Как заглушили скважину в мексиканском заливе

Обновлено: 07.07.2024

BP зацементировала аварийную скважину в Мексиканском заливе

Ранее специалисты компании BP успешно завершили операцию по герметизации скважины.

Однако, по словам представителей BP, окончательно ликвидировать последствия аварии удастся лишь после того, как будет завершено бурение вспомогательных скважин.

Напомним, что в результате аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая произошла в конце апреля,в воды Мексиканского залива стала вытекать нефть.

Остановить утечку удалось лишь в июле, когда компания BP установила на поврежденную скважину новый защитный купол.

Разлив нефти в Мексиканском заливе признан самой масштабной экологической катастрофой в истории США.

Аварийная нефтяная скважина в Мексиканском заливе окончательно загерметизирована

Пять месяцев понадобилось британской нефтяной компании ВР, чтобы закрыть аварийную скважину, из которой все это время выливалась нефть в Мексиканской залив. О прекращении утечки в воскресенье заявил адмирал береговой охраны США Тэд Аллен.

Специалисты пробурили новую скважину, через которую в поврежденную трубу был закачан цемент.

Как пояснил Аллен, сейчас скважина «закрыта наглухо» и больше не представляет никакой опасности.

До этого ВР пыталась несколько раз остановить утечку. Первоначально специалисты пробовали реанимировать заглушку, которая оказалась сильно поврежденной. Затем установили над трубой защитный купол, однако он не встал на место. Следом в устье скважины закачивали специальную смесь, начиненную автомобильными покрышками и теннисными мячиками. Но высокое давление легко вытолкнуло пробку. Промежуточным итогом стала установка в июле новой заглушки взамен сломанной. Специальный робот отпилил искореженную трубу и установил сверху запорный механизм. Однако полностью поток нефти не удалось перекрыть — часть продолжала выливаться в залив. После этого представители ВР заявили, что придется все-таки бурить параллельную скважину, чтобы уменьшить давление в основной трубе, а уже затем закачивать цемент. Эта тактика принесла положительные результаты.

Президент США Барак Обама заявил, что Белый дом продолжит делать все возможное, чтобы устранить последствия утечки нефти, в том числе касающиеся воздействия на экологию прибрежных регионов.

Между тем начало судебного процесса откладывается все дальше.

Судья, разбирающий объединенные в одно производство дела по аварии на скважине, продлил срок подачи заявлений до 20 апреля 2011 года.

Первое заседание состоится не раньше октября следующего года. В суды были поданы тысячи исков от жителей пострадавших от аварии прибрежных штатов Луизиана, Алабама, Миссисипи, Техас и Флорида. Многие американцы разорились из-за утечки, так как их бизнес был связан с добычей рыбы в заливе и туристическим сезоном. Суду предстоит определить степень вины каждого участника добычи нефти.

Ожидается, что на первом слушании будет рассматриваться ответственность одной из крупнейших в мире буровых компаний Transocean Ltd, которой принадлежит взорвавшаяся и затонувшая платформа Deepwater Horizon.

В свою очередь, компания ВР опубликовала окончательные результаты собственного расследования аварии. Как видно из отчета, нефтяной гигант попытался разделить ответственность за произошедшее со своими партнерами. Основную роль в ЧП сыграл человеческий фактор, посчитали в ВР. Компания обвинила команду Transocean в бездействии. Попытки взять контроль над скважиной произошли через 40 минут после аварии, когда на поверхности появились нефтяные пятна. Взрыв произошел спустя время, когда газ, вырвавшийся из трубы, попал в машинное отделение платформы. Кроме того, выяснилось, что специалисты ВР и Transocean, работавшие на платформе Deepwater Horizon, неправильно оценили результаты теста на давление. Из-за этого провалились попытки закупорить трубу. Не обошли укоры компанию Halliburton, которая также участвовала в неудавшейся попытке цементирования скважины.

Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе, у побережья штата Луизиана, 22 апреля, после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. Утечка нефти уже нанесла ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас и грозит региону экологической катастрофой.

Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тыс. баррелей нефти.

Как заглушили скважину в мексиканском заливе


В России опасаются проникновения в страны ОДКБ боевиков из Афганистана. 14:19 Александр Емельяненко ответил на вопрос об алкогольной зависимости 14:08 Вышел документальный фильм о личной жизни Стивена Хокинга 14:07 На Берлинской неделе искусства показали булочку за три миллиона долларов 14:03


Дочь Шойгу раскрыла имя своего первенца 14:01 В первый день голосования на ресурсы ЦИК совершили три атаки из-за рубежа 13:56


Российский миллиардер хотел стать инвестором «Спартака» 13:55


ЦИК зафиксировал нарушения «дня тишины» в первый день выборов. 13:47 ФСБ показала кадры задержания россиянина, напавшего на полицейский участок. 13:33


Прокатчик «Искушения» не знает, почему фильм запретили к показу. 13:30 16 июня 2010, 09:36 Авторы

Проспать аварию

Лидер движения «Демократический выбор», глава Института энергетической политики

Почти два месяца прошло со дня взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, а фонтанирующую нефтяную скважину остановить все не удается. Комментарии к произошедшему делятся в основном на две группы: резкая критика нефтедобывающей компании ВР и разнообразные инженерные советы о том, как «заткнуть» скважину. (Удивительно, что многие из этих советов даются из России, где даже у высококвалифицированных нефтегазовых инженеров напрочь отсутствует какой бы то ни было опыт работы на глубоководном шельфе: так в нашей стране нефть никогда не добывали.)

Абстрагируясь от обоих этих подходов, выскажу несколько элементарных соображений о том, что произошло и каким образом можно предотвратить подобные события в будущем.

Постепенно даже люди, далекие от нефтегазовой отрасли, начинают осознавать, насколько сложное это дело – добыча нефти и газа на глубоководном шельфе (на глубинах свыше 400 метров). Между тем ее роль в мире неизбежно будет возрастать: если в 1995 году так добывали менее 0,3% мировой нефти (а в восьмидесятые нефть с таких глубин вообще не качали), то сейчас уже более 6%. А к 2015 году, по прогнозам, добыча на глубоководном шельфе вырастет до 10%. Добыча нефти на сверхбольших глубинах – свыше 1500 м – уже сегодня составляет около 200 тысяч баррелей в день.

Технологический прогресс в глубоководной офшорной добыче в последние пару десятилетий ошеломляет, но его оборотной стороной, как мы видим, является отставание в области безопасной эксплуатации шельфовых скважин.

На примере истории с Deepwater Horizon видно, что хотя бы подобраться к устью аварийной фонтанирующей скважины на глубине полутора километров уже огромная проблема.

И вот здесь можно сказать, что катастрофа в Мексиканском заливе высветила целый клубок проблем, связанных с «технологическим нигилизмом» в мировой нефтегазовой индустрии, системной недооценкой рисков глубоководного бурения.

В 2009 году компания ВР подала американскому регулятору (службе управления минеральными ресурсами) проект плана бурения той самой разведочной скважины на перспективном участке Макондо, где 20 апреля произошел выброс, приведший к взрыву платформы Deepwater Horizon. Так вот, вероятность разлива нефти в результате бурения злополучной скважины в представленном плане оценивалась как «низкая». Уже после аварии глава ВР Тони Хейворд признавал, что вероятность подобного катастрофического развития событий не принималась компанией всерьез.

Это чрезвычайно странно, поскольку выбросы пресловутой скважинной жидкости (термин, от которого российская публика теперь вздрагивает, но все же) в офшорной добыче нефти вовсе не редкость.

Только за последние 10 лет в Мексиканском заливе, по данным американских властей, произошло почти 900 взрывов и пожаров на офшорных нефтяных платформах, многие из которых были связаны как раз с бурением разведочных скважин, где риск выбросов чрезвычайно высок.

Стоило вспомнить и печально знаменитую аварию 1979 года при бурении разведочной скважины Ixtoc-1 в заливе Кампече мексиканской госкомпанией Pemex – тогда разлив нефти из фонтанирующей скважины удалось остановить только через 10 месяцев.

Тем возмутительнее то, как обстояло дело с управлением рисками при столь сложном глубоководном бурении. Детального плана по глушению фонтанирующей скважины у ВР, как мы теперь видим, не было – после аварии мы вот уже два месяца наблюдаем, как пробуют разные варианты. Пытались то установить на аварийной скважине защитный купол, то купол поменьше, когда с первым ничего не вышло, то наладить откачку нефти из скважины, то зацементировать ее. Отсутствие заранее подготовленного плана действий теперь уже ни для кого не секрет.

Самое интересное, что в 2009 году американская служба управления минеральными ресурсами – та самая, куда ВР подавала документы по плану бурения разведочной скважины «Макондо», – получив заверения ВР в «невероятности» крупного разлива нефти, освободила компанию от необходимости представления детального плана воздействия проводимых работ на окружающую среду. Еще один провал регуляторов в этой ситуации – ослабление регуляторных требований по противовыбросовым мероприятиям.

Принятые два года назад, еще при администрации Буша, послабления в регуляторных правилах для офшорного бурения сняли обязательные требования по наличию такого плана. Собственно, если бы такой план существовал и был представлен регулятору, вполне возможно, значительную часть сегодняшних проблем удалось бы снять.

Еще один провал американских регуляторов – принятое в 2003 году решение отказаться от обязательного требования оборудовать противовыбросовое оборудование в устье скважины (так называемый противовыбросовый предохранитель, или blowout preventer) акустическим триггером или дистанционным управлением (обязательные требования такого рода предъявляют при шельфовом бурении регуляторы Норвегии или Бразилии), что позволяет заглушить фонтанирующую скважину в случае аварии. Сейчас выясняются вообще интересные подробности: оказывается, в марте 2010 года, примерно за 4 недели до аварии, противовыбросовый предохранитель на скважине «Макондо» (кстати говоря, по некоторым данным, произведенный в Китае) был поврежден в ходе некоего замалчиваемого инцидента (который ВР отказывается комментировать), и позже выяснилось, что он вообще неработоспособен – что с дистанционным управлением, что без.

Вся эта история – иллюстрация пренебрежения к элементарным нормам планирования и оценки рисков, как со стороны нефтегазовых компаний, занятых сложнейшим делом добычи нефти на глубоководном шельфе, так и со стороны государственных регуляторов, в особенности в период правления администрации Буша, чересчур благосклонной к нефтегазовому бизнесу.

С подобным коллективным пренебрежением мы сталкивались и в связи с крупнейшими российскими авариями последнего времени – на Саяно-Шушенской ГЭС, шахте «Распадская». Кстати, обратите внимание, до какой степени отличается атмосфера в области обсуждения технических аспектов аварии в Мексиканском заливе – где все подробности открыто обсуждаются общественностью – от наших крупных аварий, где деталей днем с огнем не найдешь. Впрочем неприглядная роль государственных регуляторов, проспавших аварии, очевидна и у нас.

Современная энергетика – чрезвычайно технологически сложная индустрия, и сложность эта со временем будет только расти. Это требует ответственного подхода к проектированию, эксплуатации и надзору за деятельностью особо опасных энергетических (и вообще промышленных) объектов.

Можно отметить и тот факт, что в тех сферах повышенной технологической сложности, где предъявляются специальные особые требования к безопасной эксплуатации объектов – в авиаперевозках, атомной энергетике, – несмотря на повышенную опасность, число аварий не так велико. Добыча нефти на шельфе – равно как и производство электроэнергии на крупных ГЭС или добыча жирного коксующегося угля подземным способом – те сферы, где качество регулирования в области безопасности должно быть безупречным, а регуляторная система должна быть предельно прозрачной и подотчетной обществу. Иначе новых разливов и прочих катастроф не избежать.

Как заглушили скважину в мексиканском заливе

20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом

20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом

Странные дизайнерские вещи, которые просто невозможно почистить

Странные дизайнерские вещи, которые просто невозможно почистить

Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара

Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара

Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)

Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)

В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида

В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида

Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!

Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Битловед, тиктокер, специалист по марихуане и другие необычные специальности в вузах мира

Битловед, тиктокер, специалист по марихуане и другие необычные специальности в вузах мира

20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5

20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

Любитель обгонов на перекрестках нашел свою ассенизаторскую машину

Любитель обгонов на перекрестках нашел свою ассенизаторскую машину

Пользователи делятся фото начала 2000-х, за которые им сейчас стыдно

Пользователи делятся фото начала 2000-х, за которые им сейчас стыдно

Как носорог с машинками решил поиграть

Как носорог с машинками решил поиграть

Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками

Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками

Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом

Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом

Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП

Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП

Фотографии модных людей, сделанные на улицах Москвы

Фотографии модных людей, сделанные на улицах Москвы

Котлетов, мармеладзе, арбузова: мемы про звездные фамилии

Котлетов, мармеладзе, арбузова: мемы про звездные фамилии

"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"

"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"

Французская мода на уличных фотографиях 1910-1920 годов

Французская мода на уличных фотографиях 1910-1920 годов

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

Люди, которых покусал жук-невезук

Люди, которых покусал жук-невезук

Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию

Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию

Почему Николас Кейдж снимается в плохих фильмах

Почему Николас Кейдж снимается в плохих фильмах

Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя

Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя

Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области

Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области

Правительством утверждён производственный календарь на 2022 год

Правительством утверждён производственный календарь на 2022 год

Что видно с МКС: 20 фото на страшные происшествия с самого неожиданного ракурса

Что видно с МКС: 20 фото на страшные происшествия с самого неожиданного ракурса

Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора

Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора

27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения

27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения

Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан

Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан

Колоритные кадры, которые наглядно рассказывают о жизни в России

Колоритные кадры, которые наглядно рассказывают о жизни в России

В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича

В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича

Google и Apple удалили приложение «Навальный», в котором был блок с «Умным голосованием»

Google и Apple удалили приложение «Навальный», в котором был блок с «Умным голосованием»

Грозный морской лев и рыбаки

Грозный морской лев и рыбаки

Компания Disney построила дом Винни-Пуха в английском лесу

Компания Disney построила дом Винни-Пуха в английском лесу

Забеременевшая в 12 лет москвичка не будет делать аборт: её мать согласна стать бабушкой

Забеременевшая в 12 лет москвичка не будет делать аборт: её мать согласна стать бабушкой

Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку

Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку

Продолжения фильмов и кинофраншиз, в которых на роль главного героя выбрали новых актеров

Продолжения фильмов и кинофраншиз, в которых на роль главного героя выбрали новых актеров

Наглая овца помешала перекусу

Наглая овца помешала перекусу

Как Николас Кейдж охотился за Граалем и почему стал сниматься в плохих фильмах

Про Гольфстрим, морозы в США и последствия.

Гольфстрим (от англ. gulf stream — течение из залива) — тёплое морское течение в Атлантическом океане. В узком смысле Гольфстримом называют течение вдоль восточного побережья Северной Америки от Флоридского пролива до Ньюфаундлендской банки (так оно, в частности, отмечается на географических картах). В широком смысле Гольфстримом часто называют систему тёплых течений в северной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.Гольфстрим представляет собой мощное струйное течение шириной 70-90 км, распространяющееся практически до дна океана, с максимальной скоростью до нескольких метров в секунду в верхнем слое океана, быстро уменьшающейся с глубиной (до 10-20 см/с на глубинах 1000-1500 м). Полный расход воды в течении имеет порядок 0,1 км3/с. Расход воды Гольфстримом составляет около 50 миллионов кубических метров воды ежесекундно, что в 20 раз больше, чем расход всех рек мира, вместе взятых. Тепловая мощность составляет примерно 1,4·1015 ватт. Динамика течения заметно изменяется в течение года.

Благодаря Гольфстриму страны Европы, прилегающие к Атлантическому океану и восточное побережья США отличаются более мягким климатом, нежели другие регионы на той же географической широте: массы тёплой воды обогревают находящийся над ними воздух, который западными ветрами переносится на Европу. Отклонения температуры воздуха от средних широтных величин в январе достигают в Норвегии 15—20 °C, в Мурманске — более 11 °C.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо.
Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.
Разлив нефти продолжался 152 дня с 20 апреля по 19 сентября 2010 года, за это время из скважины в Мексиканский залив вытекло около 5 миллионов баррелей нефти.
По данным Геологической службы США, обнародованным 10 июня 2010 года, количество вытекавшей до 3 июня нефти составляло от 20 000 до 40 000 баррелей нефти.
Нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров.

По состоянию на 23 апреля 2010 года площадь нефтяного пятна составила 250 квадратных километров, а уже к концу апреля 2010 года нефтяное пятно достигло размеров 72 км на 169 км. По состоянию на 29 апреля 2010 года нефтяное пятно достигло в окружности 965 километров и находилось на расстоянии 34 километров от побережья штата Луизиана. Вечером 29 апреля 2010 года нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, 6 мая 2010 года нефть была обнаружена на острове Фримейсон архипелага Шанделур, входящем в один из старейших заповедников США, штат Луизиана.

4 июня 2010 года нефть появилась на пляже города Пенсакола штат Флорида, считающимся одним из «самых белых пляжей». 28 июня 2010 года нефть достигла штата Миссисипи, где были загрязнены пляжи в 16 километрах от города Билокси. 6 июля сгустки нефти были обнаружены на пляжах в окрестностях городов Галвестон и Техас-Сити штата Техас, также нефтяные сгустки были обнаружены в крупнейшем озере штата Луизиана Пончартрейн.

В планетарном масштабе Гольфстрим, как и любое мировое течение, обусловлено в первую очередь вращением Земли, которое разгоняет тропические пассаты, пассатные течения, в том числе Северное пассатное течение, нагоняет избыточное количество воды в Карибское море, определяет силу Кориолиса, прижимающую течение к восточному побережью американского континента. Локально в каждой отдельной области направление и характер течения определяются также очертанием материков, температурным режимом, распределением солёности и другими факторами.

Предшественник Гольфстрима, Юкатанское течение, втекает из Карибского моря в Мексиканский залив через узкий пролив между Кубой и Юкатаном. Там вода либо уходит по круговому течению залива, либо образует Флоридское течение, которое следует через ещё более узкий пролив между Кубой и Флоридой и выходит мощным потоком в Атлантический океан. Средний расход воды во Флоридском проливе — 25 млн м/с.

Успев набрать в Мексиканском заливе значительное количество тепла, Флоридское течение соединяется возле Багамских островов с Антильским течением и превращается в Гольфстрим, который течёт узкой полосой вдоль побережья Северной Америки. На уровне Северной Каролины Гольфстрим покидает прибрежную зону и поворачивает в открытый океан. Максимальный расход течения при этом достигает 85 млн м/с. Примерно в 1500 км далее, Гольфстрим сталкивается с холодным Лабрадорским течением, отклоняющим его ещё больше на восток в сторону Европы. Двигателем смещения на восток выступает также сила Кориолиса.

То есть там где зарождался Гольфстрим, там и случилась катастрофа. Сердце Гольфстрима сжалось. Штаты по сути подрубили сук. В 2010 году все ученые-экологи ожидали последствий уже зимой.

Но. Были и противники. По мнению доктора географических наук, океанолога Бондаренко А. Л., «режим „работы“ Гольфстрима не изменится». Это аргументируется тем, что фактического переноса воды не происходит, то есть течение является волной Россби. Поэтому никаких внезапных и катастрофических изменений климата не произойдет.

Однако, за последние два года Гольфстрим отклонился от прежнего направления на 800 километров и теперь вместо того, чтобы двигаться на северо-восток и отапливать Европу, теплое течение поворачивает на северо-запад в сторону Канады.

Если это отклонение окажется постоянным и Гольфстрим никогда больше не направится в Северную Атлантику – на Земле может случиться глобальная катастрофа. Гольфстрим растопит льды Гренландии; огромная масса воды хлынет на материк и фактически смоет Северную Америку. Все это приведет в движение земные плиты, на планете начнутся землетрясения и извержения вулканов, цунами. В Восточном полушарии: в Европе, Азии и даже Африке начнется новый ледниковый период, в то время как западное полушарие, может смыть огромными массами воды.

По подсчетам ученых, через 10 лет после того как Гольфстрим поменяет свое направление, течение может остановиться насовсем. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение о том, что Гольфстрим действительно останавливается, канадские исследователи пошли на эксперимент – они разработали специальный краситель, разлили его в контейнеры и погрузили в Мексиканском заливе

на глубину 900 метров. Там, на заданной глубине, контейнеры с красителем взрываются, распыляя содержимое на сотни метров. Окрашенная масса океанской воды выливается в течение Гольфстрима.

Предположение об остановке Гольфстрима подтвердилось. Окрашенная вода, действительно, не стала двигаться в сторону Европы. Вместо этого, течение отклонилось на 800 километров к западу и теперь движется в сторону Гренландии. Именно поэтому, начиная с прошлой зимы (2012-2013 гг) в Канаде наступило аномальное потепление. Вместо морозов в Канаде, вот уже вторую зиму подряд +10 градусов и дождь.

Геологи утверждают: Аномальное потепление в Канаде – это еще не самое страшное. Когда весь Северный Ледовитый океан и вся Европа станут одним большим ледником, увеличится давление на Земную кору. Она прогнется и достигнет критического значения. Зато с другого конца литосферная плита, следуя простым законам физики, напротив, поднимется. В итоге, самый глубокий в мире Тихоокеанский желоб треснет по линии Аляска – Курилы – Японские острова. За этим последует мощнейшее по силе цунами и извержение подводных вулканов. Цунами будут такой силы, что смоют оставшуюся часть суши: Китай, Индию и Австралию.

Хорошо бы усмехнуться и сказать - "Брехня" или пошутить "А-а-а-а мы все умрем!". Однако же, выглянуть в окно - а где зима? А она там - в США. Гольфстрим своими теплыми воздушными потоками выдавливал зимние холодные массы ид Атлантики и они устремлялись в Россию. А теперь? Преград нет и они по коридору из Норвежского и Гренландского морей, как по шоссе мчатся в Атлантический океан и там до Штатов. А в России Евразийский континент, как батарея, нагревшаяся за лето, отдает тепло.

То, что сейчас происходит в США лишь первый серьезный посыл. С 2010 прошло три года, по меркам Земли мгновение. Дальше больше.

Авария в Мексиканском заливе: хроника событий и экологические последствия

22 апреля 2010 года произошла авария на буровой платформе Deepwater Horizon, которую ВР использовала для добычи нефти в Мексиканском заливе. В результате катастрофы погибло 11 человек, а в море вылились сотни тысяч тонн нефти. Из-за гигантских убытков, понесённых в результате происшествия, BP была вынуждена продавать активы по всему миру.

В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.

Тушение платформы в Мексиканском заливе. Апрель 2010 года

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R & B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана в аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз — вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.


Статья по теме

Взрыв нефтяной платформы

20 апреля 2010 года в 80-ти км от побережья американского штата Луизиана на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошёл пожар и взрыв. Пожар длился более 35 часов, затушить его безуспешно пытались с пожарных судов, которые прибыли на место аварии. 22 апреля платформа затонула в водах Мексиканского залива.

В результате аварии без вести пропало 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов. 115 человек были эвакуированы с платформы, среди них 17 с ранениями. Впоследствии мировые информагентства сообщили о том, что при ликвидации последствий аварии скончались ещё двое человек.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чём в мае 2010 года заявил министр внутренних дел США.

К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.

За 152 дня в воды Мексиканского залива через повреждённые трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².


Ликвидация последствий

После того как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.

Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на повреждённую трубу и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть повреждённую платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была устранена только 4 августа, благодаря тому, что в аварийную скважину была закачана буровая жидкость и цемент. Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолёты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом — силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.


Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведённому сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчёте говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.


Статья по теме

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нём содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомлённость наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесённые в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начался 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов.

Федеральный суд в Нью-Орлеане США утвердил сумму штрафа, которую должна выплатить компания BP за аварию в Мексиканском заливе в 2010 году. Размер штрафа составит 4,5 млрд долларов. BP будет выплачивать сумму в течение пяти лет. Почти 2,4 млрд долларов будут перечислены в Национальный фонд рыбных ресурсов и дикой природы США, 350 млн — Национальной академии наук. Кроме того, по искам Комиссии по ценным бумагам и биржам США за три года будет выплачено 525 млн долларов.

25 декабря 2013 года Апелляционный суд США постановил, что, несмотря на поданные апелляционные заявления, британская корпорация ВР должна продолжить выплаты по искам организаций и частных лиц, несмотря на недоказанные факты наличия убытков в результате разлива нефти. Изначально BP признавала свою вину в случившемся лишь частично, возлагая часть ответственности на компанию-оператора платформы Transocean и субподрядчика Halliburton. Transocean в декабре 2012 года согласилась выплатить властям США штраф в размере 1,4 миллиарда долларов, однако продолжает настаивать на том, что полную ответственность за аварию на платформе несёт BP.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введён практически полный запрет на рыбную ловлю.


1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено мёртвыми около 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчётам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.


Статья по теме

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелётных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний день Мексиканский залив практически полностью оправился от понесённого ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязнённой воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако учёные до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.

Катастрофа в Мексиканском заливе - «гигантская месть за наркоманскую привязанность Америки к нефти»


Взрыв на нефтяной платформе, которую в Мексиканском заливе эксплуатировала компания «Бритиш Петролеум», произошёл 20 апреля. Погибли 11 человек, сама платформа после 36-часового пожара затонула. С тех пор из скважины на глубине 1,5 км постоянно хлещет нефть. По одним оценкам, за сутки выливается 5 тыс. баррелей (около 700 тонн), по другим - до 100 тыс. (14 тыс. тонн). Нефть пробовали ограждать, выжигать, собирать с помощью сорбентов и даже накрывать скважину гигантским саркофагом. Всё без толку.

Сценарий не был предусмотрен

«Технология «разлилось - тут же собрали» годится лишь в первые 3-4 часа после аварии, - поясняет Станислав Мещеряков, зав. кафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа имени Губкина. - Уже через сутки ситуация усложняется: тяжёлая нефтяная масса опускается на дно, поэтому ставить боны (плавучие заграждения. - Ред.) бесполезно. Сейчас на нефть в Мексиканском заливе пытаются сыпать любые сорбенты, лишь бы собрать её, вывезти на полигон и там как-то переработать. Даже объявили сбор человеческих волос и шерсти животных, которые легко впитывают жир. Всё это глупости. На такие объёмы не хватит ни сорбентов, ни микроорганизмов, расщепляющих нефть. Фонтан можно заткнуть, только если пробурить вторую скважину под углом - попасть в уже имеющуюся дыру и залить её раствором тяжёлых солей».

В чём же причины катастрофы? До сих пор неясно. На скважине не сработал превентор - специальное устройство, перекрывающее её в случае аварийной ситуации. Выявлены ещё несколько неисправностей, которые требовали экстренного завершения бурения. Например, дефекты в гидравлической системе, в источниках электропитания. А ранее выдвигалась версия, что платформу взорвал пузырь метана, поднявшийся из скважины.

Плохой хозяин

Также в проекте не было предусмотрено дистанционное управление скважиной, в том числе возможность её перекрытия с берега. Скажем, в Бразилии или Норвегии такое просто невозможно: там дистанционное перекрытие предусмотрено законодательством.

«В этих странах требования к нефтяным компаниям, работающим на шельфе, очень жёсткие. А в США - нет. Так что им необходимо пересмотреть своё законодательство, если они не хотят повторения подобных экологических катастроф, - убеждён Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН. - Что касается России, то мы лучше застрахованы от таких аварий, чем американцы. Во-первых, у нас самое требовательное в этом плане законодательство. Во-вторых, в России нет добычи на столь больших глубинах. Думаю, «Бритиш Петролеум» ждут не только огромные финансовые затраты, им придётся убеждать мировое сообщество, что они сделали всё возможное для ликвидации последствий и что они используют современные технологии».

По мнению Владимира Чупрова, руководителя энергетической программы «Гринпис России», сейчас в нефтяной отрасли не существует технологий, которые бы на 100% гарантировали, что подобные катастрофы не произойдут: «А когда они происходят, оказывается, что нет и технологии по локализации нефтяных разливов и ликвидации последствий аварий столь глобального масштаба». Что же получается? Пробурить в земле дырку и обогащаться за счёт недр - на это хватает и ума, и технологий. А вот как устранить последствия в случае ЧП, об этом не подумали. Причём это касается не только добычи нефти - аварии происходят и на газопроводах, а уж про угольные шахты сейчас и говорить не стоит.

События в Мексиканском заливе лишний раз показали: человек мнит себя хозяином природы, но не несёт перед ней никакой ответственности. А ведь хороший хозяин должен быть заботлив и бережлив. Президент США Барак Обама уже потребовал от нефтедобытчиков разъяснений по поводу компенсации нанесённого ущерба. А британская газета «The Times» без обиняков написала, что эта катастрофа - «гигантская месть за то, что президент Буш назвал наркоманской привязанность Америки к нефти». Какие уж тут высокие технологии.

Читайте также: