Какие трубы применяются для устройства дюкера

Обновлено: 07.07.2024

Прокладка и монтаж дюкера

Технология горизонтально-направленного бурения (ГНБ) стала прекрасной альтернативой традиционной укладки трубопроводов по дну водоёмов. Сварка труб производится на одном берегу, буровой комплекс находится на другом. Применение метода ГНБ для монтажа дюкеров обеспечивает ряд важных преимуществ:

  • сокращаются расходы на строительство за счёт более сжатых сроков выполнения работ, отсутствия на стройплощадке спецтехники и дополнительной рабочей силы;
  • не требуется проводить операцию размыва берегов и последующих работ по берегоукреплению, строительству и эксплуатации сооружений специального назначения;
  • сокращаются эксплуатационные расходы на ремонт трубопровода и контроль его состояния в процессе эксплуатации;
  • на месте монтажа дюкера сохраняется природный ландшафт, не наносится вред экологии, флоре и фауне, не размываются берега и донные отложения водоёмов;
  • минимизируется возможное негативное воздействие на условия жизни людей в непосредственной близости от строительной площадки.



Часть трубопровода, которая проходит через водное препятствие – реку, овраг, канал, а также пересекает подземные сооружения, может быть проложена в виде дюкера – изогнутого горизонтального участка трубы, минующего препятствие по дну водоема или ниже. Дюкерные трубы – это система, работающая под напором, не позволяющим проводить осмотр. Поэтому на стадии укладки предпринимается ряд мер для обеспечения свободного движения жидкости, в частности:

  • на одном или обоих концах конструкции сооружаются осадочные колодцы, улавливающие грязь и снабжённые решётками;
  • устраиваются приспособления, обеспечивающие промывку труб.

Чтобы трубопровод при пересечении реки не пострадал, укладка труб производится в траншею, вырытую на глубине, обеспечивающей нормальное судоходство. В настоящее время для монтажа используются преимущественно стальные дюкеры, трубы соединяются сваркой, сам процесс проходит в несколько этапов:

  • разрабатывается траншея на дне реки;
  • монтируется трубопровод;
  • трубы укладываются в подводную траншею;
  • проводятся гидравлические испытания.

Прокладка дюкеров

Способ прокладки подводной траншеи зависит от условий местности. Пересечение больших судоходных рек чаще всего сопровождается применением дноуглубительных снарядов – землесосов и землечерпалок. В некоторых случаях разработка подводных траншей проводится с применением скреперной установки, в состав которой входят бездонный ковш и тросы, приводящие его в движение за счёт вращения барабанов на лебёдке, установленной на берегу. Для разработки береговых участков используются другие механизмы. Направление донной траншеи должно быть прямолинейным, допустимы изломы с радиусом кривизны не менее 400 метров.

Сборка стальных труб производится непосредственно на берегу с помощью сварки и усиливающих муфт. Гидравлические испытания трубопровода проводятся после каждого цикла сварки, а также после монтажа дюкера перед засыпкой траншеи. Для защиты металла от коррозии трубы покрываются битумной изоляцией.

Наиболее распространённый вариант укладки трубопровода – протаскивание. Метод подразумевает укладку на берегу узкоколейного рельсового пути такой же длины, что и трубопровод, по направлению оси дюкера. На него устанавливаются вагонетки с загруженным на них трубопроводом с заглушками на концах труб. С другого берега лебёдкой или трактором дюкер стаскивается в воду и укладывается на дно вырытой траншеи. Монтаж труб диаметром более 40 см обычно производится с понтонов, с них же укладывают дюкеры при проходе очень широких рек, озёр, проливов, когда протащить трубопровод с берега невозможно.

Подводные переходы

Основные требования к подводным переходам трубопроводов:

  • прокладка осуществляется перпендикулярно к оси водного потока;
  • укладываются трубы диаметром от 150 мм в 2 нитки;
  • места перехода укрепляются наброской из камней или железобетонными плитами;
  • восходящая часть дюкера должна иметь не более 20° наклона к горизонту;
  • верхняя часть трубы по вертикали не должна быть выше 1 метра от дна реки при возможном размыве;
  • при прохождении реки, используемой в хозяйстве-питьевом водоснабжении и разведении рыбы, необходимо согласование санитарно-эпидемиологической службы, рыбоохранных органов, а для судоходных рек – Министерства речного флота;
  • границы перехода дюкера определяются горизонтом высоких вод, на них устраиваются колодцы, переключатели с задвижками, во входных/выходных камерах канализационных сетей, а также на аварийном выпуске устанавливаются затворы;
  • сооружение аварийных выпусков согласовывается с СЭС, охраной рыбных запасов, другими контролирующими органами;
  • исполнительная техническая документация составляется по результатам обследования уложенных переходов водолазами.

При монтаже подводной части дюкера важно соблюдение последовательности операций:

  • составление проектно-сметной документации;
  • привязка проекта к местности, рекогносцировка района строительства, принятие трассы с закрепляющими знаками у заказчика;
  • разработка и утверждение плана проведения работ (ППР);
  • уточнение минимального и максимального уровня воды, продолжительность разлива, ширины водоёма при разных уровнях, организация временного поста замера воды в зоне проведения работ;
  • контрольные промеры глубины по створу, организация телефонной связи между бригадами на разных берегах.

Метод проведения работ зависит от следующих факторов:

  • геологическое строение, рельеф берегов и дна;
  • гидрогеологические и гидрологические особенности водоёма и поймы;
  • размеры перехода – длина, количество, диаметр и масса ниток;
  • скорость течения, распределение по сечению;
  • ширина и глубина водоёма в месте перехода, уровни воды в максимально высокой и минимально низкой точке в паводки и между ними, продолжительность стояния, время установки;
  • глубина заложения трубопровода;
  • наличие необходимой спецтехники и её технические возможности;
  • строительная нагрузка на трубопровод, возникающие при укладке напряжения;
  • плавучесть конструкции.

План проведения работ разрабатывает подрядчик, выполняющий строительство. В него входят графики производства операций, перечень необходимых инструментов и механизмов, расчёты, обоснования и т.д.

Что такое дюкер трубопровода?


Дюкером трубопровода называют напорный участок трубопровода, который имеет разнообразную сферу применения: системы канализации, водопровода, нефтепровода, орошения и пр. Поток содержимого внутри движется с помощью насосов или самотеком (посредством разности отметок местности). Чаще всего его прокладывают под препятствиями: реками, дорогами, железнодорожными путями, используя метод горизонтального бурения с помощью специальной установки ГНБ. Перед тем как смотретьвспомогательные инструментына нашем сайте, необходимо ознакомится с определением дюкера.

Определение

Что такое дюкер трубопровода? Речь идет о сваренных между собой в плеть трубах, которые уложены в подготовленную траншею или способом протаскивания методом ГНБ. Они изготовлены из железобетона, полиэтилена или стали.

Используются преимущественно в магистральных трубопроводах при строительстве переходов для соединения двух самотечных конструкций при пересечении с искусственными (кабеля, ЖД, трассы, пешеходные переходы, коллекторы) или естественными (овраги, реки и пр.) препятствиями. Гидравлический расчет канализационных дюкеров и других вариантов трубопроводов включает в себя выбор экономически выгодных диаметров и определение в них потерь напора.

Особенности дюкера в зависимости от вида трубопровода

  • Дюкер канализации используется для транспортирования жидких отходов из населенных пунктов. Конструкция содержит входной, выходной узел, узлы подключения и в обязательном порядке затворы.
  • Дюкер газопровода представлен двухтрубной конструкцией по типу «труба в трубе» и используется для перемещения содержимого, которое находится в газообразном состоянии.
  • Дюкер водопровода состоит из верхней и нижней камеры, и напорных частей. Оснащен аварийным выпуском, который также применяется в процессе промывки труб.

Устройство дюкера зависит от высоты расположения трубопровода и препятствия, а также от области назначения. На дно водоемов конструкция закладывается в траншеи; если речь идет о пересечении с железными или автомобильными дорогами, то возникает необходимость в использовании так называемых футляров или бетонирования.

Устройство дюкера

Выходная камера конструкции представлена двумя отделениями: мокрым (открытые лотки) и сухим (трубы и задвижки). В соответствии со СНиП 2.04.03-85, конструкция прокладывается в две рабочие линии, представленные трубами имеющими диаметр не менее 15 см.

Трасса трубопровода обязательно должна располагаться перпендикулярно к пересечению и прокладываться в благоприятных грунтовых условиях, дно реки и берега при этом должны быть неразрываемыми. Средний участок при этом обязательно находится под уклоном, а боковые ответвления – угол наклона не более 20° к горизонту; глубина – не менее 0,5-1,0 м; расстояние между линиями в свету – 0,7-1,5 м.

Прокладка трубопроводного перехода

Наиболее распространенным способом является горизонтальное бурение, которое представляет собой бестраншейный вариант установки инженерных коммуникаций. Прокол осуществляется с помощью бурового агрегата, который направляется перпендикулярно оси имеющегося препятствия.

Последовательность выполняемых работ при протаскивании дюкера методом ГНБ:

  1. Подготовка скважины. Проводится в грунтах с различным уровнем плотности.
  2. Расширение имеющегося канала. Пилотная скважина разбуривается с помощью расширителей, навинченных на колонну штанг, после чего проводится укрепление стенок методом бетонирования.
  3. Прокладка труб. Секции трубопровода, надежно сваренные между собой, присоединяются через вертлюг к расширителю и протаскиваются к другому концу скважины.

Преимуществами ГНБ являются низкие финансовые затраты и возможность использования в труднодоступных местах. Среди положительных сторон следует выделить сохранность природного ландшафта и короткие сроки монтажа.

Дюкерный переход ГНБ через водные преграды

Dueker

Зачастую на пути трубопроводов встречаются естественные или искусственные препятствия. Это могут быть низко расположенные автомагистрали, железнодорожные пути, водные потоки, овраги, подземные сооружения. Магистральный переход через преграду называется дюкерным.

Что такое дюкер?

Изогнутый отрезок напорного трубопровода с горизонтальной частью, минующей препятствие. Система функционирует под напором, который делает недоступным ее осмотр. В связи с чем, на стадии прокладки дюкерных труб предпринимаются все возможные меры для обеспечения высокой пропускной способности участка. Чтобы жидкости всегда могли свободно двигаться, на одном либо обоих концах перехода сооружаются грязеуловители – осадочные колодцы с решетками. Система также предполагает устройство запорной арматуры и приспособлений для промывки труб.

Сфера применения дюкерного прохода разнообразная – от систем водоснабжения, канализации, орошения до нефтепроводов, газопроводов и пр. Содержимое трубопроводов движется как самотеком, так и с помощью насосного оборудования. Прокладку под «сухими» и «мокрыми» препятствиями чаще всего выполняют горизонтальным бурением с помощью ГНБ-установок. Трубы для перехода используются железобетонные, полиэтиленовые или стальные. Гидравлический расчет отрезка основывается на выборе трубных изделий с экономически выгодными диаметрами и определении в трубах потерь напора.

Особенности прокладки дюкера ГНБ через реки и водоемы

prokladka djukera gnb

Создание закрытого перехода через водные препятствия считается одним из самых сложных. Сваренные дюкерные трубы протаскивают в канале, который пробуривается перпендикулярно к препятствию. Кривизна прохода ограничивается только изгибом буровых штанг. Бурением управляет машинист, руководствуясь данными локации и компьютера.

Метод ГНБ работает в грунтах различной плотности, включая скальные. Прокладка затрудняется в плывунах, а также в слабоустойчивых грунтах с примесью булыжника, гравия, металлических включений. В таких случаях прибегают к укреплению стенок прохода обсадной трубой или применяются усиленные буры. Диаметр прохода и допустимая его длина зависят от технических возможностей бурильного оборудования. Чтобы трубопроводная система при пересечении водоема не пострадала, трубы укладываются в канал, вырытый на глубине, которая обеспечивает беспрепятственное судоходство. Сборка труб выполняется на берегу. Для дюкерного прохода задействуют стальной трубный прокат с антикоррозийной защитой или высокопрочные полимерные изделия.

Погода на процесс прокладки сильно не влияет. Вместе с тем оборудование для приготовления бурового раствора нуждается в защите от замерзания. Поэтому при похолодании для техники сооружается тепляк. А если температура опускается ниже -15С, то полиэтиленовый трубопровод перед укладкой прогревают, пропуская теплый воздух через систему.

shema dukera pod vodniv obyektom

Требования к дюкерному переходу

  • Под водными преградами протягивают не менее 2-х параллельных линий, каждую из которых подвергают испытаниям на 100%-й пропуск проектного расхода.
  • Между дюкерами должны соблюдаться нормативы расстояния:
  • для водопроводных – не менее 1,5 м;
  • для канализационных – от 0,7 м до 1,5 м (зависит от давления).
  • Согласно нормативам наименьшее расстояние от дна до верха заглубленной трубы должно составлять 0,5 м, а в зонах фарватера на судоходных реках – 1 м. Данные рассчитывались с учетом возможного переноса русла или размыва дна. Однако эти нормативы не столь значимы при протягивании дюкера способом ГНБ – трубопроводные линии проходят гораздо глубже прогнозируемых изменений русла.
  • Наклон восходящего отрезка дюкерного прохода должен составлять не более 20 градусов относительно горизонта.
  • На концах изогнутой линии предусматривается возведение осадочных колодцев, отметка планировки которых должна быть выше на полметра наибольшего уровня в водотоке с 5%-й обеспеченностью. И выше на полметра по отношению к горизонту высоких вод с 3%-й обеспеченностью - при сооружении колодцев в пойме.
  • При проектировании подземного дюкерного прохода через водоемы, которые используются в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбного хозяйства или судоходства, требуется согласование с контролирующими органами.

prokladka truboprovoda pod rekoy

Прокладка дюкера ГНБ методом имеет ряд преимуществ

Прокладка дюкера методом ГНБ

Согласно СНиП I-2 «Строительная терминология»: «Дюкер — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке»


С внедрением развитием технологии горизонтального направленного бурения, устройство дюкера методом ГНБ явилось прекрасной альтернативой традиционному методу прокладки трубопроводов. Сварка труб дюкера выполняется на одном берегу водоема, а буровой компелкс располагается на противоположном берегу. Прокладка дюкера производится с целым радом преимуществ.

Преимущества устройства дюкера методом горизонтального бурения ГНБ

Дюкер из полимерных труб через водную преграду.

Доброго времени суток!
Рассматривал два способа прохождения через водные преграды: 1)протаскивание ПЭ трубы через существующий стальной трубопровод и 2)сварка плети и протягивание её по поверхности воды с последующим затоплением. Суть вопроса: хотелось бы почитать интересную информацию по поводу протягивания, какие-либо указания, расчеты различные(допустим на плавучесть ПЭ в момент нахождения на поверхности) и прочее. Конечная цель: создание обобщенного документа по дюкерам из ПЭ. Заранее благодарен!

пс. Ув. Модераторы! Если неправильно разместил тему, оч большая просьба разместить её где следует

Ресурсы в моей подписи. К/с: дюкер, водная преграда, переход водный, . (не более 2-х слов!)

расчеты различные(допустим на плавучесть ПЭ в момент нахождения на поверхности) и прочее

Посмотри СНиП 2.05.06-85, здесь есть данные по балластировке и расчетах при переходе преград трубопроводами.

"4.37. Дюкеры при пересечении водоемов и водотоков необходимо принимать не менее чем в две рабочие линии из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией, защищенной от механических повреждений. Каждая линия дюкера должна проверяться на пропуск расчетного расхода с учетом допустимого подпора."
"8.61. При переходе трубопроводов через водотоки количество линий дюкера должно быть не менее двух; при выключении одной линии по остальным Должна обеспечиваться подача 100 %-го расчетного расхода воды. Линии дюкера должны укладываться из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией, защищенной от механических повреждений."
Глеб, про какой ПЭ вы пишете? Про какие сети?
Первый ваш вариант - вообще санация, имхо, т.е. вы и эти вопросы хотите охватить?
Конечная цель благородна, но. Не для стп вашего сро готовите сию эпистолу?

Не для стп вашего сро готовите сию эпистолу?

Честно говоря, не очень понял эту фразу.

Последний раз редактировалось Глеб Вячеславович, 30.06.2010 в 09:59 .

получается в итоге дюкер. Т.е. я хочу охватить и этот метод создания дюкера

Создание дюкера из дюкера.
Я бы еще поговорил о самом определении "дюкера" и не называл бы любой переход через преграду (например, водную) дюкером.

ПолиЭтилен Низкого Давления(ПЭНД), по старому он звучит - ПЭ Высокой Плотности(ПЭВП). В данном случае ПЭНД 100

Вы, видно, хороший полимерщик, но каков ваш опыт в проектировании или прокладке сетей?

санация это так скажем "глагол"

"Санация" - это существительное, без "скажем так" и без кавычек. Глагол - "санировать".

Строй-справка.ру


Дюкеры


Дюкеры

Самотечные трубопроводы часто пересекаются с различными естественными и искусственными препятствиями. К естественным препятствиям относятся ручьи, реки, овраги и т. п.; к искусственным — автомобильные и железные дороги, подземные коллекторы, трубопроводы различного назначения, кабели, пешеходные переходы, линии метрополитена и другие сооружения.

Конструкция пересечения зависит от взаимного высотного расположения (разности отметок) трубопровода и препятствия.

Если трубопровод непосредственно пересекается с препятствием, т.е. трубопровод и препятствие расположены на одной и той же отметке или разность их незначительна, то пересечение выполняется в виде дюкера напорного трубопровода, соединяющего два самотечных трубопровода.

На рис. 6.14 показана схема дюкера через реку.

Дюкер состоит из следующих основных элементов: напорных трубопроводов, верхней и нижней камер. Напорные трубопроводы дюкера выполняются не менее чем из двух ниток стальных труб с усиленной антикор-розирнной изоляцией. Диаметр их должен быть не менее 150 мм. Обе нитки Должны быть рабочими. Лишь при небольших расходах допускается устройство дюкера с одной рабочей и одной резервной трубой.

Дюкер укладывается в траншее по дну русла. Угол наклона восходящей части дюкера должен быть не более 20°. Глубина заложения подводной части трубопровода должна приниматься не менее А = 0,5 м до верха трубы, а в пределах фарватера на судоходных реках не менее h = 1 м. Расстояние между трубами дюкера в свету должно быть не менее b = 0,7-1,5 м (в зависимости от напора и других особенностей устройства дюкера). Аварийный выпуск может быть проложен из верхней камеры дюкера или из ближайшего колодца перед ним. Его устройство должно быть согласовано со всеми органами, осуществляющими контроль за охраной и использованием водоема.

В период паводков при высоком уровне вод в реке аварийный выпуск может использоваться для промывки дюкера. Промывка осуществляется следующим образом: при открытой задвижке на аварийном выпуске вода из водоема в результате разности отметок воды в нем и в отводящем самотечном трубопроводе устремляется через аварийный выпуск в напорные трубопроводы, двигаясь там с большой скоростью, интенсивно промывает их.

Верхняя камера дюкера состоит из двух отделений: первого — мокрого и второго — сухого. Эти отделения разделяются между собой водонепроницаемой перегородкой. В пределах первого отделения самотечный трубопровод переходит в открытые лотки. Первое отделение может подтопляться водой при повышенных расходах сточных вод, при снижении пропускной способности дюкера или при его промывке. Этим и объясняется название отделения — мокрое.

В окончании лотков перед трубами дюкера устанавливаются плоские затворы — шиберы. В сухом отделении размещаются напорные трубы дюкера с задвижками. При установке двух отключающих устройств в верхней камере повышается надежность регулирования работы дюкера в случае выхода из строя одной из ниток трубопровода.

Каждое отделение верхней камеры должно иметь горловину и оканчиваться (оборудоваться) люком с крышкой. Превышение люка камер над высоким уровнем вод в водоеме должно быть не менее h2 = 0,5 м.

Нижняя камера дюкера устраивается в виде одного отделения, где напорные трубопроводы переходят в открытые лотки, в начале которых должны устанавливаться щитовые затворы.

Камеры дюкера размещают на незатопляемой даже при высоком уровне воды в водоеме территории. Дюкеры должны располагаться в местах с устойчивым, неразмываемым руслом, на участках с минимальной шириной реки. Трубопроводы дюкера прокладывают перпендикулярно руслу реки для обеспечения минимальной длины труб. При большой протяженности дюкера на трубах следует устанавливать колодцы или камеры с ревизиями, а в пониженных местах — выпуски для опорожнения дюкера (обычно при широкой затопляемой пойме реки).

В случае выхода одной нитки трубопровода дюкера из строя, оставшаяся должна обеспечить пропуск всего расчетного расхода с учетом допустимого подпора. При подпоре будет происходить подтопление верхней камеры дюкера и лежащих выше участков подводящих самотечных трубопроводов. Очевидно, что при подтоплении не должно происходить излива сточной жидкости из камеры дюкера и смотровых колодцев. Подтопление трубопроводов не должно приводить к перебоям в пользовании системой водоотведения и вызывать затопления подвалов и других частей зданий и сооружений. Следует иметь в виду, что даже допустимый подпор может отрицательно сказаться на работе водоотводящей сети. При подпоре трубопроводы будут работать под напором и полным сечением, снизятся скорости движения воды в них, а это, в свою очередь, приведет к отложению осадка. Поэтому подпор не должен вызывать подтопления трубопроводов большой протяженности. Подтопление не должно быть длительным. Величина допустимого подтопления подводящего коллектора определяется на основе анализа работы лежащих выше участков сети.

Дюкеры могут устраиваться и при пересечении самотечного трубопровода с автомобильными и железными дорогами, если они проходят в выемках. В этом случае трубопроводы прокладывают в футлярах (металлических или железобетонных) или осуществляется их бетонирование. В остальном дюкеры под железными и автомобильными дорогами проектируются аналогично проектированию дюкеров через реки.

Кожухи и туннели предназначены для предохранения рабочего трубопровода от нагрузок, возникающих при движении транспорта над ним. Одновременно кожух предохраняет дорогу от разрушения в случае аварии трубопровода. Футляры должны устраиваться с противокоррозионной изоляцией (торкрет-бетонное армированное, битумно-резиновые, полимерные покрытия) и защитой от электрохимической коррозии (катодная поляризация с протекторными установками). Пространство между стенками футляра и трубопровода надлежит заполнять бетоном. Перед и после пересечения желательно устройство смотровых колодцев с отключающими устройствами.

Футляры при бестраншейной проходке прокладывают прокалыванием, продавливанием или методом горизонтального бурения. Самотечные коллекторы большого поперечного сечения прокладывают под препятствием в туннелях, которые сооружают способом щитовой или штольной проходки.

Если трубопровод располагается значительно выше препятствия (при пересечении оврагов, суходолов), то пересечение выполняется в виде самотечного трубопровода, уложенного по эстакаде или существующему мосту в утепленном коробе.

Имеется зарубежный опыт прокладки дюкеров из пластмассовых труб. Для этих целей обычно применяют полиэтиленовые трубы. При прокладке подводных линий используется большая гибкость труб из полиэтилена, возможность их сварки в плети большой длины. Принцип прокладки подводных трубопроводов состоит в том, что один его конец герметизируется заглушкой, а трубопровод, наполненный воздухом, плавает на поверхности воды. У берега на трубопроводе закрепляются анкерные грузы и, пригруженный таким образом трубопровод буксируется к месту его запланированной укладки, после чего он заполняется водой.

Перед погружением трубопровода его трасса должна быть размечена посредством буев. Полиэтиленовые трубы сваривают в плети длиной 250-1000 м, соединяемые затем при помощи фланцев. Погружаемая часть может состоять из одной или нескольких соединенных плетей. Операция погружения начинается путем открытия клапана на одном конце трубопровода и впуска в него воды. Вентильным устройством на другом конце трубопровода регулируют выход из него воздуха. Регулируя выход воздуха из трубопровода, контролируют скорость его погружения (обычно 0,2-0,6 м/с). В процессе всей операции погружения проверяют соответствие положения трубопровода заданной трассе.

Полиэтиленовый трубопровод достаточно гибкий, и обычно он принимает форму профиля дна, поэтому подготовку дна практически не производят.

При проектировании подводных трубопроводов следует учитывать профиль дна водоема; характерные уровни воды; максимальную толщину льда; силу воздействия волн и течений, а также предусмотреть возможность повреждения трубопровода якорными устройствами и др.

Чтобы предотвратить осаждение взвешенных веществ и образование газов в подводных напорных канализационных трубопроводах (что может привести к всплытию трубопровода), скорость воды в них должна поддерживаться достаточно высокой (не менее 1,0 м/с).

Подземная прокладка трубопроводов. Дюкер

В случае подземной прокладки трубопроводы наружных сетей водоснабжения и канализации, пересекая искусственные и естественные препятствия, устанавливаются в виде дюкера. Дюкер может быть проложен как через сухие, так и через различные водные преграды.

При пересечении сухих оврагов с пологими склонами траншею откапывают с двух сторон к нижней точке дна, оставляя неразработанным участок для пропуска ливневых вод по дну оврага. В траншеях укладывают трубопроводы. Для нижнего участка оврага трубопровод готовят на склоне. Подготовленный к укладке трубопровод испытывают и выполняют изоляционные работы.

Затем в максимально короткий срок на дне оврага откапывают траншею, подготовленный трубопровод укладывают и стыкуют с уложенными трубами, выполняя обратную засыпку траншеи с тщательным послойным уплотнением грунта, чтобы предотвратить размыв грунта во время пропуска ливневых и паводковых вод, всплытие и разрыв трубопровода.

Одним из наиболее сложных пересечений трубопроводами препятствий является прокладка дюкера через водную преграду. Выбор способа прокладки и его организации зависит от характеристик пересекаемого водоема.

Для непроточных водоемов сравнительно небольшой глубины применяют способ отсыпки земляной плотины с последующей отрывкой траншеи и укладкой в нее трубопроводов.

В проточных водоемах подводные траншеи для прокладки трубопроводов разрабатываются канатно-скреперными установками, гидромониторами и землесосами, Прокладку дюкера через такие водоемы выполняют под защитой шпунтовых ограждений; равномерным опусканием с опорных точек (опорных площадок, льда и свайных подмостей); последовательным наращиванием звеньев; протаскиванием по дну; свободным погружением с заполнением трубопровода балластной водой.

При пересечении рек с незначительным течением и небольшой глубиной дюкер прокладывают под защитой ограждающих двухрядных шпунтовых перемычек. В этом случае для реки делают отводное русло, а воду между перемычками удаляют открытым водоотливом насосными установками.

При равномерном опускании трубопровода с опорных точек все части дюкера свариваются на берегу. Покрытый изоляцией и защитными деревянными рейками трубопровод спускают на воду и буксируют к установленным заранее опорам в виде понтонов, свайных подмостей и др. После закрепления трубопровода в створе прокладки его постепенно опускают с опор в разработанную на дне траншею и закрепляют. В зимнее время на льду в створе прокладки дюкера прорезают щель (майну). Уложенный на льду дюкер постепенно сталкивается в майну и опускается в траншею.

При прокладке дюкера через широкие водные преграды с незначительной глубиной применяют способ последовательного наращивания звеньев. Наращивание выполняют в надводном и подводном положениях. В первом случае оно производится на специальных понтонах или монтажных баржах, оборудованных сварочными устройствами. При подводном наращивании стыки трубопроводов чаще делают на фланцах (водолазы).

Устройство дюкера способом свободного погружения заключается в следующем. К изготовленному на берегу трубопроводу на торцах приваривают заглушки и транспортируют его на плаву в створ укладки. После крепления трубопровода к плавучим или другим опорам на обоих его концах открывают краны: один — для заполнения трубопровода речной водой, другой — для выпуска воздуха из трубопровода. По мере заполнения водой трубопровод постепенно опускается в траншею.

При всех рассмотренных способах прокладки дюкера для предупреждения его всплытия в процессе эксплуатации дюкер пригружают железобетонными полукольцами или седлообразными грузами. После установки пригрузов выполняется обратная засыпка подводной траншеи.

При устройстве дюкера количество линий должно быть не меньше двух; при выключении одной линии подача расчетного расхода воды должна обеспечиваться другой линией.

Глубина укладки подводной части трубопровода до верха трубы принимается не менее 0,5 м ниже дна водотока, а в пределах фарватера на судоходных водотоках — не менее 1 м. При определении глубины прокладки необходимо учитывать возможность размыва и переформирования русла пересекаемой водной преграды. Расстояние между нитками дюкера в свету должно быть не меньше 1,5 м. С двух сторон дюкера на берегу устанавливают колодцы с переключающей запорной арматурой. Способы прокладки дюкера показаны на рис. 3.22.

способы прокладки дюкера


Рис. 3.22. Способы прокладки дюкера: а — в земляной плотине; б — под защитой шпунтовых ограждений; в — равномерным опусканием с опорных точек; г — наращиванием

Дюкер

— участок нефте- газопровода, прокладываемый при пересечении искусственных или естественных препятствий: водных преград (рек, озер, водохранилищ, морских акваторий и др.), оврагов, авто- или железных дорог.

Как правило, дюкер состоит из нескольких труб, которые предварительно свариваются в «нитку», а затем укладываются в подготовленную траншею путем протаскивания.

В случае, когда дюкер прокладывается по дну водоема, во избежание попадания транспортируемого продукта в воду применяют двухтрубные дюкеры типа «труба в трубе».


Чугунные

Меню:

Создание канализационных стоков — сложная задача. Для ее выполнения нужно использовать исключительно качественные материалы. Продукция компании Duker идеально подходит для этого.

Безраструбные чугунные трубы этого австрийского бренда хорошо зарекомендовали себя среди потребителей по всему миру. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристиками и особенностями данной продукции.

Склад

Содержание

Труба дюкер: виды изделий

Чугунные каналы СМЛ Duker соответствуют европейскому стандарту DIN EN 877. Он содержит в себе требования компонентам из чугуна, применяемых для создания водоотвода из зданий, а также дренажных конструкций для отведения грунтовых вод.

Сортамент SML каналов довольно широкий. Производитель предлагает потребителям изделия со следующими номинальными диаметрами: DN40, DN50, DN80, DN100 и до DN400 включительно. В указанном стандарте содержится информация относительно габаритов продукции, материалов изготовления и прочих характеристик.

Отдельного внимания заслуживают каналы DN80. Он был создан исходя из требований, содержащихся в новом европейском стандарте DIN 1986-100. В нем указаны новые требования к обустройству унитазов, оснащенных бачками с объемом четыре с половиной литра. Ранее для решения таких задач применялись самотечные каналы с номинальным диаметром DN100. Сейчас для таких случаев нужно использовать продукцию DN80.

Отметим , что для обустройства канализации в одноквартирных или двухквартирных зданиях, в которых установлены унитазы с бачками от четырех до шести литров допустимо применять конструкции двух диаметров: DN50 и DN80. Такой подход позволяет добиться существенных преимуществ при возникновении аварий трубопровода, находящегося под зданием.

Смазывание

Использование меньшего диаметра каналов позволяет улучшить акустическую изоляцию системы. Кроме того, монтировать, доставлять и хранить такие изделия намного проще. Именно по этой причине и была разработана модель каналов DN80.

Стандарт DIN EN 877 также регламентирует требования к функциональным особенностям к фитингам и всем прочим вспомогательным элементам. Отметим, что продукция Дюкер полностью соответствует рассматриваемому европейскому стандарту. Некоторые изделия бренда по своим техническим характеристикам даже превосходят его.

Компания производит несколько видов каналов для создания систем отведения стоков.

В перечень выпускаемой продукции входят трубы:

  • обычные безраструбные;
  • фасонные с зажимным фланцем;
  • с фланцем для крепления к стенам.

Первая разновидность является наиболее востребованной. Именно ее в большинстве случаев используют для создания систем отведения стоков.

Первый вид

Обычные безраструбные изделия

Каналы фасонные СМЛ с зажимным фланцем соответствуют стандарту DIN 18195. В нем указаны требования относительно герметизации от безнапорного носителя. Такие модели изделий уже не выпускаются серийно. Но их еще можно найти в местах продажи продукции.

Второй вид

Фасонные изделия с зажимным фланцем

Каналы SML с фланцем применяется в случаях, когда необходимо добиться максимального значения показателя водо- и газонепроницаемости. Они применяются при прокладке систем вблизи бетонной стяжки, наружных стен или фундамента. Для укладки трубопроводов в грунте такие модели не применяются. В данном случае нужно использовать продукцию серии TML.

Третий вид

Изделия с фланцем для крепления к стенам

Технические характеристики

Рассматриваемая продукция обладает множеством преимуществ. Прежде всего они связаны с материалом изготовления. Чугун имеет высокую устойчивость к износу. Он стойкий к перепадам температур. Материал не боится коррозийных процессов. Кроме того, он характеризуется негорючестью и прекрасными звукоизолирующими свойствами.

Для изготовления каналов применяют особый тип чугуна — EN-GJL. Он полностью соответствует европейскому стандарту DIN EN 1561. Данный материал представляет собой сплав углерода и железа. В нем присутствует значительный объем графита. Последний компонент равномерно распределен в сплаве. Он присутствует в нем в виде пластин.

Под лестницей

Такая структура материала придает ему высокие показатели износостойкости, прочности. Его антикоррозийные свойства намного лучше, чем у стальных изделий. Продукция серии SML характеризуется длительным периодом использования, огнестойкими свойствами и хорошим уровнем звукоизоляции.

Верхний слой каналов представляет собой грунтовку коричнево-красного цвета. Внутренняя часть изделий покрыта эпоксидной смолой. Данный слой армированный. Поэтому он выдерживает сильные физические и химические воздействия. Отметим, что свойства этого слоя намного превышают требования европейского стандарта DIN EN 877. Поэтому каналы рассматриваемого бренда невероятно стойки к бытовым стокам, которые с каждым днем становятся все более агрессивными.

Технологии производителя основаны на центробежном литье изделий в формах с высокой температурой. Они обеспечивают отличную гладкость внутренних стенок. Внутренний слой эпоксидной армированной смолы наносится равномерно. В процессе его формирования не возникает пузырьков. Благодаря этому, качество внутреннего покрытия очень высокое.

Конструкции типа СМЛ предназначены для использования систем канализации внутри зданий. Для внешней части трубопроводов следует использовать продукцию серии TML.

Особенности монтажа труб Duker

Первым этапом при монтаже канализационных каналов является резка. Эту процедуру можно выполнить различными методами. Изделия Дюкер можно резать несколькими способами.

Подрезка конструкций выполняется:

  1. Цепной пилой. Применение этого инструмента обеспечивает ровную резку.
  2. Болгаркой. Рекомендуем использовать диск для резки чугуна и специальный направляющий механизм.
  3. Роликовым труборезом. Применяется в ситуациях, когда отсутствует доступ к электросети.

Важно, чтобы резка любым из перечисленных инструментов выполнялась строго под прямым углом. Только так можно добиться высокого качества реза.

Чугунные канализационные трубы Дюкер допустимо монтировать в бетоне. Это связано с тем, что показатели температурного расширения у обоих материалов почти идентичны. Кроме того, бетон способствует пассивации чугуна. Поэтому нет нужды применять какую-либо дополнительную защиту от процессов коррозии. Это в равной степени относится как к трубам, так и к фасонным частям.

ДН100

Соединение каналов выполняется посредством хомутов, оснащенных одним или двумя болтами. Важно, чтобы конструкции были окружены бетоном. Его слой должен быть не менее пяти сантиметров.

При бетонировании каналов в плиту фундамента допустимо создавать исключительно небольшой уклон.

Чтобы соблюсти это правило, выполните качественную предустановку трубопровода. Для надежного монтажа нужно применять опоры из резьбовых стержней. Выполнять это требования нужно даже, если показатель уклона совсем небольшой.

Помните, что при заливке бетона изделия из чугуна могут всплывать. Поэтому обязательно закрепите каналы посредством хомутов, чтобы избежать этого. Когда нужно выполнить монтаж конструкций в бетонное основание, вокруг них должен быть слой бетона не менее двадцати сантиметров.

В месте стыка значительного количества фасонных частей, применяйте когтевые хомуты, если крепежные хомуты использовать не представляется возможным.

В местах дилатационных швов нужно применять специальные вставки и уплотнители. Их размещают в пенопластовых оболочках. Причем делать это нужно так, чтобы у них сохранялась возможность перемещения. Согласно существующим нормам, допустимые отклонения стыков СМЛ конструкций от DN40 до DN200 составляют не более трех сантиметров на метр.

Трубу короба на участке дилатационногго шва нужно разрезать. Защитите ее от попадания жидкого бетона. Сделать это можно посредством применения клеящей ленты. Обязательно закрепите трубу короба. Она не должна двигаться.

Фитинги

Отступы между креплениями не должны превышать двух метров. Старайтесь делать их равномерными. Каналы длиной от двух до трех метров крепите в двух местах. Все крепления нужно располагать на одинаковом расстоянии между стыками.

Важно, чтобы отступ перед и после соединением не должен быть более семидесяти пяти сантиметров.

Канализационные системы горизонтального типа надежно закрепляйте в местах смены направления. Также через каждые десять метров нужно ставить специальные крепления. Они используются для недопущения смещения каналов.

Создание системы канализации посредством каналов Duker стоит довольно дорого. Средняя стоимость трубы СМЛ DN100 размером три метра стоит около девяноста пяти долларов США. Цен на изделия с сечением DN400 будут стоить еще дороже. Их стоимость составляет примерно восемьсот долларов США.

Если для выполнения монтажа будет привлекаться сторонний исполнитель, это еще больше удорожит укладку канализации. В среднем такая работа обойдется от четырех до шестнадцати долларов США за погонный метр трубопровода.

Читайте также: