Как сделать курай из пластиковой трубы

Обновлено: 07.07.2024

Как сделать курай из пластиковой трубы

1. Первый этап (самый долгий по времени :) ) - это мысленные прикидки. Если нам нужно получить конически сужающуюся ПВХ трубу примерно от 20 до 16 мм, то исходя из имеющегося ассортимента электромонтажных трубок, теоретически можно это получить либо путём частичного растяжения трубки 16 мм, либо путём частичного сужения трубки 20 мм - третьего не дано. Очевидно, что и то, и другое можно выполнить, надев трубку на некую коническую форму. В случае растяжения - для этого надо было бы нагреть полностью как всю форму, так и всю трубку до температуры размягчения ПВХ, после чего быстро, но аккуратно натянуть трубку на форму, и остудить. После чего, как подсказывает шестое чувство вместе с некоторым небольшим опытом (как своим, так и чужим) работы с этими трубками, трубку с формы хрен сорвёшь. Разве что домкратом, и то в виде мелких кусочков.
Значит, выбора нет - надо сужать 20-миллиметровую трубку. То, что сужать в принципе можно - я уже знал, как из сайта Ван ден Дула, где он предлагает делать сужения "узлов" на персидском нэе из ПВХ путём перетягивания ниткой в горячем состоянии, так и из своего состыковки концов трубки одного диаметра, когда я насаживал нагретый в кипящей воде конец на ненагретый - но ненагретый успевал несколько нагреться от горячего, и под нажимом насаживаемой трубки сужался, и оставался таким после остывания. Поэтому я решил, что обжать трубку в горячем виде на форме можно будет посредством либо наматывания нитки же, либо какой-нибудь ленты, выдерживающей требуемую температуру. Либо вообще тупо быстро обжать руками в перчатках.

2. Второй этап - изготовление формы. Форму в принципе можно было бы сделать либо из металла (сталь, алюминий, латунь, медь, нержавейка - в общем, существует ряд вариантов), либо из дерева (опять же, есть разные варианты насчёт пород дерева, хотя это не столь важно - главное, чтобы стержень получился прямой, прочный, устойчивый к нагреву в пределах этак +140 градусов, и чтобы он был вдоль волокон). Выбрал дерево. Потому что его можно обрабатывать в домашних условиях, и древесная стружка и пыль - это не очень страшно, в отличие от металлической.

Собственно, вчера по дороге с работы захожу в OBI, и иду выбирать деревянные стержни. Вначале вижу полки, на которых стоят двухметровые сосновые стержни всевозможных диаметров - но они, увы, склеены их каких-то коротких обрезков, и вдобавок чудовищно кривы. Рядом стоят берёзовые стержни длиной 1 метр, достаточно прямые - но их диаметр то ли 24, то ли 25 мм. А мне надо, по прикидкам, чтобы максимальный диаметр был около 18 мм, а минимальный 13-14 мм. Это ж опупеть можно столько строгать. Смотрим дальше. Через несколько рядов - опять полки с деревянными цилиндрическими стержнями. Но на этот раз здесь есть двухметровая цельная и вполне прямая сосна разных диаметров, а также однометровые берёза и бук. Беру один двухметровый сосновый стержень и один метровый буковый (так, на всякий случай), оба по 20 мм диаметром и около 100+-10 рублей по цене. (Соседняя ступень имеет диаметр 16 мм, что для наших целей уже маловато, очевидно). Для обработки изделия (не ножом же строгать) беру загадочный инструмент в виде тёрки с ручкой (лучше было бы использовать, пожалуй, обычный рубанок - тёрка хоть и довольно удобна для работы "на коленке" и в тому подобных позах, но строгает больно уж медленно - в особенности цилиндрическую палку - ибо она создана вообще-то для более плоской поверхоности) и наждачную бумагу по дереву - самую грубую, а также потоньше.

Дома двухметровый сосновый стержень был распилен на две половины по метру длиной, и была использована одна из них. Кроме "тёрки" и наждачки я попробовал применить для обработки заготовки также бормашину - но это не оказалось удобно для обработки такого протяжённого предмета по всей площади.
В общем, с вечера до глубокой ночи, а потом ещё часик-полтора сегодня утром, продолжалась обработка стержня, пока он не принял форму, отдалённо напоминающую усечённый конус, или нечто вроде уменьшенной копии кия, и пока на него не стала надеваться полностью, и без натяга, ПВХ трубка длиной около 750 мм. Как выяснилось позже, надо было бы либо обработать ещё посильнее - чтобы после надевания трубки тонкий конец деревяшки торчал ещё сантиметров на 15, и/или использовать немножко более короткий отрезок трубы. Ничего катастрофичного и так не произошло - но просто было бы удобнее.

3. Собственно, обработка трубки. Трубка была без натяга надета на форму, при этом тонкий конец формы торчал примерно на 2 см. Начиная с будущего толстого конца, трубка вместе с вставленной формой нагревалась над газовой плитой, после чего я пытался руками, естественно, в рабочих перчатках, обжать трубку. Однако оказалось, что трубка, хотя и размягчилась, обжиматься и уменьшать диаметр просто так не хочет, а только мнётся, а потом расправляется. Но тут стало понятно, что надо делать: надо трубку одновременно растягивать вдоль оси. Вот тут-то её диаметр уменьшается, и она садится на форму. Тут же быстро обдуваю растянутый участок, не отпуская натяжения, чтобы охладить его и тем зафиксировать форму - и можно переходить к следующему участку. Вот так, шагами по 5-8 см, можно в принципе обжать всю трубку. Прежде чем успел переодеть перчатки тыльными сторонами, успел немножко извазюкать внешнюю поверхность трубки расплавленной синей резиной, из которой на перчатках сделаны "точечки". Однако при этом, естественно, длина трубки увеличилась примерно на 10 см, и если вначале тонкий конец формы торчал на 2 см, то после завершения процедуры наоборот с тонкого конца формы свисало около 8 см лишней трубки, естественно, деформированной.
Примерно 10 см на самом тонком конце, похоже, всё же оказались слегка за гранью сравнительно спокойной сдвиговой деформации материала, и там образовалась небольшая складка - впрочем, может быть дело было просто в недостаточной аккуратности. Во всяком случае, при таком размере эта складка ещё не фатальна, и до будущего первого отверстия достать не должна.

3а. А теперь - та самая стадия, которую я с самого начала считал самой сложной и ставящей под сомнение всю эту технологию в целом. Это снятие готовой "условно конической", уже холодной трубки, с деревянной формы. Хорошо, что я не стал пытаться изначально натянуть толстый конец трубки на форму с силой. Обнаружилось, что некоторая подвижность толстого конца относительно формы есть, она как-то поворачивается на пару-тройку градусов, и при этом даже где-то что-то поскрипывает. Однако держать руками трубу, а в особенности толстый конец самой формы, весьма неудобно, и приложить сколько-нибудь приличные усилия просто не получается.
Решаю срезать ножом деформированный лишний конец трубы плюс ещё пару сантиметров - так, чтобы освободить эту самую пару сантиметров формы с тонкого конца. Тонкая ПВХ трубка легко надрезается ножом по кругу, после чего аккуратно отламывается по надрезу. Теперь можно нажать чем-нибудь на тонкий конец формы. Упираюсь этим самым концом в пол, и двумя руками пробую осадить трубку до пола. Успешно - однако трубка ещё не освободилась. Тогда ставлю на пол болт головкой вниз, упираюсь формой в болт - и аналогично сдвигаю трубку ещё на 25 мм. Однако более длинных болтов под рукой не валяется. Поптка использовать менее подходящий предмет (а кокретно - корпус старой авторучки) для этой цели приводит к тому, что предмет выворачивается и делает в нижнем конце трубки продольную трещину длиной около 20 мм. Однако жертвовать нижним концом трубки в данном случае жалко, ведь именно ради тонкого конца всё и затевалось - так что нижний конец просто заделываю на клею накрученной по окружности полоской пластика из бутылки. Собственно, настоящие кураи, равно как и персидскиие нэи, тоже обычно имеют специальные усиления на нижнем конце против растрескивания (равно как и какое-то подобие мундштука на верхнем) :)
Дальше в качестве средства выталкивания формы подошла "ножка" классического малого газового ключа плюс здоровенный гаечный ключ, работавший вместо молотка. Соотношение масс ключей, формы и трубки, конечно, далеко не самое выгодное - но после ряда аккуратных ударов форма была продвинута сантиметров на 12, после чего трубка, наконец, освободилась. На торце формы, конечно, появились небольшие вмятинки и расплющивание - но обошлось без серьёзных повреждений типа продольных трещин. Тем не менее, лучше в будущем так не делать, а обработать форму поглубже, с тем, чтобы трубка изначально налезала подальше, плюс использовать более короткие куски трубки, которые можно будет относительно спокойно столкнуть с формы, просто уперев её во что-нибудь мягкое - напр. в пол через тряпки.

3б. Настройка основного тона и прокручивание игровых отверстий. Итак, получилась трубка длиной 77 см (это не считая тех лишних 9-10 см, которые были отрезаны и выкинуты - и это из 75 см изначально отрезка трубы). Насадил "мундштук", проверил по тюнеру. Оказалось что-то между соль и ля-бемоль. В то время как я собирался сделать курай с основным тоном ля - как самый "стандартный" вариант (большинство моих предыдущих простых цилиндрических дудочек - в си-бемоле. ). Укоротил трубку с толстого конца, пока не получил ноту ля. Сравнил с цилиндрической си-бемольной дудочкой - и оказалось, что коническая трубка под ля всего примерно на 1 см длиннее, чем цилиндрическая на си-бемоль. Исходя из этого прикинул, где должны быть отверстия. Решил сделать все отверстия примерно на 5 мм ниже, чем на си-бемольной цилиндрической (если считать от верхнего конца), при этом сделав их немножко поменьше по площади. В общем-то, можно считать, что попал в цель, с приемлемой точностью (во всяком случае, на слух вроде звучит нормально).

В итоге, конечно, форма трубки получилась не идеально конической, отчасти из-за неточности в обработке формы, отчасти из-за недостаточной аккуратности натягивания на форму. Однако главное всё же уже есть: верхняя часть - мундштук и прилежащие 25 см имеют сравнительно большой диаметр, более удобный для игры (18/20 мм изнутри/снаружи), и дающий более сильные низкие звуки, чем при использовании цилиндрической 16 мм трубки, меньший диаметр в зоне игровых отверстий, и ещё меньший на конце - что даёт более лёгкую игру высоких звуков при не слишком сильной их пронзительности (по сравнению с цилиндрической трубкой 20 мм по всей длине). Иными словами, практически сочетание достоинств цилиндрических дудок диаметром 16 и 20 мм, и избегание их недостатков.
Однако есть у конической трубки некоторые особенности, к которым надо будет привыкнуть, после цилиндрических. В первую очередь - это то, что нижний регистр звучит гораздо легче, в смысле, что не надо особо напрягаться давать струю воздуха с низким давлением и большой толщины, чтобы он зазвучал. А значит, гораздо легче нечаянно сорваться в этот самый нижний регистр, играя во втором. Ну, это просто продолжение лёгкости и лучшего звука низких нот. Во-вторых, у низких нот прослуживается некий жужжащий или зудящий призвук. Вообще говоря, такой призвук я уже слышал на своих цилиндрических си-бемольных дудках из 20 мм трубки (а на 16 мм дудках его нет). Не знаю, может быть, это жужжание - не баг, а фича? :)

Как сделать курай

Курай - это не только крайне полезное лекарственное растение, оно также может издавать удивительной красоты музыку. Это растение имеет полый стебель, когда его прогрызают черви, отверстия под воздействием ветра начинают звучать. Легенда гласит, что один юноша, услышав эти чудесные звуки, пошел им навстречу и увидел издающие их растения. Он приложил одно у губам и заиграл, с тех пор курай используют в качестве музыкального инструмента.

Как сделать курай

Статьи по теме:

  • Как сделать курай
  • Как научиться играть на курае
  • Национальные музыкальные инструменты татар
  • Что такое курай

Инструкция

В музеях встречаются кураи, изготовленные из различных металлов. Стоит отметить, что истинные знатоки не одобряют образцы из железа, алюминия, меди, они даже утверждают, что подобные инструменты могут быть вредны для здоровья человека. Хотя в древние времена зачастую изготавливались кураи из драгоценных металлов, это считалось престижным. Современные башкирские музыканты используют в своем арсенале кураи из дерева, но настоящие ценители по-прежнему считают растительный инструмент вне всякой конкуренции.

Следует учитывать и тот факт, что искусство игры на курае требует умения играть так называемым грудным голосом. Легкий свист - это только для новичка, профессионал же должен исполнять мелодию очень нежно и проникновенно, но в то же время звучно, музыка должна производить мощное воздействие на слушателей. Если вы слушаете звуки курая на природе, среди гор, то обязательно ощутите, насколько гармонично этот инструмент сливается с окружающей природой, он будто бы становится ее неотъемлемой частью.

Что такое курай

Курай – музыкальный духовой инструмент, распространенный в культуре народов Башкирии и Татарстана. В этих российских республиках существуют несколько его разновидностей, в зависимости от конструкционных особенностей, а также материала изготовления инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля-Закса (принята в музыкальном мире и разработана в начале XX века), курай относится к аэрофонам и подгруппе флейтовых.

Что такое курай

Статьи по теме:

  • Что такое курай
  • Как сделать курай
  • Как научиться играть на курае

Инструкция

Правило флейтового построения курая не является строго обязательным, так как в Башкирии распространена и другая его разновидность – язычковый музыкальный инструмент с бьющимся подвижным «язычком». Приняты два типа длины курая – 120-180 миллиметров и 450-1000 миллиметров, в зависимости от которых инструмент приобретает те или иные динамические возможности, а также издает различное звучание и имеет различный тембр. В Башкирии и Татарстане также принято изготавливать их из срезанных и предварительно высушенных стеблей уральского реброплодника. Но сейчас эта норма уже не соблюдается так строго, так как допускается применение строганного шпона или даже металла.

Курай в культуре двух народностей является неотъемлемым атрибутом не только сольного исполнения, но и выступления музыканта в составе ансамбля или этнического оркестра. Кстати, жители традиционных татарских деревень также называют этот музыкальный инструмент сыбызгой – термином, под которым объединяются практически все духовые.

Диаметр флейты-курая обычно составляет порядка 20 миллиметров, в нем 5 отверстий с шириной в 5-15 миллиметров. Причем 4 из них располагаются на лицевой стороне музыкального инструмента, а 1 – на его тыльной стороне. В зависимости от расположения отверстий различаются следующие вариации традиционного курая:
- «копшэ курай», который представляет собой открытую продольную флейту только с двумя отверстиями;
- «агач курай» (дословно «деревянный курай») свисткового типа, изготавливающийся из веточек орешника, калины или клена, с длиной в 250-300 миллиметров и возможным числом отверстий в 4-6 штук;
- медный курай, устроенный по типу щелевой свистковой флейты, из латуни, с длиной в 260-265 миллиметров и 7 отверстиями;
- «казан курай» (или «казанский курай»), сконструированный по принципу свистковой флейты продольного типа. Обыкновенно он очень длинный – 580-800 миллиметров, а также с вариаций отверстий – от 2 до 7;
- «ногайский курай» с длиной в 690-775 миллиметров и 2 отверстиями, который считается женским музыкальным инструментом;
- простой курай из соломки, относящийся к подгруппе язычковых и изготавливаемый из соломы злаков. Его традиционная длина – 120-180 миллиметров.

С 1998 года в Башкирии функционирует Союз кураистов Республики, который прекращал свою деятельность на 4 года с 2003 по 2007-ой, но затем возобновил ее вновь. Специалисты данной этнической организации борются за сохранение духовного и культурного наследия народов Поволжья.

Как научиться играть на курае

Курай - это духовой музыкальный инструмент башкир и татар. Существует несколько его разновидностей: кыйык-курай, сур-курай, сыбызгы. Изготавливают его из стебля зонтичного растения реброплодника, которое в народе называют кураем. Именно благодаря ему этот инструмент и получил свое название.

Как научиться играть на курае

Статьи по теме:

  • Как научиться играть на курае
  • Как сделать курай
  • Как научиться капуэро

Вам понадобится

  • - курай;
  • - зеркало.

Инструкция

Прежде чем приступать к обучению игре на курае, потренируйтесь на любой трубке небольшого диаметра. Поставьте ее между передними зубами, при этом губа закрывает инструмент, а нижняя немного приоткрыта. Кончик языка упирается на край.

Далее попробуйте подуть. Учтите, что язык не должен отрываться от края. Дуйте со звуком тщщщ. Губы не закрывайте, они должны быть приоткрыты в улыбке, однако одна сторона должна быть прижата к инструменту.

Когда вы будете дуть, может закружиться голова, так как выдох должен быть очень напряженным. Сделайте небольшой перерыв и головокружение пройдет.

Потренируйте дыхание. Берите его ртом, при этом старайтесь не поднимать плечи. Дуйте сильно, но в то же самое время спокойно. Для игры на курае требуется большой запас воздуха в грудной клетке. Вдох следует делать как можно глубже, а выдох - значительно напряженнее фазы вдоха. Глубина вдоха зависит от длины звука, это придет с опытом.

Чтобы все получилось правильно, тренируйтесь у зеркала. Старайтесь, чтобы ваше лицо не было напряжено. Ваше лицо не должно напоминать искореженную маску.

Высоту звука извлекают путем зажатия отверстий большим, указательным и безымянным пальцами. Пальцы не напрягайте. Отверстия закрывайте плотно.

Самое трудное - научиться игре грудным голосом. Найдите опытного исполнителя на курае, который научит вас звукоизвлечению на этом чудесном инструменте. Тогда вы сможете извлечь «тихие, меланхолические и задушевные звуки, которые достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий», как писал о курае русский фольклорист С. Г. Рыбаков.

Если у вас нет такой возможности, поищите книгу Т.М.Нуриев, А.Т.Нуриев «Учитесь играть на курае» (азбука кураиста). Стерлитамак, 1997. Это отличный самоучитель игры на инструменте. Все задания делайте последовательно. Занимайтесь ежедневно минимум по 30-40 минут.

Как сделать курай из пластиковой трубы


Способ изготовления трубки курая для повышения качества звучания заключается в том, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технологии изготовления музыкальных инструментов, основой которых является деревянная трубка, в частности курая.

Изначально в качестве трубки для изготовления курая применяется сухой полый стебель растения:

Недостатки изготовления трубки из растения:

Деревянная трубка курая по технологии В. Шугаюпова (А.С. СССР №687461, МКИ 2 G 10 В 3/08, 1979 г.) изготавливаются из строганного древесного шпона. Способ включает раскрой материала, склеивание заготовки по форме, снятие ее с формы, сушку, зачистку, лакировку.

Такая технология не позволяет получать прочные, с большой жесткостью, тонкостенные (толщиной не более 1 мм) трубки инструмента, что ведет к обеднению тембра. При существующей технологии толщина стенок трубки инструмента получается от 1.4 до 2 мм, за счет чего ухудшаются музыкальные характеристики изделия. Кроме того данные трубки склонны к растрескиванию вдоль волокон шпона, поскольку внутренняя поверхность стенки курая сильно увлажняется во время игры на инструменте, а при высыхании нарушается ее целостность.

Данная цель достигается за счет того, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой, причем шпон каждого слоя укладывается волокнами под углом друг к другу и оси трубки. В качестве материала используется шпон строганный толщиной 0,25-0,5 мм. Это позволяет получить трубку инструмента с толщиной стенок 0,5-1 мм, что необходимо для получения нужных жесткостных свойств. В этом случае трубка инструмента может иметь высокую прочность на разрыв и изгиб вдоль волокон.

На фиг.2 изображена схема для расчета размеров шпоновой ленты в зависимости от заданных параметров трубки.

Формирование трубки курая производится на оправке 1 с заданными геометрическими параметрами (см. фиг.1) в следующем порядке.

В зависимости от заданного угла укладки α° рассчитывается и изготовляется лента шпона нужных размеров (см. фиг.2).

Укладывается (навивается) на оправку и закрепляется по концам (см. фиг.1, поз.1, 2).

Таким же способом изготавливается лента шпона для второго слоя и навивается на первый слой под заданным углом, но в противоположном направлении (поз.3). В процессе укладки 2-го слоя производится склеивание слоев между собой.

При необходимости таким же способом укладывается и склеивается третий слой шпона, но под углом, отличным от углов 1-го и 2-го слоев (поз.4).

Угол укладки шпоновой ленты, т.е. направление волокон относительно оси трубки определяют его прочностные и соответственно вибрационные свойства. Увеличение угла ведет к повышению жесткости на смятие, но снижается изгибная жесткость вдоль оси трубки, т.е. повышается эластичность вдоль оси трубки.

Диапазон углов укладки α° шпоновой ленты 20°÷60°.

Таким образом, путем изменения углов укладки шпоновой ленты, т.е. направления волокон относительно оси трубки можно влиять на вибрационную способность стенок курая и соответственно на тембр.

В сочетании с применением в каждом слое шпона различной толщины и различной плотности, т.е. различных пород древесины, данный способ изготовления трубок позволяет существенно расширить тембровые характеристики курая.

Методика расчета размеров шпоновой ленты производится в зависимости от заданных параметров трубки и угла укладки.

Трубка представляет собой усеченный конус с диаметрами оснований D и d, и высотой Н. Фиг.1.

Форма шпоновой ленты для формирования стенки трубки представлена на фиг.2.

Расчет размеров шпоновой ленты производится следующим образом:

1. Ширина ленты у диаметра D:

2. Ширина ленты у диаметра d:

Для определения размеров шпоновой ленты для второго и третьего слоев необходимо учесть увеличение диаметров за счет толщины шпона предыдущих слоев.

1. Способ изготовления трубки курая, состоящий в раскрое материала, например шпона, склеивание заготовки материала по форме, прессование, сушку, зачистку, лакировку, отличающийся тем, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой, причем шпон каждого слоя укладывают волокнами под углом друг к другу и оси трубки.

2. Способ изготовления трубки курая по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала берется шпон толщиной 0,25÷0,5 мм.

Как сделать курай из пластиковой трубы


Собственно, технология: как сделать курай из ПВХ трубки.

Как делают курай

Дубликаты не найдены


Где-то в Курайской степи




Кочевники против Наполеона

Отечественная война 1812 года завершилась изгнанием войск Наполеона, вторгшихся на территорию страны, и крахом глобальных планов французского императора. Это была победа не только русского, но и многих других народов, населявших обширную территорию Российской империи. Свой вклад в нее внесли и жители казахских, башкирских и калмыцких степей.


Во французском походе на Москву непосредственно приняли участие 480 тысяч человек. Кроме самих французов, это были поляки, итальянцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, швейцарцы, шведы, австрийцы, хорваты, голландцы, немцы, литовцы и представители других европейских народов, которые составляли около половины всей армии вторжения. Сам император утверждал, что в его войске едва ли насчитывалось 140 тысяч человек, говоривших по-французски.

Для русского народа это было первое со времен хана Батыя столь крупное нашествие иноземцев. Но если тогда неприятелю противостояли разрозненные русские княжества, то теперь он имел дело с единой империей, обладавшей обширной территорией, неисчислимыми людскими ресурсами, необходимым экономическим потенциалом, мощными вооруженными силами во главе с опытными полководцами.

Надо сказать, что в тот период колониальная политика царизма в Казахской степи только набирала обороты, ее влияние ощущали лишь прилинейные казахи. Большинство населения отдаленных территорий вообще не подчинялось царской администрации и продолжало жить согласно привычным устоям и традициям. Поэтому свой праведный гнев они направляли не столько против царизма, сколько против собственных правителей, недостаточно, по их мнению, защищавших интересы простого народа перед новой властью.

Конечно, казахи не воспринимали царскую Россию своей новой родиной, но вековой менталитет кочевников был таким, что война для них всегда была привычным занятием, делом чести, геройства и доблести. Поэтому многие храбрые джигиты рвались на фронт: стыдно было воину-мужчине в это время сидеть дома и не служить в армии, а участвовавший в боях, да еще вернувшийся с медалью был всегда окружен почетом и уважением соотечественников.


Открытка «Бержере. Александр I-ый представляет Наполеону казаков, башкиров и калмыков русской армии 8 июля 1807 года»

В инородческих полках казахам-добровольцам разрешалось выбирать командиров из своей среды, носить национальную одежду, они, помимо традиционного лука со стрелами, имели казачье вооружение: сабли, пики, ружья. Лошади у степняков были свои, местной породы, неприхотливые и привыкшие к дальним переходам. На них казахские воины и прошли всю Европу, от Москвы через Варшаву и Берлин до Парижа и берегов Сены, где напоили коней, а сами, наверное, задолго до наших олигархов, попробовали знаменитый французский коньяк.

Русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой».

Всего от Оренбургского края в действующую армию было направлено свыше 30 иррегулярных конных полков: пять уральских и пять оренбургских казачьих, 15 башкирских, два мещеряк­ских, два калмыцких, два мишарских и один тептярский. В их состав входили и казахские сарбазы-добровольцы. Предполагается, что они служили в составе 1-го и 2-го башкирских, 1-го тептярского, 1-го и 2-го оренбургских казачьих полков.


Петер фон Гесс «Переправа через Березину 17 ноября 1812 года»

История сохранила имена казахских джигитов, храбро воевавших с непобедимыми до этого французами. Например, есаул Оренбургского казачьего войска крещеный казах Яков Беляков еще в 1809-1810 гг. участвовал в войне с Турцией, за мужество и храбрость был награжден командующим русской армией М.Кутузовым. Позже воевал с французами. Он был жив еще в 1830 году, когда обратился к Оренбургскому военному губернатору Эссену с просьбой об освобождении его от службы по слабости здоровья. В прошении Беляков писал, что является казахом по происхождению, добровольно вступившим когда-то в казачье сословие и участвовавшим в битвах с французами.


Немногочисленный калмыцкий народ также внес достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии. Три калмыцких полка доблестно с боями прошли до Парижа и Фонтенбло и со славой вернулись в свои родные степи.

На вооружении калмыцких воинов была не только лёгкая конница, но и конница, имеющая латную защиту. Она была обеспечена мортирами, пищалями. Пушки устанавливались на верблюдах, которых выводили в круговую оборону, и картечью эффективно поражали врага.

Калмыцкие всадники, оседлав грозных и ревущих верблюдов, наводили ужас на неприятеля. Степняки знали, что лошади очень боятся верблюдов, поскольку они более массивны, а разъярёнными выглядят тем более устрашающе. К тому же в атаке боевой, массивный верблюд может развить очень большую скорость. Это обстоятельство и использовала русская армия, когда высылала вперед для устрашения калмыцкие формирования.

Следует отметить, что за героизм и воинскую доблесть калмыки получили право одними из первых, 18 марта 1814 года пройти на лошадях и верблюдах по улицам Парижа.


Стараясь привлекать на службу воинственные степные народы, жившие на периферии российского государства, русские цари обратили внимание на башкир. Когда в 1557 г. башкиры окончательно приняли русское подданство, они сохранили за собой право иметь собственные вооруженные формирования, которые и выставляли для участия в походах и войнах России. 10 (21) апреля 1798 года башкиры и мишари были переведены на права военно-служилого сословия. В их обязанности входило несение пограничной службы на границе с киргиз-кайсацкими степями. В 1798—1849 годах башкиры выставляли на Оренбургскую линию каждый год по 5,5 тысяч человек. Такая служба продолжалась до середины XIX века, когда в результате расширения империи, государственная граница сдвинулась на юг и восток. Помимо пограничной службы, Башкиро-мещерякское войско выделяло бойцов для участия в походах русской армии. Так, в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 гг. принимали участие 28 башкирских полков.

Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами.Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Чтобы оттянуть силы противника от оказавшегося в тяжелом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был 1-й башкирский полк, выйдя в тыл французов у д. Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге противника.

В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск.

Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”. Все участники войны получили серебряные медали “В память войны 1812 года”.

Глава Башкирии предложил законодательно запретить укладку асфальта зимой

Нарушителей, по словам Радия Хабирова, необходимо будет наказывать


УФА, 6 ноября. /ТАСС/. Врио главы Башкирии Радий Хабиров предложил установить на законодательном уровне предельную дату укладки асфальта, чтобы дорожные работы не велись в минусовые температуры и во время снегопада. Об этом он сообщил во вторник на заседании правительства республики.

Сейчас в регионе нет нормы, которая датой ограничивает завершение дорожных работ.

Президент РФ Владимир Путин 11 октября принял досрочную отставку Рустэма Хамитова, занимавшего с 2010 года пост руководителя Башкирии, и назначил врио главы региона уроженца республики Радия Хабирова, который с 2017 года был главой подмосковного Красногорска.

Башкирская юрта – старинное жилище народа


Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.

Ниже немного истории и процесс сборки юрты. В конце традиционное видео.


Башкирская юрта поражает разнообразием способов изготовления, а орнаментация предметов ее убранства соперничает с красотой и яркостью красок природы. Переносная сборная юрта идеально соответствовала основному принципу полукочевой жизни: все свое ношу с собой. Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуются два-три верблюда или три-четыре лошади. Картина, когда женщины собирают юрту, схожа с картиной сотворения мира. Вначале устанавливается дверь – врата из одного мира в другой. Порог как граница между миром внешним и миром человеческим.

Поднявшись в юрте в полный рост, человек вспоминал Аллаха, возносил купол своего дома и делал его окном в небо. Кочевничество – одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Юрту, несомненно, можно отнести к числу важнейших достижений материальной культуры. Она прошла длинный эволюционный путь, прежде чем развиться до своего настоящего вида. Приспособленная к местным условиям, кочевая юрта сейсмобезопасна – за счет подвижной конструкции стен, дешева – за счет доступности «строительного» материала, в ней есть возможность варьировать величину жилой площади. Круглая форма стен устраняет патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый воздух. Эти и многие другие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий.

Главным типом жилища древних башкир оставалась тюркская юрта. Ее преимуществом перед другими видами кочевнических жилищ была мобильность при довольно больших размерах. Она универсальна – из тех же элементов можно было собирать обычные, парадные и походные юрты. Сходство названий юрты в языках народов, у которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием в прошлом (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, алтайцев), указывает на определенное единство ее происхождения. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является народ, Родина. В одних тюркских языках этим словом обозначается только переносное жилище или кибитка, а в других – пастбище, родовая земля и даже Родина.

С середины I тысячелетия нашей эры юрта распространилась у кочевников степей очень широко – от Восточной Азии до Восточной Европы – и вытеснила другие мобильные жилища. Этот новый для евразийских степей тип жилища везде стали именовать тюркской юртой, представлявшей собой у народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири переносной «дом» из войлока на решетчатом каркасе, преимущественно круглый в плане, с куполообразной крышей. Существуют два типа юрт – тюркская и монгольская. Главным отличием этих двух типов юрт друг от друга является купольная жердь, которая образует купол юрты. В тюркской юрте она имеет изгиб, в монгольской такого изгиба нет. Благодаря изогнутости жердей кровли в тюркской юрте получается купольный свод, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. Тюркский тип юрты используется башкирами, киргизами, казахами,татарами, туркменами и каракалпаками, а монгольский тип используют практически все остальные кочевые народы Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и Тибета.

Устанавливали юрту поэтапно. Разобранную юрту башкиры вместе с имуществом перевозили во время перекочевок на вьючных животных, преимущественно на лошадях. После того как части жилища и утварь снимали с вьючных животных и определяли место, где будет установлена юрта, туда складывали имущество. Затем устанавливали в соответствующем направлении дверную раму и расставляли по кругу решетки, скрепляя их между собой и обвязывая веревками. После установки остова юрту покрывали войлоком, привязывая его к каркасу с помощью пришитых к углам волосяных веревок. Войлочные покрытия накидывали по определенному, издавна установленному порядку: сначала юго-западную кошму, потом юго-восточную, затем две другие набрасывали так, чтобы их края придавливали концы двух первых. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывали стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь. Величина юрты и цвет ее войлоков, покрывавших ее крышу, говорили о достатке ее владельца.

Разнообразный и богатый иконографический материал, характеризующий развитие юрты с XIII в., содержится в среднеазиатских, иранских, турецких миниатюрах и китайских произведениях изобразительного искусства. Средневековые графические источники, изображающие башкир IX–XIII вв., характеризуют их юрту как жилище, крытое войлоком, с деревянным решетчатым остовом. «Их шатры (юрты татаро-монгольских кочевников) состоят из жердей, покрытых войлоком, они совсем круглые и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой. При их установке они всегда обращают входную сторону на юг» – такие наблюдения оставил Марко Поло в конце XIII в. Древнейшие изображения деталей юрты сохранились на погребальных статуэтках из Северного Китая. Их относят к началу VI века. Эти статуэтки изображают навьюченных деталями юрты верблюдов. Ясно различимы сложенные звенья стен и верхний обод юрты с отверстиями для жердей кровли. Если конструктивное устройство юрты у кочевых народов Средней Азии в целом одинаково, то самобытность жилища у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера.

В прошлом башкиры вели полукочевой образ жизни, и благодаря этому возникли уникальные атрибуты быта, выполненные в ковровом стиле. В быту кочевников ковровые изделия пользовались самым широким спросом. Удобные и практичные при перевозках ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды, употреблялись для утепления жилища, заменяли собой мебель, играли роль сундуков и чемоданов, чехлов для бытовых вещей. Ковровое изделие никогда не было просто украшением, оно имело конкретное и определенное утилитарное назначение. Большими коврами застилали пол в кибитках; своеобразные ковровые мешки, вешавшиеся в кибитке на стену, употреблялись для хранения одежды, домашней утвари, посуды; длинная дорожка применялась в убранстве жилища; ковровая накидка завешивала вход в юрту. Маленький узкий коврик выполнял роль порога. Плотники и мастера-кузнецы чинили юрты. Женщины плели тесьму для крепления юрты из верблюжьей шерсти.

Башкирская юрта, появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище конкурентоспособным на рынке легких сооружений. Сейчас возрастает интерес со стороны предпринимателей, которые могут изготовить юрту на заказ. Также следует отметить низкую эксплуатационную стоимость — установка и обслуживание не требуют от персонала высокой квалификации, а компактность является основой низких складских расходов при хранении.


Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее

2. мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Читайте также: