Пол из кирпича в гараже

Обновлено: 14.05.2024

Можно ли сделать пол в гараже из кирпича

Это только поначалу кажется, что все равно, какой в гараже будет пол. Как начинаешь разбираться, сразу возникает море нюансов. В статье поговорим о достоинствах и недостатках возможных вариантов и о том, как сделать пол в гараже своими руками.

Какие полы в гараже лучше

Вообще в гаражах делают полы трех видов:

Как видите, вариантов не так уж и много. Подробнее разберем их достоинства и недостатки.

Достоинства и недостатки

Земляные полы в гараже очень просты в устройстве, практически не требуют материальных вложений, можно в любой момент заменить испортившийся участок земляного пола. Это, пожалуй, все плюсы. С минусами серьезнее:

  • в сухую погоду пылят, в дожди мокнут;
  • пролитое можно удалить только заменив часть покрытия;
  • холодные, нет возможности утепления;

Земляной пол в гараже можно сделать как временный вариант или как основу под деревянный. Такие полы можно встретить в гаражах на дачах, где машина находится совсем непродолжительный промежуток времени. В капитальных гаражах все-таки делают более солидное основание.

Пол в гараже из тротуарной плитк

Пол в гараже из тротуарной плитки

Деревянный пол с засыпкой из керамзита

Деревянный пол с засыпкой из керамзита

К достоинствам деревянного пола можно отнести то, что они теплее чем два других варианта. Кроме всего при устройстве пола из досок в гараже на лагах, промежуток между ними можно засыпать/заложить теплоизоляционными материалами, что сделает его еще теплее. Про цену говорить сложно: в каких-то регионах доски, даже толстые, недороги, в каких-то стоят больших денег.

По бетонному полу можно укладывать затем финишное покрытие

По бетонному полу можно укладывать затем финишное покрытие

Как сделать земляной пол

Удалить весь плодородный слой

Удалить весь плодородный слой

Добравшись до чистого грунта, его выравнивают, насыпают такой же чистый грунт послойно где-то по 5 см (можно яму где-то рядом вырыть или завезти). Каждый слой хорошо уплотняют. Хорошо, если есть виброплатформа, каток или какое-то другое подобное приспособление. Если его нет, можно сделать ручную трамбовку самому. Есть два варианта:

  • толстая стальная пластина, с приваренной в центре Т-образной ручкой:
  • обрезок бревна солидного диаметра в прибитой вверху перекладиной-ручкой.

Этой трамбовкой уплотняют каждый слой. Так, трамбуя слоями, засыпают котлован до уровня грунта, можно даже немого выше. Верхние слои формуют, создавая небольшой уклон в сторону двери, чтобы попавшая в гараж вода стекала.

Земляной пол с щебенкой

Земляной пол с щебенкой

Так выглядит вибропоатформа. Ее можно взять в аренду

Так выглядит вибропоатформа. Ее можно взять в аренду

На этом можно считать, земляной пол в гараже своими руками сделан. Не самый лучший вариант, но точно самый дешевый.

Тротуарная плитка в гараже

Примерный пирог укладки тротуарной плитки

Примерный пирог укладки тротуарной плитки

Песок, щебень и все остальные материалы, насыпаются слоями толщиной не более 5 см, разравнивается, затем трамбуется до высокой плотности. Слой считается утрамбованным, если на нем не остаются следы ног.

Чтобы исключить или уменьшить подсос влаги из грунта, в данную последовательность надо добавить слой или, лучше два, гидроизоляции. Это может быть рубероид, другой рулонный гидроизоляционный материал, плотная полиэтиленовая пленка (плотность не менее 250-300 мкн), гидро- паро- изоляционная мембрана. Материал расстилают так, чтобы одно полотно заходило на другое. Полосы между собой склеивают. Если это пленка, использовать можно двухсторонний скотч, если рубероид или другой подобный материал, края можно промазывать битумной мастикой. Где расположить гидроизоляцию? Лучше, наверное, между грунтом и песком, а еще между песком и сухой смесью для укладки тротуарной плитки.

Вообще, для гаража, можно использовать слой геотекстиля. Это нетканый материал, который используют в Европе при строительстве дорог. Он отлично перераспределяет нагрузку, и пол в гараже у вас никогда не просядет под колесами, если в пироге есть геотекстиль. В данном варианте его лучше проложить между вторым слоем песка и сухой смесью.

Кладут тротуарную плитку и на бетонную стяжку и на асфальт, который тоже временами укладывают в гараже. Тогда насыпают стой сухой засыпки или песка толщиной 5 см, выравнивают, слегка трамбуют, и в него укладывают плитку.

Чтобы при устройстве слоев пола в гараже было проще ориентироваться с толщиной имеющегося слоя, их размеры можно отбить на стенах гаража. Если расстояние от стены до стены небольшое, хватит и этих отметок. Если площадь солидная, в некоторых местах можно вбить колышки, на которых тоже нанести разметку с толщиной каждого слоя. Это намного упрощает процесс. После того, как все слои засыпаны, колышки выдергивают, засыпают лунки песком и трамбуют его хоть тем же колышком.

Еще одна хитрость: чтобы в швы между плитками забивалось меньше грязи, песок смешивают с цементом, засыпают промежутки между плитками этой смесью, остатки тщательно сметают. Потом надо взять пульверизатор и хорошо смочить поверхность, оставить на сутки-двое. Если видите, что где-то есть цемент на поверхности плитки, его лучше сразу вытереть тряпкой. Если он «схватиться» будете долго мучатся. Почему не полить пол из шланга? Потому что капли слишком крупные и оставят рытвины. Из пульверизатора летит скорее водяная пыль, а не капли.

Делаем деревянный пол в гараже своими руками

С утеплением

Перед укладкой лаги пропитывают защитной пропиткой от гниения (для древесины, напрямую контактирующей с грунтом), а потом обрабатывают антипиренами (снижающими горючесть). От гниения лаги можно пропитать отработкой, но горючесть их при этом только повысится. Так что это не очень хороший вариант, хоть и дешевый. Еще можно использовать шпалы. Они уже пропитаны, но имеют стойкий характерный запах.

На утрамбованный щебень укладывают лаги. В данном случае их положили вдоль, но чаще укладывают поперек

На утрамбованный щебень укладывают лаги. В данном случае их положили вдоль, но чаще укладывают поперек

Готовый деревянный пол

Готовый деревянный пол

Поперек установленных лаг настилают доски. Это обычная обрезная доска толщиной 40-50 мм. При укладке не старайтесь уложить их очень плотно. Лучше, если между досками останется зазор в 3-5 мм. На этом все, утепленный деревянный пол в гараже своими руками закончен.

Лаги на столбиках

Один из вариантов устройства столбиков

Один из вариантов устройства столбиков

Бетонный пол в гараже

Порядок укладки слоев

После армирующего каркаса можно укладывать бетон

После армирующего каркаса можно укладывать бетон

Как сделать пол в гараже

При выборе устройства пола гаража нужно учитывать наличие смотровой ямы и выбирать оптимальный вариант покрытия, соответствующий климату и конструкции гаража. Перед тем, как сделать пол в гараже, нужно определиться с типом покрытия.

Какой пол сделать в гараже

самодельный пол для гаража

Выбор типа устройства пола в гараже зависит от особенностей грунта на площадке и от климата региона. Какие варианты устройства пола возможны, в чем достоинства и недостатки каждого варианта основания и в каких случаях возможно устройство именно такого полового покрытия:

  • простейший земляной пол – площадка выравнивается и утрамбовывается. Помещение в этом случае не защищено ни от сырости, ни от холода. Как вариант защиты помещения от влаги – нанести поверх утрамбованной земли слой глиняного раствора. Это увеличит прочность и морозоустойчивость пола гаража;
  • подушка из гравия для устройства пола – на утрамбованный земляной пол насыпается гравий средней фракции и утрамбовывается с увлажнением. Вариант недорогой, не отличается практичностью и долговечностью. Но гравийная подушка защищает гараж от высокой влажности;
  • бетонная стяжка – самый распространенный вариант пола в капитальном гараже. Позволяет обустроить удобную смотровую яму, а при заглубленном фундаменте можно сделать вместительный подвал. Долговечный и надежный вариант, но требует затрат;
  • настил из дерева по лагам – простое и удобное основание. Этот вариант гораздо дешевле бетонной стяжки. Минус – опасность пожара, но, если обработать деревянный настил антипиреновыми пропитками, то такой пол прослужит десятки лет;
  • плитка и камень – самый дорогой и трудоемкий вариант основания пола. Требует больших финансовых затрат.

Необязательно выполнять все работы по устройству пола сразу – это требует больших капиталовложений. Можно действовать постепенно. Сначала делаем простой земляной пол с гравийной подушкой и смотровой ямой.

Со временем можно будет сделать армированную бетонную стяжку и уложить керамогранит или другую прочную и надежную облицовку.

Устройство простого земляного и гравийного пола в гараже

Устройство пола в гараже

Если нет необходимости устраивать дорогой пол в гараже, то можно сделать несколько простых вариантов земляного пола и снизить влажность:

Трамбовка земли

  • если влажные стены, то слой глины на пол укладывать не рекомендуется. Как вариант – слой просеянного песка (без глиняных частиц, которые удерживают влагу), а потом можно утрамбовать пол боем красного обожженного кирпича или отработанного шлака;
  • еще вариант для снижения влажности – по углам гаража вывести вентиляционные отверстия;
  • можно по утрамбованному слою земли для теплого пола настелить старый линолеум, укладывая полосы с небольшим нахлестом, станет намного суше и теплее. Единственный минус – скользит. Для устойчивости можно кинуть несколько деревянных досок под старый линолеум и въезжать на них;
  • как вариант – найти старый рекламный баннер из винила.

Можно по гравийному слою уложить покрытие из тротуарной плитки. Минус тротуарной плитки по земляному покрытию – влажность все равно будет, нужна хорошая принудительная или вытяжная вентиляция.

Тротуарная плитка на пол в гараже

Плитка для пола схема

Последовательность слоев для процесса укладки тротуарной плитки:

  • песок – 5 см;
  • слой гравия (средняя фракция), минимум 10 сантиметров;
  • подушка из песка –10 сантиметров;
  • цементная смесь для тротуарной плитки или слой чистого песка (5 см);
  • финишное покрытие.

Между слоями песка и гравия желательно уложить слой гидроизоляции, лучше два. Для этого подойдет рубероид, плотная полиэтиленовая пленка (300 мкн). Геотекстиль – самое надежное решение гидроизоляции, укладываем на слой песка до бетонной смеси.

устройство фундаментного пола

Слои гидроизоляции рулонной склеиваем скотчем двухсторонним или спаиваем, нахлест полос – 5 см и дополнительная гидроизоляция стыков битумной мастикой.

Для того чтобы в щели попадало меньше грязи, между швами засыпаем смесь песка и цемента (соотношение 3 к 1), сметаем лишнее. Потом опрыскиваем швы и даем подсохнуть. Весь цемент, который попал на плитку – счищаем тряпкой сразу.

При помощи шланга поливать щели нельзя – только из пульверизатора, напор воды из шланга вымывает раствор.

Деревянный пол в гараже

деревянный пол в гараж

Оптимальный бюджетный вариант теплого пола, который прослужит до 20 лет, а при правильной обработке дерева и дольше.

Деревянный пол в гараже своими руками, последовательность процесса строительных работ:

  • снимаем плодородный слой грунта;
  • трамбуем поверхность вибротрамбовщиком с увлажнением;
  • выкладываем слой гидроизоляции – подойдет рулонный рубероид, пленка, геотекстиль или гидроизоляционная мембрана;
  • засыпаем слой песка или щебенки – 10 см. Тщательно утрамбовываем;

Важно. Обязательно проверяем водяным уровнем подушку на всех этапах. Для большого гаража лучше взять в аренду лазерный уровень, удобно определять слои без выставления колышков и разметки.

схема деревянного пола

  • укладываем деревянные лаги (50х50 или 40х50 мм), которые обязательно следует обработать антисептической грунтовкой или смолой и антипиреновой пропиткой от возгорания. Если удастся достать железнодорожные шпалы для лаг – идеально, они обработаны заводскими пропитками и устойчивы к действию воды и грибка;
  • лаги монтируем в углубления, проверяем угол уровнем, и выравниваем при помощи деревянных клиньев, обмазанных битумной мастикой. Фиксируем лаги к стене анкерами или устанавливаем на гипсовую смесь, так проще и быстрее.
  • нужно уложить лаги так, чтобы колеса машины находились на лаге или рядом при въезде в гараж. Шаг между лагами – 50 – 100 см, чем меньше расстояние между лагами, тем меньше будет «гулять» покрытие;
  • утеплить пол можно экструдированным пенополистиролом, это вариант «два в одном» и гидроизоляция и утепление. Слой не менее пяти сантиметров;
  • хороший утеплитель и гидроизоляция – гранулированное пеностекло;
  • бюджетное утепление – битый кирпич, стекло и керамзит, но эти материалы будут пропускать влагу.

Важно. Не засыпайте утеплителем все пространство. Обязательно при утеплении рядом с лагами оставляйте зазор для вентиляции, хватит пяти сантиметров.


По лагам обшиваем пол доской, подойдет обычная доска 40-ка или 50-ка. При монтаже между досками оставляем небольшой зазор (до 5 мм). Дерево расширяется и ссыхается от влажности и перепада температур, поэтому нужен зазор между досками, чтобы полы не вздыбились.

Бюджетный вариант – деревянный пол на столбах

Если делать пол без утепления, то можно сэкономить и кинуть деревянный настил на столбики:

Если по уровню столбики получились не одинаковыми, то выровнять деревянный пол можно, подложив деревянные чопики или фанеру.

Бетонная стяжка

Бетонный пол в гараже своими руками – конструкция и толщина стяжки зависит от типа фундамента гаража. Для плитного фундамента достаточно тонкой финишной стяжки по армирующей сетке. Если пол земляной и неровный, то процесс сложный. Вначале нужна черновая стяжка по сетке, а потом финишное покрытие.

Как рассчитать бетонную стяжку

таблица расчета бетона на стяжку

Стяжка под бетонный пол в гараже предусматривает укладку нескольких слоев:

  • подушка из песка и гравия, слой 10 см;
  • черновое бетонирование;
  • установка паро- и теплоизоляции;
  • монтаж гидроизоляции;
  • армирование.

Как подсчитать ширину каждого слоя:

  • выбираем отметку высоты всего бетонного покрытия, от него вниз и будем высчитывать глубину котлована;
  • минимум 20 см – это армированная бетонная стяжка;
  • изоляционные слои – пять сантиметров;
  • черновой слой бетона – 15 см;
  • подушка из песка и щебня – 10 см.

Средняя толщина бетонной стяжки для гаража – 50 – 60 см, многое зависит от типа грунта. На влажных пучинистых грунтах ширину первого слоя песчано-гравийного, необходимо увеличить.

Теперь от нулевой отметки нужно вырыть котлован под фундамент на нужную глубину. Если планируется устройство смотровой ямы, то ее габариты также следует высчитывать сразу. Смотровую яму обустраивают до заливки бетонной стяжки на стадии рытья котлована.

Котлован для стяжки

Снимаем плодородный слой и роем котлован на расчетную глубину. Далее, тщательно утрамбовывая каждый, засыпаем слои подушки из песка и гравия по 5 см каждый. Важно предусмотреть небольшой уклон для стока воды – до 2 сантиметров.

Бетонирование


Бетон можно приготовить самостоятельно в бетономешалке или сразу купить готовый с антиморозными и гидроизоляционными присадками. Если решено делать бетон самостоятельно, то пропорции для пола такие:

Но удобней сразу по опалубке заказать бетоновоз, экономия при самостоятельном замесе невелика, а качество раствора низкое.

состав раствора

Готовим котлован к заливке бетона:

  • трамбуем землю, обязательно проверяем плоскость пола по уровню, уклон – 2 см;
  • на дно укладываем слой глины, лучше жирной;
  • насыпаем гравийную и песчаную подушку;
  • укладываем гидроизоляцию (полиэтилен или армированную пленку). Пленка должна заходить на стенки котлована минимум на 10 см;
  • выставляем маяки для уровня черновой стяжки;
  • заливаем черновой бетон, выравниваем правилом. Стынет два дня;
  • грунтуем черновую стяжку и укладываем рубероид;
  • теперь выставляем армирующую сетку по маякам (диаметр проволоки для армирования 12 мм);
  • заливаем бетонной смесью – пропорции – на 1 часть цемента 3,5 песка;
  • чтобы стяжка сохла равномерно, и не было трещин, через каждые 12 часов смачиваем бетон водой;
  • потом еще раз грунтуем и покрываем стяжку тонким слоем цемента (примерно 0,5 см).


Заливаем бетонный пол в гараже от самой высокой точки в один заход, разравниваем от дальней стенки, продвигаясь к воротам гаража. Чтобы стяжка хорошо схватилась, накройте ее полиэтиленом. Через полчаса после заливки можно аккуратно затереть все неровности и наплывы на полу деревянной малкой.

Если предусмотрен монтаж водяного теплого пола, то трубы монтируются в армированную стяжку.

Финишное выравнивание бетонного пола в гараже


Выровнять бетонный пол можно несколькими способами:

  • шпатлевка полимерная с кварцевым песком;
  • шлифовка;
  • фрезерование;
  • растекающийся наливной пол (слой 15 мм), подходит для укладки электрического теплого пола в гараже.

Дешевле выравнивать пескобетоном, а не готовой смесью наливной пол. Смесь для выравнивания готовим частями, по мере использования.

Обеспыливание цементной стяжки


Специальные укрепляющие минеральные и полимерные пропитки для бетона образуют на поверхности прозрачную твердую пленку, и гарантирует прочность и долговечность цементной стяжки.

Если не планируется для финишной отделки керамическая плитка или другое покрытие, то такую пропитку на стяжку необходимо нанести обязательно.

Органические пропитки для бетона:

  • на основе акрила – самые доступные и практичные покрытия;
  • полиуретановая пропитка – отличная устойчивость к влаге и прочность;
  • эпоксидная пропитка – стойкая и недорогая.

Пропитка наносится разливом по поверхности и впитывается примерно час, нужно смотреть инструкцию к каждому такому материалу.

Финишное покрытие цементной стяжки в гараже

В качестве финишного покрытия может использоваться керамическая плитка, камень, керамогранит и водоотталкивающие краски. Выбор отделки зависит только от материальных возможностей владельца гаража.

Строительство смотровой ямы


Лучше сначала рассчитать размеры на чертеже, следует продумать, чтобы яма была расположена удобно и не мешала въезду. Как рассчитать размеры смотровой ямы:

Яму нужно будет бетонировать или выкладывать стены из кирпича, поэтому со всех сторон добавляем к размерам припуск на ширину стен. Для кирпичной кладки – 12 см, для бетонирования – 20 см. толщина покрытия пола – минимум 20 см. Учитываем гидроизоляцию и слой утепления – это еще плюс пять сантиметров с каждой стороны.

Важно. Проверьте еще до копки ямы уровень грунтовых вод. Если вода выше двух метров, то в уже построенном гараже яму копать нельзя. А в строящемся гараже следует сразу делать дренажный отвод грунтовой воды, чтобы яму не затопило.

Подготовительные работы


Этапы подготовительных работ по строительству смотровой ямы:

  • наносим разметку, где будем копать котлован для ямы.

Важно. Нельзя копать яму ближе, чем 1 метр от стен гаража, это может привести к деформации фундамента и разрушению стен.

  • копаем котлован. Начинаем от дальнего края, продвигаясь к воротам. Чтобы грунт не осыпался, ставим деревянные подпорки;
  • изнутри в выкопанной яме стены и полы трамбуем ручной трамбовкой;
  • засыпаем на пол слой щебенки (10 см), трамбуем, засыпаем 5 см песка (на влажных грунтах песок можно заменить глиной и засыпать еще слоем гравия 5 см). Утрамбовываем;
  • монтируем слой гидроизоляции (рубероид, полиэтилен плотный);
  • укладываем металлическую сетку.

Когда все подготовительные работы закончены, можно цементировать пол и строить стены ямы.

Бетонирование пола и стены из бетона

2

Вначале необходимо забетонировать пол:

  • по металлической сетке заливаем слой бетона (10 см), застывает долго – суток пять, в зависимости от погоды;
  • когда бетон на полу застынет, можно начинать установку опалубки;
  • устанавливаем вертикальную опалубку, если будем заливать стены бетоном;
  • опалубку удобно делать из листа ОСП (1 см), потом он пригодится для строительства полок в гараже;
  • выставляем листы ярусами высотой 40 см, соединяя распорками;
  • одновременно с выставлением опалубки укладываем в два слоя металлическую сетку (ячейка 15, толщина 4 см) для армирования стен.

Совет. При заливке бетона в стены установите под небольшим углом стаканы из трубы металлопластиковой, в них будет удобно монтировать светильники.

  • ниши лучше выложить металлическими уголками, чтобы бетон в этих местах не трескался;
  • в опалубку заливаем бетон. Пропорции раствора на куб – цемент М400 (370 кг) + щебенка фракции до 2 см (1100 кг) + вода (200 л) + песок (650 кг). Вес указан примерный, количество зависит от качества цемента, песка. Раствор должен иметь густую пластичную консистенцию. Для бетонирования пола цемента в растворе можно взять меньше в пропорции.
  • поверху по периметру ямы необходимо в бетон установить металлический уголок, который будет выступать на 10 см вверх над полом. На уголок потом удобно уложить доски, чтобы закрыть яму.

Снимать опалубку следует после схватывания бетона – это две недели. Потом бетон еще должен застывать окончательно минимум месяц.

Осталось сделать обратную засыпку грунта в щели, которые остались. Засыпаем послойно и тщательно утрамбовываем. Все, осталось выполнить утепление, гидроизоляцию и финишную отделку.

Стены смотровой ямы из кирпича


Пол ямы заливаем аналогично, как при бетонировании стенок. Если берете бетон марки М150 и 200, толщиной слоя 10 см, то можно дно не армировать. Теперь последовательность укладки кирпичных стенок:

  • стены выкладываем в один кирпич под расшивку, кладка опирается на бетонный пол;
  • выложив четыре ряда, сразу штукатурим стены;
  • после того, как кладка кирпича выполнена, необходимо сделать битумную гидроизоляцию стен в два слоя;
  • после высыхания делаем обратную засыпку грунта с трамбовкой всех щелей.

Совет. Для кирпича хорошо сделать обратную засыпку глиной, она дополнительно защитит стены от влаги.

Не забываем и про пандус для въезда в гараж.

пандус для въезда в гараж

Утепление и гидроизоляция ямы

Пол в смотровой яме можно дополнительно утеплить и защитить от влаги простыми способами:

  • мембрана полимерная – надежно и недорого;
  • проникающие гидроизоляции – рекомендованы для регионов с низкими температурами;
  • жидкая резина – можно наносить только на ровную поверхность, без трещин и сколов;
  • пенполистирол – лучшее недорогое утепление для пола ПСБ-С-35 и стен ПСБ-С-25.

Слои гидроизоляции и утеплителя следует заводить на стены ямы на высоту не меньше 15 см.

Сделать пол в гараже своими руками при желании может каждый. Главное – набраться терпения и подготовить все необходимые материалы заранее.

Так же по данному вопросу посмотрите подробное видео показывающее наглядно устройство и порядок выполнения работ:

Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича

В гаражном помещении смотровая яма становится просто незаменимой. С ней можно регулярно проводить практически профессиональный технический осмотр, делать плановую замену деталей, а также ремонт, по необходимости. Конечно, если автолюбитель уделяет своей машине достаточное время, сам занимается ее ремонтом и осмотром, ему просто необходимо соответствующим образом обустроить помещение. Сегодня мы узнаем, как может быть построена смотровая яма в гараже своими руками из кирпича. Определим все наиболее важные этапы, полезные советы, выясним, по какому алгоритму строить яму. Кроме того, рассмотрим конкретный алгоритм работы по возведению смотровой ямы из кирпича.

Подготовка

В первую очередь понадобится провести комплексные подготовительные работы. Сейчас мы выделим все наиболее важные моменты.

Грунтовые воды

Большое значение имеет один фактор риска – уровень подъема грунтовых вод. От этого во многом зависит конечный успех работы по строительству смотровой ямы. В некоторых случаях приходится отказаться от устройства такой ямы или погреба. Нужно быть заранее готовым к тому, что уровень вод окажется критичным.

К сожалению, в некоторых населенных пунктах вовсе нет геологических специализированных служб, где производят соответствующие изыскания. Но вы можете самостоятельно определить уровень подъема грунтовых вод с достаточно высокой точностью. Это делается следующим образом. Вам нужно выкопать шурф глубиной 2,5 метра. Следите, до какого уровня поднимется вода. Когда подтверждаются худшие прогнозы, то есть воды залегают слишком близко к уровню земли, от строительства смотровой ямы лучше отказаться. Конечно, чисто теоретически, можно обеспечить гидроизоляцию даже в такой ситуации, но тогда яма будет напоминать больше бункер, потребуются большие усилия и вложения в строительство, а опасность затопления все равно сохранится.

Грамотно определяем размеры смотровой ямы

Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича

Очень важно сразу точно определить оптимальные параметры смотровой ямы. Она не должна быть слишком большой, но в тесноте работать тоже неудобно. Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.

Остановимся на методах определения ключевых параметров.

  • Длина ямы. Учитывайте параметры автомобиля. Обычно стандартная длина смотровой ямы для легковой машины составляет примерно 4-5 метров. Чтобы обустроить удобный спуск с приставной или монолитной лестницей, надо добавить еще один метр. Это хорошие параметры, которые ориентированы на комфортное, рациональное использование смотровой ямы. Вам уже не понадобится регулярно передвигать автомобиль в ходе проведения ремонтных работ, как это бывает, если яма слишком маленькая, короткая.
  • Ширина. Здесь для вас ключевую роль играет расстояние между колесами машины. Стандартный параметр для современных легковых автомобилей – яма с шириной 75-80 см. Такой ширины будет вполне достаточно, при этом она не слишком большая.
  • Глубина. Тут все строго индивидуально. Конечно, в смотровой яме работают стоя. Некоторые выкапывают неглубокие ямы, чтобы не провоцировать давление и протекание грунтовых вод, однако работать сидя на табуретке неудобно. Лучше сделать хорошую глубокую смотровую яму. К росту автолюбителя прибавляется примерно 15 см. Когда возникают какие-то сомнения относительно глубины (например, когда в яме планируется работа нескольких людей с разным ростом), разумеется, лучше сделать ее больше. Ведь при необходимости под ноги просто можно сделать небольшой помост.

Когда параметры определены, надо сделать чертеж, а на нем прописать все точные размеры. Потом эта схема переносится на место строительства, выкапывания котлована.

Методы строительства

Процесс строительства во многом будет зависеть от метода обустройства смотровой ямы. Оптимальный вариант – закладывать основу сразу, еще на этапе возведения ленточного фундамента и цоколя гаража. В таком случае и котлован тоже выкапывает экскаватор. Параллельно идут и работы по гидроизоляции, вентилированию и утеплению ямы с гаражным помещением в целом.

Но достаточно часто приходится заниматься строительством уже после возведения коробки гаража. Конечно, тогда и копать котлован приходится вручную.

Обратите внимание на один существенный момент. Вам понадобится грунт от разработки, чтобы потом засыпать им пазухи, а также повышать уровень пола в помещении. Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает.

Строим смотровую яму

Пришло время подробно рассмотреть, как строить смотровую яму из кирпича своими руками. Начнем с уточнения некоторых моментов.

Уточняем размер котлована

Мы уже говорил о параметрах смотровой ямы. Но важно запомнить: котлован должен быть больше ямы! Учитывайте следующие параметры.

Вам предстоит выкладывать выравнивающий слой, который будет состоять из гравия, щебенки и песка. Стандартная толщина такого слоя – 50-100 мм. Это надо прибавить к глубине.

Из бетона с маркой 150-200 выполняется днище, толщина которого составляет примерно 100 мм. Это тоже отражается на глубине котлована.

Ширина и длина тоже увеличивается, поскольку толщина кирпичных стен составляет 250 мм, когда ведется строительство в один кирпич. Кроме того, между кладкой и стенкой котлована надо оставлять зазор примерно в 30-40 мм, чтобы затем сделать гидроизоляцию снаружи и уплотняющую засыпку грунтом.

Алгоритм работы

Вам понадобится щебенка, бетон марки 200, цемент, гравий и песок, а также гидроизолирующие листовые материалы (изолон), штукатурка, кисти с лопатами, уровень, приставная стремянка, металлический уголок, доски, пенополистирол для утепления, металлические трубы и решетки для устройства вентиляции.

Переходим к пошаговой инструкции.
  1. В первую очередь вся разметка с чертежа переносится на пол гаража в том месте, где вы и решили делать смотровую яму.
  2. Затем нужно вырыть котлован. Дно тщательно зачищается, после чего идет обустройство пола в яме. В процессе работы в яму лучше спускаться по приставной лестнице.
  3. После выравнивания пола выполняется устройство горизонтальной гидроизоляции днища. Используйте рулонные материалы, например, известный изолон. Материал популярный, проверенный. Можно взять рубероид, в крайнем случае – толстую полиэтиленовую пленку.
  4. Обязательно выведите края гидроизолирующего материала на 50 см за границы дна ямы. Потом их заворачивают, прикрепляют к наружной поверхности кирпичной кладки.
  5. Важный этап – бетонирование днища. Здесь надо сразу учесть размеры бетонной основы. Если яма планируется с шириной в 75 см, прибавляют толщину кирпичной кладки (50 см по периметру), а также делают запас 5-10 см. В результате ширина составляет 140 см. По такой же схеме высчитывается и ширина бетонной базы.
  6. Армирование опционально, хотя для большей надежности и долговечности лучше все-таки уложить армирующую металлическую сетку. Если вы взяли бетонную смесь М-200, а толщина бетонного дна составляет более 80-ти см, вполне допустимо обойтись и без армирования.
  7. Потом наступает время, когда необходимо дать возможность бетону застыть. На это уйдет минимум 3 дня.
  8. Теперь пора начинать кладку кирпичных стен смотровой ямы. Тщательно делайте порядовки, используйте уровень, чтобы кладка была отрегулирована по горизонтали. Здесь достаточно стенок в один кирпич. Не забывайте, что вам нужно оставить зазор между стенками котлована и кладкой.
  9. Выполняйте тщательное оштукатуривание стен с двух сторон. Хорошее решение – штукатурить кладку параллельно с возведением стен. Так, выложив 4 ряда, надо покрыть их слоем штукатурки снаружи и внутри.
  10. Уделите больше внимания наружной отделке стен. Необходима качественная обмазочная гидроизоляция. Используйте битумную мастику, горячий битум. Выполняется такая гидроизоляция обязательно в два слоя. Без этого не обойтись, поскольку именно такая мера позволит предотвратить появление сырости в смотровой яме. В противном случае стены будут вытягивать влагу из земли.
  11. Когда кладка полностью завершена, сделана наружная гидроизоляция, приходит очередь засыпки имеющихся пазух. Тут вам пригодится оставшийся от копания котлована грунт. Его засыпают по 15 см, тщательно трамбуют, потом делают следующий слой. Такая послойная трамбовка тоже очень важна. Лучшее решение – добавить в грунт глину. Уплотненный глиняный слой станет надежной дополнительной преградой для проникновения влаги, а также монолитной опорой для кладки.

Если вы хотите проводить в смотровую яму освещение, сразу предусмотрите в кладке ниши для осветительных приборов. Также стоит сделать дополнительную большую нишу для хранения наиболее востребованного инструмента, гаечных ключей.

Обустраиваем смотровую яму

Важно провести достаточно объемную дополнительную работу, чтобы полностью обустроить смотровую яму в гараже.

Они пригодятся для осветительных приборов и инструментов. Предусмотреть их нужно в процессе кладки кирпичных стен. Оптимальные размеры для стандартной ниши следующие: глубина в 12 см, высота в 25-30 см, а длина примерно 50-75 см.

Сбор воды

Приямок – очень полезная вещь в смотровой яме. Ведь даже при безупречной гидроизоляции вам понадобится как-то избавляться от влаги, которая может заноситься на колесах, капать с автомобиля. Оптимальный вариант – сделать сборник жидкости на дне смотровой ямы. Для этого к одному углу делается минимальный уклон. Там выкапывается небольшое углубление. Оно тоже цементируется, чтобы края не обваливались. Поскольку можно случайно наступить туда, приямок накрывается прочной решеткой.

Вентиляция

Желательно сделать принудительную или естественную вентиляцию в смотровой яме. Используйте металлические трубы, небольшой вентилятор. Вентилирование поможет быстро устранять из ямы все вредные испарения, а также предотвращать образование конденсата. И находится в таком пространстве гораздо комфортнее, безопаснее.

Укрепление краев ямы

Смотровая яма в гараже своими руками

Края ямы должны быть хорошо укреплены. Обязательно этим займитесь, чтобы яма не осыпалась, выдерживала давление колес автомобиля. Вам понадобится металлический уголок № 45-50. Из него сваривается обрамляющая рамка по всему периметру смотровой ямы. Чтобы рамка была надежно зафиксирована, к внешним боковым сторонам надо приварить анкерные выпуски с диаметром 6-10 мм. Они должны располагаться через каждые 25 см. Когда пол гаража дополнительно бетонируется, они входят в бетонную основу.

Закрываем яму

Чтобы оградить яму от всех внешних воздействий, ее желательно закрывать на те периоды, когда не используется. Стоит учесть этот момент уже на этапе сваривания уголков для рамки. Сварите их так, чтобы доски удобно вставлялись в нее по узкой стороне.

Ограничители для колес

Продумайте момент заезда автомобиля в зону над смотровой ямой. Чтобы колеса даже случайно в нее не попали, необходимо специально установить для них ограничители. Для этого берите металлический профиль: уголок, швеллер или трубы. Металлическое обрамление должно возвышаться над полом, ограждая яму от заезда машины.

Утепление

Хорошее решение – утеплить смотровую яму. Для этого подойдут листы пенополистирола, которые можно просто наклеить на стены из кирпича.

Освещение

Позаботьтесь и об освещении пространства ямы. В заранее подготовленные ниши установите лампы, проведите в пластиковых каналах кабели. Освещение обеспечит комфортную работу в любое время.

Пошаговая инструкция с фото от гаражника

Инструкция с фото по шагам позволяет получить наглядное представление о процессе работы по строительству смотровой ямы из кирпича своими руками.

Видео: учимся делать смотровую яму

Вы сумеете лучше разобраться во всех тонкостях строительства смотровой ямы в гараже, если посмотрите следующий материал на видео. Можно сделать яму своими руками. Главное, запомнить все важные советы, алгоритм работы. Полное представление будет получено после просмотра следующего ролика: в нем подробно рассказывается и показывается на конкретном примере, как выполнять строительство смотровой ямы в гараже.

Устройство пола гаража

Пол из бетона

Рассмотрим два варианта устройства бетонного пола:

  • поверх щебня,
  • поверх песка.

Поверх щебня

Поверх песка

Площадку засыпают десяти сантиметровым слоем песка. Песок аккуратно утрамбовывают.

  • Укрывают песчаный слой толем либо пергамином.
  • Заливают площадку бетоном (толщина слоя около10 см).

Когда бетон затвердеет, готовое покрытие надо «зажелезнить». Для этого наносят тонкий слой (2 мм - 3 мм) цемента, размешанного с водой. Данную процедуру выполняют для того, чтоб предотвратить появление бетонной пыли.

Пол из цемента

Для того, чтоб повысить прочность цементного пола, его поверхность необходимо в течение нескольких первых суток поливать водой (примерно 2-3 раза в сутки).

Пол из кирпича

Когда кладка будет завершена, швы еще раз надо обработать раствором из тех самых составляющих, но более жидкой консистенции.

При обустройстве пола гаража необходимо помнить, что пол должен иметь небольшой уклон, позволяющий осуществлять естественный отвод воды, а также выезд автомобиля из гаража способом «накат».

Бетонируем пол в гараже

«Правильный» хозяин автомобиля знает, что пол в гараже не менее важен, чем крыша со стенами. А если вспомнить, что в собственном гараже можно обустроить еще и подвал, то спор о важности пола в «автодомиках» становится очевидным.

Бетонный пол в гараже: преимущества, недостатки и особенности

Чаще всего для формирования пола в гараже используется бетон. Это высокая прочность, приемлемая стоимость материала, отличная эксплуатационная стойкость и способность выдерживать большие нагрузки, к которым, надо отметить, относится многокилограммовый автомобиль.

Однако есть у бетона и ряд недостатков:

  • возможность образования пыли или пятен грязи на поверхности;
  • за счет низкой стойкости верхнего слоя он активно стирается, покрывая все поверхности серой пылью;
  • прочно въевшиеся в бетон вещества различного происхождения могу поддерживать в помещение неприятные запахи.

Однако все эти минусы бетона легко устраняются – достаточно при заливке использовать специальные средства для эффектного укрепления верхнего слоя (например, пропитки или краски). Другим немаловажным фактором является строгое соблюдение технологии выполнения работ по обустройству пола. В противном случае по прошествии короткого времени поверхность может «разорваться» и покрыться трещинами, которые придется периодически заделывать и замазывать.

Несомненно, лучшей «основой» для гаража будет цельная железобетонная плита, которая упирается на цоколь постройки. Однако чтобы организовать такой идеальный вариант, необходима дорогостоящая грузоподъемная техника и бригада рабочих, что многим автолюбителям просто не по карману. Так что владельцы транспортных средств предпочитают более сложный, но менее затратный путь бетонирования пола в гараже.

Какие потребуются материалы и оборудование для заливки бетонного пола

  1. Цемент.
  2. Песок.
  3. Щебень.
  4. Битум.
  5. Бетономешалка. Конечно, можно обойтись и без нее, но, поверьте, вручную размешать достаточное для гаража количество бетона очень и очень сложно. Да еще и качество раствора может пострадать.
  6. Армированная сетка.
  7. Доска для обустройства опалубки.
  8. Гидроизоляционные материалы: фольгоизол, толь, стеклорубероид, гидроизол, полиэтиленовая пленка.
  9. Утеплительные материалы.

Подготовка основания

1. Сначала необходимо вырыть котлован соответствующих размеров и глубины, на дно которого засыпать щебенку на 0,3…0,5 м. Щебень уплотняется при помощи специальной трамбовки. Это необходимо для повышения несущей способности основания, а также для отвода влаги от стяжки бетона.

Сверху щебенки насыпается слой песка в 10…15 см. При этом уже следует вывести линию горизонта или задать уклон для пола.

2. При заливке бетона на старое покрытие потребуется тщательная подготовка основания. Если старое бетонное покрытие с трещинами, их все следует заполнить цементно-песчаной смесью или полимером. А если есть участки, не подлежащие ремонту, их надо снять, залив место новой смесью. Малые перепады высоты основания необходимо снять фрезерной машиной. Значительные неровности (более 5 сантиметров) удаляются подбетонкой.

3. Выполнение гидроизоляции.

Вне зависимости от выбранного типа гидроизоляционных материалов полотна необходимо укладывать в нахлест, обеспечивая напуск от 10 до 15 см. Стыки следует проклеить при помощи влагостойкого строительного скотча или поливинилхлоридной ленты.

Материал укладывается на песчаную подушку ровным слоем, без складок. Отметим, что полотно должно продолжаться до стен на высоту планируемой заливки. В углах влагостойкая пленка аккуратно складывается, без разрезки.

4. Большинство гаражей относятся к периодически отапливаемым помещениям, так что во избежание избыточных затрат электроэнергии необходимо предусмотреть теплоизолирующий слой. Такая теплоизоляция по статистике помогает экономить 20% энергии, расходуемой на отопление.

Материал (например, высокоплотный экструдированный пенополистерол) необходимо монтировать до заливки бетона. Утеплитель укладывается стык в стык, без нахлестов, а швы между панелями заклеиваются при помощи строительного скотча. Поверх теплоизолятора обязательно необходимо положить полиэтиленовую пленку и только после этого приступать к бетонным работам.

5. Как упоминалось ранее, на основание гаража действует немалая масса машины, так что для обеспечения достаточной жестокости выполняется армирование бетона. Наиболее популярной является дорожная сетка (арматура класса B-I), в которой диаметр ребер жесткости составляет 5 мм, а размеры ячеек – 100 на 100 или 150 на 150 мм.

Данное армирование необходимо размещать на середине общей высоты бетонной смеси – для этого используются специальные фиксаторы.

После надежного закрепления металлического каркаса устанавливаются маячки, которые позиционируются в соответствие с требуемым уклоном при помощи строительного уровня.

Заливка бетона

1. Приготовление бетонной смеси.

Можно использовать как самостоятельно приготовленные цементно-песчаные смеси, так и уже готовые к работе сухие составляющие. Сухие компоненты представляются достаточно удобным вариантом, так как требуются меньшие трудозатраты, и они имеют в своем составе пластификаторы для улучшения смеси. Чтобы приготовить раствор, необходимо лишь добавить воды и размешать смесь. Во время приготовления смеси строго придерживайтесь рекомендаций по пропорциям, которые печатаются производителями на упаковках. Если Вы решили сделать раствор самостоятельно, учтите, что это довольно сложно.

Чаще всего пропорции для приготовления цементно-песчаных растворов следующие:

  • одна часть цемента;
  • 4 части строительного песка;
  • полчасти воды.

Ручной и механизированный методики замешивания отличаются друг от друга порядком соединения веществ. Например, при задействовании бетономешалки устройство сначала заполняется водой, далее засыпается цемент, а в конце добавляется строительный песок.

При ручном способе сухие фракции смешиваются до образования однородного серого раствора, причем в получившейся массе не должно быть комков. После этого приготовленная смесь заливается водой и тщательно перемешивается.

2. Заливка бетона.

Полученный раствор выливается на пол немного выше уровня маячков. Далее с помощью правила весь раствор выравнивают по верхним кромкам маячков. Ровная рейка перемещается вдоль них возвратно-поступательными движениями, пока поверхность не станет идеально ровной. Образовывающиеся ямки необходимо своевременно заполнить раствором и загладить правилом.

Чтобы жесткость полученного основания была максимальной, всю операции заливки необходимо выполнять за один заход. После заливки необходимо выждать время на затвердевание стяжки (около 5 часов), после чего извлечь направляющие. Образовавшиеся полости заполняются бетоном.

3. Свежеприготовленной бетонной смеси требуется определенное время для полной полимеризации, при которой проходит ряд химических процессов, требующих наличия воды. Так что недостаток влаги может вызвать растрескивание и даже раскол стяжки.

4. Помните о компенсационных швах, которые следует выполнять вдоль стен гаража, а также, при наличии, около колонн. Данное обстоятельство становится более важным при увеличении площади гаража (более 50 кв. м). Швы выполняются или при заливке бетонной стяжки, или после ее высыхания разрезкой. За компенсационными швами необходимо ухаживать, так как в них могут накапливаться мусор и грязь. Лучшим выходом станет применение герметика.

5. Рекомендуется на протяжении недели два раза в день проливать застывшую стяжку водой (с помощью лейки). Проливку можно делать и реже, накрывая в промежутках стяжку полиэтиленовой пленкой.

6. Бетон окончательно затвердеет примерно через 30 дней, далее необходимо выполнять завершающие штрихи, упомянутые выше. Например, прокрасить бетон несколькими слоями краски или покрыть клинкерной плиткой.

7. Отметим, что въезд в гараж тоже желательно забетонировать. Конечно, некоторое время может прослужить и деревянное основание, однако его скоро придется менять.

На этом все. Тщательно соблюдая этапы технологии, Вы получите бетонный пол, прочность которого не будет вызывать сомнений. Так что такому основанию можно будет доверить самое дорогое – свой собственный любимый автомобиль.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей предоставленной нашим партнером: "Как правильно забетонировать пол в гараже". В ней вы найдете подробную инструкцию по данной теме.

Читайте также: