Как в японии называют маты которыми застилают полы домов

Обновлено: 04.05.2024

Жилье в Японии

В городах очень распространены крошечные однокомнатные квартиры, в которых единственная комната размером около 10 м2, а кухня — около 5 м2. То ли дороговизна жилья, то или какие иные причины способствуют тому, что многие японцы живут со своими родителями и не стремятся заиметь хоть маленькую, но отдельную квартирку.

Не метры, а татами

Татами кладут на пол в определенном порядке: их нельзя раскладывать правильной решёткой, не должно быть мест, в которых сходятся углы трёх или четырёх татами. Объясняется это просто: cложенные таким образом маты не перемещаются по полу, даже если по ним ходить или бегать. Раньше татами делали из соломы, но сейчас для набивки часто используются синтетические материалы.

Шесть японских соток

У японцев большой интерес к материалам натуральным, не вредящим здоровью. Так, полы в жилищах они предпочитают деревянные, на стены наносят штукатурку, а мебель ценится из дуба или грецкого ореха. Сады рядом с домом — в особой цене.

Квартиры как конструктор

В традиционных японских домах каждая комната может быть и гостиной, и спальней, и рабочим кабинетом. А все потому, что земля в Японии в большом дефиците и здесь дорожат каждым метром. Мебель делают так, что она легко складывается и переносится.

Ванна — это важно

Что есть практически в любом жилье — это ванна. Именно ванна, а не душ. Японцы любят полежать в ванне, говорят, это помогает расслабиться и отдохнуть после напряженного дня. Как обходиться без ванной они понимают с трудом, поскольку душ и на пять процентов не заменит то удовольствие, которое приносит ванна.

=^_^= Необычная Япония =^_^=

Комусо "Монах Пустоты" (2часть) Монахи пустоты выглядели весьма, своеобразно, главным образом комусо выделялись своим головным убором, тэнгай (天蓋 букв. «крышка неба»), тростниковая шляпа полностью закрывавшая лицо, что обеспечивало анонимность последователей. Ношение тэнгай символизировало отречение от собственного "я", помогало оградить себя от внешнего мира и полностью сконцентрироваться во время медитации. По тому, как монах надевал тэнгай и удерживал свою флейту, другие последователи легко определяли, нужен ли монаху ночлег или нет. Верхнее одеяние монаха - кэса, служило «одеждой учения» и «доспехами смирения», согласно учению школы оно помогало ликвидировать гнев, лень и ложное знание. Внешне кэса выглядела как прямоугольная накидка с решётчатым узором. Разные по цвету кэсу соответствовали рангу последователя в школе и надевались вместе с сандалями дзори или деревянными гэта, имевшими высокую платформу.Каждый монах носил на груди дощечку кэнконбари. Она была выполнена из дерева, на одной стороне дощечки было написано «не рождённый, не умирающий», а на другой — дзэнское имя монаха. За спиной комусо держал одеяло фукусу, а на поясе располагались «Котомки трёх долин», включавшие в себя две коробочки для текстов буддийских гимнов и небольших молитвенных табличек и чашу для подаяния. Одну из коробочек разрешалось использовать для хранения мелких денег. Если монах умирал в дороге, то по традиции его укрывали одеялом, а в качестве могильной доски использовали его дощечку кэнконбари. Каких-либо погребальных церемоний не проводили, считая, что мелодию сякухати будет исполнять для монаха ветер.Монахам комусо запрещалось много разговаривать. На вопрос «куда вы идёте?» комусо отвечал «повсюду и никуда», «в любом направлении» или «иссё фудзю» («в одном месте не жить»). Комусо мог называть лишь своё буддийское имя и название храма школы. Если прохожий задавал другие вопросы, комусо отходил на несколько шагов назад и говорил: «Что вы можете спрашивать у того, кто состоит из пустоты, обёрнутой телом, и кто носит сякухати бесконечной Пустоты?».Т.к. их храмы находились вне ведения властей, все отношения регулировал главный храм. Вне стен храма монахи имели ряд привилегий, например, свободное передвижение по стране, в то время, как никто не мог путешествовать без разрешения. Комусо ходили по японским улицам и медитировали, играя на сякухати, исполняя свои эзотерические произведения. Необычный наряд комусо в виде корзин тэнгай, вскоре пришёлся по душе всяким подозрительным личностям. Скрываясь под видом монахов, по всей стране стали разгуливать шпионы, воры и разыскиваемые преступники. Поэтому секта Фуке была распущена администрацией Мэйдзи в 1868 году, но монахи все же продолжали носить свои корзины на голове и играть на флейте, потому что народ продолжал их кормить и поддерживать.

Татами

Схемы расположения татами

Тата́ми (яп. 畳 , дословно «складывание; то, что складывается») — маты, которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа) [1] . Плетутся из тростника игуса и набиваются рисовой соломой [1] , хотя в последнее время для набивки используется и синтетическая вата [2] . Длинные края татами обшиваются тканью.

Существуют правила, регламентирующие количество и расположение татами на полу. Обычно татами раскладывают так, чтобы четыре угла не сходились в одной точке [3] . Такое расположение называется благоприятным. Во время похорон или траура татами размещают наоборот — правильной решеткой, чтобы углы сходились [3] . Неправильное расположение, как убеждены японцы, приносит в дом несчастье [4] .

В большинстве современных японских домов, даже европейского типа, бывает хотя бы одна комната с татами (васицу).

В России и на Западе татами используются в школах восточных единоборств в качестве спортивных матов [5] . По сравнению с обычными матами татами более жёсткие.

Татами

В течение многих веков татами используются в Японии для покрытия полов. В большинстве современных японских домов есть хотя бы одна комната в стиле васицу, пол которой устлан татами. Татами также является обязательным атрибутом традиционных чайных домиков. Стандартный размер татами – 182 см в длину и 91 см в ширину. Для обычной комнаты может понадобиться от трёх до восьми татами, в зависимости от её площади. Татами-доко – основная внутренняя часть мата – покрывается внешней оплёткой татами-омотэ, и обе эти части скрепляются с помощью ткани, которой мат обшивается по краям. Обшитый тканью край татами называется татами-хэри.


Татами-доко традиционно изготавливается из нескольких слоев спрессованной рисовой соломы, которые сшиваются, образуя основу толщиной около пяти сантиметров. В последнее время в связи с уменьшением поставок соломы, а также из-за существующей вероятности заражения паразитами и плесенью, всё чаще для изготовления основы используется пенополистирол или древесное волокно.

Внешнюю оплётку татами-омотэ плетут, или, правильнее сказать, ткут из тростника игуса (ситник) с использованием пеньки или шелковины в качестве уточной нити. В наши дни в производстве татами-омотэ кроме тростника иногда используют бумагу и синтетические материалы. Тростник всё активней импортируется из Китая. Кроме того, возросло количество дешевых татами-омотэ, полностью произведенных в Китае. Свежеизготовленная оплётка ощутимо пахнет тростником и имеет характерную светло-зеленую окраску. С годами она выцветает, запах становится слабее. Срок эксплуатации – несколько десятилетий. Повреждённую оплётку можно заменить на новую.

История татами – made in Japan

В Японии существует многолетняя традиция культурного заимствования из Китая, однако татами принято считать оригинальным японским изобретением. Самое старое из сохранившихся до наших времён татами датируется восьмым веком. Оно хранится в сокровищнице Сёсоин храма Тодайдзи в городе Нара.

Татами сегодня

После Второй мировой войны Япония пережила бурную «вестернизацию» повседневного образа жизни, однако обычай жить в домах с татами продержался очень долго. Только в начале 1990-х годов стало заметно расти число квартир и домов без васицу, и сделался популярным паркетный пол. По данным Организации по развитию производства и торговли в префектуре Кумамото, где производится больше всего тростника игуса, за двадцатилетний период с 1993 по 2012 год спрос на татами-омотэ упал в три раза, с 45 млн штук до 14 млн 900 тыс. штук в год.


Перед сном футон и одеяла раскладываются на татами. Утром все складывается и убирается в шкаф до вечера

Поскольку в комнатах с дощатым и паркетным полом звуко- и термоизоляция гораздо хуже, былая популярность снова возвращается к татами, приобретая новые формы. Появляются маты, которые можно класть поверх паркета, в производстве оплётки используется не только тростник, но и другие материалы, меняется дизайн – татами становятся более яркими и красочными.

Положенные на татами подушка-дзабутон и футон превращаются в стул и кровать, не обременяя интерьер громоздкой мебелью. Традиционное татами, произведенное по большей части из экологичных, поддающихся биологическому раcпаду материалов – это символ простой жизни в согласии с природой.

Дополнительная информация на английском языке

Фотография к заголовку: Комната с татами, подушкой-дзабутоном и традиционным низким столиком дзатаку

Традиционный японский дом

Залитая солнцем деревянная веранда-энгава, выходящая в сад; изготовленные из стеблей тростника игуса (ситник) маты татами; пространство комнат, разделенное перегородками фусума – все это придает традиционному японскому дому уникальное очарование и неповторимый стиль.

И в наши дни, когда в Японии становится все больше квартир и домов в западном стиле, японцы не изменяют обычаю оставлять обувь на входе в дом, у порога.

Впрочем, обычай не ходить по дому в уличной обуви распространен много где и на Западе, но в японском доме существует специальное место татаки, полоса бетонного пола в прихожей, предназначенное именно для того, чтобы снимать там обувь. В Японии с ее землетрясениями, тайфунами и прочими природными катаклизмами традиционное жилище устроено таким образом, что пол в жилых помещениях ступенькой возвышается над полом прихожей гэнкан – это позволяет спастись от сырости и затоплений во время ливневых дождей. Татаки находится на нижнем уровне, «на земле», чтобы можно было снять или надеть обувь, присев на более высокий пол комнаты. Кроме татаки в прихожей на «нижнем» уровне также обычно располагается шкаф для обуви, который называется гэта-бако – «ящик для гэта».


Прихожая гэнкан в традиционном японском доме: шкаф для обуви гэта-бако (слева), татаки (на переднем плане).

По водостокам, рассчитанным на обильные осадки в сезон дождей и во время тайфунов, вода, скапливающаяся в желобах на карнизах домов, стекает на землю или в специальные сточные канавки. Водосток, призванный уберечь дом от ущерба, который может нанести дождевая вода, состоит из узкого длинного желоба (ама-дои) и цепочки с крупными звеньями в виде маленьких чашечек (кусари-дои). Это тоже характерная особенность японского традиционного жилища.


Узкий длинный жёлоб ама-дои и «цепочка дождя» кусари-дои, по которой вода из желоба стекает на землю.

Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу

В японских домах, которые мы часто видим в исторических сериалах, фильмах и анимэ, одно большое жилое пространство делится на комнаты скользящими перегородками фусума и сёдзи, изготовленными из дерева и японской бумаги васи. Запереть такую комнату на ключ невозможно. Перед тем, как зайти в нее, нужно подать голос, как бы предупредив о своем появлении, а затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь-перегородку в сторону.

Фусума – это скользящая дверь, обклеенная японской бумагой, отделяющая помещения друг от друга. При необходимости ее можно снять – в отличие от фиксированных постоянных стен перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой менять внутренний интерьер дома. Сёдзи – решетчатая деревянная рама, ячейки в которой затянуты японской бумагой. Она не позволяет постороннему взгляду попасть внутрь дома, а заодно мягко и ровно рассеивает солнечный свет по комнате.

Обе эти перегородки как нельзя больше подходят для теплого и влажного японского климата – они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Комбинация двойного стеклянного окна и сёдзи, которая позволяет любоваться видом на сад, называется юкими-сёдзи (яп. «сёдзи для любования снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.

Татами – мат для пола, изготовленный из тростника игуса. Площадь одного мата составляет 1,62 м 2 и он содержит около 500 мл влаги. Когда в доме сухо, эта влага испаряется из татами, повышая влажность воздуха. В комнате, пол которой устлан татами, обычно всегда чувствуется слабый запах тростника игуса. Этот тростник обладает особой эластичностью – на нем не устаешь сидеть и лежать. А кроме того, его внутренние мягкие волокна обладают очищающим свойством, благодаря которому тростник освежает воздух в комнате.


Тростник игуса – материал, из которого изготавливают татами (слева); мат татами (справа)

В японской традиционной гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно расположена стенная ниша токонома. Чтобы гостю было особенно приятно, в токономе с учетом специфики сезона вывешивается живописный свиток, ставится композиция из цветов икэбана, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются утонченные образцы традиционных изделий из керамики.


В глубине комнаты – ниша токонома с картиной и композицией икэбана. Пол устлан матами татами. На переднем плане – дверь-перегородка фусума. Справа – решетчатые окна сёдзи.

В последнее время все меньше становится аутентичных японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных западного образца оборудуется устланный татами «японский» угол, в котором можно в свое удовольствие полежать на полу. На окна вместо занавесок устанавливаются сёдзи, на лампы – абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, а заказы на такой интерьер поступают даже из-за рубежа.


Юкими-сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи – скользящую решетку сёдзи можно поднять и любоваться видом через стекло)

Купальня о-фуро: два в одном

В японском традиционном доме не может быть «совмещенного санузла» по западному образцу: ванная комната о-фуро и туалет всегда располагаются отдельно. Сама ванная комната поделена на две части – ванна-купальня и место для предварительного мытья вне ванны. Местом для раздевания служит предбанник – небольшое помещение рядом с ванной комнатой. Как правило, в японских семьях члены семейства, предварительно помывшись, купаются в одной и тоже воде, не меняя ее. Если вас пригласят в японский дом с ночевкой, постарайтесь не использовать мыло в самой ванне и не спускайте воду из ванной после купания.

Туалет в японском доме оборудован в традиционном японском стиле – то есть без привычного «сидячего» унитаза, и пользоваться им надо, присаживаясь на корточки. Но в последнее время и в традиционных домах начали появляться современные унитазы западного образца.


Хиирагия – ванна и место для предварительного мытья

Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.

С каждым годом все больше людей, которые спят на кровати, но, согласно опросу, проведенному фирмой Nifty в 2013 году, по крайней мере половина японцев спит по старинке, расстелив прямо поверх татами матрас футон. В дневное время футон сворачивают и кладут на специальную полку в стенном шкафу, таким образом высвобождая в комнате дополнительное место. Время от времени футон сушат прямо на солнце в целях дезинфекции, а также для того, чтобы матрас не отсыревал. Если держать футон в чистоте, он очень долго будет оставаться мягким и удобным. Только вот зимой в японской комнате холодно. Приходится класть в футон грелку ютампо, использовать нагреватель или котацу, отогреваться в о-фуро и уже после этого нырять в тёплый футон.


Все готово ко сну: традиционный японский матрас футон

В наши дни, если выбрать для ночлега гостиницу или рёкан в обновленном традиционном доме, как это сейчас модно, то в этом «старом» новом пространстве, созданном с использованием натуральных материалов, можно, наконец, немного отдохнуть от привычной повседневности, да и ваше путешествие получится незабываемым. Обязательно попробуйте познакомиться поближе с этим уникальным миром, сотворенным с помощью мастерства, дошедшего до наших дней из древности. Насладитесь миром дерева и бумаги, миром спокойствия и умиротворения.

Фотография к заголовку: Дневной сон кота на залитой солнечным светом веранде-энгава

Татами: второе рождение


Всем известно, что в традиционных японских домах полы застилались соломенными циновками татами. В современном же мире тенденция изжить столь великолепное наследие диктуется погоней за дешевизной и, как ни странно это звучит, ненадобностью, поэтому современные квартиры оборудованы только одной комнатой с татами, да и то не всегда. Часто считается, что татами – это немодно, неудобно и непрактично.

Современная японская комната

Современная японская комната

На самом деле очень многие современные японцы даже и не догадываются, насколько татами необходимы в их повседневной жизни – и не только как элемент традиционного интерьера. Циновки выполняют многофункциональную работу по очистке воздуха в квартире, поглощению углекислого газа, регулированию температуры и влажности в помещении. Татами – это своего рода экологически чистый “кондиционер”. Они плетутся из тростника игуса, запах которого также выполняет функции ароматерапии. Считается, что у отдохнувшего ночь на татами человека повышается способность к концентрации в несколько раз больше, чем если бы он спал в обычной кровати.

Станок для изготовления татами

Станок для изготовления татами

Для меня нет практичнее настила, чем татами. В дневное время на них можно сидеть, ночью – спать. Гораздо большее количество гостей можно разместить на татами, нежели на диване или за столом на стульях. Циновки давно используются как маты в различных единоборствах. А чайную церемонию без татами вообще сложно представить.


Многое в японской культуре было заимствовано из Китая, но татами – это уникальный продукт японской жизненной мудрости, продиктованной климатическими условиями страны. Первые упоминания о татами можно прочитать в самых древних письменных памятниках культуры “Кодзики”, “Нихонсёки” и “Манъёсю”. Сначала, как и полагается, татами были только у аристократии и лишь в эпоху Мэйдзи приобрели свое массовое распространение.

Циновки в гостинице японского типа «рёкан»

Циновки в гостинице японского типа «рёкан»

Татами имеют строго определенную величину, причем в зависимости от места их производства наблюдаются различия в форме и размерах. Так, например, циновки из Киото и западной части Японии немного длиннее своих сородичей из Токио и восточной части страны. Во многом это определено традициями архитектурного строительства. Так, в Киото строительство домов подгонялось под уже традиционные размеры татами. (Может, как раз поэтому в Японии площадь жилых помещений традиционно измеряется в татами.) В то время как в Токио сначала строились дома, а потом под заказ плелись циновки. А вот татами с южных островов Рюкю (Окинава) отличаются тем, что они абсолютно квадратные, и в современной гостиной очень выигрышно смотрятся как элемент интерьера.

Полы застилаются татами по установленным правилам. Обязательно учитывается их определенное количество и расположение. Считается, что неправильно положенные татами приносят в дом несчастье. Так, например, не должно быть мест, где сходятся углы трех или четырех циновок. В этом правиле кроется практический смысл, так как именно таким образом татами не расходятся в разные стороны, даже если по ним будут бегать и прыгать оголтелые дети вроде моего сына.

С периода Эдо выделяют два стиля расположения татами: “сюгисики” для проведения торжеств и “фусюгисики” – для поминок. В те времена татами считались роскошью и в обычные от мероприятий дни хранились в стопке и расстилались в том или ином стиле в зависимости от церемониальных действий. В наше время общепринято класть татами «по-торжественному». Только в некоторых храмах и рёканах можно до сих пор наблюдать разделение на два стиля.

Татами для поминок в стиле «фусюгисики»

Татами для поминок в стиле «фусюгисики»

Существует восемь видов плетения татами: моромэ, итобики, оомэ, азэкура, фуцу, хонфукуро, какэгава и сандзю. Чем больше нитей используется при плетении, тем отчетливее виден узор. В зависимости от количества использованного материала, а также от зазоров между поперечными волокнами, татами являются в той или иной степени прочными, долговечными, водонепроницаемыми, грязеустойчивыми, и соответственно, от этих качеств варьируется и цена на циновку.

Разные виды плетения татами

Разные виды плетения татами

За последние десять лет количество мастеров плетения татами уменьшилось в несколько раз, в первую очередь в связи с потерей национального интереса. Однако в последнее время японские циновки переживают второе рождение: в виде ковровых настилов, подушек на стулья, подушек-валиков под локти и голову, матрасов на кровати и всякой мелочи по хозяйству – кошельков, визитниц, сумок, шляпок, аксессуаров… Всего не перечесть.


И это очень радует, ведь было бы невыносимо жалко утерять такую роскошную вещь как ТАТАМИ!

Ирина Бокарева, руководитель по проектному менеджменту в телекоммуникационной компании Брастел

Ирина Бокарева, руководитель по проектному менеджменту в телекоммуникационной компании Брастел

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища


Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.

Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.

Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Японский стиль

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Современное жилье в Японии

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

Домашний адрес

Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.

Татами — напольное покрытие




Традиционная атмосфера японского жилища – свет, мягко проникающий сквозь сёдзи, и пол, устланный татами – матами, изготовленными из тростника, и набитыми рисовой соломой.

В Японии при входе в помещение принято снимать обувь. И мягкая, но очень прочная текстура татами создает ощущение, будто босиком ступаешь по траве. Это очень удобное и прочное покрытие, которое используется в Японии на протяжении многих столетий.

Изначально татами использовали исключительно в качестве подушек и матрасов для сна. И их толщина и качество материалов определяли статус того, кому они принадлежали. На татами в давние времена могли позволить себе спать только состоятельные японцы. Татами считались символом власти и достатка. И только позже их стали использовать в качестве напольного покрытия.

Татами состоит из трех частей: поверхность (татами-омотэ), внутренняя часть (татами-доко) и обшитый тканью край, который скрепляет оба слоя (татами-бэри).

Верхний слой татами плетется из тростника, который используют в текстильной промышленности Японии более двух тысяч лет. В старину это делали вручную, аккуратно переплетая высушенные и обработанные стебли. Это очень кропотливое и трудоемкое занятие требовало сосредоточенности и усидчивости. Внутренний слой традиционно изготавливали из рисовой соломы, которая придавала татами необходимую прочность, но при этом прекрасно пропускала воздух. В качестве материала для канта, идущего по краю татами и скрепляющего слои, обычно использовали хлопок, лён или шёлк.

Японцы придают большое значение тому, как расположены на полу татами. Существует "праздничное" и "не праздничное" расположение. В жилых домах считается недопустимым, чтобы четыре угла татами сходились в одной точке. Обычно их укладывают неправильной решеткой. Кроме того, в зависимости от способа укладки, татами по-разному отражают свет, осветляя одни участки помещения и затемняя другие. Подобные искусные вариации подчеркивают текстуры поверхностей, делая их более глубокими. Таким образом татами играют важную роль в создании атмосферы японского жилища.

Интересная информация

  • В современной промышленности в качестве наполнителя для татами могут использовать не только рисовую солому, но и синтетическую вату.
  • Татами тесно связаны со строгими правилами японского этикета. Например, передвигаясь по комнате, японцы старательно избегают наступать на края татами. На них также не садятся и не ставят посуду во время чайной церемонии.

Особое внимание

  • В Японии площадь помещения измеряют в татами. Стандартный размер татами – 90 ×180 см, что составляет 1,62 м². Встречаются татами и других размеров, например, 90 × 90. В Токио и восточной Японии размер татами также отличается: 85 × 180 см.

Видео о татами

виза в Японию | закажите дополнительно экскурсии в Японии | туры в Японию

Читайте также: