Как царь оказался у колодца

Обновлено: 07.07.2024

 Как царь оказался у колодца?  Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
 Как автор описывает Кощея Бессмертного?
 Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
 Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
 Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
 Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
 Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?
 Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)
 Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?
 Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?
 Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
 Как вы думаете, почему Марья-царевна решила царе¬вичу?
ли царевичу ее совет?
 Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

у автора романа по-разному относится к каждому из героев. одним он дает красивую внешность, за которой, к сожалению ничего не стоит, другим богатый внутрений мир, но без красоты.

заметно, что толстой, когда описывает своих любимых героев не награждает их красивой внешностью. (например наташа ростова, пьер безухов). ты потом можешь больше раскрыть тему ,больше рассказывая о героя романа, бери цитаты из текста. пример того, что когда толстой дает портрет своих любимых персонажей он всегда описывает их глаза.

Притча об отравленном колодце

Интересно почитать старинные книги и копии с них.
Там проскакивает одна интересная тема - что когда свирепствовала чума, то люди в сёлах
день и ночь охраняли подступы к селу, чтобы не впустить распространителей этой чумы

Оно и правильно - НИЧТО просто так не возникает на ровном месте - на всё
нужна чья-то воля и исполнители

Сейчас мы наблюдает ровно то же самое.

Целый год ослабляли иммунку локдаунами и намордниками, вместе с тем, плохая пища и плохая вода и без вирусов способствовали распространению заболеваний, которые для здорового человека не представляют опасности. Сверху на головы сыплются химтрейлы, повсеместно в помещениях стоят рамки, микроволновые вышки расставлены по всем населённым пунктам, но стадо упорно думает (тут нужно другое слово), что власти о нём заботятся. Просто трагедия. И ведь не доходит, хоть лбами их бей об стену. Знай, тычут пальцами в смартфоны, знай суют бананы в уши.

Сегодня в одном уважаемом тлг-канале промелькнула инфа, что если к 15.07. ситуация не улучшится, Россию ждет ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЛОКДАУН.

Помните у Стругацких в "Понедельнике" - ". кадавр жрал. "? Пространство России сворачивается в трубочку для белого порошка.

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

Все учащиеся будут уметь: понимать содержание художественного произведения, осмысливать тему.

Большинство учащихся будут уметь: задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Некоторые учащиеся будут уметь: выделять элементы композиции в тексте

Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость.

Связь с предметом самопознание, музыкальная литература

Использование аудиозаписей романса на стихи В.А.Жуковского и аудиозапись сказки

На предыдущем уроке учащиеся знакомились с жанром сказки, дома прочитали произведение

5 мин от начала

10 мин от начала

15 мин от начала

20 мин от начала

10 минут до конца урока

5 минут до конца урока

Введение в среду урока

Звучит романс «Вечер» на стихи В.А.Жуковского.

Дети записывают в тетрадь тему урока.

- Как вы думаете, почему сегодня урок по В.А. Жуковскому начался с этого романса?

В.А.Жуковский - замечательный поэт 19 века, его перу принадлежит не одно стихотворение. Стихотворение «Вечер» Жуковского положены на музыку П.И.Чайковским и включены в оперу «Пиковая дама».

Повторение изученного (вопросы по пройденному на предыдущем уроке)

- К какому жанру литературы относится произведение Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

(литературная поэтическая сказка)

- Что такое сказка? Дайте определение.

(это устно-поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях)

- Чем отличается литературная сказка от народной?

(имеет определённого автора, описывает события реальной жизни)

Работа в группах

- Используя материалы учебника(стр 45-46), в группах ответьте на предложенные вопросы:

1.Кому принадлежат строчки:

«Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…»?

2.Кто сказал о Жуковском, что он дал русской поэзии «душу и сердце»?

3. В какой балладе Жуковский описал святочные гадания («Раз в крещенский вечерок/Девушки гадали…»)?

4. Перечислите сказки, какие написал Жуковский.

5. Сюжет какой сказки А.С.Пушкин предложил В.А.Жуковскому? Дайте её полное название.

Учащиеся совместно ищут ответы на вопросы и записывают в тетрадь. После представляют свои ответы. Каждая группа озвучивает ответ на 1 из вопросов. Остальные уч-ся дополняют ответы и оценивают выступление уч-ся поднятием пальца вверх.

Если время урока ограниченно, каждая группа может работать только над одним заданием из пяти.

Прослушивание текста и словарная работа

- Сейчас вы будете слушать отрывок из сказки. В тетрадках отметьте незнакомые и устаревшие слова, значение которых вам не понятно. Чуть позже вместе мы попробуем найти значение непонятных слов. Например:

Активное обучение «Шапка вопросов»

- Придумайте и запишите по одному вопросу по содержанию текста.

В шапку ложатся записочки с вопросами. Некоторые ученики подходят к шапке, вынимают бумажку с вопросом и отвечают.

- Как царь оказался у колодца?

- Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

- Как автор описывает Кощея Бессмертного?

- Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

- Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

- Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

- Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя.

- Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)

- Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?

- Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?

- Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

- Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царевичу?

- Помог ли царевичу ее совет?

- Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

6. Работа над композицией сказки (в парах)

- Вспомните из каких частей состоит композиция сказки (стр. 28 старого учебника)

Перед вами лежит готовая композиция начала сказки. Только одна из частей композиции заблудилась и стоит не на своём месте. Ваша задача правильно пронумеровать части композиции.

2. Иван-царевич в лесу встречается с Кощеем.

3. Колодец в лесу.

4. Встреча с Кощеем.

5. Неожиданная весть.

6. Царевич собирается в дорогу.

7. Встреча Ивана с Марьей-царевной.

8. Иван-царевич у Кощея

2) Колодец в лесу.

3) Встреча с Кощеем.

4) Неожиданная весть.

5) Иван-царевич в лесу встречается с Кощеем.

6) Царевич собирается в дорогу.

7) Встреча Ивана с Марьей-царевной.

8) Иван-царевич у Кощея

7. Домашнее задание

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 47. Кто на ней изображён? Какой эпизод сказки нарисован? А вы как представляли Берендея? Рассмотрите иллюстрации на других страницах учебника. Кто художник? Какая иллюстрация больше нравится?

- А какой эпизод сказки смогли бы проиллюстрировать вы.

- Художественное пространство сказки Жуковского делится на два мира: мир людей и чужой мир, а именно – Царство Кощея. Попробуйте нарисовать один из миров.

Запись в дневниках: нарисовать Царство Берендея или Царство Кощея.

«Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Аудиозапись романса Чайковского П.И. на стихи поэта Жуковского В.А. «Вечер»

История встречи Христа и самарянки: как зло может быть обращено в добро

История о самарянке, как бриллиант, играет разными гранями, но мы в этот раз посмотрим на нее с одной стороны — как на историю о благодати. Вспомним Евангельский рассказ:

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Читать полностью

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан.4:7-29)

Самарянка приходит к колодцу днем, в жару, а не утром, как обычные домохозяйки — очевидно потому, что она не хочет попадаться на глаза односельчанкам. У нее, как сказали бы сейчас, «все сложно», а почтенные замужние женщины, особенно в патриархальных обществах, склонны ненавидеть «гулящих» лютой ненавистью — опасаясь за своих мужей. Она охотно не ходила бы к колодцу вообще — она просит Господа, «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать», но жажда гонит ее за водой.

Жажда — одна из тем этого повествования и одна из важных тем Писания вообще. Как говорит Пророк,

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко»

(Ис.55:1)

Эта женщина жаждет воды; но она жаждет и чего-то другого — не менее необходимого для жизни, чем вода.

Самарянка имела пять мужей — едва ли она овдовела пять раз подряд, скорее речь идет об отношениях, которые оканчивались разрывом. Ни один из этих мужчин не мог или не хотел ответить на ее потребность в любви, признании и защищенности. Ее потребностью в этом пользовались — и шли дальше. Сначала был период любви, надежды, что вот, наконец, жизнь началась, потом она опять оказывалась у разбитого корыта — жизнь была похожа на воду, которая не утоляет жажду, или утоляет ее на короткое время. Потом она смирилась с тем, что хоть кто-то будет рядом с ней — даже если он ведет себя совсем не как муж.

Евангелие многослойно; и конечно, у этой истории есть прямой, буквальный исторический смысл — речь идет о конкретной женщине, с конкретным лицом и именем, которую встретил Иисус в конкретной точке времени и пространства. Но у евангельских событий есть еще одно измерение — это история о человеческой душе, которая ищет сначала счастья, потом хотя бы утешения, потом хотя бы облегчения, и не находит — потому что подлинное счастье найти можно только у Бога.

Как говорит Пророк Иеремия,

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

(Иер.2:13)

Бедная женщина долго искала воды в разбитых водоемах — и вот ее встречает Господь.

Иисус говорит ей «все, что она сделала» — и это отнюдь не льстит самолюбию. Но Он говорит это явно как-то иначе — не так, как говорили кумушки у колодца. Кажется, Он обличает ее непутевую жизнь, но это обличение приносит неожиданный плод — она не чувствует себя уязвленной, униженной, отброшенной. Напротив, она решительно идет к односельчанам (тем самым людям, избегая встречи с которыми она пришла к колодцу именно в полдень) и смело проповедует им. «Все, что она сделала», то, что было предметом позора, унижения, вины, обернулось чем-то другим. Иисус видит ее насквозь — но не осуждает и не отвергает ее; вся история ее падения, греха и бесчестья, неправд, которые она сделала и неправд, которые она потерпела от других, оказывается частью чего-то огромного, таинственного и прекрасного — истории ее спасения и спасения всего мира.

Как Иосиф в книге Бытия говорит своим братьям:

«вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро»

(Быт.50:20)

Зло, которое потерпела эта женщина, зло, которое она совершила, Бог таинственным образом обращает к добру. Ее грехи не просто прощены; она встречает Христа на своем жизненном пути — и благодаря этому оказывается, что этот путь вел к Нему.

Так бывает — человек становится наркоманом, докатывается до дна, и из глубины взывает к Богу, и Бог вытаскивает его, а история его падения и спасения оборачивается к назиданию и пользе для многих. Или человек совершает преступление, попадает в тюрьму, и там раскаивается перед Богом — тогда Бог берет его грех и его несчастье, и обращает его к спасению. Или абортмахер раскаивается в том зле, которое творил, и становится борцом за жизнь — и Бог использует его прежний страшный опыт в этой новой борьбе.

Удивительная особенность новозаветных повествований — они не скрывают немощи, падений и грехов людей Божиих. Апостолы спорили из-за почетных мест по правую и левую руку, и разбежались, когда Иисуса схватили; святой Петр три раза отрекся; святой Павел был жестоким гонителем. Зачем Апостолы рассказывают об этом? Не подрывает ли это их учительный авторитет? Обычно все мы стремимся показать себя в наилучшем свете, и предать милосердному умолчанию наши грехи и провалы — почему Апостолы говорят о них вполне охотно?

Апостол Павел объясняет, почему:

«Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной»

(1Тим.1:16)

Благая весть говорит о том, что люди, павшие и опозорившиеся, далеко заблудившиеся и измученные, могут прийти к Господу Иисусу — и Он преобразит историю их падения в историю Своей милости.

Это благодать Божия — которая находит сломленных, потерянных, глубоко раненных своими и чужими грехами людей, и дает им достоинство, радость и новую жизнь. Жизнь, которой они делятся с другими — так, что вода, которую дает Христос, делается в них источником воды, текущей в жизнь вечную.

Иван-царевич в подземном царстве

Зачиналася, починалася славная сказка, повесь. Не́ в каком царсве, не́ в каком государстве, а именно в том, где и мы живём, на ровном месте, как на скатерти, жил-был царь вольной человек. Этот царь был слепой. У царя было три́ сына: Фёдор-царевич, Василей-царевич и Иван-царевич: лежит на печке на муравленке, в саже да соплях запатралса. Вот Фёдор-царевич и стал говорить отцу: «Вот ты, отеч, живёшь слепой, дай мне коня доброго, сто рублей денёг и благословленьё, я поеду в иностранные земли искать глазну́ю воду́ и живую воду́, и мёртвую воду́». Царь дал ему сто рублей денёг, коня доброго и благословил, тот и поехал. Ехал близко ле, далёко, низко ле, высоко, не так скоро дело делаитци, как сказка сказываетця. Доехал Фёдор-царевич до ростаней широких: одна дорога ехать — конь сыт, сам будёшь голодён, другая дорога — сам сыт, конь голодён, а третья дорога — живому не быть. Думал, думал, поехал, где самому голодному. Ехал, ехал, доехал до двора — дом стоит превеличающей, городом назвать, дак мал добре́, а теремом назвать, дак велик добре́. Выскочили из этого двора-дому три девичи. «Ай, Фёдор-царевич, к нам заходи-ко, твой-от батюшко бывал, квасу пивал, хлеба-соли едал». Сейчас коня подхватили, насыпали коню овсу, пшоны белояровой; завели его к себе в дом, сел за стол, чаем напоили. «Ну, — говорят, — не угодно ле со мной в тёплу лежню, позабавится». — «Можно». Увела, привела к кровати. «Ну, давай, Фёдор-царевич, ложись на кровать». Фёдор-царевич на кровать лёк, вдруг и у́рнул, полетел в погреб сорок сажон: кровать была с подлогом. В погребу есть уж много молодцов, спрашивают: «Хто такой ты есть?» — «А я такой-то, Фёдор-царевич». — «Вот хорошо». — Им-та и пища: бросят соломки, пол вымоют, воды улью́т, та и пи́ща. Хорошо.

Этот царь с месяц времени дожидал сына, не мог дождать, в печаль вдалса. Другой брат Василей-царевич тоже стал просится, и ему царь дал сто рублей денег. (и пр. и пр. Опять в ту же дорогу поехал, и с ним тоже случилось). Иван-царевич с печи стал, умылса, сопли утёр, стал просить у отца благословления, живу воду, мимо и братьев искать. Царь его уговаривал. «Куда ты, дитя, те уехали — пропали, уедешь, у меня государство должно нарушится». — «Любезной батюшко, дашь благословленье пойду и не дашь пойду». Дал царь благословенье и сто рублей денег и хорошого коня. Вот Иван сел на коня и поехал и до тех же ростаней доехал. Думал, думал и поехал, где живому́ не быть. Ехал, ехал, ехал ба́ш день, ли́бы два и доехал, стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, на сыром говёшки и вкруг вертится. Говорит Иван-царевич: «Осто́йся, избушка, к лесу глазами, ко мне воротами». Избушка остановилась. Из избушки выскочила баба-яга костяна нога, жопа жилена, м. мылена. «Ох, — говорит, — здраствуешь, Иван-царевич, в нашу сторону, в наше место ворон руськой кости не занашивал, а Иван-царевич прибыл». Взяла у Ивана-царевича коня, поставила к овсу и сену, которо хошь ешь, самого завела в избушку. Сейчас пёрнула, стол поддёрнула, бзнула, штей плеснула, жопой потресла и блинов нанесла, накормила, напоила и спать повалила, и стала вестей спрашивать. «Иван-царевич, куда жо ты поехал, волей али неволей?» — «Бабушка, богоданная матушка, скольки волей, а друга́ стольки неволей, и пешой на охвоту, пуще бывает неволи; поехал я живу воду и мёртву и братьев искать». — «Братья твои здесь не бывали, а жива вода и мертва, и глазна есть по этой дороги, тольки она под крепким каравулом: струны подведены и колокола завязаны, а караулит стра́гия — царь-девица золотая грудь. Ну, ланно, утро мудро, мудрене вечера бывает». Проспал Иван-царевич до утра. Утром баба-яга печку истопила, кашку наварила и блинков напекла, накормила, напоила и вышла с ним на уличу и скрычала громкиим голосом: «Сивко-бурко, доброй конь-воронко, явись передо мной, как лис перед травой». Прибежал сивой конь, баба-яга писемчо написала, коню в ушко запихала. «Садись, Иван-царевич, на моего коня, а твой пускай отдыхат, там дальше живёт друга сестра, к вечеру к ей доедешь». Сел на коня и поехал; ехал с утра день до вечера, вечер вечера́итце, езык поча́сываитце и на езы́ке вода оста́иваитце, ему ись похачиваитце, ись нечего; доехал он до избушки. Стоит избушка (и пр., вторая баба-яга к уху припала, письмо прочитала: «Ах!» и пр. Также точно поехал и к третьей сестре, а от неё до города. Третья баба-яга на коня посадила и наказывает:) «Доедешь ты в эти часы до места, конь перескочит стру́ны, тогда в этом жива вода, в другом мёртва, в третьём глазна вода». Вот приехал, прижал коня шпором, скочил, струны не задел. А в то время страгия — царь-девица золотая грудь заспала; она размахалась, разботалась и до грудей заголилась. Он вперёд прошёл, ей не задел, начерпал воды из того колодца, из другого, из третье́го, свои сосуды наполнил и положил в кису, а себе маленьки пузырьки изо всех же из трех колодцов взял и в корман положил, и назад оборотилса. Царь-девица всё так спит. Ивану-царевичу придумалось с ей любовь сотворить. Вот на ей напахну́л и любовь сотворил, и она всё спит, не услышала. Вот он отро́бил ей, опра́вилса и пошёл ̓ коню, сел и прижал шпорами. Конь скочил, копытом струну и задел. Сейчас же струны забили и колокола зазвонили. «Ба! хватай, имай удалого вора!» Эта страгия — царь-девица прохватилась. «Ах, невежа, приежжал, да в моем колодче своего коня напоил». Закрычала громким голосом, чтобы подтащили ей корету и тройку лошадей. Подпрегли, в корету села, и потащились в суго̓н.

Этот же Иван-царевич пригонил к яге-бабы и не удалось ему не попить, не поись, на бурого коня сел и едва из виду угонил, а царь-девица нагонила, спрашиват: «Не видала ле Ивана-царевича». — «Видала, он ехал когда я жи́то жала. А неугодно ле тебе баенка истопить?» — «Как бы не надо баенка, меня натресло». Затопила, не бздит, не горит, один дым валит. Вот страгия царь-девица побежала сама смотреть, скоро ле байна поспет: «Ох, старая чертовка, ты меня заманивашь». Сейчас велела запрекчи и снова поехала. Вот погонила в сугон. Иван же царевич ко второй бабы-яги пригонил, где сивой конь оставлен. Сел на сивого коня, из виду так скрылса, она и нагонила. Пригонила ко второй сестры и спрашиват у ей: «Давно ле Иван-царевич проежжал. » — «А тогда проежжал, когда я репу рвала». — «Ох, давно». — «Не угодно ле тебе баенка истопить». — «Да как бы не угодно, давай истопи, не скоро ле у тебя помоюсь». Вот та побежала затопила тем же порядком, и пр.

А Иван-царевич гонил, гонил до своего коня догонил, да и опеть — был да нет. Как ле он на своё место утенулса, укрылса, она опять нагонила. «Неугодно ле тебе, баенка?» и пр. баба-яга дровец сухих наколола, а сама намётыват часто, чтобы доле их доспеть; вот страгии царь-девица побежала — ей пондравилось, что это скоро истопитче. Дождала баню, пошла и попарилась. Попила, поела и в уго́н погонила. А этот же Иван-царевич догонил до ростаней, да в ту дорогу и свернул, где голодному быть. А царь-девица догонила до ростаней и не знат, куды гонить, оттуль и назад поехала.

А этот Иван-царевич догонил до дому, где братья стрёщены и видит: кони братнины стоят. Выскочили и девицы. «Ах, Иван-царевич, твои братья у нас были, хлеба-соли ели, чай пили, милости просим и тебя». Вот Иван-царевич и пошел к им в дом и видит: шапки братнины на сничах висят, и думает: «Ах, сдесь однако нела́дитчя». Вот его за стол посадили, чаем напоили, а он-таки смекать стал. Стала говорить одна девица: «Не угодно ли со мной позабавитчя». — «Можно». — Сейчас взяла его за руку, повела в спальню, к той же кровати: «Давай, ложись». А Иван-царевич: «Нет, впереди молодой девки не ложатчя, должна наперёд девка лекчи». — Девка упираетчя, не ложитчя, он взял ей, да на кровать и бросил, она сейчас и полетела, пала в погреб. Народ закричали. «Хто такой пал». — «Я, здешня хозяйка-девка, пала, как-то приехал Иван-царевич да меня спихнул». Узнали хто, хватали за руку — руку оторвали, хто за ногу — ногу оторвали, хто за́ голову — голову оторвали. Иван-царевич выскочил к сестрам, стопта́л в пол: «Добывайте бра́тьей, а нет, дак я у вас головы отсеку!» Вот девки пошли на улечь, взяли копаре́ги, зачали подкоп делать. По́дкоп выкопали, вышло из погребу сорок молодцов. Этих девок успокоили, подписки с них взели, штобы они проежжих кормили-поили, дорогу указывали, а омману не делали. «А если будете, головы отсекём, и дом весь распустошим этта». Девки дали им подписки. Лошадей взяли молодцы и поехали, а этот Иван-царевич со своими братьями поехал обратно к ростаням. Братьям едёт и сказыват: «Я достал живу воду и мёртву и глазну, застанём-нет отча живого».

Приехали к растаням, Ивану-царевичу тежело стало, захотелось ему отдохнуть, говорит братьям: «Похраните коня, а я легу, усну». Лёг и заспал, а братья направили стеги́ и начели камень выворачивать; выворотили камень, а там по́д землю дыра, про́пась; взели Ивана-царевича сонного в пропась и спустили, а камень назад пропась не запружили. Коня да кису взели и уехали, сказали отцу: «Коня нашли, а брата не могли натти».

Шейчас Иван-царевич летел, летел и пал на́ землю, в подземельно царсво; пал и прохватилса, стал смотреть — тьма, не винно свету, тольки слышит, что вода шульчит, ру́чей бежит. Он припал к ручью, пошшупал рукой, куда ручей бежит, по ручью и пошёл; шёл, шёл стал свет падать, вышёл в подземельно царсво; там таков же свет, как и у нас. Вышёл к синему морю, у синего моря стоит избушка. В ту избушку привезена царска дочка на съеденье змею; кажны сутки по человеку с дому давали. Зашёл Иван-царевич в эту избушку, а царска дочь сидит, слезами горючими улива́етца. Он спросил у ей, она росказала. «А ты какой?» — «А я с того свету, меня братья в дыру спустили». Он лёк ей на колени: «Ищи у меня, а зверь выйдёт, буди меня, не могу ле я змея убить». Вдруг море всколыбалось, на жёлты пески вода зливалась, и вышёл змей троеглавой. «Ах, когда одна голова живёт, а нынце две, наедимся до́сыта». Девка начала будить, слёза упала на рожу, он прохватилса. Иван-царевич схватил топор превеличающей и стал ко дверям. Змей двери отворил, головы свои сунул, Иван-царевич и тюкнул, эти три головы и отсек. Вынел из головы по самоцветному камню, себе в корман спустил, взял угол приздынул, три головы под угол и положил, а тулово в морё свалил. Опять лёг, голову искать девке. Прошло времё, вышло Идолишшо шестиглаво; девка будила, будила, плакала, плакала, слёза пала на личо, Иван-царевич прохватился, стал к дверям, и пр. Сидят с девкой — вышло змей девятиглавой. «Ах, Иван-царевич, не думай, тех братьей убил — меня не убьёшь, у меня хоть худы, да девять голов». Иван-царевич взял топор, стал ко дверям, змей пришёл, головы сунул, Иван-царевич шесть голов отсек, а три и остались. Схватились боротча; боролись, боролись, Иван-царевич пал в испод, а змей наверх; девка схватила ножом колоть. Спужалса змей, свалилса с Ивана-царевича; тот скочил, схватил топор и остальные три головы отсек, вынял по самоцветному камню, головы под угол положил, тулово в морё спихал; зашёл в избу и лёг, спит крепко. Вдруг пригонил Лука-водовоз, помолитвовал у избушки, царска дочи «аминь» отдала, заскочил в избушку, видит: царска дочь жива сидит, а тут мужик спит. «Это какой человек?» Она сказала: «Он меня от смерти избавил, всех трёх змей убил». Лука-водовоз говорит: «Давай, я у его голову отсеку, а ты скажи, што я тебя от смерти избавил, я убил змеей, а если не скажёшь, я у тя голову отсеку». Девки жалко своя жизнь, она и согласилась. Лука-водовоз схватил топор, тюкнул, у Ивана-царевича голова отлетела. Девку схватил посадил в боцьку, потащил к царю. «Вот, ваше царско величество, я твою дочерь от смерти избавил, убил змеей всех трёх». У царя было тако завещанье: «Хто дочерь от смерти избавит, тому полжитья, полбытья, после смерти на царсво». Царь принял с чесью, с радостю; у царя не пиво варить, не вино курить: пиво сварено, вино скурено, весёлым пирком, да и свадебкой. Тогда дочь сказала: «Любезный мой папинька, дай мне посленны́ж ищэ со своима служанками к синему морю сходить, погулять». Задумала она Ивана-царевича похоронить. Вот царь ей и позволил. Взяла она себе в повозочек досок на гроб, взяла одежду на саван, на покрывало, средить его и похоронить. Приехала к избушки, стала тело мёртво мыть и усмотрела в кармани пузырьки с живой и с мёртвой водой; голову приложила к тулову, мёртвой водой и олила — прикипело друг ко дружке; живой помазала, да в рот спустила, дунула, он сделался живой. Сел Иван-царевич и сказал: «Фу, долго спал, да скоро стал». Тогда царевна сказала: «Ты меня от смерти свободил, и я тебя свободила, теперича я батюшку объевлю, что Лука-водовоз у тебя голову отсекал, тогда мой батюшко будет меня давать замуж за тебя, што этот меня избавил от смерти, а не Лука-водовоз». А Иван-царевич говорит: «Надо бы попась мне на светую Русь, здесь не охвота на тебе женитьця». — «А если тебе не охвота, то у батюшки проси, есь у него Маговей-птица, она тебя можот вынести». Взела, в корету посадила и повезла. Привезла и говорит отцу: «Вот тот-то меня от смерти избавил, а не Лука-водовоз». А Лука-водовоз говорит: «Нет, я». Иван-царевич говорит: «А куда ты головы девал?» — «А я в морё сметал». — «У меня под углы склажены». Царь дочери поверил, Луку-водовоза на ворота посадили и растрелели. Стал царь говорить: «Иван-царевич, ты с того свету, будь у меня, после смерти сидеть на царсво». А Иван-царевич говорит: «Нет ле у тебя Маговей-птицы, мне хочетця отча посмотреть». Сейчас же царь прикликал Маговей-птичу. Ивана-царевича на Маговей-птичу посадили, наубивали мелких телёшков. И полетели; летели, летели, и проговорила Маговей-птича: «Иван-царевич я больше не могу лететь, ись захотела». Вот он взял телёнка, ей сунул в гортань, она и полетела вперёд; раза два, три совал ей, кормил. Маговей-птича его донесла до конча дыры, он руки вы́знял, кверху вызнялси, а Маговей-птича ослабела, из силы вышла и обратно пала, а он чепа́лса, чепа́лса, да и вы́чпалса; вышёл, запружил камнём дыру, захлу́пил и пошёл домой во своё царсво. Пришёл, кто по дороге идёт здороваются, рассказывают: «Привезли братья кису, секут и режут ей, а попась не могут». Вот пришёл домой, Богу помолился, поздоровался. «Здраствуй, родимая матушка, батюшко». — «Иван-царевич, ты, сын пришёл, где же ты побывал?» Он обсказал отчю: «Был в поземном царсве, Маговей-птича одва меня вынесла». Тогда: «Давайте, братья, несите, где моя киса́?» Братья принесли кису, бросили не́чесно. Он им на то говорит: «Вы же меня чуть не погубили, а не я вас». Взял кису, отомкнул, вынел глазную воду, у отца глаза помаза́л, отец сделалса глаза́той. Живут несколько времени.

Началась весна, вдруг весной приходит к им карап, приехала страгия царь-девица, привезла двух отроков, стали клик кликать, просить виноватого. Тогда говорит царь: «Большой сын, Фёдор-царевич, съезди, не ты ле што ездил да нагрезил, да накуре́зил». Фёдор-царевич сел и поехал. Эти робятка увидали Фёдора-царевича и говорят: «Маминька, вон наш та́тенька идёт». — «Это не татенька, это ваш родимой дядюшка. Когда он на карап зайдёт, в ноги падите, штаны стените и наклещите, пускай он в чужу петлю не суетця». Так робятка и сделали и так хорошо ему по жопы нахлестали — поехал домой на брюхе лежит (и со вторым так же было). Поехал Иван-царевич, он взял, пал в смолу, в пе́рьи вывалялса и сделался, как чёрт мохнатой, и взял худу клячу водовозну, сел личом к хвосту, заворотил хвост, да рукой по дыры хлёщот, едет к кораблю. Эти робятки увидали, бегут и говорят: «О, мамушка, чёрт едет, чёрт». Она зглянула и говорит: «Нет, детушки, то татинька едёт, стащите его с лошадки, оммойте, да и сюда заведите». Робятка побежали, всего омыли, охитили, занесли на карап. «Здравствуй, Иван-царевич, я прибыла к тебе, должон ты со мной принять законной брак». У царя не пиво варить, не вино курить. Стали быть да жить, добра наживать, лихо избывать, да и теперь живут.

(Рассказано Вокуевым Анисимом Фёдоровичем)

Ончуков Николай Евгеньевич. Северные сказки: Архангельская и Олонецкая гг. СПб. 1908.

ответьте на вопросы: 1)Как царь оказался у колодца?
2)Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
3) Как автор описывает Кощея Бессмертного?
4) Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
5) Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
6) Почему царь согласился?
7)Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
8) Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя?
9)Как Кощей потребовал отдать долг?
10) Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал? 11) Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной? 12) Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
13) Как вы думаете, почему Марья-царевна решила царевичу ли царевичу ее совет?
15) Как принял Ивана-царевича КощейБессмертный? Почему ОЧЕНЬ СООЧНО НА ВСЕ ВОПРОСЫ

Ответ

- "Два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко вместо пальцев клешни"

- Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь

- Он думал что знает все

- Он увидел что у него родился сын

- Царь был печален — он все дожидался; вот придут за сыном, днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью

- Он попросил Ивана-царевича напомнить про долг царю Берендею

- Он взял коня и поехал сказав чтобы отец держал все в тайне

- Он увидел тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек подле воды на травке лежат, он тихонько взял одну, когда другие улетели он решил вернуть сорочку, она ее одела и обратилась в прекрасную девицу

- Только завидишь Кощея-царя, упади на колена, прямо к нему поползи, затопает он — не пугайся, станет ругаться — не слушай, ползи да и только, что после будет, увидишь

ответьте на вопросы: 1)Как царь оказался у колодца?
2)Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
3) Как автор описывает Кощея Бессмертного?
4) Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
5) Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
6) Почему царь согласился?
7)Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
8) Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя?
9)Как Кощей потребовал отдать долг?
10) Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал? 11) Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной? 12) Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
13) Как вы думаете, почему Марья-царевна решила царевичу ли царевичу ее совет?
15) Как принял Ивана-царевича КощейБессмертный? Почему ОЧЕНЬ СООЧНО НА ВСЕ ВОПРОСЫ

Ответ

- "Два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко вместо пальцев клешни"

- Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь

- Он думал что знает все

- Он увидел что у него родился сын

- Царь был печален — он все дожидался; вот придут за сыном, днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью

- Он попросил Ивана-царевича напомнить про долг царю Берендею

- Он взял коня и поехал сказав чтобы отец держал все в тайне

- Он увидел тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек подле воды на травке лежат, он тихонько взял одну, когда другие улетели он решил вернуть сорочку, она ее одела и обратилась в прекрасную девицу

- Только завидишь Кощея-царя, упади на колена, прямо к нему поползи, затопает он — не пугайся, станет ругаться — не слушай, ползи да и только, что после будет, увидишь

Как царь оказался у колодца

Чужой компьютер

Афоризмы, цитаты, сказки, былины

Афоризмы, цитаты, сказки, былины

вернуться к странице

Афоризмы, цитаты, сказки, былины

.
Афоризмы, цитаты, сказки, былины запись закреплена

Как царь оказался у колодца

Чужой компьютер

Афоризмы, цитаты, сказки, былины

Афоризмы, цитаты, сказки, былины

вернуться к странице

Афоризмы, цитаты, сказки, былины

.
Афоризмы, цитаты, сказки, былины запись закреплена

Читайте также: