Что такое святой колодец

Обновлено: 07.07.2024

И.П. Русанова Священные колодцы

Колодцы почитались многими народами, в том числе и славянами-язычниками, о чем говорится в летописях и церковных поучениях: "жертвы богомерзия богом своим приношаху и озерам, и кладязем, и рощениям" [16, с. 234], "к кладезем приходяще молять и в воду мечють велеару жертву приносяще" [7, с. 59]. В ряде колодцев, раскопанных на польских городищах XIIXIII вв. Свенцк, Ленчица, Сып-нево, на глубине 6-7 м были найдены остатки жертвоприношений - кости животных (коровы, овцы, кур, зайца), в том числе череп коня [31, s. 263; 33, s. 410; 34, s.114]. В колодце городища Ленчица найдены еще две деревянные фигурки в виде фаллоса счеловеческими головками [32, s. 289].

С колодцами связывались разные верования. По Слову Григория Богослова на Руси в XIII в. у колодцев совершались моления о дожде: "Ов требу створи на студеньци, дождя искы от него" [1, с. 151]. В Полесье до сих пор продолжаются обряды вызывания дождя у колодца: его обходят с иконой и крестом, крестят воду и бросают в виде жертвы различные горшки и зерна, хлеб, мак [23, с. 95-104].

Колодцы ассоциировались не только с животворящей силой воды, но и в целом с идеей плодородия и возрождения. Кости животных составляли основную часть среди остатков жертвоприношений на святилищах всех народов мира.

Сохранение костей животных, по поверьям, являлось залогом их возрождения, а кости съеденных на общественном пиру животных обладали магической силой [9, с. 133]. В древнеиндоевропейской традиции особое значение придавалось отсеченной голове коня, посвященной богу огня Агни [11, с. 79]. У славян голова коня использовалась как строительная жертва для сохранения благополучия в доме, она сжигалась во время праздника Ивана Купалы, ее вешали на заборе для защиты от всяких напастей. Конь рассматривался и как посредник между мирами и проводник на тот свет [17, с. 172-176]. Корова была связана с аграрными культами, а облака считались небесными коровами, дающими дождь [2, с. 653]. Чтобы вызвать дождь, надо было закопать кости коровы в землю и полить их водой [17, с.23]. В сказках кобыльей голове и костям коровы приписывалась волшебная сила [14, с. 197-207].

Колодец связан со смертью, но и с возвращением из подземного мира, с возрождением. Падчерицу иногда отождествляют с весной или с новым годом, когда природа просыпается [2, с. 478]. Так же как, по поверью, ласточки зимой прячутся в колодцы, то есть улетают в рай, и возвращаются весной [3, с. 425]. В Греции миф об умирающем и воскресающем боге тоже был связан с колодцем. По Гомеру, Деметра оплакивала Персефону около колодца, где та была похищена. Колодец одновременно обозначал порог подземного мира, дом мертвых и подземную житницу [24, с. 228].

В славянской мифологии с сезонными ритуалами умирания и возрождения природы была связана Марена, которая являлась одним из продолжений образа Макоши, единственного женского божества в славянском пантеоне. По данным северорусской этнографии, Макошь (Мокошь) занималась ткачеством, а ее преемнице Парасковье Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу и кудель. Само имя Мокоши В.В. Иванов и В. Н. Топоров сопоставляют с корнем мокрый (Мифологический словарь. 1991, с. 374). Макошь связана с ткачеством и колодцами, то есть с подземным миром, и может быть сопоставлена с Греческими мойрами, прядущими нити судьбы, и хеттскими богинями подземного мира - пряхами, атрибутами которых было веретено [8, с. 582]. В связи с этим интересны сказки об упавших в колодец веретене и пряслице; части веретена, найденные в некоторых колодцах [36, s.145], лишний раз подтверждают связь колодцев с потусторонним миром. В то же время Мокошь отождествляется с Матерью - сырой Землей, она гарантировала урожайность полей [19, с. 599; 20, с. 439], возрождение природы.

Такие же жертвы земле и богам потустороннего мира приносили в глубоких жертвенных ямах, соединявших преисподнюю и земной мир. При закладке города римляне "вырыли круглую яму и сложили в нее первины всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законом, и всего, что сделала необходимым Для них природа" [15, т. I, XI]. Эту яму рассматривали как центр земли и вход в подземное царство. Три раза в год яму открывали и считали, что при этом души умерших навещали своих потомков [4, с. 254]. В греческих городах Северного Причерноморья также известны жертвенные колодцы. Так, в Ольвии колодцы глубиной 3-5 м постепенно на протяжении VI-IV вв. до н.э. заполнялись обломками сосудов и амфор, костями животных, углем [13, с. 132-169]. Жертвенные ямы и колодцы располагались около храма в Нимфее [26, с. 10-27]. Обломки разбитой посуды везде составляют часть жертвенных приношений, им придавалось магическое значение, а ритуальное битье посуды проводилось при разных событиях [25, с. 82-91).

Священные колодцы широко использовались кельтами для жертвоприношений подземным богам. На землях Германии, Австрии, Чехии, Франции известны многочисленные четырехугольные святилища кельтов, датирующиеся в основном II-I вв. до н.э. Площадки святилищ окружены валами и рвами, и на них открыты остатки небольших деревянных храмов и жертвенных колодцев. Колодец в Фелбах-Шмиден около Реймса в Германии имел глубину 20,5 м, его стены были укреплены деревянным срубом (1,2x1,55 м). Шахта колодца доходила до грунтовых вод, и из-за влажности хорошо сохранились деревянные предметы - ведро, которым первоначально доставали воду, брошенные в колодец ритуальные фигуры вырезанных из дерева двух козлов и оленя, сделанные из дерева ноги и руки человека, заменявшие человеческие жертвы. На протяжении долгого времени - с конца II в. н.э. - колодец постепенно заполнялся жертвоприношениями, лежащими слоями и перемежающимися прослойками чистого песка и глины. Жертвы состояли из костей животных, черепков, посуды, угля, среди них найдены фибулы, топор, деревянный меч, имевший явно символическое значение [28, s. 111-112,332- 336].

На кельтском святилище Хольцхаузен выкопали три колодца, один из них достигал глубины 35 м (см рисунок). В заполнении колодцев перемежались слои угля, костей животных и черепов человека с мощными прослойками чистой глины. В одном из колодцев насчитывалось до 20 разных слоев. При анализе было установлено наличие в отдельных прослойках органических примесей: это, как считают исследователи, следы крови и мяса жертв [35, s. 105-108]. В разных местах в колодцах находили статуэтки людей, целые амфоры и часто черепа женщин и детей.

Расположение колодцев на святилищах, а иногда в храмах на оппидумах [29, S. 18] и характер их заполнения свидетельствуют о культовом назначении колодцев. Они существенно отличаются от обычных бытовых колодцев, как правило, выкопанных в низких местах и имеющих небольшую глубину. На святилищах колодцы не являлись источником воды, так как на святилищах никто не жил и, кроме того, через них или по рвам часто текли ручьи.

Жертвенные колодцы известны в Польше на лужицких городищах раннего железного века у Лосева, Гзина, Лебуса. Эти колодцы также использовались многократно, в их заполнениях остатки жертвоприношений в виде разрозненных костей, главным образом черепов и длинных костей конечностей людей и животных, чередовались с прослойками камней и глины.

На дне одного из колодцев лежал скелет связанного человека, в другом колодце находился костяк оленя [30, s. 132-140]. Особенность лужицких городищ - скопление на них большого числа колодцев и жертвенных ям. В Лосеве насчитывается до 60 колодцев, в Гзине -24 и около 50 жертвенных ям. Никаких больше сооружений ни культового, ни жилого характера на городищах не открыто. По-видимому, на городищах совершало жертвоприношения население большой округи и по мере постепенного заполнения старых колодцев во время праздников или в экстраординарных случаях вырывали новые жертвенные колодцы. Характерно и то, что часть площадок городищ оставалась свободной от колодцев и ям и на ней могли собираться во время обрядов молящиеся.

Остатки человеческих жертв обнаружены во многих колодцах. Такие жертвоприношения практиковались всеми народами мира и даже в Европе продолжались до средневековья. Они считались наиболее действенными, оказывающими самое сильное влияние на богов, помогая этим благоденствию живущих. Расчленение жертв и придание особого магического значения черепам были также широко присущи ритуалам разных народов и часто были связаны с мифами об умирающих и воскресающих богах растительности и плодородия Осириса, Диониса, Адониса. Расчленение жертв так же, как разбивание сосудов, должно было способствовать плодородию, возрождению и связывалась еще с другими магическими воздействиями [18, с.
70-72].

Культовые колодцы в последние годы были открыты на славянских святилищах, являвшихся религиозными центрами большой округи и возникших накануне официального принятия христианства на Руси, а в глухих окраинах и после этого события. Такие колодцы известны на святилищах в Карпатах и в западных областях Украины - там, где их целенаправленно искали. К сожалению, ни один из колодцев не раскопан полностью, но расположение и материалы частичных раскопок подтверждают культовое значение колодцев.На правом берегу Днестра недалеко от села Зеленая Липа находится небольшой останец с крутыми склонами, окруженный ручьями и прикрытый более высокими холмами. На его вершине в XI-XII вв. стоял небольшой деревянный храм вокруг которого в специальных ямах периодически разжигались огни. На крае останца в известняковой скале был выбит колодец, квадратный в плане (2.L 2,1 м), имевший отвесные, тщательно выровненные каменные стены и глубин 14,5 м [22, с. 165-167]. Колодец не доходил до водоносного слоя, да и потребности в питьевой воде здесь не могло быть, так как на останце никто не жил. Внешняя стена колодца треснула и частично обвалилась, поэтому его заполнении возможные остатки жертвоприношений были со временем вымыты дождевыми водами. Сооружение этого колодца требовало огромных усилий и было, вероятно, связано с важными обрядовыми действиями. Подобные колодцы, выбиты в скалах, известны в Карпатах на святилище Урич, где позднее была построена средневековая крепость, и на святилище Бубнище, где колодец находился высоко на скале и к нему вела каменная лестница.

Священные колодцы имелись на всех трех городищах-святилищах, входивших в культовый центр на р. Збруч и расположенных на отдельных возвышенностях холмистой местности Медоборы. На городище-святилище Богит, занимающем самую высокую гору в Медоборах, находилось два колодца. Святилище имело сложную структуру: помимо сакральной части, капища главного идола, выделяются другие участки с разными функциями. На второй части святилища, где располагались жилища жрецов и общественный длинный дом, предназначенный для собраний, пиров и культовых действий, был выбит в скале колодец (его современная глубина 6,5 м), который не мог доходить до воды и, вероятно, служил для жертвоприношений. На третьей части святилища, которая, по-видимому, была местом массовых сборищ во время праздников, стоял большой общественный дом и рядом с ним был вырыт колодец. Его квадратная шахта (3,2x3,2 м) имеет сейчас глубину всего 3,8 м, но в XIX в. колодец был раскопан до 11 м, хотя результаты этих раскопок не известны [18, с. 36]. Оба колодца на Богите были расположены высоко на горе, примыкали к общественным культовым домам и сами были предназначены для культовых целей, что подтверждается исследованиями колодцев на других городищах-святилищах Збручского центра.

На третьем святилище, входившем в Збручский культовый центр, на небольшом овальном городище Говда, колодец был вырыт на краю городища, там, где перерывался круговой вал. Окружающие святилища валы и рвы всегда имели символическое значение как защита от злых сил и как граница священного и мирского. Это место вала Говды, занятое колодцем - проходом в подземный мир, должно было иметь символический смысл. Колодец в Говде был округлым в плане (диаметр его 3,4 м) и его удалось раскопать на глубину 3,6 м. Стенки колодца были выложены камнями и укреплены бревнами. Перед колодцем на площадке
многократно разжигался огонь и слои угля и золы перемежались со стерильными прослойками глины. Здесь так же, как в колодце, найдены обломки посуды, относящиеся ко времени с XI до первой половины XIII в., кости животных, несколько наконечников стрел и ножей (служившие оберегами, как все ос-ые предметы), кресало, связанное с культом огня, и пряслице - принадлежность веретена владычице подземного мира [18, с. 99].

У славян, как и у других народов, колодцы являлись культовыми объектами и почитались прежде всего как один из входов в иной мир, через колодцы осуществлялась связь с хтоническими богами и душами предков. Вне зависимости от того, был ли колодец источником влаги, а вода считалась рубежом между мирами [6, с. 102], или это был "сухой" колодец, расположенный на святилище, в них бросали разнообразные жертвы для задабривания подземных обитателей, от которых зависело благополучие, своевременные дожди, хороший урожай, плодовитость животных и вообще продолжение жизни на земле. Вера в таинственную и добрую силу колодцев сохранялась до последнего времени, их ограждали от злых сил, запирали на замок, над ними гадали [5, с. 26-27]. Над колодцами ставят навесы, возводят часовни, помещают изображения солнца, птиц, зверей [10, с. 274). Самым крепким считался союз, заключенный над колодцем [3, с. 196), как бы поддержанный и скрепленный потусторонними силами.

Литература

1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1865. Т. 1.
3. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1983.
4. Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. М., 1914.
5. Виноградова Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности //
Славянский и балканский фольклор. М., 1981.
6. Виноградова Л.Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной
культуры // Славянский и балканский фольклор. М., 1989.
7. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. Т. 2.
8. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейские языки и индоевропейцы. Тбилиси, 1989. Т.2.
9. Зеленин Д.К. Древнерусская братчина как обрядовый праздник сбора урожая // Сборник статей в
честь академика А.И. Соболевского. Л., 1928.
10. Золотое Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимирше // Балто-славянские
исследования. М., 1981.
11. Иванов В.В. Ритуальное сожжение конского черепа и колеса в Полесье и его индоевропейские
параллели // Славянский и балканский фольклор. М., 1989.
12. Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1869.
13. Леей Е.И. Материалы ольвийского теменоса // Ольвия. М.; Л., 1964.
14. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958
15. Плутарх. Сравнительное жизнеописание: В 3 т. М., 1961. Т.1.
16. ПСРЛ. М., 1962. Т. II
17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
18. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993.
19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
20. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
21. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
22. Тимощук Б.А., Русанова И.П. Славянские святилища на Среднем Днестре и в бассейне Прута //
СА. 1983. №4.
23. Толстые Н.И., С.М. Заметки по славянскому язычеству. Вызывание дождя в Полесье //
Славянский и балканский фольклор. М., 1978.
24. Томсон Д. Исследования но истории древнегреческого общества. М., 1958.
25. Топорков АЛ. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции
русского сельского населения XIX - начала XX века. М., 1990. Вып. 2.
26. Худяк М.М. Из истории Нимфея VI-III веков до н.э. Л., 1962.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Святой колодец - Holy well


Святые хорошо или святой источником является хорошо или весной или другим небольшим водоемом почитал либо в христианском или языческом контексте, а иногда и другие. Термин священный колодец обычно используется для обозначения любого источника воды ограниченного размера (то есть не озера или реки, но включая бассейны, природные источники и выходы), который имеет определенное значение в фольклоре местности, где он расположен, независимо от того, находится ли он. в форме конкретного имени, связанной легенды , приписывания воде целебных качеств через сверхъестественное присутствие ее духа-хранителя или христианского святого , или церемонии или ритуала, сосредоточенного на месте колодца. В христианской легенде, вода часто говорят, что было сделано , чтобы течь под действием святого, знакомую тему , особенно в агиографии из кельтских святых.

СОДЕРЖАНИЕ

Номенклатура и этимология

Термин haeligewielle по происхождению является англосаксонским топонимом, относящимся к определенным источникам в ландшафте; его нынешнее использование возникло благодаря исследователям фольклора, антикварам и другим писателям, обобщающим те фактические «Святые колодцы», которые сохранились до наших дней. Иногда используется термин «святая дыра».

Культура и представительство

Священные колодцы в различных формах встречаются в таком большом разнообразии культур, религиозных сред и исторических периодов, что кажется универсальным человеческим инстинктом почитать источники воды. Однако фрагментарный характер свидетельств и исторические различия между культурами и народами очень затрудняют обобщение. Хотя существует несколько национальных исследований священного колодца и истории, в основном сосредоточенных на Ирландии и Британских островах , существует потребность в дополнительной работе по изучению других регионов.

Самая ранняя работа, специально посвященная святым источникам, - это « Святые колодцы Ирландии» Филиппа Диксона Харди (1836 г.), протестантская атака на католические обряды у ирландских колодцев, носящих имена христианских святых или считающихся священными. К концу 19 века этот термин приобрел свое нынешнее значение: Роберт Чарльз Хоуп « Легендарные знания о святых колодцах Англии» (1893 г.), первое общее исследование такого рода, включало ряд названных колодцев, которые не были посвящены святым. (а также некоторые реки и озера с ассоциированным фольклором, как Хоуп упомянул в его подзаголовке).

Экзегезис

В Древней Греции и Риме , в Нимфея или Нимфея ( греческий : νυμφαίον ), был памятник освящен в нимф , особенно пружин .

В Англии примеры почитания колодцев и источников встречаются в разные исторические периоды. Средневековый путешественник Вильгельм Вустерский видел «святое отверстие или колодец» в пещере в Вуки ( Сомерсет ), месте проживания людей в эпоху палеолита и истоке реки, которая была местом ритуальной активности. Близость названных источников к памятникам эпохи неолита или железного века , таким как Swallowhead Springs, недалеко от Силбери-Хилл ( Уилтшир ) или Святой колодец возле Тэдмартон-Хилл ( Оксфордшир ), предполагает, что почитание таких мест продолжалось без перерыва. Существует множество свидетельств важности колодцев и источников в римский и субримский периоды , а не только в храмовых комплексах, таких как Бат (Сомерсет), Чедворт ( Глостершир ) и Блансдон-Ридж ( Уилтшир ), в центре которых находятся лечебные источники. , но множество небольших участков, колодцев и ритуальных колодцев, используемых для суеверных и субрелигиозных ритуалов.


Колодец Святого Инанса, Ирвин, Шотландия, датируется 839 годом нашей эры.

Христианство сильно повлияло на развитие святых источников в Европе и на Ближнем Востоке . Помимо источника, исходящего от посоха Моисея и Колодца Беэр-Шевы , в иудейском и христианском фольклоре уже был ряд мест, упомянутых в еврейском и христианском фольклоре, в том числе колодец Моисея у горы Нево , который посетила монахиня IV века Эгерия и многие другие. паломники. В «Житии святого Антония» святого Афанасия , написанном около 356–3562 годов, упоминается колодец, созданный пустынным отшельником Антонием. Неясно, сколько христианских святых колодцев могло быть там, поскольку записи очень фрагментарны и часто колодец появляется только один раз, что делает невозможным сказать, когда почитание к нему началось и когда оно прекратилось, но , например, в Реформационной Англии: наверное, обладал несколькими сотнями. Поскольку они были тесно связаны с культами святых, многие колодцы в странах, перешедших в протестантские формы христианства, вышли из употребления и были потеряны, и Святой колодец в Уолсингеме ( Норфолк ) является хорошим примером, который, будучи неотъемлемым элементом паломничества к святыне Девы Марии в деревне, исчезла полностью. Тем не менее, этот конкретный святой колодец в англиканском храме Богоматери Уолсингема был восстановлен рядом с первоначальным местом, а его вода известна своими целебными свойствами, что сделало его популярным местом христианского религиозного паломничества . Посещение колодцев в лечебных и развлекательных целях не исчезло полностью, так как курорты вошли в моду в 17 веке и позже. Со временем антиквары (17 век) и фольклористы (19 век) начали обращать внимание на священные колодцы и записывать свои сохранившиеся традиции.

В Корнуолле существует более сотни святых колодцев , каждый из которых связан с определенным святым, хотя не всегда тот же самый, что и посвящение церкви.

В Турции также сохранилось несколько святых колодцев , которые по- турецки называются аязма , от греческого ἁγίασμα ( хагиазма ), буквально «святость». Примеры агиасматы можно найти в церкви Святой Марии Весны и церкви Святой Марии Влахернской , расположенных в Стамбуле .

Историографические споры


Дупат Уэлл в 1912 году.

В протестантских реформаторов 16 - го века , часто предполагается , что средневековые католические практики воплощается сохраняющиеся остатки языческих религиозных обрядов, и мысли святых колодцев в этом пути. Это повлияло на мировоззрение тех, кто позже пришел изучать традиции святых источников. Пионеры фольклористики считали, что записываемые ими обычаи и легенды являются искаженными версиями языческих обрядов и мифов. Таким образом, стало нормой начинать любое описание святых источников с утверждения, что христианская церковь позаимствовала их у язычников и заменила языческих богов христианскими святыми, чтобы более плавно склонить людей к новой религии.

Среди первых энтузиастов святых источников в наше время было неоязыческое движение, для которого колодцы, наряду с лей-линиями и древними объектами, составляли часть изучения « тайн земли » ; мнение о том, что христиане «украли» святые колодцы у языческих религий, вполне соответствовало их позиции. Журналы Wood and Water и Meyn Mamvro , среди прочих, помогли сформировать этот подход. В начале и середине 1990-х эта точка зрения подвергалась все более серьезным нападкам, увенчавшимся публикацией книги Рональда Хаттона « Языческие религии древних Британских островов» (1991), в которой утверждалось, что доказательства того, что составляло дохристианские британские религиозные практики, безусловно, за пределами Романо-британские времена были близки к нулю. Что касается самих колодцев, разногласия возникли на страницах Source , журнала священных колодцев, редактируемого Роем Фраем и бывшим бенедиктинским монахом Тристаном Греем-Халсом. Ряд статей в журнале поставили под сомнение давние мифы об истории священного колодца, и редакторы опубликовали обмен мнениями между авторами и Шерил Страффон, редактором журнала « Загадки земли Корнуолл» Мейн Мамвро , о доказательствах предполагаемой связи конкретного колодца Корнуолла с ирландская богиня Бригид . Эко-языческое движение в значительной степени приняло новый историографический подход, но иногда публикуются более старомодные отчеты о священных источниках, например « Священные источники» Гэри Варнера (2002).

Связанный аргумент касался природы влияния кельтов на культ колодца. Покойная Франсин Николсон, независимая студентка Кельтики, решительно и спорно утверждала, что кельты обладают уникальной чувствительностью к священным колодцам, но никогда не разъясняла это ни в одной опубликованной работе.

В последнее время радикально настроенные ученые начали сомневаться в единстве концепций, навязанных термином «святой колодец». В статье, опубликованной в Living Spring Journal , Джереми Харт проводит различие между ранними англосаксонскими «святыми колодцами» и обращенными в христианство в позднем средневековье и утверждает, что «кроме почитания и промокания у них мало общего»; Харт также подчеркнул, что ограниченные данные могут означать, что ученые значительно переоценивают количество святых колодцев, которые были активными в любое время.

Возрождение современного интереса


Колодец Святого Петра в Хустине в Шотландии. Редкий шотландский хорошо покрытый.

В некотором смысле восстановление святых колодцев началось почти сразу после того, как они пришли в упадок, поскольку некоторые из них стали предметом антикварного интереса, а некоторые были превращены в садовые элементы и использованы в других декоративных целях. Однако в более современное время колодцы были восстановлены как выражение интереса к прошлому, иногда из романтических или религиозных мотивов, но в основном как утверждение преемственности с историей определенного сообщества. Хорошим примером является колодец Святого Осифа в Бертоне ( Бакингемшир ), который был «восстановлен» (и в процессе полностью перестроен) приходским советом в рамках проекта, посвященного годовщине тысячелетия в 2000 году.

Самые активные святые колодцы в Британии связаны с христианскими паломничествами в Уолсингеме, Фернихалге ( Ланкашир ) и Холивелле ( Уэльс ) или в популярных туристических местах (Бат, Сомерсет). Колодец « Чаши» в Гластонбери (Сомерсет) находится в центре духовно-ретритного центра, ориентированного на неоязычество и нью-эйдж . Однако другие колодцы часто посещают неофициально, по религиозным или туристическим причинам. Новые формы почитания святого колодца продолжают появляться снова и снова, как известно, так называемый Колодец Тройной Богини в Минстер-ин-Шеппи ( Кент ). В 2001 году археологическая телепрограмма « Time Team» на канале 4 была ответственна за разоблачение печально известной археологической подделки Ллигадви , места, где находился предполагаемый священный колодец.

С исторической точки зрения публикация « Священных вод» Джанет и Колина Борд (1985) оказала большое влияние на возрождение интереса к истории и фольклору священных источников в Великобритании. В том же году Марк Валентин основал журнал Source . Попытки вести регулярный журнал для изучения священных колодцев были ошибочными (у Source было два прогона с 1985 по 1989 и с 1994 по 1998 год, а у веб-сайта Living Spring на сегодняшний день было только два выпуска), но публикации на таких веб-сайтах, как Мегалитический портал показывает, что интерес к этой категории древних памятников по-прежнему велик. Некоторые художественные произведения добавили к этому современному интересу. Одна из самых известных - The Holy Well (2007), написанная писателем и современным исполнителем народных песен Колином Макферсоном, который также записал одноименную песню в 2013 году, а совсем недавно - еще одну песню «Remembering The Holy Well» (2020) - и который утверждает, что в центре этих работ - настоящий древний святой колодец.

Сохранение наследия

Священные колодцы, часто не обозначенные на картах и ​​не отличающиеся археологическими особенностями, являются уникально уязвимой категорией древних памятников. Они по-прежнему теряются из-за земледелия , дренажных работ, развития или небрежности. Недавние примеры включают:

Святой колодец на Грибовом болоте, деревня Малево, Рязанской области.

Сам я это место нашел случайно. Когда, десять лет назад, купил дом в Ижевском, то приезжая на выходные летом, уезжал в местные леса на своём джипе. Ни карт, ни навигатора, только вера в проходимость техники и в то, что все дороги ведут в Рим. И, вот, проезжая один сосновый пролесок, я увидел сухой пригорок, а вдоль дороги рыжие пятна лисичек. Остановился грибов набрать и буквально носом уткнутся в обветшалый покосившейся крест обвешанный старыми вещами.

Первая реакция на увиденное – стало жутковато. С такими достопримечательностями, мне городскому обывателю, встречаться было непривычно. Затем, я осмотрелся, присмотрелся и всё равно мурашки по спине как-то заёрзали. Непривычное чувство от места силы для такого заядлого и убеждённого материалиста, коим тогда был я. Затем на это место я привозил маму и жену, сам периодически заглядывал, когда в те места за грибами ездил. Помню один раз даже воды попил. Поехал за грибами, а питьевую воду забыл дома. Колодец был старый, вода мутного рыжего болотного цвета, однако попил воды из кружки.

Конечно же, почти сразу стала интересна история этого места. Что, кто, с какой целью там на кресте и ветках деревьев старые вещи оставляет? Знаю есть такое поверье, если у места силы просишь чего, надо в замен, что-то личное оставлять. С эстетической точки зрения это не очень красиво, но не мне старинные и устоявшиеся в народе традиции обсуждать. Как выяснилось, люди к этому колодцу приезжали и продолжают приезжать с проблемами больных суставов, отёков и болезней ног. Набирают воду, читают молитвы, просят, оставляют вещи с себя, омывают ноги и посидев на скамеечке, едут обратно. Сосновый лес сам по себе дает ощущение силы и прилива энергии, а тут ещё и доброе намоленное место.

Но, на этом история святого колодца не заканчивается. Года три назад, попался мне на глаза один интересный документ. Большое спасибо за это сотруднику музея Циолковского Кирюшиной Т.Д. Статья из газеты Спасские ведомости за 2010 год. И там, отдельный отрывок с рассказом о святом колодце. Старожил села рассказывал, что колодец ещё в войну, когда лекарств у людей не было славился у местных жителей целебной силой. А вот, история его появления была связана с неким богатым и зажиточным местным крестьянином.

Старики рассказывали, что когда-то в деревне Малево жил крестьянин, и с годами стал терять он зрение. Доктора не помогали, травницы были бессильны, а потому вскоре мужчина практически ослеп. И, вот, однажды ему во сне явился ангел, что показал, то самое место в лесу на краю Грибова болота. И сказал ангел мужчине, что если он на этом месте своими руками откопает колодец, и будет водой из того колодца умываться с молитвою, то зрение к нему вернётся. И как гласит предание, крестьянин так и сделал, как наказал ему ангел. Вырыл колодец, и ходил на то место каждый день. Так зрение ему и вернулось.

Правда это или нет, каждый вправе считать самостоятельно. Самое главное, что в пришлом году, посетив колодец, я увидел, что там прошла масштабная реконструкция. Полностью обновили сам колодец, углубили его, почистили, заложили новые венцы, благоустроили территорию, поставили сруб купели, а на пригорке вагончик с рясой священнослужителя. Пока мне не удалось познакомиться с тем батюшкой, кто затеял там такой благое дело. Но, думаю, что в скором времени господь нас сведёт. Помочь благому делу хочу, если не деньгами, то хоть словом письменным или делом реальным.

Вот, такая она история, об одном из интересных и загадочных мест нашего рязанского закутка.

Нашли святой колодец на высоком берегу Дона. Здесь когда-то находился древний город, который не сохранился до наших дней

Ну что, друзья, продолжаем наше с вами путешествие по Данковской земле Липецкой области. Не так давно я вам рассказывал о красивой церкви в селе Стрешнево. Посмотреть там явно есть на что.

А неподалёку от этого заброшенного села находился ещё и древний город Донков, который был уничтожен. Впоследствии город выстроили вновь, но уже ниже по течению Дона, и в настоящий момент он называется Данков.

А вот на том месте, где находился старый Донков, сейчас ничего нет. Есть только пустырь, который именуется городищем. Но, тем не менее, мы отправимся и туда. Чтобы посмотреть, что там есть сейчас, где когда-то на высоком берегу Дона стоял древний сторожевой город.

Проехались мы немного по грунтовке от бывшего села Стрешнево, и увидели у дороги святой колодец. С ограждением и навесом сверху в виде купола с крестом.

Сам колодец был закрыт крышкой, которая поднималась, и с помощью черпака с прикреплённым к нему ведром можно было набрать в колодце воды.

А это - речка Дон, что протекает далеко внизу. Обратите внимание, какой здесь Дон узкий. Все-таки это верховья реки. В Ростове, например, Дон шире во много раз.

Моя сестрёнка Оля сфотографировалась на фоне этих красивых пейзажей. И фото действительно получилось классное.

Святой колодец

Издревле существуют на Руси замечательные памятники природы, которые человек из-за их непередаваемой красоты и полезные свойства причислил к разряду святых.

Одним из таких памятников является "Святой колодец", расположенный в верховьях Волжского бассейна в 2-х километрах от церкви Смоленской Богоматери Одигитрии в старинном селе Оковцы Селижаровского района.
Само название села упоминается в Летописях Нестора датированных ХI-м веком.

Так что о древности заселенных славянами земель можно с большой убедительностью судить даже по этим скудным строкам. Оковцы это большое село, которое известно, прежде всего, своими огромными ярмарками. Да это и не удивительно. Ведь расположено оно на торговых путях, коими служили раньше реки.

Необходимо сказать, что само Селижарово находится в точке слияния трёх рек: собственно Волги, Селижаровки вытекающей из Селигера и Песочни. А вот притоком-то Песочни является знаменитая река Пырошня, на которой и расположилось красивое село Оковцы.Когда въезжаешь в него, то удивляешься тому как здорово улочки и отдельные группы домов вписались в сосновые боры и рощи. Да, были архитекторы в древности, сохранили это великолепие до наших дней.

Теперь повернём налево и проедем по гравийной лесной дороге пару километров. Попадем на автостоянку и оттуда 200 метров пешочком по мосткам пройдем к самому Святому колодцу. Представьте себе территорию, примерно, метров в 250-т, которую огибает р.Пырошня. Если созерцать это с высоты птичьего полета, то некоторые наблюдательные поломники могут сказать, что река похожа здесь на огромную подкову, окоймляющую знаменитое место. Может, отсюда и название села произошло?

Само место находится как бы в котловане высоких берегов, заросших сосной и елью. Примерно в пяти метрах над уровнем воды в реке в самом носке этой подковы мы увидим семиметровую гранитную чашу под куполом с пронзительно прозрачной и холоднющей водой. Из неё в метре над верхним гранитным срезом вытекает по деревянному лотку вода, которую посетители набирают домой. Чуть ниже водопадиком ещё одно низвержение из колодца течет в деревянные последовательно соединённые купальни. Летом здесь слышны восторженные возгласы, молитвы и уханье окунающихся поломников. Все, от млада до велика, считают необходимым пройти водную составляющую.

Ваш собеседник тоже не пренебрегает этой возможностью. И даже 19 января с завидной регулярностью на крещенье трижды окунаюсь в эту целебную воду Святого колодца. Есть маленькая, но решаемая заблаговременно проблемка. В сильные морозы ноги пристают ко льду, прихватите с собой не очень скользкий коврик. Температура самой воды от времени года не меняется и составляет 6 градусов С. Многим страждущим она помогла.
Ежегодно 24 июля в Оковецком храме проводится богослужение и освящение воды Святого колодца. Службу проводят архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и настоятель Смоленской церкви Роман.

© Copyright: Александр Вишняков, 2008
Свидетельство о публикации №208032900591

". освещение воды Святого колодца." Колодец святой, потому, что его освящают? Тогда пусть идут на очистные! Вобщем-то вопрос не к Вам. Вы описали,что есть. Красивое место, я совершил маленькую экскурсию вместе с Вами с большим удовольствием. Очень люблю красивые места, и очень не люблю "поломников" (от поломать), очень надеюсь, что там не так. С уважением.

Нет, Степан, все ведут себя достойно в противу начала 90-х, когда там устраивали шашлыки, обливали водой, дрались. Да все было. Место действительно уникальное. Таких мощных источников я просто в других местах нигде не встречал. Уникальная вещь. Благодарю Вас за проявленный интерес.
С уважением Александр.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как связаны видение Святой Троицы и вода в колодце

Как известно, колодец был построен одновременно с цитаделью. Устроен он прямо внутри скалы (выдолблен) и обложен известняковыми плитами. Но воды в нем не было очень долгое время.

Однажды, на вершине Иверской горы старому иноку, послушнику новоафонского монастыря, было видение Святой Троицы. А наутро случилось чудо - в пересохшем колодце появилась вода.

Вода считается целебной. Ее удивительные свойства известны далеко за пределами Нового Афона и даже Абхазии. Так что, собираясь посетить это удивительное место, не забудьте взять с собой пустую бутылочку для воды!

Как напоминание о произошедшем чуде (явление Святой Троицы) в том самом месте выросло чудесное дерево - инжир (или по иному - смоковница). Дерево необычно тем, что из одного корня растет сразу три ствола!

Возможно это все легенды или вымысел, но совпадение на самом деле удивительное - Святая Троица и дерево с тремя стволами! Хотя. чудеса в жизни происходят даже тогда, когда мы в них и не верим.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал - будет интересно.

Колодец Александра Свирского

По преданию, колодец выкопал сам святой Александр Свирский в начале XVI века. В то время он строил на берегу Свири церковь – в житии сказано, что монаху Александру явилась Святая Троица, и три мужа в белых одеждах указали место будущего храма. Впоследствии на Свири появился знаменитый Троицкий Александро-Свирский монастырь, куда со всей страны приезжают паломники поклониться святым местам, помолиться Александру Свирскому и набрать из колодца преподобного целебной воды, которая лечит различные хвори. Говорят, эта чудесная вода изгоняет даже бесов! В «Сказании о некоторых чудесах преподобного Александра» рассказывается о некоем Георгии, в которого вселились бесы: бедняга не пил, не ел, не спал и нес какую-то околесицу. Тогда родные силой привезли его в монастырь, дали кусок хлеба и воды из колодца. На следующее утро Георгий выздоровел и рассказал следующее. Когда нечистые покидали его, то один бес признался, что если бы Георгий не выпил воды и не вкусил хлеба, то душа его погибла в ту роковую ночь. А молитвы Александру Свирскому бесы боятся как огня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Если колодец колдовством загубили

Если колодец колдовством загубили Раньше, да в общем-то и сейчас тоже, обозленный колдун портил воду у своего обидчика или соседа. После его дел вода в колодце становилась мутной и затхлой, а то и совсем высыхала. Когда такое случалось, к колодцу приглашали того, кто мог

Колодец Параскевы Пятницы

Колодец Параскевы Пятницы (Волосовский район, село Ильеши, церковь Святых Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы)История появления колодца святой мученицы Параскевы весьма удивительна. В XVII веке пастух увидел на березе, растущей на огромном поле, маленькую девочку.

Мощи святого Александра Свирского

Мощи святого Александра Свирского Александр Свирский – один из немногих православных святых, который был канонизирован так быстро – через четырнадцать лет после своей кончины. Уже при жизни преподобный Александр отличался необыкновенной набожностью. Его житие

Гексаграмма № 48 Колодец (Колодец)

Гексаграмма № 48 Колодец (Колодец) Б. Х. Хорошо, если вы протяните другим руку помощи, даже если у вас самого дела идут не вполне гладко. Впоследствии вы убедитесь, что такой образ действий очень выгоден. В данный период едва ли можно рассчитывать на признание ваших

103. Книга, колодец

103. Книга, колодец Сон, в котором вы рассматриваете или читаете книгу, предвещает приятные устремления, занятия, почет, уважение и богатство. Если автору снится, что его произведение напечатано, его ждут неприятности с издателем. Если во сне вы прилагаете усилия, чтобы

Гадание «Колодец – мостик»

Гадание «Колодец – мостик» Выдернуть несколько прутиков из домашнего веника, построить из них мостик и положить его до утра под подушку со словами: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Ночью девушке приснится будущий муж.Вместо прутиков

Молитва для тех, кто копает колодец

Молитва для тех, кто копает колодец В пустыне ты, Господи, напоил, жаждущим даровал воду. Омыл и дал испить и утолить жажду. Благослови место для колодца, студенец сей дай нам на здравие. Даруй нам воду на сем месте – сладку и вкусну и не во вред нам. Пресвятое, великолепное

Заговорить колодец от порчи

Заговорить колодец от порчи Иногда, поссорившись, злые люди идут на любые меры и способы отмщения. Например, используют для этого колодец, из которого берут воду люди, с кем они в ссоре. Человек, не зная, приносит в дом воду, взятую из заговоренного порчей колодца, и все, кто

Кладезь Александра Свирского

Кладезь Александра Свирского Находится источник в Александро-Свирском монастыре недалеко от города Лодейное поле в Ленинградской области. Александр Свирский был великим святым. Еще в юно сти, когда он спасался в Валаамском монастыре, ему явилась сама Пречистая

Заговор для тех, кто копает колодец

Заговор для тех, кто копает колодец Чтобы у вас всегда была чистая вода, перед тем как рыть колодец, прочитайте такой заговор: В пустыне ты, Господи, напоил, Жаждущим даровал воду, Омыл и дал испить и утолить жажду. Благослови место для колодца. Студенец сей дай нам на

Глава 16. Колодец

Глава 16. Колодец Холли познакомилась с Сильвией, ставшей нашей общей подругой, в 80-х годах прошлого века, когда обе преподавали в Рэвенскрофтской школе города Роли, Северная Каролина. В это же время она дружила и со Сьюзен Рейнтьес. По моему мнению, Сьюзен была особым

Колодец

Колодец Отверстие колодца расположено у подножия Восходящего коридора, по которому можно подняться к Большой галерее.Еще у Плиния мы встречаем упоминание о «колодце глубиною 86 локтей», который сообщается с Нилом. Подтверждение тому мы находим у Геродота, который

Читайте также: