Выл ветер и хотя порог был заложен мешковиной все равно по полу тянуло холодом

Обновлено: 20.05.2024

Вопросы по русскому языку для поступающих в колледж

умн.. шимпанзе ая ое ый ый
^ 4. Найдите предложения, в которых на месте вопросительного знака (?) запятая нужна.
А . Вытянув серебряные крылья (?) через весь широкий небосвод, вел вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ.

^ Б. Охватывая весь горизонт, медленно надвигалась (?) все больше темнея, туча.

В . За чаем, видя (?) что отцу не хочется разговаривать, Нина тоже молчала.

^ Г. Илья так был занят собой, что (?) когда его спрашивали о чем-либо, то он вздрагивал.

Д . Отсюда берега не было видно, и (?) если смотреть к лесу, то казалось, что вроде нет конца.

Е. Выл ветер, и (?) хотя порог был заложен мешковиной, все равно по полу тянуло холодом.
^ 5. Укажите предложения, в которых надо обособить выделенные слова.
А. Я сидел погруженный в радостное умиление.

Б . Невидимая посредине реки плывет лодка.

В. С ним был лохматый пес по кличке Верный.

Г. Настасья вошла в комнату не постучавши.

Д. Сережа молчал и стоял белый как снег.

Е. Однажды поздно вечером я пришел к ним.
^ 6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.


    1. Мы много сделали для организации этого вечера.

    2. Берега Амазонки заросли тропическим лесом.

    3. Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты.

    4. Для тренировки памяти есть специальные упражнения.

    7. Укажите верно употребленные формы множественного числа.

    8. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

    Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи: запятая перед союзом И и на стыке союзов

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    На третьем занятии следует отработать навык постановки знаков перед союзом И и на стыке союзов.

    Напоминаем о двойной функции союза И.

    Для этого предлагаем сравнить два предложения:

    1) Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

    2) В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

    Предлагаем определить, в каком из предложений перед союзом И ставится запятая, а в каком нет.

    Следуя алгоритму, учащиеся устанавливают, что в первом случае союз И соединяет однородные сказуемыеписатель (что делал?) приглядывался и записывал, значит, запятая не ставится, а во втором – два простых предложения в составе сложного, где грамматические основы мы ужинали, девочка сказала,следовательно запятая необходима.

    Руководствуясь алгоритмом, доставляем оставшиеся знаки. В первом случае ответ 2,3,4, во втором – 1,2,3,4.

    В качестве закрепления навыка постановки запятой перед союзом И предлагаем учащимся следующее задание:

    проанализируйте условия постановки запятой перед союзом И в следующих предложениях. Какое из них отличается от остальных? (Предложения можно вывести на экран через проектор, распечатать в виде карточек или дать под запись).

    А) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

    Б) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

    В) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

    Г) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

    Ответ: Б, так как в нём союз И соединяет части ССП, а в предложениях А,В,Г –однородные члены.

    Закрепим навык постановки запятой на стыке союзов.

    Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами (между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным).

    Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза НЕТ продолжения в виде союзов ТО, ТАК, НО. Можно предложить учащимся схемы-шпаргалки (рисуем на доске или демонстрируем на экране). Запятые и вторые части составных союзов должны быть выделены (лучше красным цветом), тогда схема действительно сработает.

    …И, ЕСЛИ …, …

    …НО, КОГДА …, …

    …ЧТО, ЕСЛИ …, …

    …ЧТО, КОГДА…, …

    …И ЕСЛИ …, ТО…

    …НО КОГДА …, ТО…

    …ЧТО ЕСЛИ …, ТАК…

    …ЧТО КОГДА…, ТАК…

    Предлагаем следующие упражнения.

    Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?

    А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.

    Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.

    А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.

    Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

    Упражнение 2. Отрабатываем с учащимися способ проверки правильности постановки запятой на стыке союзов. Напоминаем, что при правильной постановке запятых придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.

    Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.) — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

    Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

    Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

    1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.

    (Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).

    2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

    (Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

    3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.

    (Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

    Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.

    1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

    Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

    1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

    (Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

    2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

    (Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

    3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

    (Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

    4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

    (Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

    Упражнение 5. «Корректор»

    Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.

    1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.

    2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.

    3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.

    Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи: запятая перед союзом И и на стыке союзов

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    На третьем занятии следует отработать навык постановки знаков перед союзом И и на стыке союзов.

    Напоминаем о двойной функции союза И.

    Для этого предлагаем сравнить два предложения:

    1) Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

    2) В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

    Предлагаем определить, в каком из предложений перед союзом И ставится запятая, а в каком нет.

    Следуя алгоритму, учащиеся устанавливают, что в первом случае союз И соединяет однородные сказуемыеписатель (что делал?) приглядывался и записывал, значит, запятая не ставится, а во втором – два простых предложения в составе сложного, где грамматические основы мы ужинали, девочка сказала,следовательно запятая необходима.

    Руководствуясь алгоритмом, доставляем оставшиеся знаки. В первом случае ответ 2,3,4, во втором – 1,2,3,4.

    В качестве закрепления навыка постановки запятой перед союзом И предлагаем учащимся следующее задание:

    проанализируйте условия постановки запятой перед союзом И в следующих предложениях. Какое из них отличается от остальных? (Предложения можно вывести на экран через проектор, распечатать в виде карточек или дать под запись).

    А) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

    Б) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

    В) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

    Г) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

    Ответ: Б, так как в нём союз И соединяет части ССП, а в предложениях А,В,Г –однородные члены.

    Закрепим навык постановки запятой на стыке союзов.

    Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами (между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным).

    Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза НЕТ продолжения в виде союзов ТО, ТАК, НО. Можно предложить учащимся схемы-шпаргалки (рисуем на доске или демонстрируем на экране). Запятые и вторые части составных союзов должны быть выделены (лучше красным цветом), тогда схема действительно сработает.

    …И, ЕСЛИ …, …

    …НО, КОГДА …, …

    …ЧТО, ЕСЛИ …, …

    …ЧТО, КОГДА…, …

    …И ЕСЛИ …, ТО…

    …НО КОГДА …, ТО…

    …ЧТО ЕСЛИ …, ТАК…

    …ЧТО КОГДА…, ТАК…

    Предлагаем следующие упражнения.

    Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?

    А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.

    Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.

    А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.

    Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

    Упражнение 2. Отрабатываем с учащимися способ проверки правильности постановки запятой на стыке союзов. Напоминаем, что при правильной постановке запятых придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.

    Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.) — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

    Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

    Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

    1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.

    (Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).

    2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

    (Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

    3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.

    (Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

    Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.

    1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

    Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

    1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

    (Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

    2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

    (Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

    3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

    (Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

    4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

    (Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

    Упражнение 5. «Корректор»

    Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.

    1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.

    2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.

    3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.

    Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

    1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

    (Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

    2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

    (Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

    3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

    (Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

    4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

    (Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

    Выл ветер и хотя порог был заложен мешковиной все равно по полу тянуло холодом

    Упражнение 2. Укажите придаточные предложения и их значение. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
    1. Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его. 2. Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. 3. Девочка смотрела на пилу так как будто это была не пила а диковинное существо. 4. Загрузка пошла до того быстро что подводы не успевали подвозить зерно. 5. Толчок был так быстр и внезапен что Буланин сразу сел на пол. 6. Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно. 7. Наступление шло так как было предусмотрено в штабе. 8. Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно. 9. И стола в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи. 10. Ольга слушалась настолько насколько тетка выражала желание или высказывала совет. 11. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ сколько мне е5го слушать. 12. Туча уже настолько надвинулась на солнце что стало темно как ночью. 13. Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.

    А) перед главным Б) после главного В) в середине главного

    20. Расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

    Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели огня.

    Напиши рецензию на рассказ В.П.Астафьева.

    Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

    Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

    Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

    - Дляствуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

    "Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!" – хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

    Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

    - Ей пока ещё все люди – братья!

    Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

    Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

    Класс 11 Вариант 2 № ___

    1. Укажите верное утверждение.

    А) Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения.

    Б)Перед союзами а, но, да всегда ставится запятая.

    В) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

    Г) При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

    Д) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

    1. Укажите слова, в которых букв меньше, чем звуков.

    А) мель Б) ежик В) появляюсь Г) июнь Д) звездное Е) манная

    1. Укажите неверные утверждения.

    А) Склонение – это изменение существительных по числам, родам и падежам.

    Б) Основное значение служебных слов – грамматическое.

    В) Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

    Г) Видовая пара – это два любых однокоренных глагола совершенного и несовершенного вида.

    Д) Суффиксальным способом могут образовываться как новые слова, так и формы слов.

    Е) Производные предлоги могут писаться слитно, раздельно и через дефис.

    1. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне.

    Б) кос…ный человек

    В) пос…лать постель

    Д) безлес…ный берег

    Е) предложить я…ства

    1. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте
    1. Укажите слова с буквой е в корне.

    А) д…летантство Б) эм…грант В) пер…ферия Г) эксп…ртиза Д) кр…терий Е) с…нтиментализм

    Выл ветер и хотя порог был заложен мешковиной все равно по полу тянуло холодом

    Класс 10 Вариант 1 № ___

    1. Укажите неверные утверждения.

    А) Склонение – это изменение существительных по числам, родам и падежам.

    Б) Основное значение служебных слов – грамматическое.

    В) Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

    Г) Видовая пара – это два любых однокоренных глагола совершенного и несовершенного вида.

    Д) Суффиксальным способом могут образовываться как новые слова, так и формы слов.

    Е) Производные предлоги могут писаться слитно, раздельно и через дефис.

    2. Укажите верное утверждение.

    А) Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения.

    Б)Перед союзами а, но, да всегда ставится запятая.

    В) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

    Г) При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

    Д) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

    3. Укажите слова, в которых букв меньше, чем звуков.

    А) мель Б) ежик В) появляюсь Г) июнь Д) звездное Е) манная

    4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте

    5. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне.

    Б) кос…ный человек

    В) пос…лать постель

    Д) безлес…ный берег

    Е) предложить я…ства

    6. Найдите синонимические пары.

    А) автономия – безвластие

    Б) праздность – безделье

    В) фарисейство – ханжество

    Г) дилетантизм – любопытство

    Д) тщеславие – честолюбие

    Е) лаконичность – прорицательность

    7. Найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

    А) Этот его поступок остался безнаказанным.

    Б) Открытие выставочного вернисажа.

    В) Художник наносил на холст экономные мазки.

    Г) Произнесли тост в честь новорожденного.

    8. Укажите слова с буквой е в корне.

    А) эм…грант Б) пер…ферия В) эксп…ртиза Г) кр…терий Д) с…нтиментализм Е) д…летантство

    9. Укажите слова, в которых верно указан корень.

    А) разуть Б)у ш ла В) засн уть Г) сожжение Д) раз ъехаться Е) переел

    10. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.

    А) взмах Б) понимать В) полог Г) стилист Д) мокнуть Е) носить

    11. Укажите словосочетания.

    А) возле реки

    Б) войти в дом

    В) из-за погоды

    Г) что-нибудь новое

    Д) вдали от дороги

    Е) ночь темна

    12. Укажите предложения, в которых перед союзом как запятая не нужна.

    А) Он как и я любит поэзию.

    Б) Он такой же весельчак как и все дети.

    В) Я люблю тебя как мать.

    Г) Он знал местность как свои пять пальцев.

    Д) Она выглядела так же как три года назад.

    13. Найдите, в каких предложениях неверно расставлены знаки препинания при однородных членах.

    А) Здесь, кроме дубов, растут ясень, орех, клён.

    Б) Лиственные деревья: осина, ольха, ещё голы.

    В) Боры, дубравы – всё больше привлекают.

    Г) На траве, былинках – всюду блестела роса.

    Д) Не рыбачий парус – корабли мне снятся.

    Е) На собрании присутствовали: Иванов, Петров, Сидоров.

    14. Найдите предложения, в которых на месте (?) вопросительного знака запятая нужна..

    А) Вытянув серебряные крылья(?) через весь широкий небосвод, вел вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ.

    Б) Охватывая весь горизонт, медленно надвигалась(?) всё больше темнея, туча.

    В) За чаем, видя(?) что отцу не хочется разговаривать, Нина тоже молчала.

    Г) Илья так был занят собой, что(?) когда его спрашивали о чём-либо, то он вздрагивал.

    Д) Отсюда берега не было видно, и(?) если смотреть к лесу, то казалось, что воде нет конца.

    Е) Выл ветер, и(?) хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

    15. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным места.

    А) Я рассказал, где прошло моё детство.

    Б) Я поехал туда, где прошло моё детство.

    В) Я побывал в городе, где прошло моё детство.

    16. Укажите предложения, в которых тире употреблено между однородными членами.

    А) Я спешу туда ж – а там уже весь город.

    Б) Нам предлагали хорошие условия – мы отказались.

    В) Птицы, зимующие у нас, - это синичка, снегирь.

    Г) Я сюда прихожу не в праздные дни – тихим утром.

    Д) Мир освещается солнцем, а люди – знанием.

    Е) Не красна книга письмом – красна умом.

    17. Найдите, в каком случае двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении.

    А) Он почувствовал, что результат получился желаемый: он тронут, и она тронута.

    Б) Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нём, извлёк две монеты.

    В) Скамейка была очень низкой: ушла в землю, а может быть, земля поднялась.

    Г) Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином.

    18. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал ?

    Зазимки. Борис Пастернак

    Открыли дверь, и в кухню паром
    Вкатился воздух со двора,
    И всё мгновенно стало старым,
    Как в детстве в те же вечера.

    Сухая, тихая погода.
    На улице, шагах в пяти,
    Стоит, стыдясь, зима у входа
    И не решается войти.

    Зима - и всё опять впервые.
    В седые дали ноября
    Уходят вётлы, как слепые
    Без палки и поводыря.

    Во льду река и мёрзлый тальник,
    А поперёк, на голый лёд,
    Как зеркало на подзеркальник,
    Поставлен чёрный небосвод.

    Пред ним стоит на перекрёстке,
    Который полузанесло,
    Берёза со звездой в причёске
    И смотрится в его стекло.

    Она подозревает втайне,
    Что чудесами в решете
    Полна зима на даче крайней,
    Как у неё на высоте.
    1944

    © Copyright: Созвездие Поэтов, 2010
    Свидетельство о публикации №110062001831

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

    © Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

    Выл ветер и хотя порог был заложен мешковиной все равно по полу тянуло холодом

    — Сороки нетути, — проговорил он низким голосом, — унесло!

    Все разом смолкли. И у каждого мелькнуло в голове: холодный простор, льды да звездное небо, а во льду человек бьется и стынет.

    — Што же сидите? — сурово проговорил старик. — Ступайте к карбасу!

    Человек восемь поспешно стали надевать «рубахи».

    Старик вышел и посмотрел на море. Оно зеркальным простором уходило в морозную даль, и с вышины звездное небо гляделось в него. В синеватой дымке недвижно дремал старый лес, и вдоль берега, словно исполины на страже, молча подымались ледяные утесы. В застывшем ночном воздухе висела мертвая тишина.

    Через минуту небольшой карбас отчалил от берега и, далеко оставляя за собой колеблющийся фосфорический след, потонул в морозном сиянии.

    V

    Ветер упал. Затихавшие волны несли изломанные, рассеянные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Тучи поспешно сбегали с синего свода, унизанного ярко мерцавшими звездами, и долгая северная ночь, прозрачная и холодная, как синие льды, раскинулась над глухо рокотавшим морем, которое, словно сердясь, еще не улеглось от недавней бури.

    Постепенно море очищалось от льда, и только одинокие глыбы там и сям тихо покачивались волной. На одной из таких льдин, смутно рисуясь на синем фоне далекого горизонта, неясно выделялся темный силуэт высокой фигуры.

    Он искусно работал багром, и гибкий шест бурлил и пенил холодную воду. Неуклюжая глыба тихо подвигалась вперед. Бесконечным простором расстилалась вокруг водяная гладь.

    Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица, — по ней надо держать путь. Сорока наваливается на багор, толкает вперед тяжелую льдину, а в голове несвязно теснятся темные думы: далеко море вынесло, мороз лютый ударил, другие сутки во рту ничего не было. Налегает Сорока на багор, старается, слышит — слабеть стал. Приостановился на минутку, снегу перехватил, огляделся кругом: водная пустыня в голубоватом сумраке тянулась без конца и пропадала.

    Сбежали последние легкие тени тучек, морозное небо фосфорически заискрилось мириадами блесток. Море улеглось необъятно, и в нем дробились звезды.

    Чует Сорока — не кончить добром: охватило холодное море, а в очи неподвижно глядит побелевший мороз, неслышно подбирается, острыми иглами проникает в стынущее тело.

    Работает Сорока, старается согреться работой, а в голове смутной вереницей бегут смутные думы. «Господи, вынеси. ребята малые, несмысленые. не подымут силу. кому надоть. Хозяйки нетути. » Лезут в голову думы, что дома ничего нет, что напромышляй он промыслу, поправился бы хоть сколько-нибудь и Вороне отдал бы долги. Все бы сделал Сорока, да вот вернется ли? Вспомнил избушку, темную, дымную. Придет, бывало, с промыслов Сорока и распарит и согреет грешное тело. Вспомнил, как еще мальчиком ходил с отцом на промысел. Кругом шумел морской прибой, и ходили ледяные горы. Тропки на болотах вспомнил, птицу пернатую, зверя лесного, что ловил. Бедность свою вспомнил, и, как подумал обо всем Сорока, горько стало ему. Налег на багор и мысленно окинул пространство, что надо пройти: «Ох, не добраться!» И опять стало жалко себя. Неужели же так-таки ему и пропадать?

    Не верится Сороке. Много годов хаживал он на море. По неделям, по месяцам приходилось жить. Кругом море, льды да небо. Бывало, далеко уносило, без хлеба, без огня, без помощи, на волос от смерти бывал, а выносило же. Вот те все вернутся домой: Хата теплая. ребятишки. с промысла продадут. хозяйства поправят. а его будет носить по морю безжизненным куском льда. И у него дома ребята, и хозяйство, и промысел есть, а вот не вернется! Защемила тоска, жалко помирать, а знает — замерзнет, обессилел. Тяжелая слезинка выжалась из глаз, сползла по суровому лицу и повисла замерзшей капелькой на обледенелых усах. Поднял голову и недоумевающе посмотрел затуманившимися очами на далекое небо, отливавшее холодным блеском, точно ждал ответа. Но стояло ночное безмолвие над застывшим миром.

    А сверкающий купол медленно, но непрерывно совершал свой урочный поворот вокруг маленькой звездочки в хвосте золотого крючка Медведицы.

    На сверкавшем небе пронеслось дымчатое облачко, и звезды искрились сквозь его тонкое тело, а из-за края зловеще разгорался сполох, зажигая небо волшебными бегущими огнями.

    Читайте также: