Бивис и батхед застрял в трубе

Обновлено: 07.07.2024

Флешбэк: почему подростки 90-х тащились по «Бивису и Баттхеду»

8 марта 1993 года для американской общественности случилось непоправимое — на телеэкраны ворвались Бивис и Баттхед. Шоу про двух отморозков с ограниченным лексиконом имело колоссальный успех среди подростков, изрядно уставших от нравоучений старшего поколения, постоянно навязывающего нормы поведения. Детишки видели в сериале всего лишь веселую сатиру на общество.

Но для их консервативных предков это стало настоящим ночным кошмаром: они не оценили юмор и пародии мультсериала, где главные герои ведут асоциальный образ жизни и отрицают традиционные ценности. Их тоже можно было понять, ведь поступки персонажей были направлены только на удовлетворение низменных потребностей — почти все время они просиживали на диване, точили фастфуд и пырились в телевизор, обсуждая видеоклипы.

Несмотря на скандалы и бесчисленные нападки, короткие скетчи о жизни двух тупых тинейджеров стали культовым символом молодежи 90-х и едва ли не самым рейтинговым проектом. Но обо все по порядку.

Истоки

Создатель сериала — Майк Джадж. Его отец был антропологом, мать — библиотекаршей. Сам Майк по образованию физик. Но с профессией как-то не заладилось, да и желания особо не было. Зато в дальнейшем он стал режиссером, продюсером, аниматором и композитором: главную музыкальную тему к «Бивису и Баттхеду» запилил тоже Джадж. Также озвучил практически всех персонажей сериала. Такой вот человек- оркестр.

Одним из источников вдохновения для него была серия комиксов «Мелочь пузатая» (Peanuts) о приключениях Чарли Брауна, Снупи и Люси, которая также выходила в виде мультсериала. В кадре ни разу не появляются родители главных героев. Эту идею он перенес и в свой проект. В полнометражном мультфильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку» , конечно, появятся два мужичка , якобы отцы героев. Это лишь догадки — они, конечно, один в один как наши перцы, но об им родстве ничего не будет сказано.

Прототипом Бивиса стал сосед Джаджа по колледжу, который носил такую же фамилию, но больше смахивал на туповатого качка. Имя Баттхед всплыло из детства Майка и было сочетанием кличек двух его друзей: одного называли Железный Зад (Iron Butt), другого — Задоголовый (Butt-Head).

Проба пера

Первая анимация про двух ржущих чуваков появилась в 1992 году под названием «Бейсбол лягушкой». Именно из нее и вырос сериал «Бивис и Баттхед». Но это было не сразу. Майк очень долгое время пытался пропихнуть своих героев на телеканал, но ему везде отказывали: Америка не была готова к такому обилию цинизма и странного юмора.

Случилось чудо — MTV решили пойти на риск. Джадж сперва задумывал, чтобы его персонажи высмеивали телевизионную рекламу, но MTV настояли, чтобы объектом нападок стали музыкальные клипы. И правильно сделали, ведь и мы в свое время любили этот телеканал именно за ламповые клипы 24/7.

Персонажи

Бивис

Блондинчик с неправильным прикусом. Носит голубую рубашку с логотипом группы Metallica. Из-за авторских прав эту надпись в дальнейшем изменили на Death Rock. Именно Бивис — главный возмутитель спокойствия в дуэте. Что уж говорить про его склонность к поджиганию всего и вся!

Имеет альтер эго — Великий Кукурузо: непонятное, гиперактивное подобие самого себя. Если Бивис налопается сахара или выпьет слишком много кофеина, его начинает трясти, он поднимает руки и натягивает на голову футболку. При этом постоянно несет тарабарщину со странным испанским акцентом, а единственная фраза, которую можно разобрать, будет: «Ты мне угрожаешь?». Чертовски уморительно, уж поверь.

Баттхед

Баттхед — обладатель самого запоминающегося смеха. Не снимая носит футболку с логотипом AC/DC. Неразлучен с Бивисом. В каком-то смысле, Баттхед — лидер этой «банды». Он постарше, поумнее (по сравнению с Бивисом) и намного спокойнее своего кореша. Все бы ничего, но он совершенно не обращает внимания на морально-этические проблемы общества.

Парни живут в вымышленном городке Хайленд в штате Техас. Пытаются ходить в среднюю школу и иногда подрабатывают в заведении «Мир бургеров». Приличное количество серий посвящены попыткам добиться внимания со стороны девчонок, но эти жалкие потуги всегда заканчиваются полной безысходностью. Основная часть каждого эпизода отведена остросоциальным комментариям Бивиса и Баттхеда при просмотре музыкальных клипов на MTV.

Скандалы и трудности

Не прошло и двух недель после премьеры на телеканале, как его руководству пришлось приостановить выпуск новых серий: Джадж и Ко совершенно не соблюдали график. Назрели разборки, которые закончились истерикой отца сериала и просьбой дать ему месяц, чтобы подготовить весь сезон. Пройдет время, и Майк наконец-то признается, что причиной задержек были банальные пьянки: гонорары тратились в клубах и барах, после которых ему совершенно было лень работать.

Была одна единственная серьезная попытка снять шоу с эфира . Это случилось после того, как один из невзрослых фанатов слишком вдохновился похождениями ржущих типуганов: малыш поджог отцовскую машину, в которой находилась младшая сестра. В защиту сериала на улицы вышли толпы с криками и транспарантами: «Это типа отстой!». Чтобы урегулировать вопрос и не закрывать проект, шишки MTV перенесли его выход с семи вечера на половину одиннадцатого и полностью запретили любое упоминание огня в последующих сериях.

После этого случая сенатор Эрнест Холлингс выступил на слушаниях в Сенате США, утверждая, что телевидение погрязло в разврате, и использовал «Бивиса и Баттхеда» как пример. В Оклахоме и Южной Дакоте шоу запретили с концами. В России в своё время также поднимали вопрос по запрету культовых утырков.

Ну а про миллионы жалоб, протестов и исков со стороны родителей и говорить нечего. Офис MTV вагонами их получал. Джадж получал письма с угрозами смерти, MTV жаловалось в полицию, но это не помогало. Поэтому он был вынужден ходить с телохранителем. Но любовь со стороны их детей была куда важнее для создателя, поэтому он продолжал свою кропотливую работу и радовал подростков по всему миру.

Beavis and Butt-head


Содержание

Мотиватор

IRL, 10 лет спустя

Баттхед и Бивис в политике этой страны

Баттхед и Бивис в политике этой страны

Внезапно

Мультфильм был придуман в 1991 году инженером-физиком, а также кинописателем семь-в-одном Майком Джаджем . Он долгое время пытался пристроить героев на какой-нибудь канал. Для Америки похождения двух долбоебов смотрелись слишком цинично, и поэтому на каналах Джаджа посылали куда подальше. Единственными, кто решил рискнуть, оказались люди с MTV. Как выяснилось впоследствии, не зря.

Появившись впервые на американском МТV в марте 1993 года, сериал стал чуть ли не самым рейтинговым проектом канала. Насколько восторгались мультиком американские тинэйджеры, настолько напрягались штатовские официальные лица. Терпение их иссякло после возмутительного инцидента: какой-то малолетний долбоеб, насмотревшись на похождения своих кумиров, спалил папашину машину вместе с младшей сестрой, находившейся внутри. Сериал в приказном порядке сняли с эфира, но ненадолго: на улицы Америки вышли толпы бивисов и баттхедов с воплями: «Это, типа, отстой! Верните обратно, бакланы!» Власти, опасаясь массовых беспорядков, были вынуждены уступить. Демократия же!

В этой стране все герои изначально говорили голосом Сергея Чонишвили. Общественность, увидев, что молодежь повально начала подражать двум недоумкам, сильно возбудилась. Дошло до обсуждения в Государственной думе, где самые активные моралисты требовали запрета и расправы над русским MTV, превращающего российскую молодежь в деградантов и одноклеточных существ. Но тогда эти возмущенные голоса так и остались ни с чем, потому что на дворе были 90-е и любое упоминание о цензуре вызывало лишь отторжение.

В одном из переводов Beavis стал Бобром (англ. Beaver ). Даже всемогущий матан тут не поможет, хотя в мультфильме Бобром Бивиса действительно некоторые таки называли, но сделано это было для иронии: бобрами в Штатах часто дразнят человеков с характерно кривыми зубами, в том числе выпирающими передними резцами, носящих скобки на зубах или даже монголоидов-азиатов — подслеповатые глаза, очки, выпирающие вперед зубы. Тот факт, что у обоих персонажей с зубами непорядок, как бы очевиден. Кроме того, «beaver» помимо вполне литературного слова «бобр», означает «пизда», a на жаргоне — «вонючие волосы» или, иначе, панк, говнарь, объебос.

С Баттхедом проще: butt + head = Жопоголовый, Дуболом или Медный Лоб (butt — слово многозначное).



Настоящие мужики

Бивис и Баттхед живут в Техасе, в городе Хайленде, название которого, видимо, происходит от «be high» — в переводе с анге́льского — «быть под кайфом», соответственно Highland — Укурск или город укурков. А если серьёзно, скорее всего подразумевалось что-то вроде типового названия маленького американского Мухосранска — в гражданском переводе — Горный, Нагорное.

Все помыслы и действия главных героев направлены на удовлетворение своих низменных потребностей — жрать, срать, ржать и смотреть телевизор, ну и, конечно, ебать (хотя удаётся только мысленно). Телевизор, пожалуй, самая ценная вещь в жизни главных героев. Зависимость от него настолько сильна, что любое длительное воздержание от просмотра заканчивается, как правило, самой натуральной ломкой. Многие серии посвящены безуспешным попыткам добиться сексуальной близости с самками человека и заканчиваются полной безысходности фразой: «Нам никогда не дадут!» Однако есть некоторые косвенные намеки, что таки дадут! Например, выпуск «Бивис и Баттхед делают Рождество» (англ. Beavis and Butt-Head Do Christmas ). Часть «Почта Санта-Баттхеда» показывает, что олень Бивис пользуется популярностью у телок, пишущих письма Санта-Баттхеду, за что и огребает от последнего вожжами от упряжки. К тому же сочувствующие фанаты, озабоченные той же проблемой, творят собственные произведения искусства на тему достижения заветной цели.

Особое место в системе ценностей Бивиса и Баттхеда занимают понты, что вообще понятно, поскольку кто крут, тот и трахает клевую телочку, жрёт пиво и срёт на всех и вся.

Оба отсталых подрабатывают в забегаловке «Мир бургеров» (Burgerworld, карикатура на пиндосские Макдак и Burger King), а на самом деле посильно разрушают место своей работы, жарят крыс в грильнице, распугивают посетителей, устраивают перестрелку и погром в забегаловке, сморкаются в бургеры, а Бивис умудряется перезаражать всех посетителей, когда у него начинается от грязи инфекция в мошонке.

На школу поциэнтам насрать, поэтому ее они воспринимают лишь как место, куда ходят телки. В одной из серий Бивиса и Баттхеда за плохую успеваемость в учёбе отправляли с 8 по 1 классы, и даже в детский сад, а затем вообще в другую школу, но так как кретины никому не нужны, их вернули обратно в среднюю школу Хайленда в 9 класс.

Бивис

Баттхед

Шатен, с задранной верхней губой и более низким голосом. Лидер и «мозги» (насколько этот термин к нему применим) дуэта. Носит серую футболку с надписью «AC/DC». Почти каждую фразу начинает с «эээ…», тупо уставившись при этом в одну точку, а заканчивает характерным дебильным смехом. Любимая фраза — «ну типа того, и всё такое». Немного умнее Бивиса, но так как дуракам везет, довольно часто получает по голове там, где Бивис выкручивается. Более изобретателен в поиске геморроя на свою задницу, более злобен и агрессивен, чем Бивис, но в то же время более адекватный и осторожный. Мечта всей жизни — попасть в банду к Тодду. Любит чипсы и секс по телефону. Часто издевается над Бивисом, говоря, что ни одна тёлка ему не даст, или обсирает его любимые клипы. В постоянных драках несколько превосходит Бивиса, однако того периодически клинит, и Баттхед, получив по яйцам, временно сливается. В одной из серий был женат. В некоторых сериях демонстрирует мастер-класс по вождению газонокосилки и асфальтового катка.

Напарник Баттхеда. Блондин. Имя Бивис — провинциальное и редко употребляемое вроде нашего Трифона или Дормидонтия. Первое впечатление, что Бивис — это конченый отморозок, немного тупее Баттхеда. Он слабо воспринимает окружающую действительность, но, как ни странно, в общении более интеллигентен, чем Баттхед. Парадокс раскрывается просто: будучи зачат пьяным папашей и проституткой (по словам Баттхеда), Бивис попросту умственно отсталый. В серии, где Баттхед не родился, «хороший» Бивис помогает Стюарту раздавать еду бездомным, однако видно, что он полный дурак.

Будучи от природы отсталой, психика его легко возбудима: Бивису категорически нельзя сладкого и любых стимуляторов, даже чая и кофе. Когда он принимает на грудь много кофе, газировки, таблеток, колес или конфет [1] , начинает считать себя Великим Кукурузо.

Бивис раздражителен по пустякам, однако, как любой псих, быстро и беспричинно или после разъяснения ситуации Баттхедом успокаивается. Редко моется. Один раз умер. Именно он спас жизнь Баттхеду, когда тот подавился жареной курицей. Как и Баттхед, хочет сидеть в тюрьме, даже имеет там друзей. По приказам Баттхеда идет на любой риск. Любит огонь и взрывы, приходит в сильное возбуждение, даже просто услышав слово «огонь». Также любит черепа, чипсы Nachos, слово «задница» и мечтает сделать себе татуировку на заднице в виде задницы, на которой будет изображена задница. Также любит ковырнуть в носу. Носит синюю футболку с надписью «Metallica» (в первых сезонах — футболка Slayer).



Он же Кукурузо Всемогущий (англ. The Great Cornholio ) [2] . Альтер-эго Бивиса. Повелитель и тиран. Говорит с латиноамериканским акцентом. Способен производить тонны словесного поноса в секунду не хуже глагне Упячки. Понос, однако, достаточно однообразен. Основные фразы: « Сдавайся !» и « Ты есть мне угрожать ?» Из его разговора можно уловить, что его страна (находящаяся где-то возле Никарагуа или озера Титикака) испытывает огромные трудности с туалетной бумагой для его королевской задницы (англ. bunghole , дословно — заткнутая дырка), так как Кукурузо требует оную бумагу при каждом удобном случае. Вероятно, владеет какими-то наречиями испанского и китайского языков.

Постоянно хихикает и произносит как междометие слово «me». Типичная примета — натянутая на череп верхней головы футболка, вытаращенные глаза и поднятые вверх руки. Несмотря на агрессивную речь, не опасен. В исключительных случаях alter ego проявляется и без участия стимулирующих факторов, в частности, при просмотре очередного видеоклипа (5 сезон, 1 серия, 2-й клип) Бивис утверждал, что слышит в голове голоса («пара мексиканцев, китаец…»). В одной из серий был депортирован в Мексику.

Сосед Бивиса и Баттхеда, ветеран Вьетнамской войны. Чаще всех становится жертвой двух хулиганов, так как совершенно не способен запомнить их лица в силу близорукости и старческого маразма в начальной стадии, и раз за разом дает им работу, которую они, естественно, и не думают выполнять. Копия-прототип Хэнка Хилла из «Царя горы», что неудивительно, поскольку «Царя горы» запилил всё тот же Майк Джадж (даже озвучил обоих — и Хэнка, и Андерсона).

Второстепенный персонаж. Учитель английского языка и истории в средней школе Хайленда. Пацифист, хиппи, чей стиль — длинные волосы с бородой, а также фиолетовая футболка с большим пацификом. Обожает играть на гитаре. Старается понимать и сострадать своим ученикам. Словом, доброй души человек. Один из немногих, кто вступается за Бивиса и Баттхеда. Его попытки научить их уважать женщин и ценить права человека, искусство, природу и культуру тщетны. За весь сериал ван Дриссен разозлился по-настоящему только один раз — когда Бивис и Баттхед уничтожили его коллекцию аудиозаписей.

Директор средней школы Хайленда. Бивис и Баттхед обычно произносили его фамилию как MсDicker (англ. dick — одно из сленговых названий МПХ). Довольно нервный человек со слабым сердцем. Постоянно заикался и очень много курил. Причина его нервности заключается в Бивисе и Баттхеде, именно из-за них он облысел, у него случился инфаркт, и начались заикания. Неоднократно попадал на телеэкран. Переносит второй инфаркт в последней серии мультсериала, опять же благодаря Бивису и Баттхеду. В новом сезоне 2011 года как ни в чем не бывало опять появляется в сериале.



Фанаты верят в светлое будущее. Бивис мстит Дарье

Одноклассница главных героев, учится в хайлендской средней школе. Бивис и Баттхед обычно называют её Диарея и приветствуют, скандируя «Диарея, ча-ча-ча» [3] . Её можно узнать по чёрному кожаному жилету и очкам. Дарья — отличница, она старается закончить среднюю школу, чтобы можно было пойти в колледж вместе с людьми, которые действительно хотят чему-то научиться. Троллит придурков фразой «Баттхед, почему бы тебе не пойти измерить трение, вызываемое цифровыми вибрациями перца?» — чем вызывает паралич межушного ганглия.

Впоследствии был запилен одноименный мульт. В самом начале нарисованной карандашом пилотной серии довольно недвусмысленно озвучили то обстоятельство, что перед бегством из Хайлэнда она совсем неженственным образом опиздюлила обоих чем-то типа сковородки.

Местный гопник. Передвигается на изрядно побитом и сильно чадящем автомобиле зелёного цвета. Любит пиво, девушек, а также побить Бивиса и Баттхеда. Впрочем, последнее никак не характеризует его относительно большинства населения. Ведь вломить обоим дрищам может даже младенец с ДЦП, поэтому вопрос остаётся только в силе мотивации. А поскольку они способны взбесить даже хиппи, то и за мотивацией дело не станет. Тодд отличается, пожалуй, только тем, что воспринимает это как развлечение, а не как попытку хотя бы на пару минут нейтрализовать мудаков физически.

Несмотря на то, что является кумиром Бивиса и Баттхеда, не лишен сообразительности, не лезет на рожон и может сделать музыку потише, если его просят (правда, через полминуты снова увеличит громкость к недоумению Бивиса и Баттхеда).

Сосед и одноклассник Бивиса и Баттхеда, задрот, сын учителя математики в школе Хайленда, и да, писается в постель.

Бивис и Баттхед тусуются со Стюартом только из-за того, что у него дома можно смотреть платный порноканал, сжирать все запасы в холодильнике и крушить его вещи, однако самого Стюарта в хуй не ставят, так как тот крайне инфантилен и наивен, и даже превосходит по глупости главных героев сериала. Стюарт завидует крутости Бивиса и Баттхеда, постоянно заискивает и набивается к ним в компанию, надеясь поднять свое ЧСВ. В подражание носит чёрную футболку с надписью Winger. Те редкие минуты радости, в которые, как кажется Стюарту, «ребята» приняли его в свою «банду», заканчиваются для Стюарта крайне печально. Ребята его попросту подставляют и обвиняют в последний момент, прикидываясь дурачками (что им дается без проблем), обманутыми коварным задротом. Несмотря на это, Стюарт вновь и вновь наступает на те же грабли. Однако в серии, где Баттхед не родился, Стюарт умный, полон достоинства и руководит Бивисом в добрых делах, так как нерожденному Баттхеду не удалось растоптать чувство собственного достоинства Стюарта.

Одна из разгадок такой безблагодатной наивности раскрывается в последних сериях перед 15-летним перерывом — Стюарт видит в шайке не идиотов, а двух приятных парней. За свои положительные качества в конце 5-й серии продолжения Стюарту выпала честь лишиться девственности с милыми сектантками, ранее предлагавшими себя двум дурачкам, но те неизменно просрали свой шанс, спихнув все на блондинчика, которого в начале эпизода сами же и обломали.

Школьный тренер. Бывший морской котик. Воплощение «настоящего мужика», может выдержать два удара по яйцам подряд и сохранить боевую способность. Общается исключительно криком, поскольку считает, что эффективность усвоения информации напрямую зависит от количества приложенных децибел. Терпеть не может Бивиса и Баттхеда за физическую убогость, тупость и озабоченность проблемами межполовых отношений, однако другим в обиду их обычно не даёт, аргументируя тем, что это его ученики, и только он имеет право надрать им задницу. Вопреки свирепости и угрожающему внешнему виду, ведёт довольно сложные предметы (например, алгебра), разбирается в истории и обществознании. Периодически старается заниматься двумя идиотами, однако, в отличие от ван Дриссена, делает это с помощью пинков — возможно, только благодаря этому почти избегает ущерба, сводя его к мелочам. Баззкат на самом деле не настоящее имя, а погоняло, которое дословно переводится как «Бритоголовый», по названию стиля прически, сделанной с помощью бритвенной машинки.



Телевизор — главный неживой «персонаж» мультесериала, появляющийся почти в каждой серии. Если считать его персонажем, то будет, пожалуй, третьим по частоте появления в мультсериале. ИЧСХ, примерно в половине серий является «зачинщиком» событий и ещё в 1/4 меняет поворот сюжета. Неоднократно подвергался побиванию со стороны хозяев. Подменяет родителей двух героев в плане воспитательной функции — многие черты характера B&B определены героями клипов/передач. Основная функция — показ музыкальных видеоклипов главным героям. Также является свидетелем и основной причиной драк.

Диван — место постоянного пребывания персонажей и символ лени. Нераскладной, двухместный, по виду — старый и безвкусный. Бивис и Баттхед едят, смотрят ТВ и спят на нём (в сидячих позах, не разбирая и не раздеваясь). Диван — это также склад остатков пищи (на случай отсутствия таковой дома), предметов различной необходимости, место драк. Подвергался насилию (в 7 сезоне, эпизод про муху).

Родители — этот пункт стоило бы поместить в «Персонажи», но в сериале они не разу не появлялись. О родителях ничего почти неизвестно. Баттхед постоянно говорит о том, что мамаша Бивиса — шлюха, чем вызывает у того приступы ненависти. Кроме того, Бивис говорил, что его мама любит смотреть сериалы, значит, он видится с ней. В 39 эпизоде сезона № 7 («Кончина Бивиса и Биттхеда») учителя собираются связаться с родителями по телефону, но сами неуверенно спрашивают: «У них же есть родители?» Что интересно, до родителей дозвониться так и не смогли — телефон звонил до тех пор, пока Бивис не поднял трубку.

В полнометражном мульте Beavis and Butt-head Do America (рус. «Бивис и Баттхед уделывают Америку» ) они нашли своих отцов, на которых похожи как две капли воды, работающих техниками aka roadie у группы Motley Crue.

Отец Баттхеда — растолстевший и коренастый бандит в бегах. Так же как и Баттхед, он бьет отца Бивиса и издевается над ним. В ходе встречи рассказывает историю, из которой совершенно очевидно, что 15 лет назад они с отцом Бивиса сняли шлюх в захолустном городке, которые были матерями Бивиса и Баттхеда. Отец Баттхеда привирает и унижает отца Бивиса, утверждая, что он сделал «это» с обеими женщинами, а отцу Бивиса ничего не досталось.

Отец Бивиса — тощий блондин с усами и в очках, так же дебильно хихикает как Бивис. Тоже бандит в бегах. Несмотря на все очевидные совпадения и полное сходство, ни отцы, ни дети так и не догадались о своем родстве, что неудивительно при количестве мозгов в их головах.

«Do» может иметь значение «убить», «путешествовать» и «трахать». В фильме эти три слова практически взаимозаменяемы, поскольку из-за понимания каждым персонажем слова «do» по-своему и возникает сюжетная линия. Хотя по большому счёту для точного понимания достаточно и одного варианта перевода: «Do» — «делать». А там уж сами попробуйте прочувствовать разные оттенки значения в выражениях типа: «Я его сделал!» (убил? победил?), «Я это сделал!» (например, объездил всю страну вдоль и поперёк, и остался жив), «Я её сделал» (отымел, завалил?). Все эти варианты, собственно, и примеряют на себя персонажи фильма.

Бивис и батхед застрял в трубе

Сергей Васильев


Сергей Васильев

Только на VHS и смотрел в детстве)

Нравится Показать список оценивших

Dimas Кузнецов

Я их помню на MTV ))

Нравится Показать список оценивших

Только на MTV

Нравится Показать список оценивших

Валентин Ротов

Чонишвили зе бест

Нравится Показать список оценивших

Александр Суслин


Александр Суслин Помню мы с батей пошли выбирать мне кассету на прокат в салоне , и мой взгляд упал прям на такую же как на этом фото но батя мне запретил ее брать и мы взяли что то другое

Нравится Показать список оценивших

Леонид Баранов

Я их в 1998 и 2000 годах записывал на VHS с канала MTV, до сих пор видеокассеты сохранились

Бивис и Баттхед: история дуэта, ставшего иконой поколения MTV

Вспоминаем мультсериал, который вновь вернётся на экраны, а также скандалы, связанные с приключениями двух металлистов.

Бивис (справа) и Баттхед (слева)

1 июля стало известно о планах шоураннера мультсериала «Бивис и Баттхед», Майка Джаджа, вернуть некогда популярных персонажей в эфир. «Кажется, сейчас самое время снова отупеть» – сказал создатель мультсериала, просуществовавшего целых 18 лет и ставшего иконой поколения MTV.

История «Бивиса и Баттхеда» сопровождалась многочисленными скандалами – мультсериал считали аморальным и вредоносным, а наиболее скандальные эпизоды попросту снимали с эфира MTV. «Бивис и Баттхед» остро реагировал на молодёжную культуру 90-ых, иронизируя над тем, какими глупыми и дегенеративными могут стать современные подростки, если поддадутся гедонизму, безделью и сомнительным развлечениям.

Бивис и Баттхед – кто они такие?

Бивис и Баттхед – двое придурковатых неудачников, одержимых сексом, сенсационными ТВ-программами и чипсами. Они лишены родительского воспитания, жизненных ориентиров и отличаются лишь деструктивным поведением. Работая в местной бургерной, Бивис и Баттхед кладут в заказ жареную мышь и жуков. Вместо того, чтобы постричь соседу дерево, подростки валят его вместе с линией электропередач, а на школьных уроках бунтари предпочитают хихикать и ковыряться в носу. Их повседневная жизнь невозможна без выходок и актов вандализма – своим поведением подростки сотрясают маленький городок, и без того населённый различными фриками.

«Бивис носит футболку Metallica, а Баттхед — футболку AC/DC. Они также отличаются друг от друга причёсками, но, в сущности, подростки представляют собой одну личность, которую разделили на две части» – охарактеризовал персонажей кинокритик Роджер Эберт.

За всю историю популярной культуры, кажется, не появлялось более бестолковых и приземлённых героев, чем Бивис и Баттхед. Они настолько тупы, что выражают отношение к миру в простых фразах: либо это «круто», либо «отстой». За восемь сезонов подростки не изменятся ни физически, ни интеллектуально – они так и продолжат раздражающе хихикать, гнусавить и качаться под хард-роковую музыку.

Почему такие плоские персонажи cтали значимыми героями поп-культуры? Во многом потому, что «Бивис и Баттхед» символизировали вырождение американского общества и молодёжи. Они стали культурным портретом детей, выросших в эпоху гранжа, многоканального телевидения и любви к брендам. Хулиганский дуэт отразил американскую «культуру бездельников», которую отличает безрассудство, скитальчество, отказ от трудовой этики и ценностей предшествующего поколения.

Если Барт Симпсон был сдержанным хулиганом и лентяем, то Майк Джадж пошёл дальше – Бивис и Баттхед стали концентрированным воплощением ужаса, который могут привнести в мир подростки. Они бросают пуделя в стиральную машину, жарят телефон во фритюре, разрисовывают картины в музеях, а также тщетно стараются добиться интимной близости с девушками. Создатель «Симпсонов» Мэтт Гроунинг говорил, что ему нравятся Бивис и Баттхед. Их поведение, по словам аниматора, снимает всякую ответственность с Барта Симпсона, которого обвиняли в разложении молодёжи.

В этом возрасте ты хочешь показать всем остальным, какой ты дикий. Скука, поиск острых ощущений и глупость – это действительно опасная комбинация.

Майк Джадж аниматор, создатель «Бивиса и Баттхеда»

Попытка изучить Бивиса и Баттхеда – это, в первую очередь, попытка пробраться в те пласты общества, в которых распространён нарциссизм, безграмотность, культ грубых и быстрых удовольствий. Немаловажную роль играет телевизионная культура – средство мгновенного зомбирования (неспроста герои получают огромное удовольствие, объедаясь чипсами и наслаждаясь развлекательными передачами). Джадж выразил в «Бивисе и Баттхеде» личное видение тогдашней Америки, и в первую очередь – безрассудство молодёжи, на которую уже не возлагают ожиданий ни в школе, ни в семье, ни на работе.

Майк Джадж – человек, придумавший главных героев поколения MTV

Бивис и Баттхед появились в 1992 году, сразу заполучив внимание среди американских тинейджеров. Это произошло до выхода «Южного парка» и развлекательного шоу «Чудаки» – не менее важных икон поколения MTV. Майк Джадж – создатель мультсериала, изначально работал инженером в офисе компании, которая занималась программированием истребителей F-18. Позднее Джадж решил изменить свой род деятельности – от научной карьеры и перспективы стать учителем математики, он перешёл к созданию анимации.

Майк Джадж Фото National Public Radio

Когда Джадж учился на аспирантуре в Техасском университете, он экспериментировал с самодельными анимационными камерами. Затем будущий аниматор приобрёл 16-миллиметровую плёночную камеру Bolex и начал создавать небольшие анимационные фильмы.

Я пытался нарисовать парня, с которым ходил в старшую школу. На самом деле это не было похоже на него, но я всё равно думал, что это было забавно, поэтому я продолжил рисовать. Я подумал: а что, если я просто сорвусь и сделаю его действительно ужасным?

Майк Джадж аниматор, сценарист, режиссёр

Джадж назвал героев Бивисом и Баттхедом, вспомнив о соседях и школьных знакомых из своего детства. Бобби Бивис – так звали одного из мальчиков, жившего в трёх кварталах от дома Джаджа (правда, он был не хулиганом, а спортсменом). А имя Баттхед — это сочетание кличек двух ребят, одного из которых звали Железным Задом (Iron Butt), а другого — Жопоголовым (Butt-Head).

В 1992 году Джадж добился успеха – он снял двухминутный мультфильм «Бейсбол лягушкой», где впервые появилась парочка маргиналов. Бивис и Баттхед ловят лягушку и используют её в качестве бейсбольного мяча. Аморальные подростки хихикают и размахивают битой, измываясь над амфибией.

Рискованную короткометражку взяли на себя люди c MTV. «Бейсбол лягушкой» показали на телевизионном шоу Liquid Television. Творчество Джаджа заинтересовало телевизионщиков – аниматор начал активное сотрудничество с музыкальным видеоканалом, рейтинги шоу повысились, а MTV потребовали новых эпизодов.

«Бейсбол лягушкой»

Короткометражный мультфильм перерос в сериал, который просуществовал с 1993 по 1997 год и стабильно демонстрировал высокие рейтинги.

Мультсериал прославился не благодаря качеству анимации, а из-за сумасшедшего хулиганского задора – анимация в нём довольно грубая и напоминает, скорее, рисунки на внутренней стороне школьного шкафчика. Мультсериалу хватило нескольких сезонов, чтобы превратиться в анимационный феномен 90-х и даже более – стать настоящим голосом поколения MTV. Началось шествие героев, которое плавно переместилось на страницы комиксов, в видеоигры, а также на футболки.

Представителям поколения Х нравился безрассудный стёб в сериале, а консервативные родители считали, что он развращает молодёжь. Тогда же американская пресса заявила, что «Бивис и Баттхед» могут быть самым смелым шоу, когда-либо показанным по национальному телевидению».

Получилось так, что «Бивис и Баттхед» не только стали зеркалом поколения американских школьников 90-х годов, но и фактически предвосхитили повсеместный интернет-троллинг и формат реакций на YouTube — они комментировали и шутили по поводу всего, что происходит на экране перед ними, задолго до того, как это стало модным.

Алексей Абанин диджитал-продюсер телеканала 2х2 в разговоре с TJ

На волне популярности персонажей, в 1996 году Джадж снял полнометражный мультфильм о похождениях двух металлистов. «Бивис и Баттхед уделывают Америку» рассказывал о том, как подростки пытались вернуть украденный из дома телевизор и попали в дорожное приключение по Соединённым Штатам. Они столкнулись с опасным гангстером, по нелепости подписавшись под рискованное дело – убить его бывшую жену.

Сцена из фильма «Бивис и Баттхед уделывают Америку»

Дальнейшее приключение Бивиса и Баттхеда превращалось в комедийный фарс – недотёпы по случайности обзавелись смертельным биооружием, которое разыскивали спецслужбы (ATF), объявив Бивиса и Баттхеда опасными преступниками.

Мультфильм запомнился целым рядом впечатляющих сцен, которых явно недоставало схематичному мультсериалу. В полном метре был и эпизод пустынной галлюцинации, нарисованный Робом Зомби, и яркая сцена с шизофреническим альтер-эго Бивиса, которого зовут Великий Кукурузо, и появление Билла Клинтона в президентском кресле.

Идея превратить короткие гэги в полноценное повествование оказалась удачной. Роуд-муви о Бивисе и Баттхеде собрало в американском прокате более 63 миллионов долларов. Джадж самостоятельно написал и озвучил персонажей.

Майк Джадж на шоу Дэвида Леттермана говорит голосами персонажей «Бивиса и Баттхеда»

Телевизионный успех на MTV сделал Джаджа востребованным аниматором и сценаристом – в 1997 году он создал мультсериал «Царь горы», а позже удачно попробовал себя в кинематографе, сняв комедии «Офисное пространство» и «Идиократия».

В 2010 году, закончив работать над последним сезоном «Царя горы», Джадж обратился к своему главному детищу – спустя 13 лет он вернул на экраны Бивиса и Баттхеда, адаптировав к современным реалиям. Они остались прежними 15-летними подростками, но жили в новом мире – мире актуальных реалити-шоу, музыкальных клипов Кэти Пери и вампирской саги «Сумерки».

Сегодня Джаджа вспоминают не только как создателя «Бивиса и Баттхеда» и «Царя горы», но также в качестве сценариста, исполнительного продюсера и режиссёра «Кремниевой долины» – комедийного ситкома, выходившего с 2014 года на телеканале HBO.

Бивис и Баттхед портят молодёжь: скандалы и обвинения

Сериал Джаджа не только удивил своим вольнодумством и бунтарством, но также спровоцировал целую волну споров. Первый инцидент произошёл в 1993 году в Огайо, когда один из несовершеннолетних фанатов мультсериала поджог машину своей семьи, спалив заживо младшую сестру, которая находилась внутри. Мать ребёнка сразу же обвинила в произошедшем «Бивиса и Баттхеда», сказав, что именно шоу Джаджа научило её сына играть с огнём.

Подростки на экране неоднократно подчёркивали, что огонь – это весело и по словам матери, сразу после этого она поймала сына за игрой со спичками. Представители из отдела пожарной охраны говорили, что неоднократные пожары с участием детей могли быть спровоцированы мультсериалом.

Именно тогда шоу впервые попытались снять с эфира, но управляющие MTV смогли его вернуть, перенеся выход сериала с семи вечера на половину одиннадцатого. MTV также удалили все имеющиеся ссылки на огонь – как в прошлых эпизодах, так и в будущих сценариях к «Бивису и Баттхеду». Fire! Fire! – популярная фраза, которую неоднократно произносил Бивис, была подвергнута цензуре и заменена на Fryer! Fryer!

Дети признались, что видели это по телевизору и думали, что тоже могут это сделать.

Стэн Кросли шеф из отдела пожарной охраны

Против «Бивиса и Баттхеда» также развернулась кампания после показа серии, где двое хулиганов издевались над кошкой, используя для этого фейерверк. Спустя пару дней в Санта-Крус нашли кошку, убитую фейерверком. После инцидента MTV пообещали, что эпизод с котом никогда больше не выйдет в эфир.

Споры вокруг сериала происходили в тот момент, когда общественность активно задавалась вопросом – существует ли связь между телевизионной культурой и реальным поведением людей? Влияет ли экранное насилие на впечатлительных юных зрителей? Деструктивное поведение Бивиса и Баттхеда сделало актуальный вопрос ещё более острым и дискуссионным. У социальных консерваторов выходки Бивиса и Баттхеда вызвали беспокойство — вдруг мультсериал воспитает целое поколение сатанистов и пироманьяков.

Эпизод Heroes

Некоторые серии «Бивиса и Баттхеда» и вовсе убрали из эфира на ТВ, так как они вызывали cпоры из-за противоречивого содержания. Эпизод Heroes, вышедший на экраны 30 июня 1993 года, впоследствии убрали из ротации. В нём Бивис и Баттхед стали виновниками авиационного происшествия, случайно выстрелив в пилота самолёта во время стрельбы по тарелочкам.

В эпизоде Way Down Mexico Way, Part II Бивис и Баттхед пытались провезти через границу наркотики в презервативах, предварительно проглотив их. Преступники забыли завязать концы презервативов и в результате испытали наркотический эффект на себе. MTV решили отказаться от повторного запуска эпизода на ТВ.

В серии Home Improvement Бивис и Баттхед нанялись к своему соседу для покраски дома, но надышавшись краской, превратили стены и окна в хаотический набор надписей. Экстремальные моменты в этой серии убрали как из телевизионных повторов, так и из выпусков для домашнего видео.

Бивис и Баттхед сегодня: уделают ли они Америку снова?

Если в 90-ые годы сериал подвергался консервативной критике, то сегодня взгляд на похождения Бивиса и Баттхеда не смягчился – критика стала ещё более суровой в соответствии с доминирующими идеями толерантности и равноправия. В поведении хулиганов находят и элементы случайной гомофобии, и частные эпизоды ксенофобии – стоит лишь вспомнить латиноамериканский акцент Бивиса, когда тот превращается в Великого Кукурузо.

Бивис в образе Великого Кукурузо

Не менее интересна позиция, согласно которой сегодня Бивис и Баттхед олицетворяют white trash – бедных деклассированных жителей с юга Америки. «Белый мусор» активно ассоциируется с республиканскими избирателями Дональда Трампа, поэтому Бивис и Баттхед могут считаться злостной карикатурой на белый рабочий класс, поддерживающий нынешнего президента. В этом смысле характерные черты подростков накладываются не только на бунтарскую культуру 90-х, но и обрастают новыми социально-политическими значениями.

Британское издание The Independent утверждает, что если Бивис и Баттхед снова появятся на экранах, то им будет куда сложнее найти свою аудиторию, чем 25 лет назад. Сериал отрицал всякое расовое разнообразие – за всю историю шоу в нём практически отсутствовали темнокожие, азиаты или латиноамериканские персонажи.

Шоу сознательно ориентировано для восприятия мужским населением – он строился вокруг грубых сексистских шуток. Женщины для Бивиса и Баттхеда существовали только как объект презрения или сексуального вожделения. За исключением Дарьи – рассудительной девочки, которая училась с хулиганами в одном классе. В 1997 году Дарье даже посвятили отдельный сериал, просуществовавший до 2002 года.

Дарья – эпизодический герой сериала Майка Джаджа

По сравнению с 90-ми годами, когда MTV позиционировали себя как источник альтернативной молодёжной культуры, сегодня агрессия и бунтарство Бивиса и Баттхеда может выглядеть не так злободневно. Особенно в эпоху, когда произведения культуры пропускаются через призму политкорректности. Поэтому шоураннеру сериала предстоит сложная задача – вернуть 15-летних аморальных подростков в новый мир, в котором самоцензуре и толерантности отведена большая роль, чем в эпоху MTV-бума.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Показать ещё 30 комментариев Популярные По порядку Написать комментарий. Дорогой клуб

А имя Баттхед — это сочетание кличек двух ребят, одного из которых звали Железным Задом (Iron Butt), а другого — Жопоголовым (Butt-Head)

Не пойму в чем сочетание, если второго зовут Баттхед

Вы тоже услышали этот смех, только прочитав заголовок? ред.

Услышал этот запил ред.

Саратовский микроскоп

Услышал тот смех, прочитав этот комментарий

Показательный череп

пиздатое было мтв в детстве, да

Там даже музыку крутили, да

Показательный череп

и даже не вся из нее была говнищем

Вроде папский городок и южный парк крутили. Балдеж время было.

Комментарий удален по просьбе пользователя ред.

Злой бинокль

(((( бедняжки, совсем не пошутишь нынче((( саус парк закрыли уже?

Мне больше понравилась Дарья, что появилась из этого шоу.
Боже, этот сериал хорош. ред.

Бивис и Батхед закрылись изза примитивизма. Их было прикольно зырить потомучто их не рекомендовали к просмотру, там была тотальная деструкция и все то, чем типичный школотник мечтал разрушить унылые будни уроков: маргинальная реакция на учителей и свободная хата с телевизором, без всяких предков и замечаний что приставками своими кинескоп посадите. Фанатская аудитория составляла младше-тинейджерскую периодизацию.
Даже сейчас, если просмотреть любую попавшуюся серию, она не будет интересна смыслом. Абсолютно.
Сценарий Бивиса и Батхеда это "Пацанки нарушили дисциплину на уроке и в наказание получили чето помыть. Они начинают мыть, но в итоге с заданием не справляются. Конец."
Чтобы заинтересовать зрителя, нужно в первую очередь прибавить этого смысла. Поднять айкью если не парнишкам, то хотябы серийным сценам.

Ну и касательно музла. Сейчас на что дрочит молодежь? На пост-постпанк и пост-постмиталкор.
Превращать вкусовое предпочтение Б и Б под современный авангард?

Злой бинокль

Ну молодежь скорее дрочит на реп

Апогей моды на реп припал вместе с ню-металом на начало нулевых. ред.

В этом возрасте ты хочешь показать всем остальным, какой ты дикий. Скука, поиск острых ощущений и глупость – это действительно опасная комбинация.

Опять что-то для социоблядей

Бивис и Батхед, как совесть эпохи

Мы скучаем без точных шуток на злобу дня. Когда последний раз по ТВ говорили голую правду?

Бивис и Батхед не могут иначе Бивис и Батхед не могут иначе

В конце 1998 года два туповатых пубертатных подростка по имени Бивис и Батхэд появились на канале MTV. Их тупые диалоги, дебильный смех и отрицание условностей, а именно неприятие шаблонов поведения, по которым готовят новых членов общества потребления, шокировали. Многие родители хотели разбить свои телеприемники, опасаясь "тлетворного" влияния на мозг детей.

Два 15-летних подростка своим видом и манерой речи вызывали полное отвращение. Они воплощали в себе все худшее в детском поведении: неприятием действительности, отрицание всего, что не отвечает их интересам и вкусам, грубость, бестактность, страсть к разрушению и тупость.

В общем они социально-некомпетентны. С такими персонажами, которые обречены жить на пособие, супермаркеты потеряют прибыль. Но, что особенно настораживало взрослых! На их взгляд все эти паталогические качества мультфильм не обличает, а культивирует. А что самое худшее дети начинали копировать своих героев, вплоть до манеры речи.

Но, если вникать, а не вникнуть человеку с хорошо-развитым умом и чувством справедливости в этот мульт не возможно, то сериал открывается с другой стороны.

Читайте также: