Пол особняка римляне выкладывали мозаикой стены отделывали мрамором и украшали

Обновлено: 05.05.2024

Зачем древние римляне раскрашивали статуи

В Средние века утвердилось мнение, что античные мраморные скульптуры изначально были белыми. Впоследствии великие скульпторы эпохи Возрождения, такие как Микеланджело Буонаротти, подражая античным мастерам, стали воспроизводить их стиль именно таким образом. Выдающийся немецкий искусствовед и археолог XVIII века Иоганн Винкельман в фундаментальном труде «История искусства древности», изданном в 1764 году, писал применительно к скульптурам: «Только белый цвет наделен истинной красотой». Долгое время никому и в голову не приходило оспаривать этот тезис. Греческая и римская античность представлялась «беломраморной» и никакой иначе.

Бог войны Арес, римская копия греческой статуи. IV в. н.э. Бог войны Арес, римская копия греческой статуи. IV в. н.э.

Первым усомнился в изначальной бесцветности античных скульптур Катрмер де Кенси, французский исследователь архитектуры, скульптуры и рисунка, автор множества реконструкций античных памятников. В книге «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете», вышедшей в 1815 году, он писал о своем открытии, используя в качестве иллюстраций 31 раскрашенную гравюру. Но его идеи не были приняты современниками. В дальнейшем представить античные скульптуры и барельефы в их исходном цветном состоянии пытались викторианские художники второй половины XIX века.

«Фидий и Фриз Парфенона», Лоуренс Альма-Тадема. 1868 г. «Фидий и Фриз Парфенона», Лоуренс Альма-Тадема. 1868 г.

К примеру, на картине Лоуренса Альма-Тадемы «Фидий и Фриз Парфенона» изображен греческий скульптор, который проводит экскурсию по скульптурам Парфенона для Перикла и других важных афинских деятелей. Парфенон показан расписанным в разные оттенки красного. Поскольку в то время ещё не появились методы достоверной реконструкции исходных цветов античных скульптур, художники подобных картин руководствовались собственной фантазией и интуицией. Лишь в 1990-х возникли технологии поиска следов изначальных пигментов на поверхности древних произведений искусства.

Статуя императора Октавиана Августа, I в. н.э. Статуя императора Октавиана Августа, I в. н.э.

Наиболее эффективным считается метод «Raking Light». Поверхность скульптуры освещается излучением инфракрасного или ультрафиолетового спектра. При этом становятся заметными мельчайшие следы красящих пигментов. По ним делается вывод о том, как были раскрашены отдельные части статуи: волосы, кожа, одежда и т.д. Исходя из реакций различных пигментов на ультрафиолет, определяется состав красителя, использованного при раскрашивании скульптуры. В итоге перед учёными открылась совершенно новая, неизведанная грань античного мира.

Лучник с западного фронтона храма Афайи. VI в. до н.э.

Марк Эббе, один из участников такого исследования, пишет: «Существовала настоящая визуальная эстетика, особенно в римский период. Когда вы входили в помещение, разделение между тем, что было скульптурой и тем, что было реальной жизнью, было нечетким и довольно театральным. Представьте, вы идете на званый ужин в Помпеях, и видите чувственные статуи, изображающие обнаженных молодых людей в старой, благородной греческой традиции. А между гостями ждут указаний настоящие мальчики-рабы с загаром, отливающим в бронзу; поначалу они неподвижны. Затем они начинают двигаться, точно так же, как движутся скульптуры в рефлексах воды бассейнов и фонтанов».

Диана из Помпей, I в. н.э. Римская копия греческой скульптуры. Диана из Помпей, I в. н.э. Римская копия греческой скульптуры.

Но почему статуи, в том числе богов и предков аристократических фамилий, раскрашивали римляне, которых ранее представляли суровыми аскетами, не любящими пестроту и яркость? Дело в том, что у римлян были учителя, у которых они заимствовали все тонкости создания скульптур. И этими учителями являлись этруски, раскрашивавшие в яркие цвета даже гробницы, и те же древние греки. Римляне не стеснялись признавать, что в чувстве прекрасного до античных греков им далеко. Поэтому они не только старательно воспроизводили все приёмы работы мастеров-греков, но и напрямую копировали греческие скульптуры.

Та же скульптура Дианы с реконструированной раскраской. Та же скульптура Дианы с реконструированной раскраской.

Большая часть греческих скульптур в современных музеях представляют собой именно римские копии с не доживших до нашего времени оригиналов. Почему так получилось? На то две основные причины. Во-первых, римляне любили тиражировать понравившиеся им вещи, в том числе скульптуры, поэтому римских копий скульптур просто больше. Во-вторых, греческие скульпторы часто делали свои работы в дереве или простом в обработке, но не слишком прочном песчанике. А вот римляне предпочитали более долговечные материалы: мрамор и бронзу.

Бюст Юлия Цезаря с глазами из белого мрамора. I в. н.э. Бюст Юлия Цезаря с глазами из белого мрамора. I в. н.э.

Ещё одной причиной, кроме продолжения греческой и этрусской традиции, была любовь древних римлян к реализму. Они хотели, чтобы статуи были похожи на живых людей. Поэтому, к примеру, дорогие бюсты делались из мрамора разных оттенков, в их глаза вставлялись искусно исполненные каменные роговица и зрачок. В более дешёвых скульптурных портретах глаза попросту рисовались поверху. Поэтому, лишившись таких вставок или раскраски, античные римские бюсты кажутся «слепыми». Но такими они стали лишь пролежав в земле две тысячи лет, исходно римская скульптура была весьма реалистичной и её раскраска подчёркивала этот реализм.

Урок 33. Культура Древнего Рима

Римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошёл учителя.

Культура Древнего Рима, созданная с милитаристской (военной) и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Религия Древнего Рима
Семь холмов

Императорский Рим занимал все семь холмов на левом берегу Тибра - Капитолий, Палатин, Авентин, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий.

На холмах, где чище воздух и больше солнечного света, располагались особняки знати. Местом императорских дворцов был Палатин. От итальянского слова палацио происходит слово «дворец» во всех европейских языках, в том числе русское слово «палаты». Императорские дворцы не сохранились, а вот остатки особняков римской знати хорошо изучены археологами.

Главное помещение особняка - атриум, парадный вестибюль для приёма посетителей. В потолке атрия делали проём, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн. Пол выкладывали мозаикой, стены отделывали мрамором и украшали фресками.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

§ 51. ЖИЗНЬ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Рим — столица империи. В течение столетий Рим оставался непривлекательным городом с узкими и грязными улицами. Вид города начал меняться, когда римляне стали захватывать другие страны. В Рим поступала богатая добыча — статуи из бронзы и мрамора, красивые картины, изысканные вазы, дорогая мебель. Римская знать, завладев богатствами многих народов, стала жить с неимоверной роскошью. Помпей подарил городу первый каменный театр, Цезарь — новый форум. Август с гордостью говорил, что получил Рим кирпичным, а оставил его мраморным.

При Августе был построен Пантеон (храм всех богов). В отличие от греков, римляне строили не только прямоугольные храмы, но и круглые в плане, увенчанные куполом. В центре купола Пантеона сделано отверстие—для освещения огромного зала внутри храма.


1. Пантеон. Современное фото 2. Центральная часть Рима. Современный макет

В I (1) веке был воздвигнут амфитеатр Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей. На его примере видна ещё одна особенность римской архитектуры — широкое использование арок. Из арок состоят римские водопроводы — акведуки, подававшие в Рим воду из отдалённых источников. В древности водопроводов было 11. Два из них действуют до сих пор, снабжая водой современный Рим.

В память о победах римских императоров воздвигали триумфальные арки и колонны. Их богато украшали рельефами и статуями. В век империи Рим превратился в подлинную столицу всего Средиземноморья, в город с почти миллионным населением.

Что отличает древнеримские постройки от древнегреческих? Что между ними общего?

2. Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима. Императорский Рим занимал все семь холмов на левом берегу Тибра — Капитолий, Палатин, Авентйн, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий.

На холмах, где чище воздух и больше солнечного света, располагались особняки знати. Местом императорских дворцов был Палатин. От названия этого холма происходит слово «дворец» во всех европейских языках, в том числе русское слово «палаты». Императорские дворцы не сохранились, а вот остатки особняков римской знати хорошо изучены археологами.

Главное помещение особняка — атрий, парадный вестибюль для приёма посетителей. В потолке атрия делали проём, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн. Пол выкладывали мозаикой, стены отделывали мрамором и украшали фресками.


1. Триумфальная арка Константина. Современное фото

2. Римский акведук в Галлии. Современное фото

Из атрия можно было пройти во внутренний дворик, окружённый колоннадой. Вокруг атрия и открытого дворика располагались остальные помещения — для хозяйственных принадлежностей, спальные комнаты и столовые, каморки рабов.

Для бедноты в Риме строились 5—6-этажные дома. Помещения не отапливались и не имели освещения, воду брали из фонтанов на улицах.

Императорские дворцы и особняки знати ломились от произведений искусства, дорогой мебели и посуды. А имущество бедняков состояло из матраца, набитого сухими водорослями, жаровни-треножника да груды тряпья.


Атрий. Современная реконструкция

Составьте рассказ «В гостях у древних римлян».

3. В цирке и в термах. Выбираясь из своих сумрачных жилищ, беднота видела перед собой великолепие дворцов, храмов, триумфальных арок, амфитеатров. Пусть им нет входа во дворцы, но зато самые грандиозные сооружения выстроены в Риме для их развлечений и удобств.


1. Римский многоквартирный дом. Современный макет

2. Внутренний дворик дома в Помпеях. Современное фото


Термы Каракаллы. Современная реконструкция

Это и для них, а не только для знати предназначен Большой цирк между Палатином и Авентином. Здесь толпы народа с не меньшим азартом, чем на играх гладиаторов, наблюдали за состязаниями колесниц, заключали пари на деньги.

Гонки колесниц бывали изредка, зато термы (общественные бани) римляне посещали ежедневно. Плата за пользование термами была невысока и доступна почти каждому. Термы стали культурными и общественными центрами города. Кроме банных залов, в них имелись помещения для отдыха и гимнастических упражнений, а также закусочные, выставочные галереи и библиотеки. Внутреннее убранство терм не уступало дворцам — мозаичные полы, покрытые росписью стены, редкая и дорогая скульптура. До наших дней сохранились развалины терм императора Каракаллы.

Как проводили время богатые и образованные римляне, а как — беднота?


Состязания колесниц в Большом цирке. Современный рисунок

4. В провинциях империи. Во все стороны от Рима тянулись широкие дороги. Они начинались на форуме у позолоченного дорожного столба. Их общая протяжённость составила 80 тысяч километров. Через каждую тысячу шагов устанавливались каменные столбы с указанием расстояний до ближайших населённых пунктов и до Рима. Не зря возникла поговорка: «Все дороги ведут в Рим».

Дороги вели к городам империи. В них тоже высились амфитеатры, акведуки и термы. Повсюду звучала латинская речь, действовали римские законы. От остального мира империя отгородилась линией укреплений в виде рвов, земляных валов, частоколов и сторожевых башен. На месте приграничных лагерей римских легионов возникло немало городов.


Ворота провинциального римского города. Современное фото

Императоры и сенат Рима всё шире раздавали права римского гражданства. Наконец в 212 году император Каракалла объявил всех свободных жителей империи римскими гражданами.

Для охраны границ была нужна огромная армия. Средства на её содержание и на другие нужды государства можно было получить только в виде налогов с населения. Императоры стремились увеличить налоги, но их рост имел свои пределы. Римские граждане налоги не платили, но при Каракалле стали платить. Тем самым фактически все жители превратились из граждан в одинаково бесправных подданных.

В империи было немало городов, но большинство людей жило в сельской местности.

Чем города в провинциях напоминали Рим, а в чём было их своеобразие?

5. Жизнь в деревне. Сельское хозяйство было самой важной отраслью в Древнем Риме. Сразу за воротами городов начинались виноградники, оливковые сады и пашни. В последнем веке существования республики в сельском хозяйстве огромную роль играл рабский труд. Рабов было множество, но после Траяна империя уже не вела захватнических войн, а значит, не было поступления новых рабов.

Заставить рабов трудиться со старанием, добиться более высоких урожаев на полях было невозможно. Владельцы крупных сельских имений терпели убытки от небрежной вспашки земли, плохого ухода за скотом, расхищения и порчи имущества. Вместо рабов они стали использовать труд колонов (земледельцев). Колон получал участок земли, у него была своя хижина, свои орудия труда. Он сам обрабатывал землю, как крестьянин, но, в отличие от крестьянина, работал не на своей земле. За пользование участком колон отдавал владельцу земли арендную плату. Колоны — это мелкие арендаторы земли. Колонами становились свободные бедняки, а также рабы, но только с разрешения хозяина. Их называли рабы с хижинами.


Римское поместье. Современная реконструкция

В первые столетия империи число колонов неуклонно росло, хотя далеко не все бедняки соглашались стать колонами. Городская беднота, требовавшая «хлеба и зрелищ», не желала переселяться в деревню и выращивать хлеб.

Чем положение колона отличалось от положения раба? Кто из них лучше работал и почему?

1. Сравните императорский Рим с Римом времён республики. Как вы считаете, почему каждый римский император старался возвести в Риме роскошные сооружения?

2. В чём состоял вклад римлян в развитие архитектуры?

3. Что изменилось в жизни римлян во II (2) — III (3) веках по сравнению с периодом республики?

ГОРОД, ПОГРЕБЁННЫЙ ЗАЖИВО

Помпеи — так называется древний город, почти 2 тысячи лет назад погребённый заживо, а в наше время превращённый в музей под открытым небом. Он расположен на морском побережье Италии у подножия вулкана Везувий.

24 августа 79 года город жил своей обычной жизнью, когда внезапно, около часу дня, задрожала земля, а над Везувием взметнулся двадцатикилометровый чёрный столб, закрывший солнце. На Помпеи обрушился град камней, а затем горячего пепла. Город оказался погребён заживо. Погибли все, кто не успел покинуть город, надеясь отсидеться в подвале дома, или замешкался, спасая имущество. На следующий день от страшного извержения погибли ещё два небольших городка, правда, здесь жертв было немного.

В XVIII (18) веке начались раскопки этих городов. В наши дни исследована большая часть Помпей — дома и целые улицы. Находки археологов позволили многое узнать о том, как жили древнеримские горожане.

1. Составьте рассказ о гибели Помпей.

2. Какие ещё события в истории Рима связаны с Везувием?


Улица в Помпеях: 1 — современный рисунок; 2 — современное фото

Вопросы и задания к главе 16

1. Как в Риме была установлена империя?

2. Что в управлении Римской империей сохранилось ещё со времён республики, а что свидетельствовало об усилении единоличной власти императора?

3. Какие территории были присоединены к Римской империи в I (1) — II (2) веках? Какого римского императора можно назвать последним завоевателем?

4. Что изменилось во внешнем виде Рима и в образе жизни его населения в период империи?

5. Представьте, что по одной из дорог вы отправились из приграничного города в Рим. Составьте рассказ о своём путешествии.

Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима

Императорский Рим занимал все семь холмов на левом берегу Тибра — Капитолий, Палатин, Авентин, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий.

На холмах, где чище воздух и больше солнечного света, распо­лагались особняки знати. Местом императорских дворцов был Па­латин. От названия этого холма происходит слово «дворец» во всех европейских языках, в том числе русское слово «палаты». Импера­торские дворцы не сохранились, а вот остатки особняков римской знати хорошо изучены археологами.

Главное помещение особняка — атрий, парадный вестибюль для приёма посетителей. В потолке атрия делали проём, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн. Пол выкладывали мозаикой, стены отделывали мрамором и украшали фресками.

В чем состоял вклад римлян в развитие архитектуры?

Вклад римлян в развитие архитектуры огромен. Поражает великолепие триумфальных арок и колонн, богато украшенные рельефами и статуями. Императорские дворцы и особняки знати построены очень грамотно. В главном помещении особняка –атрии, в потолке делали проем, через который дождевая вода стекала в бассейн. Пол выкладывали мозаикой, стены отделывали мрамором и украшали фресками. Внутренний дворик окружали красивой колоннадой.

Амфитеатр Колизей – очень мощное сооружение, вмещавший около 50 тысяч зрителей.

Особого внимания заслуживают термы (общественные бани), которые римляне посещали ежедневно. Кроме банных залов, в них имелись помещения для отдыха, залы для гимнастических упражнений, закусочные, библиотеки и выставочные галереи.

Римские водопроводы – акведуки, состоящие из арок, подавали в Рим воду из отдаленных источников. В древности таких водопроводов было 11. До сегодняшних дней сохранились два акведука, они действующие и снабжают водой современный Рим.


Не нашел нужный ответ?

Школе NET

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

В чем состоял вклад римлян в развитие архитектуры?

более месяца назад

Лучший ответ:


Мари Умняшка

Вклад римлян в развитие архитектуры огромен. Поражает великолепие триумфальных арок и колонн, богато украшенные рельефами и статуями. Императорские дворцы и особняки знати построены очень грамотно. В главном помещении особняка –атрии, в потолке делали проем, через который дождевая вода стекала в бассейн. Пол выкладывали мозаикой, стены отделывали мрамором и украшали фресками. Внутренний дворик окружали красивой колоннадой.

Амфитеатр Колизей – очень мощное сооружение, вмещавший около 50 тысяч зрителей.

Особого внимания заслуживают термы (общественные бани), которые римляне посещали ежедневно. Кроме банных залов, в них имелись помещения для отдыха, залы для гимнастических упражнений, закусочные, библиотеки и выставочные галереи.

Римские водопроводы – акведуки, состоящие из арок, подавали в Рим воду из отдаленных источников. В древности таких водопроводов было 11. До сегодняшних дней сохранились два акведука, они действующие и снабжают водой современный Рим.

Статья. Убранство Древнего Рима

Убранство Древнего Рима

Как известно, римляне унаследовали от греков многое. Однако любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем — многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название «инеула», и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища - «domus». Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам.

Упомянутые выше Помпеи стали кладезем знаний о быте древней культуры. Вулканический пепел, образовавшийся во время извержения Везувия в 79 г. н. э., сохранял город в неприкосновенности на протяжении долгих веков. Здесь было гораздо больше великолепных, ухоженных домов, чем, к примеру, в городах средневековья и даже эпохи Возрождения. Улицы украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, например, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.

Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму — главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имилювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей, вели деловые разговоры. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые). В богатых домах имелся еще перистиль — дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями.

В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры.

Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Римские императоры строили дома в соответствии с личными вкусами и капризами. Например, Нерон построил «Золотой дом» — огромный дворцовый комплекс в центре Рима, внутреннее убранство которого было отделано золотом, перламутром, драгоценными камнями, потолки были обшиты слоновой костью и могли вращаться, при этом с них сыпались живые цветы.

Конечно, дома римских патрициев (родовой знати) выглядели не столь помпезно, как у императора, однако были значительно более представительными (репрезентативными), чем греческие. Ибо здесь хозяин принимал своих клиентов и не хотел «ударить в грязь лицом». Вокруг центрального зала (атриума) располагались спальни (кубикулы) и столовые (триклинии). Причем различались триклинии летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах. Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Археологи, делавшие раскопки, даже стали называть здания по сюжету фресок, связанному с личностью владельца. Конечно, мы не призываем расписывать стены картинами из профессиональной деятельности хозяев. Но, может быть, стоит поискать в своей жизни какую-нибудь тему или идею и воплотить ее в стиле дома.

Примером могут служить росписи зала на вилле Мистерий. Загадочное их содержание исследователи связывают с дионисийским культом. По-видимому, хозяйка виллы была жрицей этого культа, кстати, запрещенного в Риме специальным указом Сената. Зал расположен справа и, вероятно, не относится к той части дома, о которой Витрувий писал: «Публичные комнаты — это такие, куда любой имеет право войти запросто, — например, вестибюль или перистиль».

Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом, В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны.

Существовал также особый жанр мозаики, называемый эмблемата. Это были изделия особенной красоты и тщательности исполнения, предназначенные для неспешного разглядывания. Часто они покупались как станковые произведения и включались в разнообразные декоративные схемы. Наиболее впечатляющий предмет такого рода — мозаика, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием, — был найден в Помпеях в «доме Фавна». Дом этот, название которому дала бронзовая скульптура танцующего Фавна, являет собой лучший образец жилой постройки того периода. Цельность интерьера достигнута благодаря контрастному сочетанию разнообразных мозаичных полов со строгими оштукатуренными стенами, украшенными рельефами.

Всяческого восхищения и воспроизведения в оформлении современных домов заслуживает прием направленного естественного света от окна — на эмблемату или другое произведение искусства. Подоконники здесь делались настолько широкими, что на них умещались небольшие садики. Таким образом, существующая у нас мода превращать лоджию в зимний сад имеет еще древнеримские корни. Наверное, римлянам, как и нам, не хватало в городах живой природы.

В римском атриуме находился очаг, посвященный богине Весте, хранительнице дома. В нишах часто помещали бюсты предков — для демонстрации гостям, которых принимали здесь же, в атриуме. Богатые дома могли иметь несколько атриумов и несколько перистилей. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды, изящной бронзовой утварью, фресковыми росписями. Имелась система центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский водопровод.

Жизнь семьи проходила под покровительством не только богини Весты, но и духов-покровителей — гениев места и человека, которых называли ларами и пенатами, и которым в доме воздвигались алтари. Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ (заимствование из культуры этрусков); дверные ручки-кольца с рельефным изображением Медузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта.

К главной части дома патриция примыкали хозяйственные постройки, располагавшиеся по незамкнутому прямоугольнику или полукругом. Загородная жизнь, ведение хозяйства по иным, чем в городе, законам, получили не только большую популярность, но и научное обоснование. В трудах римских авторов Варрона и Вергилия воспевались полезность физического труда и наслаждение, доставляемое природой, а также предлагались методы целесообразного использования земельного надела. Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых городская беднота жила на узких, густонаселенных улицах, в домах, имевших до пяти этажей.

Стремительно развивались строительная техника, инженерное искусство. Быт древних римлян был абсолютно современным — водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы — прообраз канализации. Практичные римляне руководствовались, прежде всего, разумом, а не чувством. Не открыв ничего кардинально нового в искусстве, они, тем не менее, обладали хорошо развитым вкусом. Основными мастерами в империи были либо рабы, либо подвластные греки. Зато жилища римлян были не в пример уютнее греческих.

На образование стиля древнеримской мебели также большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные завоевателями к Римской империи. Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетенную из ивовых прутьев. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Римские патриции не слишком загружали особняки мебелью, окружая себя лишь необходимым. Как уже было сказано, греческие формы приобретали у римлян более богатое декоративное оформление. Общие формы древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдают некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр.

Как и греки, римляне любили проводить большую часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно ставили три ложа (каждое — на трех человек). Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сидели на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре — в виде колонны, либо на трех — в форме звериных лап. В атриуме находились мраморные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась посуда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки). Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помещалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки прямоугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. На базе кровати возникли известные носилки, в которых знатный римлянин «был передвигаем» по городу. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках — для светильников.

За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце республики в моду стали входить круглые столы, ложа стали делать полукруглой формы, и они, получили название «сигма». Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией. Наиболее драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи, росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал диаметра 1,50 м; у древних римлян это дерево называлось «цитрус». Известны, например, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди довольствовались фанерованными столовыми досками. Бронзовые подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.

Мебель для сиденья, опять-таки, похожа на греческие формы. Особенно распространенными в Римской империи были складкой курульный (парадный) стул и удобная, хотя и громоздкая, кафедра — кресло для знати, созданное на основе греческого клисмоса. На этом табурете с плоским сиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках право сидеть принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр.

К числу мебели особого характера принадлежит и скамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особым преимуществом высших должностных лиц или же граждан, имевших особые заслуги перед государством. Стулья со спинкой назывались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинксов, львов.

Шкафы в жилище были непопулярны, ими обставлялись в основном лавки. Вещи же хранились в сундуках. Наиболее солидный из них назывался арка. Он был полностью обит железом, никогда не передвигался и служил для хранения особо ценных вещей (такой «сейф» античности). Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

  • мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;
  • мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала еще бронзовая мебель, стоявшая ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют общие пропорции и орнаментальные украшения.

Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Канделябры делались в виде солидных граненых стержней с расходящимися вверху завитками, на которые подвешивались лампочки. Светильники представляли собой длинные и тонкие стержни на подставке из трех лапок с небольшой лампадкой в виде вазочки наверху. Треножники имеют разнообразную форму и рисунок и предназначались для поддерживания круглых блюд-жаровен. Формы древнеримской мебели вдохновляли художников позднейших эпох и особенно начала XIX в., когда на почве ее изучения возник стиль ампир. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. В моде были ткани с каймой, которая, как и в одежде, указывала на знатность хозяев. Такой тканью обтягивались подушки, набитые пухом германских гусей, из нее шили покрывала. Римляне славились выделкой меха и кожи, используемых в интерьере. Шелковые ткани ввозились из Китая.

Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками). Эффектно смотрелись и сосуды из синеватого или зеленоватого стекла — чаши, кубки, вазы в форме виноградной кисти, человеческих фигур, птиц, рыб, животных. Особым изяществом отличались стеклянные объемы, вдуваемые в стеклянные или серебряные ажурные футляры (так называемое кельнское стекло). Все эти изделия украшались гравировкой, золочением или росписью, имитирующей «двухслойное стекло» и придающей предметам сходство со знаменитыми римскими камеями (резными камнями).

Римским искусством завершилось искусство античности. Но его достижения воскреснут впоследствии в романском стиле, эпоха классицизма возьмет их за образец, а «наполеоновский» стиль ампир вообще будет нарочитой копией римского стиля.

Под виноградником в Италии обнаружили мозаичный пол древнеримской виллы

В Италии обнаружили мозаичный пол древнеримской виллы — археологи считают, что это может стать находкой года. Ведь мозаика оказалась в отличном состоянии, несмотря на то, что провела под землей много веков.

Раскопки проводятся недалеко от Вероны в городе Неграр — прямо на территории виноградника. Сейчас археологи продолжают поиски и постепенно находят остатки сооружения.

Специалисты отмечают, что местоположение виллы определили еще около 100 лет назад, однако много десятилетий они не могли найти пол или фундамент здания. В соцсетях о находке рассказал историк Майко Клелланд.

Раньше считалось, что на этом месте невозможно найти саму виллу — но в прошлом году поиски возобновились, а экспедицию возглавил Джанни Де Дзуккато. По словам археологов, вилла относится к III веку нашей эры.

Около Вероны обнаружили мозаичный пол древнеримской виллы


Древнеримская мозаика была обнаружена под виноградником на севере Италии недалеко от Вероны. Предварительно ее состояние оценивается специалистами как весьма хорошее. О необычной находке сообщил аккаунт коммуны Неграр Вальполичелла в Facebook. Предположительно, уникальный артефакт античного периода является полом виллы. Возраст мозаики датируют примерно третьим веком нашей эры.

Известно, что на объект наткнулись не случайно.

По заявлению местных властей, впервые свидетельства о нахождении на этой территории остатков жилища древнеримского гражданина появились более века назад. Отдельные находки были сделаны во время сельскохозяйственных работ в 1887 году. Тогдашний землевладелец выкопал фигурные мозаики с изображением гладиаторских боев, бога любви Купидона и религиозного обряда. Из-за непрофессионализма копателей часть артефактов оказалась повреждена. Но даже в таком состоянии их удалось продать властям Вероны. Сейчас предметы эпохи Древнего Рима выставлены в археологическом музее города. Однако сведения о точном расположении здания не сохранились.


Comune di Negrar di Valpolicella/Facebook

Первые официальные раскопки прошли в 1922 году, однако 98 лет назад не были составлены подробные карты работ и оформлена документация. Исследователям тогда удалось очистить три комнаты с красивыми мозаичными полами. Попытки найти виллу, согласно релизу коммуны, велись на протяжении нескольких десятилетий, но до последнего времени не приносили результатов. Еще одну мозаику – небольшого размера – обнаружили в 1975 году. В целях сохранности ее закопали обратно.

Археологи вновь проявили интерес к вилле летом 2019 года. В своих изысканиях они использовали сохранившиеся материалы своих предшественников. Исследования были временно приостановлены осенью из-за необходимости виноградарей убирать урожай, а в начале 2020 года — по причине пандемии коронавируса. В настоящий момент проводятся новые раскопки объекта. На фотографиях видно, что мозаика находилась примерно под метровым слоем грунта. Поисковики разрыли землю виноградника аккуратными траншеями — наподобие тех, что роют для укладки труб. Уже ясно, что мозаика не фрагментарна, а имеет достаточно большую площадь. До ее нахождения археологи раскопали стены и ступени.

В скором времени выяснится, что представляет собой вилла в полном объеме.

Исследователи планируют отыскать наиболее подходящий способ для того, чтобы «сделать спрятанные под ногами сокровища доступными для просмотра».

«Мы верим, что культурный объект такой ценности заслуживает внимания и должен быть полностью изучен. Мы найдем возможность сделать так, чтобы это сокровище доставляло удовольствие», — приводит слова мэра Неграр Вальполичеллы Роберто Гризона местное издание L'Arena.

В апреле рядом с Пантеоном в Риме обнаружили брусчатку 2000-летней давности. Она открылась после провала земли в итальянской столице. Поскольку это произошло в разгар карантина, никто не пострадал.

В Норвегии хозяева дома 1914 года постройки недалеко от городка Буде случайно наткнулись на могилу викингов под полом собственной спальни. Среди прочих артефактов в захоронении нашли стеклянную бусину и железный топор. По словам археологов, это первый случай обнаружения гробницы древних воинов под современным жилищем. Эксперты датируют находку X-XI веками нашей эры.

Несколько дней назад сообщалось об обнаружении настольной игры к северу от Бергена.

Эксперты убеждены, что она относится к древнеримской культуре. Игровые принадлежности находились в захоронении раннего железного века. Могила вскрылась после снятия экскаватором верхнего слоя земли. Археологи считают, что принадлежавшие покойнику при жизни артефакты, в том числе игровые принадлежности, положили сюда уже после того, как тело было сожжено. Эти фигурки выполнены из кости и находятся в сравнительно неплохом состоянии.

Читайте также: