Как мыть полы после покойника в доме у мусульман

Обновлено: 24.04.2024

Перевозка покойного и перезахоронение

Возможно ли перезахоронение тела покойного?

Кладбище, на котором похоронены мои родственники (отец, дядя и др.), по прогнозам может быть скоро затоплено — море слишком близко. Уже сейчас, если копнуть на пол-лопаты, из кладбищенской земли выступает вода. Можно ли в этом случае перенести останки умерших с этого кладбища и захоронить на новом месте? Если можно, то каким образом?

Перезахоронение и перевозка покоящегося в могиле тела или его останков возможны только в исключительных ситуациях, в результате решения богословов данной местности или общественного решения, когда это обосновано крайней необходимостью или пользой<[1], что допускает большая часть исламских богословов[2]. К такого рода исключительным случаям богословы относят, например, опасение за неприкосновенность могилы, возможность затопления территории кладбища[3] или иного рода вред, вредительство, которые могут быть нанесены могиле или кладбищу.

К тому же есть исторические подтверждения допустимости этого. Например, третий праведный халиф ‘Усман, когда увидел, что мечеть Пророка уже не вмещает всех желающих в ней молиться, приказал перенести прилегающее к ней кладбище и расширить здание храма[4].

У меня очень важный вопрос, который мы с мужем не можем решить. Двенадцать лет назад у меня умер папа (мусульманин), я в то время еще не приняла Ислам и, соответственно, не понимала, что папу обязательно надо похоронить как мусульманина. В итоге его похоронили как христианина и не на мусульманском кладбище. Потом через три года ему прочитали Джаназа (мой будущий муж попросил в мечети прочитать). Надо ли папу перезахоронить на мусульманском кладбище?

Раскапывание покойного запретно (харам)[5] и допускается только в вынужденных ситуациях и до того срока, пока тело предположительно еще не разложилось[6].

Считаю (но не могу однозначно утверждать), что в вашей ситуации, тем более через столько лет, нет необходимости в перезахоронении. Любая земля — это место хранения останков человека до момента его воскрешения перед Судным Днем. Для ответа пред Богом тела будут восстановлены по Его приказу, а души, выпущенные из мира временного нахождения душ, устремятся в свои тела.

Нужно ли перевозить покойного на родину, если он умер вдали от родных мест? Что в Исламе говорится о перезахоронении человека?

Что касается действий пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по данному вопросу, то они указывают на то, что человек должен быть похоронен в той местности, где он умер[7]. Поэтому некоторые ученые говорили о нежелательности перевозки тела покойного, а порой и запретности. Также передается, что супруга пророка Мухаммада ‘Аиша, когда пришла на могилу ‘Абдурахмана ибн Абу Бакра, перевезенного после смерти из Эфиопии в Мекку, сказала: «Клянусь Аллахом! Если бы я была рядом, то похоронила бы тебя там, где ты умер». «То есть она не видела веской причины для перевозки тела ‘Абдурахмана в Мекку», — прокомментировали ученые-богословы[8].

В то же время есть несколько подтверждений тому, что если имеется веская причина для перевозки тела до захоронения, то это допускается[9]. Например, тела сподвижников Пророка Са‘да ибн Абу Ваккаса и Са‘ида ибн Зайда были перевезены из местности аль-‘Акык в Медину и там похоронены. Также сподвижник пророка Мухаммада ‘Абдулла ибн ‘Умар завещал, чтобы его тело не хоронили на месте гибели, а перевезли в место Сараф[10].

Богословы-ханафиты говорили, что лучше человека хоронить в той местности, где он умер, но и перевозка тела в другую местность до захоронения допускается[11].

Богословы-шафииты говорили о запретности (харам)[12] перевозки тела покойного в другую местность[13] для захоронения. «Перевозка тела на другие земли — это задержка захоронения и неуважение, пренебрежительное отношение к телу покойного», — говорили они[14].

В случае, когда покойного собираются хоронить не там, где он умер, необходимо, чтобы все обязательные процедуры приготовления к похоронам (омытие, саван, погребальная молитва) были выполнены в городе или селе его кончины до отправки, так как совершение данных процедур — это обязанность тех, среди кого он жил и умер[15].

Что же касается раскапывания покойного, то оно запретно (харам)[16] и допускается только в вынужденных ситуациях и до того срока, пока тело предположительно еще не разложилось[17]. К вынужденным ситуациям относят: захоронение покойного без омытия тела (гусль)[18]; захоронение на чужой, захваченной силой или незаконно территории, когда настоящий хозяин земли не соглашается на материальную компенсацию[19]; случаи, когда покойного расположили неправильно относительно киблы[20]. Если покойного похоронили, не завернув в саван, то раскапывать могилу и заворачивать его в саван нет необходимости, так как земля стала для него саваном[21]. Также не следует раскапывать могилу в случае, когда над покойным не была совершена погребальная молитва[22]. После захоронения она совершается у могилы[23].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее см.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 729–733.

[2] Обосновывают они свое мнение достоверными хадисами. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 401, хадисы № 1350–1352.

[3] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 731 (например, мнение имама Ахмада).

[4] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 79; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 236.

[5] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.

[6] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 238; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63.

[7] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 509; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[8] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 509; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[9] Обосновывают они свое мнение достоверными хадисами. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 401, хадисы № 1350–1352.

[10] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 509; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[11] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[12] Некоторые богословы-шафииты говорили только о нежелательности (макрух) перевозки тела покойного, аргументируя это отсутствием категоричных запретов по данному вопросу. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63.

[13] То есть недопустима перевозка покойного в другую область. Вывоз же тела покойного на кладбище, находящееся за границей города, абсолютно допустим, так как городские кладбища обычно расположены за чертой города.

[14] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[15] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63.

Безусловно, в исключительных случаях люди действуют в зависимости от складывающихся обстоятельств, но с необходимым уважением и почтением к телу покойного (покойной).

[16] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 730.

[17] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 238; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63, 64; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1531.

[18] После омытия тела и заворачивания в саван над ним совершают погребальную молитву.

[19] Если прошло много времени, то лучше не трогать останки покойного.

[20] Богословы-ханафиты, в отличие от шафиитских ученых, не считают первый пункт и последний вескими причинами для раскапывания могилы: «После того, как тело покойного засыпали землей, раскапывать его категорически запрещено. Исключением могут быть только те случаи, когда никак невозможно решение того или иного конфликта или вопроса, касающегося прав живых людей, кроме как через раскапывание могилы или перезахоронение покойника. Если тело покойного не было омыто или его неправильно расположили в могиле, то после того, как тело было засыпано землей, раскапывать его и что-то изменять не следует». См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 238; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 238.

[21] Так считали богословы шафиитского и ханафитского мазхабов. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63, 64; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1556.

[22] Если тело покойного опустили в могилу и вдруг вспомнили о том, что погребальная молитва над ним не была совершена, то, если его еще не начали засыпать землею, тело поднимают на поверхность, совершают над ним погребальную молитву, а затем опускают обратно в могилу. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1531.

[23] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1530, 1531, 1556.

Похороны и поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах усопших, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Как происходят мусульманские похороны: об обрядах и обычаях

Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям

Подготовка к похоронам начинается еще в то время, когда человек жив. Разумеется, это касается только случаев, когда он находится в агонии, и очевидно, что его конец близок. В дом умирающего приглашают имама, который будет читать суры. Человека, который еще жив, укладывают на правый бок, при этом лицо его должно быть повернуто в сторону Мекки – священного города. Для того, чтобы облегчить страдания последних минут, умирающему дают несколько капель воды. Домочадцы не могут плакать в это время, ведь это мешает человеку сосредоточиться на уходе из жизни.




Подготовка тела

Когда человек умирает, ему аккуратно закрывают глаза, конечности выпрямляют, подвязывают подбородок. С тела снимают одежду, большие пальцы ног связывают друг с другом, накрывают гениталии плотно непрозрачной материей. Покойного перекладывают на твердую ровную поверхность, а для предотвращения вздутия на его живот кладут что-то тяжелое.


Похороны татар должны происходить непосредственно в день смерти или же в ближайшие 24 часа после нее.

В исламе запрещено вскрытие тела – это является большим грехом. Также исключена кремация – у татар она приравнивается к горению в пламени ада. Даже если покойный при жизни выражал желание быть кремированным, его родные могут отменить кремацию.

Традиции обмывания

Отношение к чистоте в исламе довольно строгое. Если все обряды очищения не будут выполнены перед похоронами, тело будет считаться нечистым, душа человека не готовой к встрече с высшими силами.

После того, как человек умирает, выбирается Гассала – он будет заниматься омовением тела. Обычно это близкий родственник, покойного, чаще всего старший. По многовековой традиции умершую женщину перед погребением омывают женщины, мужчину – представители сильного пола. Допускается омовение тела мужа его женой. Еще несколько человек должны помогать Гассалу в проведении обрядов. В комнате зажигают благовония, тело покойного прикрывается покрывалом, затем начинается обмывание. Тело омывают трижды – с кедровым порошком, камфорой и простой водой.

Бывает такое, что рядом нет человека одного пола с усопшим. Тогда проводится очищение тела землей или песком.

Вскрытие

Согласно шариату не существует категорических причин, по которым эксгумация была бы запрещена. Наоборот, есть важные причины для этого:

  • с усопшим было захоронено имущество другого человека;
  • по ошибке могила была расположена на чьей-то земле;
  • у женщины родился ребенок мертвым, но не сообщили пол и похоронили, а это по каким-то причинам было важно знать.


Относительно случаев, когда умирает беременная, а внутри нее продолжается жизнь, безоговорочно приступают к вскрытию. С ребенком женщину не хоронят, пока не убедятся, что он тоже умер. Известны акты создания таких условий, при которых младенец погибал внутри утробы, чтобы скорее похоронить мать. Однако это запрещено шариатом.

Обертывание в саван

В соответствии с мусульманскими обычаями, татар хоронят, надев на них простую рубаху, окутав в несколько слоев полотна. Если мусульманин был уважаемым человеком, его тело могут окутывать в дорогостоящие ткани.

Мужской саван представляет собой рубаху и отрез полотна, предназначенный для обертывания нижней части тела. Женское погребальное одеяние состоит из подобной рубахи, которая отличается от мужской только длиной – она доходит до колен, отрезов ткани для груди и головы. Что касается маленьких детей, для их окутывания используют один отрез ткани.


Без гроба татар погребают потому, что человек был создан из земли – и должен стать ее частью после ухода из жизни, а гроб является препятствием для контакта тела и земли.




Татарские кладбища

От традиционных русских христианских кладбищ татарские захоронения заметно отличаются: все надгробия обращены в одну сторону, у могил нет венков, цветов, зажженных свечей. Кроме того, на татарских кладбищах запрещено хоронить неверующих людей.

При кладбищах всегда работают смотрители: они могут показать, как именно нужно копать могилу, как оконтуривать ее. Вообще, смотрители в целом отвечают за организацию погребения мусульманина.

Похоронная молитва и погребение

Законами шариата четко определено то, как именно хоронят мусульман. Проходит процедура обычно в день смерти человека. Отметим, что обычно женщины прощаются с усопшим в доме, а в последний путь его провожают только мужчины. Однако в России, как и в ряде других стран, татарки могут сопровождать похоронную процессию.

Тело выносят на специальных носилках ногами вперед. Прежде, чем покойного внесут на кладбище, носилки устанавливают на помост, начинается чтение сур. После тело опускают в заранее подготовленную могилу на полотенцах, внизу его принимают трое мужчин – ближайшие родственники покойного.



Опускание тела в могилу

Тело усаживают в нишу, закладывают, покрывают толем, присыпают землей

Все, кто пришел проститься с человеком, собираются у могилы. При этом говорить какие-то речи не принято. Лишь мулла в это время читает суры из Корана. Кстати, он остается у места погребения еще на час (а порой и до самого восхода солнца). Его молитвы «подсказывают» душе покойного правильные ответы на вопросы, которые ей задают ангелы.





Почему мусульмане хоронят умерших без гроба

Согласно традициям мусульман, тело человека – часть той земли, из которой он родом, соответственно, оно должно вернуться в землю. При этом гроб – лишняя деталь, мешающая контакту с землей, при этом довольно дорогая. Поэтому похороны в гробах встречаются крайне редко, обычно это обусловлено законодательством страны, где проводится погребение или очень плохим состоянием тела. Крышку гроба мусульмане не забивают гвоздями.

Как хоронят мусульман – бальзамирование

Процесс бальзамирования, как и любое вскрытие тела в мусульманской традиции не приветствуется. Его категорически отвергают.

Как хоронят мусульман – кремация

Кремация тоже считается неугодным Аллаху делом. Этот процесс для мусульман равносилен горению в аду, поэтому его не признают.

Как проходят мусульманские похороны младенцев при выкидыше

Похороны у татар и других мусульман в случае выкидыша зависят от сроков. Младенца, погибшего раньше 4 месяцев, заворачивают в ткань и закапывают рядом с могилами предков. В более поздние сроки хоронят по мусульманским традициям с омыванием и укутыванием в саван. Если ребенок не успел издать ни одного крика — заупокойную молитву не читают, если подавал признаки жизни, то читается молитва.

Кабр (могила)

Кабр – это место захоронения татар. Подготавливают его разными способами – с учетом различных факторов: рельефа местности, месторасположения кладбища, особенностей грунта. Однако есть два правила, которые соблюдаются всегда:

  1. Тело должно быть надежно защищено от осквернения животными, из-под земли не должно доноситься запахов, привлекающих хищников.
  2. Погребальная яма должна быть достаточно глубокой, ее длина должна быть в полный рост покойного с рукой, вытянутой вверх.

Нишу закрепляют кирпичной кладкой, а когда в нее помещают тело, его накрывают плитами, затем засыпают яму землей.

Отдельно стоит сказать о том, как хоронят татар, которые умирают на морском судне. Согласно законам шариата, можно перенести похоронную церемонию, чтобы покойный прошел весь ритуальный обряд. Впрочем, если суша слишком далеко, допускается омовение тела, его обряжение, читка священной книги и предание покойного воде.

Донорство органов

Между радикальными и прогрессивными последователями ислама все еще ведуться споры о подобного рода манипуцляциях с человеческим телом. Однако Коран и предания говорят о том, что медицина полезна, а Аллах не создавал болезни, против которых не будет найдено лекарства.


Официальная версия состоит в том, что пересадка разрешена, если умерший донор при жизни оставил завещание, в котором подтвердил свое решение. Кроме того, его должны признать мертвым по медпоказаниям и согласно религии. Обязательным условием является целесообразность операции — больной должен подписать согласие, а его состояние с точки зрения врачей точно улучшиться после трансплантации.

Что готовят на поминки у татар

Говоря о том, как хоронят татар, нельзя не сказать о поминальном обеде. По исламской традиции, он проходит в тишине. Мужчины и женщины едят и пьют в разных помещениях. Поминальное меню включает суп, приготовленный с халяльной бараниной, гречку с мясом. Также на столе есть выпечка, сладкое, сухофрукты. Алкоголь во время поминального обеда употреблять запрещено.



Поминальный татарский стол

Ислам осуждает роскошные поминальные обеды: люди не должны «объедать» семью усопшего человека, вынуждать их вместо молитв и скорби заниматься домашними хлопотами

Оплакивание покойного

Так как татарские похороны проходят по погребальным правилам мусульман, во время процесса принято придерживаться определенных обычаев. Так, категорически запрещено рыдать, оплакивать покойного. Вообще, слезы уместны только до четвертого дня после смерти.

Скорбеть можно, но важно, чтобы окружающие этого не видели: нельзя закатывать громких истерик, рвать вещи, ломать предметы, наносить себе или окружающим травмы.

Пророк сказал: чувствуя чрезмерное оплакивание, душа усопшего, испытывает невероятные страдания. Поэтому принято осуждать мужчин и юношей, которые рыдают на похоронах. Дети и старцы могут плакать, но обычно их стараются утешить.

Дни и сроки

Первые трое суток после смерти и похорон человека, члены его семьи и близкие друзья могут только молиться за его душу, максимально сократив все бытовые дела. Согласно обычаям, поминают покойного на третий день после погребения, а также:

  • на 7-ой день;
  • на 40-ой день;
  • на 51 день;
  • по истечении года со дня смерти человека.

Кстати, 51 день считается у татар самым мучительным – они верят, что именно в это время происходит «отделение всех костей».

Прижизненные ритуалы

Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.

Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).

Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.

Что происходит с телом после смерти

Когда мусульманин уходит из жизни, в первую ночь после его смерти у его могилы появляются ангелы. Они проводят суд над усопшим. Именно по этой причине важно молиться за человека в течение трех суток после погребения – слова молитвы облегчат душе прохождение всех испытаний. Когда ангел смерти забирает душу, он передает ее ангелам милости. Вместе с ними душа возносится на небо, где ангелы запишут имя покойного человека в специальную книгу. После душа вновь входит в свое тело, чувствует все, что испытывал человек при жизни. Затем ангелы говорят ему: «Спи!» – и покойный засыпает до наступления Судного дня.

Кремация

Как говорилось ранее, традиционным является именно погребение в землю. Огонь, поядающий тело, ассоциируется ни с чем иным, как только с адским огнем. Впрочем, в одном из преданий описан случай, когда отец завещал сыновьям развеять его прах по ветру после сожжения. По его словам, он так боялся предстать перед Аллахом со всеми своими грехами, что не мог быть погребен согласно обряду.


Именно обычай погружать тело в землю вверх лицом, иногда сидя, принято считать обычным для захоронения. Это связано с тем, что согласно верованиям человек не отходит в вечность сразу, а после смерти предстает на суд Божий, где беседует с Ним о всех своих делах на земле.

Установка памятника


Важно посещать могилу усопшего в Рамазан и Курбан-байрам, но не запрещается посещать кладбище в любые другие дни

Как только заканчивается процесс похорон, на могиле усопшего устанавливают аккуратную табличку, содержащую информацию о человеке. Только через 12 месяцев, когда грунт утрамбуется, можно задуматься об установке памятника. По татарским обычаям, мемориал должен быть лаконичным и скромным, без вычурностей и излишеств, однако надгробие должно выглядеть так, чтобы с первого взгляда можно было понять – здесь похоронен мусульманин.

Лицевая сторона надгробного памятника должна быть обращена в сторону Мекки – так человек, пришедший на могилу близкого, будет знать, в каком направлении ему следует молиться.

Не приветствуется нанесение на мемориалы портретов людей, скорбных эпитафий. Для украшения подойдет изображение мечети, классические мусульманские орнаменты, цитаты из Корана. Редко можно увидеть татарские надгробные памятники с фото покойного, скульптурные композиции.

Впрочем, все описанное выше, сегодня соблюдается реже и реже – похороны татар в наше время мало соответствуют тем порядкам, которые были установлены их предками. Однако нельзя забывать, что это огромная часть культурного наследия, позволяющая сохранить традиции и облегчить страдания родных покойного.

Поминальные обряды

Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.

Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.

Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.

Как мыть полы после покойника в доме у мусульман

Элла Юнусова

Что следует делать в случае смерти мусульманина, о подготовке тела к погребению, подготовке к похоронам и порядке проведения обряда.

Обряд огребения усопших по исламу
Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)
«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.

ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ

Над умершими совершается обряд омовения и обмывания
водой. Если мусульманин был облачен в ихрам (одежда поломника) и умер
во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и
обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. Как правило,
умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок;
водой, смешанной с камфорой; чистой водой.

Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.

Нравится Показать список оценивших

Элла Юнусова

Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз — считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший — мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум. Гассал не должен говорить о физических недостатках и изъянах покойного. Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную оплату. Могильщику и носильщикам также может быть оплачена их работа.

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван. Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин (из трех частей): 1. Лифофа — ткани (любого вида и хорошего сорта) покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины. Для женщин (из пяти частей): 1. Лифофа— также как для мужчин; 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор — платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка — куска ткани для покрывания груди, длиной 1.5 м, шириной 60 см.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершего мужа – жена, для умершей жены – муж, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет — похоронил, если обеднеет — дал взаймы, если испытывает нужду — защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда — утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464). Мусульманина может хоронить община. Покрывается тканью все тело. Это обязательное условие, если умерший был несостоятельным человеком, то покрыть его тело тремя кусками ткани является сунной. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят – в знак уважения к нему. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая.

Читайте также: