Когда то средь шумного бала где пел под ногами паркет

Обновлено: 13.05.2024

Белый вальс

Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс традиционный - и захватывало дух.

Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну, -
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.

И вот, все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс, -
И кровь в виски твои стучится в ритме вальса.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она
в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, -
Не стой же ты руки сложа,
сам не свой и - ничей!

Если петь без души -
вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы,
тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить -
будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один -
будет вальс, белый вальс.

Был белый вальс - конец сомненья маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех, -
Сегодня дамы приглашали кавалеров -
Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.

Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Партнерам скоро отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.

Белее снега, белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, -
И ты был бел - бледнее стен, белее вальса.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она
в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, -
Не стой же ты руки сложа,
сам не свой и - ничей!

Если петь без души -
вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны, без рифмы,
тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить -
будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один -
будет вальс, белый вальс!

Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе - как тебе везло, -
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.

Потупя взоры, не смотря по сторонам,
Через отчаянье, молчанье, тишину
Спешили женщины прийти на помощь к нам, -
Их бальный зал - величиной во всю страну.

Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, -
Припомни этот белый зал - и улыбнешься.
Век будут ждать тебя - и с моря, и с небес -
И пригласят на белый вальс, когда вернешься.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она
в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, -
Не стой же ты руки сложа,
сам не свой и - ничей!

Если петь без души -
вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы,
тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить -
будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один -
будет вальс, белый вальс!

Белый вальс - Нерв.
Написана для кинофильма «Точка отсчета» (название сценария - «Белый вальс»), но не была использована.

Владимир Высоцкий Белый вальс

Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс традиционный - и захватывало дух.

Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну, -
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.

И вот, все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс, -
И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, -
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и - ничей!

Если петь без души - вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы, тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить - будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один - будет вальс, белый вальс.

Был белый вальс - конец сомненьям маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех, -
Сегодня дамы приглашали кавалеров -
Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.

Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Партнерам скоро отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.

Белее снега белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, -
И ты был бел - белее стен, белее вальса.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, -
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и - ничей!

Если петь без души - вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы, тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить - будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один - будет вальс, белый вальс.

Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе - как тебе везло, -
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.

Потупя взоры, не смотря по сторонам,
Через отчаянье, молчанье, тишину
Спешили женщины прийти на помощь нам, -
Их бальный зал - величиной во всю страну.

Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, -
Припомни этот белый зал - и улыбнешься.
Век будут ждать тебя - и с моря и с небес -
И пригласят на белый вальс, когда вернешься.

Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, -
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и - ничей!

Если петь без души - вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы, тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить - будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один - будет вальс, белый вальс.

© Copyright: Наталья Меньшикова, 2010.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.11.2010. O. Henry
  • 11.11.2010. Владимир Высоцкий Белый вальс
  • 06.11.2010. ***

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Средь шумного бала, случайно.


Представители графского рода Толстых в российской культуре - явление поистине уникальное. Ни одна другая аристократическая фамилия не дала больше ярких талантов, прославивших русскую литературу.
Алексей Константинович Толстой (5.09.1817 - 10.10.1875), не будь оттеснён глыбой своего однофамильца, стоял бы сейчас в первом ряду самых почитаемых классиков, изучаемых в школе, а то, что этот "матёрый человечище" придавил ещё и другого Алексея - Николаевича, не говоря уж о Татьяне Толстой, вряд ли может служить здесь оправданием.
Посудите сами. В отличие от своих однофамильцев, творивших в удобных поместьях, наш герой почти всю жизнь вынужден был писать лишь в походных условиях, в бесконечных переездах с места на место, диктуемых государевой службой. А восхождение на престол Александра II, с которым они были знакомы и дружны ещё с детских времён, только осложнило его участь: царь полагал, что именно Толстой должен исполнять все самые ответственные его поручения.
Обладая в молодости смелостью и недюжинной силой (один на один ходил на медведя, гнул подковы, перебрасывал через флигель пудовые гири), к сорока годам, особенно после тифа и тягот Крымской войны, где он командовал стрелковым батальоном, он совсем поизносился и был вынужден обратиться к своему другу-императору с просьбой об отставке: "Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому. И надо делать выбор".
Сняв, наконец мундир, он весь отдаётся творчеству. Именно в эти пару-тройку лет были написаны его лучшие вещи. А какие произведения он оставил нам, потомкам! Его исторические драмы до сих пор идут на сцене, а с "Царя Фёдора Иоанновича", собственно, и началась история Московского художественного театра. "Князь Серебряный" остаётся непревзойдённым шедевром в своём жанре. "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева" ничуть не хуже карамзинской. Именно в это время написаны все его лучшие стихи, мгновенно становившиеся знаменитыми и старательно переписываемыми в девичьи альбомы: "Благословляю вас, леса", "Колокольчики мои, цветики степные", "То было раннею весной". Вдохновенные и напевные, они сразу перекладывались на музыку и становились популярными романсами.
Профессиональным музыковедам известны не менее десяти различных мелодий на стихи "Средь шумного бала", однако вариант П.И.Чайковского оказался вне конкуренции. Именно об истории создания этого шедевра и пойдёт далее речь.

Средь шумного бала, случайно,
в тревоге мирской суеты,
тебя я увидел, но тайна
твои покрывала черты.

Людям нашего времени уже надо объяснять, что "тайна" - это чёрная маска, закрывающая лицо, а бал этот, следовательно, - маскарад. Женщины, наделённые природной красотой, прикрывали там своё лицо чисто символически, стараясь оставлять открытыми выигрышные детали. Зато обладательницы заурядной внешности или авантюрного склада характера, а таких было - большинство, отрывались по полной, отдаваясь интриге. Впрочем, и это был секрет Полишинеля: ни одна женщина не могла появиться на балу без мужского сопровождения, и каждую не составляло труда вычислить по её спутникам.
Этой незнакомкой, зацепившей воображение 33-летнего камер-юнкера, оказавшегося на балу по долгу службы, сопровождая друга-цесаревича, была Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметьева (1827 - 1892), для той поры личность совсем не ординарная. Всесторонне образованная, читавшая и говорившая на четырнадцати языках, умеющая вести живую и непринуждённую беседу на любые темы. Даже не будучи внешне привлекательной, она неизменно вызывала мужской интерес.
Играло тут роль ещё и её недавнее прошлое. Среди друзей её любимого брата Юрия, гвардейского офицера, выделялись двое: кавалергард Лев Миллер и прапорщик князь Григорий Вяземский. Кому из тогдашних девушек не хотелось стать княгиней? Вот и она сосредоточила своё внимание на втором, а князь не устоял перед некрасивой, но обаятельной Софьей и, как водится, сделал ей предложение. Она согласилась, и осталось только дождаться согласия его родителей. А вот тут-то всё и застопорилось. Хотя она и была дворянкой, но огромное различие в сословной иерархии, да ещё и крохотное приданое делали этот брак в глазах родителей совершенно невозможным. Ни демарши матери Софьи к предполагаемым сватьям, ни отчаянный шаг самой её, бросившейся в ноги матери Григория с последним доводом, что она уже беременна, ничего не изменили. Сыну быстро подыскали невесту из своего же круга. Затяжной скандал закончился трагедией: её любимый брат Юрий Бахметьев был вынужден вызвать бывшего друга на дуэль, и был им убит. Честь Софьи этим была спасена, а также ещё и тем, что она, переждав траур по брату, вышла замуж за Л.Ф.Миллера, конечно же, не по любви. Разводы тогда были практически невозможны, но, формально не разводясь, Миллеры вскоре уже стали жить раздельно. Софья стала часто выходить в свет, демонстрируя свои замечательные таланты: пела, покоряя чарующим голосом слушателей, исполняла Шопена, Баха, Глюка, Перголези.
Интересно, что на том же бале-маскараде января 1851 года познакомился с Софьей Миллер и другой наш классик - И.С.Тургенев, но не нашёл в ней ничего примечательного: "Лицо чухонского солдата в юбке". Тем не менее, потом они долго переписывались, и Иван Сергеевич позже уже признавался ей: "Из числа счастливых случаев, которые я десятками выпускал из своих рук, особенно мне памятен тот, который свёл меня с Вами, и которым я так дурно воспользовался".
Вот и Алексей Константинович, сам мистик по натуре, долго не мог решить для себя, что же произошло с ним: любовь с первого взгляда или наваждение. Эти размышления присутствуют и в стихах:

И грустно я так засыпаю,
и в грёзах неведомых сплю.
Люблю ли тебя - я не знаю,
но кажется мне, что люблю.

События тем временем развивались стремительно: сразу после бала Толстой пришёл к Софье с визитом и той же зимой сделал ей предложение. История пошла по кругу: мать Алексея вознегодовала и делала всё, чтобы не допустить этого брака. К тому же и полковник конной гвардии Миллер заартачился, не желая компрометировать себя бракоразводным процессом. Потом всё закрутилось калейдоскопом: он отправился на крымский фронт, она закрутила роман с писателем Дмитрием Григоровичем, бежав от светских пересудов в путешествие по Европе. Эпизодические встречи с Толстым, тем не менее, не прерывались.
Момент истины наступил в 1957 году. Узнав, что Толстой загибается в тифозном бараке, энергичная женщина спешит на театр военных действий, привозит его домой, выцарапывая из лап смерти, заставляет писать прошение об отставке. В этом же году умирает Анна Алексеевна, его мать, но лишь только когда минуло 12 лет после их встречи на балу, им удалось, наконец, сломить сопротивление бывшего мужа, всё не хотевшего давать согласие на развод, и обвенчаться в 1863 году вдали от любопытных глаз в маленькой православной церкви рядом с вокзалом Нойштадт в Германии.
Ещё 12 лет для совместной жизни судьба подарила молодым после венчания. Это были их самые счастливые годы. Хозяйственные дела обоих имений приходили в упадок. Поэт Афанасий Фет, сам - рачительный помещик, приезжая в гости, каждый раз, видя происходящее там, хватался за голову. Зато литературная богема была в восторге. От желающих пообщаться с Софьей Андреевной Толстой и её мужем не было отбоя. Двоюродные братья графа братья Жемчужниковы там просто дневали и ночевали, состязаясь в креативе и остроумии. Не отставали от них, конечно, и хозяева дома. Результатом этих, казалось бы, пустячков стал образ Козьмы Пруткова - книга, не имеющая аналогов в мировой литературе.
Но всё хорошее рано или поздно кончается. Через 12, опять-таки, лет А.К.Толстой умер. Невралгия, которой он страдал ещё с военных времён, всё обострялась. Будучи не в силах уже более терпеть бессонницу и головные боли,он вынужден был спасаться уколами морфия. И однажды, напутав с дозировкой, не проснулся.
Софья пережила его на 17 лет. Всё перечитывала старые письма и плакала. Умерла в Лиссабоне, у приютившей её племянницы.
Недавно узнал, что вышла в свет книга Н.Никитиной "Софья Толстая", обрадовался: наконец-то. Ан нет, опять о другой Софье, чей муж - Лев. Ей тоже, конечно, не позавидуешь: муж писал свои тексты один раз, после - только правил, а ей приходилось переписывать их потом не раз, и не два, с перерывами лишь на регулярные роды. Трудности долгой жизни с авторитарным гением настолько в конце её отдалили их, что они с трудом уже выносили друг друга. Но о каждом дне её известно буквально всё, о нашей же героине - практически ничего даже в интернете. Опять - всё та же, довлеющая над всем, глыба.
А ведь есть ещё и третья Софья Андреевна Толстая - последняя жена Сергея Есенина. Вот уж кому досталось по полной: пьяные дебоши с рукоприкладством, проклятия и оскорбления. Но она продолжала любить его и заботиться до последнего вздоха в гостинице "Англетер". Даже хлопоты по перевозке трупа в Москву - и те пришлось взвалить на свои хрупкие плечи.
Кто они, эти Софьи - музы, соратницы в духе "если смерти, то мгновенной, если раны - небольшой", страдалицы или жертвы? Было бы непростительной и кощунственной дерзостью встревать со своим мелкотравчатым суждением о тех, кому судья - только Бог.

Средь шумного бала

Однажды, средь шумного бала,
Где свечи смотрелись в паркет,
Одной петербургскою дамой
Обижен был юный корнет.

Там было народа немало.
Практически в зале весь свет.
И выпить четвёртую рюмку
Себе всё ж позволил корнет.

Когда заиграли мазурку,
Забыл он французский язык
И глядя в холодные очи,
Он даме сказал напрямик.

"Мадам, не сочтите за дерзость,
Позвольте мне Вас пригласить.
Я в вихре прекрасного танца
Вас буду по залу носить."

Но дама промолвила сухо,
В лорнетку скосив правый глаз
"Прошу Вас, голубчик, уйдите.
Конюшнею пахнет от вас".

Ей быстро ответил повеса,
Любовный утративший пыл.
"Немало здесь женщин прекрасных,
Но тянет меня на кобыл"!

© Copyright: Владимир Голованов 7, 2019
Свидетельство о публикации №119110504642

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Лучшая музыка для души

ГЛАВНАЯ ЛУЧШАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА Лучшие вальсы Анастасия Климова - Вальс

Анастасия Климова - Вальс

16.01.2012 21:21

Когда-то средь шумного бала,
Где пел под ногами паркет,
По-новому скрипка сыграла,
И вальс появился на свет.
Когда-то, когда-то, когда-то,
Теперь уже очень давно,
Куда-то, куда-то
Он выпорхнул с бала в окно.

Прислушайся! Прислушайся!
Нисколько не таясь,
Он кружится, он кружится,
Спокойный добрый вальс.

Вальсируют летней порою
Над речкою стайки стрекоз,
И вальс этой лютой зимою
Танцуют снежинки в мороз.
Он с ласточкой в небе мелькает,
Летит над волною звеня.
И сам приглашает
С поклоном тебя и меня.

Прислушайся! Прислушайся!
Нисколько не таясь,
Он кружится, он кружится,
Спокойный добрый вальс.

Дубравин Вальс (+4 полутона, - 2 темпа)

Когда-то средь шумного бала,
Где пел под ногами паркет,
По-новому скрипка сыграла,
И вальс появился на свет.
Когда-то, когда-то, когда-то,
Теперь уже очень давно,
Куда-то, куда-то
Он выпорхнул с бала в окно.

Прислушайся! Прислушайся!
Нисколько не таясь,
Он кружится, он кружится,
Спокойный добрый вальс.

Вальсируют летней порою
Над речкою стайки стрекоз,
И вальс этой лютой зимою
Танцуют снежинки в мороз.
Он с ласточкой в небе мелькает,
Летит над волною звеня.
И сам приглашает
С поклоном тебя и меня.

Прислушайся! Прислушайся!
Нисколько не таясь,
Он кружится, он кружится,
Спокойный добрый вальс.

слова песни "вальс"

Вальс
В. Суслов
Когда-то средь шумного бала ,
Где пел под ногами паркет ,
По-новому скрипка сыграла
И вальс появился на свет .

Когда-то, когда-то, когда-то .
Теперь уже очень давно.. .
Куда-то.. . Куда-то
Он выпорхнул с бала в окно.

Прислушайся.. . Прислушайся!
Ни сколько не таясь,
Он кружиться.. . Он кружиться!
Мой старый добрый вальс .

Вальсируют летней порою
Над речкою стайки стрекоз.
И вальс этот лютой зимою
Снежинки танцуют в мороз.

Он с ласточкой в небе летает,
Парит над волною, звеня.. .
И сам приглашает
С поглоном тебя и меня.

Прислушайся.. . Прислушайся!
Ни сколько не таясь,
Он кружиться.. . Он кружиться!
Мой старый добрый вальс.

Как называется песня со словами:

Когда-то средь шумного бала,
Где пел под ногами паркет,
По-новому скрипка сыграла
И вальс появился на свет.

Когда-то, когда-то, когда-то.. .
Теперь уже очень давно.. .
Куда-то.. . Куда-то
Он выпорхнул с бала в окно.

Прислушайся.. . Прислушайся!
Ни сколько не таясь,
Он кружится.. . Он кружится!
Мой старый добрый вальс.

Вальсируют летней порою
Над речкою стайки стрекоз.
И вальс этот лютой зимою
Снежинки танцуют в мороз.

Он с ласточкой в небе летает,
Парит над волною, звеня.. .
И сам приглашает
С поклоном тебя и меня.

Прислушайся.. . Прислушайся!
Ни сколько не таясь,
Он кружится.. . Он кружится!
Мой старый добрый вальс.

когда то средь шумного бала. (я. дубравин.) ___прошу дайте текст песни.

Когда-то средь шумного бала,
Где пел под ногами паркет,
По-новому скрипка сыграла,
И вальс появился на свет.
Когда-то, когда-то, когда-то,
Теперь уже очень давно,
Куда-то, куда-то
Он выпорхнул с бала в окно.

Прислушайся! Прислушайся!
Нисколько не таясь,
Он кружится, он кружится,
Спокойный добрый вальс.

Вальсируют летней порою
Над речкою стайки стрекоз,
И вальс этой лютой зимою
Танцуют снежинки в мороз.
Он с ласточкой в небе мелькает,
Летит над волною звеня.
И сам приглашает
С поклоном тебя и меня.

Прислушайся! Прислушайся!
Нисколько не таясь,
Он кружится, он кружится,
Спокойный добрый вальс.

Читайте также: