Люк в полу запорожца для чего нужен

Обновлено: 01.05.2024

(заявка на) Получение лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему

Сегодня подавал заявление через Портал государственных услуг на получение лицензии. О заполнении много писать нет смысла, поэтому сейчас будет тезисно:

1. Сведения о заявителе - заполняете информацию о том человеке. с чьей учетки сидите, данные того человека и заполняете.
2. Контактные сведения - электронная почта и мобильный для товарища майора.
3. Паспортные данные - см. п.1.
4. Адрес - в соответствии с регистрацией по паспорту. Также учитываем информацию о том, совпадает ли адрес регистрации с фактическим или нет.
5. Получатель заявления - указываем название района по месту регистрации и выбираем соответствующие ОЛРР.
6. Сведения о виде оружия, на которое оформляется/переоформляется лицензия - в моём случае это "охотничье гладкоствольное", для вас - своё.
7. Сведения о цели приобретения оружия - тут интереснее: спорт выбирают те, кто уже про него знают; самооборона (без права ношения) - если выбрать этот вариант, то стаж 5 лет для покупки нарезного оружия идти не будет; охота - если выбрать, то после покупки начнется стаж в 5 лет для последующей покупки нарезного оружия (я выбрал этот вариант).
8. Сведения об имеющемся оружии - если нет оружия, то пропускаем, если есть - ставим галку.
9.

Сведения об адресе хранения оружия и патронов - пишем правду и ничего, кроме правды.
10. Сведения о прохождении соответствующей подготовки - указываем название юр.лица из акта проверки или из сертификата о прохождении обучения.
11. Сведения о документах, прилагаемых к заявлению:
11.1 Справка 003-о/у
11.2 Справка 002-о/у
11.3 Сертификат о прохождении обучения
11.4 Акт о проверке знаний
11.5 Охотничий билет (первая страница с фоткой)
11.6 Отмечаем галочкой, что обязуетесь предоставить все оригиналы.

Запускаем заявку и она уходит на регистрацию.
Для меня было большой неожиданностью, что через 10 минут мне позвонил сотрудник Росгвардии (ОЛРР), сообщил, что мне в личном кабинете должна упасть информация о необходимости оплаты. После получения ОЛРР информации об оплате включается таймер на оказание услуги (30 календарных дней). Когда результат будет готов, то меня уведомит программа, после чего мне будет необходимо позвонить по номеру с которого мне вот прям сейчас позвонили и записаться на приём. А что здесь удивительного, спросит читатель? А то, что мне позвонили в часов 17:00, в воскресенье, Карл. И позвонил человек, который представился начальником всего этого ОЛРР. И он был весьма вежлив.

В общем оплатил я ссылку и пошел ждать, когда ОЛРР увидит платёж и запустит таймер на 30 дней. А то интернет пугает скромной информацией из кузницы законодательных инициатив на тему ужесточения получения или покупки гладкоствола. Уже пишут, что ланкастеры и парадоксы приравняют к нарезному. Кто знает, что из этого "выстрелит" и дойдёт до публикации и вступления в силу. Одним словом - время покажет.

Если есть замечания по тексту, то пояснительную бригаду с удовольствием жду в комментариях.


В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов. Проштудировав километры форумов и литературу по устройству и эксплуатации автомобиля, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Отверстие для воды и мусора

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.

ЗАЗ 968 с двумя лючками. Еще похожий имеется в багажнике прямо под запаской.

Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.

Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.

Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе

Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Фотографий этого процесса найти не удалось. Предлагаю просто полюбоваться на масштабы советской автомобильной промышленности! На фото ЗАЗ 968М

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.

Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.

Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!

Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.

Шуточные версии

Отверстие необходимо для того, чтобы:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Зачем у ПАЗа люк в корме, а у ЛАЗа - в передке? Санитарные автобусы в СССР

«От Советского информбюро: вчера в Амурской области китайскими военными был вероломно обстрелян мирно пашущий советский трактор. Ответным огнем трактор успешно подавил атаку противника. СССР заявил ноту протеста и сообщил Пекину, что в случае повторения агрессии на советские поля будут выведены сеялки, веялки и комбайны с вертикальным взлетом».

Как известно, в каждой шутке есть лишь только доля шутки. Вот и в этом старом «бородатом» анекдоте – тоже. В действительности практически любой транспорт в СССР размером крупнее обычной «легковушки» мог иметь двойное назначение. Не верите? Тогда давайте убедимся в этом на примере автобусов. Взять, скажем, хорошо известные автобусы ЛАЗ серии 695. Те самые, которыми еще не так давно были наводнены улицы большинства наших городов. Вы никогда не обращали внимание, что в правой части передка у них сделан здоровенный люк?

Стандартный ЛАЗ-695Н образца 1976 года. Контуры люка в передке можно увидеть под правой половинкой ветрового стекла (со стороны пассажирских дверей) Стандартный ЛАЗ-695Н образца 1976 года. Контуры люка в передке можно увидеть под правой половинкой ветрового стекла (со стороны пассажирских дверей)

А знаете, для чего предназначен этот «портал»? Сейчас покажу, только на примере ЛАЗа более старой модели 695Б. Вот таким вот образом этот люк открывался и использовался (не забывайте пролистать галерею!):

А вот таким образом он использовался:

Как видно, люк этот служил для загрузки в салон носилок с больными и ранеными. Ведь все автобусы в Советском Союзе считались мобилизационным резервом и в «особый период», то есть во время боевых действий, подлежали мобилизации и переоборудованию в санитарный транспорт. Все сиденья, за исключением нескольких, удалялись из салона, а вместо них монтировались «этажерки» для фиксации носилок, укладки с предметами для ухода за ранеными, питьевые бачки, светомаскировочные шторы и другое оборудование. В собранном виде в салоне того же самого автобуса ЛАЗ-695Б это выглядело вот так:

А вот так – в салоне автобуса ЛиАЗ-677:

Тут еще без носилок… … а тут – уже с полным салоном «пассажиров» Тут еще без носилок…

В автобусах ЛиАЗ-677, кстати, никаких дополнительных люков ни в передней, ни в задней части кузова не было, поскольку ширина служебных дверей позволяла свободно производить загрузку носилок прямо через них. А открытые ширмовые дверцы автобусов ЛАЗ достаточного просвета в проемах уже не оставляли.

ЛиАЗ-677Б готов к погрузке раненых Погрузка в разгаре! ЛиАЗ-677Б готов к погрузке раненых

Что характерно, никакого «колхозинга» при подобном переоборудовании пассажирских автобусов в санитарные не требовалось, поскольку все необходимые унифицированные закладные элементы для монтажа стоек и подвесов для носилок устанавливались в салонах всех отечественных автобусов еще с завода! А городские автобусы ЛиАЗ-677 дополнительно получали еще и съемный кронштейн, который при переоборудовании в «санитарку» надлежало установить в задней части кузова, чтобы затем повесить на него запасное колесо. В обычной эксплуатации 677-му возить с собой «запаску» не полагалось вовсе – ведь, случись что, ему на помощь из парка должна была прибыть «техничка» с новым колесом. Но с учетом жизненных реалий многие водители городских ЛиАЗов предпочитали возить запасное колесо всегда с собой: кто-то для этого городил самодельное крепление в салоне, а кто-то как раз благополучно использовал тот самый кронштейн из комплекта типового санитарного оборудования.

Вот пример автобуса ЛиАЗ-677М, работающего на городском маршруте в Жодино с «запаской» на корме, закрепленной на кронштейне из комплекта типового санитарного оборудования Вот пример автобуса ЛиАЗ-677М, работающего на городском маршруте в Жодино с «запаской» на корме, закрепленной на кронштейне из комплекта типового санитарного оборудования

А теперь – небольшой ретроспективный экскурс по более мелким советским автобусам, начиная от самых маленьких. Вот, к примеру, переоборудованный салон микроавтобуса РАФ-977:

Даже заядлые автомобилисты не догадываются, почему "Запорожец" был с "дырявым" дном (рыбакам такая функция пришлась по душе)


01.10.1960 на запорожском предприятии "Коммунар" была выпущена первая машина ЗАЗ-965. Через много лет после этого предприятие переименовали, появились новые модели, а в девяностые годы их изготовление прекратилось. Однако эта своеобразная бюджетная машина, наверное, и сейчас известна многим жителям стран бывшего СССР.


Вот семь интересных фактов об авто "Запорожец".


Удобство ремонта

Можно было быстро и просто устранить многие неисправности. К примеру, лобовое и заднее стекла являлись одинаковыми и если повреждено лобовое, была возможность временно поставить на его место заднее стекло.

Экспортные модели

Подобно прочим автозаводам Советского Союза, Запорожский автомобильный завод производил модели для экспорта в некоторые страны. Был и вариант автомобиля с правым рулем.

Автомобиль для инвалидов

Сейчас у многих эта машина ассоциируется в основном с "инвалидками" - особыми версиями для людей, которые имеют ограниченные возможности. В 80-х годах автомобили, которые производил Запорожский автозавод, значительно устарели и стали непопулярными. Но в Советском Союзе только два предприятия производили машины для инвалидов: мотоколяски завода в Серпухове сильно уступали "Запорожцам" по всем параметрам, потому "Запорожец" тогда занял именно эту узкую нишу.

Низкая цена

Первый "Запорожец" имел стоимость вдвое меньше самого дешевого авто марки ВАЗ и втрое меньше, чем автомобиль "Волга". Его цена составляла 1800 руб., что было равно цене 1000 бутылок водки. При средней заработной плате в Советском Союзе в начале шестидесятых годов на этот автомобиль возможно было накопить за 1,5-2 года (если откладывать на это всю зарплату).

Опережая время

Один прототип автомобиля, который был разработан в пятидесятых годах и назывался "Белка", обладал интересной особенностью: он не имел дверей, вместо них имелась передняя часть кузова, которая откидывалась. Этот вариант посчитали небезопасным и отвергли. Но в наше время он используется в некоторых концепт-карах.

Люк в полу

В полу, перед пассажирским сиденьем, у модели ЗАЗ-968 был небольшой люк прямоугольной формы.


В одной из программ Top Gear ее ведущий Д. Кларксон сказал, что он нужен для рыбалки: когда автомобиль можно остановить на льду пруда, озера, водохранилища или реки, то через эту дыру в полу можно сделать лунку и рыбачить, не выходя из авто. Однако есть и другие версии.


Насколько я помню, в модели ЗАЗ-968М такого люка не было.

Прозвища

Все модели автомобиля «Запорожец» имели прозвища: ЗАЗ-965 называли "горбатым", ЗАЗ-966 - "ушастым", а ЗАЗ-968М - "мыльницей".

8 фактов о "Запорожцах"

В день "рождения" "горбатого" мы нашли несколько интересных фактов об автомобилях "Запорожец".

1. Практичность "Запорожца" позволяла достаточно оперативно и без больших затруднений устранять некоторые поломки и повреждения. Например, заднее и лобовое стекло были идентичными и взаимозаменяемыми: в случае повреждения переднего стекла, можно было на время установить вместо него заднее.

2. Как и некоторые другие советские автомобильные заводы, "ЗАЗ" наладил производство экспортных моделей для стран третьего мира. Существовала даже праворульная версия "Запорожца".

3. В наши дни у многих "Запорожец" ассоциируется прежде всего с "инвалидками" - специальными комплектациями автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Что не удивительно: к концу восьмидесятых модели, производимые ЗАЗом, в значительной степени устарели и утратили свою популярность. Но, в то же время, долгие годы в СССР только этот завод производил автомобили для инвалидов, поэтому "Запорожцы" к концу XX века заняли именно эту узкую нишу.

4. По разным современным оценкам, "Запорожец" стоил в два раза дешевле автомобилей, производимых в Тольятти, и в три раза дешевле горьковской "Волги". Его стоимость составляла примерно 1 800 послереформенных рублей и, по полушуточной легенде, определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

5. Исходя из средней зарплаты в СССР начале 60-х годов, на "Запорожец" можно было накопить за полтора - два года. Если, конечно, выделять на эти цели все заработанные деньги.

6. Один из прототипов "Запорожца", разработанный в середине 50-х и получивший название "Белка", имел интересную особенность: вместо открывающихся дверей он обладал откидным передом кузова. Такая конструкция оказалась не слишком безопасной и была отвергнута. Однако нечто подобное сейчас можно наблюдать в некоторых концепт-карах.

7. Пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 мог обнаружить у себя под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и наслаждаться зимней рыбалкой, не выходя из машины.



ЗАЗ-968 «Запорожец». Фото:Алексей Филиппов /ИТАР-ТАСС

8. Продукция Запорожского завода никогда не избегала ироничных прозвищ, которые укоренились в народе и известны до сих пор: модель 965 превратилась в "горбатый", воздухозаборники ЗАЗ-966 сделали его "ушастым", а когда в комплектации ЗАЗ-968М их не оказалось, она была прозвана "мыльницей".

Зачем в "Запорожце" лючок в полу? в топгире прикололи что для зимней рыбалки из машины! ! !)))

Да это все просто, варианта есть 2, один сурово-реалистический, второй гуманистическо-теоретический.

Вобщем первый: Лючек для инвалидов, которые уронили что то, и не могут на улице наклониться и поднять свои ключи/кошелек и пр. А так сел в машину, подкатил и поднял. Тепло и пр. Конструкция также удобна для сборки отлетевший деталей от городских атвобусов и грузовиком. Санитары улиц. Но позже перестали ставить из-за того что ее стали использовать во вред великой стране. Тырить картошку на поле и буряки! Типа я тут проеду, инвалид, денег нет, времени и бензина тоже, можно я полем срежу? А сам едет и картошку пиздит, ну или пшеницу, вобще как комбайн.. . Вобщем "барыги" подхватили идею, и понеслась, на Красной площади сняли плитку, на улицах стали воровать люки на чермет. и пр. Вобщем от идеи отказались. А запрет на проезд по колхозным полям на запорожце так и остался. и говорят из-за жужиков Красную площадь перекрыли. На ТО люк заваривали без ведома хозяина, иначе талон не дадут. Вот и выходит катавасия у кого есть а у кого нет. Те кто по селам прятал машины сохранили мега полезный люк! Но его серкет не рассказывают, бояться. КГБ живет! ..
Вторая: Конструкторы ЗАЗа были людьми. человечными. Гуманистами, и приверженцами американского способа жизни. Они тайно состояли в запретном тогда обществе любителей животных. И по мотивам американских фильмов сделали в полу запорожца люк. Раньше ведь где жилы бездомные кошечки - песики? Под машинами! Вот им там и сделали лючек, аля как в домах. Чтоб животные сами приходили и уходили, не беспокоя хозяина. Так и жили.. . Но потом пошла волна протестов, люди зимой не могли выгнать из машин целые стаи котов, которые с криками выгоняли законных хозяев. А коты там гадили. а алкаши и бомжи шли на запах и тоже там гадили. Вот где берут начало тупые анекдоты! Вобщем у кого гаража небыло, заварили его нах, и забыли о этой проблеме. Упоминания остались в народной мудрости и в генах котов, которые до сих пор ползают под машинами, и в поисках люка залазят под капот, вызывая кучу проблем у владельцев других машин. Вот почему Запорожец нелюбят многие автовладельцы, за то что они вложили в гены животных такую информацию. про которую их владельцы даже и не помнят уже.)))))))) )

Источник: Это люк для слива воды из салона

Михаил ИвановичМастер (1600) 1 год назад

Во всем рука советского инженера росла из правильного места. Люк в Запорожце символ бесконечности Вселенной.


В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка "Запорожца". Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.

Проштудировав километры форумов и литературу по устройству и эксплуатации автомобиля, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Отверстие для воды и мусора

"При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода"

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.

На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска "Запорожца", под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.

Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.

Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.

Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе

Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Многие владельцы "Запорожцев" на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.

Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.

Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!

Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на "Запорожце" на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.

Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.

Шуточные версии

Отверстие необходимо для того, чтобы:

  • справлять через него нужду в пробках;
  • останавливать "Запорожец" с помощью лома;
  • покидать через него подбитый "Запорожец".

Теперь я предлагаю вам сделать оценку представленных версий и написать в комментариях, к какому варианту склоняетесь именно вы. Ну или предложите свой вариант использования лючка в днище ЗАЗ 968!

Расследование о днище


Итак. У рубинового днище сгнило.
Посему я заморочился на тему, а какие бывали днища у заз 966-968м и провел расследования с помощью гугла.
Расследование не полное, посему, если у кого-нить есть инфа, или я что-то сам нарою позже, то буду дополнять постфактум.



А теперь посмотрим на сразу несколько фотографий относительно ранних (до 71)
и на аналогичную схему днища моего заз 966 69 года





В общем если не брать в расчет лючки, вместо которых у 966 неглубокие выштамповки разного размера
(у водителя поменьше и справа, а у пассажира побольше на всю ширину).
то основные отличия наблюдаются на водительской половине.
во-первых два дополнительных круглых углубления
во вторых более плавный скос центральной хреновины у 968 и полностью симметричный у 966.

ну и в качестве бонуса фотка заз 966 71 года
у которого все еще нет лючков но уже есть плавный скос с водительской стороны.


к сожалению у меня нет ни одной фотки днища табачного 72 г с водительской стороны, поэтому дополню псто позднее

Цена вопроса: 0 ₽ Пробег: 0 км

ЗАЗ 966 1969, двигатель бензиновый 0.9 л., 30 л. с., задний привод, механическая коробка передач — наблюдение

Машины в продаже

Комментарии 8


В своё время парни из Top Gear предположили (в шутку, конечно), что лючок сделан для зимней рыбалки. Типа пробурил лунку, поставил заза над ней — и лови себе рыбку из тёплого салона! :-)


у меня 2 лючка (1979 г., 968А).


ну вот я так думаю, что изначально вырезали обе дырки, а у М'ок начали вырезать уже только одну.


может быть. а вот назначение лючков — это вопрос. мне кажется, что закреплять кузов за них на конвейере — невозможно. для этого есть пороги и точки крепления подвесок, которые нормируются на чертежах. а вот для слива жидкостей после погружения кузова в ванны — считаю, вполне могли сгодиться.


мне кажется что для слива жидкостей там и так в полу куча дырок закрываемых резиновыми пробками, причем эти дырки в куда более низинных местах чем эти люки.
кроме того точно такой же люк есть за задними сидениями на возвышенности, что исключает его использование для слива воды.

если предположить что люки использовались для транспортировки, то логично было бы размещать их ровно по центру, ну или хотя бы симметрично, а не один сбоку как у 968м.
кроме того на всех фотках с конвейеров завода нет ни одной которая предполагала бы транспортировку за эти люки.

Я в рассуждениях предлагаю идти от "обратного".
почему вдруг перестали вырезать один из люков у 968м, почему сначала сделали два, а потом оставили один.
это логично если люки нужны были для автоматизации сборки, например для того чтобы подлезть снизу пневматическим гайковертом или чем-то таким.
и два люка нужны были пока была надежда на выпуск праворульной версии.
но когда к 80м запорожец морально и технически устарел, и его экспорт сошел на нет, а праворульная версия так и не появилась, то дырку под один из люков перестали вырезать.


nikalayevich

может быть. а вот назначение лючков — это вопрос. мне кажется, что закреплять кузов за них на конвейере — невозможно. для этого есть пороги и точки крепления подвесок, которые нормируются на чертежах. а вот для слива жидкостей после погружения кузова в ванны — считаю, вполне могли сгодиться.

вроде ктото узнавал на заводе это для сливо излишек грунта при окунании его в ванную + через них держали дно при приваривании к боковинам


Позновательно, буду обращать внимание на свои. В принципе днища не сильно изменились, по сути остается даже выштамповка под механический привод сцепления. Лючок как пояснил инженер с завода ЗАЗ это для закрепления кузовов на конвеере. А вот для чего поменяли изгиб с водительской стороны загадка. Это ж надо пресс перенастраивать было.


уверен процентов на 80, что более плавный изгиб сделали для того чтобы можно было еще дальше отодвинуть водительское кресло, так как именно на эти выступы оно опиралась своей задней частью.

«Запорожец» не сдается почти 60 лет


Завод «Коммунар» (позже переименованный в «Запорожский автомобилестроительный завод») на Украине выпустил первую промышленную партию «Запорожцев» 22 ноября 1960 года. Производство длилось до 1994 года, на дороги за это время вышли порядка 3,5 миллиона машин.

Главное отличие «Запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя сзади, что в 1950-1960 годы было трендом в мировом автомобилестроении. Первое поколение ЗАЗ-965 прозвали «горбатыми» за характерную форму кузова. Второе — ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — называли «ушастым» или «чебурашкой» из-за конструкции воздухоуловителей. Следующая модификация ЗАЗ-968М, лишившись «ушей», стала «мыльницей» или «эмкой».


Фото: © предоставлено Владом Паровенко

Поклонники «жужиков»

Новосибирец Павел Тагильцев ежедневно проезжает около 50 километров от дома до учебы на своем белом «Запорожце», которому уже 28 лет. Это ЗАЗ-968М — представитель самой массовой модели марки, которых с конвейера сошло около 1 миллиона экземпляров.

«Любовь к марке возникла с детства. Я вокруг него учился ходить. Дедушка с него начинал, потом отец пересел, а потом уже сам», — вспоминает молодой человек. Эта машина — третья в коллекции. Остальные стоят в гараже.


Другой поклонник «Запорожцев» Влад Паровенко свой экземпляр лимонного цвета 1979 года выпуска поставил в гараж на зимовку. Его он ласково называет «жужиком». Отношения с маркой начались в 2010 году.

«Приобретал автомобиль, чтобы научиться ездить, такой, чтобы было не жалко поцарапать, и прикипел к нему. Потом покупал другие "жужики", ремонтировал, продавал, снова покупал, но первый — самый лучший», — отмечает автолюбитель.


По его словам, сейчас люди в основном берут «Запорожцы», чтобы их доламывать. Некоторые устраивают гонки — дрифт по льду или «на выживание», когда машины бьются друг с другом.

Он считает, что в Новосибирске достаточно много поклонников машины, но активно общаются между собой всего пять-восемь человек. Активные сообщества есть в Приморье, Санкт-Петербурге, на Украине и даже в Германии, где в клубе состоит 180 машин — и все они в идеальном состоянии.


До 130 километров в час

«Запорожец» — единственная советская легковая машина, на которой двигатель установлен позади салона. «Преимущества заднего двигателя — лучше сцепление с дорогой, а значит, и проходимость», — говорит Павел Тагильцев.

«Попробуйте покрутить руль. Преимущество заднего двигателя в том, что не нужен гидроусилитель руля, в другую русскую машину сядете, например «семерку», и начинаете качать руки», — добавляет Влад Паровенко.Как «Волга» ГАЗ-21 доехала до наших дней

По документам, ресурс двигателя «Запорожца» — 60 тысяч километров, потом он начинает сыпаться. Павел признается, что на своей машине сменил уже четвертый двигатель, но с опытом начал понимать, как и что на нем нужно регулировать, поэтому и ресурс может быть продлен.

Он рассказывает, что на прошлом агрегате выжимал 130 километров в час, но его «надо доделывать, чтобы комфортно было ехать», а сейчас ездит со скоростью в 90 километров в час.

«По документам у них — 110-120 километров в час. Вот мы обсуждаем, в документах написаны разные лошадиные силы, хотя заводской стандарт — 40 лошадиных сил», — замечает Влад.

«Кругом больные места, двигатель перегрева боится, подвеска — километров 600 и ее надо подтягивать. Печка — это просто одна головная боль», — перечисляет проблемы «Запорожцев» Павел. Однако у капризной печки есть и достоинства.

«Она бензиновая, отдельно работает, потому ее и все любят. Можно поставить машину, рыбачить, а печка будет просто бензин сосать и давать тепло, не надо двигатель заводить, как на японских машинах», — отмечает Паровенко.


По словам автолюбителей, регулярные траты в обслуживании «жужиков» идут только на самое простое масло и 92-й бензин. «Знаю хозяина, который заливает отработанное масло с КамАЗа в свой «Запорожец», и тот чувствует себя прекрасно», — рассказывает Влад.

Расход топлива зависит от настройки карбюратора. У Павла летом — это около восьми литров, зимой — десять литров.

«Стиль управления — надо чуть больше газу давать, быть внимательным при боковом ветре, так как перед легкий. При рулежке, где колея, сильно кидает, приходится ловить», — описал он поведение машины на дороге.


Таинственный люк

Влад и Павел — сторонники того, чтобы сохранять в машинах оригинальные детали. «Вот кто-то стекла тонирует. Зачем это? Я понял, что все это колхоз, нужно быть максимально аутентичным», — рассуждает Паровенко.

На «Запорожце» Павла только зимой стоит современная шипованная резина, так как он пока не нашел советскую «Снежинку», но летом меняет ее на родную. Редкие элементы — это декор: зеркала, ручки, шильдики — их ищут на разборах, по знакомым и на форумах, а некоторые детали изготавливают на Украине и в кооперативах в Санкт-Петербурге, например, в последнем Тагильцев покупал ремкомплект для карбюратора.


Из интересных особенностей марки поклонники обращают внимание на угловую, удобную форточку и расцветку «Запорожцев» — все они очень яркие, черные выпускали только для экспорта.

Есть у «Запорожцев» и своя маленькая тайна — это небольшой лючок на дне салона. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и, не выходя, наслаждаться зимней рыбалкой.

Молодые люди замечают, что в технической документации о нем ничего не сказано. Они предполагают, что он был нужен для какой-то спецоперации при производстве — возможно, так красили машины: их окунали в краску, а через отверстие уходили остатки.


В советские годы в «Запорожце» привлекало то, что он стоил примерно 1,8 тысячи рублей — это в два раза дешевле автомобилей ВАЗа и в три раза дешевле «Волги». По полушуточной легенде, цена определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

Сейчас, по словам Паровенко, можно найти машину и за 7 тысяч рублей, обычно, если у продавца есть проблемы с документами. Есть экземпляры по 15 или 40 тысяч. Но в последнее время цены стали расти.

«Однажды я нашел очень хороший законсервированный экземпляр за 390 тысяч, и я считаю, что он стоит этих денег», — отмечает он.

Читайте также: