Как продать сети водопровода и канализации

Обновлено: 07.07.2024

Перевод частной канализации на баланс водоканала

В 1990-е годы жители ул. Полевой Железнодорожного района г. Орла своими силами и за свой счет провели канализацию со врезкой в городскую сеть. Эта канализация считается частной. Теперь большинство ее хозяев - пенсионеры, все оплачивают за пользование коммунальных услуг водоканалу. Что необходимо сделать, чтобы частная канализация была принята на баланс водоканала?

Светлана Разворотнева Консультаций: 262

Для того чтобы граждане, за счет собственных средств которых было произведено строительство канализационной сети, расположенной на муниципальной территории, могли прекратить нести расходы на ее содержание, имущество должно быть признано бесхозяйным и принято в муниципальную собственность.

В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к числу полномочий органов местного самоуправления городских округов относится организация водоснабжения населения и водоотведения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

При выявлении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Первоначально необходимо обратиться в орган местного самоуправления и потребовать поставить спорный участок канализационной сети на учет в качестве бесхозяйного имущества, а затем в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» актуализировать и утвердить схему водоотведения, включив в нее спорный участок сетей.

Принятие указанных мер повлечет за собой необходимость для органа местного самоуправления исполнить обязанность по организации обслуживания данного имущества.

В случае бездействия органа власти вопрос можно будет разрешить в судебном порядке.

Фирма обанкротилась, после нее остались инж. сети (водопровод, газопровод, канализация), которые проложены в земле. Как продать эти сети другому лицу (выйти на бывшее руководство, управляющего не проблема), есть первичные документы (проект, заказ, сметы, акты КС 2 и 3, вроде даже есть госэкспертиза газопровода). Сети не значатся на учете в гос. органах, договора аренды на зем. участок нет. Нужно их продать, оформить уже официально право собственности, сделаиь межевание, заключить договор аренды зем. участка где проходят сети. Вопрос как продать, остальным оформлением будет заниматься новый собственник.

Голосование за лучший ответ

никак. для продажи необходима запись в ЕГРП о правах продавца, но это уже невозможно сделать. Соответственно, регистрация права собственности нового собственника возможна только на основании вступившего в силу решения суда.

. Гуру (3377) 5 лет назад

А нельзя предать эти инж. сети по тому же договору к-п и акту приема-передачи? А основаниями принадлежности сетей прежнему "собственнику" указать ту же первичку (сметы, заказ-наряды, акты Кс-2 и 3). А потом зарегать во всех гос. органах (рег. палата, межрайгаз, водоканал)

. Гуру (3377) 5 лет назад

А нельзя предать эти инж. сети по тому же договору к-п и акту приема-передачи? А основаниями принадлежности сетей прежнему "собственнику" указать ту же первичку (сметы, заказ-наряды, акты Кс-2 и 3). А потом зарегать во всех гос. органах (рег. палата, межрайгаз, водоканал)

. Гуру (3377) 5 лет назад

А нельзя предать эти инж. сети по тому же договору к-п и акту приема-передачи? А основаниями принадлежности сетей прежнему "собственнику" указать ту же первичку (сметы, заказ-наряды, акты Кс-2 и 3). А потом зарегать во всех гос. органах (рег. палата, межрайгаз, водоканал)

Для регистрации права, должно быть основание. В вашем случае скорее всего решение суда. Фирма обонкротилась, а это имущество с торгов не продавали илипро него никто не знает?

Продать можно только, если ты купил собственность компании банкрота на аукционе по банкротству, после которого ты становишься полноправным собственником, например, этих узлов! После покупки лотов на аукционе, новый владелец может их продать, сдать в аренду, сдать на лом, подарить, уничтожить, всё что угодно!

ВС разъяснил, как продавать инфраструктуру в банкротстве

ВС напомнил: отчуждение таких объектов происходит в особом порядке – с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые законами обязательства.

Также в обзоре ВС отмечает: в соответствии с законом «О водоснабжении и водоотведении» отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения или водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Этот закон к тому же является специальным по отношению к закону о банкротстве, поэтому поименованные в нём объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования свободными от права хозяйственного ведения.

«При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов», – подчёркивает ВС.

Споры о возврате таких объектов в публичную собственность, а также споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.

Объекты водоснабжения используют независимо от собственника // ВС решит, можно ли сдавать их в аренду не только гарантирующим организациям


Экономическая коллегия Верховного суда (ВС) решит, кому собственник объектов системы водоснабжения может сдавать в аренду эти объекты — любому лицу или только гарантирующему поставщику услуг водоснабжения? На последнем варианте настаивают «Коммунальные системы Московской области» и администрация Старой Купавны и предлагают считать договор собственника с третьим лицом недействительной сделкой (дело № А41-12232/2018).

ООО «Маркс» — собственник объектов системы водоснабжения в городе Старая Купавна и поселке Рыбхоз в Московской области. В перечень объектов входят станции обезжелезивания, павильоны скважин, водная станция, водопроводные башни. Общество заключило договор аренды с ООО «ЖЭК», но передать имущество арендатору не смогло. Объектами пользуется ГУП «Коммунальные системы Московской области». В июле 2018 года арбитражный суд обязал предприятие вернуть объекты собственнику, но решение так и не было исполнено. Теперь «Маркс» взыскивает с предприятия неполученный доход в размере 17 млн руб., исходя из стоимости аренды по договору с «ЖЭК». Три инстанции поддержали общество и взыскали сумму с предприятия.

В жалобе в ВС предприятие и администрация Старой Купавны пишут, что суды не учли целевое назначение спорного имущества. Оно используется для водоснабжения населения. А предприятие — гарантирующая организация, объекты находятся в границе его эксплуатационной ответственности и были приняты в эксплуатацию от прежней гарантирующей организации. Обязанность содержать системы водоснабжения и поддерживать их работу на гарантирующего поставщика возлагает Закон о водоснабжении [1] . «Маркс» не может свободно распоряжаться спорными объектами и сдавать их в аренду тому, у кого нет статуса гарантирующей организации. Следовательно, не может «Маркс» и получить доход в виде арендной платы.

Необоснованным предприятие и администрация считают и расчет взыскиваемой суммы исходя из договора аренды, ведь существуют утвержденные тарифы на водоснабжение и арендная плата должна определяться с учетом их уровня. Предприятие пыталось обязать «Маркс» заключить с ним договор аренды, но суды отказали, посчитав, что такой обязанности у общества нет.

Авторы жалобы в ВС указывают и на недобросовестность «Маркса» при заключении договора аренды с третьим лицом. Ведь общество заведомо знало, что предприятие не может вернуть имущество, так как оно входит в централизованную систему водоснабжения. Предприятие и администрация предлагают считать договор аренды недействительной сделкой.

Жалобу на пересмотр передала судья ВС Ирина Грачева. Заседание назначено на 9 апреля.

Все дела, переданные на пересмотр в этом году, см. в этом посте.

[1] Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Кому принадлежат внешние инженерные сети, построенные на деньги дольщиков?

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разрешает Застройщику за счет денежных средств дольщиков возводить внешние инженерные сети в границах земельного участка, выделенного под строительство. При этом закон ничего не говорит о том, кому эти инженерные сети принадлежат после ввода здания в эксплуатацию.

Проблемная недвижимость

После окончания строительства застройщики часто сталкиваются с вопросом, что делать с построенными коммуникациями, расположенными в границах земельного участка, выделенного под строительство.

· Может ли Застройщик передать инженерные сети в управление управляющей компании?

· Вправе ли Застройщик передать инженерные сети в аренду или собственность ресурсоснабжающей организации?

· Должны ли начисляться налоги при передаче инженерных сетей в собственность ресурсоснабжающих организаций?

Это только часть вопросов, на которые должен ответить застройщик, решая судьбу оставшихся у него на балансе инженерных сетей. Ответ зависит от того, кто является собственником построенных сетей. А с этим ясности как раз и нет.

Когда общие сети не являются общедомовым имуществом

Как правило, дольщики становятся собственниками инженерных сетей в силу закона. Статья 36 Жилищного Кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливают перечень имущества, которое в сиу закона является общим имуществом всех собственников дома. В частности, к такому имуществу относятся трансформаторные подстанции, тепловые пункты и наружные сети, которые обслуживают более одного помещения в одном доме.

Сложности с трактовкой этих норм возникают, когда к трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, ливневой канализации и другим объектам подключены сразу несколько домов. Будут ли такие объекты обладать статусом общего имущества в силу закона?

Из судебной практики следует однозначный вывод: нет, не будут.

Показательным в этом отношении является Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219. В этом деле суд столкнулся с ситуацией, когда через подвал одного дома к другому дому проходила транзитная труба отопления. Собственники первого дома утверждали, что они являются и собственниками транзитной трубы, поскольку она расположена в их подвале и отапливает, в том числе, их дом. Собственники второго здания возражали, что не имеет значения чей подвал, на статус трубы это не влияет.

Высший Арбитражный суд РФ рассмотрел дело и ответил, что правы собственники второго здания. По смыслу пунктов 5, 6 Правил содержания имущества тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Часть подвальных тепловых сетей, которая осуществляет теплоснабжение, как жилого дома, так и отдельного здания за пределами дома, не может быть отнесена к общему имуществу.

Отсюда следует интересный вывод: инженерные сети, построенные на деньги дольщиков, но обслуживающие больше одного дома, не являются общим имуществом.

Бесхозное имущество в нагрузку муниципалитету

У застройщиков часто возникает желание передать построенные инженерные сети муниципалитету. В некоторых случаях это допустимо и даже является обязанностью застройщика. Инженерные сети должны быть переданы органам местного самоуправления в следующих случаях:

· По договору о развитии застроенной территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 4 статьи 46.2. Градостроительного Кодекса РФ);

· По договору о комплексном освоении территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 6 статьи 46.4 Градостроительного Кодекса РФ);

· В соответствии с постановлением правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;

· В Пункте 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», правительство рекомендовало органам местного самоуправления принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность. Однако это право, а не обязанность муниципалитета, которое ко всему прочему не касается инженерных сетей, созданных внутри земельного участка.

Как видно перечень является достаточно ограниченным. Это заставляет заинтересованных лиц ухищряется, и пытаться передать наружные сети муниципалитету, как бесхозное имущество на основании статьи 225 ГК РФ.

Интересна позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2015 г. по делу № А73-11133/2014. В этом деле суд пришел к выводу, что наружные инженерные сети, не являющиеся общим имуществом, пусть даже и созданные при строительстве здания, не являются имуществом дольщиков. Суд фактически признал такие сети бесхозные, но указал, что у Мэрии отсутствует обязанность принять такие сети себе на учет.

Сославшись на нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» суд отметил, что ресурсоснабжающии организации вправе эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов. Поэтому урегулировать статус наружных сетей должны между собой ресурсоснабжающия организация и муниципалитет. Собственников дома эти отношения волновать не должны.

Такая позиция напоминает страуса, прячущего голову в песок. Она позволяет решить проблему с практической точки зрения, но с правовой не выдерживает критики. Если инженерные сети кто-то построил, значит, у них есть собственник. И суд должен был решить, кто им является.

Бремя застройщика

В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Застройщик заинтересован в строительстве наружных инженерных сетей и обладает правом аренды или собственности на участок, предоставленный под строительство. Исходя из этих позиций, застройщик может быть признан собственником инженерных сетей.

Это дает определенные преимущества для дальнейшего оборота инженерных сетей, у которых появляется единый собственник, который следит за их состоянием; при необходимости дает разрешение на подключение к ним; не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах дополнительных расходов на содержание.

Интересным является вывод, изложенный в Постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 26.06.2018 по делу N 44Г-71/2018, 44Г-72/2018. Суд стал дословно толковать договор долевого участия, согласно которому предметом договора, являлась квартира в доме, но не трансформаторная подстанция. Суд учел, что трансформаторная подстанция входит в комплекс электроустановки, обеспечивающей электроснабжение микрорайона по кольцевой сети, т.е. не является общим имуществом. На основании этого суд признал, что у дольщиков отсутствуют права на трансформаторную подстанцию, собственников которой является застройщик.

Против такого подхода есть ряд возражений:

1. Земельный участок после завершения строительства отходит дольщикам. Из этого правила есть исключения, когда земельный участок, например, выделяется именно под строительство трансформаторной подстанции;

2. Инженерные сети могут строиться за счет дольщиков. Передача таких инженерных сетей застройщику можно рассматривать как своеобразное дарение денежных средств;

3. Застройщик строит инженерные сети не для их дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях застройщики создают дочерние компании, которые в дальнейшем обслуживают дома, возведенные застройщиком. Если застройщик не собирается обслуживать дома ни сам, ни через подконтрольную управляющую компанию, то насколько оправдано возлагать на него бремя содержания инженерных коммуникаций, которые нужны собственникам помещений в доме.

Для многих застройщиков инженерные коммуникации являются бременем, которое они не хотят возлагать на себя.

Общее имущество собственников нескольких домов

Мы вернулись к тому, с чего начали – могут ли собственниками общих инженерных сетей являться дольщики всех домов, которые к этим инженерным сетям подключены? Если дома два, то дольщики двух домов владеют и принадлежат этими инженерными сетями. Если дома три, то дольщики трех домов владеют сетями. А если у вас ливневая канализация обслуживает десять домов, то значит все десять тысяч жителей и являются собственниками этой ливневой канализации.

Такой вывод плавно вытекает из статьи 18.1 закона о долевом участии. Согласно указанной норме объекты социальной структуры, обслуживающие несколько домов, могут по соглашению быть переданы в долевую собственность всем собственникам. Конечно, в первую очередь закон под объектами социальной инфраструктуры понимает школы, детские сады, поликлиники, хотя вопрос о возможности передачи таких объектов дольщикам вызывает еще больше вопросов. Но, представляется, что к ним могут быть отнесены и трансформаторные подстанции, и другие инженерные сети, и даже дороги.

Для применения статьи 18.1. существует ряд условий. Как минимум должно быть заключено соответствующее соглашение с дольщиком. О фактах подписания таких соглашений мне неизвестно.

Можно настаивать на том, что несоблюдение застройщиком обязанности заключить соответствующие договоры с дольщиком, не лишает последних права собственности на инженерные сети, созданные на их земельном участке, за их счет и для их нужд.

На моей практики был случай, когда застройщик принял решение передать на баланс управляющей компании трансформаторную подстанцию, как общее имущество всех дольщиков, руководствуясь именно тем, что построена она была за счет средств дольщиков нескольких домов. Особенность гражданского оборота инженерных сетей и линейных объектов позволили это сделать без государственной регистрации права собственности.

Вот только нужна ли такая "радость" в виде регистрации права собственности самим дольщикам? После регистрации дольщики становятся собственником самостоятельного объекта недвижимости. Это не общее имущество, которое следует судьбе основной вещи. Если собственник продал квартиру, то он должен продать одну тысячную доли в праве собственности на трансформаторную подстанцию с соблюдением преимущественное право покупки другими дольщиками. Процедуру можно обойти, подарив долю новому собственнику. Оплатить дополнительную государственную пошлину и уговорить нового собственника принять «подарок» придется в любом случае. Обороноспособность квартиры усложняется.

Дальше возникает еще больше вопросов. Вы дольщик, и хотите, чтобы трансформаторную подстанцию обслуживала управляющая компания? Соберите общее собрание собственников всех домов. Хорошо, если будет одна управляющая компания на несколько домов. Можно собрать подписи о передачи объектов инфраструктуры в аренду ресурсоснабжающих организаций, если они не против, но вот кто будет подписывать такой договор от имени собственников? Еще хуже, если, вам надо будет присоединиться к ливневой канализации, у которой десять тысяч собственников. Для этого надо будет собрать подписи не менее, чем у двух третей из них.

Тут уж уместно создавать отдельную администрацию, которая будет обслуживать отдельные инженерные сети. Департамент по обслуживанию трансформаторной подстанции. Департамент по обслуживанию велосипедных дорожек. Народные органы местного самоуправления, которые начнут дублировать функции органов местного самоуправления с местечковым размахом. Над этим можно было бы смеяться, если бы за этой иронией не было реальной проблемы.

Неутешительные выводы

Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий. И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которые будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями. Если есть имущество, должен быть и собственник.

Как продать сети водопровода и канализации

5 октября 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

12 октября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На балансе организации имеются объекты с отдельными инвентарными номерами: "Канализация ливневая", "Канализация фекальная" и т.д. Есть отдельные объекты: "Колодцы канализационные", "Коллектор канализационный". Данные объекты находятся на одной территории, обслуживают инфраструктуру одной площадки. Данные объекты поступили в рамках одного договора купли-продажи. В накладной объекты были перечислены разными позициями (некоторые объекты стоимостью за единицу были менее 40 тыс. руб., некоторые - более 40 тыс. руб.).
Согласно учетной политике организации основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб. в бухгалтерском учете учитываются в составе материально-производственных запасов.
Объекты стоимостью за единицу более 40 тыс. руб. были приняты на учет в качестве основных средств и учитываются на счете 01. Объекты стоимостью менее 40 тыс. руб. за единицу списаны в момент ввода в эксплуатацию через счет 10 и учитываются на забалансовом счете 04.
1. Должна ли была организация в целях исчисления налога на имущество объединить все эти объекты, включая объекты "Колодцы канализационные" и "Коллектор канализационный", в один комплекс и учитывать их как один объект основных средств?
2. Являются ли объекты "Канализация", "Коллектор канализационный", "Колодцы канализационные" в целях исчисления налога на имущество недвижимым имуществом?
23 октября 2018


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях исчисления налога на имущество организаций организация не обязана объединять все указанные объекты основных средств в один комплекс и учитывать их как один объект основных средств.
Однако, учитывая некоторые функциональные особенности канализационных сетей и их технологическую взаимосвязь с такими отдельными объектами, как "Колодцы канализационные" и "Коллектор канализационный", организации для целей расчёта налога на имущество все указанные объекты следует учесть как недвижимое имущество.
При этом организация вправе продолжать учитывать каждый из рассматриваемых объектов основных средств как отдельный инвентарный объект.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

2 октября 2018 г.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей - определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит - предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными. Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт. Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Статья 8. Право собственности на объекты централизованных систем водоснабжения и канализования

1. Централизованные системы водоснабжения и канализования, отдельные объекты этих систем могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.

2. Объекты централизованных систем водоснабжения и канализования, не имеющие иного собственника, находятся в собственности муниципального образования, на территории которого они расположены, если только централизованная система водоснабжения и канализования, с помощью которой осуществляются водоснабжение и канализование на территории данного муниципального образования, не находится в собственности субъекта Российской Федерации или иного муниципального образования. В последнем случае право собственности на указанные объекты централизованной системы водоснабжения и канализования, принадлежит соответственно субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в чьей собственности находится такая централизованная система водоснабжения и канализования.

3. Эксплуатация централизованных систем водоснабжения и канализования, отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и канализования может осуществляться организациями водопроводно-канализационного хозяйства на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также на основе договоров аренды, концессии, доверительного управления, безвозмездного пользования и иных заключаемых в соответствии с законодательством договоров, предполагающих передачу организации водопроводно-канализационного хозяйства права владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и канализования, их отдельными объектами.

4. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование, в чьей собственности находятся не эксплуатируемые или эксплуатируемые без законных оснований объекты централизованных систем водоснабжения и канализования, требующие включения в технологическую цепочку централизованной системы водоснабжения и (или) канализования, обслуживания и (или) ремонта, должны в 30-дневный срок с момента выявления таких объектов передать их организации водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующей систему водоснабжения и (или) канализования, к которой присоединены указанные объекты или в технологическую цепочку которой они могут быть включены.

Организации водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, обязаны принять указанные объекты в эксплуатацию в порядке, установленном собственником таких объектов в соответствии с действующим законодательством при условии, что расходы на эксплуатацию либо расходы на обслуживание и ремонт неэксплуатируемых объектов учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов) организации водопроводно-канализационного хозяйства.

5. Собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоснабжения и канализования (их отдельных объектов), эксплуатируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, должны обеспечить их использование в соответствии с функциональным назначением. Перепрофилирование таких систем и объектов не допускается.

6. Право собственности на объекты централизованных систем водоснабжения и канализования, созданные (реконструируемые, модернизированные) организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной в установленном порядке, принадлежит собственнику централизованной системы водоснабжения и канализования, если иное не предусмотрено договором, заключенным между собственником таких систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства эксплуатирует централизованную систему водоснабжения и канализования, находящуюся в муниципальной или государственной собственности, организация и собственник указанной системы вправе заключить соглашение о том, что объекты централизованной системы водоснабжения и канализования, созданные (реконструированные, модернизированные) организацией в соответствии с инвестиционной программой организации, находятся в собственности этой организации на период до возврата инвестиций, осуществленных в их строительство (реконструкцию, модернизацию). После возврата указанных инвестиций в полном объеме объект безвозмездно передается в муниципальную или государственную собственность.


<< Глава 3.
Имущественные отношения в сфере водоснабжения и канализования, организационные основы деятельности организаций водопроводно-канализационного.

Статья 9. >>
Организации водопроводно-канализационного хозяйства, гарантирующие водоснабжение
Содержание
Проект федерального закона N 484225-5 "О водоснабжении и канализовании" (внесен депутатами ГД В.А. Пехтиным, Е.А. Туголуковым.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановка сетей канализации на кадастровый учет


Если требуется заказать данную услугу онлайн, оставьте заявку в специальной форме на сайте «Стар-Сервис».

Чтобы уладить бюрократические сложности, нужно собрать целый пакет документов и обратиться в Росреестр. Очень сложно выполнить процедуру быстро и спокойно без посторонней помощи. Чтобы сохранить время, лучше как можно скорее обратиться в центр кадастра и регистрации. Квалифицированные сотрудники готовят необходимые документы, чтобы постановка на кадастровый учет не вызывала никаких сложностей.

Почему сети канализации считаются недвижимым имуществом?

  • Прочно связаны с землей – канализационные сети нельзя перенести без ущерба, несоразмерного назначению.
  • Обладают самостоятельным хозяйственным назначением – обеспечивают водоснабжение и водоотвод жилых домов, предполагают подключение объектов капитального строительства.
  • Считаются отдельными объектами гражданского оборота – застройщик обязан строить сети водоснабжения и водоотвода, передавать их в муниципальную собственность.

Чтобы зарегистрировать право собственности на канализационные сети, нужно собрать большой пакет документов, включая выписку из ЕГРН. Для этого нужен кадастровый учет сооружения. Застройщик должен обратиться в Росреестр, чтобы информация об объекте появилась в реестре.

Постановка на кадастровый учет сооружения: этапы процедуры

Чтобы поставить инженерные сети на кадастровый учет, недостаточно правильно составить заявление и подать его в Росреестр. Застройщик обязан собрать пакет документов, а именно: подготовить техплан на основе проектной документации и акта техприемки, дать подтверждение того, что он является правообладателем объекта недвижимости. Если с заявлением обращается представитель застройщика, то нужно документально подтвердить его полномочия.

Технический план готовит кадастровый инженер. Если этого документа нет или он содержит ошибочные сведения, то постановка на кадастровый учет невозможна. Поэтому очень важно предупредить сложности и заказать техплан в аккредитованном центре кадастра и регистрации.

Техплан обязателен для:

  • вновь построенных трубопроводов;
  • канализационных сетей после реконструкции;
  • ввода зданий в эксплуатацию;
  • изменения информации, внесенной в ЕГРН.

Срок подготовки технического плана обычно зависит от протяженности трубопровода, сложности коммуникаций, полноты пакета документов. Сотрудники «Стар-Сервис» справятся с задачами любой сложности, чтобы подать сведения об объекте в Росреестр.

Постановка на кадастровый учет линейного сооружения – это процедура, которую нельзя избежать. Госпошлина за выполнение этого процесса не взимается. Обращаясь в центр кадастра и регистрации, клиент платит за подготовку документов, оказание консультации и разрешение юридических сложностей.

Чтобы постановка объекта на кадастровый учет занимала мало времени, важно составить заявление по образцу и предоставить грамотный технический план (документ с текстовой и графической частью). Компания «Стар-Сервис» уладит все вопросы, чтобы вы могли получить выписку из ЕГРН.

Где заказать техплан сооружения?

Компания «Стар-сервис» разработает техплан, подаст информацию в Росреестр, чтобы поставить на кадастровый учет сооружение. Наши сотрудники соберут дополнительные документы и при необходимости организуют их доставку в пределах Москвы. У нас многолетний опыт работы в сфере постановки на кадастровый учет и регистрации. Штат квалифицированных специалистов займется комплексным сопровождением процедуры. Мы уладим бюрократические проволочки и предоставим консультации по запросам.

  • прозрачная цена юридического сопровождения – можете узнать стоимость услуги из нашего прайс-листа на сайте;
  • штат квалифицированных сотрудников – можем уладить любые проблемы в сжатые сроки;
  • гарантия подлинности – составляем техплан линейного сооружения и другую документацию грамотно и быстро;
  • оперативная помощь по любому вопросу – решаем сложные задачи в сжатые сроки, чтобы отстоять законные интересы клиентов.

Читайте также: