Полы в японском доме как правило покрыты циновками из

Обновлено: 16.05.2024

Для гармонии в доме: японский стиль интерьера

В своих жилищах японцы уделяют особое внимание созданию умиротворенной и гармоничной атмосферы, обеспечивающей единство тела и духа. В дизайне интерьера, выполненном в данной стилистике, ощущается утонченность японской философии, которая любыми способами напоминает, как важна гармония между природой и человеком.

Концепция японского стиля

У японского стиля есть множество признаков. Основные из них:

1. Практичность. Часто используется мебель типа «трансформер», с помощью которой можно сэкономить место и одновременно решить несколько задач.

2. Минимализм. Жителям Японии очень дорог простор. Они верят, что наличие «лишних» декоративных деталей и предметов отрицательно влияет на всю домашнюю энергетику и портит внутреннее убранство. По этой причине в жилище нужно держать лишь самые нужные вещи.

3. Гармония с природой. Японский интерьер создается только из натуральных и экологичных материалов.

4. Мобильность. Большинство японцев проживает в квартирах с небольшой площадью, регулярно делая в них перестановки. При этом одна и та же комната у них может использоваться для абсолютно разных целей. Например, столовая или гостиная ближе к ночи превращается в уютную и комфортную спальню.

Чтобы создать японский интерьер, нужно внимательно отнестись к выбору каждого из его элементов. Даже малейшее упущение может отрицательно повлиять на конечный результат.

Потолок, стены, пол

В данном стиле часто используется монотонное натяжное полотно с матовой поверхностью, т.к. глянец не соответствует концепции японского стиля. Вместо полотна можно установить матовые плиты из стекла, оснастив их мягкой подсветкой.

Стенные поверхности в японском стиле зачастую выполнены в виде рам из качественной древесины, отделанных рисовым пергаментом. Но если помещение оформляется частично, можно просто воспользоваться соответствующими обоями.

Поверхности стен такого интерьера можно аккуратно задрапировать материей. При этом ее расцветка должна соответствовать цвету пола.

Для оформления пола в японском интерьере идеально подходит натуральная древесина светлых тонов. Заменить дерево можно бамбуковым ламинатом. Придерживаясь правил японского интерьера, следует помнить и о расположении татами (плетеного изделия в форме ковра). Его нужно стелить под чайным столом или комодом.

Палитра цветов

Дизайн интерьера в японском стиле подразумевает уравновешенность, гармонию и спокойствие. Если вам больше подходит красочный стиль с преобладанием выраженных расцветов, то данный стиль, скорее всего, не для вас.

В этой стилистике преобладают древесные, белый, светло-зеленые, серые, бежевые и кремовые тона. Для усиления контраста используются красные и черные расцветки.

Свет в интерьере

Идеальное решение при устройстве освещения для японского стиля – многоуровневая система, настраиваемая с учетом времени суток. Цвет осветительных приборов не должен слишком контрастировать на фоне гармоничного общего дизайна комнаты. В интерьере из страны восходящего солнца зачастую задействованы абажуры, выполненные из рисового пергамента или бамбуковых волокон.

Бра и напольные лампы, правильно расставленные по углам помещения, могут изменять общее восприятие интерьера, обеспечивать светом необходимые зоны и предметы. Подобная методика зрительного разделения пространства отлично подходит для помещений, которые обладают открытой планировкой.

Предметы мебель

Без грамотного выбора мебели невозможно создать лаконичный интерьер в японской стилистике. Для стилевых предметов характерны:

  • максимально простая геометрическая конфигурация;
  • отсутствие «украшательств» на поверхности предметов интерьера;
  • приземистость.

Чтобы создать гармоничный японский интерьер, в помещение нужно поставить раздвижной шкаф с окошками-дверками и небольшой чайный столик.

Минимализм, присущий японским интерьерам, позволяет избежать потребности в покупке многих предметов. В комнатах, которые оформлены в японском стиле, нет массивных кресел, трюмо, платяных шкафов и комодов.

Даже мебель в спальне, интерьер которой выполнен в японском интерьере, имеет небольшие размеры и простое конструктивное исполнение. При этом обивка предметов должна быть крепкой, натуральной и долговечной (хлопок, замша, кожа).

Хранить одежду можно как во встроенном шкафу, так и в компактных стилизованных сундуках, считающихся у жителей Востока обязательным элементом интерьера.

Также можно обратить внимание на такие виды традиционной японской мебели:

  • бёбу (ширма, перегородка, с помощью которой можно не только украсить, но и выполнить зонирование помещения);
  • футон (матрас из хлопка);
  • татами (удобные маты, выполненные из прутов тростника);
  • тансу (красивый комод, оснащенный выдвижными ящичками).

Элементы декора

Японские интерьеры подразумевают минимальное количество аксессуаров и элементов декора. Впрочем, дополнить этот стиль можно следующими предметами:

Полы в японском доме как правило покрыты циновками из

За последние годы приоритет бытия над сознанием неоднократно подвергали сомнению, но все же стоит попробовать освободить полы от синтетических ковров и отследить, не изменилось ли после этого что-то внутри нас. Если дышать стало легче, а на душе посветлело, пора менять полимерные волокна на естественные. Очищение дома в этом смысле сродни очищению духа

Разумеется, натуральные, экологически чистые материалы — далеко не каждому доступное удовольствие. Паркетная доска, природный камень, шерсть и шкуры животных при всех своих очевидных достоинствах постоянно стимулировали дизайнеров искать альтернативные решения. И ответ нашелся в другой культуре. В европейские интерьеры стал проникать японский минимализм с его характерным атрибутом — циновками, сплетенными из рисовой соломы, тростника или водорослей. Недорогие, легкие, функциональные, а главное, «живые», они в какой-то мере помогли Западу очнуться от синтетического бума. Вместо скрипа линолеума жилища наполнились мягким шорохом сухих трав. Вместо анилиновых красок в пространстве стала играть гамма нежнейших солнечных оттенков. А на смену неизбывному синтетическому «духу» в помещения проник свежий запах сена.

Плетеные ковры идеально вписываются в любое стилевое пространство экологической направленности и в любой бюджет. Они органично сочетаются с геометрическими формами мебели, с деревом, стеклом и льняными и хлопковыми тканями. Могут служить экранами и шторами. С их помощью создают выразительную игру светотени, а кроме того улучшают звукоизоляцию в жилище. Целесообразность циновок проверена временем. И неслучайно этим скромным «героям будней» в Японии всегда придавали гораздо большее значение, нежели простым напольным покрытиям.

Известно, что жилая площадь в японском доме измеряется не в кубометрах, а количеством циновок — татами. Их размеры были унифицированы в глубокой древности и отражали собой религиозное понимание числа. С точки зрения практики, величина 95 на 190 сантиметров «олицетворяла» оптимальную единицу пространства для одного лежащего человека или двух сидящих. Благодаря стандарту в традиционной японской архитектуре не существовало вопросов стиля. Организовать жилое пространство с помощью единого «модуля» было так же легко и просто, как пчеле слепить из сот медовые закрома. Шесть татами, сложенных вместе, превращались в мини-гостиную; девять, двенадцать или более уже отражали высокий статус владельца, как и много шкур убитых животных, устилавших когда-то первобытные пещеры.

Циновкам в традиционном японском жилище всегда придавали символическое значение. Например в отсутствии главы дома его татами следовало с поклоном обходить. А когда муж находился в отъезде, супруга должна была оказывать ему честь, устанавливая в изголовье циновки бутылку саке, украшенную цветами и бумажными лентами.

Цвет матерчатой каймы татами свидетельствовал о сословии, к которому относились обитатели дома: темно-синий указывал на принадлежность к воинам, зеленый — к цеху ремесленников. Когда кто-нибудь из семьи отходил в мир иной, края напольного плетения обшивались белой тесьмой, если рождался сын, — красной лентой. Поэтому татами в японском доме всегда были открытой книгой для гостя, из которой он черпал массу необходимой информации.

Циновки выкладывались в жилой комнате поверх досок, место для приема гостей устраивали в виде подиума. Переход из одной зоны в другую сопровождали ритуалом снимания обуви: для японца это так же естественно, как для европейца снять головной убор в помещении. Пикуль в своих воспоминаниях написал: «На пол в японском доме не полагается ступать теми же ботинками, в которых вы шли по уличной пыли. Надеваем легкие туфли и проходим в гостиную. Но когда ступаем на циновки, следует снять и эту легкую обувь. Ходить по циновке принято лишь в специальных матерчатых носках — «таби» — либо в обычных. Впрочем, ступать на соломенные рельефные покрытия очень приятно, оказывается, они обеспечивают легкий массаж стоп».

Издавна в Японии качество татами оценивалось по клейму мастера, его создавшего. «Именитое» изделие отличалось однородностью цвета, шелковистостью поверхности, тщательно обработанными краями. У каждого мастера и его школы существовала особая техника плетения. Одни делали узоры из косичек, другие предпочитали шахматный порядок, третьи славились орнаментом, напоминающим морские волны. Цветовая гамма тоже была узнаваемой и в основном зависела от типа растительного сырья. Например рис придавал циновке светло-бежевый оттенок, тростник — от бледно-зеленого до серо-болотного; бумага давала возможность получать самую широкую гамму — от бежевого до темно-коричневого.

Татами, предназначенные для проведения чайных церемоний, имеют свои традиционные особенности. Изготавливают их, как правило, из двух видов растений. По центру находится слой, сплетенный из рисовой соломы (более светлый по тону), который окружают плетением из зеленоватого тростника — игусы. По краям циновки обшиваются кантом из темно-коричневого сукна с богатой вышивкой. Игуса очень полезна для организма: она оказывает мягкое массажное действие на стопы, а также обладает бактерицидными свойствами: в таких татами никогда не заводятся клещи и другие вредные насекомые

другие материалы на тему "Декорирование"

Что такое циновка. История и применение
В современном мире, состоящем из металла и пластика, у человека остается все меньше возможностей для соприкосновения с природой. Именно поэтому, в силу редкости и востребованности, любые предметы, произведенные из натуральных материалов, ценятся очень высоко. К ним относятся и циновки. Предметы, не включающие в себя ни капли синтетики, состоящие полностью из природных веществ, созданные вручную могут быть настоящей современной реликвией. Тема экологии сегодня как никогда ранее актуальна. Люди стремятся привлекать в свои жилища все чистое, жаждут единения с природой, стараются окружать себя экологически чистыми вещами и употреблять в пищу такие же продукты. Именно поэтому особые коврики, сплетенные вручную из натуральных растительных волокон, становятся все более популярными. История происходжения и применения циновок Циновки – плетеные коврики из растительных нитей – пришли к нам из островных тропических стран и с востока. Само название «Циновка» произошло от искаженного французского .

История витражей
Первые оконные стекла появились в Древнем Риме. При раскопках в Помпее были обнаружены достаточно толстые и малопрозрачные оконные стекла, оплавленные по краям. Это говорит о том, что оконные стекла в то время не резались, а изготавливались литьем. Древние стекла В 4 в. н. э. в Византии значительно развилось стекольное ремесло. В 336 г. Константин Великий дал стеклоделам значительные привилегии, после чего наблюдался большой приток в Византию стекольных мастеров. В течение пяти столетий после этого Византия остается центром стеклоделия в Европе. Византийские стеклоделы улучшили старинный способ изготовления цветного стекла, известный еще в Древнем Египте. Цветные стекла украшали окна византийского собора святой Софии, построенного в 537 г. н. э. С тех пор цветные стекла получили широкое распространение при строительстве храмов. Витраж (от лат. Vitrum - оконное стекло) - художественная композиция из фрагментов цветного или расписного стекла, пропускающего свет. Первые витражи Первые витражи появились в первом тысячелетии н.э. в христиа .

Трест "Востокхимзащита" выполняет работы в области промышленного и социального строительства: устройство минеральных оснований, защита металлоконструкций и технологического оборудования, нанесение полимерных систем, отделка и ремонт.

Технологическая служба предприятия использует самые передовые строительные материалы и технологии, гарантирующие высокий уровень качества и долговечный срок службы.

Полы в японском доме, как правило, покрыты циновками из .

Знайдіть точку А, а точнее в градусах ,минутах и секундах срочно.

Напишите пожалуйста все заливы и проливы​

дам 15б не спамить срочно пж​

назовите источники страноведческой информации о которых вы узнали. Перечислите кратко плюсы и минусы каждого источника​

Задача: S на місцевості 400 км S на карті 2 см , Знайти масштаб числові іменованіПлиииииииз очень срочно надо​

Задача: М=1:30000 S на карті 5 см Знайти S на місцевостіПлиззззззз срочно ​

Какой водный режим у реки Или и Нура

В какой эре возникли горы Атлас? Какие горы старше? Атлас или Альпы?

названия каких улиц, площадей, переулков отражают историческое прошлое города речица

ДАЮ 50 БАЛЛОВ. ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. Таблиця "Характеристика картографічних проекцій"​

Татами — что это такое, как используют

Татами – изделие из соломы. В Японии им покрывают полы жилых помещений. Традиционный мат используют для занятий единоборствами. Слово переводится как «складывание». Предмет используется в японском обиходе с XVI столетия.


Татами – напольные циновки из травы

История

Японское татами изготавливают из игуса (разновидность тростника), наполняют соломой риса. Современные варианты делают с искусственной ватой. Длинные края оформляют тканью. Процесс производства непрост, поэтому основная доля рабочих – мужчины.

Прообраз татами в Японии – это старинные циновки, образцы которых датируются VIII столетием текущей эры. Это были тяжелые и небольшие, но изящные предметы.

В Японии раньше для обозначения плетеных напольных покрытий использовали термин «гоза». Такие предметы считались роскошью, предназначались только для обихода аристократии. Со временем традиционные подстилки стали использовать для оформления не только основной залы для приема гостей, но и всех остальных помещений, их приспособили для ночного отдыха. С конца XVII столетия появились виды общедоступных татами. С этого времени изделия используются простолюдинами.


Циновки – элемент традиционного интерьера

Примерно в XVIII веке напольное покрытие дошло до сельских домов, провинциальных поселений. Циновки так прочно вошли в обиход японцев, что даже сильное западное влияние XX столетия не уменьшило любви народа к ним.

В последнем десятилетии прошлого века полы в Японии стали оформлять паркетом. Мода оказалась непродолжительной, вскоре традиционные циновки из соломы вернули себе прежнюю популярность. Изделия для дома в основном выпускает фирма «Кумамото», есть небольшие компании, занимающиеся ручным плетением. Цена на такие намного выше фабричных, но интерес к ним не уменьшается из-за удобства и пользы. В частности, они (как и ковры) корректируют плохую шумоизоляцию современных домов.

  • Кема (95*191 см, используются в Киото);
  • Аинома (91*182 см, вариант Нагоя);
  • Эдома, Кантома (88*176, популярны в Токио).


Традиционный мат с окантовкой

Значение слова

Для современного европейца слово ассоциируется со спортивными залами, занятиями восточными единоборствами. Японский термин произошел от слова «складывать», буквально переводится как «то, что складывается». Значение слова – мат, используемый для оформления пола в жилом доме.

В дзюдо это маты, используемые в оформлении спортивной площадки. Преимущественно наполнены синтетическим материалом, покрыты прочной, нередко прорезиненной материей.

Из чего и как производят татами

Слово «татами» известно японцам с давних пор. Им обозначали циновки, изготовленные из соломы. Время и технологии меняются, но и сегодня предпочтительны изделия из натуральных материалов. Их используют для оформления полов, в качестве небольших столиков и сидений. Классические предметы делают из предварительно спрессованной соломы риса, сшитой до толщины 5 см. Самые дешевые – из синтетики, древесной стружки. Они безопасны, в них не заводятся пылевые клещи, но нет специфического запаха, который так важен в японской традиции оформления дома. Изделия из рисовой соломы называют татами-доко.

Для оформления используют пеньку, шелк, прочную бумагу. Реже применяют синтетику. Оплетку называют татами-омотэ. В среднем для изготовления одного фабричного экземпляра необходимо 90 минут. Предметы из природных материалов приятно пахнут, красивы, выцветают с годами. Японцы научились видеть в этом особенный шик. Старые изделия сравнивают с антиквариатом.

Циновки – вид предметов интерьера, производимый из травы, но обладающий удивительной прочностью. Он долго живет даже при активной эксплуатации. По мере износа можно заменить оплетку – так предмет просуществует дольше.


Игуса – тростник, из которого делают циновки

Применение татами в Японии, расположение

Размер, выкладка матов на полу – важная часть представления о гармонии дома в японской культуре. Неправильное расположение привлекает невзгоды. Запрещено выкладывать изделия решеткой. Раскладывая покрытия, следят, чтобы между ними и стенами не оставалось зазоров. Два метода раскладки:

  • Сю-ги сики. Используется чаще всего. Изделия укладывают, чтобы углы не сходились в одну точку.
  • Фу-сю-ги сики. Актуален для похоронной церемонии, изгнания злых духов.

Раскладка зависит от времени года.

Японская традиция запрещает ходить по циновкам в обуви. Избегают хождения по окантовке.

Площадь домов в Японии измеряют в матах. Минимальный размер комнаты – 4 татами.


Циновки – важный элемент японской культуры

Спорт

Татами используются на спортивных занятиях. Они есть в большинстве школ восточных единоборств – дзюдо, айкидо, каратэ. Чаще матами оформляют додзе в традиционном стиле. От современных изделий циновки отличаются жесткостью, поэтому требуют большей осторожности во время занятий. Классический спортивный мат – 2*1 или 1*1 м. Толщина – 4-5 см. Спортивные циновки делают из ПВВ или ППЭ.

Татами и стены из бумаги. Как устроен традиционный японский дом

В отличие от многих других стран, в Японии основа дома - не стены. Традиционный японский дом держался на деревянных столбах и перекрытиях, на которые дальше опиралась крыша.

Бумажные стены

Не имея нужды в крепких стенах, японские строители их и не делали. Вместо этого ставили деревянные рамы, оклеенные плотной бумагой. Наружные стены могли еще сделать из глины, но часто и они были бумажными. Эти бумажные перегородки делали двух типов.

Более плотные назывались фусума, их использовали обычно как перегородки между комнатами. Фусума делают скользящими, так что их можно раздвигать и задвигать - открывая и закрывая, как дверь.

Традиционные дома строит сейчас мало кто, но в интерьерах даже в квартирах часто до сих пор используют фусума. И, конечно, такие интерьеры с фусума используют в традиционных гостиницах - рёканах.

Татами и стены из бумаги. Как устроен традиционный японский дом

Сдвигая одни фусума и задвигая другие, можно было при необходимости менять размеры комнат. В одном стиле с фусума оформлены стенки шкафов и шкафчиков по всей комнате.

В богатых домах, дворцах и монастырях на фусума еще делали росписи. Вот например, в монастыре Рёан-дзи.

жилой дом настоятеля в монастыре Рёан-дзи в Киото жилой дом настоятеля в монастыре Рёан-дзи в Киото

Второй тип бумажных стен называется сёдзи, их делают из более тонкой, прозрачной бумаги - и чтобы эта бумага не рвалась, укрепляют решеткой из тонких пластинок. Прозрачную бумагу используют, чтобы сёдзи пропускали свет, так что ставят их в основном по периметру дома.

Сёдзи часто тоже раздвигающиеся, особенно те, что со стороны сада. Если раздвинуть их летом, можно было из комнаты сделать веранду.

В рёканах сёдзи чаще используют, чтобы отделить пространство у окна от основной части комнаты, создав маленькую лоджию.

Татами и стены из бумаги. Как устроен традиционный японский дом Татами и стены из бумаги. Как устроен традиционный японский дом

Татами и обувь

Пол в японском доме, даже в обычной токийской квартире, часто устлан традиционными плетеными соломенными матрасами татами.

Татами так плотно подогнаны друг к другу, что задаешь вопросом: а что в Японии делают, если размер комнаты не позволяет целиком покрыть ее татами - остаются небольшие зазоры, в которые татами не помещается. Ответ простой: таких комнат не бывает.

Потому что татами - базовая единица измерения площади комнат. Например, стандартная комната в 8 татами. Понятное дело, что мало кому придет в голову делать, например, комнату в 7,37 татами.

В японском доме важное место отводится разделению на "внутри" ("дома") и "снаружи" ("не дома"). Устланные комнаты татами - это однозначно "внутри", поэтому по татами нельзя ходить в обуви. Либо без обуви, либо в тапочках.

Уличную обувь надо оставлять в специальной прихожей (гэнкан). Это небольшая зона при входе, обычно всего пара квадратных метров, специально для того чтобы разуваться и оставлять обувь. Гэнкан обычно делают на уровень ниже, чем пол в остальной части дома - это подчеркивает, что гэнкан - отдельно, практически часть улицы, а внутренняя часть дома - отдельно.

Вот, например, оставленные в гэнкане традиционные уличные сандалии (дзори). Понятное дело, в таких не пойдешь в комнаты крушить татами. Есть еще один тип традиционных сандалий - гэта, единственное их отличие в том, что у гэта есть "зубы" - две дощечки поперек подошвы.

Татами и стены из бумаги. Как устроен традиционный японский дом

Переобуваясь в тапочки, нужно не наступать в уличной обуви на домашний пол - и одновременно не наступать в тапочках на гэнкан.

Кстати, в туалете обычно бывают отдельные тапочки - в обычных нельзя заходить в туалет, в туалетных нельзя ходить по дому.

Японский стиль в интерьере: какие используют материалы в отделке потолка, стен и пола

Продолжим рассматривать японский стиль в интерьере . В этот раз поговорим о том, какие нужно использовать материалы в отделке и оформлении интерьера.

Натуральные и природные материалы

В дизайне комнаты, оформленной в восточных традициях, применяют только природные, экологические материалы.

Наиболее популярным и распространённым является дерево.

Кроме него, широко применяют при оформлении натуральные ткани и камни, глиняную штукатурку, бамбук, речную гальку, рисовую бумагу.

В современных городских условиях всю квартиру выполнить в дизайне традиционного колорита трудно; легче обустроить одну просторную комнату, поскольку в первую очередь необходимо много пустоты и пространства.

Потолок, стены, пол

Оптимальный вариант — натяжной однотонный матовый или сатиновый тканый потолок.

Широко используются потолочные перекрытия реечного или балочного типа.

Потолок в большинстве случаев делают многоуровневым.

Сам он делится с помощью перекладин на геометрические правильные фигуры — квадраты или прямоугольники.

Его выкрашивают в светлые тона, иногда наносят изображения по традиционным репродукциям акварелей спокойных оттенков.

Для оформления стен применяют рулонные покрытия из естественных материалов:

  • шёлка,
  • пробки,
  • рисовой бумаги,
  • бамбука.

Они помогают скрыть их неровности.

Сейчас покрытия заменяют виниловыми обоями, на которых изображены природные элементы или восточные сюжеты: иероглифы, цветущая сакура, журавли.

Приветствуется также покраска в тёплые светлые тона — песочный, жемчужный, кремовый.

На них нередко наносят лаконическую роспись — растущий вверх бамбук, сакура, наклонённые ветви кедра.

Стены могут быть дополнены бамбуковыми панелями или задрапированными однотонной натуральной тканью.

В Японии принято снимать обувь перед входом в дом, таким образом человек показывает уважение к дому.
Поэтому полы должны быть приятны для босых ног, тёплые и гладкие.

Всем этим требованиям соответствует натуральное дерево.

Настил по традиции жёсткий, кроме обычных деревянных половиц настилают паркет, бамбуковый ламинат или используют природные покрытия (пробковое).

В кухне и коридоре всегда кладут деревянные полы.

В других помещениях его покрывают бамбуковыми, сизалевыми коврами, соломенными циновками, татами — матами, состоящими из рисовой соломы и ткани.

Ими устилают полы в определённом порядке.

Татами необходимо менять раз в полгода.

Для комнат с повышенной влажностью (кухня, ванная) для настила применяют керамогранит.

Татами: второе рождение


Всем известно, что в традиционных японских домах полы застилались соломенными циновками татами. В современном же мире тенденция изжить столь великолепное наследие диктуется погоней за дешевизной и, как ни странно это звучит, ненадобностью, поэтому современные квартиры оборудованы только одной комнатой с татами, да и то не всегда. Часто считается, что татами – это немодно, неудобно и непрактично.

Современная японская комната

Современная японская комната

На самом деле очень многие современные японцы даже и не догадываются, насколько татами необходимы в их повседневной жизни – и не только как элемент традиционного интерьера. Циновки выполняют многофункциональную работу по очистке воздуха в квартире, поглощению углекислого газа, регулированию температуры и влажности в помещении. Татами – это своего рода экологически чистый “кондиционер”. Они плетутся из тростника игуса, запах которого также выполняет функции ароматерапии. Считается, что у отдохнувшего ночь на татами человека повышается способность к концентрации в несколько раз больше, чем если бы он спал в обычной кровати.

Станок для изготовления татами

Станок для изготовления татами

Для меня нет практичнее настила, чем татами. В дневное время на них можно сидеть, ночью – спать. Гораздо большее количество гостей можно разместить на татами, нежели на диване или за столом на стульях. Циновки давно используются как маты в различных единоборствах. А чайную церемонию без татами вообще сложно представить.


Многое в японской культуре было заимствовано из Китая, но татами – это уникальный продукт японской жизненной мудрости, продиктованной климатическими условиями страны. Первые упоминания о татами можно прочитать в самых древних письменных памятниках культуры “Кодзики”, “Нихонсёки” и “Манъёсю”. Сначала, как и полагается, татами были только у аристократии и лишь в эпоху Мэйдзи приобрели свое массовое распространение.

Циновки в гостинице японского типа «рёкан»

Циновки в гостинице японского типа «рёкан»

Татами имеют строго определенную величину, причем в зависимости от места их производства наблюдаются различия в форме и размерах. Так, например, циновки из Киото и западной части Японии немного длиннее своих сородичей из Токио и восточной части страны. Во многом это определено традициями архитектурного строительства. Так, в Киото строительство домов подгонялось под уже традиционные размеры татами. (Может, как раз поэтому в Японии площадь жилых помещений традиционно измеряется в татами.) В то время как в Токио сначала строились дома, а потом под заказ плелись циновки. А вот татами с южных островов Рюкю (Окинава) отличаются тем, что они абсолютно квадратные, и в современной гостиной очень выигрышно смотрятся как элемент интерьера.

Полы застилаются татами по установленным правилам. Обязательно учитывается их определенное количество и расположение. Считается, что неправильно положенные татами приносят в дом несчастье. Так, например, не должно быть мест, где сходятся углы трех или четырех циновок. В этом правиле кроется практический смысл, так как именно таким образом татами не расходятся в разные стороны, даже если по ним будут бегать и прыгать оголтелые дети вроде моего сына.

С периода Эдо выделяют два стиля расположения татами: “сюгисики” для проведения торжеств и “фусюгисики” – для поминок. В те времена татами считались роскошью и в обычные от мероприятий дни хранились в стопке и расстилались в том или ином стиле в зависимости от церемониальных действий. В наше время общепринято класть татами «по-торжественному». Только в некоторых храмах и рёканах можно до сих пор наблюдать разделение на два стиля.

Татами для поминок в стиле «фусюгисики»

Татами для поминок в стиле «фусюгисики»

Существует восемь видов плетения татами: моромэ, итобики, оомэ, азэкура, фуцу, хонфукуро, какэгава и сандзю. Чем больше нитей используется при плетении, тем отчетливее виден узор. В зависимости от количества использованного материала, а также от зазоров между поперечными волокнами, татами являются в той или иной степени прочными, долговечными, водонепроницаемыми, грязеустойчивыми, и соответственно, от этих качеств варьируется и цена на циновку.

Разные виды плетения татами

Разные виды плетения татами

За последние десять лет количество мастеров плетения татами уменьшилось в несколько раз, в первую очередь в связи с потерей национального интереса. Однако в последнее время японские циновки переживают второе рождение: в виде ковровых настилов, подушек на стулья, подушек-валиков под локти и голову, матрасов на кровати и всякой мелочи по хозяйству – кошельков, визитниц, сумок, шляпок, аксессуаров… Всего не перечесть.


И это очень радует, ведь было бы невыносимо жалко утерять такую роскошную вещь как ТАТАМИ!

Ирина Бокарева, руководитель по проектному менеджменту в телекоммуникационной компании Брастел

Ирина Бокарева, руководитель по проектному менеджменту в телекоммуникационной компании Брастел

«Соловьиный пол»: для чего в старинных японских домах делали скрипучие половицы

Отписаться можно в любой момент.



Для того, чтобы красивое выражение «мой дом – моя крепость» хотя бы частично себя оправдывало, приходится принимать самые разнообразные меры. Например, можно повесить добротный замок и поставить тяжелую дверь. Еще можно нанять сторожа, поставить высоченный забор или даже стену, выкопать рвы и наделать вокруг жилища волчих ям, поставив сотню-другую предупредительных табличек. Но дальше всех в этой области пошли японцы, придумав «соловьиный пол».

Сначала замок - потом дворец. |Фото: incomartour.com.ua.

Каждый, кто хотя бы раз сталкивался с деревянным полом, прекрасно осведомлен о том, какой раздражающий скрип и скрежет способно издавать данное покрытие при неправильном уходе или отсутствии ремонта на протяжении длительного периода времени. Нашему брату будет достаточно сложно объяснить, что в мире есть места, где скрипящие доски под ногами – это «не баг, а фича». Достаточно вспомнить знаменитый японский «Соловьиный пол», название которого говорит само за себя.

Огромный комплекс. |Фото: yandex.uz.

Огромный комплекс. |Фото: yandex.uz.

На сегодняшний день до нас дошел всего один единственный «Соловьиный пол», и сложно сказать, делался ли он еще где-то. Увидеть или скорее услышать скрипящего «соловья» можно в Японии в замке Нидзё, расположенном в городе Киото. Строго говоря, Нидзё – это не один замок, а целый комплекс площадью 275 тысяч кв.м. При этом непосредственно строения всех видов и мастей на территории комплекса занимают всего 8 тысяч кв. м. (впрочем, и это очень много!).

Построен при Токугаве. |Фото: yandex.com.

Каждый замок состоит из нескольких обводов стен, башен, цитадели и одного или двух рвов с водой. Строился Нидзё в XVII веке по приказу сёгуна Токугавы Иэясу. Строительство замка было закончено в 1626 году. Большая часть комплекса была построена из дерева и погибла в пожарах 1788 и 1791 года. После падения режима Токугавы Нидзё перешел во владение императорской семьи и был переименовал во дворец, став одной из резиденций правителя Японии. Сегодня он причислен в фонд всемирного населения ЮНЕСКО.

Секрет в металлических скобах. |Фото: ribalych.ru.

Собственно, «соловьиный пол» сохранился в резиденции до сих пор. Как уже можно было догадаться, главная его особенность в том, что он скрипит весьма характерным образом, когда на него наступает человек. Сделано это специально и нужно по двум причинам. Во-первых, во времена Токугавы подобное дизайнерское решение считалось весьма экзотичным. Считалось, что пол издает красивые звуки, похожие на пение птицы, за что и получил свое прозвище. Во-вторых, скрип выполнял защитную функцию. Пройти по соловьиному полу к покоям, кабинету или приемному залу сегуна без шума было просто невозможно. Таким образом, пол работал еще и специфической сигнализацией.

Срабатывает при нажимании. ¦Фото: fishki.net.

Достигался подобный эффект благодаря специальной конструкции. Половицы укладывались на балки, которые в свою очередь ставились на металлические шипы и крепились на специальные скобы длиной 15 см. Когда нога ступала на половицу, скобы приходили в движение, создавали трение между металлическими шипами и производили звук, напоминающий пение соловьев. Примечательно, что скрип усиливался, если человек ступал на половицы на носках.

Если же хочется узнать еще больше интересного, тогда обязательно стоит почитать о том, как японцы выживают зимой в многоквартирных домах без центрального отопления.

Заметки о Японии. Традиционный японский дом

Традиционный японский дом - минка - в переводе означает "дом простолюдина". В настоящее время такие дома строят редко - отчасти из-за их пожароопасности, отчасти из-за моды на европейскую архитектуру. Однако таких домов в Японии много, и часто они существуют как музеи.


При входе в традиционный японский дом нужно обязательно снять обувь и оставить ее носами наружу. Дальше вы поднимаетесь на ступеньку и идёте по татами.

Татами – это соломенные циновки площадью полтора квадратных метра. В них измерялась площадь комнаты. Например, у нас был номер в хостеле площадью шесть татами.

В традиционном японском доме 6-8 татами составляла обычно площадь комнаты для приема гостей.


В бывшем правительственном здании в Такаяме (использовалось до 1969 года) есть зал приемов в 49 татами! Очень большой.

В центре комнаты традиционно ирори - очаг, над ним свисает чайник. В холодное время года в ирори постоянно горит огонь, служащий единственным отоплением дома.


В богатых домах вокруг очага раскладывали татами, в бедных пол был просто деревянным. На татами у очага каждый член семьи имел свое строго определенное место; особое место отводилось и гостю.

Японский дом

В парадных комнатах в углу обычно бывает ниша - токонома. Токонома считается особым местом, в ней размещается свиток со священным текстом, иногда рисунок или гравюра. Свиток меняется довольно часто, в зависимости от сезона. Кроме свитка, в токономе часто размещается ваза с композицией из сухих цветов.


В музеях нишу отгораживают парапетом, чтобы в нее случайно не наступил кто-нибудь из туристов и тем самым не осквернил священное пространство. В обычных домах никакой загородки нет.




Наружная стена в традиционном японском доме, как правило, состоит из тяжелых деревянных дверей. В теплую погоду их открывают и дом становится одним целым с садом. А поскольку японский сад - это всегда произведение искусства, то такое объединение вполне оправдано.


Снаружи дом окружает энгава - деревянная конструкция, аналогичная веранде.


Внутри дом разделяется раздвижными перегородками - фусума, сделанных из плотной бумаги, натянутой на деревянную раму. При строгом минимализме интерьера, практически полном отсутствии мебели и каких-либо вещей дают возможность превращать помещение то в несколько изолированных комнат, то в единый большой зал.


Возникает резонный вопрос: а где же вещи? Они хранятся в большом сундуке - нагамочи. Если все вещи в сундуке не умещаются, их хранят на чердаке, над деревянным потолком.


Спят в традиционном японском доме на футонах (матрасах), которые стелят прямо на татами. У путешественников есть возможность прикоснуться к этой экзотике - многие отели и хостелы предлагают номера в традиционном стиле. Если вы хотите полного погружения, стоит выбирать рёкан - традиционную японскую гостиницу, где не только номер, но и ванная, и еда соответствует местным обычаям.


В горных районах Японии, где выпадает много снега, выработали тип домов гассё-дзукури, с высокими скатными крышами. При этом жилым являлся только первый этаж, а два-три уровня чердака использовались как ферма для выращивания шелковичного червя. Дома гассё-дзукури вмещали семью из 20-30 человек.

Вся конструкция сооружалась без единого гвоздя, балки связывали соломенными веревками. Крыши покрывали соломой, причем толщина кровли достигала 1 метра. Окна во фронтонах оставляли открытыми для проветривания. Кроме того, солома пропитывалась дымом от очага, поднимавшимся наверх сквозь щели в потолке. Это защищало ее от гниения и насекомых. При достаточном количестве дыма такая соломенная крыша могла простоять даже 50 лет.


Там, где снег выпадает редко и крутые скаты не требуются, крыши были более пологими. Зажиточные люди покрывали их дранкой - тонкими деревянными дощечками. Дранка не прибивалась гвоздями, а пригружалась жердями и тяжелыми камнями.



Необходимые удобства устраивались в дальнем углу дома. Знаменитые "космические" японские туалеты появились совсем недавно, а в традиционных жилищах они были деревянными, в виде отверстия в полу.


Существовали даже деревянные аналоги писсуаров.


Еще в середине XX века в большинстве японских жилищ были низкие (ножные) туалеты. Даже сейчас такие можно кое-где встретить. Для пользования туалетом в музеях и хостелах предлагаются специально выделенные тапочки.


В домах была и душевая комната. Она располагалась на уровне земли (ниже, чем весь остальной дом), чтобы удобнее было отвести воду.

Читайте также: