Пол в японских домах

Обновлено: 16.05.2024

Традиционный японский дом

Залитая солнцем деревянная веранда-энгава, выходящая в сад; изготовленные из стеблей тростника игуса (ситник) маты татами; пространство комнат, разделенное перегородками фусума – все это придает традиционному японскому дому уникальное очарование и неповторимый стиль.

И в наши дни, когда в Японии становится все больше квартир и домов в западном стиле, японцы не изменяют обычаю оставлять обувь на входе в дом, у порога.

Впрочем, обычай не ходить по дому в уличной обуви распространен много где и на Западе, но в японском доме существует специальное место татаки, полоса бетонного пола в прихожей, предназначенное именно для того, чтобы снимать там обувь. В Японии с ее землетрясениями, тайфунами и прочими природными катаклизмами традиционное жилище устроено таким образом, что пол в жилых помещениях ступенькой возвышается над полом прихожей гэнкан – это позволяет спастись от сырости и затоплений во время ливневых дождей. Татаки находится на нижнем уровне, «на земле», чтобы можно было снять или надеть обувь, присев на более высокий пол комнаты. Кроме татаки в прихожей на «нижнем» уровне также обычно располагается шкаф для обуви, который называется гэта-бако – «ящик для гэта».


Прихожая гэнкан в традиционном японском доме: шкаф для обуви гэта-бако (слева), татаки (на переднем плане).

По водостокам, рассчитанным на обильные осадки в сезон дождей и во время тайфунов, вода, скапливающаяся в желобах на карнизах домов, стекает на землю или в специальные сточные канавки. Водосток, призванный уберечь дом от ущерба, который может нанести дождевая вода, состоит из узкого длинного желоба (ама-дои) и цепочки с крупными звеньями в виде маленьких чашечек (кусари-дои). Это тоже характерная особенность японского традиционного жилища.


Узкий длинный жёлоб ама-дои и «цепочка дождя» кусари-дои, по которой вода из желоба стекает на землю.

Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу

В японских домах, которые мы часто видим в исторических сериалах, фильмах и анимэ, одно большое жилое пространство делится на комнаты скользящими перегородками фусума и сёдзи, изготовленными из дерева и японской бумаги васи. Запереть такую комнату на ключ невозможно. Перед тем, как зайти в нее, нужно подать голос, как бы предупредив о своем появлении, а затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь-перегородку в сторону.

Фусума – это скользящая дверь, обклеенная японской бумагой, отделяющая помещения друг от друга. При необходимости ее можно снять – в отличие от фиксированных постоянных стен перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой менять внутренний интерьер дома. Сёдзи – решетчатая деревянная рама, ячейки в которой затянуты японской бумагой. Она не позволяет постороннему взгляду попасть внутрь дома, а заодно мягко и ровно рассеивает солнечный свет по комнате.

Обе эти перегородки как нельзя больше подходят для теплого и влажного японского климата – они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Комбинация двойного стеклянного окна и сёдзи, которая позволяет любоваться видом на сад, называется юкими-сёдзи (яп. «сёдзи для любования снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.

Татами – мат для пола, изготовленный из тростника игуса. Площадь одного мата составляет 1,62 м 2 и он содержит около 500 мл влаги. Когда в доме сухо, эта влага испаряется из татами, повышая влажность воздуха. В комнате, пол которой устлан татами, обычно всегда чувствуется слабый запах тростника игуса. Этот тростник обладает особой эластичностью – на нем не устаешь сидеть и лежать. А кроме того, его внутренние мягкие волокна обладают очищающим свойством, благодаря которому тростник освежает воздух в комнате.


Тростник игуса – материал, из которого изготавливают татами (слева); мат татами (справа)

В японской традиционной гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно расположена стенная ниша токонома. Чтобы гостю было особенно приятно, в токономе с учетом специфики сезона вывешивается живописный свиток, ставится композиция из цветов икэбана, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются утонченные образцы традиционных изделий из керамики.


В глубине комнаты – ниша токонома с картиной и композицией икэбана. Пол устлан матами татами. На переднем плане – дверь-перегородка фусума. Справа – решетчатые окна сёдзи.

В последнее время все меньше становится аутентичных японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных западного образца оборудуется устланный татами «японский» угол, в котором можно в свое удовольствие полежать на полу. На окна вместо занавесок устанавливаются сёдзи, на лампы – абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, а заказы на такой интерьер поступают даже из-за рубежа.


Юкими-сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи – скользящую решетку сёдзи можно поднять и любоваться видом через стекло)

Купальня о-фуро: два в одном

В японском традиционном доме не может быть «совмещенного санузла» по западному образцу: ванная комната о-фуро и туалет всегда располагаются отдельно. Сама ванная комната поделена на две части – ванна-купальня и место для предварительного мытья вне ванны. Местом для раздевания служит предбанник – небольшое помещение рядом с ванной комнатой. Как правило, в японских семьях члены семейства, предварительно помывшись, купаются в одной и тоже воде, не меняя ее. Если вас пригласят в японский дом с ночевкой, постарайтесь не использовать мыло в самой ванне и не спускайте воду из ванной после купания.

Туалет в японском доме оборудован в традиционном японском стиле – то есть без привычного «сидячего» унитаза, и пользоваться им надо, присаживаясь на корточки. Но в последнее время и в традиционных домах начали появляться современные унитазы западного образца.


Хиирагия – ванна и место для предварительного мытья

Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.

С каждым годом все больше людей, которые спят на кровати, но, согласно опросу, проведенному фирмой Nifty в 2013 году, по крайней мере половина японцев спит по старинке, расстелив прямо поверх татами матрас футон. В дневное время футон сворачивают и кладут на специальную полку в стенном шкафу, таким образом высвобождая в комнате дополнительное место. Время от времени футон сушат прямо на солнце в целях дезинфекции, а также для того, чтобы матрас не отсыревал. Если держать футон в чистоте, он очень долго будет оставаться мягким и удобным. Только вот зимой в японской комнате холодно. Приходится класть в футон грелку ютампо, использовать нагреватель или котацу, отогреваться в о-фуро и уже после этого нырять в тёплый футон.


Все готово ко сну: традиционный японский матрас футон

В наши дни, если выбрать для ночлега гостиницу или рёкан в обновленном традиционном доме, как это сейчас модно, то в этом «старом» новом пространстве, созданном с использованием натуральных материалов, можно, наконец, немного отдохнуть от привычной повседневности, да и ваше путешествие получится незабываемым. Обязательно попробуйте познакомиться поближе с этим уникальным миром, сотворенным с помощью мастерства, дошедшего до наших дней из древности. Насладитесь миром дерева и бумаги, миром спокойствия и умиротворения.

Фотография к заголовку: Дневной сон кота на залитой солнечным светом веранде-энгава

Личный опыт: Типичная японская квартира — как все устроено

Сергей Король

Поиск квартиры
Долгое время поездка в Японию для россиянина была маленьким приключением. Требовалось обращаться в специальное агентство за сбором документов для визы, бронировать японские отели не менее трех звезд, отменять и переносить их брони не дозволялось. С недавних пор отношения между странами улучшились, виза стала бесплатной и получить ее намного легче. Для документов на визу я начал предоставлять брони квартир на «Эйр-би-н-би», что раньше категорически не разрешалось. Визу выдают без проблем, хотя сам сервис в Японии запрещен.

Покажу несколько японских квартир, в которых я останавливался в разные годы.

Сергей Король Сохранить фото

Начнем со входа в подъезд. Обычно двери в холл — стеклянные, раздвижные, с датчиком. Чтобы открыть их, нужно вставить обычный ключ в пульт управления в постаменте. Пульт также служит видеодомофоном.

Справа от постамента — почтовые ящики.

Сергей Король Сохранить фото Ящики — сквозные. Почтальон бросает корреспонденцию через щель, а жилец забирает её через дверцу с обратной стороны, пройдя через стеклянные двери в холл. Надо признать, что в Токио спамят в почтовые ящики не меньше, чем в любой другой стране. Сергей Король Сохранить фото Для крупных отправлений и посылок из интернет-магазинов есть такая камера хранения. Курьер оставляет коробку, жилец после забирает. Сергей Король Сохранить фото

Японцы обожают лифты, их не загонишь пешком даже на второй этаж. Обычно в домах запрещены домашние животные. Но если в доме есть собака, то по просьбе жильцов рядом с обычной кнопкой вызова будет отдельная «еду с собакой». Тогда над окошком с указанием движения на каждом этаже загорится соответствующая диаграмма. Так те, кто боятся собак, не будут подсаживаться в кабинку с собачником, подождут и вызовут лифт для себя.

Сергей Король Сохранить фото

Так выглядит этаж квартир в многоквартирном доме.

Типичный подъезд — открытый (проем не закрыт стеклом или тамбуром с дверью, как это принято в России). В Токио не бывает заморозков, так что бояться нечего. Недавно тут был тайфун, и в подъезде на этаже стояла лужа. Ну ничего, мол, высохнет.

Сергей Король Сохранить фото Ручка на входной двери. На ней обычно два замка: в верхней и нижней части ручки. Рядом — дверной звонок с микрофоном, который выводится на видеодомофон в квартире (ничего особенного: привычного вида телефон с монитором — открыть дверь в подъезд и пообщаться с посетителем, не открывая замок). Сергей Король Сохранить фото А вот так выглядит та же самая конструкция внутри квартиры. Сколько бы квартир я ни снимал, замков всегда два. Для чего — непонятно: чтобы вор потратил в два раза больше времени на взлом? Сергей Король Сохранить фото

Первые пару дней в такой квартире европейца и россиянина мучают острые приступы клаустрофобии. Но через месяц привыкаешь: знаешь, куда рассовать вещи и как вдвоем устроиться, чтобы поработать на кровати. Единственный минус, с которым тяжело бороться — это малый объем воздуха. Если повесил сушиться рубашку, уже через пару часов атмосфера в квартире напоминает баню (только остывшую).

Сергей Король Сохранить фото

Стекла в квартире — армированные. В случае землетрясения они не разлетятся. Окна на фотографии не грязные, они просто сильно запотели от большой влажности (и это при том, что в стене есть отверстие проветривателя — сквозная вентиляция; толку нет совсем, помогает только открыть окно).

О ценах. Такое жилье реально снять за 2-3 тысячи рублей в день (в свое время я арендовал точно такое же за 180 тысяч иен в месяц — это около 90 тысяч рублей). И пожив вот так месяц-другой, я бы не советовал арендовать небольшие квартиры по типу моей (разве что хотите получить этнографический опыт) — измучаетесь с непривычки. Уж лучше взять хостел.

Сергей Король Сохранить фото Вот японская квартира премиум-класса в Осаке — светлее, просторнее и, естественно, дороже. Относительно высокие потолки, окно в пол, встроенная система кондиционирования. Такая квартира уже стоит 3-4 тысячи рублей за ночь. Если можете потратить такие деньги — арендуйте смело, она будет лучше и душевнее маленького номера в отеле. Сергей Король Сохранить фото

Вот спальня в такой квартире. Минимум предметов обстановки, на весь интерьер из украшений — только диванные подушки.

Если говорить про места для хранения вещей, то их почти нет — шкаф напоминает тот, что мы привыкли видеть в раздевалке спортклуба: достаточно места для пары вешалок, никаких полок и ящиков не предусмотрено. За пару недель ты привыкаешь к «чемоданной» системе (белье и свернутые вещи хранятся в пластиковых коробках с крышками, которые ставят в стопку на дно шкафа). А заодно привыкаешь сворачивать и аккуратно складывать любой предмет.

Сергей Король Сохранить фото

Перейдем на кухню. Японцы хорошо адаптируют жилище к землетрясениям — например, навешивают кухонные шкафы так, чтобы они не слетели с креплений во время тряски. Заметьте, что между ящиком и потолком нет щели, так делают как раз для того, чтобы он не «спрыгнул».

Самое безопасное место во время землетрясения — внутри здания. Японские дома выдерживают восьмибалльные толчки без разрушений, только характерно раскачиваются. А вот на улице может упасть столб или рекламная конструкция.

Японцы настолько привыкли к толчкам, что невозмутимо переворачиваются на другой бок во сне или поднимают бокалы в баре, чтобы те не расплескались. Я год назад попал в пятибалльное землетрясение в Токио — дом раскачивался с заметной амплитудой, разбрасывая по квартире вещи. Невероятная, хтоническая жуть.

Японский стиль в интерьере: какие используют материалы в отделке потолка, стен и пола

Продолжим рассматривать японский стиль в интерьере . В этот раз поговорим о том, какие нужно использовать материалы в отделке и оформлении интерьера.

Натуральные и природные материалы

В дизайне комнаты, оформленной в восточных традициях, применяют только природные, экологические материалы.

Наиболее популярным и распространённым является дерево.

Кроме него, широко применяют при оформлении натуральные ткани и камни, глиняную штукатурку, бамбук, речную гальку, рисовую бумагу.

В современных городских условиях всю квартиру выполнить в дизайне традиционного колорита трудно; легче обустроить одну просторную комнату, поскольку в первую очередь необходимо много пустоты и пространства.

Потолок, стены, пол

Оптимальный вариант — натяжной однотонный матовый или сатиновый тканый потолок.

Широко используются потолочные перекрытия реечного или балочного типа.

Потолок в большинстве случаев делают многоуровневым.

Сам он делится с помощью перекладин на геометрические правильные фигуры — квадраты или прямоугольники.

Его выкрашивают в светлые тона, иногда наносят изображения по традиционным репродукциям акварелей спокойных оттенков.

Для оформления стен применяют рулонные покрытия из естественных материалов:

  • шёлка,
  • пробки,
  • рисовой бумаги,
  • бамбука.

Они помогают скрыть их неровности.

Сейчас покрытия заменяют виниловыми обоями, на которых изображены природные элементы или восточные сюжеты: иероглифы, цветущая сакура, журавли.

Приветствуется также покраска в тёплые светлые тона — песочный, жемчужный, кремовый.

На них нередко наносят лаконическую роспись — растущий вверх бамбук, сакура, наклонённые ветви кедра.

Стены могут быть дополнены бамбуковыми панелями или задрапированными однотонной натуральной тканью.

В Японии принято снимать обувь перед входом в дом, таким образом человек показывает уважение к дому.
Поэтому полы должны быть приятны для босых ног, тёплые и гладкие.

Всем этим требованиям соответствует натуральное дерево.

Настил по традиции жёсткий, кроме обычных деревянных половиц настилают паркет, бамбуковый ламинат или используют природные покрытия (пробковое).

В кухне и коридоре всегда кладут деревянные полы.

В других помещениях его покрывают бамбуковыми, сизалевыми коврами, соломенными циновками, татами — матами, состоящими из рисовой соломы и ткани.

Ими устилают полы в определённом порядке.

Татами необходимо менять раз в полгода.

Для комнат с повышенной влажностью (кухня, ванная) для настила применяют керамогранит.

Для гармонии в доме: японский стиль интерьера

В своих жилищах японцы уделяют особое внимание созданию умиротворенной и гармоничной атмосферы, обеспечивающей единство тела и духа. В дизайне интерьера, выполненном в данной стилистике, ощущается утонченность японской философии, которая любыми способами напоминает, как важна гармония между природой и человеком.

Концепция японского стиля

У японского стиля есть множество признаков. Основные из них:

1. Практичность. Часто используется мебель типа «трансформер», с помощью которой можно сэкономить место и одновременно решить несколько задач.

2. Минимализм. Жителям Японии очень дорог простор. Они верят, что наличие «лишних» декоративных деталей и предметов отрицательно влияет на всю домашнюю энергетику и портит внутреннее убранство. По этой причине в жилище нужно держать лишь самые нужные вещи.

3. Гармония с природой. Японский интерьер создается только из натуральных и экологичных материалов.

4. Мобильность. Большинство японцев проживает в квартирах с небольшой площадью, регулярно делая в них перестановки. При этом одна и та же комната у них может использоваться для абсолютно разных целей. Например, столовая или гостиная ближе к ночи превращается в уютную и комфортную спальню.

Чтобы создать японский интерьер, нужно внимательно отнестись к выбору каждого из его элементов. Даже малейшее упущение может отрицательно повлиять на конечный результат.

Потолок, стены, пол

В данном стиле часто используется монотонное натяжное полотно с матовой поверхностью, т.к. глянец не соответствует концепции японского стиля. Вместо полотна можно установить матовые плиты из стекла, оснастив их мягкой подсветкой.

Стенные поверхности в японском стиле зачастую выполнены в виде рам из качественной древесины, отделанных рисовым пергаментом. Но если помещение оформляется частично, можно просто воспользоваться соответствующими обоями.

Поверхности стен такого интерьера можно аккуратно задрапировать материей. При этом ее расцветка должна соответствовать цвету пола.

Для оформления пола в японском интерьере идеально подходит натуральная древесина светлых тонов. Заменить дерево можно бамбуковым ламинатом. Придерживаясь правил японского интерьера, следует помнить и о расположении татами (плетеного изделия в форме ковра). Его нужно стелить под чайным столом или комодом.

Палитра цветов

Дизайн интерьера в японском стиле подразумевает уравновешенность, гармонию и спокойствие. Если вам больше подходит красочный стиль с преобладанием выраженных расцветов, то данный стиль, скорее всего, не для вас.

В этой стилистике преобладают древесные, белый, светло-зеленые, серые, бежевые и кремовые тона. Для усиления контраста используются красные и черные расцветки.

Свет в интерьере

Идеальное решение при устройстве освещения для японского стиля – многоуровневая система, настраиваемая с учетом времени суток. Цвет осветительных приборов не должен слишком контрастировать на фоне гармоничного общего дизайна комнаты. В интерьере из страны восходящего солнца зачастую задействованы абажуры, выполненные из рисового пергамента или бамбуковых волокон.

Бра и напольные лампы, правильно расставленные по углам помещения, могут изменять общее восприятие интерьера, обеспечивать светом необходимые зоны и предметы. Подобная методика зрительного разделения пространства отлично подходит для помещений, которые обладают открытой планировкой.

Предметы мебель

Без грамотного выбора мебели невозможно создать лаконичный интерьер в японской стилистике. Для стилевых предметов характерны:

  • максимально простая геометрическая конфигурация;
  • отсутствие «украшательств» на поверхности предметов интерьера;
  • приземистость.

Чтобы создать гармоничный японский интерьер, в помещение нужно поставить раздвижной шкаф с окошками-дверками и небольшой чайный столик.

Минимализм, присущий японским интерьерам, позволяет избежать потребности в покупке многих предметов. В комнатах, которые оформлены в японском стиле, нет массивных кресел, трюмо, платяных шкафов и комодов.

Даже мебель в спальне, интерьер которой выполнен в японском интерьере, имеет небольшие размеры и простое конструктивное исполнение. При этом обивка предметов должна быть крепкой, натуральной и долговечной (хлопок, замша, кожа).

Хранить одежду можно как во встроенном шкафу, так и в компактных стилизованных сундуках, считающихся у жителей Востока обязательным элементом интерьера.

Также можно обратить внимание на такие виды традиционной японской мебели:

  • бёбу (ширма, перегородка, с помощью которой можно не только украсить, но и выполнить зонирование помещения);
  • футон (матрас из хлопка);
  • татами (удобные маты, выполненные из прутов тростника);
  • тансу (красивый комод, оснащенный выдвижными ящичками).

Элементы декора

Японские интерьеры подразумевают минимальное количество аксессуаров и элементов декора. Впрочем, дополнить этот стиль можно следующими предметами:

Наш японский дом изнутри, сколько платим за ЖКУ

Сегодня, как и обещала, покажу наш японский дом изнутри.
Прежде чем начать стройку и планировать расположение комнат в доме, мы с мужем Таро посетили огромное количество площадок с моделями домов - "Модеру хаусу" (от анг. "model house, яп.- "Juutaku tenji jou"- место осмотра домов), стараясь подмечать то, что нам казалось удобным и практичным. Во скольких мы тогда побывали домах - и не сосчитать!

Японский интерьер
Мне было очень интересно посмотреть как японцы обустраивают свое жилище, ведь японский интерьер дома во многом отличается от нашего.
Я заметила, что во всех увиденных нами коттеджах комнаты оформлены в европейском стиле - это столы и стулья, диваны и ковры на полу, но при этом выглядит все это как-то по-своему, японцы во всем придерживаются своих традиций.

Внутри японского дома как и снаружи все предельно просто - только самые необходимые предметы мебели и быта, ничего вычурного и кричащего (слишком яркое и вычурное -"хадэ", Таро часто говорит при покупке чего-либо: "Только не хадэ!")
В японском интерьере, как и во всем остальном, нет ярких красок, японцы предпочитают натуральные тона.
Мебели мало и она очень простая, из натуральных материалов, чаще всего состаренная.

Татами

В течение многих веков татами используются в Японии для покрытия полов. В большинстве современных японских домов есть хотя бы одна комната в стиле васицу, пол которой устлан татами. Татами также является обязательным атрибутом традиционных чайных домиков. Стандартный размер татами – 182 см в длину и 91 см в ширину. Для обычной комнаты может понадобиться от трёх до восьми татами, в зависимости от её площади. Татами-доко – основная внутренняя часть мата – покрывается внешней оплёткой татами-омотэ, и обе эти части скрепляются с помощью ткани, которой мат обшивается по краям. Обшитый тканью край татами называется татами-хэри.


Татами-доко традиционно изготавливается из нескольких слоев спрессованной рисовой соломы, которые сшиваются, образуя основу толщиной около пяти сантиметров. В последнее время в связи с уменьшением поставок соломы, а также из-за существующей вероятности заражения паразитами и плесенью, всё чаще для изготовления основы используется пенополистирол или древесное волокно.

Внешнюю оплётку татами-омотэ плетут, или, правильнее сказать, ткут из тростника игуса (ситник) с использованием пеньки или шелковины в качестве уточной нити. В наши дни в производстве татами-омотэ кроме тростника иногда используют бумагу и синтетические материалы. Тростник всё активней импортируется из Китая. Кроме того, возросло количество дешевых татами-омотэ, полностью произведенных в Китае. Свежеизготовленная оплётка ощутимо пахнет тростником и имеет характерную светло-зеленую окраску. С годами она выцветает, запах становится слабее. Срок эксплуатации – несколько десятилетий. Повреждённую оплётку можно заменить на новую.

История татами – made in Japan

В Японии существует многолетняя традиция культурного заимствования из Китая, однако татами принято считать оригинальным японским изобретением. Самое старое из сохранившихся до наших времён татами датируется восьмым веком. Оно хранится в сокровищнице Сёсоин храма Тодайдзи в городе Нара.

Татами сегодня

После Второй мировой войны Япония пережила бурную «вестернизацию» повседневного образа жизни, однако обычай жить в домах с татами продержался очень долго. Только в начале 1990-х годов стало заметно расти число квартир и домов без васицу, и сделался популярным паркетный пол. По данным Организации по развитию производства и торговли в префектуре Кумамото, где производится больше всего тростника игуса, за двадцатилетний период с 1993 по 2012 год спрос на татами-омотэ упал в три раза, с 45 млн штук до 14 млн 900 тыс. штук в год.


Перед сном футон и одеяла раскладываются на татами. Утром все складывается и убирается в шкаф до вечера

Поскольку в комнатах с дощатым и паркетным полом звуко- и термоизоляция гораздо хуже, былая популярность снова возвращается к татами, приобретая новые формы. Появляются маты, которые можно класть поверх паркета, в производстве оплётки используется не только тростник, но и другие материалы, меняется дизайн – татами становятся более яркими и красочными.

Положенные на татами подушка-дзабутон и футон превращаются в стул и кровать, не обременяя интерьер громоздкой мебелью. Традиционное татами, произведенное по большей части из экологичных, поддающихся биологическому раcпаду материалов – это символ простой жизни в согласии с природой.

Дополнительная информация на английском языке

Фотография к заголовку: Комната с татами, подушкой-дзабутоном и традиционным низким столиком дзатаку

Татами — напольное покрытие




Традиционная атмосфера японского жилища – свет, мягко проникающий сквозь сёдзи, и пол, устланный татами – матами, изготовленными из тростника, и набитыми рисовой соломой.

В Японии при входе в помещение принято снимать обувь. И мягкая, но очень прочная текстура татами создает ощущение, будто босиком ступаешь по траве. Это очень удобное и прочное покрытие, которое используется в Японии на протяжении многих столетий.

Изначально татами использовали исключительно в качестве подушек и матрасов для сна. И их толщина и качество материалов определяли статус того, кому они принадлежали. На татами в давние времена могли позволить себе спать только состоятельные японцы. Татами считались символом власти и достатка. И только позже их стали использовать в качестве напольного покрытия.

Татами состоит из трех частей: поверхность (татами-омотэ), внутренняя часть (татами-доко) и обшитый тканью край, который скрепляет оба слоя (татами-бэри).

Верхний слой татами плетется из тростника, который используют в текстильной промышленности Японии более двух тысяч лет. В старину это делали вручную, аккуратно переплетая высушенные и обработанные стебли. Это очень кропотливое и трудоемкое занятие требовало сосредоточенности и усидчивости. Внутренний слой традиционно изготавливали из рисовой соломы, которая придавала татами необходимую прочность, но при этом прекрасно пропускала воздух. В качестве материала для канта, идущего по краю татами и скрепляющего слои, обычно использовали хлопок, лён или шёлк.

Японцы придают большое значение тому, как расположены на полу татами. Существует "праздничное" и "не праздничное" расположение. В жилых домах считается недопустимым, чтобы четыре угла татами сходились в одной точке. Обычно их укладывают неправильной решеткой. Кроме того, в зависимости от способа укладки, татами по-разному отражают свет, осветляя одни участки помещения и затемняя другие. Подобные искусные вариации подчеркивают текстуры поверхностей, делая их более глубокими. Таким образом татами играют важную роль в создании атмосферы японского жилища.

Интересная информация

  • В современной промышленности в качестве наполнителя для татами могут использовать не только рисовую солому, но и синтетическую вату.
  • Татами тесно связаны со строгими правилами японского этикета. Например, передвигаясь по комнате, японцы старательно избегают наступать на края татами. На них также не садятся и не ставят посуду во время чайной церемонии.

Особое внимание

  • В Японии площадь помещения измеряют в татами. Стандартный размер татами – 90 ×180 см, что составляет 1,62 м². Встречаются татами и других размеров, например, 90 × 90. В Токио и восточной Японии размер татами также отличается: 85 × 180 см.

Видео о татами

виза в Японию | закажите дополнительно экскурсии в Японии | туры в Японию

Пол в японских домах

13 апреля 2012


Как приятно ощущать под ногами устойчивую землю, или, уж на то пошло, устойчивый пол. Многим известно, что полы в японском традиционном доме приподняты над землей, но, стоит отметить, что такой вид построек существовал не всегда, в эпоху Дзёмон японские жители проживали в землянках. В те времена выкапывались землянки прямоугольной формы, которая покрывалась наклонной крышей или настилом. Земляные грязные полы устилали соломой. И только к концу эпохи Яёй стали оборудовать в землянках полы, немного приподнятые над уровнем земли. Выгоду помещений с приподнятыми над полами оценили и стали применять разнообразные влиятельные люди и чиновники. И с тех пор пошла традиция, в которой правящие слои населения претворяли в жизнь конструкции, которые строились приподнятыми над уровнем земли. Бедные слои населения продолжали существование на матах, которые стелили на грязный пол еще в течение многих столетий. Главным по известности материалом среди нобилей считался деревянный настил, который можно легко очистить, используя пылесос с аквафильтром. Приподнятый над землей настил избавлял жителей от сырости и обеспечивал достаточную вентиляцию в летние жаркие дни. Возвышенные полы обусловили наземный образ жизни, при котором практически не требовалась мебельная обстановка. Начиная с эпохи Кофун и заканчивая эпохой Хеян, для сидения на полу применяли круглой формы толстый мат, обычно набитый соломой, который имел название вароуда. Чтобы разнообразные слои знати при сидении можно было отличить друг от друга, нужно было сажать их на разные уровни. Эту проблему помог решить татами.

Слово татами произошло от слова, произносимого как татаму, и обозначавшего понятие подворачивать или сворачивать. Во времена эпохи Хеян специальные маты окитатами представляли собой тонкие маты, использовавшиеся только в закрытых помещениях.

Читайте также: