Паркет никем не подметенный

Обновлено: 16.05.2024

Паркет никем не подметенный

Слитное и раздельное написание не с причастиями Словарные диктанты

Слитное и раздельное написание не
с причастиями

I. По независящим причинам; нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; недоумевающий по поводу поведения одноклассника; не подоспевшие вовремя на помощь; неисправленная работа по математике; незаселенные на окраине дома; нерешенная задача по физике; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая; не встреченный никем.

II. Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; еще не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита; неисправимый дефект; портфель не кожаный; ненавидел фальшь; не был в школе; кофта не коричневая; неширокая, но глубокая речонка; костер не погашен; еще не засеянные поля; не знающий усталости; не громкий, а тихий разговор; бормочет что-то невнятное; невежда в музыке; не красивый, а просто симпатичный; поступил далеко не красиво; несбыточность помыслов.

Помогите пожалуйста очень надо


3. Не записанная мной сказка так и забылась со временем.

4. | Паркет никем не подметенный и не вымытый| , к вечеру стал еще грязнее. (там, где огорожено палочками, подчеркнуть волнистой линией - это и есть прич.оборот)

5. Елочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла | никем не срубленная пышная гордая |. (там, где огорожено палочками, подчеркнуть волнистой линией - это и есть прич.оборот)

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите причастные обороты. Фёдор получил двойку за (не)выученное правило.
Вокруг стоял густой лес (не)осв..щаемый ни одним лучиком света.
(Не)записа(н,нн)ая мной сказка так и забылась со временем.
Паркет н..кем (не)подметённый и (не)вымытый к вечеру стал ещё грязнее.
Ёлочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла (ни)кем (не)срубленная пышная гордая. ПОМОГИТЕ ВЫДЕЛИТЬ ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ ​

Вокруг стоял густой лес, не освещаемый ни одним лучиком света.

Не записанная мной сказка так и забылась со временем.

Паркет, никем не подметённый и не вымытый, к вечеру стал ещё грязнее.

Ёлочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла, никем не срубленная, пышная, гордая.

Карточки "НЕ с причастиями" (7 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Ротькина Мария Олеговна

(Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.

Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите причастные обороты.

  1. Фёдор получил двойку за (не)выученное правило.
  2. Вокруг стоял густой лес (не)осв..щаемый ни одним лучиком света.
  3. (Не)записа(н,нн)ая мной сказка так и забылась со временем.
  4. Паркет н..кем (не)подметённый и (не)вымытый к вечеру стал ещё грязнее.
  5. Ёлочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла (ни)кем (не)срубленная пышная гордая.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Обозначьте вид и время причастий.

  1. Квартира (не)убрана.
  2. Девочка (не)ра(с,сс)чёсана.
  3. Этот предмет н..кем (не)любим.
  4. Уроки (не)выучены.
  5. План (не)составлен.
  6. История (не)закончена.
  7. Я (ни)чем (не)уд..влён.
  8. Песня (не)спета.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

  1. (Не)кол..щиеся, а безопас(т)ные предметы.
  2. (Не)выполне(н,нн)ое, а забытое об..щание.
  3. (Не)убра(н,нн)ые, а ра(з,с)бросанные вещи.
  4. (Не)вывезенная, а оставленная на месте а(п,пп)аратура.
  5. (Не)(не)уклюжая, а собранная, вн..мательная ученица.
  6. (Не)исписанные, а чистые тетради.
  7. (Не)сорванные, а а(к,кк)уратно срезанные грибы.
  8. (Ни)кем (не)политые, но и (не)засохшие цветы.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Не) исправле__ая вовремя ошибка, (не)вспаха_ое поле, (не)сжатая рожь, (не)успокоившееся море, (не)забываемое впечатление, (не)скоше__ый луг, (не) замече_а, неприятель (не) обнаружен, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написа_ое к сроку сочинение, (не)раше_ый забор, дорожки (не) выровнены, ещё (не)окрепший после болезни, (не)расколотый орех, (не)нашедший дороги, (не)погасший костёр, (не)рассчита_ый на непогоду, (не)выполне_ое задание, (не)выполне_о, (не)выполнен_ое вовремя, (не)законче_ая книга, (не)законче_ая мной книга, (не)решё_ая задача, задача (не)реше_а, (не)вымыт пол, (не)слыха_ый шум, (не)пойманный никем преступник.

(Не) знаю большего уд_вольствия, чем идти по (не)знакомой дорог _ к лесному озеру. В (не)обыкнове_ой, никогда (не)слыха_ой тишине зар_ждает_ся ра__вет. (Не)скоше__ые луга так душ_сты, что с (не)привычки туманит_ся в голове. Вот доносит_ся тр_вожный крик (не)уснувшей птицы или (не)определ_ый звук напоминающ_й голос.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении.

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч.


Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.

Урок 19 - 7 класс.


Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок 21 - 7 класс.


Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п.


"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор.

Правописание не с разными частями речи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Семенихина Татьяна Алексеевна

Пять вариантов задания 12 ЕГЭ-2016 по русскому языку.

ВложениеРазмер
12_ne_s_chr_3.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (не) привычной обстановке.

Комната Павла была (не) освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось, Петрович, так, что мне (не) кому было рассказать о своих сомнениях.

Из-за густого тумана (не) было видно сигнальных огней.

Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (не) заросший густым камышом берег.

В глубине озера (не) ясным рогом отражался молодой месяц.

Ещё (не) зажившая от когтей медведя рана давала о себе знать.

Отец велел нам, (не) останавливаясь в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.

Нашему коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (не) жаль.

Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Хозяева встретили долгожданных гостей с (не) обыкновенным радушием.

Но страх (не) сжал души моей.

Он вскочил на лошадь, (не) взглянув на стоящего рядом отца.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.

(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.

(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи от сундука деда до сих пор (не) найдены.

Я терпеть Ваши шутки (не) намерен.

У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.

Компьютер (не) подключён к сети.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.

Этот деревянный домик (не) большой, но очень уютный.

(Не) у кого было спросить, как проехать к концертному залу.

Ученик (не) способен запомнить это правило.

Нас поливал ни на минуту (не) прекращающийся дождь.

Засыпаны опавшей листвой (не) подметённые дорожки сада.

Характер дневниковых записей (не) вполне обычный.

Лёшка почему-то (не) понимал смысл её слов.

Студент бойко отвечал на поставленный вопрос, (не) смотря в тетрадь.

В этот вечер вам со мной (не) было скучно?

Обломов - ребенок, а (не) безнравственный эгоист.

(Не) переплетённый, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.

Мост через нашу реку до сих пор (не) построен.

Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (не) принимать волевых решений.

Нужная к уроку книга учениками (не) прочитана.

Клементьев быстро ушел, (не) ответив на наши вопросы.

(Не) высказанный упрек светился в глазах Софьи Николаевны.

Нельзя было отредактировать рассказ, (не) испортив его.

Новая шинель адъютанта (не) сшита.

Пришлось говорить (не) громко, а едва различимым шёпотом.

В ещё (не) раскрытые окна заглядывает синичка.

Позвонить Тане Игорёк не смог по (не) зависящим от него причинам.

(Не) надо думать о плохом: всё будет хорошо.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

После происшедшего с ним случая Никита сделал далеко (не)верные выводы.

(Не) раз мы вспоминали этот забавный случай.

(Не)убранное осенью поле нагоняло на крестьянина тоску и уныние.

(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

В этом (не)достроенном дачниками доме часто собирались бродяги.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

По колеям ещё стояла (не)впитанная почвой дождевая вода.

Несмотря на простоватую внешность, старик оказался человеком отнюдь (не)глупым.

С первой встречи петух невзлюбил Фунтика и каждый раз, проходя мимо, (не)одобрительно косился на таксу.

(Не)исправленные учеником ошибки всё же встречались в работе.

Ты совсем (не)интересуешься искусством.

Варя была (не)красивой, но очень миленькой девочкой.

Гость отвечал на отнюдь (не)интересные вопросы графини.

Люди, (не)видевшие нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.

Такая речь, вовсе (не)лишённая смысла, озадачила Ивана.

Думать о вчерашних проблемах Ивану (не)хотелось.

Откладывать поход (не)было никакой возможности.

(Не)всякий способен вести себя так естественно.

Забор, (не)крашеный ещё с прошлого года, портил пейзаж.

Послышались (не)спешные шаги постояльца.

Никому (не)хотелось думать в тот прекрасный летний вечер о голоде, очередной смене правительства, военной интервенции бывших союзников.

Дуня (не)торопясь возвращалась домой.

Художник Саврасов родился в Москве в 1830 году в (не)богатой купеческой семье.

Наше внимание привлекли никому (не)известные памятники архитектуры.

Сережа, еще (не)окрепший после болезни, примостился на диване.

Лиля сидела в кресле, (не)смотря на сцену.

Обломов получил накануне письмо далеко (не)приятного содержания.

Птицы порхают, (не)обращая внимания на охотников.

Черная, (не)прикрытая шапкой голова Сеньки показалась в окне.

Мои друзья (не)досыпали вместе со мной, заканчивая сборку модели самолёта.

В следующем году И. С. Тургенев пишет рассказ о (не)состоявшейся любви.

Синонимичными могу быть (не)только пары слов, но и целые ряды.

Анна Павловна, (не)спуская глаз с дороги, долго рассказывала о случившемся.

Ольга (не)художница, а певица.

В Мещерском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.

Высокий женский голос пел какую-то никому (не)знакомую песню.

(Не)смотря на усталость, вечером туристы долго сидели у костра.

Понимание прочитанного приходит (не)сразу.

На Алехине была белая, давно (не)стиранная рубаха с веревочным пояском.

Эти минералы (не)изучены.

Солнца (не)было видно.

Бунин рисует в рассказе (не)определенную личность, а устоявшийся социальный тип.

Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывет он по зеркальной глади воды.

Задача осушения болот в нашей местности (не)решена.

Артисты (не)сейчас выйдут на сцену.

Ира выбрала (не)подходящее для собаки имя.

Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

Червяков нисколько (не)сконфузился.

(Не)потушенные свечи могут вызвать пожар.

Карамзин, как передовой человек своего времени, защищал далеко (не)всякий абсолютизм.

Еще (не)распустившийся сизый ковыль расстилался по равнине.

Мимо Пелагеи (не)торопясь прошел мастер столярного цеха.

Старушки пили чай и (не)разговаривали.

В кюветах блестела вода после (не)давних июльских дождей.

(Не)каждый ученый может успешно освоить этот научный метод.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (не) привычной обстановке.

Комната Павла была (не) освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось, Петрович, так, что мне (не) кому было рассказать о своих сомнениях.

Из-за густого тумана (не) было видно сигнальных огней.

Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (не) заросший густым камышом берег.

В глубине озера (не) ясным рогом отражался молодой месяц.

Ещё (не) зажившая от когтей медведя рана давала о себе знать.

Отец велел нам, (не) останавливаясь в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.

Нашему коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (не) жаль.

Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Хозяева встретили долгожданных гостей с (не) обыкновенным радушием.

Но страх (не) сжал души моей.

Он вскочил на лошадь, (не) взглянув на стоящего рядом отца.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.

(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.

(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи от сундука деда до сих пор (не) найдены.

Я терпеть Ваши шутки (не) намерен.

У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.

Компьютер (не) подключён к сети.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.

Этот деревянный домик (не) большой, но очень уютный.

(Не) у кого было спросить, как проехать к концертному залу.

Ученик (не) способен запомнить это правило.

Нас поливал ни на минуту (не) прекращающийся дождь.

Засыпаны опавшей листвой (не) подметённые дорожки сада.

Характер дневниковых записей (не) вполне обычный.

Лёшка почему-то (не) понимал смысл её слов.

Студент бойко отвечал на поставленный вопрос, (не) смотря в тетрадь.

В этот вечер вам со мной (не) было скучно?

Обломов - ребенок, а (не) безнравственный эгоист.

(Не) переплетённый, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.

Мост через нашу реку до сих пор (не) построен.

Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (не) принимать волевых решений.

Нужная к уроку книга учениками (не) прочитана.

Клементьев быстро ушел, (не) ответив на наши вопросы.

(Не) высказанный упрек светился в глазах Софьи Николаевны.

Нельзя было отредактировать рассказ, (не) испортив его.

Новая шинель адъютанта (не) сшита.

Пришлось говорить (не) громко, а едва различимым шёпотом.

В ещё (не) раскрытые окна заглядывает синичка.

Позвонить Тане Игорёк не смог по (не) зависящим от него причинам.

(Не) надо думать о плохом: всё будет хорошо.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

После происшедшего с ним случая Никита сделал далеко (не)верные выводы.

(Не) раз мы вспоминали этот забавный случай.

(Не)убранное осенью поле нагоняло на крестьянина тоску и уныние.

(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

В этом (не)достроенном дачниками доме часто собирались бродяги.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

По колеям ещё стояла (не)впитанная почвой дождевая вода.

Несмотря на простоватую внешность, старик оказался человеком отнюдь (не)глупым.

С первой встречи петух невзлюбил Фунтика и каждый раз, проходя мимо, (не)одобрительно косился на таксу.

(Не)исправленные учеником ошибки всё же встречались в работе.

Ты совсем (не)интересуешься искусством.

Варя была (не)красивой, но очень миленькой девочкой.

Гость отвечал на отнюдь (не)интересные вопросы графини.

Люди, (не)видевшие нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.

Такая речь, вовсе (не)лишённая смысла, озадачила Ивана.

Думать о вчерашних проблемах Ивану (не)хотелось.

Откладывать поход (не)было никакой возможности.

(Не)всякий способен вести себя так естественно.

Забор, (не)крашеный ещё с прошлого года, портил пейзаж.

Послышались (не)спешные шаги постояльца.

Никому (не)хотелось думать в тот прекрасный летний вечер о голоде, очередной смене правительства, военной интервенции бывших союзников.

Дуня (не)торопясь возвращалась домой.

Художник Саврасов родился в Москве в 1830 году в (не)богатой купеческой семье.

Наше внимание привлекли никому (не)известные памятники архитектуры.

Сережа, еще (не)окрепший после болезни, примостился на диване.

Лиля сидела в кресле, (не)смотря на сцену.

Обломов получил накануне письмо далеко (не)приятного содержания.

Птицы порхают, (не)обращая внимания на охотников.

Черная, (не)прикрытая шапкой голова Сеньки показалась в окне.

Мои друзья (не)досыпали вместе со мной, заканчивая сборку модели самолёта.

В следующем году И. С. Тургенев пишет рассказ о (не)состоявшейся любви.

Синонимичными могу быть (не)только пары слов, но и целые ряды.

Анна Павловна, (не)спуская глаз с дороги, долго рассказывала о случившемся.

Ольга (не)художница, а певица.

В Мещерском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.

Высокий женский голос пел какую-то никому (не)знакомую песню.

(Не)смотря на усталость, вечером туристы долго сидели у костра.

Понимание прочитанного приходит (не)сразу.

На Алехине была белая, давно (не)стиранная рубаха с веревочным пояском.

Эти минералы (не)изучены.

Солнца (не)было видно.

Бунин рисует в рассказе (не)определенную личность, а устоявшийся социальный тип.

Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывет он по зеркальной глади воды.

Задача осушения болот в нашей местности (не)решена.

Артисты (не)сейчас выйдут на сцену.

Ира выбрала (не)подходящее для собаки имя.

Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

Червяков нисколько (не)сконфузился.

(Не)потушенные свечи могут вызвать пожар.

Карамзин, как передовой человек своего времени, защищал далеко (не)всякий абсолютизм.

Написание не с различными частями речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Алгоритм "Написание не с различными частями речи", порядок применения правила при слитном или раздельном написании не, тренировочные упражнения, ключ к упражнению для самопроверки.

ВложениеРазмер
algoritm_napisanie_ne_s_razlichnymi_chastyami_rechi.docx 24.11 КБ
uprazhnenie_napisanie_ne_s_razlichnymi_chatyami_rechi.docx 15.54 КБ
klyuch_k_uprazhneniyu.docx 10.67 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи»

Порядок применения правила

  1. Определи, употребляется ли слово без не , нет ли в нем приставки недо- .
  2. Вдумайся в предложение: если к слову с не есть или подразумевается противопоставление с союзом а , или имеется пояснительное слово с частицей ни , или обороты с вовсе не , далеко не , отнюдь не , пиши раздельно.
  3. Если нет, определи к какой части речи относится слово с не и обратись к алгоритму.

Образец применения правила

  1. (Не) домогание – слово без не не употребляется, пишу слитно.
  2. (Не) веселый (взгляд) – слово без не употребляется, (не) веселый – это прилагательное. Нет противопоставления, нет слов далеко не, отнюдь не, вовсе не, нет слов с ни. Можно заменить синонимом грустный, поэтому пишем слитно.
  3. (Не) выучен (урок) – слово без не употребляется (не) выучен, каков? – это причастие, стоит в краткой форме, поэтому пишем раздельно.
  4. Совершенно (не) продуманное – слово без не употребляется, является полным причастием, имеет зависимое слово «совершенно», усиливающее степень качества, поэтому пишем слитно.
  5. (Не) достает (денег) – слово с недо, оно имеет значение «ниже нормы, мало чего-то», поэтому слово с приставкой недо- пишем слитно.
  6. (Не) излечимая (болезнь) – слово на –мый, не имеет пояснительного слова в творительном падеже или слова с ни , противопоставления, слов вовсе не и т.д. Пишем слитно.
I.Объясни орфограммы, используя алгоритм
  1. (Не) торопливым шепотом начала она объяснение.
  2. Солнце, еще (не) поднявшееся в зенит, щедро обливало землю.
  3. На столе лежала (не) прочитанная книга.
  4. Эти места почти (не) исследованы.
  5. Дни, проведенные в этих местах, (не) забываемы.
  6. С конвейера сходили ничем (не) различимые изделия.
  7. Юноша (не) высок ростом и почти (не) красив.
  8. Я (не) намерен с ним объясняться.
  9. (Не) смотря на все старания, он опоздал.
  10. Весь день мы работали под (не) прекращающимся дождем.
  11. Это была ничем (не) интересная новость.
  12. Небо сегодня (не) голубое.
  13. Задача (не) труднее предыдущей.
  14. Речка (не) глубокая, а мелкая.
  15. Ты привел совершенно (не) подходящий пример.
II. Слитно или раздельно? Ключ к упражнению на другой стороне листа
  1. (не) доучившись
  2. (не) доверять людям
  3. (не) замечая усталости
  4. далеко (не) худший вариант
  5. (не) решительный характер
  6. (не) удавшийся из-за дождя поход
  7. факт (не) проверен
  8. (не) стоит голову ломать
  9. рана (не) опасная
  10. (не) рад видеть нас
  11. еще (не) видимое глазом
  12. сложил (не) дочитанное письмо
  13. (не) лепый вопрос
  14. (не) взирая на туман
  15. (не) удачный ответ
  16. никому (не) видимая завеса
  17. (не) победимая армия
  18. очень (не) удачная поездка
  19. (не) решается подойти
  20. (не) думающий ни о ком
III. Выполни тест

1. Частица НЕ пишется раздельно со словом

  1. еще (не) сеянный овес
  2. (не) хватало таланта
  3. абсолютно (не) умный
  4. (не)(к) чему придраться
  5. (не) уклюжий

2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) броский, (не) дополучить
  2. ничуть (не) боязно, (не) родной, а приемный сын
  3. (не) бытие, никем (не) ожидаемые проблемы
  4. (не) обученный мастером, (не) боясь
  5. решил (не) правильно, (не) весомый

3. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. отнюдь (не) очевидный, никем (не) почитаемый
  2. (не) досыпать, (не) внимание
  3. (не) догадливый, (не) веря
  4. думал (не) безосновательно, очень (не) устойчивый
  5. (не) доверчивый, а настороженный; (не) уловимое обаяние

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) доверие, слишком (не) терпеливый
  2. (не) доброжелательный, (не) терпящий возражений
  3. (не) простой, но решаемый вопрос; (не) повторимый трюк
  4. (не) достать до ветки, сказал (не) решительно
  5. (не) уставая, отнюдь (не) актуально

5. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) обычный, бросил (не) далеко
  2. (не) доедание, (не) прогнозируемые препятствия
  3. (не) хотелось думать, (не) выразительный
  4. никем (не) званный гость, (не) разогревшись
  5. отнюдь (не) дружеский, (не) агрессивный, а терпимый

6. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) достичь, (не) принятый в обществе
  2. (не) пренебрегая, совершенно (не) важный
  3. (не) броский, а скромный; шел (не) торопливо
  4. (не) покоренная вершина, (не) видаль
  5. (не) густой, ничуть (не) больно

7. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. еще (не) рассвело, (не) рассчитанный на всех
  2. (не) поняв, (не) давний
  3. (не) главный, а второстепенный; нисколько (не) интересно
  4. посмотрел (не) винно, (не) учтенный доход
  5. очень (не) добросовестный, (не) довольство

8. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) рассмотрев, (не) хватало терпения
  2. (не) созревший до холодов; (не) громкий, но выразительный
  3. (не) доделки, (не) просроченный товар
  4. поступил (не) честно, ничуть (не) страшно
  5. абсолютно (не) образованный, (не) далекий

9. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. далеко (не) образцовый, это (не) происходило
  2. (не) везение, весьма (не) острожный
  3. (не) взятый на время, (не) двусмысленный
  4. (не) предвзятый, (не) получив
  5. мыслит (не) конкретно; (не) умный, но практичный

10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) красив, но притягательный; вовсе (не) дорогой
  2. (не) доверять, (не) проходимое болото
  3. (не) видимый глазом, (не) победив
  4. (не) дальновидный, действовал (не) безопасно
  5. почти (не) весомый, это (не) вопрос

Ключ к упражнению по алгоритму «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».

Проверь себя.

1 слитно 11 раздельно

2 раздельно 12 слитно

3 раздельно 13 слитно

4 раздельно 14 слитно

5 слитно 15 слитно

6 раздельно 16 раздельно

7 раздельно 17 слитно

8 раздельно 18 слитно

9 слитно 19 раздельно

10 раздельно 20 раздельно

Поставь себе оценку:

«2» - до 10 ошибок

Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Предварительный просмотр:

I.Объясни орфограммы, используя алгоритм
  1. (Не) торопливым шепотом начала она объяснение.
  2. Солнце, еще (не) поднявшееся в зенит, щедро обливало землю.
  3. На столе лежала (не) прочитанная книга.
  4. Эти места почти (не) исследованы.
  5. Дни, проведенные в этих местах, (не) забываемы.
  6. С конвейера сходили ничем (не) различимые изделия.
  7. Юноша (не) высок ростом и почти (не) красив.
  8. Я (не) намерен с ним объясняться.
  9. (Не) смотря на все старания, он опоздал.
  10. Весь день мы работали под (не) прекращающимся дождем.
  11. Это была ничем (не) интересная новость.
  12. Небо сегодня (не) голубое.
  13. Задача (не) труднее предыдущей.
  14. Речка (не) глубокая, а мелкая.
  15. Ты привел совершенно (не) подходящий пример.
II. Слитно или раздельно? Ключ к упражнению на другой стороне листа
  1. (не) доучившись
  2. (не) доверять людям
  3. (не) замечая усталости
  4. далеко (не) худший вариант
  5. (не) решительный характер
  6. (не) удавшийся из-за дождя поход
  7. факт (не) проверен
  8. (не) стоит голову ломать
  9. рана (не) опасная
  10. (не) рад видеть нас
  11. еще (не) видимое глазом
  12. сложил (не) дочитанное письмо
  13. (не) лепый вопрос
  14. (не) взирая на туман
  15. (не) удачный ответ
  16. никому (не) видимая завеса
  17. (не) победимая армия
  18. очень (не) удачная поездка
  19. (не) решается подойти
  20. (не) думающий ни о ком
III. Выполни тест

1. Частица НЕ пишется раздельно со словом

  1. еще (не) сеянный овес
  2. (не) хватало таланта
  3. абсолютно (не) умный
  4. (не)(к) чему придраться
  5. (не) уклюжий

2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) броский, (не) дополучить
  2. ничуть (не) боязно, (не) родной, а приемный сын
  3. (не) бытие, никем (не) ожидаемые проблемы
  4. (не) обученный мастером, (не) боясь
  5. решил (не) правильно, (не) весомый

3. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. отнюдь (не) очевидный, никем (не) почитаемый
  2. (не) досыпать, (не) внимание
  3. (не) догадливый, (не) веря
  4. думал (не) безосновательно, очень (не) устойчивый
  5. (не) доверчивый, а настороженный; (не) уловимое обаяние

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) доверие, слишком (не) терпеливый
  2. (не) доброжелательный, (не) терпящий возражений
  3. (не) простой, но решаемый вопрос; (не) повторимый трюк
  4. (не) достать до ветки, сказал (не) решительно
  5. (не) уставая, отнюдь (не) актуально

5. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) обычный, бросил (не) далеко
  2. (не) доедание, (не) прогнозируемые препятствия
  3. (не) хотелось думать, (не) выразительный
  4. никем (не) званный гость, (не) разогревшись
  5. отнюдь (не) дружеский, (не) агрессивный, а терпимый

6. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) достичь, (не) принятый в обществе
  2. (не) пренебрегая, совершенно (не) важный
  3. (не) броский, а скромный; шел (не) торопливо
  4. (не) покоренная вершина, (не) видаль
  5. (не) густой, ничуть (не) больно

7. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. еще (не) рассвело, (не) рассчитанный на всех
  2. (не) поняв, (не) давний
  3. (не) главный, а второстепенный; нисколько (не) интересно
  4. посмотрел (не) винно, (не) учтенный доход
  5. очень (не) добросовестный, (не) довольство

8. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) рассмотрев, (не) хватало терпения
  2. (не) созревший до холодов; (не) громкий, но выразительный
  3. (не) доделки, (не) просроченный товар
  4. поступил (не) честно, ничуть (не) страшно
  5. абсолютно (не) образованный, (не) далекий

9. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. далеко (не) образцовый, это (не) происходило
  2. (не) везение, весьма (не) острожный
  3. (не) взятый на время, (не) двусмысленный
  4. (не) предвзятый, (не) получив
  5. мыслит (не) конкретно; (не) умный, но практичный

10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) красив, но притягательный; вовсе (не) дорогой
  2. (не) доверять, (не) проходимое болото
  3. (не) видимый глазом, (не) победив
  4. (не) дальновидный, действовал (не) безопасно

почти (не) весомый, это (не) вопрос

Предварительный просмотр:

Ключ к упражнениюII по алгоритму «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».

1 слитно 11 раздельно

2 раздельно 12 слитно

3 раздельно 13 слитно

4 раздельно 14 слитно

5 слитно 15 слитно

6 раздельно 16 раздельно

7 раздельно 17 слитно

8 раздельно 18 слитно

9 слитно 19 раздельно

10 раздельно 20 раздельно

Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. 11 класс

Интерактивный тест можно использовать для индивидуальной работы с учащимися.


Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи

Правописание предлогов, наречий и местоимений с частицами представляет значительную трудность для обучающихся. Данная презентация позволяет повторить правила и потренироваться в правильном написании р.


Разработка урока по руссокму языку "Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи"

Поэтапная разработка урока для 10-11 классов по русскому языку на тему "Слитноое и раздельное написание НЕ с различными частями речи".

Тест по русскому языку "Слитное и раздельное написание различных частей речи" «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»

конспект урока 8 класс к учебнику М.М.Разумовской «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ».

ТЕМА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»

конспект урока к учебнику М.М.Разумовской 8 класс УРОК №3.ТЕМА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ».


Написание " НЕ" с различными частями речи

презентация для отработки навыка слитного и раздельного написания слов с "НЕ".

Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый

Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.

К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.

Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.

На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:

Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:

1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.

Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:

(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?

На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.

Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:

1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).

Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:

1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).

В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).

Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).

Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый

Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.

(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.

Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.

(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.

На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.

После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.

На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:

Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.

Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.

1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.

2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.

На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.

Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.

Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.

Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.

Читайте также: