Как выбрать храм по душе

Обновлено: 07.07.2024

Как найти свой храм?

Свой – значит родной, любимый, дорогой. Свой – значит обретенный или найденный. Значит доставшийся какой-либо ценой, жертвой – долгим путем, кропотливым трудом. Какими-то настоящими, большими поступками. Какими они могут быть? Пример приводят священнослужители и миряне Покровской епархии.

Пойти навстречу Христу

Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

— Господь повсюду, но Его присутствие особо ощущается именно в православном храме. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), – говорит Христос. И если мы уверовали в Господа, то будем искать встречи с Ним. Помолитесь об обретении места в приходе, прислушайтесь к своему сердцу, попросите у Бога помощи и начните систематически посещать храм.

Мы всегда с легким сердцем идем туда, где нас с радостью ждут. И в том храме, где есть миссионерская открытость общины, заинтересованность священника в поддержке тех, кто делает первые шаги в храме, будет радостно и благодатно начинать духовную жизнь – молиться, участвовать в таинствах. Но всегда помните, что идете не к людям, а к Богу. И это значит, что даже в том храме, где между прихожанами нет общения или нет желания принимать новичка, – Сам Христос. Идите к Нему, не смущайтесь!

У каждого человека, в том числе и у священника, есть храм, зачастую их несколько, который особенно дорог сердцу. Обычно с ним связано много воспоминаний: первая исповедь и причастие, венчание, рукоположение, первая Литургия, первое настоятельство. Воцерковленный человек с теплотой вспоминает первого священника, первых прихожан, с которыми ему довелось молиться, которым хотелось подражать. У каждого есть переживания, но они – не суть духовной жизни. Духовная жизнь – это пот и кровь, волевой рывок, это система. Раз в неделю нужно совместно совершить Литургию – миром Господу помолиться. Жить этой жизнью можно и нужно с тем храмом, что рядом. Пускай он чем-то не нравится, пускай есть что-то, как кажется, отрицательное в приходской жизни, поведении священника или сотрудников храма… Вспоминайте, что идете ко Христу, вспоминайте самые теплые духовные переживания в начале пути. Чужие недостатки всегда были, есть и будут, но ты «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг спасутся».

Можно посещать и тот храм, который по душе. Главное – искать в нем благодать Божью, духовное общение, близких по вере и духу людей. Желание куда-то бежать, что-то искать исчезает, когда человек вносит в приходскую жизнь некую лепту – труд, жертву, молитву. Ведь что значит, когда мы говорим: «Это мое». Это значит, что мы любим что-то или кого-то, несем ответственность, заботимся. А послужить тому, кого любишь – всегда радость. Если человек считает, что это его храм, или хочет, чтобы храм стал таковым, то пусть подумает, что он может сделать для него, и сделает.

Сделать самому

Евгения Михайловна Бывшева, казначей храма в честь иконы Божией Матери «Державная» пос. Горный:

— Я родилась в верующей семье. В советское время я не участвовала в таинствах, только изредка ходила в храм, ставила свечки. Некому было подсказать, как, чем живет настоящий христианин. В поселке Горный, где я живу с 1966 года, не было храма, хотя до революции здесь и в районе стояли одиннадцать церквей! Очень тяжело было признать, что все это утрачено. Мне и еще нескольким женщинам приходилось ездить в Свято-Воскресенский храм, в Пугачев. Нам был нужен храм!

И вот мой духовник протоиерей Олег Кудрявцев благословил меня нести слово Божие в нашу поселковую больницу. Впоследствии из ее пациентов и сформировался приход храма в честь иконы Божией Матери «Державная». В 1996 году вместе с верующими нашего поселка мы обратились к Архиепископу Саратовскому и Вольскому Александру (Тимофееву). Я и Вера Афанасьева, а теперь игумения Ксения, настоятельница Свято-Сергиевского женского монастыря с. Алексеевка, собирали необходимые для строительства и регистрации прихода документы. Несмотря на все трудности, искушения, желание, уверенность в том, что у нас появится свой собственный храм, только крепли.

Наш приход существует более двадцати лет – ему я отдала часть жизни. Каждую минуту я присутствовала на стройплощадке, участвовала в строительстве храма, становлении и развитии приходской жизни, помогала настоятелю. Сейчас по состоянию здоровья я не несу прежних послушаний, но все равно стараюсь хоть чем-то помогать отцу Александру Кашулину и прихожанам. Я не могу без храма, и мне радостно, что сейчас сюда ходит молодежь, исповедуется, причащается, помогает нам. Для меня это великая радость. И ее дал Господь.

Услышать призыв свыше

Марина Викторовна Васина, регент хора Свято-Воскресенского соборного храма г. Николаевска (Пугачева):

— В храм приводит Господь. И чаще всего через жизненные невзгоды, через болезни, в том числе близких тебе людей. Так получилось и у меня. В храм, к священнику я пришла в большой скорби. Потихоньку стала утверждаться в вере, ходила в приходскую библиотеку и постоянно обращалась в молитве к Господу, чтобы Он помог мне найти ответы на самые важные вопросы. И это случилось – стали происходить маленькие чудеса. Раньше я бы их и не заметила.

Мне кажется, к храму меня с детства вел Сам Господь. Это был Промысл, призыв свыше. Я пела, гастролировала. В Свято-Воскресенском храме после исповеди батюшка сказал: «Идите на клирос и помогайте». Так я стала регентом. Теперь, когда думаю о храме, клиросе, Боге, у меня как будто крылья вырастают. Мне очень нравится петь – в такие моменты я ощущаю, что Господь и все святые рядом, слышат наше пение и помогают нам. В храме обитает мой Спаситель, и здесь я чувствую себя на своем месте, как дома. Чтобы найти свой храм, нужно молиться и полагаться на Бога. И Он обязательно направит тебя туда, где ты действительно нужен, пошлет и храм, и людей, которые к нему приведут.

Увидеть людей

Священник Роман Морозов, настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного пос. Новониколаевский:

— Чтобы найти свой храм, нужно найти Бога. К сожалению, встречаются православные люди, которые всю жизнь ищут храм. И всю жизнь ропщут. Но Православие – Пасха, встреча с Богом, радость общения с Ним. И не важно, в каком храме это происходит. Я настоятель нескольких сельских храмов, они не такие величественные, но зато какие в них замечательные люди! С ними легко молиться и служить. Для священника это очень важно.

Зачастую прийти в храм помогают именно люди. Радость от посещения храма, простота, сплоченность и доброжелательность – вот что должны видеть те, кто пока еще стоит на пороге храма. Они должны видеть в храме не чужих людей, а братьев и сестер во Христе. Поэтому своим прихожанам всегда говорю: «Раскрывайте мир веры родным и близким, делитесь той радостью, что обрели в храме».

Понять, твой это храм или нет, можно, потрудившись для него. Встань на клирос, полей цветы, помоги в уборке. Не только ты нуждаешься в храме, но и храм, другие верующие нуждаются в тебе. Не должно быть так: помолились и разошлись кто куда.

Бывает, человек ищет храм из-за того, что ему не нравятся действия священника или прихожан. Но нужно не мир вокруг менять, а себя. Для начала. Я не ставлю барьеров в общении, всегда стараюсь быть доступным и простым, потому что понимаю – многое зависит от меня. На мне лежит ответственность за людей. В добром понимании поиск храма может идти через поиск единомышленников, участие в деятельности православного молодежного братства и делах милосердия. Опять же, через людей, общение, общие интересы человек может прийти в тот храм, в котором ему действительно понравится, который он будет считать своим. На начальной стадии воцерковления это было бы правильно.

Помолиться Господу

Ирина Ивановна Акульшина, педагог воскресной школы «Ставрос» Свято-Андреевского храма г. Маркса:

— В Марксе у меня не было выбора, какой храм посещать. Он был всего один – храм во имя апостола Андрея Первозванного. Я здесь дома, чувствую себя нужной. Мне кажется, понять, что этот храм твой, можно со временем. Во всяком случае, со мной так было. Всю жизнь ищешь ответы на вопросы веры или бытовых проблем. И вот приходишь в храм, молишь Господа о помощи. И Он разными способами указывает тебе путь. Среди прихожан находятся люди, которые помогают тебе. Случайностей в жизни не бывает – во всем Промысл Божий.

Я очень благодарна нашим батюшкам – протоиерею Валерию Генсицкому и священнику Андрею Павлову – за то, что своим служением, проповедью, искренним отношением к нам они подают пример любви человека к Богу и друг к другу. Найти свой храм важно, ведь храм — это не просто помещение, это союз единомышленников, духовная семья, которая придет тебе на помощь. Но молиться можно и нужно в любом православном храме, потому что прежде всего это дом Божий.

…и принять Его волю

Марина Михайловна Елина, педагог воскресной школы «Новосаждение» храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. Степное:

— Слава Богу, если в небольшом населенном пункте есть храм. Поэтому иногда вопрос поисков даже не рассматривается. За тебя уже все решил Господь, тебе остается только принять Его волю. Трудно ли это? И да, и нет. Если ты способен смириться, работать над собой, бороться со страстями, падать и вставать, тогда ты чувствуешь помощь Божию во всем.

У нас замечательный приход – мы одна семья. В крепкой семье ведущая роль принадлежит отцу. Протоиерей Алексий Каширин именно такой отец: он молится за каждого из нас, и это самая действенная помощь. Мы вместе на богослужениях, на строительстве, на уборке, на праздниках. Разделяем радость рождения детей и боль потерь близких людей. И. молимся. Всегда. Есть картина с очень символичным названием – «Всюду жизнь». Вот у нас во всем полнота жизни, даже, можно сказать, бытия – для меня это и есть «мой храм».

Как выбрать храм?

Протоиерей Игорь Фомин

Вы счастливый человек. У вас есть ближайшие и далекие храмы. У многих нет такого выбора, есть только один храм — так живут люди по всей России. А некоторым и вовсе приходится ездить в соседние села, чтобы попасть на службу.

В больших городах храмов множество. Сейчас во многих европейских странах прихожан приписывают к ближайшему храму автоматически — по адресу. В России мы можем ходить по разным храмам, наблюдать за общинной жизнью приходов, выбирать себе тот приход, куда захочется прибиться.

Священника, к которому вы будете ходить на исповедь, не стоит выбирать по субъективным качествам — «этот слишком молод и неопытен, а этот старый и, значит, мудрый», или «у этого иномарка, а вот этот подойдет — ласковый голос и ездит на «Оке»». Выбирать надо, слушая свое сердце: оставайтесь там, где почувствуете, что священник приносит вашей душе пользу. Он может быть и грубоватым, и немногословным, но если с ним вы возрастаете во Христе, благодарите Бога за этого человека и берите с него пример.

Храмы выбирают нас

Путешествуя по русской глубинке, часто приходится видеть разрушенные православные храмы в селах и на погостах, в урочищах, да и просто в открытом поле, молча доживающие свой век. Слепыми глазницами разбитых окон они как будто всматриваются в глаза каждого проходящего человека и молча взывают о помощи. В нашем небольшом фотопутешествии по Ярославской области мы расскажем о храмах с многовековой историей, в судьбе которых, кажется, появилась надежда на возрождение. Мы посетили село Курба, в котором расположен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери, село Дёгтево, где разрушается уникальный по своей архитектуре храм Корсунской иконы Божией Матери, а также село Новое со старинным Троицким храмом. Эти, казалось бы, столь разные храмы объединяет одно: деятельностью по их восстановлению занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”».

Храм Казанской иконы Божьей Матери в Курбе

Храмы выбирают нас

Сейчас храм пустует. Стоящий в самом центре села, он напоминает огромный корабль, выброшенный на берег. Чернотой зияют пустые окна, просвечивают на фоне неба остовы глав, а на крыше уже давно поселились березы. Внутри с тихим шорохом опадают фрески.

Курба — некогда одно из самых больших сел Ярославской губернии, бывшая вотчина князей Курбских. Богатое село не могло не построить храм, который вмещал бы не только тех, кто живет в Курбе, но и жителей окрестных деревень, и всех, кто приезжал сюда на ежегодные ярмарки по судоходной тогда реке Курбице. Ведь здесь находилась важная святыня — чудотворная икона Богоматери Казанской, которой все хотели поклониться.

В 1770 году в селе был построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

Он поражал и своей оригинальной архитектурой, и своим богатым убранством. Это шестнадцатилепестковый центрический храм, прямых аналогов которому нет. Площадь стен и сводов храма такова, что здесь смогли уместиться более трехсот сцен, посвященных как ветхозаветной, так и новозаветной истории. Здесь можно увидеть изображения деяний пророков, циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия», фрески, иллюстрирующие «Сказание об обретении иконы Казанской Божьей Матери», образы ветхозаветных пророков и новозаветных святых.

Храмы выбирают нас

В журнале «Москвитянин» о храме писали так: «…церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. …иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана аффреско священными изображениями из Ветхого и Нового Завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами».

Церковь во имя Корсунской иконы Божьей Матери в Дёгтеве

Купол храма Корсунской иконы Божьей Матери был утрачен практически на наших глазах. Еще в 2008 году можно было видеть и сам купол, и главку на нем. В 2010-м уже отсутствовала главка, в 2015 купол уже отсутствовал полностью. Теперь над храмом не нарисованное, а настоящее небо. По-прежнему еще на нас глядят евангелисты, сохранившиеся на стенках барабана. Но скоро не будет и их.

Храмы выбирают нас

Храм находится совсем недалеко от Курбы, в селе Дегтеве. Основано оно было в начале XVIII века, когда князь Алексей Шайдок и его сын Иван развернули здесь добычу дегтя и угля. Этот старинный промысел и дал название селу. Вместе с усадьбой была построена и церковь, которая, естественно, была деревянной. В 1754 году деревянную церковь сломали и несколько раз перестраивали. Нынешний храм, посвященный Корсунской иконе Божьей Матери, был построен в 1819 году.

В чем же уникальность Корсунского храма? Его основной объем представляет собой двухсветную купольную ротонду, что в таком виде также редко встречается в сельской храмовой архитектуре. В Ярославской губернии таких храмов несколько, и дёгтевский — один из них.

Храмы выбирают нас

Купол, венчавший ротонду, был расписан по классицистской традиции — живописная имитация кессонированного свода с прорывом в небеса, где парят Спаситель с распростертыми руками и Святой Дух в виде голубя в сфере, окруженные Силами Небесными в клубящихся облаках.

Троицкий храм в селе Новом

Судьба Троицкого храма в селе Новом Некрасовского района иная, чем у двух предшествующих героев нашего рассказа. Закрывался он только на пятнадцать лет: с 1930–го по 1945-й. За это время его не успели разграбить, и по сей день в храме можно видеть фрески и подлинный иконостас.

Храмы выбирают нас

Построена Троицкая церковь была в 1776 году и с тех пор «радует глаз богатством и своеобразием барочного декора». Облик церкви удивительно гармоничен, она прекрасно смотрится как с дороги на подъезде к селу, так и от речки Бобровки.

Несмотря на то, что храм еще сохраняет свой первозданный облик, присутствующие утраты уже говорят о том, что и здесь все на грани исчезновения.

Храмы выбирают нас

Совершенно разрушилась ограда, страдает от намокания северная стена, что, конечно, сказывается на росписи, которая больше осыпается именно с этой стороны. Плохо себя чувствуют иконы с левой стороны иконостаса. Но фрески еще живы, на сводах и стенах бесстолпного летнего храма можно увидеть сцены евангельской истории «Страсти Христовы», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и др.

Храмы выбирают нас

А иконостас сохранил большую часть барочной резьбы, которая по-прежнему придает интерьеру храма праздничное настроение. Сохранились росписи и иконостас и в трапезной, где находится Благовещенский придел. Но фрески совсем почернели и также требуют срочной реставрации.

Разрушенным храмам – жить

Пристальное внимание к сельской глубинке позволяет увидеть настоящие жемчужины русского провинциального храмового искусства. Каждая церковь, каждая часовенка строились с любовью будущих прихожан, которые чувствовали в этих храмах необходимость. Они не все еще потеряны, но наступило такое время, что разрушаются они не потому, что их уничтожает власть или идеология. Разрушаются они от своей ветхости на фоне нашего небрежения и очень нуждаются в помощи.

Уже не первый год деятельностью по воссозданию разрушенных храмов в русской глубинке занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”», созданный в 2016 году. Рассказывает организатор фонда и его руководитель Ольга Шитова:

Храмы выбирают нас

Руководитель фонда "Белый Ирис" Ольга Шитова

«В 2014 году в “Фейсбуке” я увидела статью, в которой приводилась статистика сколько храмов было построено в России до революции. Иллюстрацией к этому тексту была фотография Казанского храма в селе Курба Ярославской области. Эта фотография меня зацепила, я впервые увидела храм такой необычной формы. Он как будто был похож на пирожное. Даже захотелось рассмотреть его поближе, обойти со всех сторон. Потрясающий храм.

А в 2015 году, вскоре после того, как мне вновь в “Фейсбуке” на глаза попался пост отца Димитрия Ильина про этот храм, собравший огромное количество лайков, перепостов и комментариев, была создана группа в “Фейсбуке”, посвященная Казанскому храму. И уже появилось понимание того, что храм нужно спасать и как это делать. Стали собирать информацию о храме, связались с местной администрацией. А уж когда появились желающие помочь материально, было принято решение создать фонд».

Первым храмом, которым занялся вновь созданный фонд, и был храм в селе Курба. В первые поездки познакомились с местной администрацией, с батюшкой, местными жителями. Проводились первые субботники. Тогда же стало понятно и отношение местных жителей: хотят ли они участвовать в возрождении храма, или они хотят, чтобы кто-то пришел, дал им денег и храм восстановили.

Храмы выбирают нас

Архитекторы-добровольцы оценивают состояние свода храма

Со временем в область интересов фонда попали еще несколько храмов. Это удивительный по своей красоте храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино Тульской области, над куполом которого парит ангел. Это храм в селе Новое Ярославской области, в котором сохранился уникальный барочный иконостас, и еще несколько храмов в разных областях нашей родины. Как говорит Ольга Шитова, «не мы выбираем храм, храмы выбирают нас». Фонд собирает средства на восстановление, привлекает специалистов — архитекторов, строителей, художников. Организуются регулярные поездки добровольцев.

Храмы выбирают нас

Готовится к запуску квадрокоптер, чтобы рассмотреть храм сверху

«Там, где Фонд включается в работу по восстановлению сельского храма, мы видим положительные перемены и в людях, и в преображении самого села, и в изменении окружающего пространства. На село начинают обращать внимание власти, местные и региональные, увеличивается количество приезжающих туристов. Местные жители тоже начинают задумываться, о чем-то мечтать, у них появляется надежда, что жизнь как-то изменится, что она может наладиться, что, может быть, когда-то они увидят свой восстановленный храм».

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

В редакцию журнала «Фома» приходит много вопросов от читателей, которые пишут: «Я вроде в Бога верю, но в храм не хожу. С чего начать, как подступиться — не знаю». Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе рассказал, с чего начать путь к воцерковлению.

Первое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Выберите храм, в который будете ходить. Воцерковление — это период, во время которого человек становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Но делать это желательно в одном храме.

Прихожанин — это человек, который ходит в конкретный храм и является членом его общины, прихода. Я советую идти в ближайший к вашему дому. Конечно, рядом с вами может оказаться несколько храмов, так что на первых порах попробуйте походить по разным, выбрать, где вам лучше видно и слышно, где более доступные священники, где вам самому больше нравится.

Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником, то есть тем, у кого вы постоянно исповедуетесь, кто вас знает. Но это вопрос времени, не первого шага.

Второе:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Сходите на службу. Встаньте сзади — так, чтобы было видно и слышно, но никому не мешая. Не смущайтесь, что пока не все понимаете: невозможно узнать, что и как происходит в церкви, не посещая ее.

Представьте, что вы решили стать хоккейным болельщиком. Вы можете прочитать правила игры, но в первую очередь вам скажут: пойдем на матч. И там, в процессе игры, вы поймете правила и у вас появятся дополнительные вопросы.

Третье:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Изучите основы своей веры. Точное и краткое изложение ее содержится в Символе веры, но стоит открыть и учебник Закона Божьего.

Что читать из церковной литературы, зависит от человека — его образования, запросов и уровня знаний о Боге и жизни Церкви. Одним лучше начинать с книг митрополита Сурожского Антония, другие могут сразу приступать к Иоанну Лествичнику. Универсальный совет здесь дать сложно — лучше установить контакт со священником и просить его вас направлять.

Кстати, сегодня почти при каждом храме проводятся специальные беседы для крестных и готовящихся принять крещение. Во многих есть курсы катехизации или воскресные школы для детей и взрослых. Сходите и вы на эти курсы или беседы, послушайте, вникните — это большое подспорье для воцерковляющегося человека.

Четвертое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Прочитайте Евангелие и начните молиться. Без чтения Евангелия христианин не может называться христианином. Мы все живем в информационно-насыщенном мире и знаем про смерть и воскресение Иисуса Христа, но необходимо прочитать первоисточник. Евангелие от Марка, например — это всего около тридцати страниц, его можно прочитать за пару вечеров. Потом — Евангелие от Луки, более подробное повествование о событиях жизни Христа. И наконец, остальные Евангелия — от Матфея и Иоанна.

Пятое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Начните молиться с малого — с чтения «Отче наш» утром и вечером. Только не торопясь, вдумчиво, посмотрев толкование значения молитвы, отдельных ее слов и поразмыслив над ними. В сложных жизненных ситуациях в течение дня можно молиться коротко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани». Это те базовые молитвы, которые человек обычно помнит наизусть с детства. Начиная свое обращение к Богу с них, мы приучаем себя к молитвенному правилу.

Потом можно увеличивать время молитвы — по три раза осмысленно читать «Отче наш» утром и вечером. Можно приобрести православный молитвослов для мирянина, где утреннее и вечернее правило дается в сокращении. Обычно я рекомендую его детям и подросткам. А можно подойти к батюшке с обычным молитвословом и попросить его отметить галочками те молитвы, которые, на его взгляд, вам будет посильно читать на первых порах.

Помните: молитва не обязанность, а возношение ума и сердца к Богу, прямое, личное обращение к Нему. Поэтому так важно читать молитву медленно, осмысленно, правильно ставя ударения, сопереживая каждому слову. Если вам непонятен церковнославянский язык, можно найти молитвослов с параллельным переводом на русский, чтобы быстрее привыкнуть и потом уже читать на церковнославянском.

Шестое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Исповедуйтесь и причащайтесь. Участие в этих таинствах отличает человека воцерковленного от «абстрактного верующего». Перед первой исповедью лучше побеседовать со священником — он посоветует, как к ней подготовиться.

Общение с батюшкой вообще сильно облегчает вхождение в Церковь: находясь под началом священника, вы будете иметь наставника в его лице. Если у вас нет знакомого священника, обратитесь к тому, к кому вы испытываете доверие и расположение.

Подойти к батюшке и попросить поговорить можно после службы, когда он выйдет из алтаря. Конечно, вполне вероятно, что сделать это сразу не получится, он может спешить. В таком случае попросите назначить вам удобное время, например, какой-то вечер. Не бойтесь задавать священнику любые волнующие вас вопросы. Можно попросить его номер телефона или почту на случай, если понадобится срочный совет. Но важно знать меру: не забывайте, что священник тоже человек, который может уставать и не быть на связи круглосуточно.

При встрече посоветуйтесь, что вам делать дальше, как начать свой путь в Церкви. И тогда, скорее всего, батюшка предложит вам прийти на исповедь и объяснит, как подготовиться к причастию.

Но не путайте: исповедь — это не общение со священником. На исповеди мы просим прощения у Бога, а священник может лишь дать вам совет, развеять сомнения или поддержать. Но доверие после исповеди может укрепиться, а может и рассеяться. Если вы увидите, что священник хочет вами руководить, если он начинает давать вам конкретные советы — насторожитесь, не спешите безоговорочно им следовать. Священник должен помочь вам разобраться, что правильно, а что неправильно, чтобы вы на основании этого приняли самостоятельное решение, как поступить.

Седьмое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Постарайтесь приучить себя к регулярному посещению служб и молитве, но без фанатизма. Богослужения и молитвы — это большой духовный труд, требующий немалых усилий и работы над собой.

Когда люди приходят в Церковь, у них могут быть два мотива: внешний и внутренний. Если вас привели в храм за руку — это внешний мотив. Он может стать толчком к вашему воцерковлению, но сработает только тогда, когда включится мотив внутренний — ваша личная тяга к Богу. И этот мотив — единственный по-настоящему надежный, ибо без него молитвенное правило вам будет в тягость и вы не захотите остаться в Церкви.

Восьмое:

Внимательно следите за тем, чтобы не было перегибов, которые в начале вашего воцерковления могут навредить вам и вашим близким. Этот период обычно называют неофитством. Я бы сравнил его с влюбленностью — со всеми вытекающими, как положительными, так и потенциально опасными последствиями.

С одной стороны, с вхождением в церковную жизнь вы будете испытывать неподдельную радость и желание служить Богу. В период неофитства человеку под силу то, что в обычном состоянии сделать трудно: например, прочитать сразу все Евангелие или строго выдержать весь Великий пост.

А с другой стороны, в это время человек пытается вписать свое новое чувство — свою веру — в обыденную жизнь, но, будучи очарованным вдруг открывшимся вам миром, можно легко не заметить, как вы делаете что-то не так и причиняете боль вашим близким. В это время обычно и происходит разлад: такая ревностная тяга кардинально изменить жизнь, отказаться от всего мирского и посвятить себя Богу иногда приводит к разного рода перекосам. Поэтому, как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких.

Девятое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

будьте готовы к тому, что ваша жизнь поменяется. Идти к Богу — значит отказываться от тех привычных вещей, в которых вы, возможно, не видели ничего страшного. Речь не о том, чтобы фанатично сменить белое на черное и уйти жить в пустыню. Эти изменения должны происходить естественно: дело не в привычке ходить по воскресеньям в храм, а в смене образа жизни. А как меняться — это вам будет подсказывать сама Церковь, и главное — ваше сердце. Степень изменений обыденной жизни будет зависеть лишь от того, насколько вы будете готовы посвятить свою жизнь Богу.

Постепенно вы привыкнете молиться и поститься, станете частью общины храма, в который ходите. В вашем доме появятся иконы, может измениться и ваш внешний вид — вы начнете одеваться, как это принято в среде верующих. Но по сути, это вещи второстепенные, не воспринимайте церковную жизнь как набор внешних правил: длина вашей бороды или юбки еще не показатель вашей воцерковленности.

Десятое:

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Не поддавайтесь приступам уныния. Приобщаясь к новому образу жизни, вы постепенно будете понимать, что некоторые безобидные на первый взгляд вещи вели вас не туда. Но когда к людям приходит осознание их греховности — вредных привычек, раздражительности, лени — у многих опускаются руки. Они начинают считать себя безнадежными грешниками, и появляется страх, что священники их будут ругать, а в Церкви не примут.

На самом деле происходит обратный, положительный процесс: у вас открываются глаза — вы начинаете видеть путь, которым надо идти. Так не поддавайтесь сомнениям и идите. Помните, что Церковь — это собрание кающихся грешников; место, где вы начинаете видеть болезни, но не как отчаявшийся человек, а как диагност, который знает, как эту болезнь лечить.

Как происходит это лечение? В Церкви такая практика называется покаянием. Покаяние — это избавление от того, что нас искажает и не дает свершиться соединению с Богом. Оно меняет наш ум и мировосприятие. Конечно, человеческое естество инертно и будет противиться переменам. Но вы должны помнить, что Церковь — это место, где перемены случаются в лучшую сторону.

Как выбрать свою идеальную церковь и не ошибиться.

Иисус оставил одну Церковь. А сегодня в мире насчитываются более 40000 только христианских деноминаций. Боюсь предположить сколько же тогда церквей.

И хорошо, что их так много. Есть возможность выбрать свою, идеальную. Она должна идеально подходить вам, но идеальной она, конечно, не будет. Это надо прямо «зарубить себе на носу».

Не забывайте, что в церкви находятся люди в состоянии преобразования себя. И у каждый в своей стадии трансформации. Как неразумно упрекать больного за кашель, так и расстраиваться из-за несовершенства хоть и раскаявшегося, но грешника, тоже не стоит.

Итак, на что при выборе церкви обращаем внимание в первую очередь:

В основании учения церкви должно быть Евангелие Иисуса Христа. Человек должен получить ответы о том как получить прощение грехов и примириться с Богом, как получить спасение и быть уверенным в нем. В центре учения должен быть Иисус, сын Бога, Тот, Кто жил на земле, умер за наши грехи и воскрес. В вашей церкви говорят об этом? Если да, то первый пункт теста пройден успешно.

Глубокое изучение Библии в хорошей церкви всегда сочетается с простотой в общении. Если учение это источник жизни церкви, то общение это выражение этой жизни, это « окружающая среда» церкви.

Чем сильней молитвенная жизнь в церкви, тем она прочней. Ваша церковь достаточно внимания уделяет молитве?

УСЛОВИЯ ДЛЯ РОСТА И СЛУЖЕНИЯ.

Церковь должна стать не только местом спасения, но и местом непрерывного духовного роста. Хорошая церковь заботится не о своей численности, а том, как изменяются ее члены.

И еще: человек приходит в церковь, чтобы восполнить свою духовную и душевную нужду, а остается ради призвания. Поэтому очень важно найти свое служение, чтобы реализовать призвание.

При выборе церкви обратите внимание на эти ключевые пункты. А дальше надо посмотреть на себя. Поскольку каждая церковь имеет свою форму служения, то необходимо понять, какая грань служения церкви подходит именно вам, что поможет именно вам больше понять Бога и раскрыться перед Ним, что может быть неприемлемо и что необходимо.

У каждого из нас есть разные религиозные потребности. Но есть одна, главенствующая. Если ее не удовлетворить, то духовная жизнь будет парализована. Для меня, например необходимо серьезное и глубокое изучение Библии. Я люблю не просто проповедь, но хорошо подготовленную проповедь. Если в воскресенье я услышу наспех приготовленную «мешанину», то это будет большим разочарованием для меня.

Поэтому тем, кто Бога больше воспринимает рационально, чем эмоционально или мистически, то выбирайте церковь с хорошими учителями и проповедниками.

Теперь о тех, кто любит сладостное общение с Богом в молитве, различные сверхъестественные переживания и ощущает присутствие Бога. Таким людям хорошая проповедь, музыка, хорошая организация служения, все это уходит на второй план. Для них мало молитвы — мало Бога. Церковь им нужна с сильной молитвенной жизнью.

Для многих людей главным в церкви является общение. Есть такие церкви, где теплые дружеские отношения между прихожанами создают особую атмосферу любви. Здесь умеют вместе разделять горе и радость, знают про жертвенность и гостеприимство. И все же при выборе церкви не стоит делать акцент на общение. Духовный фундамент важнее.

Итак, есть разные церкви с разными формами служения. Выбирайте ту, где вам легче будет познавать Бога в силу ваших религиозных потребностей. Но помните, что Церковь одна.

Иисус придет за Своим народом и этот народ должен быть готов к Его приходу. Пусть ваша церковь поможет вам подготовиться к этой главной встрече.

Как выбрать храм для Крещения?

Здесь надо запомнить ключевой момент — редко где крестят непосредственно в самом храме. И поэтому выбирая красивый храм, надо учитывать и то, что обычно при церквях есть крестильные комнаты. А часто они достаточно небольшие. Перед крещением будет возможность сделать несколько постановочных кадров в самом храме. Но все основные действия будут происходить в крещальной комнате. Поэтому не всегда большой и красивый храм означает такую же крестильню. ⠀

Ещё один момент крестильных комнат — количество гостей. Если их планируется много, лучше выбрать храм без такой комнатки. Иначе есть риск там просто не поместиться. Поэтому если вы хотите пригласить на Крещение родственников и друзей, надо определиться — ехать долго, но зато крестят в самом храме, или гостей поменьше и крестильная комната в одном из храмов в шаговой доступности. ⠀

Второй момент — не в каждой крестильной комнате есть расписанные стены. То есть там могут быть просто выкрашенные однотонные стены, несколько икон и купель посередине. Но зато храм может быть очень красивым! И тут надо расставить приоритеты — красивые постановочные фотографии в самом храме, но так себе крещальня, или красивые кадры с таинства и возможно обычные из самого храма. Конечно же, некрасивых храмов не бывает! Каждый уникален и по-своему очень красив. Есть храмы, где все стены расписаны, а есть, где просто однотонные стены, иконы висят, но зато центральный иконостас очень красивый.⠀

Третье — вам шашечки или ехать 😊 То есть важен сам момент Крещения не важно в каком храме, или возможность запечатлеть это крещение красиво? Если вы прикипели душой к простенькому храму, может и не стоит ехать крестить ребенка в роскошный собор. ⠀

Четвертое — время крещения. Есть храмы, в которых хотят креститься если не все, то многие. И крещения там в выходные идут конвейером. Потому что в будни все на работе, а в выходные могут прийти в храм. И тут есть такой момент. Все мы люди и все не идеальные. Кто-то по каким-то причинам (даже очень серьезным) опаздывает на свое крещение, из-за этого следующее начинается невовремя. И когда первые выходят, вторые уже стоят и нервничают, потому что приехали пораньше, ребенок уже устал/жарко/холодно — нужное подчеркнуть. Поэтому тут надо выбирать или будний день, когда такого ажиотажа не будет, или другой храм. ⠀

И пятое. Если вы являетесь прихожанином какого-либо храма, то, конечно выбирайте свой, родной♥️ ⠀

Как выбрать храм для крещения ребенка

Крещение соединяет человека с Богом, рождает для наследования Вечности, дарует Ангела Хранителя. Какой родитель не захочет такой милости Божьей для своего малыша. У воцерковленных родителей не возникает вопрос выбора места крещения. Храм, в котором семья постоянно молится, знакомый священник. Сегодня в России восстановили сотни старинных церквей, построили новые, и где окрестить карапуза неопытным христианам.

Одни родители выбирают церковь по рекомендации крестных . Те располагают своим духовником и готовы крестника водить к нему. Иные по личным ощущениям идут в храм, где чувствуют себя умиротворенно и спокойно. Третьи делают акцент на священника. Только после разговора с ним понимают, хотят или нет чтобы именно этот батюшка окрестил кроху.

На что обязательно обратить внимание

  1. Как осуществляется крещение – полным погружением, что предпочтительнее, или обливанием.
  2. Наличие отдельного помещения с баптистерием, при крещении полным погружение ребенка старше 3 лет.
  3. Воду для крещения нагревают, но тепло ли в церковном здании, где проводится Таинство, особенно в осенне-зимний период.
  4. Установлен ли пеленальный столик или устроено место для комфортного раздевания и одевания малыша.
  5. Как далеко храм располагается от дома, переезд на длинное расстояние способен утомить крошку, тот закапризничает во время Крещения.
  6. Смогут ли родители и духовные восприемники посещать огласительные беседы о православной вере, если без них в храме не происходят крещения.

Что спросить у церковнослужителей

  • смогут ли ребенка окрестить в день и время, что выбрали родители;
  • разрешена ли фото и видео съемка Таинства;
  • сколько человек разрешат присутствовать на крещении.

Весомым аргументом при подборе храма является сумма пожертвования. В одних местах – это фиксировано, в иных крестные решают самостоятельно сколько пожертвуют на церковные нужды. Крестик и «Свидетельство о Крещении» обычно входят в сумму, а вот свечи, именную иконку небесного Покровителя ребенка или другую в подарок крестные приобретают отдельно.

После Таинства проводится воцерковление, поэтому при домашнем крещении ребенка все равно придется привозить в церковь. Мальчика вносить в алтарь и прикладывать к иконе Спасителя на Царских Вратах храма, девочку прикладывать к иконе Пресвятой Богородицы.

В какой храм ходить?

Здравствуйте, батюшка! Мои вопросы, наверное, будут глупыми, но просто я только полгода как начала воцерковляться, поэтому иногда "спотыкаюсь" там, где никаких проблем и нет.
1. Подскажите, пожалуйста, как правильно здороваться со священником, когда подходишь на исповедь? Раньше я просто сразу начинала "батюшка, согрешила тем-то и тем-то", сейчас прихожу с листочком (память девичья) и молча отдаю его батюшке. Но по-моему, и то, и другое как-то невежливо. А как правильно?

2.Второй вопрос для меня вообще представляет неразрешимую трудность.
Постараюсь рассказать вкратце.
Дело в том, что храм, в который я хожу, находится довольно далеко от моего дома. Полтора часа ехать. Оказалась я там "случайно" - возвращаясь из института, проходила мимо, решила зайти по принципу "вдруг поможет", потому что тогда у меня были большие трудности в жизни, зашла - и у меня, человека абсолютно нецерковного, произошёл внутри переворот какой-то и возникло непередаваемое ощущение, что я вернулась домой. Потом там же была моя первая исповедь, а через полтора года, когда я наконец всерьёз стала воцерковляться - первый Великий пост, первое Причастие.
Но родители мне говорят, что неправильно так привязываться к одному храму, что "ты ходишь в храм, а не к Богу" и т.д. Я подумала, что они правы, и стала ходить в храм в 5 минутах ходьбы от дома, хороший храм и у меня там даже много знакомых, но. "что-то не то" (может быть ещё и потому, что приходилось всю литургию передавать свечки). Потом ходила ещё в другой храм недалеко от дома, и в третий - то же самое.
Я честно пыталась привыкнуть, но когда снова пришла в тот храм, куда ходила вначале, то первая мысль, которая пришла мне в голову после службы - "в гостях хорошо, а дома лучше". Теперь по воскресеньям и праздникам я езжу на другой конец Москвы, и тот храм, без преувеличения, стал моим вторым домом. Хотя, конечно, на Пасху и Рождество я там бывать не смогу - метро ведь работает не круглосуточно. Родители по-прежнему считают, что всё это неправильно. Но я правда ничего не могу с собой поделать. С одной стороны, понимаю, что родители правы. А с другой - в глубине души я уверена, что не случайно всё это вышло, что в этом был Промысел Божий. В общем, совсем я запуталась и поэтому решила спросить совета здесь, на форуме.
Простите, батюшка, что так длинно получилось. Помогите, пожалуйста, как мне правильно поступить?

Читайте также: