Толщина досок настила пола платформы

Обновлено: 17.05.2024

Настил деревянного пола своими руками: инструкция

Деревянный пол — оптимальный выбор для частного дома и квартиры. Если его правильно уложить и вовремя ухаживать, то он служит десятилетиями, не теряя своих качеств. Дерево — экологически чистый материал, оно обладает низкой теплопроводностью и хорошим звукоизолирующим коэффициентом. По такому полу приятно ходить босиком, он сохраняет тепло даже зимой и отлично выглядит. Выполнить настил деревянных полов можно самостоятельно — для этого используйте наши рекомендации.

Как правильно выбрать древесину

Если вы решили создать в своем жилище деревянный пол, то первым делом необходимо выбрать качественный материал. К этому нужно подойти крайне ответственно, поскольку если приобрести недосушенные доски, то они могут лопнуть, а между ними появятся щели.

Обратите внимание: некоторые люди считают, что укладывать на пол следует только твердые виды древесины. Это не совсем верно: для пола отлично подходит сосна, ель, пихта, лиственница, кедр.
Для пола необходима качественная доска одинаковой толщины, обрезанная с двух сторон Для пола необходима качественная доска одинаковой толщины, обрезанная с двух сторон

Выбирайте ту древесину, которая доступна в вашем регионе. Специально переплачивать за более твердые виды дерева для жилых помещений нет особого смысла, поскольку даже мягкая сосна неплохо держит нагрузку. Из среднего ценового сегмента можно посоветовать дуб, ольху, осину. Экзотические сорта можно стелить в том случае, если вы не собираетесь покрывать их сверху напольным покрытием.

Основные критерии выбора для древесины:

  • Материал должен быть высушенным. Если он сырой, то обязательно потеряет свою форму и ссохнется. Если он пересушен, то может лопнуть или завернуться “винтом”.
  • Перед тем как купить доски, осмотрите их поверхность. На них не должно быть трещин, большого количества сучков, темных пятен, следов от насекомых.
  • Длина панелей должна быть не менее 2 метров. Она должна лежать минимум на трех лагах, чтобы не качаться из стороны в сторону.
  • Помните, что вам наверняка придется обрезать доски, поэтому берите материал с запасом в 10-15%.
  • Если хотите, чтобы у вас не было сквозных щелей в подполье, заказывайте шпунтованную доску. Она соединяется друг с другом посредством замка “шип” — “паз” и надежно фиксируется к лагам.
  • Старайтесь покупать доски из одной партии. Если это невозможно, то берите “покомнатно”, чтобы рисунок и время сушки хоть примерно совпадали.

Виды доски для настила

Существует несколько видов половой доски:

  • Цельная (массив). Считается самой распространенной и дешевой — ее просто обрезают с двух сторон.
  • Паркетная из массива дерева. Она похожа на ламинированные панели: имеет замки с четырех сторон и вентиляционный вырез снизу. Укладывается на черновой пол, имеет толщину около 20 мм, длину 500-2000 мм.
  • Клееная. По сути, это классическая паркетная доска, которую “собрали” из трех слоев. Верхний слой состоит из ценных и красивых пород дерева, второй и третий — защитные и “наполнительные” слои.
  • Классический паркет. Это небольшие деревянные ламели. Могут быть гладкими или с шипами и пазами.

Как укладывается пол

В 99 случаях из 100 настил полов делается на лаги. Это классическая система, которая подходит и для квартиры, и для частного дома. В квартире лаги укладывают на стяжку или бетонную плиту, в домах — на столбики или балки. Если пол делается в частном доме, то его лучше всего делать двойным: первый черновой слой подшивается снизу лаг, затем укладывается пароизоляция, утеплитель и чистовой пол. Это самая оптимальная схема.

Лаги позволяют спрятать между ними утеплитель, коммуникации, паробарьер

Предварительные работы

Перед тем как стелить доску, необходимо проделать несколько манипуляций. Обязательно обработайте древесину антисептиками и антипиренами, чтобы защитить ее от гниения. Если у вас в доме повышенная влажность, то можно пропитать дерево биопропитками — они хорошо сохраняют его от появления гнили, плесени, грибка и др.

Второй этап подготовки — укладка гидроизоляции. Используйте для этого рулонные или пленочные материалы, обязательно делайте нахлест и склеивайте края друг с другом. Правильная гидроизоляция делается “корытцем” — материалы заводятся на стены, а после укладки досок обрезаются с заведением краев под плинтус. Не экономьте на гидроизоляции — она защитит ваше жилище от сырости, а доски — от гниения.

Установка лаг

После того как все материалы были обработаны, пришло время установить лаги. Это длинные деревянные бруски толщиной не менее 50 мм, высотой от 70 до 150 мм. При помощи лаг можно выровнять поверхность, под ними можно скрыть коммуникации, уложить утеплитель и др.

Обратите внимание: лаги имеют определенную высоту, как и доска. Обязательно учитывайте это при обустройстве — уровень пола поднимется примерно на 100-200 мм.

Если вы укладываете лаги на стяжку в квартире, то просто укладывайте их сверху на гидроизоляцию поперек будущего расположения досок. Шаг между лагами выбирается в зависимости от толщины имеющейся у вас доски. Так, для сороковки шаг должен быть 85-90 см, для пятидесятки — 100 см, для тридцатки — 60-70 см.

Если лаги укладываются на грунт, то для них необходимо создать кирпичные или бетонные столбики. Желательно использовать красный кирпич, поскольку он не боится влаги. Поверхность столбиков также гидроизолируется. Шаг между столбиками выбирается от толщины лаги — обычно это 90-100 см. Лага должна лежать минимум на трех столбиках. Рекомендуется укладывать цельные лаги, но если это невозможно и их нужно сращивать, то шов должен лежать на столбике, а не висеть. Бруски симметрично запиливают на половину толщины, соединяют и сбивают гвоздями насквозь. Также для соединения можно использовать саморезы.

Лаги не должны жестко упираться в стены — оставьте между ними расстояние в 15 мм с каждой стороны. Это позволит дереву расширяться и сужаться в зависимости от влажности. Крепить лаги к столбикам не нужно — они не сдвинутся с места после того как к ним прибьют доски.

Лаги располагаются на ширине не более метра друг от друга

Разметка и укладка лаг

Как правильно уложить лаги, чтобы получить идеально ровный пол? Сначала уложите первую и последнюю лагу у противоположных стен. Выровняйте их по уровню. Можно использовать лазерный уровень или обычную водянку. Через каждые полтора метра натяните нить — она покажет вам нужный уровень. Затем заводите лаги под нитки и выставляйте их на необходимый уровень. Для подкладки используйте твердые материалы, которые не распадутся от влаги — остатки керамической плитки, плоские камушки, кусочки профиля. Можно использовать клинья из дерева, но их рекомендуется обработать антисептиком. Если лаги укладываются на балки, то лучше их прибить, чтобы избежать трения дерева о дерево.

Обратите внимание: проверить правильность укладки можно длинным уровнем или доской, которая укладывается на три лаги. Она не должна играть, а плотно лежать на всех точках опоры.

Укладка досок

После того как лаги выставлены по уровню, пришло время начать укладывать доски. Допускается два варианта обустройства пола:

  • Пол в один слой. Сверху на лаги укладывается доска, которая служит основанием для напольного покрытия. В качестве чистового варианта ее редко используют, поскольку однослойное покрытие достаточно холодное.
  • Пол в два слоя. Подобный пол делают тогда, когда доска будет использоваться как конечный вариант покрытия. В этом случае снизу под лаги подшивают недорогую третьесортную доску, затем в промежуток закладывают паробарьер и утеплитель.

Сначала укладывается первая доска параллельно стене. Обычно их кладут вдоль падающего из окон света, чтобы щели были менее заметными. Но если сверху будет укладываться ламинат, линолеум или другое покрытие, то нет никакой разницы в том, как располагать доску. Обязательно оставляйте отступ от стен в 15 мм. Его можно закрыть демпферной лентой или плинтусом. Надежно закрепите первую доску гвоздями или саморезами. Длину гвоздей следует выбирать так, чтобы ⅓ находилась в доске, ⅔ в лаге. Если доски с пазами, то можно закручивать в них саморезы под углом в 45 градусов. Но все же лучше крепить их нормальным способом, забивая гвозди на глубину в 2-3 мм. насадкой, а затем шпаклюя отверстия. Вторая плотно поджимается к первой распорками или скобами. Если доска шпунтированная, то необходимо вставить зуб в паз до упора и затянуть ее саморезами.

Доски необходимо хорошо поджимать друг к другу и сращивать только на лагах

Несколько рекомендаций

Если вы решили выполнить настил деревянного пола своими руками, то обязательно придерживайтесь перечисленных ниже советов.

  • Доски нужно укладывать с учетом вековых колец. Они должны смотреть в разные стороны — так вся поверхность будет прочнее и меньше играть при температурном расширении.
  • Первым делом разложите доски по лагам, стараясь подбирать их так, чтобы зазоры были минимальными. Пронумеруйте отобранные доски, чтобы не перепутать их.
  • Обязательно оставляйте шов в 10-15 мм по периметру комнаты. Его можно заполнить демпферной лентой или набить сверху плинтус.
  • Старайтесь вбивать гвозди и вкручивать саморезы под углом в 60-80 градусов, а не вертикально. Так они лучше держатся и не будут выдавливаться обратно при эксплуатации.
  • Обязательно углубляйте шляпку на глубину в 2-3 мм. Получившиеся ямки потом можно будет зашпаклевать.
  • Доски нужно плотно поджимать друг к другу. Закрепите первую, затем уложите рядом вторую. На расстоянии в 5 см от края забейте столярную скобу, заложите в щель предохранительную рейку и раздвиньте конструкцию деревянными клиньями. Доски плотно сожмутся, после чего их можно намертво закрепить.
  • После закрепления второй доски скобы вытаскивают, укладывают третью и процедура повторяется.
  • Последнюю доску наверняка придется подрезать. Отмерьте расстояние от предпоследней панели до стены, вычтите из него 15 мм на тепловой зазор и вырежьте необходимый брусок. Рекомендуем вам также срезать углы, которые будут примыкать к стене — так доску будет проще уложить.
  • После того как весь материал уложен и закреплен, прибейте по периметру плинтус. Если вы использовали пленку для гидроизоляции, то обрежьте ее на уровне 20 мм от поверхности досок.
  • Профессиональные строители рекомендуют оставлять вентиляционные отверстия, соединяющие подполье и комнату. Обычно их оборудуют в углах или под батареями. Это необходимо для того, чтобы влажный воздух не застаивался внизу, а доски не гнили.

Завершающий этап

После того как доски уложены, их необходимо покрасить или покрыть лаком. Если хотите придать полу цвет, но оставить фактуру дерева, то используйте разнообразные морилки.

Обратите внимание: если доски разной высоты, то необходимо провести их шлифовку. Для этого используют специальные шлифмашины, которые можно взять в аренду.
Обязательно обработайте поверхность досок лаком или краской Обязательно обработайте поверхность досок лаком или краской

Красить поверхность нужно параллельно волокнам, приглаживая их, а не задирая. Рекомендуем вам покрывать поверхность минимум двумя слоями, поскольку первый наверняка впитается в дерево.

Масса груза или группы грузов, т

Для других сечений брусков и массы грузов суммарная площадь контакта брусков должна быть проверена расчетом по методике, приведенной в главе 1 настоящих ТУ.

Для обеспечения необходимой площади контакта упорных и распорных брусков с грузом бруски затесывают по месту (рисунок 10,а). Допускается наращивание брусков по высоте установкой подкладок (см. рисунок 10,б) или установка промежуточных упорных брусьев 3 (см. рисунок 10,в). Промежуточный упорный брус прикрепляют к основному брусу не менее, чем четырьмя гвоздями.

Установка упорных брусков

Рисунок 10 - Установка упорных брусков: а) – с подрезом бруска ,

б) - на подкладке), в) - с промежуточным упорным брусом

1 – брус упорный; 2 – доска подкладная, 3 – брус упорный промежуточный

10 Крепление грузов брусками с упором в ложемент допускается только в направлении продольной оси ложемента (рисунок 11). Такое крепление допускается только в поперечном направлении .

Установка упорных брусков

Рисунок 11 – Рекомендуемое крепление груза на ложементе

1 – брус упорный: 2 - обвязка

11 Для крепления грузов от продольных смещений в вагоне допускается использовать наклонные обвязки, которые концами закрепляется за увязочные устройства вагона, а средней частью охватывает торцовую часть груза (рисунок 12).

Установка наклонных обвязок

Рисунок 12 – Установка наклонных обвязок для крепления деревянных ящиков: 1-обвязка; 2 – брусок; 3 – скоба строительная

При использовании для крепления груза такой обвязки, в каркас ящика забивают строительные скобы из прутка диаметром 8. 10 мм. Скобу снизу подкрепляют вертикально установленным бруском сечением не менее 50 х 100 мм. Брусок устанавливают в распор между скобой и полом вагона и прибивают к ящику 4 гвоздями Ø4 х 100 мм.

Между грузами в продольном направлении должны быть установлены распорные рамы. Каждый элемент распорной рамы прибивают к полу платформы не менее чем 3 гвоздями диаметром 5 мм каждый. В полувагоне элементы распорной рамы соединяют строительными скобами из прутка диаметром 8…10 мм или накладными досками сечением не менее 22 х 100 мм.

Длина распорных брусков в распорных рамах от продольных смещений в полувагонах должна быть не более 1700 мм.

12 От поперечных смещений в вагоне груз должен быть закреплен распорными брусками. Бруски устанавливают в распор между боковыми бортами вагона и грузом.

Грузы, имеющие коэффициент запаса устойчивости от опрокидывания 1,1…1,25 закрепляют обвязками из проволоки. При этом каждый груз (группу грузов) массой до 5 т закрепляют двумя поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, массой от 5…8 т - в четыре нити, массой 8…10 т – в шесть нитей каждая.

При установке грузов или упорных брусьев вплотную к торцовому борту платформыв торцовые стоечные скобы должны быть установлены короткие деревянные стойки (рисунок 13).

Установка груза у торцового борта платформы

Рисунок 13 – Установка груза у торцового борта платформы

1 – стойка; 2 – подкладка выравнивающая; 3 – упорный брусок; 4, 5 – распорные бруски

Толщина досок настила пола платформы

Требования к полам для различных зданий. Материал для полов. Временная нагрузка.

Неправильное применение материалов для полов и методов их настилки влечет большие неоправданные расходы. Полы, включая несущие элементы конструкции и нижний половой настил, устраивают из дерева, кирпича и металла. Для верхнего полового настила применяют доски, метлахские и лещадные плитки, листовой и рулонный материал. Перечень всех этих материалов включает от 50 до 60 наименований. При выборе материала для полов в зданиях или для настила платформ необходимо в первую очередь исходить из основного положения снижения стоимости строительства — получить наилучшее возможное соотношение между степенью использования материала и его стоимостью, но в некоторых случаях следует также учитывать не менее важные факторы, такие, как гладкую поверхность, легкость очистки и внешний вид пола.
Указания по выбору материала для полов, настила для пешеходных дорожек и платформ и технические условия на них приведены в главе «Здания» руководства AREA. В руководстве содержатся технические условия на: 1) асфальтовые полы; 2) кирпичные полы и дорожки; 3) цементные полы, настилы для платформ и покрытия для пешеходных дорожек; 4) полы и мостовые из деревянных торцовых шашек; 5) полы из мраморных и метлахских плиток; 6) верхние асфальтовые полы на бетонном основании; 7) верхние асфальтовые полы на подготовке из щебня; 8) бетонные полы.

Полы в локомотивных депо и в гаражах, где непрерывно производятся ремонтные работы, в результате ударов от бросания тяжелых предметов, усиленного истирания и больших нагрузок от непрерывной перевозки тяжелых деталей машин, оборудования и инструментов, подвергаются наибольшему износу. Кроме того, они подвергаются вредному воздействию топливных масел, химикатов, применяемых для очистки машин от грязи, химических смесей для промывки радиаторов, горячей воды и пара при промывке паровозных котлов, а в местностях с заметными сезонными изменениями погоды также и естественному выветриванию.
Наиболее распространенными материалами для полов и настилов являются: бетон, укладываемый в один или два слоя, кирпич для мощения, торцовые шашки из пропитанной древесины и асфальт. Толщина бетонных плит для полов зависит от рода подстилающего грунта или от величины пролета в перекрытиях и от типа верхнего настила. Не рекомендуется применять бетонные плиты толщиной менее 12,5 см; в случае же интенсивного движения следует применять железобетонные плиты толщиной 20 см. При укладке бетонных плит на насыпи или увлажненном грунте, где возможно зимой промерзание грунта, плиты следует укладывать на непучинистом основании. В отапливаемых зданиях применяют в таких случаях обогрев полов снизу.
Все перечисленные выше полы укладывают на бетонном основании. При укладке кирпичных полов и полов из торцовых шашек швы заполняют вяжущими материалами. Для длительной сохранности деревянных шашек их следует укладывать на сухое основание. Кирпичные или плиточные полы не боятся сырости.

Пакгаузы и грузовые платформы на товарных станциях.

Требования, предъявляемые к полам, сводятся к наличию ровной поверхности и хорошему сопротивлению износу и истиранию. По такому полу должны свободно перемещаться тяжелые и легкие тележки. Такие полы должны иметь равномерный износ и не бояться повреждений от падения любых тяжелых предметов. В случае применения тележек для транспортировки грузов половой настил должен быть ровным, чтобы обеспечить свободное их передвижение. Кроме того, при ровных полах снижается возможность падения груза вследствие расцепки тележек. Необходимо учитывать также лучшие санитарные условия ровных полов. Половой настил не должен содержать вещества, отравляющие пищевые продукты или липнущие к картонной упаковке товаров. Поверхность пола должна позволять свободную очистку от грязи и мусора и по возможности не вызывать шума при ходьбе или движении тележек.
На небольших товарных станциях в пакгаузах и на платформах применяют деревянные полы, на более крупных станциях, где происходит интенсивное движение тележек, может быть оправдано применение полов из более дорогих материалов, главным образом в результате значительной экономии, получаемой при применении материалов, обеспечивающих лучшее и более эффективное использование грузовых тележек. В таких случаях широко применяют полы из пропитанных досок с верхним настилом из клена; бетонные полы с металлическим настилом, с торцовыми шашками или с асфальтовыми плитами, уложенными поверх бетона; асфальтовые полы или полы из стальных листов.

Вокзалы, конторы и т. д.

пол на вокзале

К числу железнодорожных зданий этой группы относятся: вокзалы, конторы, блок-посты, жилые дома, рабочие казармы, сигнальные посты, водокачки и другие здания разного назначения. В крупных и отличающихся своей архитектурой вокзалах и конторах устраивают полы из террацо, мраморных или метлахских плиток, настилая их по железобетонным плитам. В вокзалах и конторах средней величины применяют полы из цветного цемента, асфальтовых или цементных плиток, а также из листовой резины и линолеума. На блок-постах, в станционных конторах и других помещениях более ранней постройки обычно настилались дощатые полы из твердых пород леса или из древесины мягких пород радиальной распиловки. В более новых блок-постах и товарных конторах устраивают бетонные полы или настилают металлические полы по подготовке из щебня легких горных пород. Такие полы покрывают сверху асфальтом, асбестовыми, виниловыми или каучуковыми листами, линолеумом или другими рулонными материалами, глазурованными или лещадными плитками, в зависимости от назначения помещения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОЛОВ И НАСТИЛА ПЛАТФОРМ

Дерево.

Дерево, применяемое в различных поделках, является хорошим материалом для полов со многих точек зрения. Оно хорошо противостоит ударам, практически не вызывает шума, легко поддается обработке, применимо в любых условиях и почти в каждом сооружении. В основном на полы идет сосна, клен, дуб и эвкалипт. Сосновые доски широко применяют для настилки полов в любых помещениях, однако они быстро изнашиваются под тяжелой нагрузкой. Со все возрастающим применением верхних половых покрытий из более прочных материалов сосновые полы могут иметь преимущества перед полами из досок твердых пород древесины. Клен представляет собой прекрасный материал для полов и хорошо выдерживает нагрузку от грузовых тележек, однако он быстро коробится и легко загнивает в случае применения непропитанных кленовых досок для настила на открытых платформах.
Там, где дощатые полы нежелательно покрывать какими-либо материалами, их делают из дубовых досок. Для движения тележек в депо и подобных им зданиях, а также на платформах вполне удовлетворительными оказались полы из эвкалипта. В депо, где применяются тяжелые машины и где полы подвергаются ударам от бросания тяжелых деталей, а также в тяжелых условиях эксплуатации вообще применяют полы из деревянных торцовых шашек, которые обычно хорошо и долго служат.
Деревянные шашки толщиной от 5 до 7,5 см укладывают так, чтобы волокна находились в вертикальном положении. Шашки обычно втапливают в слой мягкого асфальта или вара, уложенный на прочном основании из железобетонных плит. Асфальт или вар служит для связывания шашек, а также в качестве гидроизоляции. Стыки между шашками обычно заполняют битумом, смолой или другими вяжущими материалами, иногда смешанными с песком. В большинстве случаев применяют пропитанные деревянные шашки. Чтобы предупредить набухание и коробление торцовых полов, необходим тщательный отбор леса для изготовления шашек, так же как и правильный выбор способа их пропитки. Очень важно подобрать материал для заполнения стыков между шашками с достаточно высокой температурой плавления с тем, чтобы этот материал обеспечил прочное сцепление шашек и вместе с тем не растекался бы под ними, так как это может вызвать неравномерную осадку шашек и создать неровную поверхность пола.

Специальные деревянные полы.

Применение на автодорожных мостах настила из нескольких рядов досок радиальной распиловки натолкнуло на мысль о возможности применения такого же настила для морских пирсов с большим движением грузовых автомобилей. Такой настил делается из коротких, соединенных в шпунт досок из твердых пород леса, скрепленных в виде щитов спиральными металлическими закрепами. Эти щиты прикрепляются к нижнему настилу шурупами.
В локомотивных и вагонных депо также применяют иногда разборные щитовые полы из уложенных крест-накрест пропитанных досок, подобно настилу, устраиваемому на переездах. Эти щиты сболчиваются между собой и прикрепляются к нижнему полу шурупами или другими аналогичными закрепами. Такие полы хорошо противостоят износу и истиранию и допускают легкую и быструю замену или снятие при необходимости подъемки или ремонта пути.

Бетонные полы.

При сооружении бетонных полов необходимо соблюдать известные апробированные приемы их укладки. Для гладких бетонных полов эти правила в общем сводятся к следующим: 1) тщательная, без повреждений отделка для получения ровной и гладкой поверхности; 2) хорошая укладка материала пола для получения высокого сопротивления ударам и истиранию, а в известных случаях и коррозии. Сопротивление бетонного пола коррозии зависит от многих условий, в том числе от плотности бетона, наличия гладкой поверхности и упругости пола. Износ бетонных полов является обычно следствием истирания и повреждения от ударов.
Укладка бетонного пола в один или два слоя зависит от его назначения и допустимой строительной стоимости. Двухслойный бетонный пол более долговечен и удобен для строительства, чем однослойный. Дело в том, что при укладке в один слой переувлажненная поверхность бетона не позволяет произвести сколько-нибудь удовлетворительную ее отделку. В бетоне, применяемом для полов, обычно содержится слишком мало цемента для доброкачественной отделки поверхности; недостаток тонких фракций цемента во влажном тощем бетоне, обычно применяемом для полов, приводит к выступлению цементного молока на поверхность бетона и к избытку в нем воды. В результате получается слабая, пористая, недолговечная несущая поверхность пола.
Обычный прием, применяемый многими строителями, рассеивания по поверхности бетона сухого цемента, чтобы поглотить избыток воды, приводит к образованию пыли после твердения бетона и ввода пола в эксплуатацию. Этот недостаток, однако, можно свести к минимуму более точным определением количества рассыпаемого цемента, а также дозированием содержания воды при приготовлении бетона. При отделке однослойного бетонного пола особенно важно следить за правильным твердением бетона.
При укладке двухслойных бетонных полов бетон для второго слоя приготовляют с цементом более тонкого помола и с добавлением воды в количестве 15,2 л на 1 мешок цемента. При укладке бетонных полов в два слоя для верхнего слоя применяют ускорители схватывания, окрашивающие вещества и добавки, чтобы поверхность не была скользкой. Если условия применения этих добавок не установлены поставщиками, то следует обратиться к фирменным инструкциям.

Асфальтовые и асбестовые плиточные полы.

Эти полы применяют главным образом в двух случаях: а) для настила в новых технических зданиях, б) в зданиях, где полы подвержены значительному износу. Эти материалы применяют в виде квадратных и треугольных плиток разных размеров и окраски. Полы из этих плиток обладают упругостью, не вызывают шума и имеют привлекательный вид; они не издают запаха, не пропускают воды и не пылят. Плитки изготовляют из асбестового волокна с минеральными добавками, склеенными пластическим заполнителем. Эти плитки можно укладывать на бетонном основании, около грязевых сливов; в этом случае они служат в качестве гидроизоляции.

Виниловые полы.

Эти полы изобретены недавно. Их применяют в трех видах: в виде твердых плиток, в виде относительно гибких плиток и в виде рулонов подобно линолеуму. Основой этого материала является асбест или другой аналогичный материал, окрашенный в какой- либо цвет и склеенный виниловой массой. Эти полы хорошо противостоят износу и не боятся смачивания маслом, щелочами и кислотами.

Полы из линолеума.

Полы из линолеума применяют в течение длительного времени. Иногда их называют полами без стыков. Линолеум изготовляется из пробковых или древесных опилок или из древесного волокна с добавлением окрашивающих веществ, смешанных с оксидированным льняным маслом. Опилки разравнивают поверх тонкого джутового основания, являющегося связующей основой пола, и подвергают всю массу вулканизации. Линолеум необходимо расстилать по ровной поверхности, так как даже небольшая неровность основания будет заметна на поверхности линолеума и приведет к усиленному износу его. Линолеум подобно асфальтовым, виниловым и резиновым плиткам можно наклеивать на деревянное, бетонное или какое-либо другое твердое основание. Полы из линолеума дают возможность легко и быстро заменять в случае желательности род покрытия. Линолеум часто настилают поверх бетонного пола в конторах для обеспечения большего комфорта работникам.
При необходимости звукоизоляции там, где невозможно покрыть пол коврами с целью поглощения звука, применяют полы из линолеума.

Металлические полы.

Полы из стальных листов применяют на участках с интенсивным движением, например на лестницах и платформах. Листы прокатывают из мартеновской стали и для уменьшения скольжения и повышения трения при помощи горячей штамповки наносят на их поверхности выступы различной геометрической формы. Помимо лучшего сопротивления износу и ударам, полы из стальных листов легче содержать в чистоте. Их можно применять как в крытых помещениях, так и на открытом воздухе. Для лучшего сопротивления коррозии при увлажнении применяют стальные листы, оцинкованные или покрытые медью. Стальные листы чаще всего применяют для укладки на лестничных проступях, для покрытия желобов с внутренними трубопроводами, для укрепления краевых участков и углов бетонных платформ и пешеходных дорожек, на пешеходных мостах и переходах. В более поздних сооружениях часто применяют металлические решетки.
Штампованные или сварные алюминиевые решетки вошли в употребление в качестве полового настила на платформах, пешеходных мостах и переходных площадках на лестницах. Полы из алюминия устраивают также во всех случаях, когда требуется хорошая стойкость против коррозии или там, где нужны легкие полы.
Мероприятия против скольжения. В лестничных клетках, на ступеньках, порогах и по краям переходов в большинстве железнодорожных сооружений применяют половой настил из материалов, не допускающих скольжения.
Применение настила из таких материалов особенно желательно там, где поверхность пола легко делается скользкой или на сильно изношенных лестничных ступеньках. Применение такого настила желательно также у входов в подъемники, около пожарных выходов, на пандусах и около двигателей. Будучи уложены на бетонное основание, такие настилы несут добавочную функцию, предохраняя бетон от выкрашивания и обламывания ребер.

РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
AREA были приняты следующие рекомендации по устройству полов в железнодорожных сооружениях.

  1. Перегрузочные платформы. Деревянный настил на таких платформах устраивают из досок, укладываемых вдоль движения автотранспорта. Для уменьшения износа досок и улучшения условий проезда на проезжей части укладывают металлические листы. В некоторых случаях применяют бетонные полы, а в случаях исключительно интенсивного движения автомашин укладывают по бетонному основанию торцовые полы из пропитанных креозотом деревянных шашек или применяют асфальтовое покрытие.
  2. Кладовые. Для кладовых, которые обычно строят из огнестойких материалов, рекомендуют бетонные полы.
  3. Грузовые пирсы. Настилы на грузовых пирсах в портах должны прежде всего соответствовать конструкции и материалу пирса. Они должны быть огнестойкими и достаточно гибкими, чтобы воспринимать вибрацию и сотрясение, производимые судами, двигающимися вдоль пирса.
  4. Кузницы. Во всех случаях наиболее предпочтительны шлаковые, земляные или глиняные полы.
  5. Механические мастерские. В небольших помещениях обычно применяют дощатый пол с подбором толщины досок в зависимости от интенсивности износа. В крупных мастерских с большим успехом применяют полы из деревянных торцовых шашек (лучше пропитанных) или из асфальтовой мастики. Бетонные полы можно применять в том случае, если по местным условиям это оказывается рентабельным, однако при этом следует учитывать, что недостаточная упругость бетона может создать неудобства для рабочих, а инструменты, падая на твердую поверхность, ломаются.
  6. Малярные мастерские. В мастерских для окраски пассажирских вагонов бетонные полы удовлетворяют всем требованиям и едва ли можно оправдать необходимость применения здесь полов из более дорогих материалов. В мастерских для товарных вагонов, окраска которых производится набрызгом, вполне приемлемы шлаковые полы.
  7. Вагоноремонтные депо. Если имеется необходимость в выборе материала несколько более высокого качества, чем шлак, и если для доставки материалов надо предусмотреть проезд автомашин между путями, то применяют деревянные полы. В более крупных мастерских вполне удовлетворительно служат бетонные полы.
  8. Склады. Обычно вполне успешно служат бетонные полы, однако в помещениях, предназначенных для хранения очень тяжелых предметов, предпочтительнее устраивать полы асфальтовые или из торцовых деревянных шашек. В небольших складах в удаленных пунктах применяют обыкновенные дощатые полы.
  9. Нефтекачки. Вследствие необходимости соблюдать условия огнестойкости для нефтекачек рекомендуются бетонные полы.
  10. Столярные мастерские. В случае большого количества верстаков в столярных мастерских следует устраивать дощатые полы, так как они представляют большие удобства для рабочих. Однако иногда применяют бетонные полы, так как их легче содержать в чистоте.
  11. Конторы. В больших конторах устраивают полы из дуба, сосны или из мраморных плиток, в зависимости от назначения различных помещений. В вестибюлях и туалетных комнатах делают полы из бетона, мрамора, метлахских плиток или террацо в соответствии с размерами оправданных для данного помещения расходов. В менее важных конторах устраивают полы из искусственных смесей, бетонные или дощатые. В случае применения бетонных полов следует предусмотреть для удобства служащих покрытие их каким-либо упругим рулонным материалом.
  12. Вокзалы. В вокзальных помещениях в больших городах или на крупных станциях метро общепринято устраивать полы из террацо, метлахских плиток или из других дорогих искусственных материалов, так как в этом случае они полностью удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. В таких помещениях архитектурные требования, предъявляемые к полу, не менее важны, чем требования прочности. Для пандусов необходимо применять материалы с шероховатой поверхностью. В вокзалах на малых станциях обычно применяют бетонные или дощатые полы. В вокзалах, где полы в залах сделаны из бетона или террацо, в билетных кассах необходимо покрыть их досками или рулонным материалом.
  13. Блок-посты. Полы в этих помещениях, в зависимости от материала здания, делают бетонными, дощатыми или из искусственных смесей. Если в помещениях с электроаппаратурой устраивают бетонные полы, необходимо предусмотреть покрытие их против пыления.
  14. Пакгаузы. В небольших пакгаузах, которые обычно делают обшивными из досок, достаточно удовлетворительны и экономичны дощатые полы, настланные по деревянным балкам. В больших и более ответственных пакгаузах, где происходит интенсивное движение тележек, оправдывают себя полы с более высокой строительной стоимостью, при этом правильным подбором подходящего материала для проезжей части, где происходит движение тележек, можно получить значительную экономию.

Бетонные полы служат достаточно долго, удовлетворяют санитарным требованиям и их легко содержать в чистоте; однако они обладают тем недостатком, что несущая их поверхность подвергается износу, особенно на температурных швах. Там, где возможно, температурные швы следует выносить за пределы наиболее интенсивно используемой площади. Если поверхность бетона оставлять непокрытой нежелательно, то поверх его делают покрытие из какого-либо материала, например из чистообрезных кленовых досок, или укладывают асфальт.
Хорошо служат полы из пропитанных креозотом досок, уложенных на бетонном основании и в свою очередь покрытых чистым полом из непропитанных кленовых досок. Если стоимость бетонного основания не может быть оправдана, то хорошие результаты дает настилка пола из пропитанных креозотом досок, уложенных по подготовке из шлака или гравия, верхний слой которых пропитывают каменноугольной смолой или битумом. Поверх нижнего дощатого настила укладывают верхний пол из кленовых досок. Хорошие результаты дает также покрытие досок асфальтобетоном.

  1. Локомотивные депо. В небольших депо, где объем ремонтных работ невелик, часто применяют полы из хорошо утрамбованного шлака, однако, где это возможно, необходимо предусматривать устройство пола более высокого качества. В больших депо следует устраивать бетонные или кирпичные полы или полы из пропитанных креозотом торцовых шашек по бетонному основанию.

Временные нагрузки.

При расчете полов AREA рекомендует применять указанные ниже временные нагрузки для различных помещений. Эти рекомендации были проверены и подтверждены к руководству, за исключением тех случаев, когда они противоречили местным строительным правилам. Рекомендуемые временные нагрузки приняты равномерно распределенными по всей поверхности пола. В случае необходимости учета специфических нагрузок, как, например, веса подъемных кранов, машин, транспортных и погрузочных механизмов, баков, наполненных водой, угля в закромах или штабелей каких-либо материалов, проектировщик должен учитывать их особо, сверх приводимых ниже нагрузок.
Помещения Нагрузки в кг/мг
Багажные кладовые. 730
Столярные мастерские . 730
Угольные платформы . Специальные
нормы
Интендантские склады. 1 460
Платформы для хлопка. 730
Кладовые для срочной транспортировки грузов 730
Пожарные депо. 488
Пакгаузы. 1 460
Грузовые платформы. 1 460
Депо для пассажирских вагонов . 365
Гаражи для автомашин. Специальные
нормы
Госпитали. 292
Гостиницы:
а) номера . 292
б) вестибюли. 488
в) залы. 488
г) общие комнаты. 488
д) кладовые. 730
Холодильники . 730
Льдохранилища. 730
Ледяные склады . . Специальные
нормы
Льдоэстакады. 730
Прачечные. 730
Раздевалки . 292
Механические мастерские . 488
Почтовые помещения . 488
Конторы. 292
Помещения для торгового оборудования . 730
Малярные мастерские. 488
Пассажирские платформы 488
Мастерские при депо . 730
Электростанции . Специальные
нормы
Читальни . 292
Жилые помещения. 195
Рестораны. 292
Кровли. 122
Весовые будки . 244
Погрузочные площадки для металлолома . 1 460
Пешеходные дорожки . 488
Блок-посты . . 488
Лестницы (всякие). 488
Пешеходные мосты. 488
Загоны для скота . 488
Прогоны » » . 488
Склады:
для бананов (на стеллажах) . 244
» напитков. 1710
» цемента . 2 200
» хлопка . 1 220
» муки. 1 460
» фруктов. 1710
» стекла. 1710
» зерна. 1 460
» бакалейных товаров . 1710
» сена (прессованного). 1 100
» железо-скобяных изделий . 1 460
» смазочных масел. 1 220
» красок . 1 220
» рельсов, скреплений 2 440
» соли . 1 460
» соды 975

» овощей. 17 10
Телеграф . 488
Билетные кассы . 292
Инструментальные . 488
Помещения для отдыха поездных бригад . 292
Перегрузочные платформы. 1 460
Залы для ожидания. 488
Умывальные. 24 4
Водоочистительные станции . 488

Универсальная четырехосная платформа модели 13-4012 - Настил пола

Один конец их заводится в S-образную балку 9, а другой болтами крепится к боковой балке 13 рамы.

Со стороны боковых продольных балок доски армируют гнутыми П-образными элементами 14, к которым по длине приваривают увязочные скобы 12.

Металлический пол 10 настлан из рифленого листа толщиной не менее 4 мм и шириной 1200 мм. Для крепления тормозного оборудования на раме предусмотрены необходимые кронштейны.

Конструктивы. 3. Плита пола (платформа)

Давайте. Будет как на ролике, где такой швелер, его собственным весом отрывает от деревянного бруса 150*150.

А что бы "все хорошо" в сравнении с предлагаемой деревянной балкой (150*250), нам понадобится не 16-ый швеллер плашмя, а 20-ый широкополочный двутавр 20Ш1, высотой 200 и полками 150. И "стоймя", как положено.

Прогиб такой железяки на пролете 6 метров под распределенной 100 кг/м (на каждом метре ставим дядьку в 100 кг) будет около 5 мм, вдвое меньше деревянной 150*250 мм в таких же условиях (прогиб 10.4 мм).

Вот только весить такая железяка, будет под 200 кило, на нее глядеть-то страшно, не то что таскать. Я уже не говорю про резать эту "рельсу". И покупать.

Но в принципе, тем кто любит возится с серьезными железками, тем более для тех, у кого 20Ш1 "вон в том углу валяется" - вполне рабочее решение.

Зачем такая высота (250 мм).

Не потому, что столько нужно для жесткости пола, а для создания необходимого слоя утепления.

250 мм - высота полости ростверка, 150 мм - высота лаг. 400 мм - слой утепления, снижающий потери тепла нижнего перекрытия, почти на 70% относительно полов по грунту с слоем пенопласта 200 мм.

Расчет довольно муторный, с учетом зон теплопотерь под плитой, учетом выигрыша плиты при уличной ниже +4С и проигрыша в межсезонье, когда температура уличного воздуха выше температуры грунта.

Ну и приятным бонусом, получаются очень жесткие (сравнимые с ж/б плитой) полы.

При шаге балок ростверка в 2000 мм и пролетах 1500-2000 мм, под предельной нагрузкой (СП, каркасные дома) 240 кг/м2 получаем прогиб 1/2000, это в 8 раз жестче норматива под нормативной жилой (150 кг/м2, прогиб 1/250).

О прогибах.

Относительный прогиб в долях (1/250) - это просто. На какую долю от пролета - прогнется пол.

1/250 означает, что на расстоянии метр, допустимый прогиб 4 мм. Надо понимать, что это максимальная величина для жилых помещений.

Субъективно, ощущение "батута" пропадает на прогибе от 1/500.

Например, для комнаты длиной в 4 метра на каждом квадрате которой стоит бочка весом 150 кг, допустимый прогиб пола в центре комнаты 4000/250=16 мм.

А незаметный субъективно прогиб - 8 мм

В нашем случае, прогиб под такой нагрузкой, будет в доли миллиметра.

Почему сборный деревянный ростверк.

Спрашивается, зачем было это дерево покупать, везти, монтировать, что бы взять в работу всего ЧЕТВЕРТЬ (от высоты, нагрузки зависят квадратично) рабочих возможностей дерева?

Читайте также: