает срок его «жизни» до 10-20 лет.
  • Нержавейка и особо прочная легированная сталь могут прослужить и более 100 лет.

Кроме того понятно, что чем толще металлический лист, тем длиннее период его эксплуатации.

Сделать самому или заказать

Необходимо помнить, что ошибки, допущенные в процессе монтажа, могут обернуться самыми неблагоприятными последствиями – отравлением угарными газами и даже пожаром. Лучше всего обратиться за помощью к профессионалам, отдавая предпочтение только проверенным компаниям.


Однако одно из ключевых преимуществ стальных дымоходных контуров заключается в возможности его обустройства собственными силами. Более того даже сами трубы вполне можно изготовить самостоятельно, что позволит существенно сэкономить строительный бюджет и подобрать наиболее оптимальный для магистрали диаметр. Если же Вы обладаете достаточными инженерными и строительными знаниями и навыками и готовы взять на себя ответственность за функционирование дымохода, можете приступать к самостоятельной реализации проекта.

Советы по выбору

Выбирая дымоходный канал, руководствуйтесь:

  • Мощностью теплогенерирующего прибора.
  • Топливом, на котором он будет работать.
  • Температурой горения топлива и, соответственно, дымовых газов.
  • Давлением в контуре.
  • Типом топки (при открытой топке температура нагрева газов увеличивается в 1,5 раза).
  • Режимом протапливания (интенсивная эксплуатация теплогенератора способна довести температуру дымовых газов на входе в контур до 1000⁰C).
  • Местом размещения дымохода (внутри или снаружи здания).

Какая сталь лучше для дымохода

Сталь для дымоходных контуров должна соответствовать ряду требований. Она должна быть стойкой к воздействию:

  • Высоких температур.
  • Возгоранию сажи.
  • Влаги, вызывающей коррозию металла.
  • Агрессивных веществ (кислот и щелочей), образующихся в трубе в результате химической реакции конденсата и продуктов горения топлива.

Наилучшими показателями прочности обладает легированная сталь, содержащая в своём составе химические элементы (хром, медь, никель и др.), улучшающие стойкость металла к коррозии и разрушению.

Нержавеющая сталь практически не уступает легированной по прочности, но стоит дешевле, поэтому пользуется наибольшим спросом. Ещё меньшая стоимость у оцинковки, однако, она характеризуется недостаточным антикоррозийным сопротивлением и требует тщательного утепления для предотвращения возникновения резкой разницы в температурных режимах, которая становится причиной образования конденсата. Кроме того оцинкованная сталь не достаточно жароустойчива, поэтому используется только в комплексе с газовым оборудованием.

Выбирая сталь, следует руководствоваться коэффициентами жаростойкости материала, который устанавливается для каждого типа теплогенератора и вида топлива отдельно в зависимости от КПД. Он может существенно разниться между разными марками одного и того же металла:

Сравнительная характеристика нержавеющей стали марки AISI

Строительные нормативы

Работы по обустройству дымовых каналов должны производиться в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05. Если речь идёт о газовом оборудовании придётся ознакомиться с положениями СНиП II-35.

Обозначим основные требования:

  • Один теплогенератор – один дымоход. Т.е. для каждого отопительного прибора (печи, камина, котла) должен устанавливаться отдельная дымоотводящая магистраль.
  • Не допускается прокладка канала дымоотведения вблизи других инженерных коммуникаций: электричества, водопровода и газопровода. Расстояние между ними должно быть не менее 1,2 м.
  • Абсолютная герметичность контура. Это не только исключит возможность утечки токсичных угарных газов, но и предотвратит выход пламени за пределы шахты при случайном возгорании сажи.
  • Максимальная вертикальность. Допускается единичный уклон в 30⁰ или 45⁰ с последующим выравниванием канала дымоудаления. Если возникает необходимость в прокладывании горизонтального участка, то его длина не должна превышать 1 метра.
  • Обязательная установка не менее одного ревизионного люка.


  • Теплоизоляция канала должна предотвращать образование «точки росы» (конденсата) внутри трубопровода.
  • Высота дымоходного контура — не менее 5 метров, при этом уровень возвышения трубы над кровлей зависит от формы крыши и удалённости от козырька.


  • При выводе дымохода через фасадную стену для определения его высоты следует учитывать зоны ветрового подпора, образуемые окружающей средой (строениями, деревьями, рельефом).


Требования пожаробезопасности к дымоходам

Все работы должны выполняться с максимальной тщательностью, чтобы обеспечить абсолютную безопасность контура. Запрещено:

  • Располагать соединительные швы в местах прохода контура через перекрытия, стены и кровлю.
  • В чердачном помещении прокладывать горизонтальные участки и обустраивать ревизионные и очистные отверстия.
  • Приближать дымоходный канал к строительным конструкциям на расстояние ближе 38 см для деревянных строений и

Следование требованиям пожаробезопасности сделает дымоход и Ваш дом абсолютно надёжным:

  • При выводе трубы сквозь стену отверстие вырезается с минимальным запасом в 45 см с каждой стороны. Это отверстие гильзуется железным коробом или сэндвич-кольцом и заполняется керамзитом или асбестом, а затем закрывается крышкой из несгораемого материала. Эта конструкция позволяет предотвратить стену от перегрева.


  • При выводе дымохода через крышу прокладывается защитная прослойка из оцинкованной стали и утеплителя.


  • При прохождении дымоходной трубы близко к стене, последняя отделывается термо- и огнестойкими материалами.
  • Сверху дымоход должен оборудоваться дефлектор с мелкосетчатым искроуловителем.


Сила тяги

Тяга обеспечивает вывод продуктов горения через дымоходную шахту наружу. Крайне важно, чтобы этот процесс был максимально естественным, чему способствует правильная геометрия (конфигурация, диаметр и высота) и герметичность всего дымоудаляющего комплекса, а также обеспечение притока свежего воздуха извне.

Первые сигналы о проблемах с тягой — сложности с растопкой, нестабильное поведение пламени, его задувание или задымление помещения. При неработающей силе тяги эксплуатация прибора не безопасна и может привести к отравлению угарными газами.

Представленная схема иллюстрирует процесс проверки тяговой силы в дымоходе:


На функционирование тяги оказывают влияние и погодные условия, минимизировать воздействие которых можно посредством установки оборудования для принудительной тяги и дефлектора на оголовке трубы.


Изготовление и установка дымохода своими руками

Как мы уже говорили, существующие технологии позволяют не только установить самостоятельно дымоход, но и изготовить дымоходные трубы своими руками. Для этого понадобится:

  • Соответствующий целям металл.
  • Ножницы по металлу.
  • Деревянная или резиновая киянка.
  • Железный уголок.
  • Длинная прочная линейка.
  • «Пушка» — станок, загибающий лист в окружность.
  • Производится разметка и нарезка металлического листа на полосы необходимой длины и ширины.


  • Затем при помощи киянки и железного уголка края заготовок сгибаются в противоположных друг от друга направлениях сначала под прямым углом (90⁰), затем угол сгиба плавно доводится до 135-145⁰. Ширина загиба – 0,7 мм.
  • Заготовку размещают на станке и, простукивая резиновой киянкой, задают ему нужную форму.


  • Края заготовки сцепляют между собой. Снова размещают заготовку на станке и сплющивают шовное соединение киянкой. Для большей прочности швы следует заварить.


  • Для изготовления поворотных элементов, готовые трубы режутся и свариваются под нужным углом (не менее 90⁰):
  1. Чтобы получить поворот в 90⁰, трубы режутся под углом в 45⁰.
  2. Для изгиба в 120⁰, разрез производится под углом в 60⁰.
  3. Для поворота в 150⁰, трубы режутся под углом в 75⁰.

Важно. При монтаже самодельные трубы требуют обязательного утепления.

Чертеж и схемы

Перед монтажом необходимо подготовить проект и схему будущего дымохода, которая поможет определить необходимое количество материала, заранее просчитать длину дымохода в целом и отдельных участков в частности.



Расчет размеров

  • Определение сечения и высоты дымохода.

Слишком тонкая труба не сможет обеспечить должной тяговой силы, а в некоторых случаях может стать причиной обратной тяги и забрасывания угарных газов обратно в помещение. Чрезмерно большой диаметр шахты, наоборот, приводит к необоснованно высокой силе тяги, перерасходу топлива и бессмысленным энергопотерям.

За основу расчёта берётся мощность энергоносителя. Смотрите в таблице:


В инструкциях к энергоустановкам указывается диаметр отводного патрубка, который берётся за основу на первом участке контура. Затем сечение может быть изменено в зависимости от расчётных данных.

Важно: чем больше изгибов в контуре, тем больше диаметр дымового контура.

  • Определение толщины стенок:
  1. Для газового оборудования толщина стали — не менее 0,5-0,6 мм.
  2. Для жидкотопливных установок – не менее 0,8 мм.
  3. Для твердотопливных агрегатов – 1-1,5 мм.

Видео по монтажу

Посмотрите видео, в котором опытный печник поделится с Вами своими секретами.

Особенности монтажа

Установка металлического дымохода начинается только после монтажа и тщательной фиксации отопительного прибора. Сборка начинается снизу, поэтому сначала устанавливается элемент, отходящий от патрубка теплогенератора. Затем фиксируется тройник, нижняя часть которого выступает в роли ревизионного отдела и отвода конденсата.

Все швы тщательно обрабатываются жаростойким герметиком, скрепляются заклёпками и хомутами, а затем обматываются алюминиевым скотчем. При стыковке сэндвич-труб для предотвращения попадания конденсата в утеплитель сначала соединяется внутренний контур (верх вставляется в низ), затем наружный. Глубина посадки одной трубы в другую должна быть не менее половины сечения самой трубы.


Фиксируется трубопровод к опорным элементам дома при помощи установки кронштейнов каждые 1,2 метра, опорной площадки, хомутов. При этом вес конструкции должен равномерно распределяться по всем крепёжным элементам. При возвышении трубы дымохода над крышей более чем на 1,5 метра она обязательно закрепляется посредством растяжек.


Для обеспечения оптимальной геометрии стального дымоходного контура и максимальной его функциональности используются разнообразные фасонные элементы:

  • Повороты.
  • Переходники, предназначенные для перехода с одного диаметра (формы) на другой.
  • Тройники и крестовины, разветвляющие контур в различных направлениях.
  • Муфты (ниппели), соединяющие отдельные участки труб между собой.
  • Проходные патрубки и гильзы.
  • Заглушки, ревизионные модули, зонтики, дефлекторы, фартуки, оголовки, искроуловители и пр.


При выводе стального дымохода через кровлю снаружи отверстие должно дополнительно герметизироваться (закрываться) специальной уплотняющей заглушкой из огнестойкой резины или силикона.


По окончанию монтажных работ производится пробный запуск, который позволяет проверить герметичность контура и выявить участки, подвергающиеся излишнему нагреву. Обнаруженные огрехи устраняются.

Кстати, при первом запуске может появиться неприятный запах гари, который является следствием выгорания масла с поверхности новых труб и кристаллизации герметика. Не стоит по этому поводу переживать.

Частые ошибки и проблемы при установке

Многочисленные ошибки приводят к неэффективности и дымоходного канала и отопительной системы в целом. Однако порой достаточно одного просчёта, чтобы проблема при отсутствии должного внимания к ней приобрела фатальный характер: отсутствие должной тяговой силы, эффект обратной тяги, задымление и отравление угарными газами, а порой и возгорание.

  • Неправильное строение контура (превышение допустимых значений уклона, горизонтальных проходов, недостаточная высота, слишком большое или малое сечение).
  • Пережимание стальной трубы, приводящее к её деформации в силу свойств металла расширяться при нагревании. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо во время фиксации нижней части (наиболее нагреваемой в процессе эксплуатации) предусматривать небольшой люфт в 1-1,5 см или использовать специальные гибкие хомуты.
  • Неподходящий тип стали.
  • Замещение керамзитного блока в проходном узле перекрытий и стен базальтовой изоляцией.

Обслуживание и чистка

Осмотр и чистку дымохода необходимо выполнять не менее 2 раз в год: перед началом отопительного сезона и по его завершению. Проводится внешний осмотр, проверяется герметичность корпуса и качество тяговой силы. Металл, подверженный коррозии, должен систематически окрашиваться термостойкой краской.

Так топливо, как правило, сгорает не полностью, его остатки в виде сажи и копоти оседают на стенках труб, засоряя их, снижая тягу и увеличивая риск возгорания. Понять степень загрязнения шахты можно даже визуально, обращая внимание на цвет дыма из трубы: белый говорит о том, что всё в норме, чёрный свидетельствует о тлении остатков сажи в контуре.

Для чистки используются специальные ёршики на жёстких или гибких тросах, иногда со стальным шаром на конце.


Перед очищением печники рекомендуют сжигать в топке картофельные очистки. Выделяемые пары и картофельный крахмал размягчают сажевые отложения, облегчая тем самым последующую чистку. С той же целью часто используют осиновые дрова или специальные химические составы.

Советы специалистов

  • Отдавайте предпочтение вертикальным конструкциям. Минимизируйте количество поворотов, которые снижают аэродинамику контура.
  • Выбирайте трубы с более толстой стенкой, они продлят срок «жизни» Вашего дымохода.
  • Первые отрезки труб подвергаются самому большому нагреву, что часто повреждает термоизоляционный слой. В некоторых случаях этот участок целесообразно заменить баком для нагрева воды или сеткой-каменкой.
  • Для улучшения аэродинамических характеристик каждые 10 метров диаметр трубы уменьшается в 3 раза.
  • В местах стыка сэндвич-блоков утеплитель прилегает не достаточно плотно, что приводит к перегреву контура на этих участках. Проблему поможет решить самостоятельная укладка в этих местах дополнительного слоя утеплителя.

Как утеплить

Быстро остывающий дымоход становится причиной снижения силы тяги и образования конденсата, который приводит к коррозии и постепенному разрушению трубы. Утеплитель же работает по принципу термоса.

И если коаксиальные дымоходы сразу изготавливаются с утеплителем внутри, то одностенные придётся утеплять самостоятельно. Чаще всего для этого используется огнеупорная базальтовая вата или ткань, которой оборачивается труба в 2-3 слоя и закрепляется посредством железных хомутов или стальной проволоки. Между слоями ваты прокладывается гидроизоляция. Поверх конструкция производится отделка коробом из нержавейки или оцинковки.


Заключение

Долгое время металлические трубы использовались исключительно в качестве вкладышей для традиционных кирпичных дымоходов. Но развитие технологий «перезагрузило» устаревшую концепцию и сегодня стальной дымоход приобрел статус самостоятельной и надёжной дымоходной системы, лёгкой в возведении и обслуживании.

Не бойтесь претворять свои желания в жизнь, окружая себя комфортом и теплом. Мы же со своей стороны обязательно поможем советами!

Монтаж стальных дымовых труб


ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

МОНТАЖ ДЫМОВОЙ ТРУБЫ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящий проект производства работ разработан на монтаж дымовой трубы.

1.2. Согласно СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительства. Часть 2. Строительное производство" пп.3.3, до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:

- устройство сигнального ограждения;

- расчистку территории, планировку территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод);

- оборудовать стендами с противопожарным инвентарем, средств пожаротушения;

- устройство мест складирования материалов и конструкций;

- выполнены фундаменты под дымовые трубы. Прочность бетона фундамента к моменту монтажа должна быть 100%.

1.3. Основные нормативы и указания, используемые при разработке

- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", ч.1.

- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве", ч.2.

- Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ. РД 11-06-2007.

- СНиП 11-01-95* "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений".

* СНиП 11-01-95 не действуют. - Примечание изготовителя базы данных.

- CНиП 5.02.02-86 "Нормы потребности в строительном инструменте".

1.4. Инженерно-геологические условия строительства

За отм. 0,000 принята отм. чистого пола котельной (абсолютная отм. 195,150).

Согласно инженерным изысканиям, проведенным ООО "Союзгеострой Сервис" в июле 2012 г. на месте котельной, площадка строительства имеет следующие основные геологические характеристики.

Площадка приурочена к водно-ледниковой пологоволнистой равнине, с абс. отметками рельефа 196,20-188,50 м (по устьям скважин). Рельеф относительно ровный.

В геологическом строении до глубины 20 м принимают участие три стратиграфо-генетических комплекса:

- среднечетвертичные флювиогляциальные отложения;

- среднечетвертичные моренные отложения.

Техногенный грунт залегает с поверхности и представлен суглинком темно-коричневым слежавшимся, черным, с древесными останками, со строительным мусором, с прослоями песка. Мощность слоя 0,2-15,5 м.

Среднечетвертичные флювиогляциальные отложения представлены суглинками тугопластичными, залегают под техногенными грунтами. Суглинок коричневый, тугопластичный, песчанистый, с дресвой и щебнем. Мощность слоя 1,7-15,0 м. Среднечетвертичные моренные отложения залегают повсеместно под техногенными грунтами и суглинком флювиогляциальным, представлены суглинками тугопластичными. Суглинок коричневый, тугопластичный, песчанистый, с валунами и прослоями песка с дресвой и щебнем. Мощность слоя 3,0-18,1 м.

Грунтовые воды вскрыты всеми скважинами на глубине 3,2-6,0 м. Нижним водоупором для водовмещающих пород служат моренные суглинки. Территория потенциально неподтопляемая. Вода неагрессивна к железобетонным конструкциям к бетонам марок W4, W6, W8.

Деформаций земной поверхности вследствие развития карстово-суффоионных процессов на участке не отмечено.

Проектом предусматривается монтаж металлоконструкции дымовой трубы d2120х20 высотой 50 м.

1.5. Основные конструктивные решения

Дымовая труба представляет собой ствол d2120х20 высотой 50 м.

Ствол дымовой трубы разделен на 5 монтажных элементов. Длина четырех элементов составляет 11700 мм, одного - 3100 мм.

До отм. +33,000 с шагом

1200 монтируются кольца для последующего крепления кожуха теплоизоляции. Для теплоизоляции труб используется минвата на базальтовом связующем, рулонная. Кожух закрепляется заклепками или саморезами с шагом 200 мм.

С отм. +33,000 до отм. +46,900 на дымовой трубе предусматривается устройство интерцепторов.

Для повышения устойчивости трубы до отм. +17,000 монтируются шесть опорных ребер. Каждое ребро состоит из двух частей: большого ребра (11000 мм) и малого ребра (5700 мм).

На отм. +47,000 устанавливается площадка светоограждения.

С отм. +2,500 предусматривается установка стремянки до отм. +47,000, состоящая из 14 элементов.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ


2.1. Решения по производству работ

Проектом предусматривается монтаж металлоконструкции дымовой трубы d2120х20 высотой 50 м.

Монтаж элементов дымовой трубы ведется при помощи автомобильных кранов Liebherr LTM 1130-5.1, Liebherr LTM 1400-7.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам) и автогидроподъемника АГП 51Т (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

Работы ведутся в следующей технологической последовательности:

1. укрупненная сборка элементов N 1и N 2 трубы;

2. монтаж элементов N 1и N 2 трубы в проектное положение (см. графическую часть лист N 2 и N 3) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

3. монтаж теплоизоляции трубы с лесов;

4. укрупненная сборка малого и большого ребра;

5. монтаж ребер в проектное положение (см. графическую часть лист N 4 и N 5) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

6. укрупненная сборка элементов N 3, N 4 и N 5 трубы, монтаж теплоизоляции;

7. монтаж элементов N 3, N 4 и N 5 трубы в проектное положение (см. графическую часть лист N 6 и N 7) автомобильным краном Liebherr LTM 1400-7.1;

8. укрупненная сборка элементов стремянки;

9. поочередный монтаж элементов стремянки в проектное положение (см. графическую часть лист N 7) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

10. пуско-наладочные работы.

Погрузо-разгрузочные работы ведутся автомобильным краном КС 55729-1В (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

2.2. Подготовительные работы

Перед началом работ выполнить разбивку основных осей дымовой трубы. Вынос в натуру производится через проектную организацию. Оси при перенесении их в натуру закрепляются специальными знаками с привязкой их к постоянным объектам или специально проложенным теодолитным ходом.

2.2.1. Подготовка конструкций к монтажу

Конструкции, поставляемые на монтаж, должны соответствовать требованиям стандартов и норм и изготовлены по исполнительным рабочим чертежам марки КМД.

Все поступающие на площадку укрупненной сборки изделия и элементы конструкции должны быть до начала сборки проверены мастером (или другим ответственным лицом) на наличие клейм, маркировки, а также сертификатов завода-изготовителя, подтверждающих соответствие материалов их назначению.

Проектом предусматриваются следующие этапы укрупненной сборки:

1. укрупненная сборка секции N 1 (элементов N 1 и N 2) трубы. Элементы N 1 и N 2 представляют собой трубы d2120х20, каждая из которых имеет длину 11,7 м;

2. укрупненная сборка ребер. Выполняется сборка шести ребер, каждый из которых состоит из малого и большого ребра, общая длина каждого 16,7 м;

3. укрупненная сборка элементов N 3, N 4 и N 5 трубы, монтаж теплоизоляции. Элементы N 3 и N 4 представляют собой трубы d2120х20, каждая из которых имеет длину 11,7 м. Элемент N 5 - труба d2120х20, длиной 11,7 м. После укрупненной сборки труб монтируется теплоизоляция и металлический кожух;

4. укрупненная сборка двенадцати элементов стремянки.

Работы по укрупненной сборке ведутся при помощи автомобильного крана КС 55729-В (возможна замена на аналогичный по характеристикам). Конструктивные элементы подготовки кромок, размеры зазоров при сборке сварных соединений, а также выводных планок и предельные отклонения размеров сечения швов должны соответствовать требованиям рабочих чертежей, а при их отсутствии - величинам, указанным в ГОСТ 5264-80* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные ", ГОСТ 8713-79* "Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры", ГОСТ 14771-76* "Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры", ГОСТ 11534-75* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры".

Все местные уступы и неровности, имеющиеся на собираемых деталях и препятствующие их соединению в соответствии с требованиями чертежей, надлежит до сборки устранять зачисткой в виде плавных переходов с помощью абразивного круга или напильника.

Обработка кромок элементов под сварку и вырезка отверстий на монтажной площадке может производиться кислородной, воздушно-дуговой, плазменно-дуговой резкой с последующей механической обработкой поверхности реза.

Поверхности кромок не должны иметь надрывов и трещин.

При обработке абразивным инструментом следы зачистки должны быть направлены вдоль кромок.

Предварительный подогрев может выполняться ручными газовыми резаками или горелками.

Непосредственно перед сборкой кромки и прилегающие к ним участки на ширину 20 мм при ручной или механизированной дуговой сварке и не менее 50 мм при автоматической сварке, а также места примыкания начальных и выводных планок должны быть тщательно зачищены от окалины, грязи, краски, масла, ржавчины, влаги, снега и льда.

В процессе сборки должно быть исключено попадание влаги, масла и других загрязнений в разделку соединений и на прилегающие поверхности.

Сборка элементов (деталей) в плоскостные и пространственные конструкции на сборочной площадке должна производиться на стеллажах или стендах с применением сборочных приспособлений, обеспечивающих требуемую точность сборки.

Перед приваркой вспомогательных элементов места наложения сварных швов должны быть зачищены.

Необходимость удаления сборочных болтов в монтажных сварных соединениях после окончания сварки определяет монтажная организация.

Монтаж стальных дымовых труб

ТРУБЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ДЫМОВЫЕ

Industrial chimneys. Design rules

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России ("РосТеплостройМонтаж")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Работа выполнена некоммерческой организацией - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России "РосТеплостройМонтаж" (Ассоциация "РосТеплостройМонтаж").

Авторский коллектив: АО "Союзтеплострой" (Г.М.Мартыненко - руководитель разработки), Ассоциация "РосТеплостройМонтаж" (Ю.П.Сторожков), СРО НП "МонтажТеплоСпецстрой" (А.Ф.Федин), ООО АС "Теплострой" (В.А.Сырых, Т.В.Цепилов), ООО "Спецвысотстройпроект" (канд. техн. наук С.Б.Шматков), АО НИЦ "Строительство - НИИЖБ им.А.А.Гвоздева (докт. техн. наук Т.А.Мухамедиев), ООО "ПСФ Энерго" (канд. техн. наук А.З.Корсунский), АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, К.В.Авдеев), ЗАО ЦНИИПСК им.Мельникова (инженеры Е.А.Понурова, Г.Р.Шеляпина, Р.М.Шилькрот, канд. хим. наук Г.В.Оносов), ОАО "Теплопроект" (инж. А.А.Ходько), ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (докт. техн. наук, проф. В.И.Соломин, докт. техн. наук, проф. В.М.Асташкин, докт. техн. наук А.Н.Потапов), при участии объединения "Союзкомпозит" (С.Ю.Ветохин), АНО "Центр нормирования, стандартизации и классификации композитов (инж. А.В.Гералтовский).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию промышленных дымовых труб, включая фундаменты, с несущими стволами из кирпича, железобетона, стали, полимерных композитов, а также на промышленные дымовые трубы, поддерживаемые несущими металлическими башнями (каркасами).

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование промышленных дымовых труб высотой от отметки установки 15 м и менее.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование фундаментов промышленных дымовых труб, предназначенных для строительства в особых условиях: на вечномерзлых, просадочных, насыпных и намывных грунтах, подрабатываемых и закарстованных территориях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия

ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 15.13330.2012 "СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 27.13330.2011 "СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями N 1, N 2)

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружение промышленных предприятий" (с измененением N 1)

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 агрессивная среда: Среда эксплуатации сооружения, вызывающая уменьшение сечений и деградацию свойств материалов отдельных конструкций сооружения во времени.

3.2 воздействие: Явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительной конструкции.

3.3 газоотводящий ствол: Вертикальная часть газоотводящего тракта, обеспечивающая отвод в атмосферу и рассеивание отводимых газов.

3.4 газоход: Часть газоотводящего тракта по которому отводимые газы перемещаются от обслуживаемого оборудования (теплового или промышленного агрегата) до дымовой трубы (газоотводящего ствола).

3.5 дивертор: Устройство на газоотводящем стволе, обеспечивающее, при необходимости, переключение направления потока отводимых газов.

3.6 диффузор: Расширяющийся по ходу движения газа участок газоотводящего тракта.

3.7 защитная система: Система защиты несущего ствола дымовой трубы от агрессивного или температурного воздействия отводимых газов, состоящая из защитной футеровки (газоотводящего ствола), тепловой изоляции, опорных конструкций.

3.8 интерцепторы: Спиралевидные ребра, устанавливаемые в верхней части трубы (обычно металлической), для предотвращения или уменьшения ее резонансных колебаний в ветровом потоке.

3.9 конфузор: Сужающийся по ходу движения газов участок газоотводящего тракта.

3.10 коэффициент сочетаний нагрузок: Коэффициент, учитывающий уменьшение вероятности одновременного достижения несколькими нагрузками их расчетных значений.

3.11 коэффициенты надежности: Коэффициенты, учитывающие возможные неблагоприятные отклонения значений нагрузок, характеристик материалов и расчетной схемы строительного объекта от реальных условий его эксплуатации, а также уровень ответственности строительных объектов.

3.12 лучковая арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету менее 1/2.

Примечание - Отношение стрелы подъема лучковой арки и лучкового свода к пролету, как правило, составляет 1/8, 1/12, 1/16 или 1/32, а центральный угол - от 120° до 180° соответственно.

3.13 маркировочная окраска: Окраска высотного сооружения горизонтальными полосами белого и красного (оранжевого) цветов для выделения его на фоне местности с целью обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.14 молниезащита: Устройство для защиты дымовой трубы и ее отдельных элементов от прямого удара молнии.

3.15 надежность: Способность строительного объекта выполнять требуемые функции в течение расчетного срока эксплуатации.

3.16 несущая конструкция: Конструкция, воспринимающая основные нагрузки и обеспечивающая прочность, жесткость и устойчивость сооружения.

3.17 несущая способность: Максимальный эффект воздействия, при котором в конструкциях, а также грунтах основания, не происходит разрушение любого характера (пластического, хрупкого, усталостного) и потеря местной или общей устойчивости.

3.18 полуциркульная арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету равно 1/2 и центральный угол равен 180°.

3.19 предельное состояние: Состояние строительного объекта, при превышении характерных параметров которого эксплуатация строительного объекта недопустима, затруднена или нецелесообразна.

3.20 промышленная труба: Высотное сооружение, предназначенное для создания тяги, отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива или воздуха, содержащего вредные примеси.

Примечание - Промышленные трубы, отводящие преимущественно продукты сгорания топлива, называются дымовыми, а промышленные трубы, отводящие преимущественно воздух, содержащий вредные примеси, называются вентиляционными.

3.21 разделительная стенка: Конструкция в нижней части ствола трубы или газоотводящего ствола, разделяющая встречные потоки подводимых газов при двух и более вводах газоходов.

3.22 расчетная модель трубы: Модель взаимосвязанной системы "ствол трубы - фундамент - основание", используемая при проведении расчетов и включающая в себя: расчетные схемы, идеализирующие геометрию рассчитываемого объекта; расчетные модели нагрузок и воздействий; расчетные модели напряженно-деформированного состояния; расчетные модели материалов.

3.23 расчетный срок службы: Установленный в нормах проектирования, задании на проектирование или в проектной документации временной период (срок) использования строительного объекта по назначению до его капитального ремонта либо реконструкции при нормальной эксплуатации с предусмотренным техническим обслуживанием.

Примечание - Расчетный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после капитального ремонта, реконструкции, или расконсервации.

3.24 световое ограждение: Обозначение местоположения высотного сооружения в темное время суток и при плохой видимости с помощью заградительных огней, устанавливаемых на сооружении для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.25 светофорные площадки: Площадки, предназначенные для размещения на них и обслуживания заградительных огней светового ограждения трубы, используемые также при осмотрах, обследованиях, техническом обслуживании и ремонтах трубы.

3.26 секция газоотводящего ствола: Укрупненная составная часть газоотводящего ствола, ограниченная температурно-компенсационными стыками, свободным или опорным краями и собранная из нескольких царг с помощью жестких (чаще всего неразъемных) соединений.

3.27 царга: Отдельный конструктивный элемент дымовой трубы или газоотводящего ствола, как правило, цилиндрической формы, имеющий необходимые детали для соединения с аналогичными элементами или смежными частями дымовой трубы или газоотводящего тракта

4 Общие требования

4.1 Проектирование промышленных дымовых труб (далее - труб) следует выполнять с учетом требований СП 43.13330.2012 (пункты 9.3 и 9.4), при этом должна быть обеспечена эвакуация в атмосферу и эффективное рассеивание отводимых газов до допустимых гигиеническими нормами пределов концентрации вредных веществ и твердых частиц на уровне земли в зоне расположения трубы.

При проектировании труб следует учитывать их уровень ответственности.

4.2 Трубы по конструктивным особенностям делятся:

- на свободностоящие (самонесущие) - кирпичные, армокирпичные, монолитные железобетонные, сборные железобетонные, стальные, из полимерных композитов;

- трубы с оттяжками - стальные, из полимерных композитов;

- трубы в поддерживающем каркасе (башне) - стальные, из полимерных композитов.

Несколько труб допускается объединять соединительными конструкциями, не препятствующими независимым перемещениям каждой из труб относительно остальных, объединенных в одно сооружение.

Читайте также: