Как настроить игралтнуж трубу

Обновлено: 07.07.2024

Как играть на трубе

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 81 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 9. Вы найдете их список внизу страницы.

В этой статье:

Майлз Дэвис. Диззи Гиллеспи. Мэйнард Фергюсон. Эти легендарные трубачи не родились, зная, как играть - они работали над этим. Если вы только что взяли трубу, начинайте практиковаться сегодня! Со временем вы сможете хвастаться перед друзьями, присоединиться к группе или просто играть для удовольствия. Игра на трубе - это хобби и подарок, который дается на всю жизнь.

Простая методика настройки фазоинвертора


«Колонкостроительством» я начал заниматься ещё в начале 80-х. Вначале это был просто «динамик в ящике», но затем, конечно, я принялся изучать влияния параметров ящика (и фазоинвертора) на звучание динамика.

Попав на этот автомобильный сайт, я увидел много «сабвуферостроителей», и был сильно поражён, что для подавляющего большинства это просто «динамик в ящике», и чем больше размер динамика и ящика, тем лучше. Да, в некоторой степени, для закрытого ящика это верно. Но никак не для фазоинвертора…

Фазоинвертор требует тщательной настройки. А что мы видим на практике? В качестве фазоинвертора люди монтируют канализационные трубы непонятной длины, делают «щелевые фазоинверторы» по образу: «по этим отличным размерам Петя делал», ставят при этом совсем другой динамик. Тот, кто не может сделать по нормальному – изготавливает закрытый ящик (и правильно делает!).

Конечно же, есть такие отличные программы для моделирования акустики, к примеру, JBL SpeakerShop. Но они потребуют от вас введения множества исходных параметров. И даже зная эти параметры, расхождение в реальности получится, просто большое (динамик окажется совсем другой, короб немного различается по размерам, наполнителя не знаем, сколько нужно, фазоинверторная труба немного другая и т.п.)

Есть простой метод для настройки фазоинвертора, при которой не потребуется знать правильные исходные данные для ваших динамиков, ящиков, а также не требуются сложные измерительные приборы или математические расчёты, а также не потребуются очень сложные измерительные приборы или же расчёты математические. Скажу проще, всё уже было давно продумано и проверено на практике!

Методика настройка фазоинвертора, даёт погрешность 5%. И существует более 30-ти лет. Я ей пользовался еще, будучи школьником.

Для начала, нужно разобраться, чем ящик с фазоинвертором отличается от закрытого ящика?

Каждый динамик, как механическая система, обладает собственной резонансной частотой. Выше этой частоты динамик звучит «довольно гладко», а вот ниже – уровень, создаваемого им звукового давления, падает. Причём падает со скоростью 12 дБ на октаву (т.е. в 4 раза на двукратное снижение частоты). За «нижнюю границу воспроизводимых частот» принято считать частоту, на которой уровень падает на 6 дБ (т.е. в 2 раза).


АЧХ динамика в открытом пространстве

Установив динамик в ящик, его резонансная частота немного повысится, из-за того, что к упругости подвеса самого диффузора добавится упругость сжимаемого в ящике воздуха. Подъём резонансной частоты неминуемо «потянет за собой» вверх и нижнюю границу воспроизводимых частот. Чем меньше объём воздуха в ящике, тем выше его упругость, и, следовательно, выше резонансная частота. Отсюда и возникает желание «сделать ящик побо-о-о-ольше».


Жёлтая линия – АЧХ динамика в закрытом ящике

Сделать ящик «побольше» в некоторой степени можно не увеличивая его физические размеры. Для этого ящик заполняют демпфирующим материалом, например, ватой. Не будем вдаваться в физику этого процесса, но по мере увеличения количества такого наполнителя, резонансная частота динамика в ящике понижается (увеличивается «эквивалентный объём» ящика). Если же наполнителя будет слишком много, то резонансная частота начинает повышаться снова.

Опустим влияние размеров ящика на другие параметры, такие как добротность. Оставим это опытным «колонкостроителям». В большинстве практических случаев, из-за ограниченного пространства, объём ящика получается довольно близкий к оптимальному (мы же не строим колонки размером со шкаф). И смысл статьи, не загружать вас сложными формулами и расчётами.

Отвлеклись. Ну, с закрытым ящиком теперь всё ясно, а что же даёт нам фазоинвертор? Фазоинвертор – это «труба» (не обязательно круглая, может быть и прямоугольного сечения и узкая щель) причём определённой длины, которая совместно с объёмом воздуха в ящике обладает собственным резонансом. На этом «втором резонансе» поднимается звуковая отдача колонки. Необходимо выбрать частоту резонанса немного ниже частоты резонанса динамика в ящике, т.е. в той области, где у динамика начинается спад звукового давления. Таким образом, там, где у динамика начинается спад, возникает подъём, который в какой-то степени этот спад компенсирует, расширяя нижнюю граничную частоту воспроизводимых частот.


Красная линия – АЧХ динамика в закрытом ящике с фазоинвертором

Кстати, ниже частоты резонанса фазоинвертора спад звукового давления будет круче, чем у закрытого ящика и составит 24 дБ на октаву.

Следовательно, фазоинвертор позволяет расширить диапазон воспроизводимых частот в сторону нижних частот. Так как же выбрать частоту резонанса фазоинвертора?

Если частота резонанса фазоинвертора будет выше оптимальной, т.е. она будет находиться близко к резонансной частоте динамика в ящике, то мы получим «перекомпенсацию» в виде выпячивающегося горба на частотной характеристике. Звучание станет бочкообразным. Если частоту выбрать чересчур низкую, то подъём уровня не будет чувствоваться, т.к. на низких частотах отдача динамика падает слишком сильно (недокомпенсировали).


Голубые линии – не оптимальная настройка фазоинвертора

Это очень тонкий момент – или фазоинвертор даст эффект, или не даст ничего, или, наоборот, испортит звучание! Частоту фазоинвертора необходимо выбирать очень точно! Но где взять эту точность в гаражно-домашней ситуации?

На самом деле, коэффициент соразмерности между частотой резонанса динамика в ящике и частотой резонанса фазоинвертора, в подавляющем большинстве реальных конструкций составляет 0,61 – 0,65, и если принять его равным 0,63, то погрешность составит не больше 5%.

Кому интересно почитать теорию рекомендую:
1. Виноградова Э.Л. «Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками», Москва, изд. Энергия, 1978
2. «Ещё о расчёте и изготовлении громкоговорителя», ж. Радио, 1984, №10
3. «Настройка фазоинверторов», ж. Радио, 1986, №8

Теперь перенесём теорию на практику – так нам ближе.

Как же измерить резонансную частоту динамика в ящике? Как известно, на резонансной частоте, «модуль полного электрического сопротивления» (Impedance) звуковой катушки возрастает. Проще говоря – сопротивление возрастает. Если для постоянного тока оно составляет, к примеру, 4 Ома, то на резонансной частоте оно вырастет до 20 — 60 Ом. Как это измерить?

Для этого, последовательно с динамиком нужно включить резистор номиналом на порядок выше собственного сопротивления динамика. Нам подойдёт резистор номиналом 100 – 1000 Ом. Кстати, измеряя напряжение на этом резисторе, мы можем оценивать «модуль полного электрического сопротивления» звуковой катушки динамика. На частотах, где сопротивление динамика будет высокое – напряжение на резисторе будет наименьшим, и наоборот. Так, а чем измерить?


Измерение импеданса динамика

Абсолютные значения нам не важны, нам нужно лишь найти максимум сопротивления (минимум напряжения на резисторе), частоты сравнительно низкие, поэтому можно воспользоваться обычным тестером (мультиметром) в режиме измерения переменного напряжения. А где взять источник звуковых частот?

Конечно, в качестве источника лучше использовать генератор звуковых частот… Но оставим это профессионалам. Проще всего создать компакт-диск с записанными треками звуковых частот, созданный в какой-либо компьютерной программе, например, CoolEdit или Adobe Audition. Даже я, имея измерительные приборы дома, создал CD на 99 треков, по несколько секунд каждый, с рядом частот от 21 до 119 Гц, с шагом 1 Гц. Очень удобно! Переключаешь треки – меняешь частоту. Частота равна номеру трека + 20. Довольно просто!

Процесс измерения резонансной частоты динамика в ящике выглядит следующим образом: «затыкаете» отверстие фазоинвертора (куском фанеры и пластилином) включаете CD на воспроизведение, устанавливаете приемлемую громкость, и, не изменяя её, «прыгаете» по трекам и находите трек, на котором напряжение на резисторе будет минимально. Всё – теперь частота вам известна.

Кстати, параллельно, измеряя резонансную частоту динамика в ящике, вы можете подобрать оптимальное количество наполнителя для вашего ящика! Постепенно добавляя количество наполнителя, смотрите изменение резонансной частоты. Находите то оптимальное количество, при котором резонансная частота будет минимальная.

Зная значение «резонансной частоты динамика в ящике с заполнителем» легко найти оптимальную резонансную частоту фазоинвертора. Просто-напросто умножьте её на 0,63. К примеру, получили резонансную частоту динамика в ящике 62 Гц – следовательно, оптимальная частота резонанса фазоинвертора будет примерно 39 Гц.

Теперь «открываем» отверстие фазоинвертора, и, изменяя длину трубы (тоннеля) или её сечение, настраиваем фазоинвертор на требуемую частоту. Как это сделать?

Да с помощью того же резистора, тестера и CD! Только нужно не забывать, что на частоте резонанса фазоинвертора, наоборот, «модуль полного электрического сопротивления» катушки динамика падает до минимума. Поэтому, искать вам нужно не минимум напряжения на резисторе, а, наоборот максимум – первый максимум, который находится ниже частоты резонанса динамика в ящике.

Конечно, частота настройки фазоинвертора будет отличаться от требуемой. И поверьте – очень сильно… Обычно, в сторону низких частот (недокомпенсация). Для повышения частоты настройки фазоинвертора нужно укорачивать тоннель, либо увеличивать площадь его поперечного сечения (диаметр). Делать это нужно понемногу, по полсантиметра…

Примерно так будет выглядеть в области нижних частот модуль полного электрического сопротивления динамика в ящике с оптимально настроенным фазоинвертором:


Вот, и вся методика. Очень просто, и в то же время, даёт довольно правильный результат.

4 проверенных способа настроить гитару

1. Как настроить гитару через приложение на смартфоне

Самый популярный способ, который подойдёт новичкам и даже людям с полным отсутствием музыкального слуха. С помощью встроенного в телефон микрофона мобильное приложение-тюнер определяет высоту звука каждой струны и подсказывает, насколько её нужно ослабить или натянуть.

Yousician Ltd Цена: Бесплатно



Yousician Ltd. Цена: Бесплатно


Fender Digital Цена: Бесплатно



Fender Digital, LLC Цена: Бесплатно


  • Скачайте из App Store или Google Play одно из приложений на свой смартфон. Они работают одинаково и отличаются лишь внешним видом шкалы настройки.
  • Запустите приложение, перейдите в режим настройки и выберите стандартный строй (E-B-G-D-A-E). Если в приложении есть режим «Авто», включите его. В противном случае нажмите кнопку первой струны и не забывайте переключаться на другие во время настройки.
  • Дёрните первую струну и, ориентируясь на подсказки тюнера, натяните или ослабьте с помощью соответствующего колка.
  • Повторите процедуру для второй и всех остальных струн.

2. Как настроить гитару с помощью тюнера

По сути, аналогичный предыдущему способ настройки, единственное отличие которого заключается в использовании аппаратного, а не цифрового тюнера. Подобные устройства продаются по демократичным ценам в любом музыкальном магазине или на AliExpress.

Существуют тюнеры в виде небольших коробочек, прищепок или педалей. Все они работают по одному принципу — улавливают звук через микрофон или аудиовыход, а затем анализируют высоту звука и указывают, насколько он отличается от эталонного.

  • Включите тюнер и перейдите в режим настройки гитары. Выберите стандартный строй (E-B-G-D-A-E), если есть такая функция.
  • Дёрните первую струну, а затем ослабьте или натяните её, ориентируясь на шкалу тюнера.
  • Убедитесь, что на экране отображается правильный номер струны, и доведите натяжку до такого уровня, чтобы индикатор был строго посередине. В некоторых тюнерах правильная настройка сопровождается звуковым сигналом или изменением цвета подсветки.
  • Повторите процедуру для второй и остальных струн.

3. Как настроить гитару на слух по пятому ладу

Самый распространённый вариант настройки, который чуть сложнее предыдущих. Он требует хотя бы минимального слуха, зато позволяет обойтись без каких-либо дополнительных устройств.

Суть метода в том, что струны настраиваются относительно друг друга. Например, открытая первая струна дает ноту ми, как и вторая, прижатая на пятом ладу. То есть для настройки нужно зажать вторую струну на пятом ладу, поочерёдно дёрнуть её и первую открытую струну, а затем, вращая колок второй, добиться звучания в унисон.

Как настроить первую струну

  • Подтяните первую струну, чтобы она не провисала. В идеале её нужно настроить на ноту ми по тюнеру, другому инструменту или на слух, но если вы играете в одиночку — это необязательно. Достаточно примерной настройки.

Как настроить вторую струну

  • Дёрните открытую первую струну, а затем — вторую, прижатую на пятом ладу. Они должны звучать в унисон, то есть звук обеих обязан сливаться.
  • На расстроенной гитаре такое звучание у второй струны будет, скорее всего, не на пятом ладу, а где-нибудь на четвёртом-третьем или седьмом. Пройдитесь по грифу, прижимая вторую струну в разных позициях, и дёргайте её поочерёдно с открытой первой, чтобы найти лад, на котором они звучат в унисон.
  • Если это место будет выше пятого лада, значит вторая струна ослаблена и для настройки её необходимо натянуть. Если, наоборот, унисон находится ниже пятого лада, то струна перетянута и её нужно ослабить.
  • Вращая колок второй струны, добейтесь звучания в унисон. Звук обеих струн должен сливаться.
  • По мере приближения к точной настройке эффект дребезжания звука будет нарастать, а затем полностью исчезнет и снова появится, если перетянуть струну. Ваша задача: поймать момент, когда дрожь отсутствует — это и будет унисон.

Как настроить третью струну

  • Дёрните открытую вторую струну, а затем третью, прижатую на четвёртом ладу. Вращайте колок третьей струны, чтобы добиться одинакового звучания.

Как настроить четвёртую, пятую и шестую струны

  • Все остальные струны подстраиваются по такому же принципу.
  • Четвёртая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с открытой третьей, пятая на пятом ладу — с открытой четвёртой, а звук шестой струны, зажатой на пятом ладу, должен совпадать с открытой пятой.

4. Как настроить гитару на слух по флажолетам

Наиболее точный и удобный, но одновременно и самый сложный способ. Помимо музыкального слуха, необходим определённый навык владения инструментом, а именно — способность извлечения флажолетов.

Метод строится на сравнении обертонов струн, которые возникают при взятии флажолетов. Для их получения нужно дёрнуть струну, чуть касаясь ее подушечкой пальца над ладовыми порожками определённых ладов.

Читайте также: