Долгое время в сельских избах печи клали без труб чтобы лучше сохранялось

Обновлено: 07.07.2024

Русская изба: ковчег среди лесов

Экология жизни: Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени.

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались — верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запуржило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы.

Избу замело до верха подклета, на улице сугробы в человеческий рост — не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться. Но идти никуда особо и не нужно. Разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму. В подклете — бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи.

Русская изба: ковчег среди лесов

Деревянный дом с дворовыми постройками в карельской деревне.

И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющих навоза и соломы.

А в самой избе о морозе и вовсе не помнится — жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Русская изба: ковчег среди лесов

В центре Городца в Нижегородской области сохранились целые улицы из деревянных домов старинной постройки.

Самые древние русские избы — до XIII века — строили без фундамента, почти на треть зарывая в землю, — так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен.

До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да и дверей не было. Совсем небольшое входное отверстие – только бы протиснуться — прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.

Русская изба: ковчег среди лесов

Столетняя деревянная изба на берегу Белого моря.

Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений — сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени. Но крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.

По сути, северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени — от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов — всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Такое жилище строилось в два яруса. Нижний — хозяйственный, там скотный двор и хранилище припасов — подклет с погребом. Верхний — жильё людей, горница (от слова горний, то есть высокий, потому что наверху). Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён.

Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут. С крыльца дверь ведёт в сени — просторный тамбур, он же — переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно.

Русская изба: ковчег среди лесов

Реконструкция северной русской избы.

Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же — дверь в горницу. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь — неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него — со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен — венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку — прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.

Русская изба: ковчег среди лесов

Жилая изба, сложенная из мощных брёвен сто с лишним лет назад.

Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба вообще как океанское судно внутри: за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу.

В одиночку такой дом не воздвигнешь. Потому в северных сельских общинах избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строило всё село: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно — горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей. Главное место хозяйки — напротив печи. Оно называется кут. А узенькое пространство за печкой — закут. Отсюда и пошло выражение ютиться в закутке — в тесном углу или крохотной комнатушке.

Русская изба: ковчег среди лесов

Главная в избе — русская печь. Она и согреет, и накормит, и спать уложит.

«В горнице моей светло…» — поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.

Долгое время в сельских да и в городских избах печи клали без труб. Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям — как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще.

Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. И хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.

Трубы появились только в XV—XVI веках, да и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы — Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами.

Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки, удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века.

Печь, она и самое тёплое спальное место — лежанка, принадлежащая по традиции самым старшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка — полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица — действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила бо`льшая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни.

Обогревалась светлица от задней стенки печи. А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку.

Русская изба: ковчег среди лесов

В большой северной избе жилая половина и хозяйственные постройки располагались под одной крышей. К дверям сеновала часто строили помост, по которому лошади завозили сено в телегах.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца — два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом! Но не мужское это дело, так исстари повелось. Да и еду надо готовить, семью кормить. Детишки, понятно, помогают чем могут.

У мужчин зимой забот меньше. Хозяин дома — кормилец — трудится без устали всё лето. Пашет, косит, жнёт, молотит, рубит, пилит, строит, рыбу добывает и лесного зверя. От зари до зари. Как наработает, так и будет жить его семья до следующего тепла. Потому зима для мужчин — время отдыха. Конечно, без мужских рук не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить и выгулять лошадь. Да и вообще много чего, что ни женщине, ни детям не по силам.

ЕГЭ - русский язык 2022 | Свежие варианты с решениями

(1)Русские мастера достигли высокого искусства в деревянном зодчестве, были выработаны присущие только русским умельцам конструктивные и эстетические приёмы. (2)<. > в XV веке в посадах, застройки которых были сплошь деревянными, появляются отдельные каменные здания — церкви и боярские усадебные дома. (З)Традиция строить из дерева повлекла за собой использование в каменном строительстве освоенных приёмов планировки и фасадных решений, что во многом определило характер развития русской архитектуры и придало ей уникальность в XVI и XVII веках.

1) Русские зодчие выработали характерные конструктивные и эстетические приёмы, и, когда в посадах, застройки которых были сплошь деревянными, стали появляться отдельные каменные здания — церкви и боярские усадебные дома, при их расположении были использованы уже готовые решения.
2) Характер развития русской архитектуры XVI и XVII веков и её уникальность во многом определили использование в каменном строительстве приёмов планировки и фасадных решений, освоенных к XV веку искусными мастерами деревянного зодчества.
3) Когда в XV веке в посадах, застройки которых были сплошь деревянными, появляются отдельные каменные здания, искусные русские умельцы, проявившие себя до этого в деревянном зодчестве, продемонстрировали своё мастерство при построении церквей и боярских усадебных домов.
4) Русские мастера к XV веку достигли высокого искусства в деревянном зодчестве, что позволило использовать в каменном строительстве освоенные ими приёмы планировки и фасадных решений, во многом определившие характер развития и уникальность русской архитектуры XVI и XVII веков.
5) Русские мастера достигли высокого искусства в деревянном зодчестве, овладев характерными конструктивными и эстетическими приёмами, ведь до XV века, когда стали появляться отдельные каменные здания — церкви и боярские усадебные дома, застройки посадов были сплошь деревянными.

Нажмите чтобы посмотреть решение

(1)Русские мастера достигли высокого искусства в деревянном зодчестве, были выработаны присущие только русским умельцам конструктивные и эстетические приёмы. (2)<. > в XV веке в посадах, застройки которых были сплошь деревянными, появляются отдельные каменные здания — церкви и боярские усадебные дома. (З)Традиция строить из дерева повлекла за собой использование в каменном строительстве освоенных приёмов планировки и фасадных решений, что во многом определило характер развития русской архитектуры и придало ей уникальность в XVI и XVII веках.

Самостоятельно подберите частицу которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: лишь или только

(1)Русские мастера достигли высокого искусства в деревянном зодчестве, были выработаны присущие только русским умельцам конструктивные и эстетические приёмы. (2)<. > в XV веке в посадах, застройки которых были сплошь деревянными, появляются отдельные каменные здания — церкви и боярские усадебные дома. (З)Традиция строить из дерева повлекла за собой использование в каменном строительстве освоенных приёмов планировки и фасадных решений, что во многом определило характер развития русской архитектуры и придало ей уникальность в XVI и XVII веках.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДОМ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дома. Выйти из дома. Родной д. Принять в д. кого-н. Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.
2) Жилое здание или здание, в котором располагается учреждение. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме.
3) Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д.
4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Д. моделей. Д. мебели.
5) Династия, род. Царствующий д.Д. Романовых.

Нажмите чтобы посмотреть решение

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

водопровОд
исчЕрпав
созЫв
нОвостей
освЕдомиться

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: новостей

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Развитие науки требует полной ОТДАЧИ от учёных-исследователей и учёных, осуществляющих апробацию полученных результатов.
После того как Таня, пробираясь во время похода сквозь кусты, поцарапала лицо, подруга посоветовала ей не расстраиваться, а просто ВЫРАСТИТЬ чёлку.
Правильный образ жизни человека требует ГАРМОНИЧНОГО сочетания умственной деятельности и двигательной активности.
В глубине души полковник чувствовал слабость своего характера, но признать эту слабость для его непомерной ГОРДЫНИ было невозможно.
Если мы подчиняемся ДИКТАТУ какой-то вредной привычки, эта привычка начинает поглощать нашу энергию.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: отрастить

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтение книг увеличивает кругозор и повышает интеллектуальный уровень человека.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: расширяет

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

высказался более КРАТЧЕ
ЩИПЛЕТ нос
деревянные ПЛИНТУСЫ
ВЫСОХ на крыше
блестящих ЭПОЛЕТ

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: кратко

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение связи подлежащего и сказуемого

1) Заметным этапом в развитии музыкально-исполнительской культуры России стали постановки на сцене Большого театра произведений композиторов "Могучей кучки": опер «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина.
2) Жанр изобразительного искусства, демонстрирующий сцены из повседневной жизни человека, называют бытовым.
3) Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой П.М. Третьяков приобрёл первые полотна художников, задавшийся целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства.
4) В настоящее время в России действует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому государственные природоохранные заповедники совмещают функции охраны природы с научно-исследовательской деятельностью и эколого-просветительской работой.
5) Землетрясения могут быть вызваны как добычей нефти и газа методом нагнетания жидкости в скважины, так взрывными работами при добыче полезных ископаемых.
6) Зарождение научных основ воздухоплавания и первые попытки передвижения по воздуху, используя законы аэростатики, относятся к XVIII веку.
7) Алёша вдруг ощутил то, что душа его чиста и открыта новым чувствам, светлым и прекрасным.
8) Интернет — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему, — связывает все крупные научные и правительственные организации мира, бизнесцентры и информационные агентства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания.
9) Всё, что может воспринимать, хранить и передавать информацию, являются носителями информации.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: 63579

1) м..кулатура, вест..бюль, м..кароны
2) изл..жение, уп..рающийся, з..рница
3) в..ртуоз, л..жбинка, д..ликатесный
4) л..жкообразный, сув..ренитет, опров..ржение
5) пон..мание, нар..щение, выст..лить

Нажмите чтобы посмотреть решение

1) в..бодриться, ра..давать, во..буждённый
2) пр..взойти, пр..увеличение, пр..образовать
3) пере..збрал, раз..скивать, по..сковый
4) запр..кидывать, под..слать, в..схождение
5) раз..единил, в..явь, ад..ютант

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: 1245

1) масл..це, налад..вший
2) раскач..ваться, уклони..вый
3) неповоротл..вый, запечатл..вать
4) подразум..вать, растень..це
5) задолг. издавн..

Нажмите чтобы посмотреть решение

1) высверл..шь, затверд..вать
2) расчерч..вать, влюбч..вый
3) перебарыва..мый, (мы) посел..мся
4) поколебл..шь, увлека..мый
5) накрахмал..шь, знач..мый

Нажмите чтобы посмотреть решение

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Катино лицо с крупными и далеко (НЕ)ПРАВИЛЬНЫМИ чертами часто озаряла мягкая улыбка, которая делала его удивительно привлекательным.
Мои новые коллеги оказались людьми на редкость (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМИ и на мои приветствия отвечали лишь сдержанными кивками, быстро проходя мимо.
В эту душную ночь, пришедшую на смену жаркому дню, сон бабушки был (НЕ)СПОКОЕН и глубок, а прерывист и тревожен.
Бойкий темноволосый мальчик поднял руку и, (НЕ)ДОЖИДАЯСЬ, пока учитель разрешит ему отвечать, громко ответил на вопрос.
Под темнеющим небом широко раскинулась, как будто отдыхая, ещё (НЕ)ОСТЫВШАЯ от зноя степь.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: неразговорчивыми

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ Швецов не раз возвращался мыслями к событиям прошлого, обдумывая, как могло повернуться дело, ЕСЛИ(БЫ) он принял другое решение.
Рассуждая о взаимоотношениях в коллективе, учитель никого из учеников не имел (В)ВИДУ и не хотел КОГО(ТО) упрекнуть в отсутствии чуткого отношения к окружающим. За короткий срок были восстановлены организационные формы работы судов в море не (ПО)ОДИНОЧКЕ, а сообща — экспедицией, а ТАК(ЖЕ) была усовершенствована система работы на промысле.
В ТО(ЖЕ) мгновение музыкант встал (ИЗ)ЗА рояля и, стремительно подойдя к дирижёру, бережно принял у него скрипку.
Обычно (В)ТЕЧЕНИЕ ноября и декабря, когда всё короче становится световой день, энергетический потенциал человека снижается, (ПО)ЭТОМУ в этот период особенно строго нужно следовать режиму, придерживаться здорового образа жизни.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: поодиночке также

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Академические экспедиции — это научные экспедиции, организова(1)ые в XVIII — начале XX в. Академией наук, которая была основа(2)а Петром I в 1724 году, с целью изучения территории Российской империи, её природных богатств, населения, исторических памятников. На начальном этапе академические экспедиции были тесно связа(3)ы с нуждами разведки полезных ископаемых, строительства промышле(4)ых предприятий, прокладки сухопутных, речных и морских коммуникаций.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На примерах из истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру и добру справедливости и свободе красоте и милосердию.
2) Тонкий и бледный месяц светло и печально смотрел на нас с далёких и тёмных небес.
3) Над прозрачными водами озера не дрожит камыш и не трепещет осока.
4) В лужах талой воды на дорожках плещутся играют и радуются приходу весны шустрые и бойкие воробьи.
5) Зарумянились клён и рябина и в кудрях берёз появились золотые пряди.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возникший (1) в конце IX века (2) великий водный путь «из варяг в греки» (3) был своеобразной «столбовой дорогой» (4) связывавшей северную и южную части Европы.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять залятая(-ые).

Покупайте (1) сударики (2) шарики!
Эй (3) лисья шуба (4) коли есть лишни,
Не пожалей пятишни:
Запущу под самое нёбо —
Два часа потом глазей, да в оба!
Хорошо ведь (5) говорят (6) на воле.
Чирикнуть (7) ваше степенство (8) что ли?

(И.Ф. Анненский - русский поэт и драматург)

Нажмите чтобы посмотреть решение

Ответ: 12345678

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наиболее значительным для эмиграции в 20-е годы стало творчество поэтов среднего поколения: Владислава Ходасевича (1) итоговая книга (2) которого «Собрание стихотворений» вышла в 1927 году (3) и Марины Цветаевой (4) несколько стихотворных книг (5) которой (6) было выпущено в эти годы.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег.

Нажмите чтобы посмотреть решение

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)«Лосиный Остров» — это уникальная территория. (2)Его уникальность в том, что на его территории вблизи от многомиллионного города в естественном виде сохранилась природа Средней России во всём её многообразии: хвойные, берёзовые и широколиственные леса, участки лугов и верховых болот, истоки Яузы с озёрами и плавнями. (3)В десяти километрах от Кремля — бобры, кабаны и лоси, многие хищные птицы, редкие в Московской области растения. (4)Парк находится в Московской области и Москве, его площадь занимает более 12 тысяч гектаров, в том числе 3 тысячи гектаров в административных границах города. (б)Географически парк приближен к Мещёрской низменности и Клинско-Дмитровской гряде, являющейся водоразделом рек Москвы и Клязьмы. (б)История этого места известна ещё из документов XIV века, в частности, из духовных грамот Ивана Калиты, Димитрия Донского, Владимира Андреевича Серпуховского — русских князей. (7)В старинных документах упоминаются угодья парка: пашни, леса, борти — всё это расположено и на территории нынешнего национального парка.

Нажмите чтобы посмотреть решение

ЕГЭ русский язык 2021. Часть 2

Прочитайте текст и выполните тестовые задания 22-26

(1)Отец имел привычку пробовать заточенный карандаш или новое перо. (2)Появлялась строчка из двух слов: «Природа и люди». (3)Так было до войны. (4)Так было и после войны, после четырёх сокрушительных лет, которые, казалось бы, должны были выветрить все наши довоенные привычки.
(5)А вот не выветрили. (6)До одного случая я не догадывался о том, что любовь к природе и людям стала у него после войны обнажённее и острее.
(7) Однажды отправились я, моя маленькая дочка Маша и отец на прогулку.
(8) Мы подходили к молодой дубовой рощице, которая покрывала пологий склон.
(9)Стройные, невысокие дубки рядами поднимались по склону холма и пропадали за его вершиной. (10)Их высаживали ещё до войны. (11)Дубки задорно зеленели, крепко держась за склон своими тонкими стволами, отливавшими лёгким фиолетовым цветом.
(12)Вдруг спокойный шаг отца сбился, ускорился. (13)Он выпустил руку внучки, лицо его сделалось жёстким — таким я его раньше не видел.
(14) — Что там? — спросил я и тоже увидел какую-то фигуру возле дубков.
(15) Человек, стоявший на краю рощи, видимо, почуял угрозу со стороны военного в кителе, который так стремительно свернул к нему с дороги.
(16) Я всё ещё не мог понять, в чём дело. (17)Я лишь видел, что надвигается что-то неотвратимое: отец с побледневшим лицом и этот человек, в руке которого блеснул нож.
(18)— Ты что же делаешь? — негромко, но с внятной угрозой спросил отец, шагнув к незнакомцу вплотную. — (19)Брось нож!
(20) И столько бешенства было в его голосе, что незнакомец бросил нож.
(21) Отец поднял его и, держа двумя руками, резким ударом о колено переломил.
(22)Обломки полетели в стороны.
(23) Маша прижалась ко мне и с испугом смотрела на то, что происходит.
(24) — Вы чего? — озлился незнакомец. (25)— Ножи денег стоят!
(26)Он был не старше отца. (27)Белёсые, цепкие глаза перебегали от отца ко мне. (28)На нём были кепка, серый пиджак, брюки, заправленные в кирзовые сапоги. (29)Такой, в общем, ничем не примечательный мужичок, точнее, горожанин. (30)Он, скорее, был из тех, кто и в городе имеет своё хозяйство, держит в сарайчике свинью, кроликов, уток и тому подобное. (31)Я таких мужичков знал неплохо, ещё с военного времени, когда наши семейные заботы заставляли идти на барахолку, прикупать или выменивать какие-то продукты. (32)У меня, мальчишки, бывали с ними свои счёты, ибо эти прижимистые обладатели сала, крупы, кроличьих тушек и прочего норовили заполучить побольше за свой съедобный товар. (33)Бывало, и обжуливали.
(34)Но почему вдруг отец так вскипел на него? (35)Это был обыкновенный кородёр, мимо которого я бы раньше прошёл, не повернув в его сторону головы.
(36)А сейчас у меня словно открылись глаза. (37)Я увидел плоды его рук: несколько дубков матово желтели голыми стволами. (38)Под ними в траве лежали ремни свежей коры. (39)Они кровоточили резким, странным для меня запахом, который вдруг вытеснил все остальные на этой благоухающей опушке.
(40) — Чтобы я вас больше здесь не видел! — перешёл на вы отец, но голос его по-прежнему не предвещал ничего хорошего.
(41) — Это почему? — вскинулся кородёр.
(42) — Потому что вы — грабитель.
(43) — Что я граблю, что? — закричал тот.
(44) — Природу, — сказал отец, но это было словно на чужом языке, я видел: этот добытчик дубового лыка не понимает отца.
(45) — Ваши они, что ли, дубки? — опять выкрикнул он.
(46) — Мои, — спокойно сказал отец, — и вот его и её, — он кивнул в нашу сторону — и других, которые растут и сюда приходить будут.
(47) — Я все, что ли, обдираю? (48)Вон их сколько тут.
(49)— Я вижу, — осадил его ледяным тоном отец. (50)— Обдираете с расчётом: на будущий год опять потребуется.
(51)— А как же! (52)Неужто я без понятия?
(53)— Без совести! (54)Погубили молодые деревья! (55)Эти вот погибнут. (56)Им бы расти и расти. (57)Войну выстояли! (58)Идите, — отец надвинулся на него.
(59)— Ладно, ладно, — подчинился тот с неохотой, отступая к дороге. (60)Вдруг он забеспокоился:
— А это кто заберёт? (61)Всё равно уж. (62)Не валяться же.
(63)В голосе его и в жестах замельтешила тоска. (64)Отец махнул рукой. (бб)Мужичок быстренько вернулся, стал запихивать гибкое, выскользавшее из его рук корьё в мешок.
(бб)Вскинул его на плечо и так же быстренько, спотыкаясь, поковылял вниз к дороге.
(67) — Деда, ты что? — приникла к отцу Маша.
(68) Он обнял её, привлёк к себе. (69)Не отпуская внучку, сел на траву. (70)Снял фуражку, достал платок, вытер лоб.
(71) Всё гладил и гладил ладонью матово-жёлтый, обнажённый ствол, который лишён был живой шероховатости и над которым, как и над другими, неизуродованными стволами, продолжала трепетать листва.
(72) — Ты вот спрашиваешь, — сказал он через несколько минут нашего молчания, — как там было, на фронте? (73)Всякое было. (74)Не только люди гибли. (75)Бывало, и природа гибла, и такие вот рощи. (76)Но то — война.
(77) Я чувствовал, что в нём трепещет всё то, что осталось там, на войне, и что вот сейчас, в этот момент, соединилось коротким замыканием с этой нашей, майски шелестящей рощицей.
(78) Он, кажется, хотел сказать ещё что-то, но махнул рукой и отвернулся, скрывая блеснувшие в глазах слёзы.
(79) А я-то думал, что моему лихому фронтовику-отцу всё нипочём.

(По И.Ф. Смольникову*)

*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — русский писатель, автор более двадцати книг, а также разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.

1) Отец рассказчика, прошедший войну, всегда остро реагировал, если видел в руках человека предмет, который можно использовать как оружие.
2) Маленькая дочка рассказчика с осуждением отнеслась к поступку дедушки, которого она никогда не видела раньше в таком гневе.
3) После войны любовь отца рассказчика к тому, что всегда было главным в его жизни, стала ещё острее.
4) В военное время гибли не только люди, но и природа.
5) Если бы не поступок отца, рассказчик не обратил бы на кородёра особого внимания.

Нажмите чтобы посмотреть решение

1) Предложения 7-11 содержат повествование и описание.
2) Предложение 22 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 21.
3) В предложениях 26-28 представлено описание.
4) В предложениях 37-39 содержится рассуждение.
5) В предложениях 64-66 представлено повествование.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с разными видами связи

1. На пресс-конференции по итогам чемпионата (1) спортсмен признался (2) что (3) если бы он не победил (4) то свою спортивную карьеру считал бы завершённой.

2. Зрители с большим волнением следили за происходящим (1) и (2) хотя по лицу и интонациям самого молодого участника дебатов нельзя было прочитать ожидание предстоящего торжества (3) понимали (4) что именно он одержит сегодня уверенную победу.

3. Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег.

4. В тот же день поздно вечером (1) северный горизонт против обыкновения очистился от тумана и туч (2) и (3) когда солнце спустилось почти до горизонта (4) на алом фоне неба можно было различить отдалённую мелкозубчатую цепь.

5. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей (1) что (2) хотя и говорят (3) что история никого и ничему не научила (4) жизнь ещё больше мстит тому (5) кто совсем не знает истории.

6. Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и (2) если мы сумели открыть в себе способность любить (3) можно считать (4) что мы нашли подлинное счастье жизни.

7. Приближался рассвет (1) и (2) хотя предутренний туман совсем скрыл очертания берега (3) которые до этого прорисовывались в свете восходящего солнца (4) моряки стали выбирать якоря и на вёслах двигаться к берегу.

8. Лето - прекрасная пора (1) и (2) если вы постараетесь провести его с пользой (3) полученной закалки хватит на весь осенне-зимний период (4) потому что ваш иммунитет укрепится.

9. Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы скорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она выбежала на крыльцо.

10. Докладчик подошёл к кафедре (1) и (2) когда шум в зале затих (3) и установилась абсолютная тишина (4) начал своё выступление.

11. Любовь к людям - это нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственная сердцевина всегда остаётся (4) здоровой и чистой.

12. Нашим современникам трудно представить (1) что несколько столетий вплоть до конца XVIII века Кремль оставался в каком-то смысле обычным районом города (2)и (3) хотя и служил резиденцией правящего дома и высшего церковного иерарха (4) люди проживали на территории Кремля и участвовали в исторических событиях русского Средневековья.

13. Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много(3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

14. Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (1) смысл которого зависел от типа и числа узелков (2) и (3) хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли (4) его принято считать изобретением инков.

15. Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или курными.

16. Если XX век - это торжество физики (1) то в XXI веке главными будут проблемы жизни (2) и (3) хотя прогнозировать развитие науки сейчас очень сложно (4) можно утверждать (5) что XXI век станет веком глобального изучения генома человека.

17. В нужный момент громовой голос прораба способен был перекрыть шум любого компрессора (1) и (2) когда этот сильный человек шёл по строительной площадке (3) казалось (4) что стальные балки сами по себе раздвигаются в стороны.

18. Озон - сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) поскольку убивает микробов (4) то в больших способен приносить здоровью человека немалый вред.

19. Благодаря земному притяжению каждое тело (1) вблизи поверхности земли обладает пропорциональным его массе весом (2) поэтому (3) если мы роняем какой-то предмет (4) он падает.

20. Художник спал так мало (1) что все удивлялись (2) и (3) если он нечаянно засыпал днём на полтора часа (4) то уже потом не спал всю ночь.

21. Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в лёгкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.

22. В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.

23. Есть энциклопедии большие и малые(1) однако одна из самых известных - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона(2) и (3) хотя издание выходило ещё до революции(4) эта энциклопедия и сейчас остаётся одной из самых точных и авторитетных(5) поскольку превосходит другие широтой рассмотрения тем и глубиной изложения научных сведений.

24. Солдат расположился на ночлег вблизи муравейника (1) и (2) поэтому (3) пока он спал (4) под одежду забрались муравьи (5) ему пришлось всё утро от них избавляться.

25. История Новгорода долгое время изучалась только по письменным источникам (1) среди которых были обширные летописные своды и житийная литература (2) и (3) хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи (4) до рубежа XIX–XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения.

26. Человечество одолело путь от примитивных деревянных и каменных орудий до компьютеров и космических кораблей (1) однако на этом пути человеку не менее пятисот тысяч лет сопутствует древесина (2) и (3) хотя со временем значение этого материала для развития цивилизации стало снижаться (4) он и сегодня может в немалой степени содействовать прогрессу.

27. Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.

28. Вообще белки известны своей памятливостью (1) и (2) когда эти пушистые зверьки делают запасы на зиму (3) они не забывают (4) куда положили грибы или орехи (5) хотя тайников у них может быть очень и очень много.

29. Книги (1) которые рассказывают о жизни и судьбе человека (2) позволяют нам составить довольно полное представление об этом человеке (3) но (4) как бы ни был хорош словесный портрет (5) он не в силах заменить портрета живописного.

30. Если новое слово или новое значение слова прижилось (1) то это означает (2) что в культуре и в нашем сознании появился новый смысл (3) для которого недоставало словесной оболочки (4) и (5) что такое слово языку нужно.

31. Об этом удивительном городе говорят (1) что (2) если вы хоть раз в нём побывали (3) то непременно ещё раз захочет полюбоваться старинными фасадами его величественных зданий (4) которые так много рассказывают нам о его древней истории.

32. Рассказывают (1) что (2) когда В.А. Тропинин пришёл в московскую квартиру Соболевского (3) чтобы сделать первый набросок портрета А.С. Пушкина (4) поэт играл на полу с щенятами.

33. Нельзя не любить этот удивительный край (1) потому что он прекрасен (2) и (3) хотя вся прелесть его раскрывается сразу (4) каждый со временем начинает до боли в сердце дорожить этой тихой землёй под неярким небом.

34. Зритель в театре Чехова проходит нелёгкое нравственное испытание (1) в которое он так или иначе вовлекается ещё во время спектакля (2) и (3) когда этот зритель выходит из зала (4) он ещё долго продолжает обдумывать происходившее на сцене.

35. Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.

36. Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) и (2) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (3) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (4) так как всё это дополняет образ писателя.

37. Меняются времена и условия жизни (1) но (2) если о человеке есть кому позаботиться (3) когда ему плохо (4) есть кому за него радоваться (5) когда происходит что-то хорошее (6) он не вырастет несчастным и жестоким.

38. Рябина неплохо растёт на любых почвах и плодоносит даже при довольно близких грунтовых водах (1) где обычно выпревают яблони и другие плодовые культуры (2) однако (3) если земля плодороднее (4) то урожай богаче (5) а ягоды крупнее и вкуснее.

39. Владислав долго не хотел будить сестру (1) которая до полуночи готовилась к предстоящему экзамену (2) и (3) когда всё-таки решился (4) она уже сама открыла глаза.

40. По целым дням братья (1) пропадали где-то с мальчишками –ровесниками (2) а (3) когда созрели фрукты (4) то их можно было застать дома только рано утром или ночью.

41. Геолог долго напряжённо вглядывался в карту местности (1) а (2) когда наконец понял (3) где находится экспедиция (4) то с размаху ударил себя ребром ладони по колену и широко улыбнулся.

42. Митроша подмигнул товарищам (1) и (2) в то время как соперники безуспешно пытались забросить мяч в корзину (3) вдруг в одном молниеносном прыжке перехватил его (4) чтобы передать нападающему своей команды.

43. Волейболисты юношеской сборной вышли на поле (1) и (2) хотя команда впервые играла в таком составе (3) показали игру (4) которую спортивные комментаторы единодушно признали высококлассной.

44. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.

45. Внезапно испортилась погода (1) и (2) хотя до дождя дело не дошло (3) солнце посреди дня померкло (4) и тогда нарядный глянец Южного берега замутился.

46. В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов (1) и (2) чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту (3) потребуются годы (4) поэтому посетители выбирают что-то любимое.

47. Мальчик тихонько зашёл в комнату (1) и (2) когда дети уже расселись за столом и разложили лото (3) тоненьким голоском (4) попросил принять его в игру.

48. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

49. Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

50. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Читайте также: