Канализация в доме на колесах
Обновлено: 07.07.2024
Канализация в автодоме и особенности эксплуатации
В доме на колесах можно организовать любые коммуникации для комфортного проживания. Учитывая большой выбор современных технологий и функциональных возможностей, оборудование инженерных конструкций самостоятельно в рекреационном транспорте может стать проблемой.
Как устроена канализация в атодоме
Стандартное водоснабжение и водоотведение включает в себя:
- 2-3 канистры для воды. Обычно они из пищевого пластика. Широкая крышка позволяет мыть баки изнутри;
- насосы;
- шланги;
- бойлер;
- биотуалет.
Чтобы контролировать давление, устанавливают манометр.
Локальные сантехнические сооружения и сети выполняются с использованием пластиковых труб и фитингов. ПВХ не подвержен коррозии и легко монтируется.
Насос подсоединяют к верхней грани резервуара с очищенной водой. Врезают фитинг под шланг. На выходе делают разветвление: одна труба пойдет к электронагревателю, вторая – к смесителю.
Важный момент. Путешествуя в холодном климате, при низких температурах обязательно утеплить трубы. Греющим кабелям проводят обмотку, чтобы избежать заморозки.
Особенности эксплуатации
При проектировании обустройства автодома баки приемлемо разместить под диваном или кроватью. Приобретая емкости, следует учитывать количество человек, проживающих в доме.
Виды канистр для отработанной жидкости
Насосы бывают двух типов
Такой электронасос можно установить в любой части авто. То есть, вы не будете слышать «журчание», когда кто-то занимается гигиеническими процедурами. Положительным моментом отмечают его долговечность и реальную перспективу ремонта.
По цене такие приспособления дороже, а также они чувствительны к инородным частицам. Целесообразно на входе установить фильтр предварительной очистки.
Под действием устройства идет подача холодной или горячей струи в душ, раковины и унитаз. В биотуалете используют съемные кассеты с определенными химикатами. Слив производят в специально оборудованных зонах, делают промывку до чистоты.
Сложно выбрать сети, которые бы соответствовали всем техническим требованиям. Специалисты компании 1Караван проведут профессиональное консультирование по обустройству канализационной системы в автодоме.
Канализация в автодоме и особенности зимней эксплуатации
Вода из раковины в кухне, из умывальника и душа стекает по обычным сантехническим трубам и направляется в «бак серой воды». В автодомах подешевле используются гибкие, армированные трубы, а в дорогих - более прочные пластиковые с большим стечением.
Самый популярный вариант размещения бака - под днищем автодома. В простых автодомах для летних путешествий он пластиковый и без утепления.
Иногда в бак вставляют электрический тен работающий от бортовой сети 12v. Такой вариант сможет уберечь канализацию в небольшие заморозки.
В автодомах среднего класса ставят баки с воздушной рубашкой и дополнительной изоляцией. Отдельная труба с горячим воздухом из отопителя поступает в рубашку и бак всегда тёплый. Таким вариантом можно пользоваться и в сильный мороз.
Изолированный бак с подогревом Изолированный бак с подогревомВ автодомах с жидкостным отоплением в бак сточных вод приходит отдельный контур, который тоже не даст замёрзнуть сточным водам.
В автодомах с двойным полом есть возможность расположить все баки и трубы внутри. Такая схема максимально отвечает требованиям зимних путешествий. Замерзание практически исключено. Если только вы не отключите отопление и не уйдёте жить в отель.
Американские автодома
В США популярны большие классы автодомов с большими резервуарами для сточных вод. Если у европейцев бак сточных вод ставят на 80-150 литров, то американцы предпочитают 300-400л. На сколько эти объемы защищены от морозов нам предстоит выяснить в следующих статьях.
Американский автодом на базе автобуса Американский автодом на базе автобусаЗачем такие объемы?
Американцы не любят экономить и всё этим сказано. В США автодома чаще чем в Европе являются основным местом жительства.
Для европейцев дома на колёсах являются вариантом провести отпуск или выходные. Поэтому большие габариты и ресурсы не требуются. Сеть кемпингов очень большая. Есть где слить отходы и пополнить запасы.
Спасибо, что заглянули на канал!
Подписаться можно по ссылке « Pro автодома с Епифанцевым »
Автодом для чайников. ч.3 Водоснабжение
Цистерна для чистой воды автодома имеет снаружи заливную горловину для заправки (2). Последняя закрывается крышкой на ключ (3), чтобы исключить попадание в бак посторонних предметов и жидкостей.
Устройство бака чистой воды в автодоме Устройство бака чистой воды в автодомеС помощью регулятора сливного клапана (5) можно полностью слить воду из бака или оставить 20 л. В Европе не принято передвигаться с полным баком воды во избежание перевеса.
Через техническую горловину бака (4) можно залить воду из ведра, лейки, канистры, если через внешнюю горловину сделать это невозможно.
Обычно вода подаётся в систему с помощью погружного водяного насоса.
Погружной водяной насос 12V Погружной водяной насос 12VСмесители в автодоме имеют встроенные выключатели. Когда вы открываете кран, насос начинает качать воду. Поэтому, на время движения, следует выключить подачу электричества на водяной насос на панели контроля автодома чтобы какой-нибудь кран не открылся и не слил весь запас воды. О приборной панели читайте в первой части.
Клапан слива воды при похолодании
В комплектации к отопителю Truma Combi всегда идет клапан слива воды из бойлера. Он срабатывает на снижение температуры в салоне ниже +3 и сливает воду из бойлера.
Сточные воды
Когда бак с грязной водой заполнится, ее следует опорожнить. В разных странах действуют различные правила по сливу серых воды из автодомов. В России данный вопрос пока не регулируется, поэтому постарайтесь найти вариант слить сточные воды в канализацию или хотя бы в ливневку.
Бак сточных вод располагается под днищем автодома, поэтому и кран слива надо искать за правым задним колесом.
Туалет
В принципе, в настоящее время решение есть и оно довольно простое: использовать готовый биотуалет, они сейчас продаются во многих строительных магазинах.
Но тут я расскажу о том, как устроен интегрированный туалет в автодоме. Поэтому начнём виртуальный тур по санузлу кемпера.
Санузел в автодоме совместный, то есть у нас и душ, и умывальник, и туалет находятся в одном общем отделении. Более того, пол в санузле по совместительству является и поддоном для душа. И туалет как бы тоже расположен в этом поддоне.
Отходы жизнедеятельности человека собираются в отдельный контейнер, а не в общий слив душа и кухни. Доступ к нему обеспечивается снаружи кемпера, на левом борте есть специальный лючок. И это правильно, нечего носить горшок с какашками по комнате, если надо совободить контейнер.
Утепление водопровода и канализации в автодомах и краванах на зиму. Есть ИДЕИ?
Утепление водопровода и канализации в автодомах и краванах на зиму. Есть ИДЕИ?
Пользователь
Российский Клуб Караванеров 00402
02.12.2015 08:08:49
Цитата |
---|
автор Радуга on 02 дек 2015 00:17:48 Горшок -капсулу нет смысла обогревать. Я добавляю антифриз-тосол вместо воды при заливе Тетфорда. Поллитра на горшок не даст фекальным массам превратиться в камень. |
Ё-моё! Я - всегда за, пацаны!
Пользователь
Российский Клуб Караванеров 01304
02.12.2015 13:53:04
У меня не замерзало. Ну,в смысле,г. Приезжяемв кемпинг.Прицеп стоит,ждёт.Вода слита.Туалет пустой. Разогреем его,заправим,поживём не много и вперёд.Отопление,на время поездок,не выключяю.Выставляю градусов 15. В прицепе тепло,хорошо.Расход газа не сильно напрягает.Поменять не проблема. Приехали на место.Прибавил на термостате до 20 градусов и вуаля. Правда воды в баках много не вожу.Смысла нет.Есть где заправится. На стоянке отопление включено всегда. По сливу с мешком прикольно.Надо взять на вооружение.Мешок в ведро. Я то соль пробовал насыпать по началу. Сразу понял что фигня полная. Сам видел неоднократно как замораживают всё что можно в караване.Потом народ удивляется,как?почему? У финов практически все бойлеры разморожены.Вот этого я не могу понять.Они то с их опытом караванинга. И воду в баках на зиму оставляют.Потом по весне в магазинах помп не найти. Я когда у себя всё переделывал то сливу системы уделил много внимания.Тестировал его неоднократно. Наблюдал за финами в кемпингах зимой.Они ваобще не парятся.Воду не заправляют,в туалет бегают по морозу. Вот и пойми их.Стоит такой,метров 7 - 8,новенький,навороченый.Баки поткатные стоят,шланги подключены.Снегом всё завалено,следов нет у баков. А в домике жизнь теплится. Вот так и живут. С уважением Бурелом.
Solifer Artik 500,Kafi Futura 580,Caravelair Brasilia 416, Kafi 460 аж 1978 года,Шевроле Люмина АПВ 3.8 АКПП,Форд Фокус универсал 1.8 МКПП,Мазда 323 1.6 АКПП.
Пользователь
Российский Клуб Караванеров 00402
02.12.2015 14:22:50
Ё-моё! Я - всегда за, пацаны!
Пользователь
Российский Клуб Караванеров 01304
02.12.2015 14:53:09
Попробую ведро,попробую тазик. Ведро с собой.Тазик есть на кухне в кемпинге. Когда стояли при - 30*С то вода замерзала быстро.Ну а так как расход не очень большой то замерзала "послойно".Видать по этому и не распирало. На счёт финов это в точку. С такими,в шортах,знаком лично.И не с одним.Ребята,те что под 50,гудят так что дым коромыслом.Слава богу что не очень активные.Погудят и спать,потом снова погудят и спать.И так весь выходной. Ну а знаменитая фотка. Solifer,Mersedes и пьяный фин спит в шезлонге. Это классика. С уважением Бурелом.
Solifer Artik 500,Kafi Futura 580,Caravelair Brasilia 416, Kafi 460 аж 1978 года,Шевроле Люмина АПВ 3.8 АКПП,Форд Фокус универсал 1.8 МКПП,Мазда 323 1.6 АКПП.
Пользователь
Российский Клуб Караванеров 00186
02.12.2015 20:06:40
Пользователь
Российский Клуб Караванеров 00186
02.12.2015 20:20:33
Так утеплил отсек с капсулой. Обратите внимание на вент. решетки. Это дополнительное тепло в гараж.
Система водоснабжения и канализации в доме на колесах
В этой статье мы хотим рассказать Вам про такие необходимые для любого автодома системы как водоснабжения и канализации. Предупреждаем сразу, что статья больше предназначена для новичков, нежели для профессионалов. В ней мы постарались выделить основные тезисы на которые стоит обратить внимание.
Стандартная система водоснабжения и канализации в кемпере включает в себя:
· Биотуалет (имеет специальные кассеты с химикатами)
Обычная планировка кемпера предполагает пустое пространство под диванами, которое прекрасно подходит для установки баков. При выборе объема канистр, стоит учесть потребность в воде. Примерный расчет: 30 литров на человека в день. Но не стоит увлекаться, потому что с каждым литром увеличивается нагрузка на сам автомобиль или прицеп. В большинстве случаев вода заливается через специальную наружную горловину. Запасы воды можно пополнять на кемпингах, а если таковых не имеется — на любой автомойке или даже заправке.
Баки с отработанной водой бывают двух видов: стационарные и переносные. Стационарные крепятся под днищем и имеют патрубок со сливным краном. Этот вариант не совсем подходит для стран, в которых нет оборудованных кемпингов. Переносные же баки просто ставятся под сливное отверстие, а после опорожняются в любом подходящем месте. Баки с отработанной водой никак не связаны с биотуалетом. Для него предназначены специальные кассеты, которые можно снять и опорожнить в специальных сервисных зонах. Вообще имеются разные виды биотуалетов, но это тема для другой статьи)
Давление воды в кране создает насос. Насосы бывают двух видов: погружные и нагнетательные. У каждого типа, само собой, есть свои плюсы и минусы. Начнем по порядку.
Погружной насос на то и погружной, что находится всем корпусом в воде. Устройство включается с помощью переключателя, который вмонтирован в смеситель кемпера. Турбина насоса приводится в действие с помощью электромотора. В системе создается давление. НО при остановке турбины давление падает, и вода стекает обратно в бак. Этот недостаток устраняется с помощью обратного клапана, который устанавливается после насоса и не дает воде стекать обратно в бак. Рассмотрели принцип действия, теперь к плюсам и минусам.
Плюсы погружного насоса:
Нужно отметить доступную цену таких насосов – это оптимальное решение с точки зрения экономии. Также пользователи отмечают высокую надежность даже самых простых моделей.
Недостатком погружного насоса является низкое давление. Этого вряд ли хватит для более серьезной системы водоснабжения, а также недостаточно для установки дополнительных фильтров. Кроме того, если такой насос сломается, то придется покупать новый – ремонту они не подлежат. Если вы собрались устанавливать погружной насос, то вам придется сделать дополнительный кран после обратного клапана. Это нужно для того, чтобы освободить систему от воды на время заморозков или простоя.
Теперь поговорим о нагнетательных насосах. Их отличительная черта в том, что они постоянно поддерживают высокое давление. Датчик давления регистрирует перепады, которые бывают при включении крана, и включает насос. Само нагнетание воды происходит за счет нескольких резиновых мембран, которые расположены в рабочей части мотора.
Плюсы нагнетательного насоса:
Нагнетательный насос можно разместить в любой части кемпера. То есть вам не придется слушать «пение» мотора из под дивана, когда другой человек моется. Также данные насосы долговечны и легко ремонтируются. Не должно возникнуть проблем и со сливом воды из системы, потому что обратный клапан отсутствует.
Нагнетательные насосы стоят дороже, чем погружные. Помимо этого наблюдается чувствительность к инородным частицам в воде, поэтому перед входом нагнетательного насоса ставятся фильтры предварительной очистки.
Вот и все. Осталось собрать всю систему воедино. Выбранный вами насос подсоединяем к баку с чистой водой. От выхода насоса делаем развилку — одна ветка пойдет к бойлеру, вторая напрямую к смесителю. Там они и соединятся. Вроде бы все! Хотя, еще моментик…
Если вы собираетесь путешествовать зимой, то необходимо обеспокоиться обогревом системы водоснабжения. Простое решение – это греющий кабель для обогрева труб. Такой кабель можно обвить вокруг трубы либо поместить вовнутрь. В любом случае – это поможет вам избежать замерзания воды в системе.
Себестоимость водоснабжающей системы начинается от 20 т.р. Само собой все зависит от используемых устройств и материалов.
Это основные моменты, которые важно учесть при проектировке системы водоснабжения. Удачи в этом деле!
А также не забывайте подписываться на наш паблик Вконтакте «Дома на колесах».
Водопровод в автодоме. С электробойлером на 10л, баком, насосом, раковиной, душем и смывом туалета
Всем привет! Дом стремительно приближается к завершению и в этот раз закрыл целиком весь водопроводный вопрос!
Процесс частичной сборки и тестирования показан на видео. Внимание видео на английском языке! (почему?)
Для тех кто больше любит почитать и картинки посмотреть (или с английским не дружит) далее тоже есть что посмотреть.
Итак водопроводная система в моем доме состоит из:
— Бака для воды на 150 литров (на фото сверху)
— Насоса 12В (посередине)
— Гидроаккумулятора (синий баллон слева)
— Электро-водонагревателя на 10л (белый снизу)
И всяких труб, манометра, вентилей и переходников.
Чуть чуть про каждый компонент:
— Бак для воды 150л купил готовый в какой-то компании (polex group вроде) производящей подобные штуки. Стоил 5-7 тыс руб. Приглянулся он мне формой и объемом.
Правда был высоковат, из-за чего пришлось увеличивать высоту кроватей и делать между ними "второй пол" — но это все пошло на пользу в конечном тоге.
— Насос очень хороший от компании Shurflo. Сначала я поставил Shurflo Pro Blaster Junior, но потом по своей вине сломал его
Пришлось брать еще один — нашел только Shurflo Aqua King Sandard. По параметрам такой же, но первый мне больше нравился (меньше вибрировал и шумел). Но этот тоже очень хороший. К первому постараюсь найти запчасть и починить его. Стоимость насосов 6-8тыс, но это одни из лучших насосов на рынке и работают годами (а у некоторых и более 10 лет). Давление насоса настроено на 2 Бара
— Гидроаккумулятор
Стоил что-то типа 2тыс руб и имеет емкость 5 литров (не факт). Нужен для того, чтобы поддерживать давление в системе на одном уровне при малом расходе воды. Например можно быстро открыть кран и помыть руки — при этом насос даже не включиться — вода будет взята из аккумулятора. Или можно открыть кран "чуть-чуть" и тогда насос не будет выключаться и выключаться каждые 5 секунд, а спокойно пойдет вода из бака ровной струйкой, а когда она кончится — насос снова накачает бак за пару минут и остановится. В итоге получаем — ровный поток воды при любом расходе и увеличение срока службы насоса
— Водонагреватель
Аристон 10U по-моему. Стоил немного 3-5тыс руб. Для меня его преимуществом была идеальная форма под мои цели и небольшая мощность 1.2кВт. Установка тоже элементарная и есть модели с верхней подводкой, что для меня было очень удобно.
Система в основном собрана на металлопластиковых трубах. Не знаю насколько это плохо или хорошо для автодома — время покажет. Всегда можно переделать если что. Сделал из того, что умел.
Для подключения раковины на кухне использовал длинную гибкую подводку (2м)
Это позволило обойти все тесные места и перенести подключение туда, где удобно.
Для контроля давления установил манометр
Проверял по нему как система держит давление — за 5 дней стрелка не сдвинулась.
Проверял электронагреватель питая его от своих АКБ через 3кВт инвертор (подключенный проводами на 50мм2). Работает все отлично — провода не греются, напряжение проседает в допустимых пределах.
У нагревателя всего один элемент управления — ручка термостата
На первый раз выставил в режим "Е" (Економный видимо) — он погрел воду 17 с половиной минут и выключился. За это время было потрачено 353 Втч электричества
Если перевести это в емкость АКБ то получится 353/12 = 29.4Ач (учитывая потери КПД на инверторе примерно 32-33Ач)
За это время бойлер нагрел воду с 17 до 46 градусов
Для первого теста весьма неплохо. Трата электричества вполне гуманная. Вода весьма горячая (руку сложно держать). В следующий раз попробую на максимальном режиме погреть, чтобы была вода как дома (55-60 градусов). В ходе домашних экспериментов было выяснено, что можно принять скромный, но полноценный душ на 9л горячей + 11л холодной воды. Так что с таким баком можно жить. Мой аккумуляторный банк на 400Ач он тоже не сильно напряг.
Далее протестировал электро-клапан для смыва туалета. Вот он.
Такое дело, что туалет я установил с ручной помпой и собственным баком для воды (других в продаже не было). Но как-то глупо пользоваться отдельным баком и ручной помпой имея роскошную водоподготовку в метре от туалета. Так что шланг смыва я от помпы отсоединил и подключил через электро-клапан к своему водоснабжению
Электро-клапан это такая штука, которая закрыта в обычном состоянии, но если подать на нее 12 вольт, то она открывается, пропуская через себя воду. Если перестать подавать питание — снова закрывается. (бывают и варианты наоборот — в нормальном состоянии открытые).
Для активации клапана сделал кнопочку над туалетом (как в самолете)
Тест показал, что клапан срабатывает мгновенно (и так же быстро закрывается). Напор воды правда немного превзошел ожидания проектировщиков туалета, так что часть воды совершает побег через борта чаши.
Но это поправимо (либо небольшими изменениями в чаше, либо установкой ограничителя давления после клапана)
Вот такой водопровод своими руками. Если вы хотите сказать что я сделал что-то неправильно — я вовсе не удивлюсь, т.к. до этого дня мое знакомство с водоснабжением ограничивалось поливом огурцов из шланга на даче. Но лучше сделать не совсем правильно, чем бояться ошибиться и не сделать ничего. С виду все вполне неплохо работает, а большего мне сейчас и не нужно.
До новых встреч!
Которые кстати будут очень скоро, т.к. я заказал бак для слива воды и буду устанавливать его на днище фургона. Сливать воду на асфальт и газоны — не наш метод.
Водоснабжение кемпера — Устройство подогреваемого бака для воды
В нашем автодоме будет установлен утеплённый бак объёмом в 140 литров, предназначенный для технической (не питьевой) воды с возможностью её подогрева от охлаждающей жидкости двигателя либо с помощью электрического ТЭНа.
В этой записи я расскажу о внутреннем устройстве бака, а также про некоторые особенности используемых компонентов и причины их выбора. Ссылки и видео, как обычно, в конце. Поехали!
1. Магистрали водоснабжения будут из силиконовых трубок с внутренним диаметром 10 миллиметров (на фото по центру). Не забываем, что в автодоме воду приходится экономить, а оставленный без присмотра открытый кран — это непозволительная роскошь. Так что пропускной способности данных трубок, как показывает практика, вполне достаточно. Из плюсов — очень простой и удобный монтаж, занимают крайне мало места при прокладке (внешний диаметр — 13мм). Справа виднеется коробочка с латунными штуцерами и переходниками — покупал на Али, всё под диаметр 10мм.
В машине планируем установить три душевых лейки: собственно, в самой душевой кабине, в кухонном блоке с доступом с улицы через открытую сдвижную дверь, а также возле распашных задних дверей. Помыть ребёнка, напоить собак, смыть пыль с рук или вещей — во время стоянок лагерем постоянно этим пользуемся.
В "Калифорнии" у нас была оригинальная кемпинговая лейка с клапаном на ней, удовольствие недешевое. Так вот, если поискать на Али или в тех же хозяйственных магазинах (Леруа) устройство под названием "гигиенический душ", то будет то же самое по функционалу, но за меньшие деньги. :) Лейка, нажал клапан — вода пошла. Очень удобно в использованиии.
2. Далее что касается насоса для воды. Кемперостроители очень любят использовать вот такую вещь — самовсасывающую яхтенную помпу на 12 вольт. У нас такие стояли на Дефендере, так что я имел возможность сравнить плюсы и минусы.
Плюсов у неё два: высокая производительность и возможность всасывания воды из ёмкости (просто кидаешь шланг в бак или ведро, а сама помпа может быть установлена где-то в салоне: создаваемого при её работе вакуума будет достаточно, чтобы закачать воду).
Теперь что касается минусов:
— Большой размер
— Громкий шум и вибрации при работе. Можно сравнить с небольшим компрессором для подкачки колёс. О том, что вы включили насос, будут знать даже на улице.
— Как правило, в корпус встроено реле давления (на фото слева, с проводами), которое выключает насос при достижении заданного давления в магистрали.
— Высокая мощность, из-за которой во время включения-выключения идут скачки давления ("удары") в магистрали.
— По-хорошему требуется гидроаккумулятор для сглаживания давления и уменьшения времени работы насоса. Но он также занимает драгоценное место в кемпере, это минус.
3. Мы давно пользуемся погружными насосами TMC, всем, кому можно, я уже рекомендовал эту модель. Из минусов можно назвать лишь конструктивную необходимость погружения насоса в воду для работы (ну, на то он ведь и "погружной").
Теперь плюсы:
+ Оптимальная производительность. Слева модель на 10 литров в минуту, справа на 6. В реалиях автодома больший расход просто не нужен, так как чем больше ты будешь тратить воды впустую, тем чаще и дольше придётся её набирать.
+ Компактный размер. Не занимают места в салоне. Тот, что справа, проходит в горловину пятилитровой баклажки, набирать им воду можно буквально из любой тары.
+ Бесшумность! Они очень тихие, при включении ночью никто не проснётся.
+ Могут без проблем работать при закрытом кране (заглушенной магистрали) при необходимости. Не нужно реле давления и отдельный гидроаккумулятор, никаких "ударов" при открытии и закрытии крана.
+ Работа "на сухую" без последствий.
Дешёвые погружные насосы высокого давления обычно способны проработать без воды несколько секунд, после чего умирают — мотор вроде работает, но давления не создаёт (по аналогии с топливным насосом, который быстро выходит из строя при пустом баке). Этот насос я как-то случайно оставил работать на сутки, услышал тихое жужжание лишь на следующий день, когда подошёл к машине. И ему от этого ничего не было, продолжил работать дальше, замена не потребовалась.
4. Технические характеристики насосов.
5. Далее немного электроники. Слева внизу — поплавковый датчик уровня воды. Когда вода доходит до определённого уровня, поплавок поднимается, магнит внутри него замыкает герконовый датчик в корпусе и он начинает проводить ток, тем самым активирует какую-то нагрузку по аналогии с обычным выключателем.
Сверху — два термостата для системы подогрева воды.
Почему два? Первый будет следить за температурой воды в баке и активировать подогрев до температуры в 40-45 градусов (важный момент: у нас не будет разделения на горячую и холодную воду, а данная температура является оптимальной для мытья рук, посуды или приёма душа).
Но так как воду мы планируем греть с помощью охлаждающей жидкости двигателя, то пока мотор не прогреется, пытаясь нагреть воду мы будем дополнительно его (мотор) охлаждать. Второй термостат будет следить за температурой ОЖ, и при достижении отметки в 80-90 градусов будет включать систему подогрева.
6. Далее, собственно, сам бак. Про него я уже рассказывал — яхтенный бак для топлива объёмом в 140 литров, изготовлен в Италии. Пластик довольно толстый, на него можно наступать, легко выдерживает мой вес, нигде не прогибаясь. На стенках много рёбер жёсткости. Имеется ревизионная крышка для обслуживания и чистки. А вот внутренние перегородки, к большому сожалению, отсутствуют. Посмотрим, как оно будет в эксплуатации. Вес пустого бака — 12кг, размеры 110х40х40см.
Так как изначально он всё-таки предназначен для топлива, то на крышке имеется посадочное отверстие для датчика уровня заполнения (красная круглая заглушка с пятью винтами). И обратите внимание на резьбу, которая видна чуть левее и ниже неё. Отверстие заглушено, но туда можно вкрутить дополнительный штуцер.
7. Датчик уровня воды. По мере движения поплавка вверх-вниз по стержню меняется его внутреннее сопротивление. Стержни бывают разной длины, я подбирал себе по высоте бака (38 сантиметров, надо было брать 40). Выше на фото два показометра в коробках. Была идея подключить их вместе, но, к сожалению, не получилось: при параллельном подключении к одному датчику каждый начинает показывать значение в 2 раза меньше: например, когда один датчик показывает половину, подключаешь второй — и оба начинают показывать четверть. Не учёл этот момент при покупке, а продавцы такие тонкости не знали.
8. Итак, под наши требования для работы понадобится 4 штуцера: тот, что слева, я вкрутил в резьбу, о которой упоминал ранее (хорошо, что проектировщики её предусмотрели). Он будет предназначен для питания системы водоснабжения кемпера (кухонного крана и трёх душевых леек). Те, которые справа: через маленький с помощью второго насоса будет подаваться вода в теплообменник, а через большой подогретая вода будет возвращаться обратно в бак.
Ещё один момент: заливной горловины в кемпере как таковой не будет, по той простой причине, что единственное место, где у меня получалось набирать воду в бак именно из шланга — это у нас дома. Во всех остальных случаях это был либо источник, либо торчащий из земли / из стены кран не пойми какого диаметра, причём напор иногда был таким, что канистру из рук вырывало. Плюс не всегда получается подъехать нужной стороной машины близко к источнику воды. Вот такой вот личный опыт.
Так что в поездках буду вначале набирать воду в складное 15-литровое ведро, которое буду подносить к машине, кидать в него погружной насос, который уже будет перекачивать воду в бак через большой патрубок на фото выше.
9. Теплообменник. Шёл очень долго, больше двух месяцев, но наконец-то приехал. Корпус состоит из набора медных пластин. Внутри два независимых контура: один для горячей охлаждающей жидкости двигателя, второй для холодной воды из бака. Внутри они будут… правильно, обмениваться теплом, чем ещё можно заняться жидкостям в теплообменнике? Про подключение будет отдельный рассказ.
10. И последний, чертовски важный момент. Сапун. Нужен для выравнивания внутреннего давления при заполнении или сливе воды из бака. Если заполнять бак при заглушенном сапуне, то находящийся внутри воздух будет просто сжиматься в верхней части, испытывая соединения на прочность.
11. А вот если сливать воду с должным усилием, то яхтенный бак из толстого пластика с кучей рёбер жёсткости запросто может сделать вот так. Особенно если вода была залита на большой высоте, а после ты резко спустился вниз.
12. Трещина в углу пластика. Остаться без воды в горах Памира — умеем, могём, практикуем! :)
В общем, вроде мелочь, но должна быть обязательно. Патрубок сапуна планирую вывести в душевой поддон или рядом с ним: при заполнении или нагреве бака излишки воды просто вытекут и сольются на улицу.
13. И последнее. Греющий стержень (ТЭН) для воды. Camping Star Magnum 2000. Работал у нас в Дефендере, потом в Калифорнии, теперь вот ставлю его в Спринтер. Заявленная мощность — 75 ватт, по факту больше. Очень хорошая вещь, но сейчас стоит каких-то космических денег. Будет служить в качестве догревателя воды: бак планирую утеплить PIR-плитой толщиной 50мм, а чтобы вода на стоянках остывала медленнее, можно включать этот стержень. Я вообще не знаю, нужен ли будет он или нет, но, что называется, пользуясь случаем, решил заодно поставить и его.
14. Бак у нас появился ещё до покупки машины, два месяца лежал в гараже и вот настал "момент истины". Открутил горловину, чтобы посмотреть, что внутри. А там пусто. Лишь гофрированная трубка упирается в дно. Я-то надеялся на какое-нибудь чудо, но нет. Трубка, к сожалению, оказалась несъёмной: тянул очень сильно, но приклеено так, что, скорее, оторвёшь само посадочное место. Внизу в крышке горловивы виднеется вставленное сверло — это я решил рассверлить заглушенное отверстие под дополнительный штуцер.
15. Внутренний диаметр гофры 9мм, а значит, для подключения насоса придётся сделать переходник, не хватает ровно одного миллиметра, чтобы налез на насос. Пластик жёсткий, нагрев не помог. Зато с трубкой второго насоса никаких проблем не возникло! Обратите внимание на чёрные уголки, лежащие россыпью на столе. Были в коробках с какой-то мебелью из Икеи. Изначально у меня был простой план: приклеить их к стенкам бака суперклеем, а потом закрепить к ним насосы и греющий стержень. Но не судьба. Суперклей, который "клеит всё, кроме пальцев", с ними не справился.
16. Нашёл другие уголки. Что может быть проще, чем приклеить пластик к пластику? Ан нет! Держал около 15 минут, сушил строительным феном, вроде держатся, начал притягивать стержень хомутом — тут же отлетели.
17. Поехал в строительный магазин за подходящим клеем и пластиковыми уголками, чтобы поэкспериментировать. В итоге психанул, купил диск по алюминию для торцовочной пилы. Отрезал кусок профиля, загнал с торцов "икеевские" уголки, забил его киянкой в рёбра жёсткости. И никакого суперклея.
18. Вот что получилось в итоге. Верхний насос будет качать воду через теплообменник при заведённом двигателе. Нижний насос будет подавать воду в краны, он утоплен в ребро жёсткости, и когда верхний насос "уже всё", то он не сдаётся и выкачивает с самого дна около 5 литров воды. Кстати, несливаемый остаток бака составляет около 3-4 литров, что на 140 литров объёма, как мне кажется, отличный результат. Слева ТЭН, а на самом профиле закреплён чёрный датчик низкого уровня воды, чтобы при пустом баке насос не пытался гонять воду через теплообменник. Останется подключить автоматику, но это тоже в следующий раз. На фото ещё отсутствует датчик термостата, который будет управлять нагревом воды.
19. В крышке делаю минимально возможные отверстия, протягиваю проводку, не жалея герметика, заливаю стыки сверху и снизу.
20. Веселье пришло откуда не ждал. Начал устанавливать датчик уровня — а он не лезет, ведь внутри теперь полно проводов и трубок! А главное — герметик уже засох, и отрывать его, чтобы сделать провода внутри подлиннее, как-то жалко. В итоге получилось сделать так, что при установке горловины на место длинные трубки насосов как бы изгибаются в спираль и уводят в стороны прикреплённые к ним провода, оставляя по центру место для датчика уровня. Если учесть, что в отверстие крышки помещается только одна рука, а внутри при этом ничего не видно, провозился довольно долго.
21. В общем, бак готов! Проводка выведена и аккуратно собрана. Сначала хотел сделать разъёмы, но, наверное, это всё-таки лишнее, будет как обычно на скрутках и термоусадке. Штуцеры, предназначенные для теплообменника, смотрят влево по ходу движения авто, так как теплообменник будет расположен слева от бака. Настала очередь испытаний.
22. Датчик уровня. Подключается очень просто: синий провод показометра и синий провод датчика — это "минус", красный провод показометра — "плюс", а чёрный провод соединяем с чёрным проводом датчика. И всё! У прибора есть ещё два провода (жёлтый и оранжевый), при их подключении к "плюсу" включается красная или жёлтая подсветка на выбор.
По результатам испытаний: стрелка начинает движение (переходит с крайнего левого положения на букву "Е") когда в баке залито 30 литров. Видимо, надо было всё-таки брать сам датчик чуть длиннее. С другой стороны, наверное, это хорошо: когда стрелка показывает, что в баке пусто, то водой ещё можно пользоваться день-полтора в режиме экономии. Когда с "Е" переходит левее — в баке остаётся 25 литров.
У прибора не очень высокая точность: при заполнении бака стрелка двигается не плавно, а рывками, на видео я это показал. Не знаю, в чём дело, но подозреваю, что в поплавковом уровне, а не в показометре.
23. Термостат. Имеет два режима работы (на обогрев и на охлаждение), есть гистерезис (задержка срабатывания — например, греет воду до 40 градусов, а потом ждёт, пока она остынет до 37, и снова включает подогрев). Так как на фото бак пустой, то индикатор показывает температуру в 17 градусов внутри бака, что соответствует температуре воздуха в мастерской. Особо сказать про него нечего — всё работает, реле щёлкает.
24. Стержень подогрева воды. Используя 4 плоских "экстримовских" канистры заявленным объёмом в 20 литров, бак удалось наполнить ровно наполовину (70 литров вместо 80, точно по линии спайки пластика посередине бака). Так что реальный объём этих канистр получается 17,5 литров, кто пользуется — имейте в виду. Так вот, температура воды из-под крана была ровно 10 градусов. За 18 часов работы стержень подогрел воду внутри до 26,6 градусов, грубо говоря — один градус в час.
Я считаю, что результат очень неплохой, так как бак не утеплён, и горячая вода в баке через теплопотери грела воздух в гараже. После утепления эффективность работы стержня должна быть существенно выше, самому очень интересно, за сколько будет нагреваться полный бак чисто от электричества.
Потребление тока у стержня ровно 7,5 ампер, если умножить на 14,8 вольт зарядного устройства получим 111 ватт — в полтора раза выше заявленных 75 ватт. Но стержню уже много лет, когда-то внутри него работал термостат и он нагревал воду до 40 градусов. Потом что-то пошло не так, мощность увеличилась, а греет теперь "до упора" — небольшой объём может даже вскипятить. Такие вот особенности эксплуатирования немецкой техники.
Работу насосов фотографировать не стал, зато снял на видео. Если на словах — жужжат и качают воду, больше добавить нечего. Но кроме этого от них ничего и не требуется.
25. После испытаний бак занял своё место в кемперочке рядом с холодильником и дополнительными аккумуляторами. Осталась ерунда: сделать вокруг всего этого кровать и систему хранения, пристроить душевую и кухонный блок, развести электрику, водоснабжение и газ.
Обещанное видео:
Бюджет данного этапа и ссылки на оборудование:
Теплообменник не считаю, про его установку будет отдельный рассказ.
Итого: 27 350р (если учитывать, что стержень у меня уже был, то по факту ушло 22 350р).
Читайте также: