Что такое ремонтно изоляционные работы при ремонте скважины

Обновлено: 07.07.2024

Нефть, Газ и Энергетика


Исправление негерметичности цементного кольца.

Анализируют геолого-технические характеристики пласта и работу скважины:

Производят оценку объема отдаваемой пластом жидкости.

Создают спецотверстия на участке высотой 1 м (5-10 отверстий) над эксплуатационным фильтром против плотных пород.

Замеряют глубину установки песчаной пробки (взрыв-пакера).

Определяют приемистость изолируемого объекта.

Производят гидроиспытание колонны НКТ и пакера.

Приготавливают, закачивают и продавливают тампонажный раствор в заданный интервал:

По истечении установленного срока ОЗЦ проверяют эксплуатационную колонну на герметичность.

Разбуривают цементный мост.

Вымывают из скважины песчаную пробку.

Оценивают качество РИР с помощью геофизических и гидродинамических методов исследований.

Если РИР планируют проводить через специальные перфорационные отверстия, то эти отверстия простреливают или в зоне ВНК, или в интервале плотного раздела между нижним эксплуатационным и нижележащим водоносным пластами. Башмак НКТ устанавливают на 1.0- 1.5 м ниже интервала специальных перфорационных отверстий. При использовании при этом пакера, его резиновый элемент устанавливают между подошвой нижнего пласта и интервалом специальных отверстий.

Наращивание цементного кольца за обсадной колонной

1) параметры глинистого и цементного растворов, использованных при первичном цементировании;

Производят глушение скважины.

При прямом тампонировании через специальные отверстия на заданной глубине в обсадной колонне простреливают отверстия, промывают скважину до полного удаления остаточного объема старого бурового раствора, закачивают расчетный объем тампонажного раствора, поднимают НКТ на 50- 100 м и оставляют скважину на ОЗЦ. Определяют верхнюю границу цементного кольца за обсадной колонной. Разбуривают цементный стакан в обсадной колонне и проверяют ее на герметичность.

Капитальный ремонт скважин

Капитальный ремонт скважин (Workover)- повторное проникновение в законченную скважину для проведения очистных и восстановительных работ.

Комплекс работ КРС включает:

  • восстановление работоспособности:
    • эксплуатационных колонн,
    • цементного кольца,
    • призабойной зоны пласта,

    Это последовательность работ, направленных на восстановление цементного кольца, обсадочных колон, призабойной зоны.

    В зависимости от объема работ, их характера и степени сложности капитальные ремонты подразделяются на 2 категории сложности:

    Ремонты при глубине скважины до 1500 метров

    Ремонты в скважинах свыше 1500 метров

    Ко 2 й категории также относят независимо от глубины скважины, все виды наиболее сложных и трудоемких работ:

    • ликвидация аварий и осложнений,
    • исправление смятий или замена участков поврежденных обсадных колонн,
    • проведение гидроразрыва пласта;
    • работы в скважинах с сильными нефтегазопрявлениями;
    • ремонты в наклонно-направленных скважинах;
    • все виды ремонтно-изоляционных работ;
    • все необходимые технологические неоднократные цементные заливки.

    Единицей ремонтных работ является скважино-ремонт.

    Это комплекс подготовительных, основных и заключительных работ, выполняемых на скважине от ее приема в ремонт до ввода в эксплуатацию.

    Необходимость проведения работ по КРС основывается факторами:

    Требованиями технологии рациональной разработки месторождения, залежи, пласта.

    Возможностью получения дополнительной нефти при улучшении технико-экономических показателей.

    Несоответствием конструкции скважины условиям эксплуатации и разработки месторождения.

    Несоответствием дебита нефти, содержанием воды в продукции скважины и их изменений параметрам продуктивного пласта в нефтяных добывающих скважинах; приемистости, давления нагнетания в водонагнетаемых скважинах.

    Возможностью повышения продуктивности скважин за счет увеличения проницаемости пласта в призабойной зоне.

    Возникновением аварийных ситуаций, связанных со скважинным оборудованием, исследовательской аппаратурой и приборами.

    Подготовка скважин к капитальному ремонту включает глушение скважины и закрытие устья.

    Ремонтно-изоляционные работы

    Ремонтно-изоляционные работы (РИР) - работы по перекрытию путей проникновения вод в эксплуатационный объект скважины и отключение от нее отдельных пластов и обводненных интервалов.

    Эти работы - одно из основных средств по увеличению степени извлечения нефти из пласта.


    РИР скважин проводят в случаях, когда необходимо:

    • обеспечить изоляцию продуктивных объектов от вод;
    • создать цементный стакан на забое скважины или цементный мост в колонне;
    • перекрыть фильтр при переводе скважины на выше- или нижезалегающий горизонт;
    • создать цементный пояс в призабойной зоне скважины для надежной изоляции;
    • перекрыть дефекты в эксплуатационной колонне;
    • изолировать продуктивные горизонты друг от друга в интервале спуска эксплуатационной колонны или хвостовика при зарезке и бурении второго ствола;
    • закрепить призабойную зону скважины с целью уменьшения пробкообразования.

    Основное требование к технологии - обеспечение закачки рабочих растворов изоляционного агента в скважину и продавливание в изолируемый интервал.

    Это достигается за счет исключения из технологии условий и операций, способствующих разбавлению рабочих растворов, а также в результате заполнения скважины однородной по плотности жидкости; применение рабочих растворов плотностью большей, чем плотность жидкости, заполняющей скважину; использования разбуриваемых пакеров.

    О ремонтно-изоляционных работах (РИР)

    В ходе эксплуатации нефтегазодобывающих скважин важна герметичность обсадных цементных колонн. Дефекты в них могут привести к ос­ложнениям:
    — перетокам воды, нефти и газа по заколонному пространству между невскрытыми перфорацией пластами, грифоны;
    — обводнению продуктивных пластов;
    — прорыву газа в перфорированную зону нефтяного пласта.

    Для исключения этих проблем скважин важно своевременное проведение ремонтно-изоляционных работ (РИР). Ремонтно-изоляционные работы проводят с целью изоляции пластовых вод, поступающих через цементный стакан и по заколонному пространству, подошвенных и контурных вод, поступающих по наиболее проницаемым интервалам и трещинам пласта, т.е. обеспечивают оптимальные условия работы продуктивного пласта, для достижения запланированной (максимальной) выборки запасов нефти. Ремонтно-изоляционные работы являются частью капитального ремонта скважин..

    Методика проведения РИР:

    Для проведения изоляционных работ производят тампонирование скважины цементным материалом. При этом работы проводятся без установки пакера через общий фильтр или с установкой съемного или разбуриваемого пакера через фильтр отключаемого пласта.

    Этапы проведения РИР:
    1) глушение скважины специальным раствором,
    2) спуск НКТ со съемным или разбуриваемым пакером
    3) изоляция нижних продуктивных пластов в случае отключения верхних или промежуточных пластов. Для этого заполняют нижние специальными составами, устанавливают цементный мост или взрыв-пакер
    4) гидроиспытание насосно-компрессорных труб;
    5) определение уровня приемистости вскрытого интервала пласта. При необходимости – проведение работ по увеличению изолируемого интервала;
    6) подбор тампонажного раствора: материал, состав, необходимый объем, срок ОЗЦ;
    7) закачивание тампонажного раствора под давлением
    8) по истечению срока ОЗЦ – проверка цементного моста и гидроиспытания эксплуатационной колонны.

    Работы проводят­ся в соответствии с РД 153-39-023-97 «Правила ведения ремонтных работ в скважинах», регламентирующим приме­нение конкретных изоляционных составов.

    Виды РИР и разработанные ООО «Синергия Технологий» решения:

    Ограничение водопритока и устранение заколонных перетоков.

    Заколонная циркуляция — движение флюида по стволу скважины за обсадной колонной. Возникает вследствие разрушения цементного камня за обсадной колонной.
    Реагенты, применяемые для ограничения водопритока:
    1. Кремнийорганический состав «Пласт-СТ».
    2. Специальный изоляционный материал «СилонВелл».
    3. Водоизоляционный состав «Полисом».
    4. Полисиликатно-полимерный состав «Полисом-Поли».

    Устранение негерметичности обсадной колонны.

    Некачественное цементирование скважины, износ обсадных колонн инструментом при бурении и эксплуатации, а также другие причины приводят к преждевременному выходу из строя скважин вследствие нарушения герметичности обсадных колонн, что требует проведения ремонтно-изоляционных работ.
    Реагенты применяемые для устранения негерметичности обсадной колонны:
    1. Тампонажный материал «Таскон».
    2. Тампонажный состав «Эпокрил».

    Выравнивание профиля приемистости:

    Изоляция пласта:

    1. Комплексная технология с закачкой низковязкого реагент в пласт (с образованием экрана) и докреплением цементом или микроцементом.

    Устранение межколонного давления:

    Основными причинами появления МКД являются негерметичность устьевого, или забойного пакеров, движение газа из пласта по каналам в цементном камне.
    Реагенты, применяемые для решения задач:
    1. Кремнийорганический состав.
    2. Силикатосодержащие вещества.
    3. Реагенты на основе синтетических смол.

    Особенности текущего и капитального ремонта нефтяных скважин

    ремонт скважин

    Длительная эксплуатация нефтяных или газовых скважин приводит к тому, что периодически их требуется ремонтировать. При ремонте может потребоваться замена НКТ или спуско-подъемного оборудования, прочистка обвалившихся элементов ствола, промывка и ряд других процедур. Чаще всего работы проводятся под землей, и их классифицируют на текущий и капитальный ремонт скважин. В первом случае они проводятся в плановом порядке: они могут касаться очистки всего ствола или отдельных элементов, внесения изменений в режим функционирования и т.д. Капитальный ремонт подразумевает масштабную замену оборудования, устранение серьезных неисправностей, углубление или расширение ствола, а также вторичное бурение.

    Для текущего и капитального ремонта нефтяной скважины используется профессиональное оборудование, а перед ремонтом необходимо подготовить к спуско-подъемным работам, провести исследование ствола и забоя, а также прилегающих пластов на предмет давления, наличия инородных предметов, воды и другие параметры. При ремонте, вне зависимости от того, текущий он или капитальный, важно соблюдать технику безопасности, а также природоохранные нормативы.

    Особенности ремонта

    Подготовительный этап перед текущим или капитальным ремонтом скважины должен включать в себя работы, которые обеспечивают безопасность дальнейших действий и позволяют без помех провести последующую прочистку или замену агрегатов. Прежде всего при необходимости скважина должна быть заглушена, а затем на объект перемещается бригада по обслуживанию и ремонту вместе с оборудованием. Среди работ на подготовительном этапе перед текущим или капитальным ремонтом выделяют следующие действия:

    • Сбор документации: схемы строительства скважины, схемы оборудования, параметров извлекаемого вещества, особенности эксплуатации и т.д.
    • Проверка и восстановление функциональности подъемного оборудования; если его потребуется заменить, чаще всего нужно демонтировать его. Тем не менее, несложные поломки или очистка производится непосредственно на месте.
    • Подбор инструментов, который осуществляется, исходя из параметров конкретной скважины, типа предстоящих ремонтных работ, конструкцией НКТ.
    • Промывка ствола, перед чем необходимо установить, что газ и нефть не выделяются в процессе; демонтаж оборудования, расположенного в устье.
    • Визуальная проверка состояния труб, установка колец в местах соединений. Спуск и поднятие труб осуществляется плавно, чтобы конструкция не была повреждена; извлеченные трубы укладываются на специально оборудованные стеллажи.

    Если труба сделана из различных труб, соединенных между собой последовательно, то требуется зафиксировать показатели их длины и записать. Соединение производится посредством патрубков, которые были изготовлены для трубы в заводских условиях.

    Текущий ремонт

    ремонт скважины

    Текущим ремонтом называются работы по восстановлению рабочего состояния техники и инструментов, смена режима работы (интенсивность, особенности добычи и т.д.), а также очистные действия различных уровней скважины от наслоившихся отложений, которые появляются там спустя несколько лет эксплуатации. Также к техническому текущему ремонту относится очистка самого оборудования. Все текущие манипуляции со скважиной делятся на профилактические действия и работы по восстановлению работоспособности.

    В первом случае ремонт позволяет избежать таких рисков, как уменьшение объема ценных ресурсов, извлекаемых в процессе, разрушение ствола, обводнение, засорение и другие неприятные последствия. Периодичность проведения ремонтов напрямую зависит от параметров эксплуатации, и компания, которая занимается разработкой месторождений нефти, проводит профилактические работы регулярно. К запланированным текущим работам относятся следующие виды действий:

    • Очистка от песчаных засоров при помощи промывания, механическим путем или специальной желонкой.
    • Замена отдельных элементов насоса или всей насосной станции.
    • Устранение неисправностей труб, а также их замена.
    • Замена вышедших из строя штанг и опор.
    • Изменения в параметрах опускания НКТ.
    • Замена, текущий ремонт или очистка песчаного якоря.

    Во втором случае исправлению подлежит внезапно произошедшая авария, вышедшее из строя оборудование, поврежденные в ходе ошибок в эксплуатации инструменты, трубы и т.д. Такие неисправности возникают непреднамеренно и вне графика, поэтому здесь необходима экстренная помощь специалистов.

    Капитальный ремонт скважин

    К действиям по капитальному ремонту скважин относятся такие манипуляции, как восстановление колонны, замена колец или их починка, работы над восстановлением функциональности забоя, исправление последствий крупных аварийных ситуаций (обрушение, засыпание), создание новых ответвлений или параллельно идущих стволов. К ним относят следующие виды действий:

    • Изоляция определенных слоев, если того требует функциональность скважины.
    • Отключение оборудования и его полное извлечение на поверхность с целью временного или постоянного прекращения эксплуатации месторождения.
    • Капитальный ремонт ствола, создание второй колонны или починка труб НКТ на предмет герметичности.
    • Воздействия с помощью химии или физических действий на пласты призабойной части.
    • Ловильные работы.
    • Уничтожение скважины, которое может быть инициировано из-за ее полной потери эффективности, сворачивания производства или иных причин.
    При капитальном ремонте скважины достаточно часто приходится осуществлять ловильные манипуляции. Потребность в них появляется в случае, если в процессе эксплуатации подземные элементы оборудования обрываются и падают вниз; это не только приводит к повреждению ствола, но и не дает производить дальнейшую эксплуатацию скважины.
    Алгоритм ловильных работ следующий:
    • Глушение скважины перед капитальными ремонтными работами.
    • Спуск специального диагностического оборудования (печать), с помощью которого устанавливается характер обрыва и расположение неисправных элементов.
    • Подбор приспособления, которое будет применено для ловильных работ. Среди таких предметов может быть труболовочное оборудование, крюки, колокола, овершоты или приспособления типа «паук».
    • С помощью выбранного устройства, которое опускается в ствол скважины, осуществляется захват элемента, который был оторван. Извлечение не всегда помогает очистить ее, поэтому в комплексе с устройствами применяется гидравлическая техника.
    • Если же извлечь оборудование невозможно (это происходит из-за его большого веса, расклинивания в стволе или сложности захвата), то приходится бурить новый ствол. Старую скважину при этом необходимо ликвидировать.

    Разновидности ремонтных работ и современные методики

    • Канатные действия.
    • Способы, при которых применяются тросы.
    • Методики с гибкими трубами.
    • Способы, сочетающие применение шлангов и веревок.
    • Способы, сочетающие применение шлангов и кабелей.
    • Метод, в основе которого лежит использование канатов для отправки специальных желонок на забой в скважине или на участок, который ранее был изолирован. Благодаря новому оборудованию становится возможным доставка тампонирующих видов средств, химических веществ, в том числе взрывчатых компонентов и готовых смесей, снарядов, а также монтаж оборудования для стрельбы взрывчатыми веществами.
    • Спуск механических разновидностей желонок при помощи канатов. Для работы такого оборудования важно найти точку опоры на дне забоя.

    Подобные методы не могут целиком заменить применение НКТ, однако они уменьшают стоимость ремонта в ряде случаев. Их применение позволяет существенно облегчить процесс ремонта, а также снизить затраты по времени на него. Оптимально использование канатного и кабельного оборудования в сочетании с традиционными методами ремонта скважин.

    МУН: Технические средства для проведения ремонтно-изоляционных работ

    Ремонтно-изоляционные работы (РИР) - одно из основных средств по увеличению степени извлечения нефти из пласта.

    Ремонтно-изоляционные работы (РИР) - одно из основных средств по увеличению степени извлечения нефти из пласта.

    Как повысить качество изоляционных работ? О своем опыте в решении этого вопроса рассказывает специалист компании Югсон-Сервис.

    РИР скважин проводят в случаях, когда необходимо:

    - обеспечить изоляцию продуктивных объектов от вод,

    - создать цементный стакан на забое скважины или цементный мост в колонне,

    - перекрыть фильтр при переводе скважины на выше - или нижезалегающий горизонт,

    - создать цементный пояс в призабойной зоне скважины для надежной изоляции,

    - перекрыть дефекты в эксплуатационной колонне,

    - изолировать продуктивные горизонты друг от друга в интервале спуска эксплуатационной колонны или хвостовика при зарезке и бурении второго ствола,

    - закрепить призабойную зону скважины с целью уменьшения пробкообразования.

    Основное требование к технологии - обеспечение закачки рабочих растворов изоляционного агента в скважину и продавливание в изолируемый интервал. Это достигается за счет исключения из технологии условий и операций, способствующих разбавлению рабочих растворов, а так же в результате заполнения скважины однородной по плотности жидкости; применение рабочих растворов плотностью большей, чем плотность жидкости, заполняющей скважину; использования разбуриваемых пакеров.

    Значительный объем при капитальном ремонте скважин занимают ремонтно-изоляционные работы (РИР), связанные с восстановлением целостности и герметичности обсадных колонн, целостности цементного кольца, ограничения притока вод и межколонных перетоков, а также отсечения интервалов обсадных колонн с помощью цементных мостов для перехода на эксплуатацию выше лежащих горизонтов, для забурки боковых стволов, для проведения ГРП.

    Часты случаи, когда, установив цементный мост напротив изолируемого интервала, обнаруживают его не на расчетной глубине. Это наблюдается в скважинах с высокой приёмистостью и посаженным пластовым давлением. В скважинах с высоким пластовым давлением и большим газовым фактором цементный мост во время ОЗЦ «прошивается» и операцию приходится проводить несколько раз до получения положительного результата.

    Для решения проблемы повышения качества ремонтно-изоляционных работ, сокращения сроков ремонтов, а также снижения затрат на их проведение на нефтепромыслах Западной Сибири и не только, было внедрено оборудование компании Югсон-Сервис - разбуриваемые мостовые пробки серии ПМ, ПМЗ.

    Мостовые пробки выпускаются в нескольких исполнениях.

    Рассмотрим 2 определённых типа:

    - ПМ (пробка мостовая) - для перекрытия интервала изоляции э/к,

    - ПМЗ (пробка мостовая заливочная) - для проведения заливки в подпакерной зоне. Выпускаются в исполнениях с перепадом давления 35 МПа и 100 МПа.

    Технология установки пробок мостовых заключается в спуске компоновки, состоящей из пробки мостовой ПМ или ПМЗ, гидравлической установочной компоновки ГУК. При необходимости проводится привязка партией геофизиков. Путем создания давления в НКТ гидравлический узел воздействует на пробку мостовую, тем самым пробка мостовая деформируется и уплотняется в межтрубном пространстве. При достижении заданного давления 17-18 МПа гидравлический узел разъединяется от пробки. В случае установки пробки мостовой ПМ производится опрессовка и подъем гидравлического узла. При установке пробки мостовой заливочной производится проверка приемистости и закачка тампонажных материалов в подпакерную зону непосредственно через ГУК. После извлечения гидравлического узла из пробки ПМЗ срабатывает обратный клапан, тампонажный материал остается в подпакерной зоне под давлением. ГУК извлекается. Гидравлический способ посадки позволяет гарантированно безотказно производить установку пробок мостовых в наклонно-направленных и горизонтальных скважинах.

    Пробка мостовая ПМ (рис. 1) используются для:

    - отключения нижележащего пласта без установки цементного моста, при подготовке скважины к РИР или ГРП,

    - отключения интервалов обсадной колонны на разведочных скважинах при переходе на вышележащий пласт,

    - также могут применяться в качестве опоры для клина отклонителя при зарезке боковых стволов.

    Рис 1 Схема применения ПМ и ПМЗ.

    Применение мостовых пробок ПМ в отличие от обычных цементных мостов за счет отсутствия дополнительных СПО и отсутствия ОЗЦ - 24 часа позволяют в разы сократить продолжительность и стоимость ремонта. Использование пробок мостовых позволяет устанавливать их с очень высокой точностью, в отличие от цементного моста который в нередких случаях приходится дополнительно подбуривать, неся затраты на дополнительные СПО. При отсечении продуктивного пласта не происходит его загрязнение, что особенно важно при работе с пластами с низкими фильтрационными свойствами.

    Пробки мостовые заливочные ПМЗ рекомендуется применять для изоляции продуктивного пласта, ликвидации негерметичности колонны или заколонного перетока.

    Благодаря наличию обратного клапана в конструкции пакера ПМЗ спуско-подъемные операции можно производить сразу после цементировочных работ, что в свою очередь сокращает время ремонта и ускоряет ее ввод в эксплуатацию.

    Пробки мостовые изготавливаются из легко разбуриваемых материалов, защищены от эффекта подшипника при бурении, благодаря чему среднее время разбуривания на сегодняшний день составляет 2 - 4 часа. На гистограмме (рис. 2) представлен сравнительный анализ изоляционных работ с применением материалов и пробок мостовых.

    Применение мостовых пробок заливочных позволяет повысить качество изоляционных работ. За счет качественного ремонта увеличится продолжительность межремонтного периода.

    Рис. 2 Гистограмма применения ПМ и ПМЗ.

    Repair and insulation works (RIRs) - work to block the pathways of water in the production zone of the well and disconnect the individual layers and water-bearing intervals. This work is one of the main means to increase the degree of extraction of oil from the reservoir. How to improve the quality of insulation work? About his experience in dealing with this question says the expert of the company OOO "Yugson-Service".

    Услуги от компании ООО «СНК»: текущий ремонт скважин

    Под текущим ремонтом скважин подразумевается комплекс мероприятий, позволяющих восстановить производительность скважин и возможность ее эксплуатации, а также произвести реабилитацию или замену скважинного и устьевого оборудования. Помимо этого при текущем ремонте производится очистка забоя и подъемной колонны от накопившихся отложений и пробок, а также интенсификация продуктивности пласта и ОПЗ.

    Текущий ремонт может быть

    • планово-предупредительным (профилактическим), целью которого является предупреждение отклонений от плановых технологических регламентов режима эксплуатации оборудования и самой скважины, ревизия оборудования;
    • капитальным (восстановительным), вызванным резким ухудшением в технологических показателях или отказе в работе оборудования. Капитальный ремонт, по сути, является аварийным и требует применения более сложной техники.

    Группы работ при проведения ремонта

    При текущем ремонте сотрудниками ООО «СНК» выполняются следующие операции:

    • транспортные работы, включающие доставку оборудования и ремонтной бригады на скважину;
    • подготовительные (глушение скважины, монтаж и разборка устьевого оборудования);
    • ремонтные спускоподъемные работы;
    • очистка скважины от песчаных и соляных закупорок, демонтаж и замена пришедших в негодность узлов и оборудования, применение методов восстановления продуктивности пласта (прогрев, промывка, введение химреагентов), запуск скважины в рабочий режим эксплуатации;
    • заключительные (демонтаж оборудования, подготовка его к транспортировке, очистка рабочей зоны.

    ВАЖНО: При осуществлении экплуатации скважины в призабойной зоне, состоящей из слабоцементированных пород, зачастую наблюдается интенсивное песчаное пробкообразование, вызывающее обрушение призабойной зоны и деформацию обсадных колонн. При этом мощность закупорок может составлять несколько сотен метров. Данное явление требует немедленного устранения во избежание приостановления и даже полного прекращения подачи нефти (выбытие скважины).

    Нефть, Газ и Энергетика

    5.1.1. Производство цементировочных работ на скважине производится по составленному плану с указанием ответственного за производство работ.

    5.1.2. При проведении цементирования в осложненных условиях, а также при ведении новых элементов в технологию работ, рабочим производится дополнительный инструктаж с отметкой в журнале инструктажа.

    5.2. Требования безопасности перед началом работ .

    5.2.1. Площадка цементировочного агрегата должна быть чистой и не загроможденной посторонними предметами. Оборудование, находящееся на площадке (шланг, трубы, переводнини и т.д.) должно быть аккуратно сложенным и размещенным так, чтобы не мешать машинисту при работе.

    5.2.2. Металлические щиты и ограждения движущихся частей оборудования, установленные на цементировочных агрегатах, должны быть исправны и закреплены.

    5.2.3. Манометр ЦА должен быть опломбирован и исправен. Циферблат его должен быть обращен к месту нахождения машиниста, а стекло чистым.

    5.2.4. Предохранительный клапан ЦА должен обрабатывать при превышении номинального давления 3,5%.

    5.2.5. Шланг, используемый для кратковременной подачи жидкости в мерные емкости ЦА, должен быть надежно закреплен.

    5.2.6. Лестницы, перила, предназначенные для подъема на бункер цементно-смесительной машины, а также деревянные площадки и боковые ограждения бункеров должны быть исправными.

    5.2.7. Люки бункеров должны иметь решетки и откидные крышки.

    5.2.8. Площадку у скважины, предназначенную для установки цементировочного оборудования, необходимо освободить от предметов, замазученность устранить.

    5.2.9. Если площадка имеет уклон, под колеса агрегатов должны быть установлены упоры.

    5.2.10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ устанавливать ЦА и СТ под электролиниями. В случае невозможности избежать этого необходимо на время цементирования обесточить электролинию.

    5.2.11. ЦА следует устанавливать так, чтобы мерные емкости их были обращены к устью скважины.

    5.2.12. В целях безопасности обслуживания агрегатов и возможности отъезда какого-либо из них в сторону, в случае необходимости следует соблюдать следующие расстояния:

    а) от устья скважины до агрегатов не менее 15м;

    б) между ЦА и СМ - не менее 1,5м.

    5.2.13. Перед цементированием необходимо провести пробное заполнение обвязки и опрессовать нагнетательные трубопроводы.

    5.2.14. Перед опрессовкой нагнетательных трубопроводов необходимо проверить исправность предохранительного клапана насоса и манометров на ЦА..

    5.2.15. Нагнетательные трубопроводы должны быть опрессованы давлением в 1,5 раза превышающими ожидаемое давление, но не выше давления, допустимого для колонны.

    5.2.16. Перед началом опрессовки нагнетательных трубопроводов, все рабочие должны быть удалены от устья скважины и от трубопроводов на безопасные расстояния.

    5.2.17. Опрессовку обвязки следует выполнять на малых скоростях ЦА во избежание разрыва коммуникаций от быстрого роста давления.

    5.2.18. В случае обнаружения пропусков в нагнетательном трубопроводе работы по их устранению производить после снижения давления до атмосферного.

    Нефть, Газ и Энергетика

    1.1.Настоящий регламент устанавливает общие принципы ремонтно-изоляционных работ (РИР) при восстановлении технического состояния крена добывающих и нагнетательных скважин в районах ведения работ ООО "Бурение-2".

    1.2. Требование регламента должны учитываться при составлении рабочих планов по РИР в скважинах, а также при разработке проектно-сметной документации.

    1.3. План на ремонт скважины должен включать геолого-технические данные по скважине, причины и цель ремонта, состояние ее ствола к моменту ремонта, перечень намеченных мероприятий, описание технологического цикла ремонтных работ с указанием количественных величин параметров операций, а также ответственных исполнителей каждой технологической операции. План составляется технологической службой, утверждается главным инженером,

    главным геологом предприятия и согласовывается с главным инженером и главным геологом НГДУ.

    1.6. При выполнении работ необходимо руководствоваться "Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности" (М, 1998г.), "Правилами пожарной безопасности в нефтяной промышленности", другими действующими руководящими документами.

    ПОДГОТОВКА СКВАЖИНЫ К РЕМОНТУ.

    2.1. Наземные сооружения, буровое и вспомогательное оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, исходя из предстоящих работ на скважине, должны быть проведены и приведены в соответствие с действующими требованиями, обеспечивающими безопасное проведение работ.

    2.2. Подготовка труб.

    Подготовка насосно-компрессорных труб (НКТ) и бурильных труб (БТ) осуществляется в соответствии с РД 39-2-132-78 и "Инструкцией по эксплуатации, ремонту и учету бурильных труб" (ВНИИТнефть, Куйбышев, 1979), РД 39Р-05753520-001-95 "Положение по приемке, хранению, отбраковке, учету движения и по порядку перевода в другие области назначения НКТ и глубинно-насосных штанг в ОАО "Томскнефть" Восточно-нефтяной компании.

    На трубной базе (ПРЦТиТ) производятся гидравлические испытания, шаблонировка, маркировка и сортировка труб, а также калибровка резьб. Непосредственно на кусте осуществляется наружный осмотр, повторное шаблонирование, укладка труб в порядке спуска в скважину и замер их длины.

    2.3. Транспортирование труб на скважину должно производиться специальным транспортом. При погрузке между рядами труб необходимо прокладывать деревянные прокладки, предохраняющие трубы от ударов. При этом концы труб не должны свешиваться или выступать за габариты транспортного средства более, чем на 1 метр. Транспортировка труб без предохранительных колец и ниппелей запрещается.

    2.4. При разгрузке и укладке труб у скважины необходимо, чтобы муфтовые концы были обращены к устью скважины. При этом не допускается сбрасывание труб, ударение друг о друга, перетаскивание волоком.

    2.5. При работе с трубами необходимо иметь запас из расчета на каждые 1000-50м дополнительного резерва.

    2.6. При визуальном осмотре труб на скважине определяется состояние наружной поверхности трубы, муфты и их резьбовых частей. Обнаруженные небольшие забоины на поверхности трубы допускаются удалять с помощью напильника.

    2.7. Шаблонирование труб необходимо производить при подъеме труб с мостков для спуска в скважину.

    При непрохождении шаблона в трубе ее отбраковывают. На трубах, забракованных при проверке, необходимо сделать пометку "БРАК" устойчивой к климатическим условиям краской. Выбракованные трубы складировать отдельно от основных труб.

    2.8. Подготовленные трубы необходимо уложить штабелями на стеллажи в порядке очередности спуска в скважину, а между рядами поместить деревянные прокладки. Торцы муфт каждого ряда труб должны находиться на одной общей прямой линии, а последующие вышележащие ряды - ступенчато отступать от каждого уложенного ряда на длину муфты.

    2.9. При использовании труб разных диаметров и конструкций необходимо группировать их по типам и размерам. Переводник для свинчивания их между собой рекомендуется навернуть заранее в муфту последней трубы спускаемой секции.

    2.10. Измерение длины трубы необходимо производить от свободного торца муфты до конца резьбовой части трубы с помощью проверенной стальной рулетки. Порядковый номер и измеренную длину рекомендуется наносить выделяющейся устойчивой краской на поверхности трубы.

    2.11. Измерение длины труб должна производиться под руководством мастера, который является ответственным за качество данной операции.

    Читайте также: