Какое покрытие должны иметь полы в помещении для мойки транспортных средств

Обновлено: 29.04.2024

Какое покрытие должны иметь полы в помещении для мойки транспортных средств

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Требования пожарной безопасности

Buildings and facilities for service of cars. Fire safety requirements

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательским институтом противопожарной обороны" МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика в сети Интернет

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве, монтаже, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении зданий и сооружений для обслуживания автомобилей.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на здания, сооружения предприятий для обслуживания колесных транспортных средств [1], а также сельскохозяйственной техники.

1.3 Действие настоящего свода правил не распространяется на здания пожарных депо, здания и сооружения для обслуживания подвижной техники военного назначения, автомобилей для транспортирования радиоактивных, ядовитых и инфицирующих материалов, а также на здания для обслуживания автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие своды правил:

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 156.13130.2014 Станции заправочные автомобильные. Требования пожарной безопасности

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и принятые сокращения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 газобаллонный автомобиль: Транспортное средство с двигателем, работающим на компримированном природном или сжиженном углеводородном газе.

3.2 групповая баллонная установка: Установка газоснабжения, в состав которой входит более двух баллонов вместимостью не менее 5 л каждый.

3.3 жидкое моторное топливо: Топливо для двигателей внутреннего сгорания, находящееся при нормальных условиях в жидком состоянии (бензин, дизельное топливо, керосин и др.).

3.4 кладовая: Небольшое помещение для хранения различных предметов при отсутствии в нем постоянных рабочих мест.

3.5 обслуживание автомобилей: Рабочие операции по осмотру, ремонту, замене отдельных деталей, узлов или масла, обслуживанию и зарядке аккумуляторов, окраске, мойке, шиномонтажу, установке устройств, не входящих в комплект автомобиля, и т.д.

3.6 пост: Рабочее место (на открытой площадке или в помещении) для обслуживания одного автомобиля.

3.7 технические помещения: Вспомогательные помещения, в которых размещено инженерное оборудование, предназначенное для обеспечения производственного процесса и комфортных условий труда (вентиляционные, трансформаторные, электрощитовые, тепловые пункты, насосные системы пожаротушения, водоснабжения и канализации, щитовые управления процессами безопасности, дымоудаления, оповещения и т.д.).

3.8 централизованное газоснабжение: Газоснабжение от газопровода или групповой баллонной установки, размещенной за пределами обслуживаемого здания.

ГБА - газобаллонный автомобиль;

ЖМТ - жидкое моторное топливо;

КПГ - компримированный природный газ;

СУГ - сжиженный углеводородный газ;

ТО - техническое обслуживание;

ТР - текущий ремонт;


- свободный объем помещения;


- допустимый объем помещения;

НКПР - нижний концентрационный предел распространения пламени.

4 Общие требования

4.1 Для обслуживания автомобилей могут использоваться отдельные здания или группа зданий, помещение или группа помещений, а также открытые площадки.

4.2 Помещения для обслуживания автомобилей относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф5.1. Помещения для обслуживания автомобилей могут быть пристроены к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, Ф3 (кроме Ф3.4), Ф4 (кроме Ф4.1), Ф5, встроены в здания класса функциональной пожарной опасности ФЗ (кроме Ф3.4), Ф5 и отделяться от них противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

Встраивание помещений для обслуживания ГБА в здания класса функциональной пожарной опасности Ф3 не допускается.

4.3 К зданиям, сооружениям, помещениям и наружным установкам предприятий по обслуживанию автомобилей должны применяться все общие требования, предъявляемые к производственным объектам, если они не оговорены дополнительно в настоящем своде правил.

5 Требования к размещению

5.1 Огороженная территория, при количестве постов технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) более 10, должна иметь не менее двух выездов, находящихся на расстоянии не более 1500 м друг от друга. Ширина ворот автомобильных въездов должна быть не менее 4,5 м, а ширина ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

5.2 Расстояния между зданиями на территории предприятия, а также расстояния от зданий предприятия до объектов, находящихся вне территории предприятия, должны быть не менее предусмотренных СП 4.13130.

5.3 Расстояние от резервуаров на площадках поста слива СУГ или выпуска КПГ до зданий и сооружений предприятий по обслуживанию автомобилей следует принимать по таблице 1.

Здания и сооружения

Расстояние, м, не менее

до надземных (в числителе) и подземных (в знаменателе) резервуаров единичной емкости до 25 м и общей до 50 м

до надземных (в числителе) и подземных (в знаменателе) резервуаров единичной емкости до 5 м и общей до 10 м

Производственные, складские, административные, бытовые здания

Минимальные расстояния от сбросной трубы паров СУГ и КПГ до зданий и сооружений предприятия определяются расчетом в соответствии с требованиями СП 156.13130.

5.4 Расстояния от площадки складирования дегазированных автомобильных баллонов до других объектов не нормируются.

5.5 Хранение баллонов с негорючими газами, в том числе порожних, в количестве до десяти штук каждого наименования допускается производить в отдельных вентилируемых металлических шкафах, устанавливаемых в простенках между оконными или дверными проемами снаружи производственных зданий на расстоянии не менее 0,5 м до проема или на отдельных площадках под навесом из негорючих материалов. Расстояние от площадки до глухих стен производственных зданий не нормируется.

5.6 Наименьшие расстояния от зданий складов, навесов, открытых площадок для хранения баллонов с кислородом, азотом, горючими газами в количестве более десяти до производственных и вспомогательных зданий должно быть не менее 20 м.

6 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

6.1 Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, высоту зданий для обслуживания автомобилей и площадь этажа в пределах пожарного отсека в зависимости от категории по взрывопожарной и пожарной опасности следует принимать по таблице 6.1 СП 2.13130.

6.2 Допускается помещения для хранения автомобилей размещать совместно с помещениями для ТО и ТР в здании I, II и III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности не ниже С1 категорий В, Г и Д по пожарной опасности. Помещения для хранения автомобилей должны отделяться от других помещений противопожарными стенами 2-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.

6.3 Допускается шиномонтажные работы производить в помещении постов ТО и ТР, а хранение автомобильных шин следует предусматривать в обособленном помещении, отделенном от примыкающих помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Помещения для хранения автомобильных шин площадью более 50 м должны располагаться у наружных стен с оконными проемами.

6.4 В отдельных помещениях здания следует предусматривать участки краскоприготовления, а также кладовые или склады для хранения:

твердых горючих материалов (пластмасс, резины, упаковочных материалов).

Кладовые и склады горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке следует размещать у наружных стен, отделяя их от смежных помещений и коридоров в зданиях I-III степени огнестойкости противопожарными перегородками 1-го типа, противопожарными перекрытиями 3-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости противопожарными перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями 4-го типа.

Помещения для хранения лакокрасочных и смазочных материалов (в том числе и отработавших) должны располагаться у наружной стены здания с непосредственным выходом наружу. Допускается хранение в помещении не более 5 м жидких горючих смазочных и лакокрасочных материалов.

Какие полы для автомойки лучше – виды и особенности

Благодаря современным технологиям существуют различные варианты, позволяющие создать качественное напольное покрытие для автомоек с учетом требований, которые предъявляются к данному виду сервиса.

напольное покрытие для автомойки

Владельцы транспортных средств, как правило, тщательно следят за тем, насколько опрятными и чистыми выглядят их автомобили. Для этого они пользуются услугами моек машин, которыми оборудованы многие СТО и предприятия автосервиса. Здесь моют и чистят поверхности и салоны транспортных средств, удаляют с их днища налипшую грязь, снег и соль, которой посыпают дороги зимой. Можно конечно сделать это самостоятельно, но подобная работа занимает много времени и требует наличия определенных условий.

Сегодня автомойки – это востребованные у потребителей сервисные комплексы, оснащенные самым современным оборудованием. В своей работе они пользуются моющими составами, которые не всегда экологически безопасны. Поэтому у бизнесменов, оказывающих подобные услуги, возникает необходимость решить проблему, какое лучше выбрать напольное покрытие для автомойки.

Применяют несколько способов его обустройства:

  1. Напольное плиточное покрытие (из керамогранита).
  2. Наливной бетонный пол с особой пропиткой.
  3. Полимерное наливное покрытие.
  4. Резиновый пол.
  5. Металлический фальшпол.

Напольное плиточное покрытие (из керамогранита)

Весьма востребованными считаются напольные покрытия автомоек из керамогранита по причине их невысокой стоимости.

Работы по их обустройству выполняют в такой последовательности:

  • подготавливают и заливают бетонное основание, иногда поверхность выравнивают стяжкой;
  • ожидают полного высыхания покрытия (иногда в зависимости от температурного режима и прочих индивидуальных условий на это уходит почти месяц);
  • потом укладывают керамогранит или мозаичные плиты, используя специальные клеящие составы, а имеющиеся швы обрабатывают при помощи гидроизолирующих смесей.

напольные покрытия автомоек

Достоинства плиточного покрытия:

  • эстетичность;
  • дешевизна;
  • отличные гидроизолирующие характеристики.

Имеются и существенные недостатки:

  • мокрая плитка из керамогранита скользит, по причине чего персонал автосервиса вынужден пользоваться специальной обувью или же поверхность такого напольного покрытия нужно делать шершавой. Тогда такая плитка для автосервиса на пол вполне подойдет;
  • недостаточная устойчивость относительно механических воздействий и повреждений, повышенных нагрузок и ударов.

Наливной бетонный пол с особой пропиткой

Данный вариант создания напольного покрытия с прочным поверхностным слоем, называемым топпингом, относится к наиболее востребованным способам обустройства полов на автомойке.

Технологический процесс имеет ряд особенностей. Чтобы получился высококачественный результат в соответствии с требуемыми характеристиками, работу выполняют при температуре не менее +5 градусов.

Поэтапно процесс выглядит следующим образом:

  • сначала подготавливают и укладывают бетонное основание, для чего площадь помещения делят на квадраты, армируют их и затем заливают бетоном;
  • далее с помощью вибратора уплотняют уже залитое основание;
  • потом производят формирование прочного финишного слоя, обрабатывая бетонную плиту специальными материалами. В их состав входят ударопрочные примеси (корундовые и кварцевые уплотнители, металлические частицы). Составы затирают в окончательно не застывшую бетонную плиту при помощи специальных машин. Полы для автомойки тщательно шлифуют. Необходимо понимать, как шлифовать бетонный пол правильно. После этого для полной герметичности пол покрывают лаком. Цвет корректируют при помощи красящих пигментов.

полы для автомойки

К достоинствам данного напольного покрытия относятся:

  • стойкость к воздействию химических составов агрессивного действия;
  • прочность, герметичность и долговечность;
  • завершение работ в кратчайшие сроки;
  • идеально ровная поверхность;
  • недорогая стоимость.

Из недостатков следует выделить:

  • высокие цены на фирменные ударопрочные составы;
  • недостаточная устойчивость к ударным нагрузкам;
  • в случае отслоения верхнего слоя пол быстро разрушается.

Полимерное наливное покрытие для автомоек

Полимерные полы на автомойках появились относительно недавно. Наливные промышленные напольные покрытия могут характеризоваться повышенной прочностью на сжатие почти до 80 МПа.

Последовательность обустройства полимерного пола:

Полимерное наливное покрытие для автомоек

Полимерные наливные полы для автомойки на фото имеют ряд достоинств:

  • эстетичный внешний вид;
  • устойчивость к воздействию агрессивных химических составов;
  • отличная гидроизоляция;
  • большое разнообразие цветовых решений;
  • возможность добавить в полимерный состав песок, чтобы поверхность не была скользкой.

Недостатки полимерных полов:

  • верхний слой некоторых видов покрытий имеет повышенную изнашиваемость;
  • дороговизна по сравнению с керамогранитной плиткой и бетонным напольным покрытием.

Резиновый пол

Для обустройства резиновых полов необходимо подготовить бетонную основу по аналогичной технологии, как и для иных вариантов напольных покрытий. На готовую поверхность укладывают жидкую резиновую массу (прочитайте: "Как сделать резиновые полы для гаража: виды, преимущества и недостатки").

Для ее производства используют каучуковую крошку, добавляя в нее красители и полиуретановый клей. После этого смесь утрамбовывают. По истечению трех суток пол готов выдерживать оказываемые на него нагрузки.

Для гаражей и паркингов в качестве покрытия нередко применяют резиновую плитку либо рулоны, имеющие ширину 125 сантиметров, либо ковролин на резиновом основании с добавлением каучуковых частиц. При этом используют специальный клей. Для автомоек предпочтительнее обустраивать наливной резиновый пол.

Резиновый пол для автомойки

Достоинства резиновых полов:

  • долговечность; имеет высокую износостойкость;
  • устойчивость к воздействию агрессивных химических составов;
  • не скользкая поверхность;
  • простота ухода за покрытием;
  • отличное сцепление относительно поверхности колес автомобилей.

Резиновые полы для автомойки отличаются высокой стоимостью их укладки.

Металлический фальшпол

Данный вариант будет идеальным решением для автомойки, если по техническим условиям невозможно поменять структуру пола, например на промежуточном этаже в подземном паркинге. Для решения проблемы по месту собирают металлическую конструкцию с приямком и лотками. Напольное покрытие сваривают из металлических рифленых листов.

Металлический фальшпол для автомойки

Пол для автомоек самообслуживания

Мойки машин, функционирующие по принципу самообслуживания, обычно обустраивают поблизости от гаражных комплексов, автозаправочных станций, супермаркетов. Напольные покрытия для них можно выбрать из вышеописанных вариантов, предназначенных для автомоек. Но оптимальным и экономичным решением будет укладка бетонной плитки.

Нередко автомойки самообслуживания размещают вне помещений на открытом пространстве. Поскольку функционируют они даже в зимнее время, к напольному покрытию для них предъявляется дополнительное требование – наличие теплого пола. Он может быть либо с электрическим подогревом, либо с водяным.

По причине того, что в первом случае используются электрические кабели, второй вариант предпочтительнее – он экономичнее и для его реализации не требуется повышенная гидроизоляция.

Пол для автомоек самообслуживания

Для напольного покрытия с водяным отоплением в бетонную стяжку укладывают металлопластиковые трубы. Именно по ним постоянно циркулирует горячая вода или антифриз, благодаря чему воздух не нагревается, несмотря на то, что на полу автомойки не образуется ледяная корка. В результате отсутствуют дополнительные теплопотери.

Подогрев пола работает в автоматическом режиме при помощи блока управления при условии, что температура воздуха понижается до отметки 4 градуса тепла.

При выборе варианта устройства напольного покрытия для мойки автомобилей следует учитывать требуемые характеристики для таких помещений и стоимость проведения работ.

Из чего сделать пол для автосервиса

Клиенты, пользующиеся услугами СТО, обращают внимание не только на профессионализм персонала, но и на условия, в которых выполняется ремонт и обслуживание транспортных средств и их владельцев. Когда выбирается пол для автосервиса, непременно учитывается перечень оказываемых им услуг.

напольное покрытие для автосервиса

Требования к полу для СТО и автосервисов

Какое напольное покрытие для автосервиса лучше?

Прежде всего, оно должно отвечать ряду требований:

  • обладать стойкостью к механическим и ударным нагрузкам;
  • иметь длительный срок эксплуатации (не менее 15 лет);
  • не скользить;
  • быть устойчивым к агрессивным химическим средам, резким изменениям температурного режима;
  • отличаться простотой уборки.

плитка для автосервиса на пол

Выбор конструктивного решения обустройства пола в автосервисах во многом зависит от назначения каждого помещения и от вида работ, которые будут в нем производиться. По этой причине на отдельных участках СТО могут быть уложены разные поверхности. Качественные напольные покрытия в рабочих зонах помогают избежать многих проблем и неприятностей, которые могут возникнуть по причине постоянного передвижения автотранспорта, использования химических веществ, повышенного уровня влажности и наличия пыли.

Конструкция полов для предприятий автосервиса

Конструктивное решение напольного покрытия для автосервиса имеет несколько слоев в виде «пирога»:

  1. Основание представляет собой природный грунт, а в многоэтажных зданиях – бетонные плиты перекрытия.
  2. Подстилающий слой предназначается для восприятия вертикальных нагрузок.
  3. Верхнее покрытие принимает на себя все воздействия, возникающие в течение процесса эксплуатации.

Часто подстилающий слой и верхнее покрытие объединяют в одном конструктивном элементе. Нагрузки, оказываемые на пол для автосервиса, бывают:

  • температурными (воздух в рабочих помещениях иногда нагревается до 100 и более градусов по Цельсию);
  • механическими;
  • от агрессивного воздействия химвеществ (кислот, щелочей и других смесей).

напольная плитка для автосервиса

Механические нагрузки могут быть:

    1. Слабой степени - возникают при передвижении людей, перемещении тележек и колясок с резиновыми или пластиковыми колесами.
    2. Умеренно выраженными – появляются при перемещении автотранспортных средств, подъемников и электрокар на резиновом ходу.
    3. Значительными – появляются от ударов падающих предметов из металла и в результате передвижения транспорта, имеющего гусеничный ход.

Варианты обустройства напольных покрытий

Если нужно выбрать полы для автосервиса варианты решения данной проблемы могут быть самыми разными. Чаще всего напольные покрытия на СТО и в мастерских делают бетонными или из других бесшовных материалов (нередко встречаются пластиковые, резинопластиковые, эпоксидные, наливные и самовыравнивающиеся поверхности).

Реже полы на предприятиях автосервиса обустраивают, используя рулонные материалы, например, линолеум, релин и прочие. Их применяют исключительно в зонах, предназначенных для обслуживания клиентов и в служебных комнатах для персонала.

полы для автосервиса варианты

В производственных помещениях напольную поверхность часто делают из штучных элементов.

  • плитка для автосервиса на пол (задействуют резиновую, керамическую, стеклопластиковую продукцию). Достаточно часто укладывается резина на пол в гараж, что весьма практично;
  • каменная брусчатка;
  • кирпичи (используют глиняные или клинкерные);
  • плиты. Они бывают цементно-песчаными или бетонными.

В зонах, где активно будет передвигаться транспорт, укладывают покрытия, имеющие хорошую сопротивляемость нагрузкам от автомобилей. Но в местах, где трудится обслуживающий персонал, желательно обустраивать полы с подогревом. Там, где располагаются «горячие» зоны, на которых производятся высокотемпературные работы, должны быть устроены термостойкие и жаропрочные поверхности.

В помещениях с наиболее высоким уровнем влажности (на автомойках) укладывают водонепроницаемый пол (детальнее: "Какие полы для автомойки лучше – виды и особенности"). Здесь на него постоянно воздействует вода, смываемые моющие средства. Конструкционное решение такого напольного покрытия предполагает наличие водоотводящих лотков или водосборных трапов, а также создание уклона к ним, составляющего от 3 до 7 процентов.

наливной пол для автосервиса

Химустойчивые полы обустраивают в аккумуляторных помещениях СТО или местах, где на них возможен разлив жидкостей, содержащих агрессивные химические компоненты.

Несмотря на то, что полы чаще всего обустраивать из кажущегося прочным бетона, они быстро разрушаются под действием горюче-смазочных материалов и шипованной резины. Современной альтернативой бетонному напольному покрытию является полимерный наливной пол для автосервиса. Такие как на фото поверхности пола в состоянии выдерживать большие нагрузки, они имеют высокую прочность к нагрузкам и ударам, пожароустойчивость, обладают стойкостью по отношению к воздействию химически агрессивных веществ.

Сочетание различных конструкций пола

В автосервисах часто в одном помещении производятся различные работы и участки, где они выполняются, находятся в непосредственно близости без разделительных конструкций. Но полы для них нужно выполнять из разных материалов, соблюдая соответствующие технологические решения.

Между отличающимися по материалам и конструкционному решению поверхностями помещают либо монолитно-бетонные ребра, либо окаймляющие рейки, либо уголки из металла, устойчивые к коррозийным процессам. В местах, где пол примыкает к стене или колонне, обустраивают плинтус, изготавливаемый из цементно-песчаной массы. Его отделывают плиткой или деревянным декоративным элементом.

Выбор типа подстилающего слоя для пола

Подстилающий слой для напольных поверхностей делают с учетом вида покрытия, характера и силы воздействий, оказываемых на него, плотности грунта, являющегося основанием для конструкционного решения пола на СТО. На этот слой будет наноситься финишная отделка. Будучи основой напольной конструкции, ему предстоит распределять оказываемые на него нагрузки, в том числе от передвижения тяжелой подъемной техники.

Когда грунт, служащий основанием, является плотным, а пол будет создаваться из штучных компонентов (это может быть напольная плитка для автосервиса), подстилающий слой допускается делать из песка и прочих сыпучих материалов. Если же конструкцию напольного покрытия планируется монтироваться на слабые грунты или на перекрытия между этажами (монолитные или сборные), его создают из бетона с целью обустройства жесткой основы.

пол для автосервиса

Нередко в состав подстилающих слоев на межэтажных бетонных перекрытиях входят звукотеплоизолирующие прокладки с использованием полужестких или сыпучих материалов. Например, задействуют керамзит. Прежде, чем обустроить финишную заливку, поверхность данного вида подстилающих слоев следует зафиксировать стяжкой на основе битума или цементно-песчаной смеси.

С целью ускорения сроков монтажа напольного покрытия, а также, когда на его поверхность будет устанавливаться без специальных фундаментов тяжелое технологическое оборудование, например шиномонтажное устройство, имеющее вес до 15 тонн, подстилающий слой делают «силовым» толщиной около 20 сантиметров. Для этого используют монолитный бетон или сборные ЖБ плиты.

Невзирая на то, что подстилающий слой, сделанный из сборных плит, приводит к удорожанию обустройства напольного покрытия в автосервисе, экономический эффект достигается за счет того, что сокращаются сроки ввода объекта в эксплуатацию.

Чтобы защитить подстилающий слой от проникновения жидкости под покрытие сплошным ковром монтируют гидроизоляцию, которую выполняют с применением специальных материалов. В зонах СТО, где возможно попадание на пол агрессивных химических составов, таких как кислота и щелочь, слой гидроизоляции принято защищать плитками (керамическими или каменными), которые помещают на него, применяя раствор жидкого стекла.

Когда подстилающие слои устраивают непосредственно на землю, иногда возникает необходимость в их защите от грунтовых вод в случае поднятия уровня в результате погодных условий. Чаще всего подобные проблемы возникают весной. Защиту в данном случае создают с применением битума, щебня, утрамбовывая грунт. Иногда задействуют легкий асфальтобетон, укладывая его слоем под подстилающий слой прямо на почву.

Экономические факторы, определяющие выбор пола для автосервиса

Как показывает практика, затраты на обустройство напольного покрытия для СТО составляют примерно 20% от сметной стоимости возведения одноэтажной постройки для предприятия автосервиса. Что касается расхода бетонных растворов для устройства напольных поверхностей, он может достигать 50% всей потребности в бетоне, необходимом для завершения строительных работ.

Поэтому при решении вопроса выбора пола для автосервиса следует учитывать не только перечень услуг, которые планируется оказывать владельцам транспортных средств, нужно принимать во внимание экономическую выгоду от досрочного ввода в эксплуатацию здания, увеличения срока службы поверхности покрытия и наличия возможности легко и быстро передислоцировать оборудование.

Какое покрытие должны иметь полы в помещении для мойки транспортных средств

/upl/2021/3_005.jpg

Вопрос:

Предприятие занимается оказанием транспортных услуг, имеет гаражные боксы с водоотводом в городскую канализацию. Какие документы и требования должны быть предусмотрены для организации автомойки на территории гаража?

Ответ:

Для организации автомойки на территории гаража предприятию необходимо заключить договор водоотведения стоков в централизованные сети водоотведения (или внести изменения в имеющийся договор водоотведения в связи с увеличением объема стоков и изменения их состава),

Обоснование:

Участок (пост) мойки транспортных средств должен быть отделен от других участков (постов) глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием, иметь насосную станцию с резервуарами для воды, грязеотстойником с бензо-маслоуловителем и маслосборный колодец (п.43 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н).

Пол участка (поста) мойки должен иметь уклон в сторону приемных колодцев, отстойников и уловителей, исключающих попадание воды от мойки транспортных средств на территорию организации и за ее пределы.

При сбросе сточных вод с автомойки в централизованные сети водоотведения (далее - ЦСВ) должны соблюдаться требования:

  • Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ);
  • Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила).

Отведение (прием) поверхностных сточных вод в ЦСВ осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила) (п.38 Правил).

Между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) и абонентом может быть заключен договор водоотведения, предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (п.114 Правил).

Обязательным условием заключения такого договора является возможность очистных сооружений принять дополнительную нагрузку без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод.

  • вещества, материалы, отходы и сточные воды, запрещенные к сбросу;
  • максимально допустимые значения показателей и концентраций, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети).

Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов) (п.111 Правил).

Запрещен сброс (прием) абонентами в ЦСВ сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к (п.112 Правил):

  • повреждению объектов ЦСВ и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:
  • разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;
  • образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;
  • нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях ЦСВ, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;
  • нарушению надежности и бесперебойности работы ЦСВ, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;
  • созданию условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего ЦСВ;
  • невозможности утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

Сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям (п.113 Правил):

  • запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, по перечню согласно приложению № 4 к Правилам;
  • значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5 к Правилам.

Таким образом, Правилами установлены общие требования к сточным водам, допустимым к сбросу абонентами в ЦСВ.

В ЦСВ могут быть приняты производственные сточные воды, которые не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации и могут быть очищены совместно со сточными водами населенных пунктов.

В то же время образующиеся во время мойки осадки сточных вод необходимо передавать специализированной организации в качестве отхода.

По мере накопления осадки сточных вод передают для утилизации на специализированные предприятия или на пункты сбора.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, содержит, в том числе, следующие наименования отходов:

  • осадок механической очистки смеси сточных вод мойки автомобильного транспорта и дождевых (ливневых) сточных вод (код 7 23 121 11 39 4, IV класс опасности);
  • осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный (код 7 23 101 01 39 4, IV класс опасности).

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Следовательно, передача таких отходов возможна только организации, имеющей лицензию на обращение с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке (п.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).

Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации (п.4 Порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок № 1027), утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027).

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов (п.4 Порядка 1027).

Для образующихся отходов I-IV класса опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), хозяйствующим субъектам необходимо разработать паспорта на отходы (с п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

При составлении паспорта на отходы, включенные в ФККО, установление соответствия отходов, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием Банка данных об отходах (далее - БДО) (п.5 Порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026).

Ведение БДО осуществляется Росприроднадзором, в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) в целях обеспечения (п.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • уменьшения количества отходов.

Разработка НООЛР напрямую зависит от категории НВОС, присвоенной объекту. Таким образом, согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

  • НООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС;
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах III категории по уровню НВОС, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах IV категории по уровню НВОС разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Правила установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, вступили в силу 15.03.2018 г. и частично отменяют требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - Объекты), в случае формирования за контурами Объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

СЗЗ устанавливается для Объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)).

В свою очередь источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 1 предельно-допустимых концентраций (ПДК) и/или предельно допустимых уровней (ПДУ) (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Следовательно, если автомойка будет являться источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, то для нее должна быть установлена СЗЗ, или данный объект должен быть учтен в уже имеющемся проекте СЗЗ предприятия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер ориентировочной СЗЗ может быть:

1) до 100 м для мойки:

  • грузовых автомобилей портального типа;
  • автомобилей с количеством постов от 2 до 5;

2) до 50 м для мойки автомобилей до двух постов.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Леонова Надежда Валерьевна

Какое покрытие должны иметь полы в помещении для мойки транспортных средств

Таблица 1 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4 Интенсивность воздействия жидкостей на пол следует считать:

малой - незначительное воздействие жидкостей на пол, при котором поверхность покрытия пола сухая или слегка влажная; покрытие пола жидкостями не пропитывается; уборку помещений с разливанием воды не производят;

средней - периодическое увлажнение пола, при котором поверхность покрытия пола влажная или мокрая; покрытие пола пропитывается жидкостями; жидкости по поверхности пола стекают периодически;

большой - постоянное или часто повторяющееся стекание жидкостей по поверхности пола.

Зона воздействия жидкостей вследствие их переноса на подошвах обуви и шинах транспорта распространяется во все стороны (включая смежные помещения) от места смачивания пола: водой и водными растворами - на 20 м, минеральными маслами и эмульсиями - на 100 м. Мытье пола (без розлива воды и при применении моющих средств и средств ухода, соответствующих рекомендациям фирм - производителей материалов для изготовления покрытий полов) и случайные редкие попадания на него брызг, капель и т.д. не считается воздействием жидкостей на пол.

4.5 В помещениях со средней и большой интенсивностью воздействия на пол жидкостей следует предусматривать уклоны полов. Величину уклонов полов следует принимать:

0,5-1% - при бесшовных покрытиях и покрытиях из плит (кроме бетонных покрытий всех видов);

1-2% - при покрытиях из кирпича и бетонов всех видов.

Уклоны лотков и каналов в зависимости от применяемых материалов должны быть соответственно не менее указанных. Направление уклонов должно обеспечивать отвод сточных вод в лотки, каналы и трапы без пересечения деформационных швов здания.

4.6 В животноводческих зданиях уклон полов в сторону навозосборного канала должен приниматься равным:

0% - в помещениях с решетчатыми полами и в каналах с механической уборкой навоза;

не менее 0,5% - в помещениях для содержания птицы в клетках и в лотках вдоль проходов во всех помещениях;

не менее 1,5% - в технологических частях помещений (стойлах, денниках, станках и др.);

не более 6% - в помещениях для выгула животных и птицы и в переходных галереях между зданиями.

4.7 Уклон полов на перекрытиях следует создавать стяжкой или бетонным покрытием переменной толщины, а полов на грунте - соответствующей планировкой грунтового основания.

4.8 Уровень пола в туалетных и ванных помещениях должен быть на 15-20 мм ниже уровня пола в смежных помещениях либо полы в этих помещениях должны быть отделены порогом.

Читайте также: