Лувр большая галерея паркетный пол

Обновлено: 18.05.2024

Лувр произведения доступные всем

Его коллекция насчитывает более 300 тысяч экспонатов. Это огромное число, учитывая, что в залах представлено лишь 35 тысяч предметов искусства (из-за особых условий хранения многие из них выставляются лишь на несколько месяцев в году), поэтому даже бегло пройти все залы не получится. На это придется потратить год непрерывного хождения!

Чтобы получить огромное эстетическое удовольствие от похода в музей, заранее наметьте себе примерный план того, что вы хотите посмотреть. Многие туристы ошибочно думают, что Лувр — это толпы туристов и огромные очереди у каждого экспоната. Это частично так, но очереди вас будут ждать лишь на входе и у знаменитой «Джоконды» Да Винчи.

Экспонаты музея разбиты на следующие коллекции:

  1. Искусство Древнего мира (Древний Восток, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим);
  2. Искусство ислама;
  3. Изобразительное искусство;
  4. Скульптуры;
  5. Графическое искусство;
  6. Предметы искусства (декоративно-прикладное творчество).

collection02

Искусство Древнего мира

Коллекция музея начала пополняться древностями с начала XIX века, благодаря активной работе археологов в Египте и на Ближнем Востоке. По сути это отдельный музей в музее, расположенный в крыле Сюли, Денон и Ришелье. Самые древние экспонаты, найденные на территории Малой Азии (современная Турция) датируются седьмым тысячелетием до нашей эры.

Коллекция экспонатов Древнего Египта достойна отдельного упоминания. Именно французские археологи являются основателями египтологии и расшифровщиками иероглифов, древней письменности. Наиболее важный и впечатляющий экспонат — «Великий Сфинкс». Мифическое животное высечено из розового гранита.

Искусство Ближнего Востока не так широко представлено, как в Пергамском или Британском музеях. Но коллекция Лувра может похвастаться стелой со сводом законов царя Хаммурапи.

collection03

Искусство ислама

Коллекция этого отдела содержит произведения исламских цивилизаций Испании, Индии, Сирии, Персии.

collection04

Изобразительное искусство

В этих залах содержатся главный жемчужины Лувра, сделавшим его музеем номер № 1 во всем мире. Почти две трети картин написаны французскими художниками. Здесь и знаменитая Мона Лиза, вокруг которой стоят огромные очереди (картина расстраивает небольшими размерами), произведения великих итальянцев Рафаэля, Микеланджело, Караваджо, Тициан и представителями знаменитой голландской и немецкой школы живописи (Рембрандт, Вермеер, Фабрициус, Дюрер, Кранах).

Коллекция живописи охватывает периоды со Средневековья, заканчивая началом XIX века (со временем картины импрессионистов перевезли в музей Дорсе).

collection05

Скульптуры

Богатая коллекция разных времен и народов. Изначально здесь были представлены лишь скульптуры Античности, единственным исключением стали работы Микеланджело. Лишь в середине XIX века к коллекции присоединяются статуи Средневековья и Возрождения.

Венера Милосская, статуя Афродиты из белого мрамора, главная знаменитость всей коллекции скульптур. Автор этого шедевра по-прежнему неизвестен, но без рук, согласно легенде, она осталась уже в Новое время.

Ника Самофракийская — еще одна гордость музея. Мраморная скульптура богини победы. Неоднократно знаменитые мировые скульпторы пытались восстановить голову и руки, но они портили шедевр. Статуя теряла ощущение легкости и полета.

collection06

Графическое искусств

Рисунки акварелью, углем и карандашом, гравюры по меди и иллюстрированные книги. До этих залов усталые туристы редко доходят. А зря.

collection07

Предметы искусства

Самая богатая, самая красивая и обширная коллекция музея. Старинная мебель, церковное искусство, драгоценности, гобелены, статуэтки, часы и многое другое.

Интересное из коллекции Лувра

Минерва учит искусству скульптуры к родосцев. Houasse René Antoine (1645-1710)

Боль Богородицы. Pilon Germain (1535-1590)

Гробница Филиппа Пота, распорядитель Бургундии (умер 15 сентября 1493)

Собака Болонья. Kirchner Johann-Gottlieb (1706-après 1737)

Фриз Лучники Дария

Подвесной светильник в форме маски

Набор подвесок в форме маски женских лиц

Пять маленьких золотых масок

Ствол: основополагающий документ города Дур-Шаррукин

Рука человека. Tocque Louis (1696-1772)

Голова и эскиз человек гребле старика. Carrache Annibale (1560-1609)

Человек и голая женщина, проведение двух детей: Каин проклял. Chasseriau Théodore (1819-1856)

Автопортрет. La Tour Maurice Quentin de (1704-1788)

Юбилейная церемония Молот

Снятие с Креста

Чернильница три урны

Аллегория смерти, известный как смерть святителя Иннокентия

Лев и Змея. Barye Antoine Louis (1795-1875)

Фигурка: идол Piravend

Характер. Messerschmidt Franz-Xaver (1736-1783)

Луиза Brongniart (1772-1845). Houdon Jean Antoine (1741-1828)

Св Мария Магдалина. Erhart Grégor (vers 1470-1540)

Мужчина статуя lararium

Женщина с поднятыми руками

Галерея Просмотры Древнего Рима

Компас и ее конической крышкой

Инспектор книжников и его жена Raherka Meresankh

Статуя Taharqa предлагает вино богу сокола Hemen

Четыре Пленники также известный как поражение четырех наций. Desjardins Martin (dit), van den Bogaert Martin (1637-1694)

символы евангелистов и Христа давая ключи Святого Петра

Кардинал Мазарини Жюль (1602-1661), около 1650

Геракл. Я Лисипп (4 век до н.э.)

Мемфис чиновник и его жена

Stamnos attique à figures rouges. Триптолем Художник (5-й век до н.э.) (приписывается)

Пекари: четыре женщины месят тесто булочки под звуки флейты

Алмазные пластины, имеющей сеть декоративно-геральдических мотивов

Воротник элемент, трубчатые формы шарики, Геракл, узел, золото

Декоративные кнопки: Розетки

Вид гавани с Капитолия. Клод Лоррен (1600-1682)

Танкреда на стволе дерева. Сальваторе Роза (1615-1673)

Святое семейство в руинах. Павел Бриль (1554-1626)

Три Марии у Могилы. Лоренцо Монако (около 1365/1370, 1426)

Мадонна с младенцем и Святой Анны. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Рукопись. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Драпировка окутывая ноги сидящего рисунке. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Мадонна Террануова. Рафаэль (1483-1520)

Римляне времен упадка. Томас Кутюр (1815-1879)

Две охотничьи собаки. Якопо Бассано (c.1515-1592)

Поклонение пастухов. Рембрандт (1606-1669)

Паломники Эммаус. Рембрандт (1606-1669)

Иисус Христос исцеляет больную часть так называемых ста флоринов; 2 состояние. Рембрандт (1606-1669)

Париж. Лувр

Туристы со всего света стараются увидеть всемирно известную "Джоконду", "Венеру Милосскую" или "Нику Самофракийскую". Конечно, это далеко не все самые известные шедевры знаменитого музея, но они у всех на слуху. Интересны не только экспонаты Лувра, его история заслуживает не меньшего внимания.

Лувру уже больше восьми веков. Лувру уже больше восьми веков.

Впервые на этом месте была построена крепость с таким названием в 1189 году. Лувр на староанглийском означает "укрепление". Возвести крепость на правом берегу Сены решил король Франции Филипп II Август перед отправлением в Третий крестовый поход, чтобы защитить Париж от возможного нападения неприятеля в своё отсутствие. Вернувшись из похода в 1191 году, Филипп разместил в Лувре сокровищницу. Королевской резиденцией крепость стала во время правления Карла V. Он перенёс в Лувр огромную библиотеку из дворца в Сите, к сожалению утраченную после его смерти в 1380 году. После пары веков забвения, про Лувр вспомнили при Франциске I в 1546 году, когда монарх решил снести старую крепость и заменить её на дворец. С этого момента начинается новая глава истории Лувра.

Крепость сравняли с землёй и возвели новое здание в стиле ренессанс. Именно Франциск I начал собирать знаменитую коллекцию шедевров Лувра. Ему удалось получить знаменитую "Джоконду" Леонардо да Винчи. Франциск I умел жить красиво и богато - он не только перестроил Лувр, для него был возведён и знаменитый замок Шамбор , про который я уже писала в серии статей про замки Луары.

Продолжили расширять королевскую резиденцию потомки Франциска I. После нелепой смерти Генриха II на рыцарском турнире, Екатерина Медичи переехала в Лувр и занялась его реконструкцией. При ней был построен дворец Тюильри на месте черепичных мастерских (Тюильри в переводе с французского - черепичный завод).

Южное крыло на берегу Сены появилось при Генрихе IV. Южное крыло на берегу Сены появилось при Генрихе IV.

Большая галерея связала Лувр с дворцом Тюильри. Работы велись под руководством архитекторов Серсо и Метезо. В конце XVI века в этом крыле король поселил мастеров "преуспевших в живописи, скульптуре, ювелирном и часовом деле".

Что посмотреть в Лувре: все залы, галереи, план музея на русском

Все что необходимо знать про музей Лувр в Париже в 2020 году. Что смотреть в музее, как пройти, картины и интересные факты + план в PDF.

Лувр в Париже: залы, этажи, что смотреть, полный план в PDF

Лувр в Париже: залы, этажи, что смотреть, полный план в PDF

Вся информация про Лувр в Париже

Хотите посетить Лувр в Париже? Тогда ознакомьтесь с подробным планом музея на русском языке. Как войти в Лувр, что смотреть в музее, кафе и рестораны внутри, аудиогид и другое.

План Лувра на русском языке

План Лувра на русском языке

Информация для туристов

Все по музей Лувр в Париже

Все по музей Лувр в Париже

Что посмотреть в Лувре

Что смотреть в Лувре Картины Лувра

Что можно посмотреть рядом с Лувром

Что посмотреть в Лувре на -2 этаже (весь план музея)

Полный план -2 этажа в Лувре

Полный план -2 этажа в Лувре

Что посмотреть в Лувре на -1 этаже (весь план музея)

Что смотреть в Лувре на -1 этаже

Что смотреть в Лувре на -1 этаже

Что посмотреть в Лувре на 0 этаже (весь план музея)

Что посмотреть в Лувре на нулевом этаже

Что посмотреть в Лувре на нулевом этаже

Что посмотреть в Лувре на 1 этаже (весь план музея)

Лувр на 1 этаже: что смотреть в музее

Лувр на 1 этаже: что смотреть в музее

Что посмотреть в Лувре на 2 этаже (весь план музея)

Второй этаж Лувра: что посмотреть

Второй этаж Лувра: что посмотреть

Вы можете скачать полный план Лувра на свой мобильный телефон в формате PDF.

ТОП 22 шедевра в Лувре, которые стоит увидеть + фото

Лучшие экспонаты Лувра, которые вам обязательно нужно увидеть!

Топ места в Париже

Топ места в Париже

Главные шедевры Лувра, обязательные к просмотру

У каждого о французской столице свое впечатление, основанное на выборе достопримечательностей, ресторанах и месте временного жилища. Но какой бы она не показалась вам, сложно поспорить с фактом, что ее архитектура, искусство и история оставляют неизгладимое впечатление. И даже если вы не фанат походов по вернисажам, музей Лувр в Париже должен быть в плане каждого туриста.

Можно не подниматься на Эйфелеву башню, не гулять кладбищами, не побывать в Диснейленде, но если не увидеть шедевры Лувра, значит лишить себя значительной доли впечатлений.

Что посмотреть в Лувре?

Чтобы вдумчиво изучить все экспонаты, потребуются месяцы ежедневных посещений. Поскольку это проблематично, разумно уделить внимание наиболее знаменитым произведениям искусства.

Сам музей выделяет 34 особенно выдающихся экспонатов, но мы остановимся на некоторых из них.

Известные картины Лувра

Картина Мона Лиза

Картина Мона Лиза в Лувре

Картина Мона Лиза в Лувре

Лик жены продавца тканей Франческо дель Джокондо – Лизы Герардини был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 г.г., хотя о личности загадочной девушки есть и другие версии. Ныне это одно из ценнейших достояний музея.

Портрет занимает отдельный зал. После нескольких покушений на целостность холста его закрыли бронированным стеклом, а ограждение удерживает посетителей на расстоянии. Подойти рассмотреть изображение вблизи не получится, но это не уменьшает интригу картины да Винчи в Лувре, и пока зал открыт, аншлаг не утихает.

Ее популярность усилила неожиданная реклама в 1911 г., когда полотно выкрал один из сотрудников музея. Искали Лизу 2 года, и за это время изображение публиковалось в каждом журнале и газете мира. Когда Джоконду нашли, она успела стать культом, и теперь взирает с постеров, одежды, посуды, канцелярских товаров и даже художники используют ее образ в собственных картинах.

Прийти в Лувр стоит хотя бы ради этой таинственной девы, ведь она навечно поселилась во дворце – дирекция решила не выставлять ее больше нигде, отчасти из боязни потерять снова, отчасти из-за не очень хорошего состояния.
Ее местонахождение: 1-й этаж, 6-й зал галереи Денон.

Брак в Кане Галилейской

Брак в Кане Галилейской

Брак в Кане Галилейской

Полотно итальянца Паоло Веронезе (1562 – 1563г.г.), созданное для трапезной венецианских братьев бенедиктинцев. В галереи Лувра оно попало в 1798 г., вывезенное в качестве трофея наполеоновским войском.

Пока посетители с восторгом рассматривают его, отыскивая среди 130-и персон Карла V, Сулеймана Великолепного, Франциска I, Марию I, а среди музыкантов – живописцев Тициана, Бассано, Тинторетто и автопортрет Веронезе в белых одеяниях на переднем плане, аббатство пытается вернуть обратно свое достояние. Чтобы как-то скрасить их надежды, в 2007 г. им отослали цифровую копию в натуральную величину, и теперь она украшает трапезную ордена.

Пока оригинал остается во владении Лувра, лицезреть его можно в галерее Денон напротив Джоконды – 1-й этаж, 6-й зал.

Женщина перед зеркалом

Женщина перед зеркалом

Женщина перед зеркалом

Написана Тицианом примерно в 1515 г. Считается, что позировала автору его любовница Виоланта. По другой версии, это куртизанка Лаура Дианти.

Молодая пышнотелая девица любуется собой сразу в двух отражениях – спереди и сзади, глядя в зеркала, что удерживает для нее воздыхатель.

Местонахождение: 7-й зал на 1-м этаже галереи Денон.

Большая одалиска

Большая одалиска

Большая одалиска

Холст 91 × 162 см, на котором в томной позе отдыхает обнаженная наложница, принадлежит кисти Жана Энгра, а создано в 1814 г. для К. Мюарт – сестры Наполеона I и королевы Неаполя.

Хотя картина в целом выглядит гармонично, имеет несколько противоречивых деталей. Например, у дамы целых три лишних позвонка, одна рука невероятно длинная, в то время как вторая слишком короткая, а нога вывернута под неестественным углом.

К. Мюарт так и не забрала свой заказ, а потому Энгр продал ее графу Пурталесу за 800 франков, а в конце XIX в. одалиска дополнила собой другие картины Лувра.
Выставляется в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 75.

Коронация Наполеона

Картина Коронация Наполеона

Картина Коронация Наполеона

Жан Луи Давид создавал это сложное полотно с 1805 по 1808 год. Его нанял Бонапарт, желая увековечить церемонию своей коронации, состоявшейся 2.12.1804 г.

Законченная работа выставлялась в Парижском салоне и долго оставалась собственностью автора, пока в 1819 г. ее не передали в королевские музейные запасники. В 1837 Луи-Филипп отправил ее на экспозицию в Версаль, а в 1889 г. она оказалась в Лувре.

На холсте фигурируют ведущие лица империи (министры, короли, послы, консулы, сестры и братья Наполеона), реально присутствовавшие на обряде, в отличие от матери Бонапарта, хотя художник и поместил ее в центр композиции.

Сын Бонапарта – Шарль, так и не увидел картину законченной, поскольку умер незадолго до ее завершения.

Она тоже размещена в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 75.

Написанная Теодором Жерико в 1819 г., картина подняла волну негодования. Мало того, что на холсте размером 491 × 716 см изображена действительность, а не традиционная религиозная или героическая тематика, так еще и выбран столь нелицеприятный момент.

Событие стало позором для морского флота, а потому о нем старались не говорить, так что гнев общественности можно понять.

На аукционе в 1824 г. Лувр не мог позволить себе купить ее за заявленную сумму в 6000 франков, но и упустить боялся, поскольку коллекционеры собирались разделить полотно на 4 части. Помог заключить сделку Дедрё-Дорси, выкупивший картину за 6005 франков и придержавший до поры, пока музей не смог выкупить ее у него за ту же цену.

Теперь она выставляется в крыле Денон на 1-м этаже в зале 77.

Свобода, ведущая народ

Картина Свобода на баррикадах

Картина Свобода на баррикадах

Изображение июльской революции впервые экспонировалось в 1831 г. в Парижском салоне, где произвело фурор, и тут же было куплено государством.

В 2013 г. некая посетительница внизу произведения оставила маркером надпись, но повреждение было незначительным и за 2 часа реставраторы вернули ему первоначальный вид.

Находится в крыле Денон на 1-м этаже в комнате 77.

Шулер с бубновым тузом

Картина Шулер с бубновым тузом

Картина Шулер с бубновым тузом

Это творение Жоржа де Латура музей приобрел в 1972 г. В своих работах автор придерживался одной линии, и часто применял уже использованные образы, потому на эту же тему есть вариант картины с трефовым тузом.

На полотне сыскали отображение три главных человеческих порока: вожделение, вино и азартные игры.

Произведение представлено в галерее Салли на 2-м этаже в зале 28.

Людовик XIV

Людовик XIV

Людовик XIV

Портрет одного из выдающихся королей Франции написал Гиацинт Риго в 1701 г. Каждая деталь в нем говорит о вершине власти, которой достиг Король-солнце.

Изначально холст занимал почетное место в коллекции монарха, а в 1793 г. стал элементом экспозиции Центрального музея искусств Республики.

Сегодня любоваться им можно в крыле Салли на 2-м этаже в комнате 34.

Похищение сабинянок

Похищение Сабинянок Пуссен

Похищение Сабинянок Пуссен

Работа принадлежит кисти Николе Пуссену, и была написана им примерно в 1637-1638 г.г.

Художник не только мастерски владел искусством живописи, но и хорошо знал историю, в том числе и античную. Его полотно отображает исторический момент, когда создатель Рима – Ромул, наблюдает, как его подданные похищают из соседнего племени молодых девушек, чтобы те родили им детей.

Заказ на картину сделал кардинал Омодей, большой ценитель уникальных полотен. Сейчас она демонстрируется в галерее Ришелье на 2-м этаже в комнате 11.

Портрет художника с чертополохом

Портрет художника с чертополохом

Портрет художника с чертополохом

Писался портрет в 1493 г., когда живописцу было 22 года.

Скошенный взгляд – узнаваемый почерк автора, встречающийся на всех его автопортретах.

Выставлена картина на 2-м этаже галереи Ришелье в комнате 11.

Скульптуры и архитектоника

Шедевры Лувра, это не только картины, и среди его многочисленных сокровищ одно из видных мест занимают изваяния.

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская

Непревзойденный образец греческой скульптуры эры эллинизма. Кто изваял крылатая богиню, неизвестно, но относится она ко II ст. до н. э.

Древние греки верили, что победителю морских сражений является эта величественная дева. Ее образ воплотился в мраморе, и когда-то украшал храм Великих Богов Самофракии.

До наших дней Ника добралась без рук, головы и правого крыла. Если крыло реставраторам удалось заменить копией, то с руками не все так просто. Любые попытки воспроизвести их оказались неудачными, поскольку терялось ощущение легкости, полета, устремления вперед.

Мраморная богиня достигает 3,28 м в высоту и красуется на 2-м этаже у лестниц Дару и Победы Самофракиа в галерее Денон.

Рабы Микеланджело

Рабы Микеланджело

Эти две скульптуры великого мастера – гордость галереи Лувра. Они задумывались как цикл из 6-и фигур, но остальные остались незавершенными и выставляются во Флоренции.

Они должны были стать частью надгробного памятника папе Юлию II. Работа длилась 1513 – 1519 г.г., однако в готовую композицию эти невольники так и не попали.
Находятся в галерее Дедон в комнате 4.

Саркофаг муз

Саркофаг муз

Саркофаг муз

Ищите панно в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 26.

Венера Милосская

Венера Милосская

Венера Милосская

У этой мраморной древнегреческой богини любви Афродиты есть голова на плечах, в отличие от Ники, а вот с руками та же проблема – их просто нет. Правда, лишилась конечностей она уже после того, как ее нашли на острове Милос в Эгейском море в 1820 г., когда поспорили французы, желавшие вывезти ее с острова, и турки, которым принадлежал остров, и которые не желали расставаться с найденным сокровищем.

Ростом богиня 2,02 м, но если пересчитать пропорции на человеческий рост, получится 164 см.

Посмотреть ее можно на 1-м этаже в крыле Салли в отдельном зале №16.

Крылатые ассирийские быки

Крылатые ассирийские быки

Крылатые ассирийские быки

Скульптор во время их создания прибег к хитрости, чтобы сотворить иллюзию движения. Если смотреть на существа спереди, видны их голова, торс и передние 2 ноги. При взгляде сбоку, кажется, будто они сделали шаг вперед. А все из-за лишней пятой ноги, которую не так просто заметить.

Стражи имеют высоту 4,40 м и выполнены из гипса.

Находятся на 1-м этаже в комнате 4 в части Ришелье.

Лошадь Марли

Лошадь Марли

Лошадь Марли

Родилась скульптурная композиция благодаря Людовику XV, когда ему надоели чопорно-официальные статуи, и он решил заменить их дикими лошадьми, которых укрощают храбрые мужи.

Заказ выполнял Гильом ле Кусто в 1739 – 1745 г.г. В результате скульптура заиграла мышцами дикого мустанга и голого укротителя, олицетворяя жестокую борьбу неистовой природы и человека.

В 1795 г. статуя из каррарского мрамора высотой 3,55 м заняла почетное место у входа на Елисейские поля, а в Лувр перебралась только в 1984 г., где ее установили на пьедестал в мезонине в зоне Ришелье.

Что еще посмотреть в Лувре?

Алмаз Регента

Найден в 1698 г. и Индии, и изначально весил 426 карат. Оттуда его вывез британский купец Томас Питт, чтобы продать Филиппу II Орлеанскому, состоявшему регентом при малолетнем Людовике XV, что объясняет название камня.

С 1704 по 1706 года его распиливали, и несколько мелких камней купил царь Пьер Ле Гранд. Главный же бриллиант размером 140,64 карата до сих пор является мировым эталоном чистоты и красоты.

Сейчас это крупнейший алмаз в Лувре и одно из его наиболее ценных сокровищ, выставленный в галере Денон на 1-м этаже в комнате 66.

Кратер из Антей

Данная ваза – идеальный образец краснофигурной керамики 515 – 510 г. до н.э., подписанная древнегреческим гончаром Евфронием.

Экспонируется в крыле Салли на 1-м этаже в комнате 43.

Кодекс Хаммурапи

Это эмблема месопотамской цивилизации в виде базальтовой стелы, установленной при короле Вавилона и датируемой 1792 – 1750 г.г. до н.э.

Галерея Ришелье, 1-й этаж, комната 3.

Старый Лувр

От старого дворца остались лишь обломки, но и на них интересно взглянуть. Для этого следует пройти на нижний этаж через вход галереи Сюлли.

Апартаменты Наполеона III

Разве не интересно увидеть быт последнего французского императора? Несколько комнат находится на втором этаже крыла Ришелье.

Послесловие

Музей Лувр в Париже, это огромная сокровищница, потому список шедевров можно продолжать и дальше. Хотя в перечне упомянуты лишь некоторые из бесценных артефактов, рядом с каждым экспонируются и другие великолепные творения лучших мастеров своего времени, так что просто оглянитесь.

Музей Лувр: история, картины, экскурсии, сайт, фото

Парижский музей Лувр, официальный сайт, интересные факты, видео, точный адрес, как добраться?

Лувр в Париже

Лувр в Париже

Музей Лувр в Париже: эксклюзивные коллекции произведений искусств

Кто-то посещает столицу Франции по делам бизнеса или ради дорогих бутиков, кто-то ищет развлечений, а кого-то манит его удивительная архитектура, история и искусство. Музей Лувр в Париже стал местом паломничества миллионов людей, приезжающих из самых отдаленных уголков мира, чтобы увидеть его сокровища собственными глазами. В нем гармонично сочетается прошлое с настоящим, и даже Пирамида Лувра – строение наших дней, находит отклик в сердцах путешественников ничуть не меньше, чем загадочная картина Мона Лиза.

Многогранность Musée du Louvre

Музей Лувр по праву носит титул самого популярного и большого художественного музея, занимая площадь 160 106 кв. м (под выставками 58 470 кв. м). Если продолжать опираться на цифры, то внушительно выглядит количество посещений в год – более 9 млн. человек.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже. Купить Museum Pass можно по ссылке

Музей Лувр в Париже

Музей Лувр в Париже

Где находится Лувр?

Лувр находится в центральной части города на правом побережье Сены в 1-м округе по авеню Риволи в здании бывшего королевского дворца, расположенном между храмом Сен-Жермен-л’Осеруа и садом Тюильри. Рядом с ним стоит памятник, где на резвом скакуне красуется Людовик XIV, от которого берет начало главная историческая ось Парижа.

Музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта и Греции, Ближнего Востока и Ирана, Африки, территории Океании и Америки.

Парижский музей Лувр

Парижский музей Лувр

Своими коллекциями Лувр делится с другими музеями, представляющими произведения искусства в определенном ключе (примитивизм, античная религия, современное направление, импрессионизм и постимпрессионизм, другое). Картинами, скульптурами и прочими артефактами можно полюбоваться в стенах Орсе, центре Жоржа Помпиду, музее набережной Бранли и Guimet, а еще в филиалах Лувра, расположенных в промышленном французском городе Лансе и в Абу-Даби на территории ОАЭ.

Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:

Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.

История Лувра

Король Филлип II Август

Король Филлип II Август

Отправляясь в 1190 году в очередной военный поход с Ричардом Львиное Сердце (которого еще называли Ричард Да-и-Нет за склонность менять мнение под влиянием собеседника), король Филлип II Август, дабы не оставлять свои земли на растерзание алчным родственникам (особенно династии Плантагенетов) и другим претендентам, основывает строительство крепостной преграды с башнями.

Возведение заняло 20 лет, и в итоге по обе стороны Сены появились две стены – Нельская и Луврская. Перед последней и вырос замок, позже ставший королевским дворцом. Постепенно Лувр превращался в неприступный форт с десятками башен, радикально отличаясь от нынешнего роскошного здания. Каменные стены толщиной 2,5 м были увешаны бойницами, щетинились высокими зубцами, а вокруг них пролегал водяной ров с высокими срезанными берегами.

В те времена монарший замок находился на западе острова Ситэ, а новая крепость стала хранилищем казны, военного арсенала, и служила тюрьмой. Только при Карле V статус сооружения изменился, и из оборонительного бастиона оно постепенно трансформировалось в уютное и прекрасное гнездышко.

Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

Для удобства монаршей семьи тут обустроили шикарные апартаменты с жилыми корпусами и парадными лестницами. В стенах пришлось пробить окна, а на крыше выросли печные трубы и симпатичные пинакли. Сюда также было перевезено огромное собрание книг, и 973 тома положили начало царской библиотеке.

Франциск I

Франциск I

Однако только с 1546 г. при Франциске I Лувр становится официальной королевской резиденцией. Чтобы облагородить его, пригласили архитектора Пьера Леско и мастера скульптур – Жана Гужона, которые придали зданию вид в духе периода Возрождения. Архитектор работал над юго-западным крылом, так называемого, Квадратного двора.

Он сумел объединить изысканные грани, строгие соединения вертикалей и горизонталей с богатством и утонченностью скульптур настолько умело, что крыло Леско и сегодня признается непревзойденным творением зодчества французского Ренессанса. Оно находится возле левой части выхода Квадратного двора, примыкающего ко двору Наполеона.

Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.

Музей Лувр (Франция)

Музей Лувр (Франция)

В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.

По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.

Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.

Лувр в Париже (фото)

Лувр в Париже (фото)

Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.

В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.

Людовик XIV

Людовик XIV

С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.

Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.

Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.

Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.

Андре-Шарль Буль

Андре-Шарль Буль

После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в Версаль. Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.

Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.

Перерождение дворца в музей

О том, чтобы превратить королевский дворец в музей, заговорили еще в XVIII веке при Людовике XV. Начавшийся при нем процесс завершился с французской революцией.

Впервые залы Лувра приняли первых посетителей в августе 1793 года.

Но и это не стало окончательным перевоплощением Лувра. Случилось это в 1871 г., когда разрушивший Тюильри в период осады Парижской коммуной пожар был позади.

Пирамида Лувра

А относительно недавним новаторством стала пирамида Лувра, полностью собранная из стекла.

Пирамида Лувра

Пирамида Лувра

Ее прототипом является пирамида Хеопса (Гиза) – крупнейшая из ныне известных в Египте. Вес стеклянной копии примерно 180 тонн, высота 21,65 м при длине основы 35 м и угле наклона 52 градуса, а сама конструкция состоит из 70 деталей треугольной формы и 603 ромбовидной.

Она находится в окружении небольших фонтанов и трех пирамидальных фигур поменьше, выполняющих роль иллюминации. Придумал ансамбль Клод Энгл – американский архитектор с китайскими корнями. Строительство велось в 1985-1989 годах, и вначале вызвало бурю негодований, что для Парижа вполне естественно.

Пирамида Лувра (внутри)

Пирамида Лувра (внутри)

Есть и другая занимательная версия, по которой в нижней части пирамиды покоится Франсуа Миттеран – французский президент того периода, когда закончилось возведение сооружения.

Она привлекает творческих личностей, и однажды уличный художник JR, знаменитый своими объемными работами, решил поразить столичных жителей и туристов необычной иллюзией. На обратной стороне строения бала наклеена черно-белая фотография дворца в его реальную величину с точным повторением всех деталей. При определенном ракурсе фотография безупречно совпадала с архитектурой здания, заставляя при этом пирамиду исчезать, словно растворяясь в воздухе.

Наращивание коллекций

Лувр (Музей)

Лувр (Музей)

Свои сокровища Парижский музей Лувр собирал разными путями. Некоторые передавались сюда из других запасников, одни были дарованы при жизни владельцев или завещаны после их кончины, другие конфискованы во время революционных волнений, добыты в военных походах или на археологических раскопках.

Среди знаменитых скульптур Венера Милосская, приобретенная французским послом у Турции сразу, как она была найдена. А Нику Самофракийскую обнаружил в 1863 г. на острове Самотраки французский археолог Ш. Шампуазо. К сожалению, статуя была расколота на несколько частей, и ее пришлось собирать словно пазл.

Экспонаты Лувра

Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.

Экспонаты Лувра

Экспонаты Лувра

Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы.

Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.

Венера Милосская в Лувре

Венера Милосская в Лувре

Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.

Ника Самофракийская (Лувр)

Ника Самофракийская (Лувр)

В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

Картины Лувра

Известные картины Лувра, это совершенно потрясающая, фантастическая подборка из 6 000 полотен, представляющих картины Леонардо Да Винчи, Эжена Делакруа, Диего Веласкеса, Рафаэля и его ученика Луку Пенни, Андреа Мантеньи, Пауля Рубенса, Тициана Вечеллио, Рембрандта Харменс ван Рейна и еще многих авторов, перечислить которых за раз очень сложно.

Картины Лувра

Картины Лувра

Но основной достопримечательностью музея, несомненно, является женщина с самой загадочной улыбкой, над разгадкой которой не одно столетие бьются маститые эксперты по картинам – Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи.

Картина Мона Лиза

Картина Мона Лиза

Глядя на мировые шедевры, невольно задумываешься: что чувствовали и хотели передать своими полотнами художники, в какие дебри безумия они забредали? Какие страсти переживали, какая судьба уготована была каждому и сколько взлетов и падений, триумфа и разочарований они испытали? Как часто они переживали унижения, нанизанные на редкие лучи славы?

На фоне всех этих жизненных страстей даже обидно, что миллионы людей, проходя мимо великих произведений, бросают на них лишь беглый взгляд, стараясь быстрее перейти дальше.

Картины в Лувре

Картины в Лувре

Экскурсия по Лувру превращается в марафон, в котором надо успеть увидеть и запечатлеть на фото по возможности больше. Совсем не остается времени на осознание, что за каждым мазком скрыта душа художника, его муки и терзания, бессонные ночи, желание передать главный смысл, собственное мировоззрение и целая эпоха. Но винить людей за это не стоит, ведь чтобы изучить более внимательно каждый экспонат, потребуется не менее 4-х лет!

Лувр большая галерея паркетный пол

В 2018 году число посетителей Лувра превысило 10 млн человек, что является рекордом [3] .

Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

Бюджет музея в 2019 году составил 242,8 млн евро. Из них — 149 млн евро собственных средств (из которых около 98 млн евро пришлось на доходы от продажи билетов) и 93,8 млн евро государственных дотаций [4] .

Читайте также: