Монтаж оголовков и звеньев труб

Обновлено: 07.07.2024

КТП 3.2002 Карта трудового процесса. Устройство сборной водопропускной круглой железобетонной трубы диаметром 1,5 м. Монтаж блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы. (Е4-3-174, 175, 176, 178)

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на устройстве сборных водопропускных железобетонных труб.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при устройстве сборных водопропускных железобетонных труб, планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

1. Область и эффективность применения карты .. 2

2. Подготовка и условия выполнения процесса . 2

3. Исполнители, предметы и орудия труда . 3

4. Технологический процесс и организация труда . 3

5. Приемы труда . 5

Карта трудового процесса

Устройство сборной водопропускной круглой железобетонной трубы диаметром 1,5 м

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-3-2002
(Е4-3-174, 175, 176, 178)

Монтаж блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы

Взамен КТП 8.04.90

1 . Область и эффективность применения карты

1.1 . Карта трудового процесса на монтаж сборной железобетонной трубы предназначена для четкой и рациональной организации труда рабочих.

1.2 . Показатели производительности труда:

Наименование вида работ

I. Монтаж лекальных блоков трубы (на 1 блок)

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1 блок

II. Монтаж звеньев трубы (на 1 звено)

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1 звено

III. Монтаж выходного оголовка

а) портальной стенки

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1 звено

б) откосного крыла

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1 блок

IV. Монтаж входного оголовка

а) портальной стенки

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1 блок

б) откосного крыла

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1 блок

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Использование приемов труда, разработанных в карте, позволит повысить производительность труда в среднем на 5 %.

2 . Подготовка и условия выполнения процесса

2.1 . Перед началом монтажных работ все сборные элементы осматривают для проверки их соответствия маркам, размерам, а также пригодности для укладки в сооружение.

2.2 . Допустимые отклонения от проектных размеров: а) в размерах блоков фундамента и оголовков по высоте ± 5 мм, по остальным размерам ± 10 мм; б) в размерах звеньев труб по толщине (В) стенок ± 0,05В, но не более 10 мм, а по длине звеньев - 10 мм; по остальным размерам ± 10 мм.

2.3 . Поверхность укладываемых элементов очищают от грязи и мусора.

2.4 . При монтаже элементов трубы автокран перемещают вдоль котлована на расстоянии 2,5 м от края котлована.

2.5 . На каждой стоянке автокран необходимо устанавливать на дополнительные выносные опоры (аутригеры).

2.6 . Все монтажные работы необходимо производить под руководством мастера или прораба.

2.7 . Во всех случаях подъема элементов трубы грузовой полиспаст должен занимать вертикальное положение. Подтягивание элементов крюком крана запрещается.

2.8 . При опускании элементов запрещается направлять и поворачивать их непосредственно руками. Поворачивать поднятый элемент разрешается только при помощи оттяжек.

2.9 . Работы следует выполнять в соответствии с «Правилами техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб», СНиП III-4-80 , СНиП 12-03-2001 , Правил по охране труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, 1993 г.

3 . Исполнители, предметы и орудия труда

1 . Машинист крана автомобильного 6 разряд (М1) 1

2 . Монтажники конструкций 4 разряд (М2, М3) 2

3 . То же 3 разряд (М4, М5) 2

3.2 . Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь:

Автомобильный кран «КС-5361-1» грузоподъемностью 10 т

Расчалки или инвентарные подкосы

Универсальный строп из стального троса Æ 12 мм

3.3 . Спецодежда и спецобувь:

Машинист автомобильного крана

1 . Комбинезон хлопчатобумажный 1

2 . Галоши диэлектрические 1 пара

3 . Перчатки диэлектрические 1 пара

1 . Комбинезон хлопчатобумажный 4

2 . Рукавицы комбинированные 4 пары

3 . Каска защитная 4

4 . Технологический процесс и организация труда

4.1 . Монтажные работы начинают с выходного оголовка.

4.2 . Звено в составе четырех рабочих и машиниста автокрана укладывает портальный блок, блоки откосных крыльев, лекальные звенья выходного оголовка. Автокран при монтаже выходного оголовка устанавливают на первой стоянке, затем перемещают на следующую.

4.3 . После монтажа и закрепления блоков выходного оголовка рабочие заполняют пространство за портальным оголовком песчано-гравийной смесью и устраивают песчано-гравийную подготовку толщиной 30 см под лоток трубы. Песчано-гравийную смесь укладывают слоями толщиной 15 см с уплотнением каждого слоя ручной или электротрамбовкой С-690.

4.4 . После завершения монтажа выходного оголовка звено рабочих приступает к монтажу лекальных блоков под тело трубы соответственно на второй и третьей стоянке автокрана.

4.5 . Лекальные блоки фундаментов, блоки оголовков и звенья трубы при монтаже рабочие удерживают от раскачивания (и для наведения на место установки) двумя пеньковыми расчалками длиной 6 - 8 м.

4.6 . Машинист автокрана, опуская каждый элемент к месту установки, удерживает его на расстоянии 5 - 10 см от уровня укладки. Опускают и расстроповывают элемент после окончательного выравнивания его в проектном направлении ломиками.

4.7 . В процессе установки секций лекальных блоков на щебеночную подготовку проверяют горизонтальность ряда (смещение смежных блоков не должно превышать 10 мм) и уклон трубы по верху фундамента.

4.8 . В процессе монтажа и до окончания установки элементов контролируют их положение с учетом допусков. Ширина швов между звеньями составляет 1 см, между секциями - 3 см.

4.9 . Отклонения в положении смонтированных звеньев трубы не должны превышать:

а) относительное смещение звеньев - 10 мм;

б) отклонения от проектного зазора между звеньями ± 5 мм.

4.10 . В отдельных случаях неправильно установленное звено поднимают краном, очищают от раствора и устанавливают на очищенную поверхность фундамента.

4.11 . График трудового процесса по монтажу лекального блока под тело трубы

4.12 . График трудового процесса по монтажу звеньев трубы

4.13 . График трудового процесса по монтажу оголовков (для портальной стенки входного оголовка)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА МОНТАЖА ТЕЛА ТРУБЫ

Объём монтажных работ (количество штук сборных деталей) определяется по ранее составленной эскизной конструктивной схеме трубы (приведён на ватмане) «прямым счётом». Количество и характеристика сборных элементов оголовков трубы принято по табл. 1.2.

Результаты подсчёта объёмов работ по монтажу сборных элементов надфундаментной части трубы приводятся в виде спецификации (табл. 2.1). В табл. 2.1 общее количество элементов одного типа разбито на группы с учётом градации, принятой в ЕНиР [2].

Таблица 2.1-Спецификация сборных элементов трубы ПЖБТ-3,0 (Нн=6м).

Элемент Марка Кол-во на трубу Объём, м 3 Масса, т
На 1 элемент общий На 1 элемент общий
Блоки откосных крыльев массой до 3 № 58 п, № 58 л 1,136 4,544 2,84 11,36
Блоки откосных крыльев массой от 5 до 10т № 59 п, № 59 л 2,72 10,88 6,8 27,2
Звенья прямоугольной трубы с отверстием 3,0 м № 91 2,48 42,16 6,2 105,4
Итого: 57,584 143,96

В расчётах принято теоретическое значение массы одного кубического метра железобетона (м 3 ), равное 2,5 т.

Проверка (табл. 2.1): 57,584×2,5 = 143,96 т. Разность 143,96 – 143,96 = 0 , что составляет 0%, допустима. Средняя масса одного элемента: 143,96/25=5,75т.

Выбор монтажного крана

Общие положения.

Ведущей машиной при производстве монтажных работ является монтажный кран. Кроме монтажного крана в комплект входит также кран для погрузо-разгрузочных работ, транспортные средства, машины и оборудование для заделки монтажных стыков и гидроизоляции, для приготовления и укладки бетонной смеси, приспособления для организации рабочих мест на высоте и в зимних условиях.

Выбор моделей и числа машин, входящих в комплект, производится на стадии разработки проектов производства работ с учётом конкретных производственных условий.

В общем случае требуемая грузоподъёмность крана GТР при монтаже любого элемента сооружения определяется из выражения:

где m1 – масса монтируемого элемента, т; m2 – масса грузозахватного приспособления, т.

При монтаже элементов сборных фундаментов труб используют следующие унифицированные грузозахватные приспособления:

– для блоков оголовков и лекальных блоков стропы (двух- и четырёх- ветвевые), средняя масса которых равна 100…150 кг;

– для монтажа звеньев труб траверсы и скобы. Их масса составляет: при грузоподъёмности грузозахватного приспособления до 10 т – 500…700 кг; при большей грузоподъёмности – 900…1200 кг.

Следовательно, для установки звеньев ПЖБТ-3,0 с массой 6,2 т:

GТР = 6,2 + 1,05 = 7,25 т;

GТР = 6,8 + 0,125 = 6,925 т; GТР = 2,84 + 0,14 = 2,98 т

2.2.2. Требуемый вылет и высота подъёма крюка крана.

Монтажный кран следует выбирать с учётом его использования не только для монтажа надфундаментной части трубы, но и для устройства фундамента и выполнения погрузо-разгрузочных работ на объекте.

При устройстве фундаментов кран может перемещаться (рис. 2.1) или по бровке котлована (с одной и/или с двух сторон), или по дну котлована. Аналогичные схемы применяются и при монтаже надфундаментной части трубы.


Рис. 2.1. Схемы расположения монтажного крана:

а – на бровке котлована; б – в котловане

При использовании первой схемы (рис. 2.1, а) требуемый вылет крюка крана определяют с учётом минимально допустимого расстояния от подошвы откоса до ближайших опор крана, величина которого регламентируется СНиП [6]. Таким образом, при расположении крана на берме котлована требуемый вылет крюка можно определить по формуле:

где БК – ширина опорной базы крана, принимаемая в предварительных расчётах 3–5 м;

ББ – безопасное расстояние от опоры крана до грани фундаментов трубы, м; расстояние ББ определяется с учётом размеров котлована и вида грунта по формуле:

где bа – регламентируемое СНиП [6] допустимое расстояние от опор крана до основания котлована, м, определяется по таблице 3.3[1] (путём интерполирования значений bа); bс – расстояние от наружной грани фундамента до основания откоса котлована, принимается bс = 0,3…0,5 м;

БЦ – расстояние от грани фундамента (со стороны крана) до центра опоры монтируемого элемента, м.

При этом возможны два варианта. Принимаем 1 вариант часть стоянок крана находятся с одной стороны котлована; другая часть стоянок с противоположной стороны котлована. При такой схеме монтажа расстояние БЦ будет равно половине ширины монтируемого элемента ВЭ (см. рис. 2.1, а):

Расчёты выполняются в табличной форме (табл.2.2)

Таблица 2.2-Расчёт требуемого вылета крюка крана при монтаже трубы ПЖБТ-3,0

Расчётные параметры Ед. изм. Элементы
откосные крылья звенья
Грунт суглинок
Глубина заложения фундамента м 2,6 0,8
Допустимое расстояние от котлована до крана, bа (интерполяция по табл. 3.3[1]) м 2,75
Величина bC м 0,4 0,4
Ширина монтируемого элемента, ВЭ м 0,35 3,32
Примерное значение ширины опорной базы стрелового крана, БК м 4,0
Требуемый вылет, LТР, (при расположении крана с одной стороны котлована) м 4,325 (11,135) 6,81

При сооружении водопропускных труб сборные конструкции монтируются в уровне стоянки крана или ниже её. Поэтому, учитывая размеры крана и конструкций трубы, специальной проверки крана по высоте подъёма крюка расчётом не требуется.

2.2.3. Выбор модели монтажного крана.


По требуемым параметрам подбирается модель монтажного крана, характеристики которой удовлетворяют расчётным, т.е. GКР(LТР) GТP(LТР), где GКР(LТР) – паспортная грузоподъёмность крана на вылете, равном требуемому вылету для установки элемента сооружения.

Для принятой модели крана строится грузовысотную характеристику (рис. 2.2) и рассчитывается эксплуатационная производительность крана.

Таблица 2.3 - Техническая характеристика автомобильного крана (КС-5573)

Показатель Измеритель Значение
Максимальная грузоподъёмность т 8,3
Длина стрелы м
Тип стрелы Подъёмная
Марка базового автомобиля МАЗ-73101
Скорость передвижения крана, транспортная км/ч
Расстояние между выносными опорами
поперёк продольной оси м 4,5
Расстояние между выносными опорами
вдоль продольной оси м 4,6
Мощность двигателя кВт
Конструктивная масса т

Грузо-высотная характеристика КС-5573 приведена на рис .2.2.


Рис 2.2- Грузовысотная характеристика КС-5573.

Среднечасовая эксплуатационная производительность монтажного крана ПЧ определяется на основе норм ЕНиР [2] и характеризуется массой поднятых грузов за 1 маш-ч:

где mСР – средняя масса поднимаемых грузов, т;

КФ – коэффициент к нормам ЕНиР, учитывающий среднее отклонение фактических затрат времени от нормативных (КФ = 1,3);

КУ – коэффициент условий работы крана при монтаже элементов. Принимается при работе без аутригеров равным 1,0; при работе с аутригерами – 0,9;

НСР – средневзвешенная норма машинного времени на монтаж сборных элементов, маш-ч, определяемая на основе норм ЕНиР [2], по калькуляции трудовых затрат и затрат машинного времени (табл.2.4).

Таблица 2.4-Калькуляция трудовых затрат и затрат машинного времени на монтаж трубы ПЖБТ–3,0 (LT =17 м)

Шифр ЕниР Наименование работы Объём Работы Звено Затраты труда, чел-ч (маш.-ч)
на ед. объёма всего
монт. маш. монт. маш.
4-3-176, 2: в; г. Установка блоков откосных крыльев массой 2,8 т 4 шт. монтажники конструкций: 4 разр.-2; 3 разр.-2; машинист крана 6 разр.-1 2,27 2,01 (2,01) 9,08 8,04 (8,04)
4-3-176, 3: в; г 4-3-176, 3: в; г 4 шт. То же 2,88 0,72 (0,72) 11,52 2,88
4-3-178, 3: в; г Установка звеньев прямоугольной трубы отверстием 3 м, массой 6,2 т 16 шт. монтажники конструкций: 4 разр.-2; 3 разр.-2; машинист крана 6 разр.-1 3,45 0,69 (0,69) 58,65 11,73 (11,73)
4-3-175, 1,3, 6 Подача и сортировка элементов труб на строительной площадке: 1. блоков оголовков массой до 5 т 2. то же до 10 т 3. звеньев трубы отверстием 3×2,5 м 4 шт. 4 шт. 17 шт. монтажники конструкций 4 разряда -1; 3 разряда -1 0,4 0,48 0,32 0,2 (0,2) 0,24 (0,24) 0,16 (0,16) 1,6 1,92 5,44 0,8 (0,8) 0,96 (0,96) 2,72 (2,72)
Итого: 25 шт. 91,21 27,4

Средняя масса монтируемых элементов определяется как

где mi – масса элемента i- го типа, т; ni – количество элементов i- го типа, шт.

Средневзвешенная норма машинного времени составит:

где Mi – машиноёмкость монтажа элементов i-го типа, маш.-ч; ni – число элементов i-го типа.

Таким образом, для принятого крана (КС-3573) среднечасовая эксплуатационная производительность при монтаже тела трубы ПЖБТ-3,0 составит:

Минимальные размеры труб на автомобильных дорогах


Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

водопропускные трубы

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

  • Установка труб проходит без повреждения земляного полотна.
  • Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
  • При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

Элементы оголовка водопропускных труб

Строительство автомагистралей и железных дорог не обходится без железобетонных откосных стенок. С их помощью укрепляются обочины и устанавливаются водопропускные трубы.

Основными конструктивными элементами, из которых состоят водопропускные трубы, являются:

  • тело трубы, состоящее из звеньев и предназначенное для восприятия внешних нагрузок, образования необходимого отверстия и защиты содержимого трубы;
  • фундамент, представляющий собой массивную плиту;
  • входной и выходной оголовки, располагающиеся у концов трубы. Оголовки осуществляют сопряжение трубы с откосами земляного полотна и обеспечивают благоприятные условия для беспрерывного пропуска воды через трубу.

Откосные стенки, или откосные крылья (открылки), изготавливаемые согласно регламенту серии 3.501-59, замененной на серию 3.501.1-144, относят к базовым деталям оголовка железобетонных труб. Вместе с портальной стенкой они используются для пропуска водных потоков через железобетонные водопропускные сооружения.

Оголовки водопропускных труб бывают портальными, раструбными, воротниковыми и обтекаемыми.

Наиболее широкое распространение получили раструбные оголовки, состоящие из одной портальной и двух откосных стенок. Раструбные оголовки применяются как для прямоугольных, так и для круглых труб.

Откосное крыло — это прямоугольная железобетонная плита со скошенным краем. Наклон грани совпадает с наклоном дорожной насыпи. На одной из вертикальных граней предусмотрен конструкционный вырез для сопоставления с портальной плитой. Открылки присоединяются к лицевой поверхности портальной стенки с двух сторон, создавая при этом воронку.

Откосные крылья выпускают в двух исполнениях: правое и левое. Они выполняют как укрепительную, так и направляющую функцию: обеспечивают движение водного потока в трубопровод. Защитная функция заключается в удержании грунта по краям дорожной насыпи и предотвращении закупоривания просвета трубы. Водопропускные сооружения способствуют долговременной эксплуатации дорожного полотна.

Откосные и портальные стенки для труб ЗК, ЗП, ЗКП представляют собой массивные блоки прямоугольной формы с отверстием для стыкуемых звеньев. Портальные стенки крепятся к звеньям труб на концах трубопроводов. Способные выдерживать большие нагрузки, они применяются для защиты выхода водопропускной трубы от обрушения на него грунта, откосные крылья в свою очередь предотвращают обрушение почвы по торцевым сторонам конструкции. Если стенки представляют собой единое изделие, то откосные крылья могут подразделяться на цельные и сборные.

При изготовлении откосных стенок используется тяжелый бетон M250 — класса не ниже В30 морозостойкостью F200 и водонепроницаемостью W6. Производятся откосные стенки из тяжелого бетона класса не ниже В30. Для придания изделию большей прочности и надежности осуществляется армирование с помощью высококачественной стали. Стальные стержни свариваются в специальные стальные сетки и каркасы. Конструкция откосных и портальных стенок также предусматривает наличие специальных закладных изделий, которые служат для стыковки с фундаментами труб.

Для облегчения монтажа, процессов погрузки и разгрузки предусмотрено наличие специальных монтажных петель, изготовленных из стали.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.


Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Виды оголовков

Есть несколько типов оголовков. Отличия заключаются в материале изделия и режиме эксплуатации, а базис их конструкции остается неизменным.

  • Наиболее востребованными являются чугунные и стальные оголовки. Для неглубоких скважин такие крышки изготавливаются из пластика.
  • При проектировании конструкции изделия предусмотрена весовая нагрузка оборудования, устанавливаемого в процессе эксплуатации скважины. Свойства пластика позволяют выдержать нагрузку до 200 кг, а метала – до 500 кг.
  • Кроме того, выбор материала определяется глубиной скважины. Если ее глубина не превышает 50 м, то минимальный вес оборудования составляет 100 кг. В случае глубоких скважин необходимо использовать мощный глубинный насос, а также стальной трос и провода, длина которых может составить десятки и сотни метров. Вес такого комплексного оборудования иногда бывает больше 250 кг.

Маркировка

Обозначение оголовка содержит ряд букв и цифр, указывающих на его параметры.

Например, ОС-152-32П (или ОС-152/32П), где:

  • ОС – оголовок скважинный;
  • 152 –диаметр обсадной трубы в мм;
  • 32 – диаметр переходника для подсоединения водозаборной трубы;
  • П – материал оголовка (пластик), если «П» отсутствует, значит, оголовок выполнен из металла.

Некоторые оголовки могут быть рассчитаны для нескольких диаметров обсадных труб. В этом случае указывается диапазон размеров. Оголовок, имеющий обозначения ОС 140-160/32П, подходит для труб диаметром 140…160 мм.

Монтаж оголовка

Монтаж оголовка на обсадную трубу особой сложности не представляет. Нет необходимости в сварочных работах и прочих сложных операциях. И все же прежде чем приступать к установке, желательно познакомиться с последовательностью и характером работы.

  • Прежде всего, нужно подготовить край обсадной трубы. Ее торец должен быть строго перпендикулярен оси, на нем не должно быть заусенцев. Если труба металлическая, для предохранения от коррозии ее желательно прогрунтовать и покрасить подходящей краской для металла. Обрезать (если потребуется) и зачищать трубу лучше всего болгаркой с соответствующим материалу трубы кругом.
  • На трубу надевается фланец буртиком вниз, затем уплотнительное кольцо. Если оно надевается и продвигается по трубе с трудом, ее можно аккуратно смазать маслом или автолом.
  • Теперь нужно прикрепить к крышке все элементы. Трос для подвешивания насоса крепится одним концом к карабину, который прикреплен к рым-болту, завернутому в крышку снизу, другим – к насосу. Его, кстати, желательно приобретать в исполнении, защищенном от коррозии, – т.е. покрытым пластиком.
  • Электропитающий кабель пропускается через предназначенный для него ввод в крышке. Зажим кабельного ввода нужно ослабить, чтобы провод легко скользил в отверстии. Один конец шланга прикрепляем к насосу, второй – к штуцеру, установленному в центре крышки.
  • Насос нужно опускать в скважину, держа его за трос. Как только он опустится на нужную глубину, и трос натянется, крышка аккуратно устанавливается на обсадную трубу. Уплотнительное кольцо подтягивается вверх к крышке и поджимается фланцем. При этом нужно проследить, чтобы отверстия на крышке и фланце совпали.
  • Теперь необходимо установить соединительные болты в отверстия фланца и крышки и равномерно со всех сторон затянуть их. При этом кольцо попадет в канавку на крышке и немного расплющится, плотно герметизируя зазор между трубой и крышкой.

Внимание: Не нужно чрезмерно затягивать болты. Это может привести к повреждению резинового кольца и разгерметизации. В то же время кольцо должно быть достаточно сильно зажато, чтобы не было возможности снять оголовок руками без ослабления болтов.



Подключение оголовка к системе водоснабжения

В заключение выбирается провисание электрокабеля, который фиксируется специальным зажимом на вводе. Подключаются трубы к переходнику, и проверяется правильность сборки.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Бетонные.
  • Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).
  • Железобетонные.
  • Каменные.
  • Металлические.
  • Стеклопластиковые.

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

  • Круглые.
  • Арочные.
  • Эллиптические.
  • Прямоугольные.
  • Трапецеидальные.
  • Овоидальные.
  • Треугольные.

устройство водопропускных труб

По принципу работы сечения:

  • Безнапорные.
  • Напорные.
  • Полунапорные.

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Минимальные размеры труб на автомобильных дорогах

Требования к размерам труб на автомобильных дорогах приведены в СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84. Согласно п.5.13 СП 35.13330.2011 отверстие (и высоту в свету) труб следует назначать, как правило, не менее, м:

  • 1,0 — при длине трубы (или при расстоянии между смотровыми колодцами в междупутье на станциях) до 20 м;
  • 1,25 — при длине трубы 20 м и более.

Отверстия труб на автомобильных дорогах ниже II категории допускается принимать равными, м:

  • 1,0 — при длине трубы до 30 м;
  • 0,75 — при длине трубы до 15 м;
  • 0,5 — на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока (уклон 10‰ и более) и ограждений на входе.

В обоснованных случаях на улицах и дорогах местного значения, а также в районах орошаемого земледелия, в поселках и сельских населенных пунктах на автомобильных дорогах ниже II-с категории допускается применение труб отверстием 0,5 м при длине трубы до 15 м, устройство в пределах трубы быстротока (уклон 10‰ и более) и ограждения на входе.

Отверстия труб на внутрихозяйственных автомобильных дорогах при длине трубы 10 м и менее допускается принимать 0,5 м.

Отверстия труб на железных дорогах общей сети и автомобильных дорогах общего пользования в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С (с обеспеченностью 0,92 по СП 131.13330) следует назначать не менее 1,5 м независимо от длины трубы.

Отверстия труб и малых мостов допускается увеличивать для использования их в качестве пешеходных переходов, скотопрогонов и для пропуска сельскохозяйственных машин с обеспечением соответствующих габаритов.

Согласно п.5.14 СП 35.13330.2011 для водопропускных труб следует, как правило, предусматривать безнапорный режим работы. Допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы водопропускных труб, располагаемых на железных дорогах общей сети, для пропуска только наибольшего расхода, на всех остальных дорогах — расчетного расхода по 5.25. При этом под оголовками и звеньями следует предусматривать фундаменты, а при необходимости — также противофильтрационные экраны. При напорном режиме следует предусматривать специальные входные оголовки и обеспечивать водонепроницаемость швов между торцами звеньев и секциями фундаментов, надежное укрепление русла, устойчивость насыпи против напора и фильтрации воды.

Для труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С, не допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы, за исключением случаев расположения труб на скальных грунтах.

Согласно п.5.15 СП 35.13330.2011 водопропускные трубы, как правило, следует проектировать с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.

Согласно п.5.16 СП 35.13330.2011 применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи.

В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.

При этом боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными.

Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.

Читайте также: