Кавказский духовой инструмент в виде тонкой трубы

Обновлено: 17.07.2024

Поиск слов по маске и определению

Древний бронзовый духовой мундштучный музыкальный инструмент в форме бивня мамонта.

Духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Армянский духовой музыкальный инструмент.

Армяно-курдский духовой музыкальный инструмент.

Армянский духовой музыкальный инструмент.

Славянский духовой музыкальный инструмент, вид волынки.

Украинский духовой музыкальный инструмент.

Карельский духовой музыкальный инструмент.

Китайский духовой музыкальный инструмент.

Мордовский духовой музыкальный инструмент.

Бельгийский мастер, создавший популярный духовой музыкальный инструмент.

Эстонский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Китайский духовой музыкальный инструмент.

Самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент.

Духовой гигант среди музыкальных инструментов.

Древнетюркский и казахский музыкальный духовой инструмент.

Древнегреческий духовой музыкальный инструмент, свирель.

Деревянный духовой музыкальный инструмент.

Китайский духовой музыкальный инструмент.

Азербайджанский духовой музыкальный инструмент.

Молдавский духовой музыкальный инструмент.

Кавказский духовой музыкальный инструмент.

Индийский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Башкирский, татарский духовой музыкальный инструмент.

Монгольский духовой музыкальный инструмент.

Французский духовой музыкальный инструмент, вид волынки.

Литовский духовой музыкальный инструмент.

Индийский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Армянский духовой музыкальный инструмент.

Украинский, белорусский духовой музыкальный инструмент.

Древнерусский духовой музыкальный инструмент.

Древнеримский духовой музыкальный инструмент.

Финский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Итальянский духовой музыкальный инструмент.

Деревянный духовой инструмент в форме довольно большой палки, постепенно суживающейся к концу, который заострен.

Еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного.

Духовой музыкальный инструмент, напоминающий по своей форме тромбон.

Духовой музыкальный инструмент, старинная новозеландская дудка.

Медный духовой музыкальный инструмент в виде рожка.

Румынский духовой музыкальный инструмент, вид флейты.

Армянский, грузинский духовой музыкальный инструмент.

Грузинский духовой музыкальный инструмент.

Индонезийский духовой музыкальный инструмент.

Туркменский духовой музыкальный инструмент.

Туркменский, индонезийский духовой музыкальный инструмент.

Деревянный духовой музыкальный инструмент.

Венгерский духовой музыкальный инструмент.

Грузинский духовой музыкальный инструмент.

Молдавский духовой музыкальный инструмент.

Деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма.

Латышский духовой музыкальный инструмент.

Узбекский духовой музыкальный инструмент.

Таджикский духовой музыкальный инструмент.

Деревянный духовой инструмент, изобретённый в 1829 Скорра в Берлине.

Литовский духовой музыкальный инструмент.

Древнеримский духовой музыкальный инструмент.

Древний духовой музыкальный инструмент.

Узбекский духовой музыкальный инструмент.

Этот духовой инструмент отличается очень низким звуком и, как правило, звучит в военных оркестрах.

Болгарская свирель, духовой музыкальный инструмент.

Народный музыкальный духовой инструмент.

В «Патетическом трио» Михаила Глинки звучат фортепиано, фагот и этот деревянный духовой инструмент.

Духовой музыкальный инструмент, вид флейты.

Литовский духовой музыкальный инструмент из козьего рога.

Небольшой глиняный духовой музыкальный инструмент, имеющий сигарообразную форму.

Итальянский духовой музыкальный инструмент, разновидность волынки.

Старинный медный духовой музыкальный инструмент.

Духовой музыкальный инструмент, вид флейты.

Грузинский духовой музыкальный инструмент.

Латвийский духовой музыкальный инструмент.

Медный духовой инструмент басового звучания, разновидность геликона.

Древний духовой музыкальный инструмент.

Казахский духовой музыкальный инструмент типа флейты.

Казахский, татарский духовой музыкальный инструмент.

Японский духовой музыкальный инструмент.

Молдавский, украинский духовой музыкальный инструмент, вид флейты.

Осетинский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Духовой музыкальный инструмент, вид свирели.

Чувашский духовой музыкальный инструмент.

Эстонский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Медный духовой инструмент, для которого Моцарт написал четыре концерта.

Ритуальный духовой музыкальный инструмент Тибета.

Французский духовой музыкальный инструмент.

Медный духовой музыкальный инструмент из семейства клаппенгорнов, внешне напоминающий фагот.

Литовский духовой музыкальный инструмент, вид флейты.

Японский духовой музыкальный инструмент.

Венгерский духовой музыкальный инструмент.

Украинский духовой музыкальный инструмент.

Литовский духовой музыкальный инструмент.

Удмуртский духовой сигнальный музыкальный инструмент.

Шотландский духовой музыкальный инструмент.

Эстонский духовой музыкальный инструмент.

Древний армянский духовой музыкальный инструмент.

Музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии.

Венгерский духовой музыкальный инструмент.

Армянский духовой музыкальный инструмент, секреты изготовления и игры которого практически утеряны.

Духовые инструменты: список, названия

Практически во всех оркестрах присутствуют духовые музыкальные инструменты. Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

духовые инструменты список

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук – низкий.

Существует два способа для изменения высоты звука, издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название – духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида – медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность – клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • шэн;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только натуральный звукоряд. В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

духовой инструмент список

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

медно духовые инструменты список

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука – внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых – язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

духовые инструменты названия список

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • бау;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная гармоника, гармонь. В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок – бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это деревянный духовой инструмент. Список относящихся к этому виду труб был дан выше.

Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

духовые медные музыкальные инструменты

Сиринга – одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта – деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо – разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной поперечной флейты. Её диапазон – от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

список инструментов духовые язычковые

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису – трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

духовые музыкальные инструменты список

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название – биландао. Всего трубок у него три или четыре – одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко – в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Труба (музыкальный инструмент): виды, фото

Музыкальный духовой инструмент труба – представитель приспособлений для образования звука альтово-сопранового регистра. Среди сходных инструментов этот имеет наиболее высокий звук. Использовалась труба еще с древних времен, тогда ее применяли в качестве сигнала. В оркестр она вошла уже примерно в 17 веке. После того как был изобретен механизм вентилей, труба играет роль полноценного инструмента для исполнения классической музыки. Тембр яркий, блестящий. Инструмент может использоваться в качестве сольного исполнителя в духовом и симфоническом оркестре, в джазе и подобных жанрах.

История

Этот инструмент является одним из самых древних. Первые упоминания о подобных приспособлениях возникли в период примерно 3600 лет до нашей эры. Многие цивилизации использовали трубы – и Древний Египет, и Древний Китай, и Древняя Греция, и другие культуры применяли подобие труб в качестве сигнальных инструментов. Многие столетия это была основная роль данного изобретения.

труба музыкальный инструмент

В Средние века в составе войска обязательно имелись трубачи, которые были способны передавать звуковой приказ другим частям, находящимся на значительном отдалении друг от друга. В те времена труба (музыкальный инструмент) хоть и не исполняла полностью своих функций, все же игра на ней была элитным искусством. Обучались этому мастерству только специально отобранные люди. В спокойные, невоенные времена трубачи являлись обязательными участниками праздников, рыцарских турниров. В больших городах были специальные башенные трубачи, сообщающие сигналом о прибытии значительных людей, смене времен суток, наступлении войск неприятеля или об иных важных событиях.

Незадолго до наступления эпохи Возрождения новые технологии дали возможность выпускать более совершенный музыкальный духовой инструмент. Труба стала участвовать в выступлениях оркестра. Кроме того, трубачи стали гораздо более виртуозными, обучившись искусству кларино. Этим словом обозначалась передача диатонических звуков при помощи передувания. Эпоху барокко смело можно считать «золотым веком натуральной трубы». С тех пор как настал век классический и романтический, ставящий в основу всего мелодичность, натуральная труба отошла на задний план как неспособная воспроизводить мелодические линии. И лишь для исполнения основных ступеней звукоряда в оркестрах применялась труба.

труба музыкальный инструмент фото

Современная труба

Музыкальный инструмент, получивший в середине 19 века механизм вентилей, поначалу не имел заслуженной славы. Причина в том, что большая часть звуков еще не была чиста интонационно и не имела одинакового тембра. Все чаще передачу верхнего голоса стали поручать корнету, поскольку его тембр был гораздо мягче, а технические характеристики совершеннее. Но в начале века, когда была улучшена конструкция трубы, корнетам пришлось уйти из оркестра. Наконец труба смогла показать все звуки, которые требуются в оркестре от духовых. В настоящее время партии, ранее созданные для корнетов, исполняет труба. Музыкальный инструмент, фото которого прилагается к статье, полностью смог воспроизвести звукоряд, благодаря максимально усовершенствованному механизму.

Сегодня инструмент используют в оркестрах при исполнении музыки в жанрах ска, джаз, фанк, а также в качестве сольного исполнителя.

музыкальный инструмент длинная труба

Строение трубы

Медь и латунь – материалы, из которых наиболее часто изготавливается труба. Музыкальный инструмент из серебра или других металлов можно встретить гораздо реже. Даже в античные времена был изобретен способ изготовления из цельного листа металла.

Интересную форму имеет этот музыкальный инструмент. Труба, как называется он благодаря своей форме, изгибы которой на самом деле созданы лишь для компактности, – это просто длинная трубка. У мундштука имеется небольшое сужение, у раструба – расширение. Основная длина трубы цилиндрической формы. Именно такая форма способствует яркости тембра. В процессе изготовления необычайно важно точно рассчитать не только длину, но и правильное расширение раструба – это обуславливает строй инструмента. Однако суть остается прежней: данный музыкальный инструмент - длинная труба и только.

музыкальный духовой инструмент труба

Принцип игры – получение гармонических созвучий изменением положения губ и длины столба воздуха, которое достигается при помощи механизма вентилей. Применяют три вентиля, дающих возможность на тон, полтора или полтона понизить звук. Нажатие нескольких вентилей одновременно позволяет понизить строй инструмента до трех тонов. Именно этим способом достигается хроматический звукоряд.

Существуют разновидности, на которых имеется четвертый вентиль, дающий возможность понизить строй на пять полутонов.

Техника игры

Имея высокую техническую подвижность, труба отлично выполняет диатонические пассажи, арпеджио и прочее. Дыхание расходуется очень экономно, поэтому вполне возможно исполнить фразы большой протяженности и яркого тембра.

Вентильные трели отлично выходят на современных инструментах.

музыкальный инструмент труба как называется

Разновидности

Самый популярный тип – труба в строе си-бемоль, которая звучит на тон ниже, чем указывают ноты, написанные для нее. В настоящее время ноты пишутся от ми малой октавы до третьей октавы, но все же реально извлечь из инструмента и более высокие звуки. Современная конструкция трубы дает возможность ей исполнять все необходимые тональности, крайне редко переходя к любимой американцами трубе в строе до.

Кроме того, в наши дни существуют еще три вида труб, очень распространенных ранее.

Альтовая труба – музыкальный инструмент, призванный звучать почти на кварту ниже написанных нот. Этот инструмент необходим для передачи низкорегистровых звуков (пример – Третья симфония Рахманинова). Впрочем, сейчас эта труба используется редко, чаще всего ее заменяют флюгельгорном.

Басовая труба – музыкальный инструмент, фото которого несложно обнаружить в любой музыкальной школе, звучит ниже обычной трубы на октаву. При этом на большую нону ниже предложенных нот. Использовалась до второй половины 20 века. Сейчас ее с успехом заменяют тромбоном – похожим по строению, регистру и тембру.

Труба пикколо. Сконструирована в конце 19 века, но сегодня переживает новую волну популярности благодаря интересу к старинной музыке. Применяют в стиле си-бемоль, при этом для диезных тональностей может перестроиться и в строй ля. Имеет четыре вентиля, а не три, как большая труба. Музыкальный инструмент используется с мундштуком меньшего размера, но это влияет на техническую подвижность и тембр.

большая труба музыкальный инструмент

Репертуар

Хотя современные трубы, которые могут исполнить без ограничений мелодические линии, возникли относительно недавно, написано огромное количество сольных произведений, которые были созданы еще для настоящих инструментов. Сегодня их исполняют на малой (пикколо) трубе. Для трубы писали многие известные композиторы: Гайдн, Вайнберг, Блахер, Щедрин, Бах, Мольтер, Моцарт, Бетховен, Брамс, Малер, Мусоргский, Римский-Корсаков и многие другие, не менее великие композиторы.

Небольшая экскурсия по миру восточных музыкальных инструментов и о происхождении дудука

Сеанс-без-названия5493

Дутар. Ду - два. Тар - струна. Инструмент с навязными ладами и двумя струнами из жил. Думаете, чем меньше струн, тем проще играть?

Ну, тогда послушайте игру одного из лучших мастеров игры на дутаре - Абдурахима Хаита, уйгура из Синьцзяня, Китай.
Бывает еще туркменский дутар. Струны и лады у туркменского дутара металлические, корпус долбленный, из цельного куска дерева, звук очень яркий, звонкий. Туркменский дутар один из моих самых любимых инструментов на протяжении последних трех лет, а дутар, изображенный на фото, мне привезли из Ташкента совсем недавно. Восхитительный инструмент!

Сеанс-без-названия5499

Азербайджанский саз. Девять струн разбиты на три группы, каждая из которых настроена в унисон. Аналогичный инструмент в Турции называется баглама.

Обязательно послушайте, как звучит этот инструмент в руках мастера. Если мало времени, то посмотрите хотя бы начиная с 2:30.
От саза и багламы произошел греческий инструмент бузуки и его ирландский вариант.

Сеанс-без-названия5478

Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни. Аль-уд - лют, лютня - слышите? Обычный уд не имеет ладов - лады на данном экземпляре из моей коллекции появились по моей инициативе.

Послушайте, как играет на уде мастер из Марокко.

Сеанс-без-названия5502


От китайской двухструнной скрипки эрху с простеньким корпусом-резонатором и маленькой мембраной из кожи произошел среднеазиатский гиджак, который на Кавказе и в Турции получил название кеманча.

Послушайте, как звучит кеманча, когда на ней играет Имамйар Хасанов.

Сеанс-без-названия5501

Рубаб имеет пять струн. Первые четыре из них сдвоены, каждая пара настроена в унисон, а басовая струна одна. Длинный гриф имеет лады в соответствии с хроматическим звукорядом почти на две октавы и небольшой резонатор с кожаной мембраной. Как вы думаете, что означают загнутые вниз рога, исходящие из грифа по направлению к инструменту? Его форма не напоминает вам баранью голову? Но ладно форма - какой звук! Вы бы слышали, какой звук у этого инструмента! Он вибрирует и дрожит даже своим массивным грифом, он заполняет своим звуком все пространство вокруг.

Послушайте звучание кашгарского рубаба. Но мой рубаб звучит лучше, честное слово.

Сеанс-без-названия5497


Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву - толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.

Послушайте, как звучит иранский тар.
Иранский тар - предок нескольких инструментов. Один из них индийский сетар (се - три, тар - струна), а о двух других я расскажу ниже.

Сеанс-без-названия4362

Азербайджанский тар имеет не шесть, а одиннадцать струн. Шесть таких же, как и у иранского тара, еще одна дополнительная басовая и четыре струны, на которых не играют, но они резонируют во время игры, дополняя звук эхом и делая звучание более продолжительным. Тар и кеманча, пожалуй, два главных инструмента азербайджанской музыки.

Послушайте несколько минут, начиная с 10:30 или хотя бы начиная с 13:50. Вы такого никогда не слышали и не могли предположить, что на этом инструменте возможно такое исполнение. Это играет брат Имамйара Хасанова - Руфат.

Сеанс-без-названия5552

Есть гипотеза, что тар является родоначальником современной европейской гитары.

Сеанс-без-названия5566

Сеанс-без-названия5556

Недавно, когда я рассказывал об электроказане, меня упрекали - мол, я вынимаю душу из казана. Наверное, примерно то же самое говорили человеку, который 90 лет назад догадался поставить звукосниматель на акустическую гитару. Примерно тридцать лет спустя были созданы лучшие образцы электрогитар, остающиеся стандартом до сегодняшнего дня. Спустя еще десятилетие появились Битлз, Роллинг Стоунз, а следом за ними Пинк Флойд.
И весь этот прогресс никак не помешал производителям акустических гитар и исполнителям на классической гитаре.

Но не всегда музыкальные инструменты распространялись с востока на запад. Например, гармонь стала необычайно популярным инструментом в Азербайджане в 19-м веке, когда там появились первые немецкие переселенцы.

Мою гармонь изготовил тот же самый мастер, который создавал инструменты для Афтандила Исрафилова. Послушайте, как звучит такой инструмент.

Сеанс-без-названия5507

Мир восточных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Я не показал вам даже и части своей коллекции, а она далеко не полная. Но еще о двух инструментах я должен рассказать обязательно.
Дудочка с раструбом, что наверху, называется зурна. А инструмент под ним называется дудук или балабан.

Со звуков зурны на Кавказе, в Турции и Иране начинаются торжества и свадьбы.

Вот как выглядит аналогичный инструмент в Узбекистане.

В Узбекистане и Таджикистане зурну называют сурнай. В Средней Азии и Иране, к звукам сурная и бубнов обязательно добавляют протяжные звуки другого инструмента - карнай. Карнай-сурнай - устойчивое словосочетание, обозначающее начало праздника.

Интересно, что родственный карнаю инструмент существует в Карпатах, а название его знакомо многим - трембита.

А вторая дудочка, изображенная на моей фотографии, называется балабан или дудук. В Турции и Иране этот инструмент называют еще и мей.

Послушайте, как играет на балабане Алихан Самедов.

Мы еще вернемся к балабану, а пока я хочу рассказать о том, что я видел в Пекине.
Насколько вы поняли, я коллекционирую музыкальные инструменты. И как только во время поездки в Пекин у меня выдалась свободная минутка, я немедленно отправился в магазин музыкальных инструментов. Что я купил себе в этом магазине, я еще расскажу в другой раз. А сейчас о том, что я не купил и о чем страшно жалею.
На витрине стояла дудочка с раструбом, конструкцией в точности напоминавшая зурну.
- Как это называется? - спросил я через переводчицу.
- Сона, - ответили мне.
- До чего похоже на "сорна - сурнай - зурна" - подумал я вслух. А переводчица подтвердила мою догадку:
- Китайцы не произносят букву р в середине слова.

Подробнее о китайской разновидности зурны можете прочитать здесь.
Но, вы знаете, зурна и балабан ходят рука об руку. В их конструкции много общего - может быть, поэтому. И что вы себе думаете? Рядом с инструментом сона стоял другой инструмент - гуань или гуаньцзи. Вот как он выглядел:


Здесь об этом инструменте можно прочитать подробнее. Конструкция этого инструмента полностью идентична дудуку-балабану. Та же самая двойная трость из сплющенного с одной стороны камыша и трубка с отверстиями.
Мне стало интересно: неужели Китай дал миру не только порох, бумагу и лапшу, но еще и этот гениальный инструмент?
И вот, нахожу информацию:
Гуаньцзы – древний язычковый музыкальный инструмент, завезен в Центральный Китай из Синьцзяна примерно в эпоху династии Суй (581 – 618 гг. н.э.)
Вы понимаете, о чем речь? Инструмент завезен из Синьцзяна, то есть от уйгуров, как и зурна, приобретшая в Китае название сона. Дату запомните, пожалуйста - случилось это не очень давно. Пунктуальные китайцы привыкли все записывать.

А как же другие народы ЮВА? Может, и у них есть что-то похожее? Ввод иероглифов в строку поиска гугл дал очень интересный результат:
вот описание аналогичного корейского инструмента в той же Википедии. Кликаю по одному из иероглифов в названии инструмента и попадаю на эту страницу, где нахожу пояснение, что это tartar horn - татарская труба. О-па! Корейцы называют свой инструмент татарской трубой?
На страницах Британники нахожу дополнительную информацию с картинкой и образцами звучания. Все сомнения отпадают - это тот же самый инструмент, что мы называем балабан или дудук, только иного размера и звукоряда.
А как в Японии? Оказывается, и там есть совершенно аналогичный инструмент!


Вот, как он выглядит. Ребята, товарищи, господа, да ведь это дудук и есть!
А когда он попал туда? В восьмом веке. Следовательно, можно предположить, что попал из Китая - сроки и география совпадают.
Пока документально известно только то, что этот инструмент распространялся на восток со стороны Синьцзяня. Ну а как в современном Синьцзяне, играют на этом инструменте?

А давайте поищем дополнительную информацию в независимых источниках, например, в энциклопедии Ираника:
BĀLĀBĀN
CH. ALBRIGHT
a cylindrical-bore, double-reed wind instrument about 35 cm long with seven finger holes and one thumb hole, played in eastern Azerbaijan in Iran and in the Republic of Azerbaijan.

Или Ираника симпатизирует азербайджанцам? Хорошо, вот БСЭ тоже говорит, что слово дудук имеет тюркское происхождение.
Азербайджанцы и узбеки подкупили составителей?
Ну, хорошо, вот болгар в симпатии к туркам точно не заподозришь!
Смотрите, что написано на весьма серьезном болгарском сайте по слову дудук:
дудук, дюдюк; дудук, дюдюк (от тур. düdük), пищялка, сворче, гласник, доп - Народен дървен музикален инструмент от типа на аерофоните, полузатворени тръби.
Опять указывают на турецкое происхождение слова и называют его своим народным инструментом.
Распространен этот инструмент, как выяснилось, преимущественно среди тюркских народов, либо среди народов, контактировавших с тюрками. И каждый народ обоснованно считает его своим народным, национальным инструментом. Но только один приписывает себе его создание.

Ведь только ленивый не слышал, что "дудук - древний армянский инструмент". При этом намекают, что дудук был создан три тысячи лет назад - то есть, в недоказуемом прошлом. А факты и элементарная логика показывают, что это не так.

Вернитесь к началу этой статьи и еще раз посмотрите на музыкальные инструменты. Почти на всех этих инструментах играют и в Армении тоже. Но совершенно понятно, что все эти инструменты появились у гораздо более многочисленных народов с ясной и понятной историей, среди которых как раз и жили армяне. Представьте себе небольшой народ, живущий в рассеянии среди других народов, имеющих собственные государства и империи. Станет такой народ создавать полный набор музыкальных инструментов для целого оркестра?
Я, признаться, тоже думал: "Ладно, то были большие и сложные инструменты, оставим их в стороне. Но хоть дудочку армяне могли придумать?" А выясняется, что нет, не придумали. Если бы придумали, то у этой дудки было бы чисто армянское название, и не поэтическо-метафорическое циранопох (душа абрикосового дерева), а что ни будь попроще, понароднее, с одним корнем, либо и вовсе звукоподражательное. Пока же все источники указывают на тюркскую этимологию названия этого музыкального инструмента, а география и даты распространения показывают, что свое распространение дудук начал из Средней Азии.
Ну хорошо, давайте сделаем еще одно допущение и скажем, что дудук попал в Синьцзянь из древней Армении. Но каким образом? Кто принес его туда? Какие народы переселялись с Кавказа в Среднюю Азию на рубеже первого тысячелетия? Нет таких народов! А вот тюрки постоянно двигались из Средней Азии на запад. Они вполне могли распространить этот инструмент и на Кавказе, и на территории современной Турции и даже в Болгарии, на что указывают документы.

Я предвижу еще один аргумент защитников версии армянского происхождения дудука. Мол, настоящий дудук делается только из абрикосового дерева, которое на латыни называется Prúnus armeniáca. Но, во-первых, абрикосы в Средней Азии распространены ничуть не меньше, чем на Кавказе. Латинское название не указывает на то, что это дерево распространилось по миру с территории местности, носящей географическое название Армения. Просто именно оттуда оно проникло в Европу и было описано ботаниками примерно триста лет назад. Напротив, есть версия, что абрикос распространился с Тянь-Шаня, часть которого находится в Китае, а часть - в Средней Азии. Во-вторых, опыт весьма талантливых народов показывает, что этот инструмент можно изготовить даже из бамбука. А мой любимый балабан изготовлен из тутовника и звучит намного лучше абрикосовых, которые у меня тоже есть и произведены как раз в Армении.

Послушайте, как я научился играть на этом инструменте за пару лет. В записи участвовал народный артист Туркменистана Гасан Мамедов (скрипка) и народный артист Украины, мой земляк по Фергане, Энвер Измайлов (гитара).

При всем при этом я хочу отдать дань уважения великому армянскому исполнителю на дудуке Дживану Гаспаряну. Именно этот человек сделал дудук известным во всем мире инструментом, благодаря его труду в Армении возникла замечательная школа игры на дудуке.
Но говорить "армянский дудук" правомерно только о конкретных инструментах, если они изготовлены в Армении, либо о типе музыки, возникшей благодаря Дж.Гаспаряну. Указывать на армянское происхождение дудука могут только те люди, которые позволяют себе бездоказательные утверждения.

Прошу заметить, что я сам не указываю ни точного места, ни точного времени появления дудука. Вероятно, это уже невозможно установить и прообраз дудука древнее любого из ныне живущих народов. Но я строю свою гипотезу о распространении дудука, опираясь на факты и элементарную логику. Если кто-то пожелает возразить мне, то я хочу заранее попросить: пожалуйста, при построении гипотез точно так же опирайтесь на доказуемые и проверенные факты из независимых источников, не чурайтесь логики и попытайтесь найти иное внятное объяснение перечисленным фактам.

Кавказские музыкальные инструменты

Всем известные кавказские танцы или лирические напевы невозможно воспроизвести без самобытных инструментов. Для этого существуют уникальные кавказские музыкальные инструменты. Именно они задают узнаваемый тембр, ритм и общее звучание ансамблей. Столетиями многочисленные струнные и духовые инструменты использовались для того чтобы передать традиции горных народов, его чаяния и мысли. За это время они много раз видоизменялись, и сегодня у каждого народа имеются свои, конструктивно схожие образцы, которые, тем не менее, имеют свои отличия в звучании и свои названия.

Музыкальные инструменты народов северного кавказа

Какие же они, кавказские музыкальные инструменты?

Духовые инструменты

Изначально на территории Кавказа и Закавказья существовало порядка двух десятков различных флейт, которые постепенно обретали свои различия в конструкции и способах извлечения звуков. Условно их можно разделить на несколько категорий:

  • губные – келенай, мусигар, и др.;
  • язычковые – балабан, зурна и, конечно же, дудук;
  • мундштучные – нефир, шах-нефир и др.

В настоящее время наиболее широкое распространение получили балабан, туттек и дудук, который стал настоящей визитной карточкой данного региона. Этот инструмент сегодня пользуется большой популярностью во всем мире. И это не случайно. Будучи язычковым деревянным духовым инструментом, дудук имеет сдвоенную трость и регулятор тона в виде колпачка (сурдина). Несмотря на относительно небольшой диапазон (порядка 1,5 октав) инструмент дает исполнителю большие выразительные возможности благодаря тембру.

Уникальный тембр инструмента, похожий на человеческий голос, способствовал популяризации дудука. Также очень много для этого сделал всемирно известный армянский музыкант Дживан Арамаисович Гаспарян. Виртуозно владея дудуком, он сделал множество записей со многими знаменитыми западными и отечественными исполнителями. Дудук с его помощью очень популярен во всем мире (в частности его игру можно услышать в саундтреке к фильму "Гладиатор").

Ранее дудук делали из различных пород древесины и даже из кости. Сегодня же стандартом стало использование абрикоса, так как прочие породы дерева дают слишком резкий звук. Дудук существует в двух вариантах: длинный (до 40 см) подходит для лирических мелодий, а короткий вариант – для быстрых зажигательных мотивов. Зачастую играют два музыканта: один играет мелодию, а второй аккомпанирует в басовом регистре.

Струнные инструменты

Струнные музыкальные инструменты народов Северного Кавказа и Закавказья делят на две категории:

  • Щипковые (струна цепляется медиатором или пальцами) – пондар, дала-Фандыр, саз.
  • Смычковые (звук извлекается смычком, которым водят по струнам) – шичепшин, кеманча.

Саз пришел на территорию Кавказа из Персии, где он упоминается в источниках 15 в. В Азербайджане саз считают старейшим своим народным инструментом. Помимо Азербайджана саз популярен в Армении и Дагестане, где его называют чунгур. Саз имеет грушевидный корпус, а количество струн колеблется от 6-8 у армянских сазов до 11 струн. Как правило, звук извлекается при помощи плектра (медиатора).

Еще большее распространение на Кавказе получил пондар – древнейший струнный инструмент чеченцев и ингушей. Кроме того, под другими названиями и с небольшими изменениями в конструкции этот инструмент известен в Грузии, Армении, Осетии, Дагестане. Пондар - это 3-струнный (есть 6-струнный вариант, где струны настраиваются по парам) инструмент с корпусом прямоугольной формы. В середине ХХ века он был серьезно усовершенствован, и его стало возможно использовать в составе оркестров. Это способствовало сохранению традиций игры на пондаре. Сегодня в музыкальных школах Чечни и Ингушетии он входит в обязательную учебную программу.

Шичепшин (шикапчин) в 20 веке потерял былую популярность, однако в последние десятилетия интерес к нему растет. Все благодаря его самобытному звучанию, идеально подходящему для аккомпанемента. Он имеет вытянутый долбленый корпус, обтянутый кожей. Струн 2 или 3, и изготавливают их из скрученного конского волоса. Диапазон инструмента до 2 октав. Очень часто исполнитель на шичепшине является еще и певцом-сказителем.

Конечно, музыку народов Кавказа нельзя представить без зажигательного и быстрого ритма. Среди ударных инструментов наиболее распространен барабан, который в Армении называют дхол, а в других регионах – доол, доули или доли. Он представляет собой небольшой деревянный цилиндр с соотношениями высоты и диаметра 1:3. В качестве мембраны используется тонко выделанная кожа животных, которая натягивается при помощи веревок или ремней. Играют на нем как руками (пальцами и ладонью) так и специальными палками – толстой, которую называют копал и тонкой – тчипал.

Кавказские музыкальные инструменты

Копал в разных регионах изготавливают разной формы, но обычно это толстая (до 1,5) палка длинной до 40 см. Тчипот гораздо тоньше и изготавливают его из прутиков кизилового дерева. Дхол появился примерно за 2 тысячи лет до Рождества Христова. При этом он и сегодня используется в Армянской церкви.

В 19 ст. в регион попала гармонь и быстро стала популярной, органично влившись в народные ансамбли. Особенно она популярна в Осетии, где ее называют фандыр. Это лишь наиболее известные музыкальные инструменты Северного Кавказа, региона с очень самобытными и древними музыкальными традициями.

Читайте также: