Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты фагота гудеть как труба петь как хор

Обновлено: 07.07.2024

Учебник для первого года обучения (старый вариант), 2 четверть, продолжение.

Более подробное знакомство с симфоническим оркестром начнем с самой многочисленной (50 – 60 музыкантов) группы струнных смычковых инструментов . Эта группа – важнейшая часть симфонического оркестра, ее подлинный фундамент. Струнные выступают большой плотной массой для того, чтобы уравновесить звонкие и сильные голоса духовых инструментов.

В струнную группу входят скрипки , альты , виолончели и контрабасы . Их распределение напоминает расположение голосов в хоре: сопрано, альт, тенор, бас. Скрипки разделены на первые и вторые , что тоже совпадает с разделением сопрано на первые и вторые голоса. Подобное разделение группы на несколько партий называется дивизии .

Ведущее место среди струнных смычковых инструментов принадлежит скрипкам ( violini ). «Королевой оркестра» называют этот инструмент, сочетающий красивый выразительный звук и техническую подвижность.

Струнные смычковые инструменты, предшествовавшие скрипке, известны с глубокой древности. Но самая известная из них семья инструментов под названием виола (от итальянского «фиалка»). Виолы были разных размеров. Мастера украшали их драгоценностями и тончайшей резьбой. Их игра отличалось мягкой, мечтательной и слабой звучностью, непригодной для больших концертных залов. Именно поэтому виолы были постепенно вытеснены семейством скрипок. Но передали им свою внешность и имя, ведь violini в переводе с итальянского языка — «маленькая виола».

История скрипок неотделима от имен замечательных итальянских мастеров из города Кремоны – Амати, Гварнери, Страдивари. На протяжении XVI – XVII веков они от поколения к поколению создавали непревзойденные образцы этого инструмента, точно рассчитав пропорции, толщину деревянных стенок, состав лака, покрывающего инструмент и многое другое.

Очень часто скрипки благодаря своей исключительной певучести используются для ведения основной музыкальной темы. Иногда мелодия поручается скрипке-соло , Тогда ее исполняет первый скрипач – концертмейстер .

Альт ( viola ) имеет то же устройство, что и скрипка, но его размер больше, поэтому диапазон его ниже, а звук — гуще. Тембр альта называют матовым, глуховатым, неярким. Поэтому альты значительно реже скрипок выдвигались в оркестре на первый план, чаще они удваивали партии скрипок или виолончелей, придавая звучанию большую насыщенность. Но в ХХ веке композиторы все чаще стали поручать альту сольные партии.

Виолончель ( violoncello – «меньшая из больших виол») разделяет со скрипкой первенство в струнной смычковой группе. Она обладает великолепным мягким, бархатным тембром. Виолончель уступает скрипке в виртуозности, но успешно конкурирует в мелодическом пении. Виолончель появилась в середине XVI века, но довольно долго она не могла превзойти свою соперницу – виолу да гамба (стоящую на полу виолу). Признание пришло к виолончели только в XVIII веке.

Контрабасы ( contrabassi – «очень низкий бас») – самые большие и самые низкие по звучанию инструменты. Музыкант играет на контрабасе стоя или сидя на специальном стуле. При своих внушительных размерах – это самый скромный и незаметный участник струнной смычковой группы. Обязанность контрабасов – создание басовой опоры, часто им поручают удваивать октавой ниже партию виолончелей. Тембр контрабаса – темный, суровый, несколько тяжеловатый. Он солирует в особых редких случаях. Но в ХХ веке на этот инструмент обратили внимание джазовые музыканты, они стали использовать его как бас-гитару, играя на нем щипком.

Струнная смычковая группа включает в себя голоса разнообразного диапазона и характера. Поэтому существуют коллективы, целиком составленные только из этих инструментов: две скрипки, альт и виолончель составляют струнный квартет , большой ансамбль из всех струнных смычковых инструментов называют струнным оркестром . Кроме того, эти инструменты могут гармонично сочетаться со всеми тембрами, в том числе и человеческим голосом.

Частым участником симфонического оркестра является арфа ( arha ) – струнный щипковый инструмент. Он не принадлежит ни к одной из оркестровых групп. История инструмента насчитывает несколько тысячелетий, ее изображения встречалось еще на древнеегипетских фресках. Арфа обладает красивым, нежным звуком небольшой силы, но не способный для исполнения певучих мелодий. Арфа чаще аккомпанирует другим инструментам воздушными аккордами или фигурациями.

Расположите инструменты струнной смычковой группы в соответствии с голосами в хоре. Почему это можно сделать?

По описанию тембра узнайте инструмент струнной смычковой группы:

матовый, глуховатый, неяркий;

в) темный, суровый, тяжеловатый;

г) певучий, яркий, виртуозный;

д) мягкий, бархатный, певучий.

Вспомните и запишите произведения, пройденные в этом году, в которых мелодии ведут инструменты струнной смычковой группы.

Какова роль арфы в оркестре?

Симфонический оркестр.

Группа деревянных духовых инструментов.

Знакомство с симфоническим оркестром начнем с группы деревянных духовых инструментов . Само название «деревянные» давно уже не вполне правильное. Когда-то инструменты этой группы действительно были деревянными, но сейчас их изготавливают из различного материала, в том числе из металла и пластмассы. Название сохранилось, чтобы отличать эти духовые инструменты от группы медных духовых.

К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта , гобой , кларнет и фагот . Все они звучат с помощью вибрации столба воздуха, заключенного в трубке инструмента, но при этом сильно отличаются друг от друга по тембру, характеру и окраске звучания. Кроме того, каждый из них обладает особым техническим устройством.

Численность музыкантов в группе невелика, со времен Гайдна и Моцарта классическим считается парный состав, т.е. в оркестре играют по два музыканта на каждом инструменте группы.

Самым высоким голосом среди деревянных духовых обладает флейта ( flauto ). Ее название переводится с латинского как «дыхание». Это один из древнейших музыкальных инструментов, ее происхождение теряется в глубине веков. В современную флейту музыкант вдувает воздух в боковое отверстие, держа ее поперек относительно своего туловища. Такая флейта называется поперечная . Разновидность обыкновенной флейты — флейта-пикколо ( piccolo – с итальянского «маленькая»). Инструмент уменьшенного размера звучит на октаву выше большой флейты. Флейта обладает легким и светлым тембром, часто солирует, а благодаря своему техническому совершенству может исполнять сложные виртуозные мелодии.

Гобой ( oboe ) – название имеет французское происхождение и означает «высокое дерево». Его легко узнать по своеобразному «носовому» оттенку, который получается благодаря двойной трости-язычку. Этот инструмент так же известен с глубокой древности. В отличие от флейты гобой не столь подвижен и блестящ, но зато способен к более проникновенной задушевной выразительности. Композиторы часто пользуются тембром гобоя для изображения картин природы, сельского быта. Разновидность гобоя английский рожок ( corno inglese ) – это увеличенный гобой, звучащий ниже обычного и обладающий более густым тембром.

Кларнет ( clarnetto – с итальянского «ясный, светлый») обладает чистым и прозрачным тембром. В подвижности и виртуозности кларнет с успехом соперничает с флейтой. Его диапазон очень велик – он играет легко и свободно на любой высоте, отличаясь силой и сочностью звучания. В современном оркестре участвуют и разновидности кларнета: малый кларнет

(звучащий на октаву выше основного) и басовый кларнет (звучащий на октаву ниже основного).

Фагот ( fagotto ) — самый низкий инструмент группы. У него такой же, как у гобоя двойной язычок, придающий его звучанию «хрипоту». Фагот самый длинный инструмент, поэтому его сложили, точно вязанку дров (с итальянского языка его название так и переводится «связка, узел»). Разновидностью фагота является контрафагот , он звучит октавой ниже основного.

К группе деревянных духовых примыкает семейство саксофонов ( saxofoni ), в которое входят инструменты различной высоты: сопрановые , альтовые , теноровые и баритоновые . Хотя сегодня саксофон зарекомендовал себя как джазовый инструмент, но он был изобретен задолго до рождения джаз-оркестров – в 1840 году его сконструировал бельгийский мастер Адольф Сакс. Выразительный тембр саксофона применяют в качестве дополнительного участника симфонического оркестра.

Назовите все группы симфонического оркестра.

Почему группа деревянных духовых инструментов так называется, точное ли это название?

По описанию тембра узнайте инструмент деревянной духовой группы:

а) глухой, хриплый, приглушенный;

б) холодный, легкий, свистящий;

в) чистый, прозрачный, ясный;

г) густой, насыщенный, гнусавый.

Симфонический оркестр. Группа медных духовых инструментов.

Группа ударных инструментов.

Медные духовые инструменты (часто их сокращенно называют «медь») обладают звонким сильным звуком. В современный симфонический оркестр большого состава входит две или три трубы , четыре валторны , три тромбона и одна туба . Все медные духовые инструменты представляют собой длинные металлические трубки, закрученные в несколько раз. Вдувают воздух в них через мундштук (от немецкого «предмет, приспособление для губ»). А звук выходит из широкого раструба на конце инструмента.

Долгое время медные духовые инструменты могли исполнять только некоторые звуки и назывались «натуральными» . Только с изобретением специального вентильного механизма (в начале XIX века) эти инструменты получили возможность исполнять сложные многозвучные мелодии и стали называться — «хроматическими» .

Знакомство с медными духовыми начнем с трубы ( tromba ) – инструмента, известного с древности. Звук у трубы – яркий, далеко летящий, она часто солирует. О своем военном прошлом труба напоминает призывными мотивами, которые называют «фанфарами» . Задорные, блестящие мелодии исполняет родственник трубы – инструмент небольшого размера корнет-а-пистон .

Валторна ( corno – русское название от немецкого «вальдхорн» — «лесной рог») — часто используется для передачи образов природы. Сначала несовершенные натуральные инструменты исполняли так называемый «золотой ход» валторн — наиболее удачные двухголосные созвучия. Сегодня валторна обладает широкими возможностями и часто солирует. Она одинаково хорошо исполняет и певучие нежные и мужественные грозные мелодии, легко справляется со сложными техническими пассажами.

Тромбон ( trombone ) по характеру звучания близок трубе, но звук у него ниже и массивнее. Высота звука изменяется у него при помощи выдвижной кулисы . Тромбоны пришли в симфонический оркестр последними из оперного оркестра, где использовались для создания острых, драматических эффектов.

Туба ( tuba ) – самый низкий инструмент медной духовой группы. Звук у нее очень глубокий, густой. Подобно басам других групп – контрабасу, контрафаготу, — туба редко солирует и используется чаще для удвоения мелодии других инструментов или выдержанных звуков в басу («педалей»).

Ударные инструменты. Это самая пестрая, разнохарактерная и шумная группа инструментов и размещается она в конце оркестра. При всем их разнообразии они объединены общим способом извлечения звука – ударом. В современном симфоническом оркестре несколько десятков ударных инструментов. Многие композиторы, стремясь разнообразить звучание своих произведений, вводили в оркестр новые, даже экзотические инструменты этой группы. Принято разделять ударные инструменты на два типа: с определенной высотой звучания и с неопределенной высотой звучания (шумовые) .

К инструментам с определенной высотой звучания относятся литавры ( timpani ) . Этот старинный инструмент первым вошел в состав симфонического оркестра. Литавры представляют собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют палочками с мягкими наконечниками. Литавра настраивается на определенную высоту звука. Быстро перестроить литавру трудно, поэтому в оркестре присутствуют две, три и даже четыре литавры разной высоты. Тогда они могут сыграть даже небольшую мелодию. Но чаще литавры применяются для ритмической поддержки других групп оркестра. Челеста ( celesta ) — клавишные инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино с набором небольших стальных пластинок. Она дает чистый, волшебно-нежный, словно тающий звук. Колокольчики ( campanelli ) состоят из набора стальных пластинок, по которым ударяют двумя палочками. Звук колокольчиков напоминает челесту, только тембр их немного звонче, ярче и резче. Колокола ( campane ) выглядят, как свободно подвешенные металлические брусья или трубки разной длины. Ксилофон (xilofone) состоит из набора деревянных пластин. Он имеет довольно сильный и резкий, щелкающий звук. Близкий родственник ксилофону – инструмент маримба . Вибрафон – по внешнему виду напоминает ксилофон, только с металлическими пластинками. Плывущий, летящий звук получается при помощи специальных труб с задвижками, работающими от электромотора.

Инструментов с неопределенной высотой звучания (шумовых) гораздо больше, поэтому перечислим только самые популярные из них. Тамтам ( tam - tam ) – большой металлический диск, издает гулкий, раскатистый, долго не затухающий после удара звук. Большой барабан ( cassa ) , иначе называемый «турецким», — инструмент большой мощности. Гулкий, ухающий звук большого барабана хорошо сочетается со звонким тембром тарелок ( piatti ) . Малый барабан ( tamburo ) отлично воспроизводит любые ритмические узоры. Кроме перечисленных инструментов, в симфоническом оркестре могут встречаться: треугольник , кастаньеты , бубен , маракасы и многие, многие другие.

1. По описанию тембра узнайте инструмент медной духовой группы:

а) низкий, глубокий, густой;

б) яркий, призывный, летящий;

в) яркий, низкий, массивный;

г) мягкий, благородный, «грудной».

2. За что медные духовые инструменты называли натуральными и

3. Вспомните и запишите не менее трех ударных инструментов, не

названных на уроке.

Вспомните, какие русские народные инструменты вы знаете?

Составьте из их названий кроссворд.

Являются ли родственниками баян и аккордеон? Назовите их общего предшественника.

Назовите инструмент, популярный у древнерусских скоморохов.

Вспомните названия русских ударных инструментов. Как они связаны с бытом простых людей?

Русские народные музыкальные инструменты.

Судьба русских народных инструментов складывалась трагически. Игра на музыкальных инструментах во времена Древней Руси считалась грехом, а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой достойной христианина. Строгие законы были направлены на борьбу с музыкантами, которых называли скоморохами . Решив разом освободиться от скверны, патриарх Никон в сентябре 1654 года велел собрать и сжечь на берегу реки Москва все инструменты. Только усилиями настоящих преданных энтузиастов русские музыкальные инструменты и традиции игры на них не исчезли и возродились для новой жизни.

Именно таким человеком был Василий Васильевич Андреев (1861 – 1918) – музыкант, виртуоз на балалайке, игравший, кроме того, на фортепиано, скрипке, гармонике, жалейке и свирели. Он изучал русское народное творчество, собирал и совершенствовал инструменты. Сначала он организовал «Кружок любителей игры на балалайках» — ансамбль из 8 музыкантов, из которого позже вырос «Великорусский оркестр» . Знакомство с его составом начнем с балалайки – трехструнного щипкового инструмента, который давно стал русским национальным символом.

Само название, типично народное, и передает характер игры на инструменте. Слово балалайка созвучно русским словам: балабонить, балагурить, которые произошли, в свою очередь, от татарского слова балалар – дети. Действительно звучание балалайки легкое, бренчливое, забавное и не всегда серьезное. Самые ранние сведения о балалайке относятся к 1715 году. Современный облик инструмент приобрел благодаря В. В. Андрееву. В русском народном оркестре существует балалайки различных размеров, с разным диапазоном звучания: прима, секунда, альт, бас и другие.

Самым популярным скоморошьим инструментом была домра . Хотя первые упоминания о ней относятся к XVI веку, точного описания и изображения домры не сохранилось, даже само название не находит объяснения в русском языке. В. В. Андреев воссоздал домру по старинному инструменту, который ему привезли из Вятской губернии. Сейчас существует две разновидности домры: трехструнная и четырехструнная. Играют на ней при помощи медиатора. Современная домра – виртуозный инструмент, на котором исполняют не только обработки русских народных песен, но и произведения специально для нее написанные и переложения классических произведений. Так же, как и балалайки, домры в оркестре существуют разных размеров.

Гусли еще один русский струнный щипковый инструмент. Первое упоминание о нем относится к VI веку. Название их происходит от древнеславянского слова «густы» — гудеть, поэтому гусли – гудящие струны. Древний гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и рассказчиком. Существовало несколько разновидностей гуслей: крыловидные (звончатые), шлемовидные. Позже всех (в конце XVI века) были созданы прямоугольные (столообразные) гусли, которые и сегодня входят в состав многих оркестров русских народных инструментов.

Гитара – струнный щипковый инструмент. Ее название происходит от древнегреческого «кифара». Изобретение гитары приписывают Испании – там инструмент получил свою современную форму, хотя распространен он был во всех странах Европы. В России гитара стала известна с 1769 года. Но настоящая популярность пришла к ней, когда она попала в руки цыган, певших под ее аккомпанемент русские и цыганские народные песни. За этой семиструнной разновидностью гитары закрепилось название «русская». В то же время в России получила распространение шестиструнная, как ее называли «испанская» гитара.

Хорошо известный сегодня баян – клавишно-пневматический язычковый инструмент был назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. Но его история началась в Германии в 1822 году с инструмента гармоники . В считанные годы гармоника стала популярной по всей Европе, за свою удивительную возможность играть и мелодию, и аккомпанемент, оставаясь при этом компактной и легкой. В России гармоники делали во многих местностях. Название инструмента определялось местом, где ее сделали: «тульская», «бологойская», «саратовская» и другие гармоники. Современный баян сконструировал русский мастер Петр Стерлигов в 1907 году. Аккордеон – гармоника с правой клавиатурой фортепианного типа появилась в России в XIX веке, ранее, чем за рубежом.

Разнообразно представлены русские духовые инструменты: свистульки , свирель , жалейка , рожок , кугиклы и многие другие.

Самобытны русские народные ударные инструменты, они рождены самой жизнью, многие тесно связаны с бытом простых людей: ложки , трещотка , бубенцы , рубель , коробочка , дрова .

В современном мире русские народные инструменты занимают достойное место, пользуясь заслуженным интересом у исполнителей и слушателей.

Праздник, посвященный Международному женскомум дню 8 марта "Лучше мамы не найти"

На праздник приглашаются мамы, бабушки, сестры. Пока гости рассаживаются, звучат песни о мамах.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие мамы, милые бабушки гости! Мы сегодня собрались, чтобы отметить праздник весны, радости и красоты.

Дети читают стихи.

Первым солнечным лучом
Постучался праздник в дом,
И от радости сосульки
Зазвенели за окном.

Их услышал ручеек,
Улыбнулся – и потек.
И кивнул нам из-под снега
Первый мартовский цветок.

Мы, услышав звон капели,
Быстро спрыгнув из постели,
К двери мчимся босиком,
Открываем настежь двери:
Праздник, заходи в наш дом!

Собирайтесь, гости, к нам!
Мы кричим спросонок, -
Здравствуй праздник наших мам,
Бабушек, сестренок!

Я про мамочку мою
Песню звонкую спою.
Пусть узнает целый свет,
Что дороже мамы нет!

- песня “Мамочка” В.Канищева, Л.Афлятунова

Ведущий: Самое прекрасное и трогательное слово на свете – мама. Это первое слово, которое произносит малыш, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самое доброе и верное сердце, самые ласковые и нежные руки, которые умеют все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к детям, ко всему человечеству.

А теперь давайте с вами
Потолкуем мы о маме.
Маме можно без стыда
Дать медаль “Герой труда”

Все дела ее не счесть,
Даже некогда присесть:
И готовит, и стирает,
На ночь сказку почитает,
А с утра с большой охотой
Ходит мама на работу,
А потом – по магазинам.
Дети (вместе) Нет, без мамы не прожить нам!

Надо маме помогать
И ничем не огорчать
Но бывает, скажем, смело,
С нами вот какое дело:
Очень хочется, друзья,
Делать то, чего нельзя.
Мяч в квартире попинать,
Пошуметь, побаловать
И ходить по лужицам.
Дети (вместе) Надоело слушаться!

Надоело, братцы, утром умываться,
В школу к сроку приходить,
Лень уроки мне учить,
Кашу манную съедать
И сестренку развлекать,
Убирать свои игрушки.
Лучше был бы я зверюшкой!
И я. И я.
Дети (вместе) Превращаемся, друзья!
Ура! Ура! Мы теперь не дети!
Нам уже не нужны мамины запреты

(Выходят 4 поросенка)

Я еще утром был ребенком,
Теперь же стану поросенком!

Ты и нас возьми с собой.

Исполняют на мотив песни В.Цветкова “Четыре поросенка”

4 поросенка живут себе ловко,
4 поросенка с хвостами, завитком.
4 поросенка смешные пятачки,
4 поросенка совсем не простачки.
4 поросенка, что же им не жить
В грязи валяться можно
Из корыта пить,
Руки мыть не надо, шею и лицо,
А поваляться можно и в грязной лужице.

А я теперь тоже не мамин сынишка,
Я – косолапый мишка.

(на мотив песни Г.Гладкова “Ничего на свете лучше нету. ”)

Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить по лесу ежедневно.
Есть малину, лакомиться медом,
И поспать ведь можно много-много.

Дети: Вы знаете, ребята,
А мы теперь – слонята.
Здесь холод, снег лежит вокруг.
Простите, мамы, ждет нас юг.

А мы теперь котята.
Можно целый день лежать,
Рыбу, мясо уплетать.
Песни громко распевать.

(на мотив песни Н.Тимофеева “Мурляндия”)

Есть где-то за морями кошачья страна,
Пушистыми котами прославилась она.
Мур-мур-мур-мур-мурляндия, кошачья страна
Цвети моя мурляндия, в душе с тобой весна.

А мы теперь, бабочки.

(на мотив песни А.Варламова “Песенка бабочек”)

Ах, как легка жизнь мотылька,
Легче пушинки и ветерка.
Ди-би-ди-би-да.

Мы не вздыхаем, не унываем
Дружно порхаем и напеваем.
Ди-би-ди-би-да.

А я, хоть и не вышел ростом,
Теперь я не дитя, а взрослый.
Пора мне в армию, друзья,
Солдатом стать мечтаю я!
И я с тобой!
И я с тобой!
Где моя шапка со звездой?

(песня на мотив “ Идет солдат по городу”)

Идет солдат по городу,
по незнакомой улице.
И от улыбок девичьих вся улица светла.
Не обижайтесь, девушки,
Но для солдата главное,
Чтобы его далекая любимая ждала.

(на мотив припева песни В. Ударцева “Волшебный альбом”)

Будем жить, забот не зная,
Целый день с детьми, играя.
Ну, а мы не мальчики,
А надувные мячики.

Ведущий:

Эй, ребята, подождите,
Вы хоть мне все объясните.
Ведь когда придут за вами,
Что скажу я вашей маме.
Играют, появляется волк

Ой! Зверей-то сколько здесь!
Можно хорошо поесть!
Ну-ка, спрячусь, посижу,
Кто, потолще, погляжу (прячется в угол)

Выходят три поросенка и исполняют песенку

Волк: Во! Вас-то я сейчас и съем!

(на мелодию А.Зацепина “Волшебник-недоучка”)

Ой! Пропали мы совсем!
Он нас есть, сейчас начнет,
Может, нас медведь спасет?

(подбегают к медведю, кланяются, поют вместе)

Ты сильнее всех зверей,
Спрячь от волка нас скорей!

Я же маленький медведь,
Волка мне не одолеть.

Волк (подбегая к поросятам поет)

Ну, теперь не уйдете вы,
И спасенья не найдете вы

Поросенок (подбегает к солдатам, говорит)

Пусть нас солдаты защитят!
Спасите бедных поросят!

Солдаты: (прячутся за стульчики и поочередно поют на мотив “Идет солдат по городу”)

Хоть я и солдат, хоть я и не трус,
Но волчонка я боюсь, я его боюсь.
Мог вас спасти от волка я,
Но нету у меня ружья, ружья, ружья.

А, попались? Хватит бегать!
Мне уже пора обедать.
1-й поросенок Что теперь будет с нами?
2-й Хочу я на ручки к маме
3-й Мама бы волка сейчас прогнала,
Ведь никого не боится она.

Волк: Ну, захныкали. Так я и знал. Нет ничего хуже хныкающих поросят – они же на глазах худеют! Их и есть – противно! Нет, подожду, пока успокоятся.

(Волк уходит, поросята убегают на свои места. Выходят солдаты, они бредут с опущенными головами)

Знать храбрились мы напрасно,
Жить без мамы нам опасно,
Как бы вместо поросят
Волк не скушал нас солдат.

На мотив песни “Чунга-Чанга”.

Ах, какая здесь уже жара!
Солнце яркое палит с утра.
Море синее блестит, зовет.
Мы на юге весело живем.
Мы на юге, мы на юге, нет ни снега, нет ни вьюги.

Слонята:

Правда в Африке чудесно!
И слоном быть интересно.
А какая мать-слониха!
Только как-то с нею тихо,
Ничего не говорит, не ругает, не хвалит,
По головке не погладит, на коленки не посадит
Раньше было веселей с милой мамочкой моей (уходят)

Дети:

Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит.
Спать пора ложится нам,
Вот где вспомним наших мам.
Помню мамин голосок:
Спать, пора, ложись, сынок,
Закрывай покрепче глазки,
Пусть тебе приснится сказка.
Мне бы мама почитала,
Мне бы сказку рассказала
Подоткнула одеяло,
А меня б – поцеловала.

Ребенок:

Все! Я больше не могу!
К маме, к маме побегу!
Вот моя!
А вот моя
Здравствуй, мам, вернулся я!
Не хочу быть слоником
Не хочу быть мячиком
Мы - простые девочки!
Мы – простые мальчики
Поздравляем наших мам, наши песни нынче – вам.

(Звучит песня в исполнении детей Ю.Чичкова, М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”)

А теперь послушайте загадку.
Мы вам загадаем загадку,
А вы отгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Разводит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком эти милые стихи?

(Ребята исполняют песню О.Сивухиной “Бабушка”)

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол ведет.

(Ребята вместе со своими родителями делятся на 4 команды, проводится игра “Музыкальная капель”.)

Ведущий:

Любят взрослые и дети
Песни петь и веселиться.
Музыкальная капель
Уже на праздник мчится.

  1. Какая из нот не нужна для компота? (соль)
  2. Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах)
  3. Перерыв между отделениями концерта? (антракт)
  4. Большое музыкальное произведение для оркестра (симфония)
  5. Сколько линеек в нотном стане? (5)
  6. Сколько всего основных нот в музыке? (7)
  7. Как называются музыкальные ключи? (скрипичный, басовый)
  8. Какой музыкальный жанр родился чуть ли не одновременно с первыми музыкальными звуками? (колыбельная)
  1. Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты).
  2. Нет ушей, а слышит,
    Нет рук, а пишет,
    Нет рта, а поет (магнитофон).
  3. Ящик на коленках пляшет – то поет, то громко плачет (баян).
  4. Успех мне в группе медных обеспечен,
    Нужна я в тех домах, где топят печи (труба).
  5. У какого инструмента есть и струны и педаль?
    Что же это? Несомненно, это славный наш . (рояль).
  6. Приложил к губам я трубку,
    Полилась по лесу трель.
    Инструмент тот очень хрупкий-
    Называется . (свирель).
  7. На мой призыв отряд становиться под знамя.
    Мехами в кузнице мне раздувают пламя (горн).
  8. Он по виду – брат баяну,
    Где веселье, там и он.
    Я подсказывать не стану,
    Всем знаком. (аккордеон).
  1. Как называется жанр русской народной песни, популярной в народе, основанной на многократном повторении небольшого куплета? (Частушка).
  2. Как называется балет С. Прокофьева, написанный по одноименной сказке Ш. Перро? (“Золушка”).
  3. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки? (гусли).
  4. Какой музыкальный инструмент в переводе с французского означает “королевский”? (Рояль).
  5. Какой музыкальный инструмент называют королевой музыки? (Скрипка)
  6. Король джаза? (Саксофон).
  7. Кто из греческих богов является покровителем музыки? (Аполлон).
  8. Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты или фагота, гудеть, как труба или контрабас, петь, как хор виолончелей или арф? (Орган).

IV. Угадай мелодию. Предлагаются по 2 мелодии каждой команде.

V. “Живые звуки”.

Сейчас вы, воспользовавшись жестами и мимикой, изобразите одну из известных песен без единого звука, а остальные попробуют отгадать.

“Во поле береза стояла”
“Голубой вагон”
“Пропала собака”
“Песенка Львенка и Черепахи”

VI. Клип к песне ( домашнее задание)

VII. Музыкальный платочек.

Передаем под музыку платочек, те кто с платочком, выходят вперед. Задание: станцевать под музыку.

VIII. “Гудоша”

Спеть песню с помощью ладошек. Ведущий выстукивает ритм известной песенки, а участники отгадывают.

IX . Дружный хор.

Спеть песню “Жили у бабуси. ” так, как ее исполнили бы

- рота солдат
- плакса
- хор малышей 2-3 лет
- хор иностранцев
- хор цыган
- народы Севера
- люди, идущие по пустыне.

Подводятся итоги, награждение.

Праздник заканчивается песней Абрамова, Дымовой “Мы дарим маме песенку”.

Ведущий:

Примите наши поздравления
В Международный женский день!
Пусть будет ваше настроение
Всегда цветущим, как сирень.
Пусть будет жизнь прекрасна ваша
И дети счастливы всегда,
Пусть дом ваш будет полной чашей!
Удачи, счастья и добра.

Интеллектуальная игра-викторина "Вопрос на засыпку"

– В мире музыки живём,
Но от наук не отстаём,
В нашем слове цифра 5,
Как же нам не побеждать?!
Ура!

Слева от меня команда ваших соперников – «Аккорд»:

  • Таня Макаренко,
  • Полина Сапрыгина,
  • Расул Кочкоров – капитан команды
  • Соня Киршина,
  • Оля Скопылатова.

И ваш девиз, ребята:

– Мы в мире музыки живём
Играем, пляшем и поём,
Мы можем взять любой аккорд,
Мы установим здесь рекорд!
Ура!

Отлично! Посмотрим, удастся ли вам доказать, что вы лучшие, а пока самое время узнать правила нашей игры-викторины:

Правила наши очень просты
Услышав вопрос, его обсуди,
30 секунд на раздумье у вас,
Чтоб верно ответив, порадовать нас.
Наградою будут жетоны для вас (Рисунок 2)
Чем больше жетонов,
Тем выше ваш шанс,
И времени больше, чтоб разгадать
Вопрос на засыпку.
Должна вам сказать,
Что каждый жетон – это 10 секунд.
Умножим жетоны на время и тут
Вопрос на засыпку
Я вам предложу,
За временем вашим я строго слежу
Как только закончится время у вас
Ответом своим удивите вы нас.

Я объявляю первое испытание –

Раунд ЖИВОЙ МИР

Вас ждут вопросы о флоре и фауне. А вот этот первый жетон получит та команда, которая правильно ответит на вопрос. Каждый жетон равен 10 секундам. Чем больше жетонов вы заработаете за игру, тем больше времени у вас будет для решения последнего – самого трудного вопроса – вопроса на засыпку. Будьте внимательны!

В каком балете Петра Ильича Чайковского звучит его знаменитый Вальс цветов:

  • в балете «Спящая красавица»,
  • в балете «Щелкунчик»,
  • в балете «Лебединое озеро»?

Совещаются. Нажимают на клавишу.

– Команда «_________» была быстрее. В каком балете Петра Ильича Чайковского звучит его знаменитый Вальс цветов?

– в балете «Щелкунчик»

– Ну, конечно, «Вальс цветов» звучит в балете «Щелкунчик». И команда «____________» получает первый жетон в нашей сегодняшней игре.

На табло счёт 0:1

Какое животное в симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева озвучивают сразу 3 валторны:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «_________» была быстрее.

Какое животное в симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева озвучивают сразу 3 валторны?

– это правильный ответ, и команда «_________» получает жетон.

Счёт становится __:__

– Мой следующий вопрос звучит так: Какому цветку посвятил одно из своих произведений Пётр Ильич Чайковский в фортепианном цикле «Времена года»:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. – Какому цветку посвятил одно из своих произведений Пётр Ильич Чайковский в фортепианном цикле «Времена года»:

– Это правильный ответ. Вы получаете жетон.

Счёт становится __:__

Переходим к следующему раунду –

УВЛЕЧЕНИЯ

К какой группе музыкальных инструментов относится саксофон:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «_______» была быстрее. К какой группе музыкальных инструментов относится саксофон?

– К деревянным духовым.

– Верно. И команда «_______» получает жетон.

Счёт становится __:__

– Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей и арф:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «_______» была быстрее. – Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей и арф?

– Это правильный ответ. И команда «_______»получает жетон.

И счёт становится __:__

Название «Лунная» дал сонате №14 Людвига ван Бетховена:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______»была быстрее. Название «Лунная» дал сонате №14 Людвига ван Бетховена

– Совершенно верно! Возьмите жетон.

И счёт становится __:__

Вы отлично справились с интеллектуальными заданиями и сейчас мы с вами немножко поиграем. Я приглашаю всех на ВЕСЁЛУЮ ПЕРЕМЕНКУ!

– Ребята, идите все ко мне на игровое поле. Каждому игроку я даю по воздушному шарику и маркеру. За 1 минуту вам нужно написать как можно больше скрипичных ключей. Команда, у которой в сумме окажется большее количество этих музыкальных знаков, получит жетон. Задание понятно?

– Тогда, на старт, внимание, начали! Это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Команда «_______» не отстаёт от своих соперников. А болельщики поддерживают наших игроков. Это здорово! Ребятам действительно сейчас нужна ваша поддержка. Не торопитесь, время есть.

– Всё! Время! Закончили!

Прекрасно! Считаем… У команды «Аккорд» __ скрипичных ключа, а команда «Квинта» нарисовала __ ключа. Жетон достаётся команде «_______». Занимайте свои места.

Продолжаем нашу увлекательную игру-викторину…

Решительность и воля к победе – это главные движущие силы команд.

Совсем скоро мы узнаем, кто станет победителем, а пока я объявляю раунд –

КУЛЬТПОХОД

Ребята, вам знакома поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»?

– Молодцы! Ответьте, какой композитор написал оперу на этот сюжет:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» вновь была быстрее. Какой композитор написал оперу на этот сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Ваш вариант ответа?

– Конечно, это Михаил Иванович Глинка.

И счёт становится __:__

Следующий вопрос. Назовите инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Назовите инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя?

– Совершенно верно! Команда «______» зарабатывает жетон.

Счёт становится __:__

Какой композитор написал балет «Золушка»:

  • Пётр Ильич Чайковский;
  • Сергей Сергеевич Прокофьев;
  • Михаил Иванович Глинка?

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Какой композитор написал балет «Золушка»?

– Сергей Сергеевич Прокофьев.

– Это правильный ответ.

Счёт становится __:__

Раунд БОЛЬШАЯ КАРТА

Мой первый вопрос в этом раунде звучит так: Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Где польский композитор Шопен прожил большую часть своей жизни?

– И это правильный ответ

Команде «______» за правильный ответ достаётся жетон.

На табло счёт __:__

В каком немецком городе родился Иоганн Себастьян Бах:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. В каком немецком городе родился Иоганн Себастьян Бах?

– Совершенно верно. И я отдаю вам ещё один жетон.

Счёт становится __:__

Родина Эдварда Грига:

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Родина Эдварда Грига?

– Разумеется, это Норвегия. Возьмите жетон.

На табло счёт __:__

– Подвигаемся и разомнёмся в спортивном раунде нашей викторины.

Приглашаю всех участников на

ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ

Я приглашаю всех ко мне на игровое поле. Постройтесь в 2 колонны друг за другом. Сейчас будет звучать музыка, 5 разных музыкальных отрывков. Игроки по – очереди бегут к столу, записывают название музыкального произведения и композитора, написавшего это произведение, и возвращаются в конец колонны.

Задание понятно? Приготовились. Начали!

  1. Танец маленьких лебедей П.И. Чайковский
  2. Лунная соната Л. Бетховена
  3. Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
  4. «К Элизе» Л. Бетховен
  5. «Вальс цветов» П.И. Чайковский

А теперь проверяем. Совершенно справедливо команда «______» получает ещё один жетон. Молодцы, так держать!

Страсти накалены до предела. Со счётом __:__ лидирует команда «______». Ребята из команды «______» не сдадутся без боя! Всё в ваших руках, друзья! Пусть победит сильнейший.

Я объявляю третье, решающее испытание. Самый волшебный раунд нашей игры-викторины –

МАГИЧЕСКИЙ ЛАРЕЦ

Магический ларец приготовил для нас сюрприз. Будьте внимательны! Сегодня в магическом ларце спрятано изображение птицы, которой посвятил свою песню Михаил Иванович Глинка на слова Н.В. Кукольника. Изображение какой птицы лежит в магическом шаре? (Рисунок 3) Время!

Команда «______» была быстрее.

– Изображение жаворонка. Хорошо, принимаю ваш ответ. Команда «______», какой вариант ответа у вас?

– Жаворонок. Что ж, давайте посмотрим, правильно ли вы догадались? И в магическом шаре действительно изображение жаворонка.

Итак, как команда «______» первой нажала на клавишу и дала правильный ответ, то ребятам из этой команды и достаётся жетон.

Счёт становится __:__

Следующий раунд нашей викторины для наставников команд –

СПЕЦЗАДАНИЕ

Команде «Квинта» будет помогать ________________________, а за «Аккорд» играет ______________________________. Вам необходимо правильно ответить на вопрос. Та из вас, которая быстрее поднимет руку, получит право отвечать первой.

*Какой звук выше: правых или левых клавишей фортепиано?

*Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения:

а) импровизация;
б) интерпретация;
в) композиция?

Команда ______________________ была быстрее. Ваш вариант ответа?

– Именно импровизация. И жетон, благодаря ______________________, получает команда «_____________».

Счёт становится __:__

Скоро вам пригодится каждая секунда заработанного времени.

Объявляю финальный раунд –

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Это самый ответственный и важный момент игры. Сейчас я подсчитаю ваши жетоны, и мы узнаем, сколько же секунд заработала каждая команда на обдумывание самого интересного и сложного вопроса – вопроса на засыпку. Напоминаю, каждый жетон соответствует 10 секундам. «Квинта», считаем вместе: 1, 2, 3, 4, 5, 6 – __ жетонов, а значит, ___ секунд на решение финального задания вопроса на засыпку. Теперь подсчитаем жетоны у команды «Аккорд». Считаем: 1, 2, 3… – ___ жетонов, а значит ___ секунд на выполнение вопроса на засыпку. У вас отличный результат.

Перед каждой командой стоит доска. Под белым листом спрятан вопрос на засыпку. Я прошу капитанов подойти к доскам. Возьмите у меня маркеры. Остальные игроки смогут помогать своим капитанам, но только после моей команды. Сейчас мы заметим время. Берегите каждое мгновенье и будьте внимательны!

Капитаны, откройте задание. Перед вами ребус. (Приложение 1) Читая буквы, соответствующие белым, а затем – чёрным клавишам, вы узнаете высказывание Эдварда Грига об истоках его творчества. Можете написать высказывание внизу листа или произнести его устно Внимание! Время пошло. Игроки, помогайте своим капитанам.

Время у команды «______» истекло, давайте, пожалуйста, ваш маркер.

У команды «_______» есть ещё почти __ секунд.

Время у команды «______» тоже истекло, давайте, пожалуйста, ваш маркер. Начну проверку с команды «______». _______, выйди к доске, расскажи, что удалось вам сделать.

– Всё верно. Посмотрю, как с вопросом на засыпку справилась команда «______». _________, расскажи, как вы выполнили ваше задание.

– Безошибочно! Зашифрованное высказывание Э. Грига об истоках его творчества: «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины».

К сожалению, команда «______» не справилась с вопросом на засыпку. А вот команда «______» выполнила моё задание идеально! А значит, в нашей сегодняшней программе победила команда «_______». Ребята получают супер призы, а команде «_______» достанутся поощрительные призы. Команда «______», возьмите ваши супер призы. Молодцы, вы здорово играли и достойно победили.

Команда «______», вам достаются поощрительные призы. Вы хорошо играли, но, к сожалению, не справились с вопросом на засыпку. Так же я хочу вручить командам памятные дипломы от нашей программы. Диплом Победителя команде «______» и диплом Участника команде «_______».

Мы видим, что обе команды замечательно справились с заданием. А значит, в нашей сегодняшней программе два победителя! Все получают супер призы.

Так же я хочу вручить командам обеим командам памятные дипломы. Диплом Победителя команде «Аккорд» и диплом Победителя команде «Квинта». (Приложение 2)

Победители ликуют. Это была напряженная интеллектуальная борьба в самой познавательной и развлекательной игре-викторине «Вопрос на засыпку». Путешествуйте вместе с нами в мир увлекательных музыкальных знаний!

В вопрос на засыпку с нами играй
В вопрос на засыпку друзей забирай
Мир детских улыбок и радостных лиц
Вопрос на засыпку – игра без границ!

Читайте также: