Паркет в зимнем дворце

Обновлено: 17.05.2024

Паркет в зимнем дворце

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Песни странствующего подмастерья

Полы Эрмитажа

Дуб и палисандр, груша и яблоня, орех и красное дерево, у каждого дерева свой оттенок и вместе они красиво сочетаются. А мастерство резчиков по дереву дополняет природную красоту затейливыми орнаментами. Наборные паркетные полы Эрмитажа являются такими же экспонатами, хотя мы и ходим по ним ногами. Пожалейте их, по ним проходит каждый день тысячи ног, не одевайте туфли на шпильках !

Секреты Эрмитажа. Сколько видов дерева в паркете и почему нет ни одного герба?

Петровский зал Зимнего дворца. Интрерьер восстановлен после пожара 1837 года. Петровский зал Зимнего дворца. Интрерьер восстановлен после пожара 1837 года.

Многие удивляются почему в Эрмитаже не ходят в бахилах? И здравое зерно в этом есть, ведь роскошь в стенах музея не только на стенах и потолке, но и прямо под ногами!

Тончайшая работа из дерева Тончайшая работа из дерева

Для паркетных работы в зданиях музея использовались 16 пород дерева. Это и черное/розовое/красное дерево, сандал, палисандр, самшит, дуб, пальма и многие другие! Рисунки на паркете можно рассматривать бесконечно!

При уровне технологий 19 века - великолепная работа! При уровне технологий 19 века - великолепная работа!

Каких только узоров не встретишь на полу бывшей императорской резиденции!

А знаете какого изображения вы никогда не встретите на паркете? Двуглавого орла - герба Российской империи. Все только потому, что не гоже топтать символ государства ногами!

С чего начинается. паркет?

Он бывает разных видов в зависимости от типа исполнения: штучный, щитовой и наборный. Но чаще мы слышим паркет "ёлочка", вот он:

Паркет "ёлочкой" Паркет "ёлочкой"

Он был очень распространён в советское время. Но обо всём по порядку.

История паркета насчитывает приблизительно 3000 лет. Немало, согласитесь? Хотя, если знать, что деревянный пол обладает большими преимуществами над другими напольными покрытиями, то удивляться нечему: он теплый, упругий, легкий в обработке, относительно дешевле (а леса в те времена было значительно больше) и, как теперь принято говорить, "экологически чистый" — он «дышал», способствовал относительной свежести в помещении. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, настилавшихся прямо по земле. Такой вид деревянного пола — предок современного паркета.

Этимология

Что и говорить, с паркетом человечество знакомо давно, но, раз у меня ещё и профессиональный интерес нужно подогревать (а я - будущий филолог), то заметим, что слово паркет к нам пришло из Франции, но означало несколько иное. Раньше так называли небольшой парк, потом - часть зала, покрытую ковром, которая предназначалась для аудиенций. Интересно получается - ковры исчезли, а слово закрепилось за названиями деревянных планок. И такое бывает.

Возникновение

Зарождением паркета мир обязан готической Европе в период конца XIII — начала XIV столетия. Тогда в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Наверное, можно назвать такой настил художественным паркетом, о котором вы узнаете позже, а если уже слышали - тем лучше! А вот полы в жилых помещениях покрывались более скромно — досками, которые были сработаны грубо и однотипно, могли быть покрыты лаком или краской. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы. Так возник штучный паркет. И в Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати. А ведь всего сто лет. )

Деревянное напольное покрытие Деревянное напольное покрытие

Паркет в Европе

Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный".

Художественный паркет Художественный паркет

Паркет в России

История паркета в России начинается приблизительно с XVI столетия — когда помимо настилаемых дощатых полов начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «елочкой».

В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. Паркет сначала изготавливался на щитовой основе (щитовой паркет). Художественный паркет выполняли обычно 2 способами — интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах.

Паркет в интерьере эпохи классицизма Паркет в интерьере эпохи классицизма

В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью.

Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.

Дворец московской усадьбы Останкино Дворец московской усадьбы Останкино

К завершению XVIII столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности в России был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Но о сортах древесины мы поговорим в другой статье. :)

Изготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов).

Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат.

Количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле — в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.

Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток.

Наши дни

Несмотря на развитие науки и техники, нужно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем меняется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, да и облегчению такого труда в целом. Но, есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину.

Вот такую длинную историю имеет паркетное производство. Зародившись в Европе и завоевав популярность в России, деревянное покрытие и по сей день пользуется огромной популярностью!

history_of_art

Национальная библиотека Польши, уже радовавшая нас ранее планами и рисунками Анненгофа, Головинскогои Перовского дворцов, хранит еще один интереснейший комплекс документов - датируемые 1759 годом растреллиевские эскизы паркетов Четвертого (то есть ныне существующего) Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Графически сложные, сопоставимые своей орнаментальной насыщенностью с декором стени потолков, предполагающие высочайший уровень мастерства краснодеревщиков, эти проекты в том виде, как их разработал автор, реализованы не были. Как известно, императрица Елизавета Петровна, заказчица дворца, не дожила до завершения строительства, а ее наследник Петр III, которому не терпелось въехать в новую резиденцию, повелел С.И. Чевакинскому упростить, а главное, удешевить узорные полы путем замены импортных сортов дерева, дорогостоящихи затруднительных в доставке, отечественными. С такими, гораздо менее трудоемкими в исполнении паркетами уже умели работать русские мастера - охтинская артель столяров, с которыми С.И. Чевакинский сотрудничал при создании паркетов в Царском селе, в то время как Ф.Ф. Растрелли предполагал привлечь к набору иноземцев Люшенколя, Я. Ротхаусаи Б. Эгга, чьи услуги стоили, естесственно, на порядок дороже, чем труд крепостных или приданных тому или иному ведомству русских умельцев. В итоге оригинальные идеи Ф.Ф. Растрелли в жизнь не воплотилисьи дошли до нас исключительно на бумаге. Впрочем, из-за грандиозного пожара 1837 года, полностью уничтожившего все ранние интерьеры, а равнои из-за последующих многочисленных переделоки перепланировок помещений мы все равно бы не смогли сегодня увидеть авторскую отделку комнат Зимнего дворца.

Известно, что Ф.Ф. Растрелли представил на рассмотрение двадцать семь чертежей. В электронном виде нам сейчас доступны девятнадцать: восемь паркетов были украшать личные покои Елизаветы Петровны в юго-восточном ризалите дворца, пять располагаться в анфиладе южного корпуса, два - западного, а еще четыре неподписанных рисунка однозначно "привязать" к планировке дворца не удается.

В конце публикации помещен заимствованный из Большой Советской энциклопедии план Зимнего дворца, на котором отмечены предполагаемые локализации представленных паркетов (нумерация залов не произвольная, она соответствует заголовкам чертежей либо их архивным описаниям). Некоторые межкомнатные стены пришлось "снести", двери "заложить" или "прорубить", но это не противоречит здравому смыслу. План дворца - документ более ранний по отношению к рисункам паркетов,и последние готовились уже после того, как все помещения были окончательно определены в своих очертаниях, не полностью совпадая с изначальными замыслами.

И как всегда, все картинки кликабельны,и под каждой дана ссылка на сканированный оригинал в восхитительном разрешении.

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства


И если уж говорить о художественном паркете, как о настоящем произведении искусства, придающем помещению шик и роскошь, так это непременно о паркете Государственного Эрмитажа - одном из самых выдающихся музеев не только России, но и мира. А ведь мало кто задумывался над тем, что знаменитые дворцовые паркеты музейного комплекса, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, являются такими же экспонатами, как и произведения искусства, хранящиеся в нем самом.

Немного из истории Эрмитажа


Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.

Эрмитаж. | Фото: lovepik.com.

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.

 306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. | Фото: peterburg.center.

306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. | Фото: peterburg.center.

На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.

 Один из 365 залов Эрмитажа.| Фото: classpic.ru.

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа


Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.

 Дворцовый паркет Эрмитажа.| Фото: master-parketov.ru.

Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса.

Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.

Дворцовый паркет Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа


Нужно отметить, что Большой тронный за свою историю претерпевал две крупные реставрации напольного покрытия и одну косметическую. Первый раз - по указу Николая I, который решил полностью изменить рисунок паркета. Во время этой реставрации также изменили расположение люстр на потолке и возвели колонны. С того времени кессонный орнамент потолков стал практически полностью повторять рисунок паркета. Для более четкой привязки все декоративные элементы потолочного орнамента покрыли золотой краской, которая подчеркивала рисунок паркета. Использование же красного дерева в элементах напольного покрытия, в свою очередь эффектно подчеркивал позолоту потолка и белоснежность мраморных колонн.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Художественный паркет Георгиевского зала Эрмитажа. Фрагменты. | Фото: master-parketov.ru.

Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.

Фрагменты дворцового паркета Георгиевского зала Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа


Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.

Художественный паркет Малого тронного зала Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

 «Малахитовый Зал. Эрмитаж» | Фото: classpic.ru.

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа. | Фото: spbfotos.ru.

Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.

Художественный паркет в золотой гостиной Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Павильонный зал в Эрмитаже

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.


Павильонный зал, расположенный в северной части Малого Эрмитажа, и был создан в 1858 году архитектором Е. А. Штакеншнейдером. Уникальность паркета этого зала заключена в идентичности стилистики рисунка совмещенных комнат. Этот зал представлен в виде коридоров, соединяющихся в центральной части, где расположена мозаика с мелкими мозаичными узорами, напоминающая полы древнеримской бани. Этот рисунок выгодно отразил богатство материала и ювелирную работу российских мастеров.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.

Соборный зал Эрмитажа

 Художественный паркет Соборного зала Эрмитажа. | Фото: pravlife.org.

Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Поавда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.


К большому сожалению, в рамках краткого обзора невозможно показать все образцовые экспонаты дворцового паркета Эрмитажа, но хотелось все же пару слов сказать о старинной технике "графье", которую использовали при оформлении вензелей и узоров на паркете в исторического дворца. Её суть заключена в том, что в массиве дерева вырубались желоба на определённую глубину основного полотна, которые затем заполнялись цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарём, другими материалами. Такой пол менее износостойкий и стоит дороже, выполненных в других техниках, но ведь это того стоит.

 Художественный паркет Эрмитажа. Фрагмент.| Фото: master-parketov.ru.

За историю своего существования Эрмитаж претерпевал не только природные стихийные бедствия, разрухи от войны, но и грабежи.

Паркет в зимнем дворце

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена сегодня в 12:02

добавлена сегодня в 09:05

добавлена сегодня в 09:01

Всем удачного дня!

добавлена вчера в 18:01

Красивые флаконы духов с распылителем.

добавлена вчера в 15:00

Лесер Генри Виктор (1863–1900) Генри Виктор Лесер, франзузский художник, родился 28 апреля 1863 года в Рубе семье торговца. Рано проявил интерес к живописи. Прошёл обучение в мастерской Франсуа Фламенга, тогдашнего профессора в Школе изящных искусств в Париже. Фламенг обратил внимание на талантливого ученика, и Лесер под опекой Мастера получил хорошую академическую подготовку. Фламенг сыграл важную роль в формировании стиля и манеры письма своего ученика, а также привил ему любовь к детализации

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем экспонаты

И если уж говорить о художественном паркете, как о настоящем произведении искусства, придающем помещению шик и роскошь, так это непременно о паркете Государственного Эрмитажа - одном из самых выдающихся музеев не только России, но и мира. А ведь мало кто задумывался над тем, что знаменитые дворцовые паркеты музейного комплекса, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, являются такими же экспонатами, как и произведения искусства, хранящиеся в нем самом.

Немного из истории Эрмитажа

Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.

На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа

Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.

Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса. Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Нужно отметить, что Большой тронный за свою историю претерпевал две крупные реставрации напольного покрытия и одну косметическую. Первый раз - по указу Николая I, который решил полностью изменить рисунок паркета. Во время этой реставрации также изменили расположение люстр на потолке и возвели колонны. С того времени кессонный орнамент потолков стал практически полностью повторять рисунок паркета. Для более четкой привязки все декоративные элементы потолочного орнамента покрыли золотой краской, которая подчеркивала рисунок паркета. Использование же красного дерева в элементах напольного покрытия, в свою очередь эффектно подчеркивал позолоту потолка и белоснежность мраморных колонн.

Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Такое же произведение искусства: чем привлекает посетителей паркет в Эрмитаже


Дворцовый паркет Эрмитажа — это отдельное произведение искусства. Он уникален в каждом из многочисленных залов, ни в одном из них его узоры не повторяются. Известнейшие архитекторы создавали эскизы напольных покрытий, их изготавливали на знаменитой фабрике Е. А. Миллера.


Экзотические породы древесины использовались для этого паркета, а собирался он уникальным бесшпунтованным способом. Это элемент, заслуживающий отдельного рассказа.

Петровский (Малый тронный) зал


Спроектировал его архитектор из Франции О. Монферран в 1833 году. По первоначальной идее этот зал был призван отразить величие первого императора России — основателя Санкт-Петербурга. Дерево стало основным материалом строительства, напольное покрытие не было исключением. Девять пород дерева насчитывает уникальный паркет Петровского зала. В основе орнамента лежит розетка в центре с вензелями между лепестками. Так же выглядели петровские вензеля на потолке.


Темные бордюры расположены по краям основного рисунка. Первый выполнен в виде египетского орнамента, второй состоит их мелких розеток, делающих рисунок основного цветка более цельным. Паркет в Малом тронном зале не раз реставрировали. Больше всего он пострадал после бомбежки Зимнего дворца. Напольное покрытие восстанавливали по сохранившимся эскизам. Сегодня оно воссоздано полностью, согласно первоначальному проекту.

Георгиевский (Большой тронный) зал


Паркет в этом зале реставрировали дважды, как и все внутреннее убранство. Проводилось изменение расположения потолочных люстр, колонн, а также напольного рисунка. По указу Николая I была проделана первая реставрация. Государь пожелал изменить рисунок паркета коцептуально, чтобы он был идентичным на полу и на потолке. Единственное отличие — позолота, которую на полу не использовали.

Использование красного дерева делает этот паркет уникальным. Этот сорт дорогой древесины по указу императора должен был оттенить белоснежный мрамор и позолоту потолка. 16 видов элитного дерева было использовано при выкладывании рисунка, включая мягкие сорта, до сих пор не применяющиеся для производства паркета. Сплетение вензелей, геометрическая форма герба на потолке, отдельные модули — все это придает залу великолепие и уникальность.

После бомбежки Зимнего дворца произошла повторная реставрация зала. После нее был полностью воссоздан рисунок и все элементы пола. Вопрос восстановления имел особую важность для России, поэтому работы начались еще до окончания войны. По сей день в Георгиевском (Большом тронном) зале рисунок паркета повторяет потолочный во всех деталях. В 2012 году проводилась последняя реставрация, мастера смогли восстановить созданную в 1841 году черную и редкую зеленую гравировку.

Малахитовый зал


Этот зал соединял помещения для торжественных приемов с личными покоями царской семьи, поэтому он имел центральное значение. Здесь стилистика меняется на более свободную, игривую, в центре зала крупная розетка содержит ответвления угловых секторов. Есть несколько широких бордюров, выполненных из темных пород дерева. В середине расположена 12-конечная звезда, в окаймляющем розетку бордюре находятся также шестиконечные звезды.

В потолке словно отражается угловатый рисунок пола. Сектора имеют золотое теснение, что требовало в те времена особого мастерства при выкладывании паркета. Внутри секторов находятся вензеля — геометрически вытянутые, отходящие от розетки и повторяющиеся в секторах паркета. Центральный цветок располагается точно под люстрой, чтобы не нарушать композицию.

Золотая гостиная


Первый проект, изначальная задумка архитекторов, отличалась от того, что в итоге было сделано в Золотой гостиной. Первоначально вид ее предполагался более простым и скромным, золотое богатство паркета появилось чуть позже, после создания А. И. Штакеншнейдером конечного стиля зала. В 1850 году проект был окончательно утвержден, тогда же было решено оформить и гостиную в золоте. Двери, стены и паркет покрыли позолотой, изменили и эскиз паркета.


Сначала он включал только желтые и золотистые вставки из традиционных пород дерева. Однако после в эскиз были добавлены более сложные элементы из темных пород, и тогда покрытие пола стало еще более шикарным. Богатство оттенков дерева подчеркивает черная гравировка, разделяющая элементы центральной крупной розетки. Всего было использовано более 10 сортов дорогой древесины, самые элитные из них пошли на оформление центральной части пола.

Павильонный зал


В северной части Малого Эрмитажа был создан Павильонный зал. Он состоит из пяти залов и комнат, спроектированных архитектором Е. А. Штакеншнейдер. Ценность и секреты паркета в том, что его рисунок в каждой из совмещенных комнат абсолютно уникален. Зал представлен в виде коридоров, пол которых покрыт мозаичным рисунком и древнеримским узором. Укладка его была поистине ювелирной работой, для которой были приглашены лучшие мастера со всей России.

Паркет представляет собой полотно художника с нереально красивыми картинами. Мастера воссоздали точную копию пола древнеримской бани по фрагменту, обнаруженному во времена раскопок. Богатство материалов отражено в этом рисунке, а также мастерство тех, кто создавал эту мозаику. Известно, что это были именно русские мастера. Сегодня их труды являются отдельным музейным экспонатом и отделены специальной перегородкой, чтобы по полу никто не ходил


Центральная розетка состоит из восьми секторов с бордюрами в египетском стиле, с красной и зеленой гравировкой. В конце каждого сектора и в центральной части воссозданы события римских военных походов, боев, изображены люди на лошадях с копьями. Паркетный узор закрыт позолоченными бордюрами ввиду его большой исторической ценности. Чудо, что у посетителей есть возможность наблюдать это великолепие своими глазами.

Соборный зал

Архитектор Стасов разработал проект внутреннего убранства Соборного зала. Цветовая гамма схожа с той, которая была выбрана для Тронного, но есть отличие в рисунке. Он более монотонный и представляет собой бесконечно повторяющиеся восьмигранники. В них в конечном итоге прочитывается крест.

Розеток и бордюров нет, зацепиться глазу не за что. Это сделано не случайно, а для того, чтобы стоящий на службе молящийся прихожанин слышал лишь звуки святого слова и ни на что не отвлекался. Тонкая позолота интерьера выполнена неброско, изящно. Как только глаза молящегося опускались в пол, то к происходящему его возвращал узорчатый образ креста.

Паркет в зимнем дворце

Чужой компьютер

ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

вернуться к странице

ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

.
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА запись закреплена

Паркет в Эрмитаже

Читайте также: