Как поставить на баланс колодец

Обновлено: 07.07.2024

Что такое «баланс дома» и как предоставить его собственникам

Нередко собственники помещений просят управляющую организацию предоставить для ознакомления «баланс дома». Такого документа не существует, но этот аргумент не удовлетворит жильца и могут начаться проблемы.

Разберёмся, что имеют в виду собственники, когда запрашивают «баланс дома» и какую информацию можно предоставить на подобный запрос.

Лицевой счёт собственника и лицевой счёт МКД

В действующем законодательстве нет понятия «баланс дома». Но если вам поступило обращение с просьбой предоставить такие данные, не спешите отказывать собственнику, чтобы не спровоцировать конфликт.

Запрос собственника предоставить «баланс дома» может означать, что он хочет получить выписку с данными своего лицевого счёта или лицевого счёта дома. Что именно хочет получить собственник советуем уточнить после получения обращения, потому что одну информацию управляющая организация предоставить обязана, а с другой могут возникнуть проблемы.

Разберёмся с законодательством. В п. 3.18 ГОСТ Р 51929-2014 приведено понятие лицевого счёта МКД. Это учётный регистр, который предназначен для учёта операций, связанных с начислениями, заимствованиями, поступлением и расходованием денежных средств в соответствии с договорными обязательствами по эксплуатации, управлению и содержанию МКД.

Ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ даёт определение термину учётный регистр. Под учётным регистром понимается документ, в котором регистрируются и накапливаются данные, содержащиеся в первичных учётных документах. На основе его данных составляется бухгалтерская отчётность организации (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Лицевой счёт дома – это учётный регистр, в котором собрана информация о поступлении и расходовании денежных средств по каждому МКД. Действующее законодательство не обязывает управляющие организации вести бухгалтерский учёт в разрезе каждого дома, находящегося под управлением. Составить бухгалтерскую отчётность организации можно и без таких сведений.

При этом приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н обязывает вести аналитический учёт расчётов с потребителями в разрезе не только каждого потребителя, но и каждого выставленного счёта.

Поэтому для ведения аналитического учёта управляющие организации пользуются специальными программами или обращаются в расчётные центры. Для собственного удобства они группируют сведения о потребителях по принадлежности к одному МКД.

  • начисленных суммах;
  • поступивших платежах;
  • задолженности и переплате.

Сведения о правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, о наличии или отсутствии задолженности у потребителя управляющая организация обязана предоставить по запросу собственника, согласно пп. «б» п. 33 и пп. «д» п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Управляющие организации обязали вести реестр собственников

Содержание лицевого счёта дома

В лицевом счёте дома отражается сумма начисленной и предъявленной к внесению потребителями платы в разрезе каждого месяца. Она не совпадает с выручкой от оказания услуг и выполнения работ за тот же период. Собственники не всегда оплачивают счета вовремя. В идеальной ситуации такие суммы должны совпасть по итогам года, но такое случается только в случае, если в МКД стопроцентная собираемость платежей.

  • общем имуществе МКД;
  • видах работ и услуг по содержанию общего имущества;
  • суммах, начисленных потребителям услуг в МКД;
  • поступивших от собственников помещений оплатах;
  • субсидиях;
  • расходовании денежных средств.

Руководитель управляющей компании утверждает форму регистра бухгалтерского учёта организации как приложение к учётной политике.

Какую информацию из лицевого счёта дома можно предоставить собственнику

Управляющая организация не обязана предоставлять собственнику информацию о лицевом счёте МКД. В соответствии с законодательством о раскрытии информации по управлению МКД, управляющая организация должна размещать сведения в ГИС ЖКХ согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 209-ФЗ. УО размещает в систему информацию, предусмотренную разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

ГИС ЖКХ разработана с учётом защиты персональных данных собственников. В открытую её часть управляющие организации размещают сведения, которые может узнать любой житель МКД – адреса домов под управлением, технические характеристики, общие финансовые показатели, а в личном кабинете собственник увидит информацию о своих начислениях, оплатах, задолженности и переплате.

Как мы уже говорили, информацию о состоянии лицевого счёта собственника управляющая организация обязана предоставить по запросу. Ситуация с информацией о лицевом счёте МКД другая: в документе могут быть данные о состоянии расчётов соседей. Раскрывая такую информацию, управляющая организация может нарушить законодательство о персональных данных.

Прямого запрета на предоставление сведений о лицевом счёте МКД как регистре бухгалтерского учёта в законодательстве нет. Если руководитель решил, что такую информацию по запросу собственника предоставить можно, управляющая организация вправе это сделать, но стоит обратить внимание на персональные данные собственников: их разглашать нельзя.

Бывают случаи, когда в договоре управления управляющая организация обязуется предоставлять собственникам по запросу дополнительную информацию о МКД, в том числе это могут быть сведения о лицевом счёте МКД.

Как дачникам избежать штрафа за неуплату водного налога

 Фото: iStock

Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения - лицензии. Она дает право в течение определенного срока пользоваться участком недр в определенных границах. Это возможно только на платной основе.

Лицензию на право пользования недрами могут получить юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также индивидуальные предприниматели. Физическим лицам такая лицензия не выдается.

По закону лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения. Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

Лицензия на право добычи подземных вод выдается на 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе потребуется копия устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины. На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик: налог взимается за каждую тысячу кубометров воды. При этом размер налоговой ставки зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна. Глубина залегания извлекаемых подземных вод в данном случае значения не имеет: величина налога на артезианскую воду и воду, получаемую из верхнего слоя почвы, будет одинаковой.

Нужна ли лицензия на колодец на участке?

Простые дачники могут без всяких разрешений добывать воду из расположенных в пределах принадлежащего им участка простых водозаборных сооружений (колодцев и скважин малого диаметра), которые эксплуатируют первый от поверхности водоносный горизонт. Главные условия - подземные воды должны извлекаться исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки.

Фото: Александр Корольков/РГ

Артезианскую скважину физические лица обустроить не могут. Добыча артезианских вод - это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Она может быть только коллективной.

В законе о недрах нет таких понятий, как "колодец" и "скважина", поэтому данные сооружения можно рассматривать всего лишь как способы обустройства водозабора на участке. Дачник может вырыть у себя на участке колодец глубиной в 5 метров. А если на этой глубине воды нет, то можно копать и глубже, но нужно знать, где проходит источник централизованного водоснабжения в данной местности. К нему присоединиться нельзя.

Кого могут оштрафовать за неправильную эксплуатацию недр?

С 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, с 1 января 2020 года могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать одного миллиона рублей.

Как поставить на баланс колодец

Алена Храмова

Прокуратура Ленобласти: Бесхозные общественные колодцы должны быть поставлены на учет
23.09.2013 13:25
Facebook Вконтакте Twitter Класс Google+
По искам Волховского городского прокурора в Ленобласти общественные колодцы будут поставлены на учет с целью их надлежащего содержания. Об этом сегодня, 23 сентября, корреспонденту ИА REGNUM сообщили в прокуратуре региона.

Волховским городским судом удовлетворены иски Волховского городского прокурора к администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района о признании незаконным бездействия, а также о том, что местная власть обязана обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - общественных колодцев.

Прокуратура установила в ходе проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, что на территории поселения в деревнях Пески и Кипуя расположены общественные колодцы, которые являются действующими источниками питьевого водоснабжения для жителей деревень.

В то же время качество воды не соответствует установленным санитарно-гигиеническим требованиям из-за ненадлежащего их содержания. Колодцы на балансе в реестре муниципальной собственности не состоят и средства из бюджета на их содержание не выделяются.

Представитель администрации МО Кисельнинское сельское поселение в судебном заседании исковые требования прокурора признал.

В настоящее время во исполнение решения суда администрация МО Кисельнинское сельское поселение обязана обратиться в Волховский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области с заявлением о постановке на учет общественных колодцев
По истечении года с момента постановки на учет указанного имущества администрация поселения в соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся) сможет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на колодцы.

Источники права

 Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Автор инициативы - председатель Союза садоводов России, член Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Олег Валенчук. По его словам, в продлении "водной амнистии" заинтересованы многие садоводы.Депутат уточняет, что предлагается наделить некоммерческие садовые, огороднические и дачные организации правом добывать подземные воды для питьевого или технического водоснабжения до 1 января 2024 года без получения лицензии на пользование недрами и другими природными источниками и бесплатно. Для этого нужно внести изменения в Закон "О недрах" и в другие законодательные акты.

Фото: iStock

"Амнистия" действовала до 2020 года. Она давала возможность временно пользоваться уже обустроенными скважинами без предусмотренного законом оформления. Одновременно их владельцы получали время собрать необходимые документы и получить лицензию. "Однако отведенного периода, как показала практика, оказалось недостаточно: кто-то не успел соблюсти все формальности, а кто-то даже не знал о возможности "легализовать" скважины", - заключил Валенчук.

Здесь важно пояснить, о каких скважинах речь. "Лицензирование нужно только для общих скважин (снабжают водой более одного землепользователя), колодцы и частные скважины лицензировать не требуется", - пояснили "РГ" в Союзе дачников Подмосковья. По общим правилам такие частные скважины должны соответствовать следующим требованиям: объем добычи воды из них не превышает 100 кубометров в сутки (это довольно приличный объем), водоносный горизонт не является источником централизованного водоснабжения и расположен над ним, а подземная вода используется для собственных нужд.

Но во многих СНТ есть общие скважины, которые подают воду на дачные участки.

До 2018 года их не надо было лицензировать, но затем законы изменились. И теперь перед председателями СНТ и дачниками стоит проблема - соглашаться на то, чтобы заливать бетоном скважину, или все-таки пытаться получить лицензию. Сделать это сейчас крайне сложно. Теперь же если общая скважина будет ликвидирована, дачникам придется раскошеливаться либо на частные скважины или колодцы, или привозить воду с собой. Общие же скважины без лицензии - вне закона. Если проверяющие органы обнаружат нелицензированную скважину в СНТ, то на него, как на юрлицо, могут наложить штраф в размере от 800 тысяч до 1 млн рублей.

Фото: iStock

Основные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются СНТ при оформлении лицензий, заключаются в следующем: это установление ЗСО (зона санитарной охраны 1-го пояса = 30 метров от скважины), нет документов на землю, где расположена скважина (земли общего пользования СНТ не оформлены), соседи расширили участки за счет участка под скважину и построили там дома или гаражи, либо же нет документов на саму скважину (паспорта скважины). Если "водную амнистию" продлят, то появится упрощенный порядок лицензирования уже существующих скважин.

Дачникам, у которых есть скважины для бытовых нужд, не стоит волноваться. Никто не имеет права проверять их частные скважины. "Контролируют строительство и использование скважин свыше 100 кубов. А их невозможно не заметить, ведь они применяются лишь в промышленных масштабах, требуют насосных станций, постоянного обслуживания, а главное, постоянного использования воды в огромных количествах", - говорит адвокат Алексей Гавришев.

Как поставить на баланс колодец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На балансе организации имеются объекты с отдельными инвентарными номерами: "Канализация ливневая", "Канализация фекальная" и т.д. Есть отдельные объекты: "Колодцы канализационные", "Коллектор канализационный". Данные объекты находятся на одной территории, обслуживают инфраструктуру одной площадки. Данные объекты поступили в рамках одного договора купли-продажи. В накладной объекты были перечислены разными позициями (некоторые объекты стоимостью за единицу были менее 40 тыс. руб., некоторые - более 40 тыс. руб.).
Согласно учетной политике организации основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб. в бухгалтерском учете учитываются в составе материально-производственных запасов.
Объекты стоимостью за единицу более 40 тыс. руб. были приняты на учет в качестве основных средств и учитываются на счете 01. Объекты стоимостью менее 40 тыс. руб. за единицу списаны в момент ввода в эксплуатацию через счет 10 и учитываются на забалансовом счете 04.
1. Должна ли была организация в целях исчисления налога на имущество объединить все эти объекты, включая объекты "Колодцы канализационные" и "Коллектор канализационный", в один комплекс и учитывать их как один объект основных средств?
2. Являются ли объекты "Канализация", "Коллектор канализационный", "Колодцы канализационные" в целях исчисления налога на имущество недвижимым имуществом?
23 октября 2018


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях исчисления налога на имущество организаций организация не обязана объединять все указанные объекты основных средств в один комплекс и учитывать их как один объект основных средств.
Однако, учитывая некоторые функциональные особенности канализационных сетей и их технологическую взаимосвязь с такими отдельными объектами, как "Колодцы канализационные" и "Коллектор канализационный", организации для целей расчёта налога на имущество все указанные объекты следует учесть как недвижимое имущество.
При этом организация вправе продолжать учитывать каждый из рассматриваемых объектов основных средств как отдельный инвентарный объект.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

2 октября 2018 г.

Вниманию руководителей предприятий и организаций. Если артезианская скважина досталась в наследство.

На территории Владимирской области имеется более 360 эксплуатируемых артезианских скважин. Они находятся на площадях промышленных предприятий, организаций, учреждений здравоохранения, гостиниц, кинотеатров, спортивных комп­лексов и других объектов хозяйственной деятельности.

Основная часть работающих скважин используется для добычи под­земных артезианских вод в технических, хозяйственно-питьевых и технологических целях. Но огромное количество скважин в ходе реорганизации предприятий оказались брошены. При этом в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению эксплуатации существующих заброшенных и бурению новых артезианских скважин для хозяйственно-питьевых и технических нужд предприятий.

Владельцы артезианских скважин не всегда представляют себе серьез­ность данных объектов, а также свою ответственность и обязанности при их содержании и эксплуатации. Между тем артезианские скважины - это водозаборные гидротехнические сооружения, предназначенные для добы­чи подземных (артезианских) вод из недр земли.

Для добычи подземных вод в большинстве случаев используются водо­заборы типа буровых (артезианских) скважин. Скважина представляет собой вертикальную шахту, доходящую до водоносного слоя, стенки ее предохранены от обрушения металлическими (полиэтиленовыми) труба­ми, формирующими обсадную колонну. Обсадная труба, выступающая над поверхностью земли, - устье скважины. Для откачки воды из скважины в основном применяются насосы, опущенные в ствол через устье.

Из описания видно, что любая скважина нарушает изоляцию между водоносными горизонтами и поверхностью земли и поэтому создает воз­можность загрязнения. Прямой путь загрязнения - проникновение в под­земное пространство через устье скважины и соединения между трубами обсадной колонны.

При этом каждая скважина - это потенциальный источник загрязнения водного объекта в месте не только ее нахождения, но и всей площади водоносного горизонта и подземного пространства, то есть недр в целом.

ЧТО ТАКОЕ АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ

Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунто­вых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.

Отличительные особенности артезианских вод - залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непос­редственно над ним. Это обеспечи­вает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения. Такие воды имеют высокие сани­тарно-эпидемиологические досто­инства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.

Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распростра­няются на большие площади, фор­мируя водоносный комплекс (под­земный водный объект).

На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов). На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир и др. Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.

ЕСЛИ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО

Согласно Водному кодексу РФ и Закону РФ № 2395-1 от 21.02.92 «О недрах», предприятия и организации, на территории которых распо­лагаются артезианские скважины, являются пользователями недр с целью добычи пресных вод и обязаны иметь лицензию на право пользования недрами (водопользование). Предприятие-пользователь, независимо от вида деятельности и формы собственности, должно эксплуатировать сква­жины в соответствии с действующими правилами.

Если скважины непригодны к эксплуатации или их использование прекра­щено, их, согласно требованиям ст. 107 Водного кодекса и п. 3.5. СП 2.1.5.1059-01, надлежит ликвидировать или законсервировать. Кроме того, пользователь недр в соответствии с ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязан обеспечить сохран­ность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях (в том числе при чрезвычайных ситуациях).

Следовательно, пробурив новую скважину или получив существую­щую в наследство от предыдущих владельцев предприятия, обла­датель артезианской скважины не может забыть о ее существовании. Он должен либо постоянно поддер­живать ее в надлежащем санитарно-техническом (рабочем) состоянии, либо законсервировать или ликви­дировать. Для выполнения требова­ний законодательства необходимо провести ревизию территории объ­екта с целью выявления, с последую­щим восстановлением или ликвида­цией, всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно экс­плуатируемых скважин, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ АРТЕЗИАНСКИХ СКВАЖИН

Первоначально размещение и оборудование артезианской скважины проводится согласно проекту ее строительства и организации зоны сани­тарной охраны (ЗСО), разработанному в соответствии с СНиП 2.04.02-84, СП 2.1.5.1059-01, СанПиН 2.1.4.1110-02 и имеющему санитарно-эпидемио­логическое заключение о соответствии санитарным правилам. Конструкция любой скважины изначально обеспечивает герметичность соединений труб обсадной колонны, герметичность устья (оголовка), возможность осу­ществления профилактических и ремонтно-восстановительных работ при эксплуатации.

Каждую скважину оборудуют аппаратурой для систематического конт­роля соответствия дебита проектной производительности, уровня воды, отбора проб воды для лабораторных исследований. Для защиты от внешне­го воздействия устье (оголовок) скважины обваловывается и располагается в наземном павильоне или подземной камере. Павильон (камера) имеет герметичные пол, стены, крышу и герметично закрытые люки, располагае­мые над устьем для монтажа и демонтажа скважинных насосов, проведения других ремонтно-восстановительных работ.

По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должная быть спланирована, огороже­на, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.

Водозаборные сооружения (скважину), устроенные, как описано выше, владелец обязан постоянно поддерживать в заданном санитарно-техническом состоянии.

ЕСЛИ СКВАЖИНА РАБОЧАЯ

Вариант первый. Водозабор эксплуатируется в постоянном режиме для получения подземных вод, используемых предприятием для питьевых, хозяйственно-бытовых, технологических и других целей (скважина рабочая).

1.Постоянно должны проверяться и восстанавливаться санитарно-техническое состояние (особенно герметичность) оголовка скважины, люков, крыши и пола павильона, трубопроводов.

2. В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1. 4.1110-02 регулярно ведутся учет объемов воды, отбираемой из водозабора, замеры положения ее уровня для систематического кон­ роля дебита скважины. Учет ведут в специальных журналах инструментальных наблюдений.

Если артезианская вода исполь­зуется для хозяйственно-питьевых целей, лабораторный контроль ее качества организуют в соот­ветствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. При использовании артезианской воды для всех осталь­ных целей, кроме питьевых, лабо­раторный контроль ее качества организуют в соответствии с п. 5.5 СП 2.1.5.1059-01. В обязательном порядке лабораторные исследо­вания проводятся не реже одного раза в 6 месяцев (весна, осень) по следующим показателям: перманганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.

РЕЗЕРВНАЯ СКВАЖИНА

Вариант второй. Водозабор не эксплуатируется в постоянном режи­ме, а предназначен для получения подземных вод при чрезвычайных и экстренных ситуациях (скважина резервная).

Довольно часто при многолетней эксплуатации сква­жин наблюдаются случаи ухудшения состояния водоза­бора - уменьшение дебита, ухудшение качества воды, практически полное зарастание сечения труб железисты­ми отложениями, появление пескования, приводящего к заиливанию скважины и выходу из строя водоподъемного оборудования, и т.п. Для своевременного обнаружения данных процессов и предусмотрены регулярные инстру­ментальные и лабораторные наблюдения.

Ухудшение качества отбираемых вод и уменьше­ние дебита скважины свидетельствуют о неудовлет­ворительном состоянии подземных вод и могут быть связаны со многими причинами. Для установления их владелец водозабора должен привлечь специализированную организацию, которая, в зависимости от своего технического и гидрогеологического состоя­ния, даст рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации, проведении ремонтно-восстановительных работ, консервации или ликвидации скважины. На основании данных рекомендаций владелец сква­жины по согласованию с органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора принимает решение о проведении необходимых мероприятий. Консервация и ликвида­ция дефектных скважин заметно сокращают площади загрязненных подземных вод и понижают их минера­лизацию.

ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ СКВАЖИНА

Вариант третий. Скважины водозаборов, эксплуата­ция которых прекращена по тем или иным причинам на срок более б месяцев (в том числе до проведения необ­ходимых мероприятий по охране недр и окружающей среды), подлежат консервации в соответствии с требо­ваниями п. 3.5 СП 2.1.5.1059-01.

СКВАЖИНА ПОД ЛИКВИДАЦИЮ

Вариант четвертый. Скважины водозаборов, кото­рые непригодны к эксплуатации по геологическим, тех­ническим, технологическим, экологическим, санитар­но-эпидемиологическим и другим причинам, подлежат ликвидации.

НЕ БРОСАЙТЕ СКВАЖИНУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ!

Из всего сказанного выше следует, что водозабор­ные сооружения типа артезианских скважин не могут быть брошены по чьему-либо желанию, а владельцы территории, на которой они находятся, обязаны при­вести их в надлежащее санитарно-техническое состо­яние и содержать по одному из четырех указанных вариантов.

При этом все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только спе­циализированные организации в соответствии с про­ектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора.

Каждый пользователь (владелец) водозаборных сооружений оформляет и хранит пакет документов, включающий следующее:

  • Для каждой артезианской скважины - собственный паспорт, в котором указаны все геологические, гидрогеологические, технические свойства и санитарная характеристика скважины, в дальнейшем подлежащие контролю.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соот­ветствии водного объекта санитарным правилам.
  • Программа производственного контроля за хо­зяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, согласованная с органами Роспотребнадзора.
  • Лицензия на право пользования недрами (водо­пользование).
  • Результаты лабораторного контроля качества под­земной воды (протоколы).
  • Эксплуатационные журналы учета.
  • Акт о ликвидации или консервации скважины.

Если каждый владелец водозаборных сооружений станет выполнять названные требования законодательст­ва по охране недр и подземных вод от загрязнения, у жителей области будет запас чис­тых подземных вод питьевого качества.

Как поставить на баланс колодец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Орган муниципальной власти принимает к учету в состав имущества казны бесхозные нефинансовые активы (водопроводы и газопроводы). Кадастровая и рыночная стоимость учреждением определены.
По какой стоимости поставить на баланс данные объекты?
11 сентября 2020


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В состав имущества казны бесхозяйные объекты нефинансовых активов принимаются по справедливой (текущей оценочной) стоимости.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Учет имущества казны осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, так как от имени публично-правового образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции (п. 2 ст. 215 части первой ГК РФ). В свою очередь, порядок бухгалтерского учета нефинансовых активов в составе имущества казны регламентируется положениями Инструкции N 157н и Стандартом "Концептуальные основы. ". Отражение в бюджетном учете уполномоченного органа операций с объектами имущества казны производится также в соответствии с положениями Инструкции N 162н.
В рассматриваемой ситуации в состав имущества казны органа муниципальной власти поступают бесхозяйные объекты недвижимости. Отметим, что в соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п.п. 25, 31 Инструкции N 157н, п. 52 Стандарта "Концептуальные основы. ").
Текущая оценочная стоимость объектов нефинансовых активов определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н). В целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива при определении текущей оценочной стоимости объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в том числе и из экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25, 31 Инструкции N 157н, п. 59 Стандарта "Концептуальные основы. "). Таким образом, определенная рыночная оценка может быть признана в качестве текущей оценочной стоимости.
В рассматриваемой ситуации текущая оценочная стоимость объектов нефинансовых активов определена, следовательно, учреждению целесообразно принять данное имущество в состав имущества казны по справедливой стоимости. По объектам недвижимого имущества, принимаемого в состав казны, единственной документально подтвержденной оценкой может оказаться кадастровая стоимость. Ранее специалисты финансового ведомства отмечали, что в такой ситуации комиссией по поступлению и выбытию активов может быть принято решение о принятии к учету объекта недвижимого имущества в оценочной стоимости, равной кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657). Также допускалось принятие объектов выморочного имущества к учету в составе имущества государственной (муниципальной) казны по справедливой (рыночной) стоимости, а в случае ее отсутствия - по кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 22.10.2019 N 02-06-10/81211).
Следует отметить, что отражение только по кадастровой стоимости в учете органа исполнительной власти возможно в случае принятия к учету земельных участков в состав государственной (муниципальной) казны (п. 142 Инструкции N 157н).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

18 августа 2020 г.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения

Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.

Разграничение балансовой принадлежности сетей

Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.

Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.

Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.

Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.

Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.

Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.

В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.

При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности

Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.

Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.

Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.

Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.

Способы решения проблемы

Нашей юридической фирмой «Южный региональный центр поддержки ЖКХ» выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.

Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.

Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.

При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.

При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.

  • не хотят ссориться с РСО;
  • думают, что судиться – дорого и сложно;
  • полагают, что судиться с монополистом бесперспективно.

Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.

Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.

Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.

Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.

В заключение

Рекомендуем вам после прочтения статьи проверить договоры с РСО. Если у вас отсутствует акт разграничения или он есть, но граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нём указана не по внешней стене многоквартирного дома, или есть «бесхозяйные» участки, – не откладывая, обращайтесь в суд за защитой ваших нарушенных прав.

Автор статьи – Дмитрий Андреевич Топоров, зам. руководителя ЮРЦП ЖКХ, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права РГЭУ «РИНХ».

Читайте также: