Какова периодичность наружных осмотров дымовых труб и газоходов на электростанциях

Обновлено: 07.07.2024

Какова периодичность наружных осмотров дымовых труб и газоходов на электростанциях

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИЕМКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕМОНТА
ДЫМОВЫХ ТРУБ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И КОТЕЛЬНЫХ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации направлены на оказание практической помощи руководящим и инженерно-техническим работникам организаций, занятых строительством, реконструкцией и ремонтом дымовых железобетонных труб. Они разработаны с учетом требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ПБ 03-445-02 [4].

Настоящие Рекомендации содержат основные положения по организации и проведению контроля качества на всех этапах строительства, реконструкции, ремонта и приемки в эксплуатацию дымовых труб.

При разработке Рекомендаций учтены опыт строительства и ремонтного обслуживания труб разных конструкций, виды и статистика типовых разрушений, обобщены результаты исследований и конструкторских разработок, выполненных рядом научно-исследовательских, проектных институтов и специализированных организаций, материалы зарубежных публикаций.

В Рекомендациях кратко описаны современные конструкции дымовых труб, виды и типовые причины их разрушений, что позволяет более квалифицированно оценивать выполненную работу по сооружению трубы, правомерность и последствия возможных изменений в технологии; называются инспектирующие органы и должностные лица, которые рекомендуется включать в приемочную комиссию; обосновываются стадии контроля, его объем, содержание и приборное обеспечение на разных стадиях, включая особенности приемки трубы после реконструкции и ремонта; описываются общие требования при приемке дымовых труб с учетом их технологических или конструктивных особенностей, основным критерием качества принимаемых конструкций является точное соответствие их проектной документации, соблюдение технологической дисциплины; приводится перечень документов, составляемых при приемке дымовых труб и подписываемых приемочной (рабочей) комиссией (приложения А-В).

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ПБ 03-445-02 [4] приемка дымовых труб в эксплуатацию заканчивается экспертизой промышленной безопасности труб.

1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с действующими строительными нормами и правилами и другими нормативными документами для обеспечения:

- единства подходов и объемов требований при приемке дымовой трубы в эксплуатацию;

- целенаправленности всех организационных, технических и технологических действий участвующих в проектировании и сооружении дымовых труб лиц и организаций на достижение максимальной надежности возводимого объекта в течение всего запланированного срока эксплуатации;

- необходимой документацией лиц, осуществляющих приемку-сдачу вновь сооружаемых и реконструируемых дымовых труб.

1.1 Понятие дефекта, категория дефектов, оценка состояния трубы

Дефект дымовой трубы определяется как одиночное или совокупное отклонение качества, формы, фактических размеров конструкций, их элементов и материалов от требований нормативных документов или проектов, возникающее при проектировании, изготовлении, возведении или монтаже, и проявляется в виде повреждений, возникающих при эксплуатации вследствие механических (силовых, температурно-влажностных), химических или комбинированных воздействий.

Повреждения от силовых воздействий возможны вследствие превышения расчетных значений внутренних усилий в элементах конструкций из-за несоответствия реальных условий работы конструкций расчетам. Они возникают также из-за неверных расчетов, применения некачественных, нерасчетных строительных материалов, нарушения технологии возведения труб, местных разрушений и проявляются в виде разрывов, трещин, сколов кирпича, бетона с выпучиванием продольной арматуры, а также в форме чрезмерных деформаций элементов сооружения (искривления оси ствола, кренов и осадок фундаментов, выпучивания и искривления участков стен и футеровки ствола и газоходов, прогибов перекрытий и др.).

Повреждения от температурно-влажностных воздействий (например, вследствие неверно осуществленного режима разогрева перед сушкой или собственно сушки) проявляются в образовании вертикальных, а в верхней части железобетонных дымовых труб и горизонтальных трещин, в отслоении кирпича и бетона лещадками преимущественно в местах применения материалов невысокой морозостойкости и их чрезмерного увлажнения атмосферными осадками, выбросами пара, технических вод и др. Степень повреждения конструкций характеризуется шириной раскрытия и длиной трещин, площадью деструктивных разрушений конструкций фундамента, ствола, футеровки.

Повреждения от химических воздействий возникают в результате действий агрессивных сред; они проявляются в виде химической и электрохимической коррозии бетона, кирпича, металлов, связующих материалов, разрушения защитных покрытий и являются наиболее опасными, так как вызывают наибольшие разрушения. Скорость их проявления заметно увеличивается при нарушении технологии возведения трубы, применении некачественных или нерасчетных материалов или технологий.

Степень коррозионного повреждения характеризуется скоростью проникновения коррозии (в миллиметрах в год) по толщине поперечного сечения элементов, а также площадью поражения конструкций.

Дефекты и повреждения конструкций дымовых труб в зависимости от их опасности и значимости рассматриваемого конструктивного элемента для сохранения эксплуатационной пригодности сооружения в целом делятся на три категории: А, Б и В.

К категории А относятся дефекты и повреждения особо ответственных конструкций, их элементов и соединений, представляющие непосредственную опасность разрушения (крены фундаментов и искривления оси ствола; разрушения участков футеровки; деформации, трещины и разрывы основных элементов; потеря устойчивости продольной арматуры; местные прогибы и вмятины стенок металлических труб, выходящие за пределы нормативов; срез сварных швов, болтов или заклепок в местах сопряжения основных элементов и др.).

При обнаружении повреждения, относящегося предположительно к категории А заключение о техническом состоянии и пригодности к дальнейшей эксплуатации конструкции или ее элемента выполняется представителями специализированных организаций. Если в результате их заключения выявленное повреждение будет отнесено к категории А, то процесс приемки конструкции или ее части (а в случае обследования уже эксплуатируемой конструкции ее следует вывести из эксплуатации) прерывается до выполнения необходимого ремонта или устранения дефекта. Заключение специализированной организации фиксируется в приемочных документах или вносится в журнал технической эксплуатации сооружения.

К категории Б относятся дефекты и повреждения конструкций, не представляющие в момент обследования непосредственной опасности для конструкции или сооружения в целом, но способные в дальнейшем вызвать повреждения других элементов или при их развитии перейти в категорию А (трещины, отслоения кирпича и бетона, коррозия бетона и металлических элементов, частичные повреждения сварных, болтовых, заклепочных соединений и др.).

К категории В относятся дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияние на основные элементы и конструкции (повреждения вспомогательных элементов, лестниц, ограждений, площадок и др.).

В зависимости от наличия дефектов и повреждений в элементах конструкций, категории, в которой они относятся, и условий эксплуатации техническое состояние дымовых труб классифицируется как:

- исправное: все элементы трубы удовлетворяют требованиям действующих нормативных документов и проектной документации;

- работоспособное: удовлетворяются требования обеспечения производственного процесса и правил техники безопасности, однако имеются частичные нарушения требований действующих нормативных документов или проектной документации;

- ограниченно работоспособное: возможно функционирование трубы при определенных эксплуатационных ограничениях и проведении специальных мероприятий по контролю за состоянием конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями;

- неработоспособное (аварийное): возможна потеря несущей способности элементов или сооружения в целом, другие разрушения, исключающие возможность эксплуатации трубы.

Дефекты и повреждения промышленных труб категории В и отдельные повреждения ограниченного развития категории Б допускается устранять по технической документации, разработанной проектно-конструкторскими подразделениями заказчика по согласованию с авторами проекта.

Дефекты и повреждения категории А и повреждения категории Б, способные при дальнейшем развитии перейти в категорию А, устраняются в соответствии с технической документацией.

1.2 Типы применяемых в теплоэнергетике дымовых труб

В настоящее время перспективными для энергетики при новом строительстве являются многоствольные трубы, железобетонные трубы с прижимной футеровкой или зазором между стволом и футеровкой, а при реконструкции - с заменой футеровки металлическим стволом (или несколькими стволами) или устройством футеровки из монолитного легкого бетона.

Опыт эксплуатации труб разных конструкций показал наличие некоторых типовых разрушений. Важным мероприятием для профилактики значительного числа возможных нарушений является операция приемки труб в эксплуатацию, что и объясняет необходимость данных.

Ниже приводятся обзорное описание типовых разрушений перспективных для энергетики типов труб и некоторые рекомендации, позволяющие смягчить их последствия.

1.3 Оценка состояния эксплуатируемых энергетических труб

1.3.1 Оценка состояния эксплуатируемых труб с внутренними металлическими стволами

Отдельные элементы труб с металлическими стволами имеют разрушения, вызванные конструктивными недоработками, строительными недоделками и эксплуатационными нарушениями.

На эксплуатируемых трубах скорость коррозии нетеплоизолированного металла (отсутствие изоляции по проекту, разрушение ее в процессе эксплуатации из-за наличия незакрытых монтажных проемов и т.п.) значительно выше, чем металла, укрытого изоляцией.

Устранение причин разрушения может быть довольно просто достигнуто строгим выполнением требований проекта и инструкции по приемке дымовых труб в эксплуатацию, дополнительной теплоизоляцией незащищенных участков, более частым осмотром труб с целью раннего обнаружения и предотвращения нарушений тепловой изоляции.

На многих дымовых трубах через несколько лет эксплуатации происходит разрушение оголовков - частей металлических стволов, возвышающихся над устьем несущей бетонной конструкции. Для оголовков характерны:

- коррозионные разрушения, в том числе сквозные, ограждающей конструкции;

- коррозионные разрушения в области сварных швов, соединяющих оголовок с металлическим стволом;

- коррозионные разрушения в области других сварных швов.

Для предупреждения подобных нарушений выполняется теплоизоляция оголовков с покрытием ее кожухом (из алюминиевого листа, углеорганического пластика, стали) для предотвращения ветрового разрушения или укрытия оголовков под кровлю устья трубы.

Группа нарушений может быть объяснена усилением коррозии вследствие электрохимических процессов, возникающих на стыках деталей из разнородных металлов.

При сжигании несернистых и малосернистых топлив можно рекомендовать выполнение оголовков из основного материала ствола, поскольку в этом случае существенной разности в скорости коррозии между материалами ствола и оголовка не отмечено. Рекомендуется и выполнение оголовка из новых материалов - композитных полимерных.

Нарушения, относящиеся к третьей группе, возникают из-за применения электродов, не подходящих для свариваемых марок сталей, т.е. из-за нарушения технологии изготовления.

Типичные разрушения других элементов стволов таких труб:

1 Крыша (перекрытие) межствольного пространства на некоторых трубах не смонтирована или смонтирована, но не изолирована. В первом случае наблюдается коррозия стволов ниже оголовков, во втором - коррозионные нарушения самой кровли.

При часто применяемом небольшом угле наклона кровли и сжигании мазута на кровле часто образуются тяжелые, плотные и агрессивные отложения, разрушающие ее. Выполнение кровли под большим углом от среза (устья) несущей бетонной конструкции до среза оголовка позволит защитить от ветрового воздействия изоляцию оголовков и способствовать интенсивному освобождению кровли от выпадающих на нее продуктов неполного сгорания.

2 Стволы имеют следующие характерные нарушения:

- глубокую коррозию (вплоть до сквозных отверстий) на отдельных участках ствола;

- разрушения уплотнений компенсаторов;

- разрушение элементов подвески;

- разрушение горизонтальных скользящих упоров;

- околошовные нарушения целостности материала.

Первая группа явлений определяется обычно местным разрушением изоляции, спровоцированным наличием подсоса холодных масс воздуха через незакрытые строительно-монтажные проемы, влажностью этих масс, динамическим (ветровым) воздействием. Предлагаемые меры борьбы - точное и полное соблюдение проекта и строительной технологии.

Разрушение уплотнений компенсаторов вызвано в основном устаревшим проектным решением. Рекомендуются конструкции компенсаторов сальникового типа с использованием в качестве закладки металлических промасленных тросов, шариковой засыпки, синтетических прокладок, материала "аримид".

Разрушение элементов подвески, силовых элементов, закладных деталей могут иметь двойную природу: либо вследствие отмеченных выше несоблюдений строительно-монтажной технологии, либо из-за применения несовместимых с основным металлом электродов. Этими же причинами объясняются имеющиеся околошовные повреждения.

Для предотвращения возможных нарушений, относящихся к этой группе, рекомендуется полное и точное следование технологии сооружения и приемки в эксплуатацию трубы.

Если в трубах не закрыты проемы в нижней части, служащие для ввода газоходов, а последние не изолированы, возрастает в несколько раз скорость коррозии элементов нижней части трубы. Если проектом по каким-либо причинам не предусмотрено закрытие проемов и изоляции ввода газоходов, то при реконструкции трубы в проект вносятся соответствующие дополнения и выполняются теплоизоляция и уплотнение вводов газоходов.

1.3.2 Оценка состояния эксплуатируемых железобетонных труб с различными типами футеровок

При возведении труб с вентилируемым зазором для полной реализации заложенных при проектировании решений выполняются:

- монтаж, наладка и запуск в эксплуатацию проектных установок вентиляции зазора;

- освобождение вентилируемого зазора от строительного мусора, наблюдение за чистотой его пространства в период строительства;

- заделка строительно-монтажных проемов в целях предотвращения разрушения футеровки.

Ниже приводятся типовые нарушения, выявленные после сдачи труб в эксплуатацию, и рекомендации по их предотвращению.

1 Разрушения в дымовых трубах с футеровкой из красного кирпича объясняются следующими причинами:

- образованием конденсата с содержанием раствора серной кислоты, который вследствие градиентов температуры и влажности проникает через швы кладки к железобетонному стволу и разрушает как материал футеровки, так и сам ствол. Это характерно в основном для ТЭС и котельных, преимущественно сжигающих сернистый мазут и угли с высоким содержанием серы;

- просачиванием (фильтрацией) конденсата водяных паров в толщу материала, его замерзанием в зимнее время с последующим разрушением материала ствола вследствие распирания. Такое повреждение характерно при сжигании газового топлива, мокрой очистке дымовых газов, низкой температуре уходящих газов. Разрушения обуславливаются пористой структурой применяемых материалов, недостаточными плотностью швов и монолитностью кладки. Эти повреждения предупреждаются применением дополнительных уплотняющих влаго- и кислотостойких покрытий, искусственным уплотнением (старением) поверхности материала, ее остеклованием, плакированием и т.д., что должно быть предусмотрено проектом. Недостаточные стойкость, долговечность и адгезия с защищаемым материалом существующих типов покрытий требуют применения других типов покрытий, современных материалов и технологий;

Какова периодичность наружных осмотров дымовых труб и газоходов на электростанциях?

В контакте
Одноклассники
Мой мир
Твиттер
Гугл+
RSS

Вопрос администрации

Тесты с ответами и комментариями, без рекламы.

Сервис тестирования

Панель авторизации
Инструкция по пользованию сайтом
В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

В контакте
Одноклассники
Мой мир
Твиттер
Гугл+
RSS

Вопрос администрации

Тесты с ответами и комментариями, без рекламы.

Сервис тестирования

Панель авторизации
Инструкция по пользованию сайтом
В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

Какова периодичность наружных осмотров дымовых труб и газоходов на электростанциях?

ПТЭЭСС п.2.2.5. Дымовые трубы и газоходы должны подвергаться наружному осмотру 2 раза в год (весной и осенью). Наружное и внутреннее обследование дымовых труб должно производиться с привлечением специализированных организаций через год после ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет с обязательной экспертизой промышленной безопасности дымовых труб. Обследование состояния теплоизоляции, кирпичной и монолитной футеровки труб при невозможности отключения котлов может быть выполнено тепловизионным методом.

2.2.5. Дымовые трубы и газоходы

2.2.5. Дымовые трубы и газоходы должны подвергаться на­ружному осмотру 2 раза в год (весной и осенью). На­ружное и внутреннее обследование дымовых труб дол­жно производиться с привлечением специализирован­ных организаций через год после ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет с обязательной экспертизой промышлен­ной безопасности дымовых труб. Обследование состо­яния теплоизоляции, кирпичной и монолитной футеров­ки труб при невозможности отключения котлов может быть выполнено тепловизионным методом.

Дымовые трубы электростанций рассчитаны на работу в сложных условиях, сочетающих перепады температуры, давления, влажности, агрессивного воздействия дымовых газов, ветровые нагрузки и нагрузки от собственного веса. Стволы дымовых труб могут быть выполнены кирпичны­ми, железобетонными, металлическими, футеровки — из красного и кислотоупорного кирпича, внутренние газоотводящие стволы — из кремнебетона или стальными.

Для обеспечения эксплуатационной надежности дымо­вых труб не допускается без согласования с проектной организацией изменять предусмотренный проектом тепловлажностный, газовый и аэродинамический режим экс­плуатации труб дополнительным подключением котлов, вентиляционных каналов и др.

Осмотры и обследования дымовых труб выполняются в соответствии с требованиями [11] и [12].

При осмотре и обследовании наружной поверхности железобетонных труб [12] выявляются оголения и выги­бы вертикальной арматуры, вертикальные и горизонталь­ные трещины, выпученные места в защитном слое бето­на, расслоения и сколы бетона, свидетельствующие о сни­жении прочности и несущей способности ствола трубы, определяется прочность бетона, состояние антикоррозионной защиты металлоконструкций, состояние оголовка трубы.

При наружном осмотре и обследовании кирпичных труб необходимо убедиться в отсутствии трещин в стволе и фундаменте, сохранности перемычек над проемами, ис­правности ходовых скоб, стяжных колец и молниезащиты, определить степень разрушения и размеры поврежде­ний кирпичной кладки. При наружном осмотре металли­ческих дымовых труб основное внимание должно уделяться прочности и целостности несущих конструкций: фунда­мента или опорных конструкций, анкерных болтов, ство­ла трубы, Байтовых растяжек; наличию деформаций, уг­рожающих устойчивости трубы [12].

При осмотре дымовых труб с внутренними газоотводящими стволами из межтрубного пространства должно про­веряться состояние железобетонного ствола — оболочки, конструкций внутренних стволов (состояние соединитель­ных швов, компенсаторов, теплоизоляции, креплений тяг подвесок, перекрытий, металлоконструкций смотровых площадок и лестниц). Обнаруженное ослабление натяже­ния в тягах подвесок внутренних стволов устраняется под­тяжкой креплений.

Внутренние осмотры и обследования дымовых труб производятся при полном отключении котлов. При осмот­ре футеровки обращается внимание на наличие в футе­ровке разрушений от химической коррозии, расслоение кирпичной кладки, образование сквозных отверстий и ще­лей, на состояние уплотнений компенсационных зазоров в узлах сопряжения отдельных звеньев футеровки, абра­зивный износ футеровки и разделительной стенки. В слу­чае обрушения значительного объема футеровки должно быть срочно выполнено внеочередное обследование тру­бы с привлечением специализированной организации и приняты меры к восстановлению футеровки. При повреж­дениях на небольших участках футеровка ремонтируется при плановом отключении котлов.

Состояние дымовых труб с прижимной футеровкой, в том числе с монолитной футеровкой, с вентилируемым и невентилируемым воздушным зазором может контролироваться с помощью тепловизионной техники. При этом не требуется останов котлов, так как обязательным усло­вием для тепловизионной съемки является работа котлов в стационарном режиме не менее 1-2 сут. Критериями для оценки дефектов конструктивных элементов дымовой тру­бы (футеровки, теплоизоляции, железобетонного ствола) являются аномалии на термограммах. Видеозапись или фоторегистрация теплового изображения могут накапли­ваться по каждой дымовой трубе после ее ввода в эксплу­атацию, а остановы котлов понадобятся только в случае необходимости уточнения объема ремонта и производства ремонтных работ. Дефекты труб в этом случае могут быть выявлены на более ранней стадии их развития, что позво­лит существенно сократить затраты на восстановление на­дежности труб. Для выполнения работ по тепловизионному обследованию дымовых труб привлекаются специали­зированные организации.

При внутреннем осмотре и обследовании кремнебетонных газоотводящих стволов дымовых труб обращается внимание на наличие механических повреждений пане­лей (трещины, сколы), глубину поражения коррозией, со­стояние компенсаторов и стыков между панелями. В металлических стволах проверяются площадь, глубина и ско­рость коррозии в нижней и верхней частях ствола, изме­ряется толщина металла ствола с помощью приборов или непосредственно просверливанием отверстий.

В случае обнаружения щелей в соединениях элементов внутренних стволов для исключения присосов наружного воздуха их необходимо заделать в металлических стволах с помощью сварки, в кремнебетонных — с помощью жгу­тов стеклоткани, фторопласта или другого коррозионно-стойкого материала.

Газоходы должны подвергаться внутреннему осмотру по возможности при каждом отключении обслуживаемо­го ими котла, особенно в начальный период эксплуатации. При осмотре железобетонных газоходов проверяется со­стояние защитного слоя бетона, стен и плит перекрытий.

Если стены газоходов выполнены из красного или кисло­тоупорного кирпича, должно быть проверено, нет ли рас­слоения кладки и деформации стен от сульфатной корро­зии и других причин. Для исключения подсосов холодного воздуха необходимо следить за тем, чтобы не было щелей и неплотностей в компенсаторах, шиберах, стенах газохо­дов, в местах примыкания газоходов к трубе, чтобы смот­ровые люки и взрывные клапаны были закрыты.

Во время осмотров газоходов должны быть определе­ны толщина, плотность, влажность золовых отложений, установлены период накопления и характерные места мак­симальных золовых отложений. Для всех газоходов долж­на быть составлена схема несущих конструкций и узлов с указанием на них нагрузок от золовых отложений, факти­ческих и расчетных, которые, как правило, не должны превышать 300 кгс/м 2 . Результаты осмотров дымовой тру­бы и газоходов должны отражаться в актах, а также записы­ваться в журнал осмотров дымовой трубы.

Дневная маркировка, световое ограждение и радиомар­кировка, если она предусмотрена проектом, должны со­держаться на дымовых трубах в исправном состоянии и выполняться в соответствии с [13].

В случае обнаружения крена дымовой трубы вследствие неравномерной осадки, близкого к допустимому (см. таб­лицу из СНиП 11.15-74), необходимо организовать наблю­дения за изменением крена трубы по разности осадок марок, заложенных в цоколе ствола дымовой трубы на отметке +0,5-4-1,0 м, не реже 1 раза в год.

Таблица- (СНиП 11.15-74)

При наклоне трубы, связанном с деформацией ствола, раскрытием горизонтальных трещин, изменение крена трубы должно контролироваться проверкой вертикально¬сти оси трубы с помощью теодолита с обязательным из¬мерением смещения оси трубы в точке перегиба (излома).
При значении крена трубы больше допустимого измере¬ния должны производиться не реже 1 раза в 3 мес для выяв¬ления скорости отклонения, уточнения причин его возник¬новения и выбора мер по прекращению отклонения. Резуль¬таты измерений крена должны заноситься в журнал наблю¬дений и храниться вместе с паспортом дымовой трубы.

Приложение 56 (обязательное). Нормы периодичности контроля технического состояния дымовых труб и градирен

1. Дымовые трубы и газоходы должны подвергаться наружному осмотру один раз в год (весной).

Внутреннее и наружное обследование дымовых труб и газоходов производится через 5 лет после их ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже чем один раз в 5 лет.

2. Осмотр основных конструкций градирен (башен, оросителей и их каркасов, водораспределительных устройств и вентиляционного оборудования) должен производиться ежегодно при установившейся положительной температуре воздуха.

При высоте вытяжных башен градирен более 100 м должна производиться геодезическая проверка их отклонения от вертикали не реже чем 1 раз в 10 лет.

3. Наблюдения за осадками фундаментов дымовых труб и градирен должны проводиться в первые два года после сдачи в эксплуатацию - 2 раза в год, в дальнейшем, до стабилизации осадок фундаментов, - 1 раз в год, а после стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - 1 раз в 5 лет.

4. При эксплуатации градирен и брызгальных бассейнов должны быть обеспечены:

контроль за состоянием водораспределительных систем по утвержденному графику и их промывка (не реже 2 раз в год - весной и осенью);

осмотр решеток и сеток резервуаров с очисткой их по мере надобности.


<< Приложение 55
(рекомендуемое). Периодичность капитальных ремонтов конструктивных элементов производственных зданий и сооружений энергопредприятий

Приложение 57 >>
(обязательное). Нормы простоя дымовых железобетонных и кирпичных труб для обследования внутренней поверхности футеровки, изоляции.
Содержание
Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181-2003.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обследование промышленных дымовых труб котельных

Цель обследования: определение фактического технического состояния дымовой трубы, определение дефектов и повреждений, влияющих на дальнейшую безопасность её эксплуатации и выявление причин их возникновения.

Для проведения обследования всех видов дымовых труб ИКЦ "ЭкспертПро" обладает всеми необходимыми разрешительными документами, собственной лабораторией неразрушающего контроля, необходимым парком приборного оснащения и кадровым составом, отвечающим всем требованиям действующего законодательства.

Результатом работы по обследованию дымовой трубы является:

  • Технический отчет, содержащий сведения о фактическом техническом состоянии трубы, ведомость дефектов и повреждений, влияющих на дальнейшую безопасность её эксплуатации и выявление причин их возникновения.

Проводим обследование дымовых труб на всей территории России

  1. Кирпичные дымовые трубы
  2. Железобетонные дымовые трубы
  3. Металлические дымовые трубы

Обследование промышленных дымовых труб

Узнайте стоимость

Дымовые трубы, подлежащие техническому обследованию

1. Дымовая труба входит в состав опасного производственного объекта (в данном случае проводится экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы);
2. Высота дымовой трубы превышает 20 метров;
3. Дымовая труба стоит на отдельном фундаменте.

Периодичность (сроки) обследования дымовой трубы

Обследование промышленных дымовых и вентиляционных труб подразделяется согласно Постановлению Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 95 «Об утверждении Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб» на плановую и внеплановую.

Плановые обследования и осмотры труб выполняются:

  1. Наружный осмотр дымовой трубы - один раз в год весной;
  2. Тепловизионное обследование - не реже одного раза в 5 лет;
  3. Комплексное обследование проводится через год после пуска в эксплуатацию и далее каждые 5 лет;
  4. Инструментальная проверка сопротивления контура молниезащиты - ежегодно;
  5. Наблюдение за осадкой фундаментов - первые два года эксплуатации два раза в год, далее до стабилизации осадки один раз в год, после стабилизации не реже одного раза в 5 лет;
  6. Инструментальные наблюдения за вертикальностью (измерение крена ствола) - не реже одного раза в 5 лет;
  7. Измерение температуры уходящих газов - не реже одного раза в месяц;
  8. Наблюдение за исправностью осветительной арматуры - ежедневно.

Внеплановое обследование трубы проводится в следующих случаях:

  1. Для проведения капитального ремонта;
  2. Для выполнения требований надзорных органов;
  3. При появлении сквозных разрушений внутренних газоотводящих стволов и их намокании со стороны межтрубного пространства;
  4. При разрушении кладки ствола на глубину более 15% сечения стенки на участке более 1/8 периметра ствола;
  5. При выколах и отслоении защитного слоя бетона ствола с выгибом стержней вертикальной арматуры более 30 мм на участках более 1 м по окружности;
  6. При появлении сетки трещин с раскрытием более 5 мм и отслоении защитного слоя бетона на площади более 10% отдельной секции бетонирования;
  7. При отклонении оси ствола железобетонной или кирпичной трубы от вертикали выше допустимого;
  8. После технологических аварий, связанных с воздействием импульсных нагрузок большой мощности (газовый «хлопок», значительное увеличение температуры отводимых газов и т.п.);
  9. При разрушении кирпичных оголовков;
  10. При частичном разрушении стен кирпичного или железобетонного ствола площадью более 1 м;
  11. При падении разделительных стенок;
  12. При обвалах участков футеровок;
  13. При падении разделительных стенок;
  14. При систематическом намокании или обледенении наружной поверхности железобетонного ствола;
  15. При возникновении прогаров в стволах металлических труб;
  16. При решении о консервации;
  17. Для определения необходимости реконструкции;
  18. При пуске трубы после расконсервации;
  19. При необходимости наличия заключения о состоянии сооружения для получения предприятием лицензии на эксплуатацию производств и объектов.

Следует учесть, что в соответствии с пунктом 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Этапы обследования дымовой трубы

Обследование промышленных дымовых труб котельных производятся на основе методов неразрушающего контроля с соблюдением нормативных документов. В процессе обследования может применяться тепловизионная аппаратура, цифровая фото и видеотехника, ультразвуковая диагностика, позволяющая произвести и зафиксировать осмотр труднодоступных мест высотных сооружений.

Обследование включает в себя:

  1. Анализ имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной документации;
  2. Наружный осмотр всех конструктивных элементов трубы с фотосъемкой;
  3. Внутренний осмотр с фотосъемкой;
  4. Измерение прочности материала ствола и футеровки неразрушающими методами контроля;
  5. Определение крена (искривления) ствола трубы геодезическими инструментами;
  6. Расчет степени воздействия выявленных дефектов и неисправностей на эксплуатационную надежность конструкций;
  7. Установление причин выявленных повреждений;
  8. Анализ результатов обследования.

Результатом обследования является "Технический отчет по результатам обследования дымовой трубы", содержащее полную информацию о состоянии сооружения с выводами о возможности продолжения его дальнейшей эксплуатации и, в обязательном порядке, подробная ведомость о выявленных дефектах.

Выводы по результатам обследования дымовой трубы

Техническое состояние конструкций оценивается согласно РД 03-610-03 «Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб»:

Исправное – все элементы трубы удовлетворяют требованиям действующих нормативных документов и проектной документации;

Работоспособное – удовлетворяются требования обеспечения производственного процесса и дальнейшей безопасной эксплуатации трубы, но имеются незначительные отступления от нормативных документов и проекта;

Ограниченно работоспособное – возможна дальнейшая эксплуатация трубы при определенных ограничениях и разработке мероприятий по контролю за состоянием конструкций, параметрам технологического процесса, нагрузками и воздействиями, а также при разработке мероприятий по устранению выявленных дефектов и повреждений в установленные сроки;

Неработоспособное – возможна потеря несущей способности основных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию без проведения ремонта;

Предельное – дальнейшая эксплуатация трубы недопустима или нецелесообразна, либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Кроме того, дефекты и повреждения отдельных элементов сооружения оценивается по категориям опасности:

«А» – дефекты и повреждения основных несущих конструкций труб, представляющие непосредственную опасность их разрушения.

«Б» – дефекты и повреждения труб, не представляющие при их обнаружении непосредственной опасности разрушения их несущих конструкций, но способные в дальнейшем вызвать повреждения других элементов и узлов или при развитии повреждения перейти в категорию «А».

«В» – дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияния на основные несущие конструкции труб.

Какова периодичность наружных осмотров дымовых труб и газоходов на электростанциях

Об обследованиях дымовых труб

В ПБ 03-445-02 (Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб) в п.3 части IV сказано, что плановые обследования дымовых труб производятся через год после пуска и далее в определенные сроки в зависимости от материала трубы, а последующие - через 5 лет.

В п.1.5 РД 03-610-03 (Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб) Плановые обследования труб проводятся через год после пуска в эксплуатацию и далее через 5 лет для всех типов труб.

В прил.IV РД 22-01-97 (требования к оценке безопасной эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями) указаны те же сроки, но без дополнения о сроках последующих обследований (при этом в предыдущих приложениях этого же документа эти сроки указаны).

В п.5.9.7 СП 13-101-99 (Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб) сказано, что обследования должны производиться с периодичностью в те же сроки, что и в вышеуказанных документах, но обозначенных там как разовые после первичного обследования.

Все документы действующие.

Соответственно, налицо разногласие: в какие сроки должно производиться обследование и с какой периодичностью.

Теперь о практической ситуации:

Наша организация занимается эксплуатацией котельных, работающих на газообразном топливе (резервное - мазут М 100, применяется также при низких температурах и при недостатке основного топлива - совместное сжигание газа и мазута).

Железобетонная - 1977 г. изг.,

Кирпичная - 19 г. изг.,

Металлическая - 1984 г. изг.

Экспертиза промышленной безопасности труб производилась, соответственно, в 2004, 2005, 2006 годах. Проведение экспертизы было связано с получением организацией лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, оформлением паспортов дымовых труб. При проведении экспертизы были определены остаточные сроки эксплуатации (порядка 20 лет). При этом эксперты в заключении делают запись, что согласно ПБ 03-445-02 срок следующей экспертизы промышленной безопасности - через 5 лет после проведения данной экспертизы.

Напоминаю, что во всей вышеперечисленной нормативной документации установлены сроки проведения обследований (а не экспертиз промышленной безопасности!), выполняемых специализированными организациями.

По поводу экспертизы промышленной безопасности в ПБ 03-445-02 в п.3 сказано, что ей подлежат трубы, проектная документация на реконструкцию, консервацию, ликвидацию и иные документы, связанные с эксплуатацией труб на опасном производственном объекте без определения сроков.

Более того, в п.3 раздела III ПБ 03-445-02 установлены сроки периодических осмотров внутренних поверхностей труб - через 5 лет после ввода в эксплуатацию и далее не реже чем через 10 лет при слабой агрессивности отводимых газов и не реже,чем через 5 при средней и высокой агрессивности, проводимые комиссией соответствующего подразделения.

По всем прочим поднадзорным объектам - котлам, газопроводам, и т.д. проведение экспертизы промышленной безопасности требуется (не рассматривая внеочередные) - по окончанию срока службы объекта и далее с соответствующей периодичностью.

Тем не менее местное отделение Ростехнадзора требует от нас проведения именно экспертизы промышленной безопасности с соответствующей у них регистрацией. Кроме полного обследования дымовых труб периодически выполняются другие виды обследований (выполняемые специализированными организациями), при которых получение заключения экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзором не требуется.

Прошу дать разъяснения по вопросу: каким образом должны быть оформлены обследования (как обследование или экспертиза пром.безопасности), требуемые п.3 части IV и в какие сроки они должны проводиться. Если все-таки как обследование, то в какие сроки проводить экспертизу пром.безопасности?

Читайте также: